Вы здесь

У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя. § 4. Устное творчество народов мира (2 часа) (В. М. Коновалова, 2018)

§ 4. Устное творчество народов мира (2 часа)

Занятие 1. Фольклор – коллективная творческая деятельность народа

Цель: создать условия для формирования представлений о фольклоре, как коллективной творческой деятельности народа, отражающей историю языка.

1. Проверка домашнего задания

– Сегодня мы будем говорить о фольклоре. Что такое фольклор?

Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором. За рубежом его называют ещё – народные знания либо народная мудрость. Люди в своей речи используют скороговорки, песни, загадки. Родители малышам рассказывают народные сказки. В школе дети читают легенды, мифы, былины и героические эпосы.

Своё начало фольклор берет в глубочайшей древности. Он возник, когда человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке люди изначально выражали свои чувства, затем передавали свои знания младшим поколениям. Мысли, опыт, чувства они сохранили для своих будущих потомков.

Справка. Фольклор (от англ. folk-lore – народная мудрость) – народное творчество. Коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

2. Самостоятельное чтение статьи

1) Задание до чтения:

– Из текста выпишите слова, которые называют жанры фольклора.

Жанры фольклора

Своё начало фольклор берет в глубочайшей древности. Он возник, когда человечество ещё не имело письменности. Люди не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому все запоминали наизусть. Любой человек мог изменить слова или мелодию в зависимости от своего желания.

В песне народ выражал свои чувства. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Вспомним слова песни «Дубинушка»:

И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,

И эх-ма, никому-то нас не жалко!

О-ой, ду-бинушка,

У-ухнем!

Ее исполняли волжские бурлаки, когда тянули против течения баржу. Ритм песни помогал им выполнять тяжелую работу.

В древние времена, когда люди не знали, кого винить в своих несчастьях, не умели объяснять явления природы, они верили в разных чудовищ, злых духов, различных нечистых. Старались их задобрить подарками и словами. Так появились обрядовые песни и заклинания. С ними наши далёкие предки радостно встречали весну, провожали лето. Со страхом ждали холодную зиму. Просили у природы хороший урожай, чтобы выжить в суровое зимнее время.

Во времена великих предводителей и храбрых воинов слагались песни о подвигах и громких победах в битвах. Эти песни получили название героические песни, которые переросли в более сложные по сюжету героические эпосы. Так возникли греческая поэма «Одиссея», французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», русские былины и многие другие произведения разных стран и народов.

В народных сказках отразились представления людей об окружающем мире. Сказочный мир наполнен неведомыми опасностями и невероятными чудесами. Волшебные герои – Мороз, Ветер, хозяйка Леса или Гор – становились друзьями или врагами. Человек завидовал птицам и насекомым за умение летать, и его желания отразились в легенде о Фаэтоне, Икаре, в сказках о «ковре-самолёте», русской сказке «Летучий корабль».

Мировой фольклор разных народов – своеобразные исторические документы. Фольклор не только раскрывает веру народа в справедливость и счастье, в победу добра над злом, но и дает представление о языке наших предков.

(По Е.Е. Прониной)

Справка. Одиссей – в древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха. Прославился как участник Троянской войны. Главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда и его прозвище «хитроумный»)

Роланд – герой французских эпических сказаний цикла Карла Великого. Является образцом христианского рыцаря и лучшим витязем Карла.

Нибелунги – мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн. По преданию, бургундская королевская династия, жившая в городе Вормсе на левом берегу Рейна присвоила эти сокровища, а вместе с ними и прозвище «Нибелунги».

Фаэтон – в древнегреческой мифологии – сын Гелиоса и Климены. Выпросил у своего отца Гелиоса позволение править солнечной колесницей, но его упряжка погубила его: кони неумелого возницы отклонились от правильного направления и приблизились к земле. Земля загорелась, и Зевс сразил Фаэтона молнией.

Икар – в древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью. Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском. Во время перелета в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул.

2) Проверка самостоятельной работы

Жанры: народные песни, обрядовые песни, заклинания, героические песни, героические эпосы, поэмы, былины, народные сказки, легенды.

– Какие названия народных произведений вам показались знакомыми?

– В фольклоре много вымысла и неточных сведений, почему же его называют «историческим документом»? (отражается история народа – творца и носителя языка)

3. Фольклор Древней Руси. Рассказ учителя с разбором старинных русских слов

Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические. Для каждого обряда были придуманы песни, заклинания. Наши предки обращались к духам умерших родственников, душам животных, растений, явлений природы. Они верили, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека.

Купая младенца, бабушка приговаривала: «Ручки, растите, толстейте, ядренейте. Ножки, ходите, свое тело носите. Язык, говори, свою голову корми».

Справка. Ядренеть – становиться ядреным. Ядреный – сильный, крепкий, здоровый, настоящий, свежий, чистый, с крупным ядром.

В колыбельных песнях ребенку предсказывали обеспеченную и счастливую жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Предупреждали об опасности:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции. Всем известна песня «Во поле берёза стояла». Но знаете ли вы, что существуют разные варианты текста этой песни: от 5 до 20 куплетов. И поется в ней о березке, о молодом любимом и о человеке старом, ненавистном. Это обрядовая песня. Своё происхождение ведёт от древнего праздника поклонения духам умерших людей. Обряд заламывания берёзы. Девушки гурьбой шли в лес. Выбирали молодую берёзу, отламывали ей верхушку и украшали венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод. На ночь оставляли в лесу угощения для умерших представителей рода. Просили помощи у предков удачно выйти замуж.

Свадебные обряды сопровождались причитаниями невесты. Через песни она прощалась с родным домом, с родителями, с подружками. Выражала свой страх перед новой жизнью на чужой стороне, в чужой семье.

4. Прослушивание свадебной песни:

– Во время свадебного застолья исполнялись песни, описывающие брачные обряды.

5. Обобщение

– Сегодня мы говорили о фольклоре – устном народном творчестве. Какие жанры фольклора вы запомнили?

– Песни, былины, сказки, легенды – это достаточно крупные народные произведения. Но существуют малые, но далеко не самые простые, жанры фольклора. Они отражают мудрость многих поколений. Догадайтесь, о чем мы будем говорить на следующем занятии? (о пословицах и поговорках).

Домашнее задание: определить, в чем разница между пословицей и поговоркой (выполняется по желанию).

Занятие 2. Народная мудрость

Цель: создать условия для формирования представлений о пословицах и поговорках, отражающих мудрость народа и историю изменения языка.

1. Проверка домашнего задания

– До сих пор люди путают эти два понятия «половица» и «поговорка». Соедините термин и его форму: пословица – предложение, поговорка – часть предложения.

У поговорки нет завершенности, они понятны только внутри предложения. Пословицы – это целые предложения, которые выражают законченную мысль. Пословицу применяются в удобном случае в готовом виде. Какой бы короткой пословица ни была, все-таки это законченное произведение.

– Есть пословица, описывающая разницу между этими понятиями: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка». Объясните, как вы ее понимаете.

Справка. Пословица – законченное по смыслу изречение, содержащее некоторую мудрость, поучительность. Пословицы просты, в них нет сложных слов и непонятных терминов. Они были созданы простым народом и для народа. Это истина, и с этой истиной спорить не стоит. Пословицы, как правило, ритмичны и имеют рифму.

Поговорка – это словосочетание, устойчивое выражение. Любое из этих выражений с легкостью можно заменить другими словами. Смысл при этом сохранится, изменится только окраска предложения. Поговорки имеют под собой некий подтекст, иронию. Часто основная идея выражается посредством образов, недоговоренностей, преувеличений.

2. Упражнение в различии пословицы и поговорки

Авось да небось.

Азбука – к мудрости ступенька.

Аппетит приходит во время еды.

Бабка надвое сказала.

Без вины виноватые.

Без году неделя.

Без запора и забора не уйдешь от вора.

Без сучка да без задоринки.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В долгах как в шелках.

Век живи – век учись.

3. Назначение пословиц

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Есть пословицы про сами пословицы:

«Пословица – всем делам помощница».

«Без пословицы не проживешь».

«Русская пословица ко всему пригодится».

На каждую пословицу можно найти пословицу с противоположным значением. Пословицы отражают различные взгляды. Сравни:

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Работа не волк, в лес не убежит.

Кто не работает, тот не ест. От работы кони дохнут.

Не отклaдывaй дело в долгий ящик. Поспешишь, людей насмешишь.

4. Устаревшие слова – показатель древности пословицы

«Один с сошкой, семеро с ложкой» («сошка», «соха» – древнерусское деревянное орудие труда, которым пашут). «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» («гуж» – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой; «дюжий»здоровый, сильный, крепкого сложенья).

– Какие слова не поняты, почему? (описывают действия, которые в наши дни не совершаются).

– О чем могут рассказать эти пословицы? (В старину были большие семьи, отец один пахал, а за стол садились все. Берись за дело, с которым можешь справиться).

5. Дополнительный материал. Игры с пословицами и поговорками

1) Пословицы разных народов

Подбери русскую пословицу к зарубежной:

Старого воробья на мякине не проведешь (русская) – Булочника на хлебе не проведешь (испанская).

Ищи ветра в поле (русская) – Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (немецкая).

Язык мой – враг мой (русская) – У кого болтливый рот, у того тело в синяках (английская).

Язык до Киева доведет (русская) – Тот не заблудится, кто спрашивает (итальянская).

Сапожник без сапог (русская) – Горшечник пьет воду из треснувшего кувшина (персидская).

2) «Дай характеристику»

– О каких недостатках человека говорят пословицы:

Язык без костей что хочет, то и лопочет. (Болтун)

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень)

Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать, проблема на пустом месте)

«Ничего не болит, а все стонет». (О притворщике или попрошайке)

«Иная вода стоит крови». (Слеза, горе)

3) «Собери пословицу»

На карточках двух цветов написаны пословицы. Задание: найди свою половинку, объясни значение.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сколько волка не корми, а он в лес смотрит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Делу – время, потехе – час.

Сделал дело, гуляй смело.

Большому кораблю большое плаванье.

Не спеши языком, торопись делом.

Кто много говорит, тот мало делает.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4) Пантомима «Угадай пословицу»

Один ученик изображает пословицу, другие отгадывают.

«После драки кулаками не машут».

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»


«Тише едешь, дальше будешь»

5) «Восстанови поговорки»

Г.л.д.н, как с… .

Х.т.р, как л… .

.пр.м, как о… .

Тр.сл.в, как з… .

Храбр, как л…

6) «Вспомни пословицу»

Вставьте нужное слово:

Лес рубят – щепки … а) жгут; б) губят; в) падают; г) летят.

Не пойман – не … а) враг; б) спортсмен; в) вор; г) злодей.

7) Дополните пословицы, вставляя пропущенные слова:

от яблони недалеко падает (яблоко). У страха … велики (глаза). … глаза колет (правда). После драки … не машут (кулаками). Родина – мать, умей за нее … (постоять). Ученье свет, а… (неученье – тьма). Куда иголка, туда и … ( нитка). Кто много читает, тот много (знает).

8) Исправьте ошибку (замените слово на другое, чтобы появился смысл):

В гостях хорошо, а дома хуже (лучше). Дыма без коня (огня) не бывает. Машу (кашу) маслом не испортишь. Не делай из муки (мухи) слона.

9) Восстановите пословицу по двум словам:

1) лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров);

2) дело – мастер (Дело мастера боится);

3) журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль – в небе).

10) Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях.

Хорош садовник – хорош и крыжовник.

Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

У способного учителя дети могут многому научиться.

У талантливого портного вся одежда красивая.

11) Ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.

– Чего не утаишь в мешке? (Шила)

– Когда приходит аппетит? (Во время еды)

– Кто лучше, чем два новых друга? (Старый друг)

9. Закрепление

–Запишите 5-10 пословиц, которые вам понравились.

10. Обобщение

– Сегодня мы говорили о русских пословицах и поговорках. Речь наших предков была образной и мудрой. И об этом тоже есть своя пословица: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Изучать фольклор можно бесконечно. И мы ещё будем обращаться к русскому фольклору. Но следующее занятие мы посвятим теме, противоположной устному творчеству. Догадайтесь какой? (Как возникла письменность)

Домашнее задание (выполняется по желанию): как человек научился писать.