Вы здесь

Учетная политика организации. 1. Регулирование аналитичности учетной политики российскими нормативными документами по бухгалтерскому учету (Б. Т. Жарылгасова)

1. Регулирование аналитичности учетной политики российскими нормативными документами по бухгалтерскому учету

Учетная политика организации является вторым по значимости после Устава документом. При грамотном подходе к ее составлению можно рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций-юридических лиц, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений устанавливает ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», который распространяется:

в части формирования учетной политики – на все организации;

в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе.

На основании данных бухгалтерского учета, сформированных на базе положений учетной политики, разрабатываются и принимаются различные управленческие решения, основная цель которых – повышение прибыльности и эффективности предпринимательской деятельности.

Поэтому основным адресатом учетной политики являются заинтересованные пользователи бухгалтерской информации, от которых зависит принятие правильных управленческих решений, непосредственно направленных на повышение эффективности производства или продаж, – руководители организаций, советы директоров, общие собрания акционеров, деловые партнеры и т. п.

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации представляет собой внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности ее бухгалтерского, налогового и налогового и управленческого учета в конкретном отчетном периоде. Учетная политика утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

В ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» оговорена возможность филиалов и представительств формировать учетную политику в соответствии с требованиями законодательства страны местонахождения организации.

Каждая организация составляет учетную политику самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей внутрифирменной организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация (или организация, возникшая в результате реорганизации), оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки или выбора организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий деятельности экономического субъекта. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Формы бухгалтерской отчетности зависят от статуса организации. Если организация является малым предприятием, бухгалтерская отчетность которого не подлежит обязательному аудиту, то достаточно упрощенной бухгалтерской отчетности, состоящей из двух форм:

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах.

В ином случае организация должна представлять:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

пояснения.

Отчеты и приложения к ним можно составить по формам, утвержденным Минфином РФ (приказ Минфина от 02.07.2010 №66н), их можно дополнить строками, однако, нельзя исключать какие-либо статьи. За каждую не представленную форму ИФНС может оштрафовать организацию на 200 руб. (ст. 126 НК РФ), а ее руководителя – на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Организации, подлежащие обязательному аудиту, должны представить в органы Росстата кроме бухгалтерской отчетности, также аудиторское заключение.

Состав отчетности у организаций, применяющих УСН, зависит от того, являются ли они субъектами малого предпринимательства и должны ли они проходить обязательный ежегодный аудит:

если упрощенец является малым предприятием, финансовая отчетность которого не подлежит обязательному аудиту, то он вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность;

если упрощенец не является малым предприятием либо его финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, то он должен сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме (например, обязательному ежегодному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность всех акционерных обществ).

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

причину изменения учетной политики;

содержание изменения учетной политики;

порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Такое разделение обязанностей позволяет повысить эффективность системы внутреннего контроля за принятием документа.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При составлении рабочего плана счетов главному бухгалтеру следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н.

В соответствии с п. 2.5 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. №105, первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дата составления документа;

наименование экономического субъекта, составившего документ;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Налоговым кодексом РФ ограничено использование кассового метода. Этот метод в целях налогообложения могут применять только те организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС в среднем за четыре предыдущих квартала не превышает 1 млн. руб. за каждый квартал.

Теперь рассмотрим общие требования и основные элементы учетной политики.

Как уже говорилось, учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации. Тем не менее, при работе над отдельными элементами учетной политики целесообразно (а иногда и необходимо) участие руководителей других структурных подразделений – производственного, планово-экономического и отдельных специалистов – экспертов в той или иной области. Поэтому нам представляется рациональным издание руководителем организации распоряжения или приказа, в котором необходимо определить состав рабочей группы по разработке учетной политики, а также сроки ее составления и представления на утверждение. Ответственным за разработку в любом случае является главный бухгалтер.

В первую очередь, должна быть выбрана, установлена и отражена в учетной политике организационная форма бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта [битая ссылка] среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

В учетной политике должна быть определена форма бухгалтерского учета (системы учетных регистров). Объектом выбора в этих целях может стать любая из следующих форм:

единая журнально-ордерная форма (утв. письмом Минфина СССР от 08.03.60 №63);

журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утв. письмом Минфина СССР от 06.06.60 №176);

упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренная Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 №64н (далее Типовые рекомендации));

мемориально-ордерная форма;

простая форма, предусмотренная Типовыми рекомендациями;

книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3—22/606). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Книгу учета доходов и расходов следует отнести к формам бухгалтерского учета, хотя в статье 346.24 НК РФ указывается, что на основании указанной книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский. Однако налоговый учет есть не что иное, как бухгалтерский учет для целей налогообложения, а то, что исчисление налоговых обязательств – одна из задач бухгалтерского учета, подтверждает данную точку зрения.

Помимо вышеперечисленных форм иногда выделяется так называемая автоматизированная форма бухгалтерского учета. Её выделение обосновывается тем, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры, как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. В данном контексте, любая автоматизированная форма бухгалтерского учета может быть отнесена к одной из вышеуказанных в зависимости от применяемой в ней совокупности регистров.

Рабочий план счетов целесообразно вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, указав в ее первой графе счета синтетического учета, во второй – субсчета, в третьей – счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) – счета аналитического учета второго порядка, открываемые к счетам второго порядка – и т. д. При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями Инструкции по применению Плана счетов (в части, регулирующей обязанность ведения аналитического учета), спецификой организации и осуществления процессов управления, производства и реализации продукции (работ, услуг).

Формы первичных учетных документов

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации не являются обязательными к применению (за исключением кассовых документов).

При разработке и утверждении форм первичных документов, не предусмотренных альбомами унифицированных форм, следует учитывать требования ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, устанавливающей перечень обязательных реквизитов первичных документов. Формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены ст. 11 Закона о бухгалтерском учете. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, указывать в учетной политике организации обязательность проведения инвентаризации в перечисленных случаях (кроме проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности) необязательно. Однако в учетной политике должен быть определен список материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике ежегодно должен определяться сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и обязательств, а также состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (по видам инвентаризуемого имущества).

Положение о проведении инвентаризации рекомендуется вынести в отдельное приложение к учетной политике организации. Так будет проще вносить в него изменения, потому что изменения в приложениях к приказу не могут считаться изменениями самого приказа.

Методы оценки активов и обязательств

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Основные принципы оценки активов и обязательств:

оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;

оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования;

имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

Более подробно методы оценки отдельных видов имущества изложены в соответствующих Положениях по бухгалтерскому учету.

Ниже рассматриваются только те методы оценки, которые имеют варианты для выбора.

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Следовательно, при осуществлении финансовых вложений организация имеет право выбрать один из двух вариантов – списывать разницу между затратами на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью равномерно в течение срока их обращения или делать это единовременно – при выбытии таких ценных бумаг.

Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производится образование в конце отчетного года резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов коммерческой организации или увеличения расходов некоммерческой организации. Создание резерва не является обязательным, поэтому здесь речь может идти о выборе одного из двух вариантов – создавать или не создавать резерв.

Материально—производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. ПБУ 5/01 однозначно определяет состав затрат, включаемых в фактическую себестоимость материально—производственных запасов в зависимости от источников их поступления. Поэтому в данном случае у организации отсутствует выбор варианта оценки.

Однако определенные методы применяются для оценки материально—производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии.

ПБУ 5/01 устанавливает следующие методы оценки материально-производственных запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально—производственных запасов (метод ФИФО).

Выбор варианта оценки производится исходя из специфики производственного процесса, номенклатуры материально—производственных запасов и иных факторов, влияющих на размер себестоимости и, соответственно, на размер налогооблагаемой прибыли.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной, плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Выбор метода оценки по нормативной (плановой) себестоимости может основываться не только на особенностях производственного процесса, но в первую очередь на том, располагает ли организация необходимыми кадрами (по численности и квалификации), способными проанализировать отклонения фактической себестоимости от нормативной.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

В организациях, занятых розничной торговлей, при учете товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. Таким образом, право выбора оценки товаров имеют только организации розничной торговли. Если же организация занимается исключительно оптовой торговлей, данный элемент в учетной политике можно не отражать.

Незавершенное производство – (продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки) в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Расходы будущих периодов (затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам) отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Как расходы будущих периодов могут учитываться расходы подрядчика (по договору строительного подряда до его заключения), связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен (ПБУ 2/94).

Здесь выбор организации, осуществляющей затраты, которые могут учитываться как расходы будущих периодов, состоит в том, чтобы определить, каким образом такие расходы списывать – посредством аккумулирования затрат на счете 97 «Расходы будущих периодов» или создавать соответствующий резерв. Это относится, например, к вопросам списания затрат на проведение ремонтов объектов основных средств.

Амортизируемое имущество, к которому относятся только объекты основных средств и объекты нематериальных активов, в бухгалтерской отчетности оценивается по остаточной стоимости. В принципе, здесь также имеется определенный выбор – на размер остаточной стоимости влияет выбор метода начисления амортизационных отчислений. Однако начисление амортизации относится не к методам, а к способам ведения бухгалтерского учета и должно быть отражено в другом разделе учетной политики организации.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации определяются формой счетоводства, принятой в организации, а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

При определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов.

Кроме того, пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

При необходимости передоверить право подписи уполномоченному лицу данное лицо также должно быть указано в учетной политике. В данном случае речь идет в первую очередь о праве подписи банковских документов. По нашему мнению, в учетной политике нет необходимости указывать конкретную фамилию должностного лица, которое является уполномоченным; достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя по экономике). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных с внесением изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения работников.

Так как Законом о бухгалтерском учете определено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке Учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании. Здесь же уместно определить круг лиц, ответственных за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

Необходимо обратить внимание на то, что требование составления первичных документов сразу после окончания операции не распространяется на реализацию товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин. В соответствии с п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в этом случае допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота – направления движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Эффективность такого графика может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит сократить период оборота денежных средств и, соответственно уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства.

В том случае, когда для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях в организации предусмотрено составление сводных учетных документов, перечень и формы таких документов также должны быть указаны в учетной политике организации.

Формы первичных учетных документов, перечень должностных лиц, имеющих право подписи, график документооборота и иные элементы, которые могут меняться в течение года и не влияют на способы ведения бухгалтерского учета, целесообразно также вынести в отдельное приложение.

Порядок контроля за хозяйственными операциями. Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не устанавливают какие—либо конкретных требования к организации контроля за хозяйственными операциями. При формировании такой системы в организации следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными инструкциями либо сложившейся практикой. В данном разделе учетной политики можно установить систему внутреннего контроля за теми хозяйственными операциями, которые непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности. Целесообразно элементы, относящиеся к данному разделу вынести в отдельное приложение либо объединить их в том приложении, где устанавливаются сроки и порядок проведения инвентаризаций.

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации, например, вопросы, касающиеся менеджмента финансами, маркетинговой политики организации, ценообразования, финансового и экономического анализа и т. п.

В учетной политике должен быть раздел, в котором отражаются существенные способы ведения бухгалтерского учета. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценить финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики организации и подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности:

отнесение имущества к объектам основных средств;

способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

другие способы.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Выше мы перечислили способы, являющиеся существенными. Целесообразно более подробно остановиться на каждом из них.

Бухгалтерский учет основных средств

Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:

порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;

порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации объектов основных средств;

порядок учета расходов на ремонт основных средств;

другие существенные моменты учета основных средств.

Установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств

ПБУ 6/01 не устанавливает стоимостного критерия отнесения имущества к категории объектов основных средств – теперь единственным критерием будет являться только срок полезного использования приобретенного объекта.

К объектам основных средств могут не относиться объекты, используемые в течение срока, не превышающего одного производственного цикла (в том случае, когда этот цикл превышает 12 месяцев). Следовательно, в тех случаях, когда подобная ситуация имеет (или может иметь) место, в учетной политике целесообразно отразить этот факт – с приведением продолжительности производственного цикла и перечня объектов основных средств, в этом цикле используемых.

Способы начисления амортизации

В состав амортизируемого имущества входят объекты основных средств, и объекты нематериальных активов. Положением по ведению бухгалтерского учета для каждого из перечисленных видов имущества предусмотрены различные варианты начисления амортизации.

Амортизация основных средств

Для объектов основных средств действующими нормативными документами (Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 6/01) предусмотрено использование следующих способов начисления амортизации:

линейный способ;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: в соответствии с гл. 25 части второй НК РФ линейный способ начисления амортизации для целей налогового учета по—прежнему остается основным. В то же время допускается использование так называемого нелинейного метода начисления амортизации, под которым в налоговом законодательстве понимается метод уменьшаемого остатка.

Кроме того, при начислении амортизации для целей налогообложения существенно ограничены права налогоплательщика по самостоятельному определению срока полезного использования объектов основных средств. В соответствии с НК РФ налогоплательщик теперь будет иметь право устанавливать срок полезного использования таких объектов в рамках амортизационной группы.

После разделения учета на финансовый и налоговый выбор способа амортизации для целей бухгалтерского учета не влияет на размер налога на прибыль (в принципе, возможна ситуация, когда для нужд различных видов учета могут быть использованы различные способы начисления амортизации). Поэтому при выборе способа начисления амортизации по вновь приобретаемым объектам основных средств следует учитывать только прямые последствия, которые повлечет этот выбор для нужд финансового учета.

В прочих случаях, по нашему мнению, наиболее рациональным представляется выбор такого метода, который максимально приближал бы данные финансового и налогового учета.

Бухгалтерский учет нематериальных активов

В этом разделе учетной политики указывают:

порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов;

порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам;

порядок отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо через уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов (в случае которого амортизация начисляется непосредственно по кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

Амортизация нематериальных активов

Бухгалтерский учет и амортизация объектов нематериальных активов регулируются ПБУ 14/2007.

Согласно названному документу для целей финансового учета организация может применять следующие способы начисления амортизации по объектам нематериальных активов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Конец ознакомительного фрагмента.