Вы здесь

Учимся читать быстро. Введение (И. В. Головлева, 2013)

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Введение

Сточки зрения психологии чтение – это достаточно сложный психический процесс. Для того чтобы читать, нужно не только воспринимать письменную речь, но и понимать ее. При чтении человек использует самые разные свойства своей психики: умение чувствовать, сопереживать, умение наблюдать за жизнью во всех ее проявлениях, а также умение анализировать. Чтение существенно расширяет наш кругозор, обогащает нашу жизнь. Понимание прочитанного нередко бывает тесно связано с умением оценивать и анализировать прочитанное. Для того чтобы лучше осознать то, что мы прочитали, нередко нам приходится внимательно обсудить с кем-либо то, что изначально показалось непонятным. Конечно, далеко не всегда есть возможность поделиться своими мыслями с собеседником. Поэтому необходимость развивать аналитические способности является неотъемлемой частью быстрого чтения.

Зачем нужно читать быстро? Кто из нас, будучи студентом или школьником старших классов, не мечтал о чуде: прочесть за один день (а чаще – за одну ночь) перед экзаменом информацию в объеме всего курса? Наверное, об этом в свое время мечтает каждый человек. Как обидно становится, когда, обложившись книгами и тетрадками, вдруг понимаешь: всего этого за один день не прочесть. В такой момент невольно мечтаешь о чуде и сожалеешь, что ты не компьютер и не сможешь «запихнуть» в себя нужный объем информации.

Однако жизнь постоянно доказывает, что с течением времени всякая сказка или казавшаяся несбыточной мечта становится реальностью. Достаточно вспомнить знаменитого Вольку Костылькова из известной детской книги. Волшебство Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба не смогло вложить в голову его юного повелителя нужных знаний, и таким образом не смогло помочь Вольке на экзамене, спасти его от ненавистной оценки в форме лебедя. А вот если бы Волька знал методику быстрого чтения, не пришлось бы прибегать к помощи Абдурахмана ибн Хоттаба.

Да, да, эта мечта совсем не сказка, она вполне осуществима. С течением времени и ростом научного прогресса наши заветные желания превращаются в реальность.

Еще совсем недавно люди не знали о такой возможности. Сегодня же техника быстрого чтения возможна и доступна каждому желающему усовершенствовать свой процесс чтения и запоминания. В наш век реактивной информации каждый понимает: время – это деньги.

Каждый предмет, каждая вещь созданы так, чтобы максимально экономить время владельца. Экономия времени видна в каждом процессе человеческой деятельности. Не обошло стороной это и процесс чтения. Огромный поток информации, буквально обрушивающийся на современного человека, заставляет его модернизировать и процесс чтения.

Студент вы или профессор, школьник или бизнесмен – вам приходится проводить немало времени за чтением независимо от того, чем вы пользуетесь: библиотекой или Интернетом. Техника быстрого чтения поможет вам сэкономить ваше время и отобрать из огромного потока информации самое важное и нужное. Владея методикой, изложенной в данном пособии, вы получаете реальную возможность не только прочитывать текст намного быстрее, но и надежно запоминать и воспроизводить его. Процесс обучения технике быстрого чтения не займет много времени, он прост и доступен даже для школьников. Благодаря ему вы научитесь отбирать самую суть и откладывать в памяти лишь необходимый минимум нужной вам полезной информации, отбрасывая так называемое оформление мысли. Ведь, как известно, всякая мысль или идея, зафиксированная на бумаге, имеет оформление, примеры, иллюстрации, аналогии и обрастает ими, как бабочка коконом.

Даже у великих мыслителей – Достоевского и Толстого – на «оформление» идеи уходил очень большой объем текста, от нескольких страниц до главы в целом.

Таким образом, выбор нужной информации – важная и необходимая составляющая методики быстрого чтения. Если вы знаете «формулу», ее объяснение уже не составит особого затруднения. Качественный отбор информации (особенно для студентов-гуманитариев, которым приходится прочитывать за короткий срок большой объем литературы) ускоряет процесс восприятия произведения в целом, помогает ускорить процесс чтения…

Быстрое чтение – это не только великолепный способ усвоить больше информации. Благодаря быстрому чтению можно получить намного больше удовольствия от интересной книги. Дело в том, что слова, фразы, вообще текст приводят к возникновению перед нашим мысленным взором соответствующих зрительных образов. Когда мы читаем слишком медленно, то возникающие перед внутренним взором картины будут статичными, подобно фотографиям. К тому же картины находятся где-то в отдаленных местах нашего сознания, потому что мы сосредоточиваем внимание на чтении текста. Мы стараемся читать слова и предложения. Для нас главное – не потерять нужное место. Соответственно, нам не до построения зрительного образа. Этот зрительный образ оказывается нечетким и непонятным, мы его практически не видим и не считаем нужным видеть.

Но как только мы получаем возможность не следить за текстом благодаря быстрому чтению, то зрительные образы становятся более яркими и устойчивыми. Высокая скорость чтения обеспечивает динамичность видимой картины. И перед нашим взором появляются интересные «фильмы».