25.01.36
[Социальное значение религии]
От всего сердца приветствуем Вашу мысль написать труд на избранную Вами тему. Вы правы, что вопрос религии очень важен. Можно сказать, краеуголен в грядущей эпохе сужденной духовности. Потому следует неотложно закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание этого насущнейшего вопроса. Само слово религия от латинского «religare» означает связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры. Очень одобряем и план задуманного Вами труда и знаем, что Вы подойдете ко всем затронутым Вами понятиям со всею вдумчивостью и сердечностью.
[Проблема духовного и интеллектуального уровня служителей церкви]
Если бы представители церкви поняли, какое время встало перед ними! Время великого очищения и творчества духа, когда, объединившись, они могли бы, в новом эволюционном сознании, просмотреть великий Завет Христов и, при свете изучения и сопоставления с древнейшими религиями, понять глубокий эзотеризм Учения Христа, основанный, всецело, на «Первоначальном откровении», источнике всех когда-либо существовавших учений. Отцы церкви должны стать истинными духовными пастырями народа, проводя в жизнь основы Живой Этики, встречаемые в каждом учении Света. Опасно отставать от растущего и эволюционирующего сознания, опасно отрицать нахождения и достижения науки, которые сейчас, в силу нагромождающихся событий, остаются еще одиночными проявлениями. Но не за горами, а за плечами время, когда эти проявления объединятся и предстанут как неопровержимые факты.
Неужели мы будем брать пример с тех невежественных кардиналов, которые готовы были сжечь на костре Галилея за его утверждение о вращении Земли? Потому нужно усмотреть в Заветах именно то, что так согласуется с новейшими нахождениями науки, а не поддерживать, что было искажено и приспособлено для различных целей. Нужно со всею честностью, со всею искренностью и просветленным сознанием изучать Заветы, отбросив все позднейшие толкования, настолько затемнившие первую основу, что, действительно, «вместо прекрасных Ликов, остались лишь запыленные гримасы». Потому так приветствую Ваш труд и Вашу деятельность, постепенно и осторожно вкладывающие в сознание масс очищенные основы великих Заветов.
[* * *]
Конечно, ошибки на пути следования Свету неизбежны, ибо кто же совершенен? Но все зависит от их качества и нашего отношения к ним, и от прочности связи с Иерархией. Пасть в пропасть может лишь отказавшийся от Света и тем порвавший связь с Иерархией. Так ужасен путь предателей.
[Смысл страдания и его значение для духовного развития человека]
В предыдущем Вашем письме я не досмотрела последний важный вопрос о страдании сердца, потому отвечаю на него.
Страдание, во всех случаях, можно считать благом, ибо оно утончает наши чувствования и научает великому состраданию. Одна радость не может дать глубины чувствам, потому необходимо совмещение этих двух антиподов для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца Солнц. Сердце окаменевшее, не звучащее всеми фибрами своими на радость и страдания окружающих, не может принадлежать ученику, идущему по пути Света. Именно, при совершенствовании, вся гамма чувств настолько утончается, что сердце высокого ученика на последней ступени иногда представляет собой как бы рану, часто он физически ощущает ее жгучую боль. Только чувствительность эта не столько о себе, сколько о других и общем благе, которое для некоторого типа людей является «пустым словом». Особенно тяжка всякая грубость.
Думаю, что многие не совсем отдают себе отчет, что подразумевают они под словом «окаменевшее сердце». Возможно, что они хотят выразить, что при частых жизненных ударах, но при расширенном сознании и при осознании связи с Иерархией Света, мы научаемся спокойно принимать этих вестников, ибо понимаем, что все они или нами заслужены, или послужат нам на пользу. Это и есть закалка духа, когда человек ничем уже не устрашается, но сердце его еще с большим горением устремляется к Иерархии, к несению подвига во благо.
Именно, как сказано в Учении: «Спокойствие сознания образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как утверждение существования Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само понятие такой связи делает человека сильным и устремленным».
[Сострадание и помощь Великих Учителей]
Так Вивекананда часто спрашивал своих учеников – могут ли они представить себе всю мягкость, всю нежность сердца Великих Учителей? Но сострадание и помощь Великих Учителей, в силу Их великого знания, выражается в формах, часто не отвечающих ни нашему пониманию, ни желанию. Отсюда нередкие замечания, которые, увы, я сама слышала – «Великий Учитель где-то далеко и не слышит обращенных к Нему воззваний». Но нет большего заблуждения. Только для того, чтобы быть услышанным, нужно приложить искренность и сердечное устремление.
Возможно также, что некоторые смешивают достижение состояния «вайрага»• с окаменением сердца. Для них «вайрага» означает, именно, окаменение, тогда как на самом деле это есть отрешение от привязанностей к плотским предметам, причем отрешение это должно состояться, главным образом, в мыслях. Отсутствие привязанности к низшим и плотским проявлениям не есть бесчувственность. Так непривязанность к пище не значит, что человек перестал ощущать голод и т.д. Но при достижении состояния «вайрага», человек всему отдает должное и умеет различать, где оно – главное и ведущее.
«Окаменелое же сердце уже не сердце, но кусок отброса».
[Отношение последователей Петра Донова к учению Живой Этики]
Одному моему корреспонденту приходится выслушивать много престранных утверждений об Учении Живой Этики со стороны так называемых доновцев[12]. Но я постоянно прошу всех выказывать терпимость ко всем существующим духовным движениям и никому не навязывать книг Живой Этики и, главное, не вступать ни в какие споры. У некоторых людей каждый обмен мнений превращается в спор и в личные обиды. Конечно, последнее обстоятельство доказывает малую степень развития сознания и малое знание. Завет Будды гласит: «Почитай свою веру и не клевещи на веру ближнего». Также и в Брамо-Самадж указано: «Ни одно верование не должно быть опорочено, осмеяно или ненавидимо». Потому духовному учителю, которому ученики его приписывают происхождение от Солнечной Иерархии, следовало бы проявлять большую терпимость к другим Учениям. Мерою терпимости мерим свое сознание.