§ 3. Развитие речи и историческое время (2 часа)
Занятие 1. История формирования счета
Цель: создать условия для формирования понимания необходимости введения счета, появлении арабских и римских цифр.
1. Проверка домашнего задания (выполнялось по желанию)
Прослушивание выступлений на тему «Как человек научился считать»
2. Чтение «с остановкой»
Как люди учились считать
Первые люди не умели считать. Древние люди, наблюдая за окружающей их природой, сначала из большого разнообразия предметов научились выделять один предмет. Из стада животных – одно животное, из косяка рыб – одну рыбу. Изначально они смогли определить это отношение как «один» и «много».
– Объясните русскую поговорку «Один, как перст».
Частые наблюдения за предметами привели человека к представлению о численности. Пару оленей они сравнивали их с парой глаз, рук или ног.
– Какое число появилось после числа «один» и почему? Как по-другому называют число два?
– Объясните пословицу «Два сапога – пара» (так говорят о двух людях, поступающих одинаково).
Лишь спустя продолжительное время человек смог выделять три, четыре, пять и т.д. предметов, соотнося их с количеством пальцев рук, а потом и ног. Вожак племени во время охоты должен был правильно расставить людей в западне, для этого количество он показывал на пальцах руки. Когда человеку нужно было обменять копье на пять шкур животного, он клал руку на землю и показывал, что напротив каждого пальца необходимо положить шкурку. До того, как человек научился считать в уме, наши предки использовали сначала пальцы рук и ног.
– Какое наибольшее число может обозначить пальцами один человек? (могут быть ответы: 20 или 60, см. ниже)
Потребность в запоминании количества дала толчок к появлению письменного счета. Бумаги еще не знали, и подсчеты делались с помощью зарубин на костях животных и палках, узелками на веревках или письмом на глиняных дощечках. Иногда предметы счета (камешки, раковины, косточки) нанизывали на шнурок или палочку, чтобы не растерять.
3. Практическая работа
Оборудование: толстые нитки, камушки, бусинки, палочки и т.п.; счеты.
– На столе лежат различные предметы, с помощью которых наши предки вели счет. Представьте, как поступали древние люди, записывая число (каждому предмету соответствует один из предметов, выбранных в качестве орудия счета: один камешек, один узелок на веревке и т.д.).
– А вы знаете, что такое счеты? Предположите, как их придумали.
4. Чтение «с остановкой»
Как люди учились записывать числа
Позже придумали значки для обозначения чисел – цифры.
В древнем Риме записывали числа с помощью таких цифр:
I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000.
Если при чтении слева направо меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей: VI=6, XXXII=32. Если меньшая цифра стоит перед большим числом, то она вычитается из большей: IV=4, VL=45.
– Какие числа римскими цифрами вы можете записать?
– Записать и прочитать большое число, записанное римскими цифрами, бывает сложно. Попробуйте прочитать такое число: MCMXLV.
Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 придумали индусы. Эта запись очень понравилась их соседям – арабам. Именно арабы и привезли в Европу эти цифры. Это произошло примерно в VIII веке. Европейцы назвали цифры арабскими.
Долгое время отсутствовал знак для числа ноль. Чтобы записать число 209, посередине оставляли пробел, то есть 2 9, но в таком счете было очень легко запутаться, и поэтому на место пробела ставили маленькую точку, которая вскоре превратилась в ноль.
– Попробуйте записать старинным способом число 500, 2003, 2016.
С помощью десяти арабских цифр можно записать сколь угодно большие числа. Одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от её местоположения в числе. Например, цифра 1 может обозначать одну единицу, один десяток, одну сотню, одну тысячу и т.д. Такая запись получила название десятичная система счисления.
Некоторые племена и народы использовали другие системы счисления. Индейцы племени майя использовали двадцатеричную систему. Французы и сегодня вместо «восемьдесят» говорят «четырежды двадцать».
Древние шумеры использовали шестидесятеричную систему. Вспомните, 1 час=60 мин, 1 мин=60 сек.
В 1 году 12 месяцев. Это двенадцатеричная система счисления. Счет дюжинами. Количество предметов в столовых сервизах, как правило, равно 6 – полудюжине.
– Были созданы различные системы счисления. Догадайтесь, что брали за основу в каждой системе?
Единичная система счисления – 1 палец. Так показывают количество лет маленькие дети.
5-ричная – 5 пальцев руки.
10-тичная – 10 пальцев двух рук.
12-ричная – количество фаланг на указательном, среднем, безымянном пальцах и мизинце при счете их большим пальцем.
20-ричная – количество пальцев на руках и ногах.
60-ричная – 4 больших пальца, каждый из которых обозначал число 12, и 12 фаланг четырех пальцев. Т.е. 12*5=60
– В какой системе мы сегодня чаще всего записываем числа? (в десятичной)
5. Самостоятельное чтение статьи
Как считали на Руси
В X веке в русском языке было 12 слов для обозначения количества: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, сто, тысяча. Большое количество на Руси обозначалось с помощью слов тьма, легион, леодр, ворон, колода.
В XIII веке появляется слово сорок, до этого четыре десятка называли так: «четыредесят». Существовал обычай продавать меховые шкурки мешками, вкладывая в каждую по сорок штук. Именно столько соболиных шкурок нужно для пошива одной шубы. Такой мешок называли «сорок». Значение слова менялось в таком порядке: «мешок», «мешок с 40 соболями», числительное «сорок».
В Древней Руси числа записывали значками букв. Чтобы отличить число от буквы, над буквой ставили волнистую линию – титло.
Арабские цифры для записи чисел стали использовать только в XVI веке.
– Что нового узнали из статьи?
– Какие слова для обозначения количества сохранились в современном русском языке?
– Какие еще магические числа вы знаете?
– Подберите синонимы к слову тьма, легион, ворон в современном значении. Как вы думаете, кого обозначали этими словами? (врагов)
Справка. Тьма – 10 тыс. в древнерусском счете. Легион – 100 тыс. Леодр – миллион. Ворон – 10 млн. Колода – 100 млн.
Дополнительный материал.
Число 40 на Руси вызывало уважение. «Сорок лет не сорок реп» – русская пословица. В 40 лет происходит переоценка жизненных ценностей, чего человек достиг и чего он хотел достичь. Наши далекие предки отмечали «Сороки» – праздник завершения зимы. 40 дней не разрешалось оставлять новорожденного одного, чтобы его не забрали злые духи. Много раз встречается число 40 в Библии: 40 дней лил дождь перед Всемирным потопом, 40 лет скитались Израильтяне в пустыне, Иисус Христос после своей кончины блуждал по пустыне, где его искушал дьявол. У других народов тоже особое отношение к числу 40. Это отразилось, например, в названии арабской сказки «Али-баба и 40 разбойников».
Дополнительный материал. У многих древних народов число 7 считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трёх и четырёх. 3 человека составляют основу жизни: мать, отец, ребёнок, а 4 – это число сторон света.
Семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену. Древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актеров. Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу 7. Треугольник и четырёхугольник, которые в сумме дают 7, считались математиками античности проявлением законченности и совершенства. Древние римляне почитали семерых мудрецов. Индусы на счастье дарят 7 слоников. На семи холмах были основаны города Рим и Москва. У христиан это число священное: 7 смертных грехов, Великий пост длится 7 недель. Число 7 на Руси также считалось волшебным, что отразилось в русском фольклоре: «Семи пядей во лбу», «Седьмая вода на киселе», «До седьмого пота», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А.С. Пушкин написал сказку по мотивам русского фольклора).
6. Обобщение
– Сегодня мы поговорили о том, как человек осваивал счет. Сначала появлялась счетная единица (например, палец, две руки), потом слово, обозначающее это количество и наконец знак этого числа.
– Назовите причины, которые подтолкнули человека к освоению счета (совместная жизнь, излишки предметов, необходимость вести учет). Следующее занятие тоже будет посвящено счету, но счету того, что нельзя взять в руки или остановить. Догадайтесь, о чем мы будем говорить на следующем занятии? (о времени)
Загадки о времени:
Оно летит быстрее мысли, но не имеет ни начала, ни конца?
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
7. Домашнее задание: сообщение о том, как люди научились считать время.
Занятие 2. Историческое время
Цель: создать условия для формирования представлений о понятии «историческое время» и необходимости ведения календарных записей; создать условия для формирования умения ориентироваться в событиях прошлого, настоящего, будущего; учиться отмечать исторические отрезки на ленте времени, используя римские и арабские цифры.
1. Проверка домашнего задания (выполнялось по желанию)
Прослушивание выступлений на тему «Как люди научились измерять время»
2. Понятие «время»
1) В математике время – величина.
– Какие единицы измерения времени вы знаете?
– Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания: час, день, неделя, секунда, век, год, месяц.
2) В русском языке слово «время» имеет продолжительность или точка отсчета.
В настоящее время, во время сна, в любое время, в скором времени, в то время, до поры до времени, на первое время, от времени до времени, с давних времен, делать по времени, проводить время, найти время, наступит время, закончилось время.
– Слово «время» входит во многие фразеологизмы. Замените фразеологизм одним словом:
время бежит – быстро
время летит – стремительно
время не ждет – опаздывать
горячее время – опасное
дай время – подожди
убивать время – бездельничать
тянуть время – нерешительность
3) В истории время имеет точку отсчета: появление человечества.
Историческое время связано с речью: речь появилась и существует вместе с человеком.
3. Лента времени
Для удобства отсчета исторического времени используют специальную схему «Лента времени».
Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.
А.И. Колмаков
– Где начинается и куда ведет лента времени? (дорога из прошлого в будущее через настоящее)
– Найдите на ленте времени границу, которая делит историю человечества на 2 периода. Эта граница называется эрой.
Справка. Эра – период времени до Рождения Христа (до н.э) и после Рождения Христа (н.э.) по юлианскому и григорианскому календарям.
4. Алгоритм определения века
1) закройте 2 последние цифры
2) если они равны нулям, то век определи по первым цифрам
3) в другом случае к полученному числу прибавьте 1
4) добавьте, если надо, до н.э.
5. Самостоятельное чтение (работа с информацией)
Счет времени на Руси
В Древней Руси до принятия христианства счет времени вели по четырем временам года.
Новый год начинался 1 марта. В 1492 г. Иван III повелел считать началом года 1сентября.
В 1700 г. Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление – новый год стал
начинаться 1 января. 7208 г. от сотворения мира стали считать 1700 г. от Рождества Христова.
Очень часто в исторической литературе встречаются выражения «по старому стилю», «по новому стилю». Это связано с Юлианским и Григорианским календарями. До 1918 года Россия жила по Юлианскому календарю, который создал еще в 46 году до Рождества Христова римский император Юлий Цезарь. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, действовал календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. Разница между календарями составляет 14 дней. Поэтому в России отмечают старый новый год в ночь с 13 на 14 января.
– Что нового узнали из статьи?
5. Древнерусский календарь «Месяцеслов»
Слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. В Древнем Риме существовал обычай отдавать долги или выплачивать проценты по ним в первый день каждого месяца. Дни эти назывались календами. Ростовщики записывали принесенные должниками суммы в особую долговую книгу – календарь. Позднее календарями стали называть перечень месяцев и дней года.
До 1348 года новый год на Руси официально отмечался 1 марта, а с 1349 по 1699 – 1 сентября, и только Петр I обнародовал указ «лета счислять» с 1 января по европейскому образцу
Названия месяцев (XI век):
январь – просинец (синева неба, прибавления солнечного дня) ,
февраль – сечень (снежное холодное время с ветрами),
март – сухый (от весенней теплоты, осушающей всякую влагу),
апрель – березозол (сокодвижение, время злое для берез),
май – травень,
июнь – изок (изок – кузнечик),
июль –червень (червленые, т.е. красные ягоды),
август – зарев (сияние зарницы),
сентябрь – рюен (рев осенних ветров и зверей, например, оленя),
октябрь – листопад,
ноябрь– грудень (замерзшая земля со снегом, грудный путь),
декабрь – студень (стужа, т.е. мороз)
Названия месяцев образованы преимущественно от древних основ (праславянских, индоевропейских). В народных названиях месяцев большей частью отразились погодные явления и отношение к ним.
6. Закрепление пройденного
– Разместите единицы времени в соответствии с их продолжительностью (величиной): век, эра, год, тысячелетие.
7. Обобщение
– Сегодня мы говорили о том, как человек научился измерять время. Как вы думаете, откуда ученые узнают о том, что было в древние времена? (по старинным предметам, фольклору). Догадайтесь, о чем мы поговорим на следующем занятии? (о фольклоре)
Домашнее задание (выполняется по желанию): по словарю узнайте точный значение слова «фольклор».