Рецензент
Л. В. Попова – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»
Введение
Дорожно-строительная отрасль является ключевой при создании инфраструктуры любого уровня.
Необходимость построения системы учета и анализа затрат строительно-монтажных работ обусловлена тем, что результатом производственной деятельности любого предприятия является выпуск готовой продукции; правильно сформированная себестоимость продукции, учтенные объемы ее реализации, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты – это основа точного расчета выручки, поскольку рациональная политика управления затратами приводит к возможной максимизации прибыли. Правильное измерение затрат необходимо для оценки эффективности отдельных сегментов бизнеса, групп продукции, клиентов. Конечная цель управления затратами заключается в их контроле и снижении.
В отечественной литературе исследованиями в области бухгалтерского учета и анализа занимались такие ученые как Я.В. Соколов, С.А. Стуков, В.Ф. Палий, Г.Р. Хамидуллина, Л.В. Попова, С.П. Суворова и другие.
Отдельные аспекты формирования системы учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции и ее дальнейшего совершенствования широко рассматривались и обсуждались в работах известных российских экономистов: И.Н. Богатой, И.Е. Глушкова, Н.П. Кондракова, Т.А. Головиной, Л.Я. Васюковой и других.
Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов по вопросам формирования учетно-аналитической системы по отраслям требуют дальнейших исследований, что и предопределило выбор темы и направлений ее разработки. Кроме того, в период сближения с международными стандартами финансовой отчетности система учета и анализа требует более глубокого познания и совершенствования.
Результаты исследований, которым посвящена данная работа, могут явиться руководством для практической деятельности в новых условиях хозяйствования. Одним из главных составляющих в сфере деятельности организаций дорожно-строительной отрасли является зависимости от специфики проведения строительных работ и особенностей подготовки проектной документации. В учетно-аналитической системе затрат дорожно-строительных организаций наибольшее значение имеют бухгалтерский (финансовый) и налоговый учет, а также управленческий анализ. При этом именно особенности бухгалтерского (финансового) учета оказывают наиболее сильное влияние на учетно-аналитическую систему затрат дорожно-строительных предприятий. Поэтому разработка научно обоснованных рекомендаций по построению учетно-аналитической системы затрат дорожно-строительных организаций и проведение мероприятий по совершенствованию ее составляющих при переходе на МСФО позволит организациям дорожно-строительной отрасли оптимизировать свои учетно-аналитические процессы и привлечь необходимые ресурсы для своего развития, а решение этой проблемы в такой постановке предопределило направления исследований.
В качестве научной концепции в работе предложен методический подход особенности построения учетно-аналитической системы затрат на основе МСФО дорожно-строительных организаций.
В процессе исследования использованы методы системного и логического анализа, экономико-математического моделирования, комплексного анализа структуры и процессов бухгалтерского (финансового) учета и учетно-аналитической системы затрат, статистического и факторного анализа затрат дорожно-строительных организаций.