Написание сочинений разных стилей, типов речи и жанров
Описание предмета
Возьмём для описания часы. Рассматриваем предмет, обозначаем основные элементы, подлежащие описанию: циферблат, стрелки, внешнее оформление. И их параметры: форму, цвет.
Подбираем эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу. Циферблат: круглый, как тарелка, белый, окаймлённый золотистым ободком, с контрастными чёрными цифрами. Стрелки: тонкая, длинная, как сосновая иголка, короткая, пузатая, как сытый червячок, чёрные. Внешнее оформление: маленький золотистый маятник снизу, едва видимый, лёгкий, раскачивающийся в такт тихому тиканью часов.
Составляем план. Композиция любого описания примерно одинакова: 1. Общее представление о предмете. 2. Описание отдельных признаков предмета. 3. Авторская оценка.
4. Вывод, заключение.
Применительно к нашему сочинению он может быть таким:
1. Наши старенькие часы.
2. Их простота и изящество:
а) белый циферблат;
б) чёрные стрелки;
в) маленький маятник.
3. Им нет цены!
Обдумываем начало. Вариантов может быть множество.
Мы привыкли часами измерять наше время, поэтому они есть в каждом доме. Настенные и наручные, напольные и настольные – вариантов множество. Я расскажу о скромных настенных часах – верном спутнике нашей семьи, который уже много лет показывает точное время.».
«Что бы мы ни делали, время от времени взгляд скользит по привычному циферблату. Для нашей семьи им давно стали кухонные часы».
«Эти часы появились у нас давно, когда мама была ещё маленькой. С тех пор исправно служат, несмотря на свой солидный возраст».
Составляем связное описание.
«Что в них особенного? Обычный круглый, как тарелка, циферблат. И каёмка золотая как будто говорит, что они прилагались к посудному набору. Цифры чёрные, заметные из любого конца комнаты даже в сумерки. Такого же цвета и стрелки: одна длинная и тоненькая, как сосновая иголка, другая короткая и пузатая, как сытый червячок. Вот и всё. Никаких рисунков, красок, яркости – только контрастные цвета: чёрный и белый. Лишь маленький золотистый маятник слегка оживляет этот немного скучный предмет. Лёгкий, спокойно качающийся в такт тихому тиканью часов».
Придумываем концовку.
«И мебель в комнате давно новая, и обои современные. Лишь часы нарушают гармонию. Почему? Ответ мамы был прост и удивителен: «Им цены нет! За 30 лет своей службы они ни разу не подвели и не обманули».
Это было художественное описание. Для сравнения приведём научный текст с описанием часов.
«Кварцевые часы – часы, в которых в качестве колебательной системы применяется кристалл кварца.
Качественные бытовые кварцевые часы имеют точность ±15 секунд/месяц (в специально спроектированных хронометрах до 0,3 секунд/месяц). Таким образом, выставлять их надо дважды в год. Однако кристалл кварца подвержен старению, и со временем часы начинают, как правило, спешить.
Электронная часть часов состоит из генератора колебаний, стабилизированных кварцевым резонатором и делителя. Частота колебаний генератора, как правило, равна 32 768 Гц, что соответствует периоду колебаний – 2—15 секунды». (По материалам Википедии)
Деловое описание выглядит примерно так:
«В кухне на стене висят часы. Это необходимый атрибут каждого человеческого жилища, так как именно часами измеряется время, по которому живёт всё цивилизованное человечество. Они простые на вид, но очень надёжные: проработали без починки 30 лет. К интерьеру давно не подходят. Круглые, белые, с чёрными цифрами и стрелками, с золотистым круглым маятником. На вид простые и дешёвые. Но главное в них не внешний вид, а надёжность».
Описание животного
Цель любого художественного описания – рассказать о предмете так, чтобы его можно было нарисовать. Но это если мы описываем неживой предмет. А если живой? У него могут быть повадки, привычки, характер, любимое занятие… Далеко не всё из этого перечня можно нарисовать. Следовательно, целью описания животного станет необходимость как можно ближе познакомить с ним читателя, позволить узнать о нём самое ценное и интересное, пробудить у читателя любовь к животным. План может быть таким:
1. Как появился у меня четвероногий друг?
2. Как он выглядит:
а) порода;
б) голова, морда (глаза, уши, нос);
в) туловище (размер, шерсть);
г) лапы;
д) хвост;
е) повадки, привычки;
ж) характер;
з) любимое занятие.
3. За что я люблю своего питомца?
При подборе лексических средств для описания следует учитывать, что у животных не волосы, а шерсть, не ногти, а когти, не руки-ноги, а лапы, не цвет шерсти, а окрас.
Подбираем эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу внешности.
Придумываем начало, составляем описание на основе заготовленных языковых средств и дописываем завершающий абзац. Получится примерно так:
Моя домашняя любимица
Я всегда хотел иметь дома четвероногого друга: ухаживать за ним, играться. И вот, когда мне исполнилось 10 лет, родители принесли домой прям в день рожденья мягкий, пушистый комочек, который блестел и переливался, как будто был сделан из шёлка. Это оказался крошечный котёнок. Малыш посмотрел в мои глаза своими огромными круглыми глазищами-бусинами, и я сразу его полюбил.
Это оказалась экзотическая короткошёрстная кошка, которую мы единодушно окрестили Пышкой. Такая уж она была круглая, коренастая, крепкая, мягкая, с приятной на ощупь плюшевой шерстью, что напоминала светящийся серебристый шарик, который катается по комнате от кровати к миске и от миски к телевизору. Короткие толстые лапки были почти не заметны под пышным плюшевым тельцем.
Подрастая, Пышка хорошела день ото дня. Уплетая за обе щёки куриное мясо, сметану и рыбу, она за год набрала 8 килограммов веса. И серебристый шарик, некогда катавшийся по комнате, стал похож на большую меховую шапку.
Моя кошечка выросла мягкой и спокойной, вежливой и благодарной. Всегда трётся об ноги, после того как её покормят, и благодарит за еду. Сама же никогда не попросит, будет только молча, молящим взглядом смотреть на тебя, когда ты ешь колбасу, и даже не мяукнет. Правда, очень любопытна. Всегда выбегает посмотреть, кто пришёл. И любит проверять мой портфель, когда я прихожу из школы. Не знаю, может, он пропитался запахом бутербродов?
Очень компанейское создание! Когда усаживается на диване со всей семьёй смотреть телевизор, вы бы видели выражение её симпатичной морды! Гордая, довольная, счастливая. «Мы вместе, и я часть семьи», – говорят её зелёные глаза-бусины.
А когда я подолгу сижу за уроками и не играюсь с моей очаровательной шалуньей в мяч или в прятки, она садится на коврик напротив шифоньерного зеркала и долго любуется собой. Правда, в зеркало и меня хорошо видно. И я в глубине души надеюсь, что Пышка иногда мельком поглядывает и на мою задумчивую физиономию.
Я рад, что у меня есть такое чудесное существо. Обожаю свою Пышку! А за что? Думаю, после всего описанного это и так понятно.
Деловое описание
«Экзоты характеризуются, прежде всего, большой схожестью с кошками персидской породы. Экзотов иногда называют „персидской кошкой для ленивых“ из-за того, что с одной стороны они очень похожи на персов, но при этом не требуют такого пристального внимания к уходу за своей шерстью. Шерсть – это основное отличие экзота от перса. Шерсть у экзота короткая, около двух сантиметров длиной, невероятно густая и плюшевая на ощупь. На сегодняшний день экзотическая короткошерстная кошка, благодаря своему удивительному характеру и милому, детскому выражению лица, входит в десятку самых популярных пород мира» (Из Википедии).
Научное описание:
«Ко́шка, или дома́шняя ко́шка – домашнее животное, одно из наиболее популярных (наряду с собакой) «животных-компаньонов». С зоологической точки зрения домашняя кошка – млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных. Ранее домашнюю кошку нередко рассматривали как отдельный биологический вид. С точки зрения современной биологической систематики домашняя кошка является подвидом лесной кошки. (Из Википедии)
Являясь одиночным охотником на грызунов и других мелких животных, кошка – социальное животное, использующее для общения широкий диапазон звуковых сигналов, а также феромоны и движения тела.
В настоящее время в мире насчитывается около 600 млн домашних кошек, выведено около 200 пород, от длинношёрстных (персидская кошка) до лишённых шерсти (сфинксы), признанных и зарегистрированных различными фелинологическими организациями» (Из Википедии).
Описание внешности человека
Чтобы описать внешность человека, надо быть внимательным к окружающим людям. Ведь необходимо уметь передать индивидуальность человека и его характер, настроение, душевное состояние. Определите свой замысел: зачем вы описываете именно этого человека?
Прочувствуйте его неповторимость. Продумайте последовательность изложения материала. Не заменяйте описание повествованием: вместо описания друга не рассказывайте о том, как вы познакомились и подружились, чем занимаетесь в свободное время. Используйте портретную лексику. Например:
План
1. Мой друг Лёнька.
2. Чем он замечателен:
а) открытый взгляд;
б) спортивная фигура;
в) дружелюбие и общительность;
г) индивидуальный стиль в одежде.
3. Чему я учусь у Лёньки?
Три года назад родители записали меня в футбольную секцию. Я сложно сходился с коллективом и ни с кем не общался ближе, чем того требовали условия тренировок. Но спустя несколько месяцев появился Лёнька, и мне сразу захотелось с ним подружиться.
С первого взгляда бросилась в глаза его открытая дружелюбная улыбка. Его ясные глаза смотрели просто и искренне. Всем как-то стало теплее с его приходом, и мальчишки заметно подобрели.
Он был подтянут, всегда аккуратен и опрятен, прям как-то даже по-девчоночьи, чересчур дотошно. Одежду носил стильную, причём ту, что выгодно подчёркивала его спортивную фигуру: мускулистые плечи, накачанные руки, рельефные икры ног. Всем сразу захотелось перенять у него моду на обтягивающие водолазки и тонкие джинсы. Но ни на ком они не сидели столь удачно.
Перед началом занятий, когда ребята собирались в раздевалке и перебрасывались незначительными фразами, казалось, что все ждут, когда уже зайдёт Лёнька. Он приносил какие-нибудь хорошие футбольные новости, делился своими интересными идеями, предлагал что-нибудь организовать. При этом никого из ребят не выделял в общении и умел видеть и слышать каждого.
Правда, меня почему-то выделил. Когда мы толпой выходили из здания спортклуба, старался поравняться со мной и идти рядом. Если я не участвовал в общем разговоре, то обращался ко мне и вовлекал в беседу. Теперь, спустя три года, я понял, почему он это делал. Он обладал искренним вниманием к людям и стремлением помочь. А мне было одиноко среди людей из-за чрезмерной застенчивости, и я, по всей видимости, нуждался в такой помощи.
Я восхищался им в душе и чувствовал, что и сам такой же: хочу, чтоб людям со мной было легко и приятно.
Описание помещения
Наш класс
План
1. Размер классной комнаты.
2. Интерьер:
а) стены;
б) окна;
в) мебель;
г) растения;
д) освещение;
е) оформление.
3. Чем мне нравится мой класс?
Работа с лексикой:
Почти каждый день я захожу в кабинет русского языка на свой любимый урок. Всё здесь просто и привычно: светло-зелёные парты, новенькая пластиковая доска, – как и в других кабинетах. Но только в этом я ощущаю умиротворённое спокойствие. Здесь тише проходят уроки, здесь вдумчивее и серьёзней лица моих одноклассников.
Стены оклеены бежевыми обоями, которые служат хорошим фоном для разнообразных литературных стендов: «Мы изучаем», «Сегодня на уроке», «Наши юбиляры». Задняя стена вся закрыта шкафами с книгами. А над ними – самое ценное, что есть в этом помещении: портреты классиков. Они смотрят на нас со своей недосягаемой высоты и напоминают о вечных человеческих ценностях: добре, правде, честности, чести, простоте. Глядя на них, мы вспоминаем любимых героев прочитанных книг, а с ними и все этапы нашего взросления и постижения через книги многих житейских мудростей. Обычные чёрно-белые портреты в простых деревянных рамках…
Здесь всегда светло: три огромных окна, выходящих на южную сторону, пропускают много света. Ажурные тюлевые занавески лишь обрамляют их и никак не препятствуют проникновению солнечных лучей. В сумерках, придя в кабинет на заседание литературного кружка, мы включаем электрическое освещение – шесть трёхрожковых люстр.
Особый уют комнате придают домашние растения: огромный крупнолистный фикус в углу, семейство гераней всевозможных цветов на окнах и разнообразные лианы на стенах между стендами.
Летом, когда я скучаю по школе, вспоминаю именно эту классную комнату, её простое, но изящное убранство, её тишину и одухотворённость. И, конечно, себя – за последней партой, возле вечно зелёного фикуса, недалеко от окна с видом на родной посёлок.
Описание природы
Первый снег
Чтобы сочинение получилось ярким, эмоциональным, образным, предлагаю найти у писателей и поэтов стихи с описанием снега. Это полезно и в плане обучения мастерству описания, и для использования цитат в сочинении.
Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег, первый снег.
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
«Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: «Ой, извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.
Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке». (С. Иванов)
«Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. Небо мягко затуманилось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду. Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и „немолчно“ говорил о какой-то вечной величавой жизни». (И. Бунин)
Обратите внимание на эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Какие из них вы хотели бы использовать в своём описании? Подумайте над собственными образными средствами. Поработайте с синонимическими рядами самых популярных для данной работы слов.
Общий план описания природы
1.Вступление. Место, выбранное для описания. Ракурс.
2. Основная часть. Общий вид. Детали, его составляющие:
а) на переднем плане;
б) на заднем плане;
в) цвет, освещение;
г) ассоциации, ощущения.
3. Заключение. Впечатление от увиденного.
На основе общего плана составьте свой.
План
1. Городская окраина.
2. Поляна под белым покрывалом:
а) снежные барханы;
б) чернеющая лесополоса вдали;
в) «под голубыми небесами великолепными коврами…»;
г) природа в глубоком сне.
3. Очарование зимнего дня.
Можно приступать к работе.
Наша девятиэтажка последняя на посёлке, за ней начинается огромный пустырь, а дальше – лесополоса, деревенские постройки. Вид из окна прекрасный! Кажется, полмира как на ладони. Но утром воскресного дня я его не узнал. Глянул в окно по привычке, а там ничего не видно, всё белым-бело.
Только вчера перед моими глазами красовались лужи, ямы да колдобины, а теперь – снежные барханы, только «снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке». (С. Иванов) Всё сплошь белым пуховым платком прикрылось, будто осенняя чёрная земля застыдилась своей неухоженности. Если б не чернеющий лесок вдали, и не понять бы созерцателю, что за местность вокруг, в какую степь он попал.
Смотришь и не насмотришься. Взгляду просторно, ни обо что не спотыкается. Избы почти не видны под снежными шапками на крышах. Редкие деревья да лесок смотрятся, как первые карандашные наброски художника. Снежная бескрайняя гладь, переходящая в лучезарную голубизну неба. Хочется выйти из дома, прикоснуться к этому великолепию, рассмотреть.
Вот он – первый, робкий, тихий снежок, пришедший ненадолго, только подготовить, настроить людей и землю на зимний лад. Местами небесно-лазурный, где-то серебристо-лиловый сверкает, искрится, переливаясь на солнце всеми цветами радуги.
Конец ознакомительного фрагмента.