Вы здесь

Учимся читать быстро. Глава 4. Чтение и смысл (И. В. Головлева, 2013)

Глава 4. Чтение и смысл

Для чего мы читаем? Уж наверняка не для того, чтобы пропустить нужную (или просто интересную) информацию. Коль уж мы взяли в руки книжку, нам нужно сделать все возможное, чтобы как можно лучше понять смысл прочитанного. При чтении для нас особое значение представляет смысл, попросту говоря, главная мысль, ради которой мы читаем. Как происходит раскрытие смысла? С точки зрения психологии раскрытие смысла, или понимание (не только при чтении), – это сложный процесс. Смысл данного процесса в том, что мы находим определенную связь между предметами или явлениями с помощью уже имеющихся у нас знаний и опыта. Определение может показаться сложным, поэтому поясним. Предположим, мы прочитали или услышали: «В Москве сегодня идет дождь».




Что при этом происходит в нашем сознании? Мы знаем, что такое Москва, и уж, конечно же, нам не надо объяснять, что такое дождь. Причинно-следственная связь между предметами или явлениями уже установлена. У нас нет ни малейшего повода не понять сказанное. В Москве идет дождь. Нравится нам это или нет, но мы полностью усвоили предложенную нам информацию. Теперь другой пример. Представьте, что вы прочитали: «При загрузке и выгрузке ямных камер пропаривания должны применяться траверсы с автоматическими захватами». Как вы восприняли такую информацию? Если вы не строитель (а данная фраза относится к строительству), вряд ли вы знаете, что такое «загрузка и выгрузка ямных камер пропаривания», вряд ли вам известно, что такое «траверсы с автоматическими захватами». Что происходит в данном случае? Вы не имеете возможности установить логическую связь между имеющимися у вас знаниями и опытом, а значит, не можете понять предложенную информацию. Все предельно просто. При чтении нормального (т. е. доступного для вашего понимания) текста новая информация накладывается на имеющиеся у вас знания. Именно поэтому вы легко понимаете значения слов. Если же вы читаете текст сложный, то осмыслить новую информацию и установить новые логические связи крайне трудно. Именно этим обычно и занимаются в процессе обучения. Когда мы читаем учебники, то нам предлагается масса новой, совершенно незнакомой информации. И наша задача – осмыслить ее, т. е. установить логические связи, как бы нелегко это ни было. Естественно, что чтение учебной литературы занимает намного больше времени, чем чтение легкой, развлекательной книги. Впрочем, так и должно быть. Однако, если вы благополучно овладеете техникой быстрого чтения, вам намного легче будет читать любую (!) литературу, будь то философские труды Канта и Гегеля или учебник по физике. Про детективы и говорить не нужно, в день вы сможете проглотить несколько увлекательнейших историй. Итак, вернемся к разговору о процессе понимания новой информации. Для того чтобы ее осмыслить, мало уметь читать (пусть даже быстро). Важно научиться определенным приемам. Первый (и очень важный прием) заключается в умении выделять главные смысловые пункты. Не пугайтесь, если данные объяснения пока кажутся вам слишком расплывчатыми. На практике мы легко разберемся в том, что же, собственно говоря, нужно делать. Умение выделить смысловые опорные пункты поможет вам не только понять, но и запомнить предлагаемую вам информацию. Позвольте немного отвлечься от скучной теории и напомнить замечательное стихотворение Н. Гумилева:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд.

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай… Далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана.

И спину его украшает волшебный узор.

С которым равняться осмелиться только луна,

Дрожа и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя.

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман.

Ты думать не хочешь о чем-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай…

Далеко не озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Н. Гумилев «Жираф»

Читатели могут спросить: для чего такое лирическое отступление в теоретической главе? Для того, чтобы пояснить то, что связано с процессом понимания. Ведь основа понимания – это все, что так или иначе вспоминается в связи с получением новой информации. Иначе говоря, основа понимания – это различные ассоциации. В стихотворении Гумилева жираф, грациозное и прекрасное животное, ассоциируется с таинственными странами, с загадочными историями, с тропическими садами, с красотой Луны, которая дрожит и качается на влаге озер. Богатые ассоциации поэта создают особое настроение. И экзотическое животное заставляет нас перенестись в особое измерение, где нет места тяжелому туману повседневности. Любая ассоциация помогает нам лучше понять новую информацию. Причем ассоциация может быть любой, пусть даже прямо она не связана с тем, что мы должны осмыслить. Ассоциации, безусловно, это наше глубоко личное дело. Окружающие совсем не обязаны продираться сквозь дебри наших ассоциаций. В стихотворении, о котором мы только что говорили, лирический герой вопрошает: «И как я тебе расскажу про тропический сад? Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?» Все это мгновенно пронеслось у него в голове, как только он вспомнил про жирафа. Но другие люди могут этого не понять. Именно так и бывает в жизни. Может быть, читая сообщение о том, что ученые Америки нашли новый способ борьбы с курением, мы невольно ассоциируем эту информацию с сюжетом какого-то фантастического романа. Это совершенно неважно. Ассоциативный ряд разворачивается в нашем сознании мгновенно, не требует особых усилий. А значит, мы пользуемся этим умением легко и с удовольствием. Но основное значение построения ассоциативного ряда, безусловно, не в том, чтобы порадовать и повеселить нас. Данное действие необходимо для того, чтобы схватить в тексте основные идеи, которые и являются истинным смыслом. Мы можем опускать длинные описания природы и характеров героев (если читаем художественный текст). Но мы должны (с помощью ассоциаций, безусловно) запомнить то, что в тексте главное. Предположим, мы читаем пьесу Островского «Гроза». Описание природы мы можем быстро забыть. В принципе (хотя с точки зрения некоторых ценителей классики это недопустимо) мы можем не обращать особого внимания на диалоги и монологи некоторых персонажей, например Кулибина. Но если мы не усвоили, что главная мысль пьесы – противоречия между молодым поколением в лице Катерины и старшим поколением в лице Дикого и Кабанихи, то книгу мы читали зря. Понимание текста в том, чтобы осознать основные идеи, слова, диалоги, монологи, которые предопределяют текст следующих страниц. Умение выделять в тексте главные смысловые пункты сводится к умению вычленять короткие логические формулы, отмечать в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь. Когда вы говорим о необходимости выделять основные смысловые пункты, это означает, что мы фильтруем и сжимаем текст, убираем все лишнее. Только не подумайте, что к лишнему мы относим все, что не вписывается в понятие «краткие формулы». Безусловно, мы имеем полное право запомнить все, что показалось нам существенным и важным. Только в данном случае мы говорим об одном из правил, освоение которого необходимо для быстрого чтения. Обо всем остальном мы поговорим особо.




Конечно, мало уметь выделить основные смысловые пункты в тексте. Именно поэтому существует (хотя мы не всегда о нем знаем) другой прием, который назван умением предугадывать. Это умение не имеет ничего общего с экстрасенсорными способностями и развитой интуицией. Данный процесс используется нами для того, чтобы весьма успешно осмыслить читаемый текст. Умение предугадывать, или антиципация, – это ориентация на будущее, о котором можно предположить. Антиципация основывается на том, что есть такое понятие, как логика, а также анализ полученной информации. Например, в тексте мы встречаем упоминание имени известной поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой. Что мы можем предположить благодаря нашему умению анализировать и создавать логическую цепочку? То, что дальше речь пойдет не о новейших открытиях в области ядерной физики или о новинках последней коллекции Юдашкина. Значит, речь пойдет либо об особенностях творчества Анны Ахматовой; либо о ее биографии, либо вообще о том периоде, который называется просто и изысканно: Серебряный век русской поэзии. Ожидание дальнейшей информации, которую мы предугадали, настраивает нас на определенный лад. И поэтому дальнейший текст воспринимается уже намного легче. Если перед нами встала необходимость научиться быстро читать, значит, необходимы специальные упражнения, которые тренируют умение быстро предугадывать дальнейшую информацию. Зачатки этого умения есть у нас всех: ведь нередко при чтении мы предугадываем слово по начальным буквам, а целую фразу – всего по нескольким словам. Точно так же всего по нескольким фразам мы можем предугадать смысл целой страницы. Подобное предугадывание для нас возможно только в том случае, если мы читаем с интересом. Если мы читаем, что называется, не вдумываясь, то можем по нескольку раз прочитывать одно и то же предложение, а смысл его будет от нас ускользать. Для того, чтобы выработать у себя умение антиципировать, необходимо научиться понимать смысл как отдельных фраз, так и целого текста, мгновенно определять фразовые стереотипы, а также стереотипы нашего мышления. Разумеется, объяснения могут показаться излишне сложными. Однако благодаря достаточно простым и увлекательным упражнениям вы легко поймете, что от вас требуется.

Вернемся к умению выделять из текста смысловые опорные пункты. При чтении наш мозг переводит новую информацию на тот язык, который будет нам понятным. Это происходит очень быстро, мы не тратим на такой перевод никаких сил, поэтому его совершенно не замечаем. Если говорить более просто, то мы бессознательно выделяем из текста главное. Неприятность заключается в том, что далеко не всегда мы выделяем именно то главное, что действительно является главным (прощу прощения за каламбур), т. е. мы не всегда сразу правильно понимаем и осмысливаем тот или иной текст. Поэтому нередко нам приходится читать текст повторно или надолго застревать на той или иной фразе или абзаце. Естественно, что это существенно тормозит нашу скорость чтения. Этого нужно избегать. В процессе обучения быстрому чтению мы должны научиться выделять в тексте доминанту, что в переводе с латинского означает «главное». На помощь нам придут так называемые ключевые слова.




Ключевые слова – это наиболее важные слова. Именно они несут основную смысловую нагрузку. Они могут обозначать признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Как правило, практически не бывают ключевыми словами местоимения (за исключением особых случаев). Ключевые слова можно встретить при чтении далеко не всегда. Нередко целый абзац не содержит ни единого ключевого слова, он является вспомогательным.

Смысловые ряды – это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых вспомогательных слов, которые дают возможность понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой содержания текста.

Чем нам может быть полезна такая информация? Прежде всего сознанием, что при чтении мы невольно соединяем ключевые слова в четкие смысловые ряды, которые несут основную мысль текста. Текст как бы сжимается. Можно сказать, что мы его мысленно конспектируем. В нем остается только самое главное в виде непрерывных цепочек пар слов. Но этот этап далеко не главный.

Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразования – сжимается, прессуется. Но, помимо конспектирования, т. е. сжимания, мы проводим и другой вид преобразования текста. Мы выделяем доминанту. Общеизвестно, что крайне редко мы пересказываем прочитанное слово в слово (за исключением тех случаев, когда знаем текст наизусть).

Мозг перекодирует воспринятое сообщение, ориентируясь на собственные представления о данной информации. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от выучивания наизусть. Мы создаем собственную интерпретацию прочитанного, придаем ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Если нам удалось это сделать, значит, мы сформулировали для себя и затем усвоили то, что хотел сказать автор. Иными словами, можно сказать, что при чтении мы должны усвоить главное (доминирующее значение, или доминанту).

Доминанта – главная смысловая часть текста. Ее можно выразить по-своему, на языке своих мыслей. Доминанта – это результат интерпретации текста, его осмысления в соответствии со своими индивидуальными особенностями, а также выявления основного замысла автора. Можно сказать, что в любом тексте есть слова, которые как бы подталкивают читать дальше, предупреждают, что изменения смысла не будет. Но есть и другие слова, которые предупреждают об изменении смысла. Значит, нужно насторожиться, чтобы не пропустить чего-нибудь важного.

Для нас важно не только научиться быстро читать (что в принципе несложно), но и быть в состоянии запомнить полученную информацию. Для этого необходимо измерить ее объем. Если нам нужно измерить расстояние, вес, объем, то с этим, как правило, не возникает никаких трудностей. Намного труднее бывает измерить объем информации. Единицы информации – величина относительная. Все зависит от того, что с этой информацией мы собираемся делать. Многие современные исследователи предлагают в контексте разговора о быстром чтении считать за единицы информации слова, словосочетания и предложения. Разумеется, при чтении перед нами стоит особая задача – запомнить как можно больше единиц информации. Для того чтобы это стало возможным, следует прибегнуть к простому методу группировки информации. Это метод заключается в том, что мы как бы сжимаем обширную информацию до определенных сегментов, которые намного легче сохранить в памяти. Рассмотрим этот прием на примере запоминания текста. В таком случае перед вами стоит задача: запомнить текст с одного прочтения и пересказать как можно ближе к тексту, хотя, конечно, запоминать дословно нет необходимости.

Большинство людей испытывают при чтении некоторый дискомфорт. Это связано с тем, что если вы читали с установкой запомнить подробно, то вчитывались в каждое слово. Соответственно, старались запомнить как можно больше единиц информации (слов). Однако именно это далеко не всегда бывает продуктивным и правильным. Ведь в тексте много так называемых второстепенных слов. Их совсем не обязательно запоминать. Они и так с легкостью возникнут в памяти, если группировку текста вы выполнили правильно. Значит, наша задача несколько видоизменяется. Попробуйте сгруппировать единицы информации до уровня одного или двух предложений. Для этого попытайтесь для каждого мини-текста создать в своем воображении одну картинку (статичную или движущуюся). Поскольку метод сегментации текста помог вам сделать определенную картинку для каждого сообщения, то попытайтесь запоминать именно такие сегменты (картины, предложения). Возможно, вы возразите, что такая задача слишком для вас сложна. С этим можно согласиться. Поэтому на начальном этапе тренировок мы предлагаем дополнительную помощь – условные значки, которыми вы сопроводите каждый текст. Вам следует взять лист бумаги и сделать на нем определенные пометки, соответствующие сообщению под каким-то номером. Для чего нам необходимы такие тренировки? Вспомните, как на экзамене нередко от волнения мы забываем все, что хорошо знали. Но достаточно всего лишь намека, например одной-единственной формулы, чтобы она сыграла роль катализатора, вызывая в памяти всю имеющуюся информацию. С таким явлением мы сталкиваемся практически ежедневно. Например, когда мы выступаем на совещании с докладом, то держим перед собой небольшое напоминание. Так что данные тренировки необходимы для того, чтобы научиться как можно более эффективно группировать различные тематические сообщения. Если при запоминании текста мы не пользовались приемом группирования, то мгновенно оживить в памяти имеющийся пласт информации невозможно. Ведь в поле внимания попадут только отдельные элементы информации. Группирование информации поможет научиться быстро создавать в памяти определенную схему.

Метод группирования информации требует тренировки, но зато придает уверенность в своих способностях и превращает достаточно сложный процесс запоминания длинных текстов в удовольствие. Разумеется, далеко не всегда у нас есть возможность создавать определенные схемы для того, чтобы лучше запомнить текст. Поэтому метод письменного кодирования разумен только на начальных этапах тренировок. В дальнейшем следует научиться держать шифр кода в памяти.

Поговорим о том, как наши эмоции, чувства, ощущения могут помочь при чтении и запоминании текста. Каким образом это можно осуществить? Для начала ответьте на простой вопрос: внимательно ли вы читаете (и запоминаете) описания природы в текстах? Если на этот вопрос вы ответите утвердительно, то вам можно позавидовать, во-первых, а во-вторых, вас можно отнести к представителям достаточно редкой группы населения. Большинство же людей либо пропускают описания природы, либо просто не запоминают их. Но если у тех же самых людей спросить, как они провели выходной (на рыбалке, на море, в лесу, на речке и т. д.), то получишь возможность услышать на редкость занимательный рассказ. И описание природы будет полным, развернутым, ярким и красочным. Ведь во втором случае человек описывает свои ощущения от общения с природой. А в первом случае он является всего лишь пассивным наблюдателем. Быть просто наблюдателем неинтересно, поэтому ничего не запоминается. Человек располагает пятью чувствами: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Кроме них, существуют еще и эмоциональные, и двигательные, или моторные ощущения. Любые ощущения служат прекрасной зацепкой для памяти. Не секрет, что мы легко вспоминаем то или иное событие, если нам поможет зрительное, слуховое, эмоциональное или какое-то еще напоминание.

Простой пример: когда-то очень давно мы были на отдыхе у моря. Прошло достаточно много времени, все впечатления стерлись из памяти или просто поблекли. Но вдруг мы берем в руки морскую раковину, смотрим фотографии, или просто слышим шум моря, и наши изрядно подзабытые впечатления оживают с новой силой.




Забавно, не правда ли? Так почему бы не использовать такую особенность нашей памяти для лучшего запоминания текстов? Безусловно, скептически настроенный читатель может мне возразить: личные впечатления, ощущения и эмоции – это одно. Но текст – это совершенно другое. Здесь не активизируешь слуховые, зрительные, осязательные, а также любые другие ощущения. Так может сказать читатель. И будет одновременно прав… И не прав. Оказывается, человек всегда может активизировать любые ощущения, если есть на то необходимость. Представьте, что вы едите лимон. Вы берете его в руки, затем откусываете большой кусок. Жуете этот кусок, рот наполняется слюной. Вы морщитесь… Лимон такой кислый… Не мешало бы добавить сахарку, не так ли? Ну что, уважаемый читатель, на вашем лице уже появилась гримаса, будто бы вы и вправду едите кислый фрукт? А ведь это происходит всего лишь в вашем воображении. Могу ручаться, что вам сейчас захотелось съесть сладенького, чтобы перебить кислый вкус. Впрочем, раз уж речь зашла о лимоне, давайте вспомним о полезных свойствах витамина С. Ведь это не только мощный антиоксидант, он также понижает уровень холестерина, стимулирует иммунную систему и т. д. А что особенно важно для нас, так это то, что витамин С существенно улучшает умственные способности. При проведении специального тестирования было установлено, что прием витамина С способен повышать IQ (коэффициент интеллекта) в среднем на 5 пунктов, что довольно значительно.

Ключ к пониманию того, насколько важен витамин С для работы головного мозга, заключается в особой физиологической системе организма, получившей название «насос витамина С». Работа этого насоса осуществляется в две стадии: в первой витамин извлекается из крови, а на второй переправляется в мозг. В результате такой работы концентрация витамина С в головном мозге превышает нормальную концентрацию в теле примерно в сто раз. Необходимость в витамине С у нашего организма огромна. Средние ежедневные дозы для обеспечения потребности организма и повышения умственных функций составляют от 1 до 4 г. Однако, если вы подвергаетесь действию стрессогенных факторов, в том числе и химических (алкоголь, сигареты, лекарственные вещества), потребность может возрасти до 10 или даже до 20 г в день. Витамин С является водорастворимым витамином, поэтому он легко выводится с мочой, задерживаясь в организме всего на 4–6 ч. Кроме того, витамин С прежде всего кислота, которая при таких дозировках может существенно повредить желудок. Поэтому, если вы хотите сохранить свое здоровье, необходимо соблюдать одно очень важное правило. Разделите суточную дозу витамина С на несколько частей и принимайте их только во время еды. Впрочем, мы отвлеклись. Продолжим разговор о чтении.

Мы уже поняли, что человеческое сознание – уникальная вещь. При желании мы всегда можем перенестись в тропики или оказаться на Северном полюсе. Главное – это наше желание ощутить что-либо. Очень легко использовать слуховые ощущения. Вы читаете про самолеты? Просто представьте, какой гул стоит, когда рядом с вами взлетают серебристые лайнеры. Если долго находиться в таком месте, может заболеть голова. А шум дождя в лесу… Вы читаете о том, как главный герой ходит по лесу, его сопровождает шум дождя. Представьте в этот момент, что на месте главного героя – вы. Это не он, а вы по какой-то причине оказались в лесу, вы видите, как красиво переливаются капельки дождя на листьях. Вы спрятались под широкой кроной дерева, а дождь все льет, льет и льет.




Не правда ли, у вас действительно создается впечатление реальности такой картины? На самом деле мы всегда можем всего лишь представлять звучание того или иного предмета, шум, сопровождающий то или иное явление. Такая информация поможет извлечь из текстового сообщения самое важное, а затем закрепить это самое важное в памяти.

Осязание позволяет запомнить огромное количество информации. Причем эта информация остается в памяти надолго. Вы помните, как обожглись, когда нечаянно схватились за горячую сковороду? А помните, как хорошо в жаркий летний день после работы принять прохладный душ? Так что осязательные ощущения являются прекрасной основой для «наслоения» дальнейших впечатлений. Например, мы прекрасно помним, каковы на ощупь следующие предметы: подушка, пушистая шуба, колючий кактус, горячий утюг, гладкое зеркало и т. д.




Не менее важными являются также ощущения вкуса и обонятельное восприятие. Для некоторых людей достаточно ощутить знакомый аромат, как возникают воспоминания, с ним связанные… Не напоминает ли вам запах мандаринов новогодние праздники?

Прекрасно запоминаются эмоциональные ощущения: радость, веселье, восторг, грусть, печаль, тоска, злоба. На таких эмоциях также можно строить процесс запоминания. А как много можно сказать об ощущениях при движении. Моторная память нашего тела поистине удивительна. Разве вы не помните свои ощущения при катании на коньках, лыжах, при быстром беге? Одним словом, обо всем, что связано с нашими ощущениями, эмоциями, можно говорить очень долго. Но в контексте нашего разговора главное – не пытаться повторять общеизвестные вещи, а постараться использовать эти знания на практике. С точки зрения многих психологов, удивительная память детей вызвана одним очень простым, но на редкость интересным явлением. Ребенок не знает, что сказка, которую ему читают, или мультфильм, который он смотрит, – выдумка. Ребенок все принимает за чистую монету. И… запоминает абсолютно все, без исключения, подробности. Интересно, что, даже став взрослыми, мы нередко помним все книги и фильмы, которые были просмотрены или услышаны нами очень давно. С чем это связано? Конечно, можно сказать, что память ребенка не отягощена обилием информации, связанной с работой, учебой и т. д. И, соответственно, есть возможность заполнить пустоту чем угодно, теми же сказками, фильмами и прочим, что в принципе ни к чему взрослому человеку. Однако такое мнение относительно детской памяти неправильно. Ребенок запоминает все сказки и фильмы именно потому, что при чтении или просмотре как бы оказывается внутри, живет жизнью героев. Дети настолько отождествляют себя с героями компьютерных игр или фильмов, что потом долго не могут обрести чувства реальности. Дело в том, что детское сознание устроено несколько иначе, чем взрослое. Ребенок, как правило, не может одновременно думать о нескольких вещах, т. е. если в данный момент он путешествует по Интернету, читает книгу, смотрит фильм или играет в компьютерную игру, то все остальное для него просто не существует. В результате у ребенка создается устойчивое ощущение причастности к определенным событиям, он отождествляет себя с придуманными персонажами, ставит себя в ту обстановку, о которой узнает в процессе просмотра фильма или чтения книги.




Поэтому для детей нет понятия «невозможно», они с легкостью могут менять обыденную реальность на что-то другое. Возьмите пример с детей, возьмите за правило полностью вживаться в придуманный сюжет, вскоре привычка станет частью вашей натуры. И никаких затруднений по этому поводу у вас уже не будет.

С точки зрения психологии все очень хорошо объяснимо: язык – это вторая сигнальная система. Именно поэтому он способен вызвать у человека точно такие же ощущения, какие бывают у нас в реальной жизни. Наверняка мы не раз с осуждением говорили о ком-либо, что он живет в своем, придуманном мире. Безусловно, всегда находиться в придуманном мире плохо. Можно пропустить массу интересного. Но если использовать этот прием лишь иногда, когда что-нибудь нужно запомнить как следует, то умение наше окажется великолепным помощником. Итак, после небольшого теоретического рассуждения приступаем к практическим занятиям. Вот перед нами текст (любой). Нам нужно его прочитать и как следует запомнить именно благодаря разнообразным ощущениям и эмоциям. Мы уже говорили о методе группирования информации. Этот метод, безусловно, удобен и очень эффективен. Но метод отождествления себя с героем, или попытка вжиться в текст, не менее эффективен и увлекателен.

В первую очередь нам будет необходимо активизировать свои ощущения. А это возможно сделать только в случае, если мы будем исполнять роль не просто стороннего наблюдателя, а попытаемся оказаться «внутри» текста. Ничего сложного в этом нет. Когда писатель создавал этот текст, можно быть уверенным, что он также оказывался внутри него. Иначе текст вышел бы крайне неправдоподобным и неестественным.

Ощущения, которые мы будем вызывать у себя искусственным образом, мимолетны, неявны, но это ничуть не умаляет их достоинств. Именно благодаря этим ощущениям мы сможем запомнить то, что нам в данный момент необходимо. Достаточно записать эту информацию к себе в сознание, чтобы потом ее было легко оттуда достать.

Опишем процесс запоминания более подробно.

Сначала мы создаем сюжет (картину). Мы не только видим все, что там происходит. Мы непосредственно являемся участником событий, смотрим на происходящее как бы изнутри. Для того чтобы все впечатления и даже мельчайшие детали остались в нашем сознании, нужно позаботиться о подсказках или ключах к нашему воспоминанию. С чем можно сравнить эти ключи?

Представьте, что вы идете по лесу. Для того чтобы не заблудиться, надо пометить дорогу. Можно оставлять зарубки на деревьях, а можно, подобно сказочным героям, оставлять на дороге зерно или еще что-нибудь. Конечно, это все аллегория.

На самом деле все будет немного по-другому. Мы записали информацию, теперь нужно позаботиться о том, чтобы в любой удобный момент можно было бы ее активизировать.

Для активизации подойдет любое ощущение, которое мы использовали в данный момент.

Также могут оказаться очень полезными наши эмоции, которыми мы закрепили впечатления. Однако информация, которую мы запомнили именно благодаря ощущениям и образам, не может сохраняться в памяти долгое время. Необходимо использовать также более глубокий уровень запоминания – логический, т. е. нам нужно систематизировать данную информацию, найти ей нужное место в сознании. Впрочем, о логических выкладках мы поговорим чуть позже.

Согласитесь, трудно запомнить через осязание то, что нельзя потрогать, или услышать то, что невозможно услышать, например погоду, которая описана в литературном произведении, но ведь все это возможно представить. Попробуем проделать это с вами, а поможет нам стихотворение.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязался сосна.

Поднагнулась, как старушка

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль,

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Есенин С. А. «Пороша»

После первого прочтения можно представить следующие образы. Зима. Идет снег. Всадник скачет по дороге. С одной стороны – поле, с другой – сосновый лес. Копыта ударяются о мерзлую землю. С края от дороги стоит старая, покосившаяся сосна. Она обсыпана снегом, а на самой верхушке сидит дятел и стучит клювом по стволу. А теперь попробуем включить осязание.

Представьте, что вам на лицо сыпется мелкий, приятный снежок, руки сжимают кожаные поводья, вас немного трясет в седле. Пофантазируйте, что вам может быть приятно: холод, белые поля, зеленые сосны и т. д. Слух включается таким же образом: стук дятла, топот копыт, карканье ворон, скрип седла. Можно даже представить себе, как скрипят старые деревья. Смело представляйте себе все, о чем вам подумалось во время чтения стихотворения. Вообще эти приемы осязания и слуха применимы к любому художественному произведению. Попробуйте и увидите, как быстро пойдут у вас дела.

Человек, лишенный памяти не может мыслить, учиться созидать. Без памяти невозможно осознавать себя как личность. У писателя Чингиза Айтматова есть замечательная повесть «И дольше века длится день». Те, кто читал ее, вспомните историю манкурта, человека, насильно лишенного памяти. Легенда о них известна давно, с тех времен, когда на сарозекские земли покушались иноземные завоеватели. Они жестоко обращались с пленными.

Чудовищная участь ждала каждого из тех, кого захватчики решали оставить у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой. Тот, кто подвергался такой пытке, либо умирал, не выдержав истязания, либо лишался на всю жизнь памяти. Человек превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого, не осознающего настоящего.

Лишенный понимания, он был подобен бессловесной твари, а значит, покорен и безопасен. Мать одного из манкуртов говорила: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто посмел покушаться на память?»

Память – бесценный дар. У кого-то она развита хуже, у кого лучше. Все мы в состоянии ежедневно тренировать ее, добиваясь отличных результатов. По определению психологов, память – это одна из форм отражения действительности. Память состоит из процессов запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Можно поделить память на 4 вида по характеру запоминания:

1) образную;

2) эмоциональную;

3) двигательную;

4) словесно-логическую.

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью запоминать что-либо. Постоянно, уже с самого утра голова забита разными мелочами, и мы понимаем, что запомнить все это сразу мы не в силах. Начинается составление списочков, рисование крестиков и завязывание узелочков на память. После этого мы мучаемся вопросами: а что означает этот крестик и тот узелочек? Женщины пишут списки продуктов, которые необходимо купить на рынке, отмечают, во сколько нужно зайти в прачечную и ателье. Мужчины, обложившись ежедневниками, записывают план рабочего дня, вспоминают, кому необходимо позвонить именно сегодня, а кто может и подождать. А уже дома за ужином или перед телевизором мы вспоминаем, что все-таки что-то мы упустили. Вам знакома такая ситуация? Тогда отложите на время свои домашние дела и прочитайте нашу книжку. Мы расскажем вам, как сделать так, что вы навсегда забудете, что такое составление списков, и перестанете вешать на зеркало телефоны так, что бы они уж точно попались вам на глаза.

Существуют разные способы запоминания:

1) запоминание с помощью фантазии;

2) запоминание цифр с помощью ассоциаций;

3) запоминание образов;

4) запоминание с помощью словесно-логической памяти.

В основе каждого из этих способов лежит ассоциация, т. е. образное связывание. Разберем эти способы на примерах.

ЗАПОМИНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ФАНТАЗИИ. О запоминании с помощью фантазии мы уже говорили, когда обсуждали возможность вжиться в текст. Запоминание с помощью фантазии интересно тем, что оно может пользоваться успехом у людей с воображением. Все дело в том, что, используя этот метод, необходимо включить фантазию, и непременно во всех фантазиях должны учавствовать вы сами. Поможет вам в этом эмоциональная память. Это наше отношение ко всему происходящему через гамму чувств. При этом мы вспоминаем не только события, но и эмоции, с ними связанные. Замечали ли вы за собой, что некоторые вещи вызывают у нас бурю эмоций? Например, найденная вами на чердаке ленточка, которую ваша мама вплетала вам в косичку, когда собирала вас в первый класс, перенесет вас в те времена когда вы были беззаботной девочкой, и вы будете часами вспоминать те годы. Или музыка, песня, которую вы слышали во время первого свидания, открытка, написанная рукой вашего ребенка. Все это вызывает у нас лавину воспоминаний. Есть такие вещи, которые и вспоминать не хочется, но наша память устроена так, что мы помним все. Эмоциональную память тоже можно использовать при запоминании с помощью фантазии.

Представим себе, что нам надо отправиться в поездку, скажем, на дачу, к примеру, не на свою, а к друзьям. Вы в любом случае проассоциируете эту поездку с другими посещениями загородных мест. Попробуем собраться в дорогу, используя эмоциональную память. Она поможет вам воскресить в памяти аналогичные поездки, и вам будет легко собираться. Вообще в таких случаях эмоциональная память действует помимо вашей воли.

Итак, вас пригласили на дачу. В этом случае вещей придется с собой брать больше, так как на собственной даче вам наверняка есть во что переодеться, есть постельные принадлежности и т. д. Итак, раскроем сумку и приготовимся фантазировать.

Придется собирать багаж с расчетом провести на отдыхе несколько дней, допустим неделю. Предлагаем вам для начала опуститься в кресло, закрыть глаза (можно, конечно, их не закрывать) и представить, как начинается ваш день на той даче, куда вы собираетесь. Оговоримся, что некоторые детали, например есть ли там постельное белье для вас, вы заранее обговорили и его вам туда везти точно не надо.

Итак, день на даче начался. Вот вы встаете с постели, одеваетесь и идете умываться. Сразу же откройте глаза и положите на видное место халат или ту одежду, которая будет являться на даче для вас домашней. Для утреннего туалета вам понадобятся полотенце, мыло, зубная щетка, зубная паста. Все это вы тоже сразу же складываете в пакетик. Потом в своем воображении вы спускаетесь по лестнице к завтраку. Возникла ли у вас мысль, что вы наденете на ноги? Вы выкладываете тапочки или легкие босоножки. После завтрака вы с друзьями собрались идти на пляж? Прекрасно, в таком случае вам необходимо взять с собой купальник, надувной матрас и крем для загара. Возможно же вы просто решили позагорать на участке, помогая при этом гостеприимным хозяевам собирать малину. Для этих целей вам пригодятся шорты и майка. Если же синоптики пообещали осадки или просто пасмурную погоду, вы снова мысленно переноситесь на дачу и представляете, как вы проведете весь день в том случае, если из-за погоды из дома будет выйти невозможно. Вероятно, вы захотите взять с собой книгу либо какую-то настольную игру.

Конец ознакомительного фрагмента.