Вы здесь

Учить слова легко. От автора (Татьяна Громова, 2015)

От автора

Это книга о том, как учить иностранные слова. Много слов.

Это не учебник и не новая методика изучения иностранного языка. Я не преподаватель языка, не лингвист и даже не переводчик. Я лишь одна из тех несчастных с дырявой памятью, которые однажды оказались вынуждены быстро и достаточно хорошо овладеть не только грамматикой, но и большим объемом лексики иностранного языка. И поскольку достаточно удобных и эффективных инструментов для решения этой задачи у меня на тот момент не было, после ряда экспериментов на свет появилась эта технология, которая, возможно, поможет и вам.

Проблема пополнения лексики встает перед каждым, кто берется за изучение иностранного языка. Есть счастливчики, для которых пополнение словарного запаса трудности не представляет. У них фотографическая память, или же они моментально запоминают слова «на слух», или цепко выхватывают их из контекста. (Особенно счастливы те из них, чьи потребности ограничиваются, скажем, сотней иностранных слов, и не надо больше. Для таких людей подойдет практически любая из существующих методик запоминания иностранных слов: два-три месяца – и цель достигнута, можно заказывать тур).

К сожалению, я никогда не относилась к людям с хорошей памятью, поэтому мне пришлось изобретать свои способы ускорить и оптимизировать процесс. Итог экспериментов перед вами.

Основное отличие моего метода от прочих замечательных техник состоит в том, что предлагаемая технология системна, фактически ничем не ограничена и при этом универсальна. Вам не придется расклеивать по дому стикеры с переводами, искать к каждому слову яркие ассоциации, скачивать приложения и устанавливать специальные программы. С момента начала использования технологии вы сами создаете списки нужных вам слов и выражений и работаете с ними так, как вам удобно, и с удобной для вас скоростью и частотой.

При этом сам процесс запоминания будет всегда у вас перед глазами – яркий, красивый и максимально наглядный. Вот лишь некоторые возможности, которые окажутся в вашем распоряжении:

– вы увидите, какие слова запоминаются быстрее всего, а какие требуют дополнительной проработки,

– воочию сможете наблюдать, как выглядит динамика запоминания,

– получите наглядную статистику: сколько минут в день/неделю вы тратите на пополнение лексики;

– выявите, какие способы запоминания для вас работают лучше прочих,

– всегда сможете вернуться к ранее выученному материалу по вашему желанию,

– сможете вести примерный подсчет единиц освоенной лексики за определенный период времени,

– получите дополнительную возможность освоения и закрепления новых грамматических правил.

– сможете параллельно развить «чувства языка», интуитивного понимания его логики.

Всё, что вам для этого понадобится – это Excel (или любой его годный аналог), источник иностранных слов (словарь, интернет, книга и т. д.) и десять-пятнадцать минут удовольствия в день.

Вам не понадобится даже отличная память – запоминание будет происходить само по себе. Вам останется только наблюдать собственный неуклонный прогресс.

Почему пришлось изобретать что-то новое? Неужели существующих техник недостаточно?

Мнемонических приемов изобретено действительно много. И я вовсе не утверждаю, что они никуда не годятся. В конце концов, если вам нравится рисовать иностранные слова на стикерах или подбирать запоминающиеся ассоциации, вы можете с успехом совместить эти приемы с предлагаемой мною техникой (ниже я расскажу о том, как это можно сделать).

Основная проблема существующих приемов – в отсутствии системы запоминания. Мне как активно учащемуся не хватало мощного, надежного, долговременного инструмента запоминания десятков слов в неделю. Ассоциации, рифмы, образы, картинки иногда срабатывали, иногда нет, но почти всегда требовали немало времени на то, чтобы придумать, связать, нарисовать, наклеить… Слишком большая роскошь для того, кому нужно оперативно выучивать хотя бы сотню слов в неделю. Очень скоро я поняла, что такие способы неоправданно ресурсозатратны и процесс нужно как-то упростить и, по возможности, автоматизировать.

Сначала я стала выписывать все новые слова, разнося их на группы по степени сложности. К самым сложным придумывала ассоциации и повторяла в течение нескольких дней, простые повторяла реже. Это позволило поставить процесс на поток, но все равно было неудобно, да и слова быстро выветривались из памяти, стоило только прекратить повторы.

Единственным способом заучивания, доказавшим свою эффективность, в то время стал метод замечательного преподавателя Антона Брежестовского, рекомендовавшего просто без напряжения повторять новые слова вслух на протяжении, скажем, десяти дней. Через десять повторений информация надежно осядет в памяти. Сущая правда! Именно с помощью этого метода я учила спряжения разных временных форм неправильных глаголов, и, честно говоря, не представляю, как их можно запомнить еще!

Однако если говорить о новых словах, которых, в отличие от времен и спряжений, в каждом уважающем себя языке тьмы и тьмы, этот способ также не слишком удобен и тоже лишен системы. Ок, я знаю многих людей, которым отсутствие системы ничуть не мешает, а хаос вдохновляет и мотивирует, но есть и те, кто хотел бы видеть в процессе овладения лексикой больше логики и системы. Эта книга написана в основном для них, моих собратьев по несчастью (ведь до сих пор никакой системы в пополнении лексики придумано не было).

Что же делать со словами?.. Их слишком много! Повторюсь, если вам нужна всего лишь сотня слов и выражений для недели шопинга, ситуация несколько упрощается, но если вы намерены овладеть иностранной лексикой всерьез, у вас есть два варианта: либо забивать свою память всё новыми словами с помощью старой доброй зубрёжки, либо учить потихоньку то, что необходимо на данном этапе, и неудивительно, что большинство выбирает именно этот путь.

Но если бы вам предложили отлаженную, простую систему планомерного пополнения лексики на 80—100 слов и выражений в неделю без усилий, неужели вы бы отказались?


Для планомерного, длительного и продуктивного пополнения словарного запаса вам нужно собрать свой домашний конвейер, исправно отправляющий новые и новые слова в долговременную память и активный словарь. Вы лишь регулируете размеры порций и частоту отправки.

Именно такой конвейер у меня и получился.

Больше всего мне в нем нравится отсутствие усилий и стараний что-либо запомнить. Только расслабленное, в меру заинтересованное наблюдение за процессом. В нем есть много от игры и немного от драматургии, и нет ничего общего с зазубриванием наизусть.

Описание технологии может показаться вам громоздким. Не пугайтесь. Вспомните увесистые инструкции к современной электронике: с ними стоит один раз ознакомиться, чтобы потом нажимать нужные кнопки за считанные секунды (при необходимости сверяясь с мануалом).

Грамматика и практика

Здесь практически нет грамматики в ее академическом виде, но если вы взялись за язык всерьез, о её первостепенной важности вам напоминать не стоит. Даже выучив половину словаря, вы вряд ли сможете выстроить внятную речь без знания логики и существующих в данном языке конструкций и правил.

Поэтому моя технология предполагает также возможность запоминания грамматических паттернов – правильно составленных фраз, на примере которых вам будет проще использовать выученное правило на практике.

Что же касается собственно языковой практики, то её не заменит никакая мнемоническая техника, никакая хитроумная методика преподавания. Практика – единственная возможность овладеть языком. Не так важно, где вы будете практиковаться: в группе, на форумах или в скайпе. Важно, чтобы практика была разносторонней (чтение-говорение-аудирование-письмо) и чтобы в ней участвовали доброжелательные, грамотные и готовые помочь носители языка.

Моя технология по умолчанию подразумевает, что все заученные слова вы стремитесь запустить в практическое использование. Конечно, не всегда в беседе можно ввернуть такие словечки как «реструктуризация» или «сбор винограда», но чтение газет и книг многократно увеличивает ваши шансы встретиться с новыми знакомцами вновь и тем самым подтвердить их место в долговременной памяти.

Конец ознакомительного фрагмента.