Вы здесь

Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя. Глава 3. Особый знак препинания. Отличие стихов от прозы (В. Г. Кротов)

Глава 3. Особый знак препинания

Отличие стихов от прозы

Пишущему человеку очень важно понимать, чем стихи отличаются от прозы, а что у них общего. Это вроде бы просто. Но очень непросто.

Представим себе, что кроме точек, запятых и других знаков препинания в языке есть ещё один знак. Совершенно особый знак и очень могущественный. Ведь именно он (и только он!) отличает стихи от прозы.


Кто догадался – молодец. Остальные тоже догадались бы сами, если бы я не торопился всем сообщить это прямо сейчас.


Этот знак – разделение текста на строки.


Греческое слово «стихос» и означает одну строку. Отсюда русское слово «стих» – строка (хотя его и применяют порою в смысле «стихотворение», да и в других смыслах тоже). То есть пока мы нашу речь не делим специально на строки, не пользуемся нашим особым знаком препинания – это проза. А если пишем (или произносим вслух) точно определённые строки – всё, это уже стихи.


– Ха-ха! – оживится наш спорщик Орчик. – А как же рифмы? А как же всякие стихотворные размеры? На строки можно и прозу разбить. Что же, сразу стихи получатся? Ха-ха-ха!


Конечно, в стихах бывают и рифмы. Но вовсе не во всех стихах. Конечно, есть много разных стихотворных размеров, когда определённым образом чередуются ударные и безударные слоги. Но нередко поэзия обходится без этого. В стихотворных жанрах используется множество других разных приёмов. Но ни один из них не является обязательным свойством стихов вообще.

Можно превратить прозу в стихи, разбив её на строки. Вот, к примеру, небольшое стихотворение. Специально для Орчика.

Возражение против верлибра

Ха-ха!

А как же рифмы?

А как же всякие стихотворные размеры?

На строки можно и прозу разбить.

Что же, сразу стихи получатся?

Ха-ха-ха!


Узнаёшь? Это же небольшая речь нашего спорщика, которую он только что произнёс. Только теперь она в стихотворном виде.

Да, теперь это стихи. Такой поэтический жанр называется ВЕРЛИБР – или СВОБОДНЫЙ СТИХ. И теперь получилось, что Орчик возражает верлибром против верлибра. Ну что же? Возражал ведь он словами против слов.

Трёхстишие про хрупкий мостик в главе «Чудо человеческой речи» – тоже верлибр. Маленький верлибр из трёх строк.

Свободный стих – это замечательный, вполне достойный поэтический жанр. Некоторые знаменитые поэты всю жизнь писали только верлибры.

И в каждом народе поэзия начиналась обычно как раз со свободных стихов.

Это не просто дополнительные знания по литературоведению или по истории. Это может стать важным личным открытием: для стихов не обязательно придумывать рифмы. Не обязательно считать слоги и ударения. Стихи могут быть свободными! Они начинаются с разбиения на строки.

А если мы разбиением на строки не пользуемся, мы пишем прозой – и это такая же свободная речь, как верлибр. Просто без того самого специального знака препинания.


Кстати, один похожий знак препинания в прозе всё-таки используется. Это разделение на абзацы. Но оно не превращает прозу в стихи. В стихах такое тоже есть: разделение на строфы, а в песне – на куплеты.


Верлибр – самый свободный вид поэзии. Этот жанр чем-то похож на эссе, самый свободный вид литературной прозы.

Ладно, простую сторону различия между стихами и прозой мы увидели. А что же тут тогда непростого?

Нужны ещё некоторые условия, чтобы стихи стали стихотворением.

Можно обойтись без стихотворного размера. Зато надо позаботиться о ритме, о внутренней музыке, наполняющей стихотворение и ведущей его от строки к строке. Здесь нет обязательных правил, просто необходимо постоянно прислушиваться к тому, что у тебя получается.

Ещё важно, чтобы стихотворение было образным. Чтобы оно заключало в себе какой-то образ: картинку или череду картин, сравнения одних явлений жизни с другими. Чем необычнее картинка, чем неожиданнее сравнение, тем интереснее стихи.

Прозе тоже нужен ритм. В прозе тоже хорошо использовать образы и сравнения. Но поэзия нуждается в этом острее.