Вы здесь

Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников. Теоретическая основа для работы над сочинением (Тамара Бабашева)

Теоретическая основа для работы над сочинением

Тема, идея, план

Любое развернутое высказывание требует тщательного обдумывания. Определите тему и идею будущей работы. Тема текста – это то, о чем текст. Как правило, тема отражена в названии. Основная мысль текста (или идея) – это то, с какой целью создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста тоже может быть отражена в заглавии или прозвучать в самом тексте. Вот основные признаки текста, которые должны в нём присутствовать, независимо от стиля и типа речи:

Единство темы.

Наличие основной мысли.

Смысловая законченность.

Логическая связь между частями текста, грамматическая и смысловая – между предложениями.

Единство стиля.

Соответствие выбранному типу речи.

Подумайте, как вы будете раскрывать тему и к каким выводам в конце работы хотите прийти. Для этого нужен план: в виде вопросов или опорных фраз – как вам удобно. Он поможет привести в систему имеющиеся в голове мысли и последовательно их выстроить.

План строится в соответствии с выбранным типом речи.

Типы речи

Существует несколько типов речи (способов изложения мысли): описание, повествование и рассуждение. Если вы хотите рассказать о каком-либо событии, выбирайте повествование.

Если будете характеризовать предмет, явление или человека, то предпочтительней будет описание.

Если в центре внимания будут дискуссия, спор, ответ на проблемный вопрос, обращайтесь к рассуждению.

Но учтите, что эти типы речи существуют в чистом виде только на начальном этапе обучения сочинению, а зрелое, полноценное сочинение – это всегда их гармоничное сочетание: повествование с элементами описания, рассуждение с элементами повествования и т. п.


Последовательность работы над сочинением-повествованием

Сочинение-повествование – это рассказ о каких-либо событиях, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. «Определяется повествование как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени, в последовательном развитии, в переходах от одного состояния к другому». (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона). Главное его средство – глаголы прошедшего времени совершенного вида, сменяющие друг друга и называющие действия (пришёл, нашёл, взял, решил).


Текст может быть нейтральным или пронизанным авторскими эмоциями.

Примером субъективного повествования может служить повесть Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где о событиях повествует вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик Рудый Панько. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через его восприятие.

«Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны!»

Субъективная оценка событий присутствует и там, где повествователем является автор или один из участников событий.

При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.

Вот возможные варианты начала повествования:

Случалось ли вам когда-нибудь заблудиться в лесу? (Вопрос)

Когда тебе всего пятнадцать, сложно определиться с выбором жизненного пути. (Общая мысль рассказа)

Безусловно, любимое всегда красиво. (Общепринятая истина)

Прошлым летом, когда мы с родителями жили на даче, нам довелось познакомиться с одним очень интересным человеком. (Место, время, действующее лицо)

Примером объективного (нейтрального) текста может служить газетная статья, построенная по типу объявления, в основе которой лежит констатация факта.

Статья в газету «Социалистический путь»

июнь 1947 года

В процессе учебного года мы строго следили за состоянием школьных зданий и всего имеющегося инвентаря. Всякое малейшее разрушение зданий, инвентаря, как учебного, так и хозяйственного мы тут же ремонтировали, не дожидаясь конца учебного года. Такая практика не позволяет дальнейшему разрушению и в конечном счёте не требует производить больших ремонтных работ. Ясно, что экономятся большие средства. Сейчас мы приступили к тем работам по ремонту школьных зданий, которые нельзя было производить в течении учебного года.

Все школьные здания будут готовы к 15 июля сего года. Следует отметить, что исполком Лиманского сельсовета до настоящего времени не организует общественность райцентра по примеру промысловцев и капустиноярцев по подготовке школ к новому учебному году.

П. Григорьева. Директор Лиманской средней школы


Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, который был не в начале, а в середине или в конце события. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать вывод.

Общие сведения о сочинении-описании. Последовательность работы

Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. Описать явление – значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 – определение; 2 – целое – части; 3 – внешние свойства (форма, материал); 4 – место; 5 – внутренние свойства (функции, употребление).




Тексты-описания бывают разные, в зависимости от того, одушевленный или неодушевленный предмет описывается: портрет, пейзаж, события, действия. Важно, является ли описание отдельным фрагментом в произведении, сочинении или сопутствует событию, включено в его содержание. Значимы в описании его функция и роль автора текста.

Описание предмета обладает количественными характеристиками, размером, цветом, расположением в пространстве. А если оно содержится в деловых бумагах, то оформляется в официально-деловом стиле. Обычно это приложение к каким-либо товарам, где указываются их наименование, количество, цвет, размер. Безусловно, эпитеты здесь будут неуместны. Такие описания отличают, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной окраски, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность.

Расположение частей обычно следующее: 1 – общие сведения, назначение (функция) предмета; 2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа, описание, особенности. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:




Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета.

Описать – значит рассказать, какой предмет, перечислить его признаки. Поэтому в таких сочинениях должно быть много слов, обозначающих качество: прилагательных и причастий.

Глаголы нужно употреблять, по возможности, в одной форме.

Пример художественного описания предмета.

«И Коля стaрaлся использовaть кaждую минуту погожего летa, чтобы почерпнуть, изучить и понять эти сокровенные зaконы во всем, что его окружaло. И он мог чaсaми сидеть, всмaтривaясь в тонкий зубчaтый вырез сорвaнного им кленового листa с нежными прожилкaми в тонкой живой ткaни, сличaл его с зaзубринкaми нa крыле бaбочки и рaсскaзывaл Вите Волку, что читaл где-то, кaк знaменитый художник Лaтур, рaботaвший пaстелью, чтобы нaйти нежнейшие крaски для портретa одной крaсaвицы, употребил, по предaнию, цветную пыльцу с крыльев бaбочки.

Коля нaучился подмечaть неожидaнное сходство. Веточкa лaндышa нaпоминaлa ему то кaпельки молокa, брызнувшего нa трaву, то крохотные фaрфоровые ролики нa зеленом тонюсеньком, лилипутьем столбике.

– Витькa, смотри! Будто тaбунок молоденьких зебр в лесочке тaм пaсется! – покaзывaл он нa рощицу молодых белоногих березок.

Сорвaв пшеничный колос с длинными золотыми усaми, он вертел его нaд головой, подстaвляя лучaм солнцa, и спрaшивaл приятеля:

– Прaвдa, Витя, кaк похоже нa пaлочку зaжженного бенгaльского огня?» (Л. А. Кассиль. «Ранний восход»)

Пример текста – описания местности.

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…» (А. П. Чехов «Степь»)

Каких слов в этом отрывке больше? Рыжие, полумёртвые, загорелые, буро-зелёные – прилагательные. Омытые, обласканные, обманутая – причастия. Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба. Оживало, плакали, затянули, испарилось – все глаголы в этом тексте прошедшего времени, в первом абзаце несовершенного вида, во втором, после того как «прошло немного времени» – совершенного.

Перед нами яркий пример художественного описания, цель которого – воздействовать на воображение читателя. Поэтому автор употребил эпитеты (туманная даль, монотонная музыка), метафоры (опрокинутое небо, оцепеневшие от тоски горы), сравнения (покойными, как тень, тонами).

Как писать сочинение-описание внешности?

Сначала дайте общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т. д. Затем укажите отдельные признаки и детали. И выскажите своё отношение к описываемому.

Описывать внешность нужно последовательно, лучше сверху вниз, перечисляя самые яркие её элементы и подбирая к ним эпитеты. Но эпитеты, как и другие средства выразительности, – это способ выразить ваше отношение к описываемому объекту. В нейтральном слове «глаза» скорей выразится равнодушие, «глазёнки» – пренебрежительность, насмешка, «очи, взор» – восхищение. Используйте стилистически окрашенную лексику, и вы достигнете цели своего описания.

Автор художественного произведения, в отличие от автора школьного сочинения, не может позволить себе открыто высказать своё отношение к персонажу, дабы не навязывать своего мнения читателю, а позволить самому определиться. Поэтому художники слова выражают свои симпатии, антипатии, пренебрежение, безразличие, любовь, восхищение через описание внешности. Сравните отношение Н. В. Гоголя к герою повести «Шинель» и к сыновьям Тараса Бульбы.

«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек…» (Н. В. Гоголь, «Шинель»)

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Автору школьного сочинения тоже вовсе не обязательно говорить прямо о своём отношении к предмету речи.

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Помните, что каждый человек – это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… В человеке художнику слова должно быть интересно всё: лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы.

Описание интерьера

В художественном произведении описание интерьера является дополнительным штрихом к характеристике литературных героев. Обычно дом похож на тех, кто в нём живёт.

«…он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Что можно сказать о тургеневском Герасиме из рассказа «Муму», прочитав описание его каморки? Она мала, убога, но мебель в ней тяжёлая, добротная, сделанная его руками. Значит, хозяин её хоть и крепостной, но силён духом и физически.

Опишите любую комнату так, чтобы можно было догадаться, чем занимается её хозяин, какой он человек, чем непохож на других.

Для того чтобы описание было последовательным, необходимо выбрать ракурс – место, с которого вы будете осматривать и описывать помещение: с порога, с дивана, от окна…

Затем опишите, что видите справа и слева, сверху и снизу, освещение и украшения. Мелкие, незначительные детали опускайте, указывайте те предметы, которые подчёркивают индивидуальность главного обитателя комнаты.

Используйте названия элементов интерьера: комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, телефон, палас, торшер, портрет, картина. А также слова-синонимы, которые помогут связать предложения в тексте и избежать повтора оного и того же слова: здесь, там, напротив, справа, слева, рядом, возле, сбоку.

Работа над сочинением-рассуждением

Уметь рассуждать – это отстаивать своё мнение в споре, давать оценку событиям, подбирать аргументы для подтверждения мыслей. Сочинение-рассуждение создается с целью доказать какую-либо мысль или убедить кого-нибудь в чем-нибудь. Схема текста-рассуждения: 1.Тезис (тезис – слово или выражение, которое необходимо доказать или объяснить). 2. Доказательства. Их обязательно должно быть больше одного, и строятся они по следующей схеме: аргумент (довод), затем – факты (наблюдения, примеры из жизни или из книг, кинофильмов). Аргументов и фактов также может быть несколько. 3. Вывод, подтверждающий правильность тезиса.

Запомним виды аргументов. Логические (рациональные) доводы, или аргументы – это то, что отражает логику человеческого разума, т.е. реальные факты, теории, гипотезы, статистические данные, законы природы, свидетельства очевидцев, результаты экспериментов и т. д. Примеры-иллюстрации – это примеры из литературы и из личной жизни или жизни близких людей и знакомых, а также случай, который мог бы иметь место в жизни при определенных условиях. Авторитетное мнение – высказывания выдающихся людей, деятелей науки или литературы. Пословицы и поговорки как опыт народа. Оптимальное количество аргументов в сочинении – три. Располагать аргументы надо в определенной последовательности. Последний аргумент должен быть самым сильным.

Примером сложного текста-рассуждения может служить рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Вначале рассказчик произносит тезис: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Затем данный тезис доказывается: случай, свидетелем которого стал герой-рассказчик, перевернул его представления об армии, он отказался от мечты стать военным, от службы вообще и даже от своей любви. Итогом его размышлений является невозможность что-либо делать без глубокого понимания сути, важности, необходимости самого действия, согласия с внутренними принципами. «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было», – эти слова в конце рассказа звучат как подтверждение правильности сделанных рассказчиком выводов.

Пример рассуждения в публицистическом стиле:

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек – это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» (Д. С. Лихачев).

Примером рассуждения в разговорном стиле может служить речь о товариществе в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Возможно, вам пригодится таблица использования языковых средств для построения рассуждения.


Стили речи

Выбираем стиль и жанр. Что же это?

Стили речи – это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении. Традиционно выделяют пять основных стилей речи, различающихся условиями и целями общения: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Научный стиль – стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля – наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция – сообщение информации, а также доказательство её истинности. Для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры – научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами его являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок и справок.

Стилевые черты – точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция официально-делового стиля – информационная (передача информации). Для него характерны стандартное изложение материала, широкое использование терминологии.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью. Информация предназначена для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Если вы решили написать материал в школьную газету, но не знаете с чего начать и как это сделать, вот несколько несложных советов.

Перед тем как начать писать статью, нужно определить её тему. Она должна быть актуальна и интересна. Нужно писать на широкую аудиторию. Выберите жанр, которого вы будете придерживаться. Их много, но популярнейшие из них заметка, репортаж, интервью.

Несколько простых правил помогут тебе написать хорошую статью:

Избегайте тавтологии. Правило Рой Питера Кларка – территория слова: одинаковые и однокоренные слова должны стоять друг от друга минимум на 200 слов;

Никогда не начинайте материал с общеизвестных фактов (напр. «Сегодня первое сентября», «Александр Лукашенко – президент Беларуси»);

Не «лейте воду» – пишите по делу, не отвлекаясь на другие темы;

Не поучайте читателей;

Не давайте оценку. Можете говорить свои впечатления, но нельзя говорить «лучший», «гениальный» и т. п.;

Когда собираете материал для статьи, находите «изюминки» – то, чего еще никто не знал и не видел;

Не пишите сложно о простых вещах. Не употребляйте в статье слова, усложняющие речь;

Точка – лучший знак препинания. Старайтесь не усложнять предложение множеством причастных и деепричастных оборотов, не больше одного в предложении;

Заголовок – лицо статьи. Он должен быть связан с содержанием материала, но не раскрывать его полностью. Желательно, чтобы заголовок заинтересовывал и имел в себе глагол;

Пишите только правду и подтверждайте слова или цитаты фамилиями и источниками информации;

Не употребляйте обобщающие слова (напр. никогда, все, каждый);

Не злоупотребляйте «восхвалительными» прилагательными («чудесный», «грандиозный» и т. п.);

Помещайте в статью разные точки зрения насчет темы материала;

Сначала имя, потом фамилия;

Не начинайте статью с даты («вчера», «сегодня» и т. п.);

Числа от одного до десяти – прописью;

Не навязывайте свою точку зрения. Не делайте в конце вывод, пусть читатель сам его сделает. Для этого, например, напишите вопросительное предложение;

Не употребляйте качественные прилагательные без смысла: высокая башня (насколько?), богатый человек (относительно кого?), известный консультант (в каких кругах?).

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальных частиц, повторов. Жанры: диалог, личные письма, личные записки, телефонный разговор.

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства:

Детализация (наличие подробностей);

Передача чувств и эмоций автора;

Эпитеты (определения);

Метафоры (слова или выражения в переносном значении);

Сравнения;

Аллегория (иносказание);

Использование элементов других стилей;

Инверсия (обратный порядок слов);

Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия.


Для удобства пользования сведениями о стилях соберём их в таблицу.




Стиль различается в зависимости от речевой ситуации. В непринуждённом дружеском общении мы не используем научную терминологию. Также неуместно будет и звучание с лекторской трибуны просторечных выражений и жаргонной лексики.

Зная законы стиля и жанра, вы легко перейдете к обдумыванию плана сочинения, подбору полезного материала и написанию собственного текста!


Попробуем создать тексты различных стилей речи на одну тему.

Художественный стиль. Как мы помним, это стиль художественной литературы. Автор художественных произведений может использовать все разнообразие и богатство русского языка.


Сказка про репку

Посадил дед репку и говорит:

– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку,

Дедка за репку – Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – и вытянули репку.

Научный стиль. Это стиль научной литературы: научные статьи, энциклопедии, лекции, доклады, учебники. Характеризуется строгостью, логичностью. В тексте должны присутствовать точные достоверные факты. В Википедии, всем известной свободной энциклопедии, читаем следующий текст:

Репа – однолетнее или двулетнее травянистое растение, вид рода Капуста семейства Капустные, или Крестоцветные. Кормовые сорта репы называются турнепсом. Корень утолщённый, мясистый. Стебель высокий, сильно облиственный.

Прикорневые листья зелёные, лировидно-перисто-надрезанные, жестковолосистые, длинночерешковые. Стеблевые листья сидячие, яйцевидные, зубчатые или цельнокрайние, стеблеобъемлющие, голые или нижние слегка опушённые. Соцветие в начале цветения щитковидное (цветки выше бутонов), позднее кистевидное. Лепестки золотисто-жёлтые или матово-бледно-жёлтые, ноготок короче отгиба и чашелистиков. Тычинки отклонённые, длинные, прямостоячие. Цветоножка при цветении отклонена под острым углом, 3—8 см длиной. Стручки прямостоячие, узловатые, короткие; носик удлинённо-конический, с тонким концом, составляет ¼ – ½ длины створки. Семена красновато-бурые, не совсем правильно шарообразные, с хорошо заметным корешком.


Публицистический стиль. Жанры стиля: статьи, очерки, интервью, репортажи, фельетоны. Как мы уже знаем, публицистический стиль применяется в общественно-политической жизни. Цель – воздействовать на людей, побудить к общественно-значимым делам и поступкам, призвать к чему-либо. Используются слова с высокой, торжественной окраской, эмоционально-оценочная лексика. Пример текста о репке может быть таким:

Во все времена воспитание трудом высоко ценилось в работе с детьми школьного возраста. Для этой цели педагогами широко внедрялся коллективный детский труд в форме субботников.

Но, как показала практика, далеко не каждого ребёнка можно научить трудиться для всеобщего блага, работать в команде. Причина тому – недостатки в домашнем воспитании. Если в семье труд в чести, стал для ребёнка нормой жизни, то и в школьном коллективе такой ученик не считает зазорным отремонтировать стул, пересадить цветы.

Примером успешного домашнего трудового воспитания может служить шестиклассница Маша Репкина. Девочка живёт с бабушкой и с дедушкой, имеет много забот в большом домашнем хозяйстве. Причём она весьма ответственно относится к возложенным на неё обязанностям: её не надо будить утром доить корову, она сама встанет и сделает это не хуже бабушки. При этом Маша успевает отлично учиться и успешно заниматься в театральном кружке, где играет главные роли в сказочных постановках.

Хочется верить, что воспитательные принципы семьи Репкиных станут примером для многих родителей.

Официально-деловой стиль используется в сфере делопроизводства, регулирует деловые взаимоотношения между людьми и государством. Это деловые бумаги, договоры, законы.

Председателю заготовительной конторы села Прилепино от пенсионерки Репкиной А. В. заявление.

Прошу предоставить ведомственный транспорт для перевозки и сдачи государству домашнего урожая репы, т.к. своими силами транспортировать к месту приёма нет возможности из-за габаритности и большого веса уродившейся овощной культуры.

Дата. Подпись.


Способы связи предложений в тексте

Как сделать свою письменную речь связной? Между предложениями в тексте должна быть связь. Они могут соединяться двумя способами – последовательным и параллельным.

Рассмотрим, за счёт чего в тексте обеспечивается развитие основной мысли? Каждое новое предложение добавляет к сказанному новую информацию. Отталкиваясь от «данного», сообщается «новое». «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. В первом предложении текста «данного» нет. «Новое» содержит основное сообщение. Выделяется логическим ударением. Обычно находится в конце предложения.

При последовательном способе соединения предложений «данным» следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. Образуется непрерывная цепь из предложений; поэтому последовательную связь называют еще и цепной. Главное в последовательной связи – повтор того или иного члена предложения, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением.

С утра небо было затянуто тучами. Они напоминали полупрозрачное, истёртое временем старое покрывало. Сквозь его потёртости иногда пробивался солнечный свет.

Связь может осуществляться и путем ассоциаций. Например:

Весна в этих краях всегда ранняя и быстрая. Ещё март на дворе, а уж почки на деревьях набухли. В апреле глядишь – яблони зацвели. Их аромат ветер разносит по улицам, смешивает с запахом моря.

Связь между 1, 2 и 3 предложениями ассоциативная: весна – почки – зацвели. Между 3 и 4 – с помощью лексических повторов: яблони – их. Сказуемые второго и третьего предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида.

При параллельном способе соединения предложений «данное» не меняется. Оно означает один и тот же предмет (или его части, разновидности). Предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Например:

Бывает, пообщаешься случайно с совершенно посторонним человеком, и кажется, что век знакомы. А бывает, с давно знакомым разговариваешь, и кажется, что совсем чужие.

Если новое предложение не связано с предыдущими ни одним из названных способов, скорее всего оно станет началом нового абзаца.

Создавая устное или письменное высказывание, пользуйтесь основными требованиями к содержанию текста.

Соответствие содержания текста теме и основной мысли.

Полнота раскрытия темы.

Достоверность фактического материала.

Последовательность изложения (в соответствии с планом). Логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев.

Смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста.

Стилевое единство.

Соответствие текста выбранному типу речи.

Эпиграф

Если вы хотите, чтобы читающему вашу работу изначально было понятно, в чём заключается основная мысль, используйте эпиграф. Это краткая цитата, помещаемая перед литературным произведением или его частью (главой), обычно с целью проиллюстрировать или подчеркнуть содержащиеся в нём выводы.

Эпиграф помещается в правом верхнем углу страницы перед началом сочинения, сразу после записанной темы. Он пишется без кавычек. Подпись фамилии автора внизу обязательна. Если цитата взята из произведения, желательно указать и его название. Фамилия автора и название произведения пишутся на следующей после эпиграфа строке и не берутся в скобки. Например:

Нравственные искания Пьера Безухова

У каждого человека есть обязанность к себе, к тому духу, который живёт в нём.

Л. Н. Толстой.