Глава 1.
Чудо человеческой речи
Зачем нам сочинительство
Каждому человеку нужно уметь говорить. Кто будет с этим спорить? Только какой-нибудь совсем отчаянный спорщик. Но и он будет доказывать свою правоту с помощью слов. Будет стараться подбирать их как можно лучше.
Иначе кто же станет его слушать или читать?
А что если придумать имя этому спорщику? Пусть его зовут Орчик. Ведь спорщики часто ОРут. Но мы к нему будем относиться нежно, поэтому присоединим ласковое «чик». И тогда уже получается сказка…
Спорщик Орчик
Жил-был неуёмный задиристый спорщик по имени Орчик. Он всем доказывал, что людям вовсе не обязательно разговаривать, а тем более писать. Что вполне можно и без слов обходиться.
Так красноречиво всех убеждал, что вокруг него люди один за другим стали переходить с разговоров на молчание. Орчик и статьи об этом писал, и книги. Даже самого себя наконец убедил – и перестал разговаривать, да и писать.
Тут все спохватились, вздохнули с облегчением и стали жить, как прежде, со словами. И никто их больше не отговаривал от этого.
Ну вот, не успели мы ещё ни в чём разобраться, а уже началось сочинительство. Ладно, на то и мастерская. Присоединяйся, кто хочет!
Говорить, выражать свои переживания и мысли словами, – это удивительное явление. Речь делает человека человеком. Даже немому важно, что вокруг разговаривают.
Но кроме умения разговаривать есть ещё один вид словесного общения. Ещё более удивительный. Это письменная речь. Когда-то она была тоже устной, только её запоминали, заучивали наизусть, она переходила из уст в уста. Правильнее было бы называть её сохраняемой речью. Но сейчас, чтобы сохранить сказанное, мы обычно записываем его.
Записываем не только на бумаге. Ещё, например, с помощью компьютера. Есть и другие способы сохранения речи. Какие же?
Сохранённое слово становится чем-то особенным. Даже какой-нибудь пустяк, если он был записан и надолго сохранился, приобретает большое значение. Учёные очень радуются, когда выкапывают из земли старинную записку на бересте или глиняную клинописную табличку.
Но если написать о чём-то важном (хотя бы для себя самого), это уже не пустяк. Ведь мне удалось сохранить своё переживание, свою мысль – и это так здорово! Я могу перечитать написанное, вернуться в прежнее своё настроение. Могу что-то додумать и дописать. Могу изменить написанное так, чтобы стало ещё интереснее.
Запечатанная записка
(маленькое воспоминание)
Когда мне было лет десять или двенадцать, у меня была одна проблема. Неважно, в чём она заключалась. Важно, что решить её мог только я сам, но мне чего-то для этого не хватало. Наверное, того, что называют силой воли.
И вот я написал сам себе обещание, что к такому-то дню обязательно решу эту свою проблему. Записочку с обещанием я положил в маленький флакон, крышку которого залил воском. Я не откупоривал флакон. Но содержание записки помнил хорошо. То, что ОНО лежит где-то написанное, очень действовало на меня, и постепенно свою проблему я решил. Записка устарела и затерялась, но мне кажется, что она существует до сих пор. Не для меня, а для того мальчика, который живёт во мне и про неё вспоминает.
Письменное слово необходимо мне, чтобы лучше понять свой внутренний мир. И чтобы лучше понять мир внешний: лучше почувствовать вкус событий, происходящих вокруг.
Хочешь попробовать? Напиши вечером, как прошёл сегодняшний день. Какие случились события, крупные или мелкие. Какие были переживания. Что было как всегда. Что было неожиданного. Напиши как можно искреннее. А потом, позже, – просто перечитай эту запись. Завтра, через неделю, через месяц, через год. И увидишь настоящее небольшое чудо: этот день твоей жизни сохранился надолго! Можно не только перечитать. Можно записать, как ты смотришь на тот день теперь. То есть войти туда снова, уже с сегодняшним взглядом на жизнь.
Но письменные возможности на этом не кончаются. Всё становится ещё удивительнее, когда я решаюсь показать написанное другому человеку – и ему это вдруг окажется ИНТЕРЕСНО!
Интересно то, что происходит со мной? Да. Интересно то, как я воспринимаю мир? Да. Интересно то, что я чувствую и думаю? Да. Написанное мной соединяет нас. Это мостик из слов, перекинутый из одной души в другую.
Если я по этому мостику смог прийти в душу другого человека – это уже немало. Но такой мостик позволяет людям получать ещё многое. Жизненный опыт других людей, знание мира, понимание чужого отношения к жизни, новые для нас мысли, увлекательные истории – всё это идёт к нам по волшебным путям, созданным письменным словом.
Захотелось даже написать об этом трёхстишие. Вот оно:
* * *
Хрупкий мостик из слов.
Ни досок, ни камней, ни железа.
Но как же он прочен.
О чудесах сохраняемой речи многое можно рассказать. Стихи и песни, легенды и сказки – из них вырастает народная культура. Священные тексты – на них основана духовная жизнь человечества. Романы – и отражают нравы своего времени, и влияют на них. Личный дневник может войти в классическую литературу. Фантастика способна заглядывать в будущие времена. Писательский гений может произвести переворот в умах миллионов.
Но вернёмся от гения к обычному человеку. И ему (то есть мне или тебе) письменное слово тоже открывает двери в необычное. Письменно можно говорить не только с теми, кто рядом, но и с теми, кто далеко. Можно говорить с теми, кого ещё нет на свете. И с теми, кто уже ушёл из этой жизни в неизвестную нам тайну.
Можно создавать миры. Да-да, сочинять – значит быть волшебником. Даже если удастся хоть немного описать один-единственный мир, свой собственный, – в этом тоже есть что-то волшебное.
Но с помощью слов можно создавать и небывалое. Можно открывать то чудесное, что таится во всём окружающем нас. Можно уловить таинственный смысл происходящего с нами и выразить это в прозе или в поэзии.
Вот почему я думаю, что каждый из нас должен уметь говорить не только устно, но и письменно. Вот почему я уверен, что каждому стоит попробовать сочинять. Или, если слово «сочинять» всё-таки кого-то смущает, – каждому стоит овладеть письменной речью. Я бы даже сказал так: каждый должен написать свою книгу. У кого-то она будет тоненькой, у кого-то многотомной, но эту книгу за тебя не напишет никто.
Никто не будет заставлять тебя писать свою книгу. Ты свободен делать это или не делать. Просто: или то, что ты напишешь, будет – или нет.