Глава 1. Теоретико-методические основы построения учетно-аналитической системы затрат дорожно-строительных организаций
1.1. Теоретические аспекты формирования учетно-аналитической системы затрат дорожно-строительных организаций
Под учетно-аналитической системой понимается комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного сбора, обработки и оценки информации, необходимой для планирования и подготовки эффективных управленческих решений.
Учетно-аналитическая система с взаимодействующими элементами представлена на рис. 1.
Из схемы взаимодействия приведенной на рис. 1 следует, что точка А представляет исходную информационную базу учетно-аналитической системы, то есть бизнес или хозяйственную деятельность предприятия. Прямая АЕ – бухгалтерский учет, который представляет собой сочетание финансового, управленческого и налогового учета. Прямая АС – анализ хозяйственной деятельности, представленный компонентами: финансовый анализ, управленческий анализ (контроллинг), налоговый анализ (выделяемый в отдельную категорию на основании налогового учета). Прямая АВ представляет систему аудита внутреннего и внешнего[1].
Рис. 1. Принципиальная схема взаимодействия элементов учетно-аналитической системы[2]
Финансовый учет является основной частью информационной системы предприятия и одним из компонентов бухгалтерского входящего в состав учетно-аналитической системы. Финансовый учет – это система сбора, регистрации, обобщения информации о хозяйственной деятельности организации, установленная в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, для составления финансовой отчетности, осуществления контроля и выявления резервов. Данные финансового учета предназначены как для внутренних, так и для внешних пользователей.
Управленческий учет, как один из компонентов бухгалтерского учета, входящего в состав учетно-аналитической системы представляет собой установленную организацией систему сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, анализа, контроля и управления этой деятельностью. Данные управленческого учета предназначены для внутренних потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны[3].
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (ст. 313)[4].
Одной из основных составляющих учетно-аналитической системы является аналитическая функция, которая реализуется в формировании больших массивов информации о состоянии и движении производственно-финансовых активов организации. Анализ является связующим звеном между бухгалтерским учетом и принятием управленческих решений.
Финансовый анализ – это исследование и оценка внутреннего состояния предприятия по данным финансовой отчетности с целью выработки рекомендаций и построения прогнозов по изменяющимся финансовым условиям деятельности предприятия. Финансовое состояние организации постоянно изменяется. Для выявления причин финансовых проблем необходимо регулярно проводить анализ финансового состояния. В основе анализа финансового состояния организации лежит расчет ключевых показателей, дающих картину прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. Финансовый анализ базируется на данных бухгалтерского учета и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни[5].
Управленческий анализ – оперативное исследование и оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности путем сопоставления затрат и результатов по различным объектам учета в различных временных интервалах в целях подготовки информации для принятия управленческих решений. Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем[6].
Налоговый анализ – это анализ совокупности налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в разный период времени, а также оценка налогового состояния, позволяющая снизить его налоговые платежи. Налоговый анализ позволяет оценить и выявить резервы снижения налогооблагаемых баз, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области налогового менеджмента. Налоговый анализ производится на основе бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
Еще одной составляющей учетно-аналитической системы является подсистема аудита, которая использует как данные учета, так и анализа.
Внутренний аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля. Это один из способов контроля эффективности деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и прочее[7].
Все составляющие системы исследуются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Данная модель учетно-аналитической системы полностью удовлетворяла задачам формирования комплексной информации для принятия управленческих решений.
Выделим из универсальной модели учетно-аналитической системы важнейшие составляющие для учетно-аналитической системы формирования затрат на дорожно-строительных предприятиях, учитывая отраслевую специфику производства и организационно-правовую форму представленных на рынке предприятий.
Дорожно-строительные организации, как правило, имеют организационно-правовую форму открытых акционерных обществ, подлежат обязательному аудиту и не проводят внутренний аудит. Таким образом, изучение подсистемы аудита в рамках учетно-аналитической системы формирования затрат в дорожно-строительных организациях регламентирована и не будет являться областью исследования.
Важнейшими компонентами учетной подсистемы в рамках заданной темы являются бухгалтерский (финансовый) и налоговый учет, что связано с тем, что организации отражают произведенные затрат на строительно-монтажные работы в бухгалтерском (финансовом) учете и значительный объем в них приходится на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Управленческий учет затрат на дорожно-строительных предприятиях как правило не ведется и может служить темой отдельного исследования.
Так как для строительства характерен пообъектный способ учета затрат, то наиболее значимым в рамках учетно-аналитической системы затрат на предприятиях дорожно-строительной отрасли в подсистеме анализа является управленческий анализ, который позволяет оперативно исследовать и оценить эффективность производственно-хозяйственной деятельности по различным объектам учета в различных временных интервалах в целях подготовки информации для принятия управленческих решений.
Исходя из этого, рассмотрение управленческого анализа по сравнению с финансовым и налоговым будет являться обоснованным и достаточным.
Таким образом, учетно-аналитическая система затрат на организациях дорожно-строительной отрасли примет вид, представлено на рис. 2.
Рис. 2. Модель учетно-аналитической системы затрат дорожно-строительных организаций
Из данных рис. 2 следует, что плоскость АВС образует учетную подсистему учетно-аналитической системы формирования затрат дорожно-строительных организаций, точка А символизирует финансовый учет, В – налоговый учет, С – управленческий учет.
Соответственно плоскость DEF образует аналитическую подсистему учетно-аналитической системы формирования затрат дорожно-строительных организаций, точка D символизирует финансовый анализ, E – налоговый анализ, F – управленческий анализ.
Векторами обозначены направления информационных потоков. Вектор означает, что информационной базой налогового учета является финансовый (бухгалтерский) учет; вектор означает, что информационной базой для управленческого учета служит финансовый учет; вектор означает, что информационной базой для финансового анализа служит финансовый учет; вектор означает, что информационной базой для налогового анализа служит налоговый учет; вектор означает, что информационной базой для управленческого анализа служит управленческий учет.
Так как мы установили, что в учетно-аналитической системе затрат дорожно-строительных организаций наибольшее значение имеют бухгалтерский (финансовый) и налоговый учет, а также управленческий анализ, то соединив точки, которые принадлежат плоскостям бухгалтерского (финансовый), налогового учета и управленческого анализа (А, В и F) получим плоскость ABF определяющую область, соответствующую учетно-аналитической системе формирования затрат дорожно-строительных организаций, которую и будем исследовать в дальнейшем.
Бухгалтерский (финансовый) учет предоставляет данные для последующей их обработки в налоговом учете и в управленческом учете, а следовательно и в управленческом анализе. Таким образом, именно особенности бухгалтерского (финансового) учета оказывают наиболее сильное влияние на учетно-аналитическую систему затрат дорожно-строительных предприятий.
Отметим влияние основных особенностей бухгалтерского (финансового) учета на дорожно-строительных организациях на учетно-аналитическую систему затрат. Особенности бухгалтерского (финансового) учета в дорожно-строительных организациях и их влияние на учетно-аналитическую систему затрат приведены в табл. 1.
Учетно-аналитическая система затрат дорожно-строительных предприятий находится в зависимости от специфики проведения строительных работ и особенностей подготовки проектной документации, но при этом ей присущи общие черты, характерные для учета в любой отрасли народного хозяйства.
Таблица 1. Особенности бухгалтерского (финансового) учета в дорожно-строительных организациях и их влияние на учетно-аналитическую систему затрат[8]
Продолжение таблицы 1
Градостроительный кодекс ст. 47 п. 2[9]
Окончание таблицы 1
При построении учетно-аналитической системы затрат дорожно-строительной организации целесообразно опираться на нормативные акты.
Также учетно-аналитическая система затрат дорожно-строительных организаций предусматривает использование документов, разработанных в самой организации. К таким документам относят организационно-распорядительные документы, Положение об учетной политике для целей бухгалтерского, налогового, управленческого учета, утвержденные приказами руководителя графики документооборота, а также документы, формируемые в специализированном программном обеспечении. Учетно-аналитическая система затрат и регламенты разработки внутренней документации дорожно-строительной организации, приведены в табл. 2.
Состав разрабатываемых дорожно-строительной организацией внутренних документов определяется структурой учетно-аналитической системы затрат.
Выделение среди составляющих учетно-аналитической системы формирования затрат бухгалтерского (финансового) и налогового учета и управленческого анализа объясняется тем, что именно эти компоненты обеспечивают дорожно-строительные организации эффективной, качественной и достоверной информацией о формировании и распределении затрат.
Таблица 2. Учетно-аналитическая система затрат и регламенты разработки внутренней документации дорожно-строительной организации[10]
В данном параграфе были выявлены основные факторы, которые должны учитываться дорожно-строительной организацией при формировании учетно-аналитической системы затрат, данные особенности должны находить свое отражение при формировании учетной политики для целей финансового, налогового учета затрат, а также при проведении управленческого анализа затрат дорожно-строительной организации.
1.2. Теоретико-методические аспекты учета и анализа затрат в организациях дорожно-строительной отрасли
Затраты, расходы, себестоимость продукции и ее калькулирование являются важнейшими экономическими категориями не только в учетном процессе, но также и в процессе анализа. Проведенный теоретический анализ точек зрения на исследуемые понятия позволил выделить два основных подхода к квалификации категорий «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость» в целях формирования учетно-аналитической системы:
1) данные категории имеют одинаковый смысл и нет необходимости выделять между ними разницы; условно считается что «издержки»;
2) «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость» различные понятия (В.Б. Ивашкевич, М.А. Иванова, Н.П. Кондраков, С.А. Котляров, Я.В. Соколов, Л.В. Попова, И.А. Маслова, Г.Р. Хамидуллина, М.М. Коростелкин, И.А. Константинов, Р. Энтони, Дж. Рис).
Вторая точка зрения представляется нам более верной. Считаем использование термина «издержки» в бухгалтерском учете излишним, а термин «затраты» предлагаем определять как величину использованных ресурсов в денежном выражении для целей осуществления хозяйственной деятельности. Мы согласны с нормативным определением термина «расходы», под которым понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»)[11]. При этом затраты организации могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.
Себестоимость продукции – это скалькулированная совокупность затрат, представляющих собой денежную оценку потребленных в процессе производства ресурсов. В соответствие с принятыми в каждом конкретном случае учетными принципами и стандартами составления финансовой отчетности себестоимость продукции трансформируется в себестоимость реализованной продукции, которую разрешено относить на уменьшение финансового результата.
Использование и квалификация категорий «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость» в финансовом, налоговом и международном учетах приведены в табл. 3.
Как представлено в табл. 3 на законодательном уровне понятия «издержки», «затраты» и «себестоимость» не определены.
Однако понятие «расходы» установлено во всех рассматриваемых системах учета. При этом по нашему мнению отличительной особенностью установленных определений в финансовом учете от налогового учета является отражение в финансовом учете расходов как процесса изменения (уменьшения) существующего капитала организации. В налоговом учете расходы процесс более конкретизирован и отражает процесс совершения обоснованных затрат, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком, в ходе осуществления предпринимательской деятельности. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из вышеуказанных определений также можно сделать вывод, что в налоговом учете затраты аналогичны расходам или являются составной частью расходов, а в финансовом учете расходы и затраты это самостоятельные экономические категории.
Организация учета затрат на выполнение строительно-монтажных работ основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования себестоимости выполняемых работ в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; документирование, т. е. на себестоимость относятся только документально подтвержденные расходы[12].
Таблица 3. Использование и квалификация категорий «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость» в финансовом, налоговом и международном учетах[13]
Целью бухгалтерского учета стоимости строительных работ является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и сдачей этих работ заказчику, по видам и объектам строительства, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также выявление резервов снижения уровня затрат.
Учет затрат на производство строительных работ осуществляется по договорам на строительство. Объектом учета по договору может быть строительство одного или нескольких объектов или выполнение отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту. Задачей бухгалтерской службы строительной организации является обеспечение раздельного учета затрат в разрезе строящихся объектов.
В настоящее время номенклатуру статей затрат на производство и калькулирование себестоимости строительных работ строительно-монтажные организации определяют самостоятельно исходя из потребностей менеджмента на разных уровнях управления. Другими словами, руководство строительной организации должно самостоятельно принять решения, связанные, в частности: с уровнем детализации затрат, с используемым методом учета затрат, с распределением косвенных затрат.
Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат.
Затраты на строительное производство группируются по следующим основным группам затрат и показателям (способы группировки затрат на производство в строительных организациях приведены на рис. 3):
• расходы на строительство (место возникновения, виды строительных работ и расходов);
• затрат на строительно-монтажные работы (расходы на материалы, оплату труда, на эксплуатацию машин и механизмов и накладные расходы);
• по мере включения в себестоимость (текущие и единовременные);
• в зависимость от способа включения в себестоимость (прямые и косвенные);
• в зависимости от изменения объемов выполненных работ (постоянные и переменные).
Рис. 3. Способы группировки затрат на производство в строительных организациях
При выполнении строительной организацией в соответствии с заключенным договором проектных и других работ или услуг, не относящихся к строительным, в составе себестоимости общего объема работ, выполненного собственными силами, для них предусматривается дополнительная статья «Прочие производственные расходы».
Учет затрат на производство строительных работ может быть организован в зависимости от видов объектов учета по позаказному методу или по методу накопления затрат за определенный период времени.
Учет затрат в производстве осуществляется на основе первичной учетной документации, оформленной в порядке установленном соответствующими нормативными актами. Первичная документация составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по объектам строительства и видам работ (в необходимых случаях в разрезе статей и элементов затрат), а также в разрезе участков, бригад строительной организации в соответствии с требованиями внутрипроизводственного хозрасчета.
Метод накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат предполагает совместное ведение учета затрат по однородным специальным видам работ или однотипным объектам с незначительной продолжительностью строительства. При этом определение себестоимости сданных заказчику работ производится расчетным путем исходя из соотношения фактических затрат по производству работ и их договорной стоимости[14].
Таким образом, в настоящее время номенклатуру статей затрат на производство и калькулирование себестоимости строительных работ строительно-монтажные организации определяют самостоятельно исходя из потребностей менеджмента на разных уровнях управления.
Строительным организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов: материалы; расходы на оплату труда рабочих; расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.
Сущность, значение и структура себестоимости строительно-монтажных работ.
Себестоимость строительно-монтажных работ представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость строительно-монтажных работ является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд важнейших функций. Основные функции себестоимости приведены в рис. 4.
При проведении строительно-монтажных работ различают производственную и полную себестоимость, а также индивидуальную для каждого предприятия и среднюю по отрасли. Классификация видов себестоимости и их характеристика приведены в рис. 5.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости строительно-монтажных работ для дорожно-строительной организации резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости для предприятия заключается в следующем[15]:
Рис. 4. Основные функции себестоимости как экономической категории
Рис. 5. Классификация видов себестоимости
1) в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
2) в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
3) в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
4) в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
5) в снижении себестоимости строительно-монтажных работ в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
В ходе анализа финансового развития дорожно-строительной организации могут быть выявлены наиболее проблемные участки в финансовом состоянии должника и внутренние механизмы финансового оздоровления организаций, к основным из них, влияющих на эффективность хозяйственной деятельность организации, можно отнести:
• высокая себестоимость строительно-монтажных работ;
• недостаточный уровень рентабельности или убыточность организации, приводящие ее к новым обязательствам и не позволяющие своевременно расплачиваться по ним[16].
Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости строительно-монтажных работ всегда должна быть в центре внимания на дорожно-строительных организациях.
Систематическое определение и анализ структуры затрат в предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
Структура затрат в каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками в предприятии с целью их минимизации.
Аналитическое обеспечение калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ, на наш взгляд, может быть построено не только в абсолютных показателях деятельности предприятия (количество и структура затрат), но и на относительных (уровень затрат (затратоемкость), затратоотдача и рентабельность затрат). Система аналитических показателей характеризующая управление затратами, формулы расчета и значение показателя приведены в табл. 4.
Таблица 4. Система аналитических показателей, характеризующих эффективность управления затратами[17]
Окончание таблицы 4
Для объективной оценки выполнения плана и динамики текущих затрат и калькулирования себестоимости, на наш взгляд, необходимо использовать процедуры факторного анализа затратоемкости. Изменение затратоемкости в зависимости от различных факторов, представлено на рис. 6.
Рис. 6. Влияние различных факторов на затратоемкость продукции в дорожно-строительной отрасли
Как представлено в рис. 6 на изменение затратоемкости влияют две основные группы: связанные с общими характеристиками строительно-монтажных работ (объем, структура, уровень цен) и затратами на их ведение (переменные и постоянные). При этом на уровень цен и как результат изменение затратоемкости влияют изменение цен на стройматериалы и качество СМР.
Все факторы, на наш взгляд, следует подразделить на независимые от результатов и качества работы и зависимые от них. К независимым факторам относятся факторы внешней среды (экономические, правовые, социально-политические и др.). Зависимые факторы включают степень выполнения плана и динамику объема производства и продаж; изменение времени реализации продукции; расширение каналов поставки сырья и материалов.
Такая группировка факторов дает возможность определить размер экономии или перерасхода затрат, установить возможности и резервы сокращения расходов. А поскольку каждое дорожно-строительное предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения затрат, то данное обстоятельство необходимо учитывать при формировании учетно-аналитического обеспечения.
Таким образом, мы установили, критерии использования и квалификации категорий «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость» в финансовом, управленческом, налоговом и международном учетах. Рассмотрели принципы организации учета затрат на выполнение строительно-монтажных работ, способы группировки затрат на строительное производство. А также установили сущность, значение, виды и структуру себестоимости строительно-монтажных работ, влияющие на ее бухгалтерский учет; привели систему аналитических показателей, характеризующих эффективность управления затратами, рассмотрели влияние различных факторов на затратоемкость продукции в дорожностроительной отрасли.
1.3. Статистический анализ себестоимости и особенности учетно-аналитической системы себестоимости дорожно-строительных организаций в соответствии с МСФО
Для государства важное значение имеет каждое предприятие, которое эффективно функционирует, приносит доход и уплачивает вовремя законно установленные налоги. Для учета данных по всем предприятиям в государстве существует Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Собранные статистические данные специалисты Росстата распределяют по национальным счетам, для формирования сводных данных по стране. Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов – резидентов от момента производства до момента конечного потребления или накопления. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц. Данные от промышленных предприятий попадают на счет производства. Он составляется по отраслям, секторам и по экономике в целом с целью характеристики результатов производственной деятельности резидентов.
Показателем, характеризующим результаты производства товаров и услуг в регионе в соответствии с принципами системы национальных счетов (СНС), является валовой региональный продукт. Структура влияние данных предприятия о затратах на ВВП страны приведены на рис. 7. По большинству отраслей экономики показатели выпуска товаров и услуг и промежуточного потребления исчисляются на региональном и федеральном уровне по единой методологии.
Составление основных счетов СНС, последовательно отражающих движение финансовых потоков и стоимости товаров и услуг через все стадии, воспроизводственного цикла, завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие, национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.
Из схемы, представленной на рис. 7 видно, что каждое предприятие не зависимо от его отраслевой принадлежности оказывает влияние на ВВП государства, через формирование валовой добавленной стоимости (ВДС), в том числе валового выпуска(В) без учета расходов на сырье и расходов на производство.
Рис. 7. Структура влияние данных предприятия о затратах на ВВП страны[18]
Из классификатора ОКВЭД[19] видно, что вид деятельности строительство автомобильных дорог входит в более крупную классификационную группу строительство. Используя данные из Приложения 1 оценим значимость строительной отрасли для России, Центрального федерального округа (ЦФО) и Орловской области. В приложении 1 приведен сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций по видам экономической деятельности в 2010 году.
В Российской Федерации и Центральном федеральном округе по сальдированному финансовому результату строительство занимает 9-е место из 11 основных видов экономической деятельности, опережая только сельское хозяйство и рыболовство, однако в Орловской области уже 4-е место опережая такие важные отрасли как финансовая деятельность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, но отставая всего на 15 % от сельского хозяйства.
Структура и доля финансового результата предприятий по основным видам экономической деятельности, в том числе по строительству по Российской Федерации, Центральному федеральному округу и Орловской области за 2010 год приведены в табл. 4.
Для того, чтобы лучше понять проблему учетно-аналитической системы затрат рассмотрим структуру затрат на производство по виду экономической деятельности «Строительство» в 2005, 2009 и 2010 гг. в целом по России, в Центральном федеральном округе и в Орловской области в табл. 5, используя данные Приложения 2. В приложении 2 приведена структура затрат на производство работ по виду экономической деятельности «Строительство» по элементам в разрезе субъектов Российской Федерации входящих в Центральный федеральный округ за 2005, 2009, 2010 годы.
Проанализировав данные затрат на производство по вид экономической деятельности «Строительство» можно сказать, что оно является материалоемким процессом. Однако средняя величина по России (56,3 % в 2010 г.) больше, чем в Центральном федеральном округе (52,5 %), а в Орловской области (61,2 %) величина материалоемкости больше чем по России, хотя она и входит в Центральный федеральный округ. На втором месте по затратам идет заработная плата и здесь ситуация аналогичная. Учет затрат на строительные работы имеет важное значение для страны в целом, так как без учета затрат невозможно формирование промежуточного потребления, которое в свою очередь формирует добавленную стоимость, и следовательно величину валового регионального продукта и валового внутреннего продукта.
Таблица 4. Структура финансового результата предприятий за 2010 г., млн. рублей[20]
Окончание таблицы 4
Таблица 5. Структура затрат на производство по виду экономической деятельности «строительство» по элементам (в процентах)[21]
Строительная отрасль в масштабах страны приносит не такой большой доход (1,37 %), тоже можно сказать и о Центральном федеральном округе (0,98 %). Однако для Орловской области строительство имеет большое значение и приносит 6,89 % прибыли, что ввиду наличия убыточных отраслей приобретает еще более важное значение наряду с сельским хозяйством, обрабатывающими производствами и торговлей.
Чтобы прояснить ситуацию не только в России рассмотрим динамику ВВП США за 2005–2011 гг. и какую долю в нем занимает строительство. Данные возьмем с официального сайта статистики США (величина валовой продукции США по отраслям промышленности за 2000–2011 гг приведена в Приложении 3), данные расчета представим в табл. 6.
Таблица 6. Динамика ВВП США за 2005–2011 гг. в млрд. долларов[22]
Строительство [23]
Как видно из данных приведенных в табл. 6, в США строительная отрасль играет заметную роль в создании ВВП даже, несмотря на то, что удельная величина строительства уменьшается с 5,41 % в 2005 году до 3,6 % в 2011 году, а его абсолютная стоимость также снижается с 1246,1 до 981,7 млрд. долл.
В других странах также существуют свои особенности формирования учетно-аналитической системы затрат. С этой целью проведем анализ МСФО и сделаем выводы о возможности использования данных стандартов для предприятий дорожно-строительной отрасли.
С 20 декабря 2011 года Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации» на территории России были приняты и введены в действие Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО)[24].
Конец ознакомительного фрагмента.