Вы здесь

Учение дона Хуана. Трактат о привычках. Часть 2. О ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧКАХ (А. С. Преображенский)

Часть 2

О ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧКАХ

В данной части трактата мы удостоверимся в том, что человек может иметь не только вредные, но и полезные привычки, узнаем, какие привычки следует считать вредными, а какие – полезными, убедимся в том, что человек способен вырабатывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных, и выясним, каким именно образом он должен это делать.

ВОЗМОЖНО ЛИ НЕ ИМЕТЬ ПРИВЫЧЕК?

Итак, мы пришли к выводу, что для достижения удовлетворенности человек должен избавляться от привычек. Здесь сразу напрашивается вопрос: а может ли человек избавиться ото всех своих привычек? Возможно ли это в принципе? Чтобы ответить на него, посмотрим, какого рода привычки встречаются у человека (мы не будем здесь заниматься его детальным изучением, но рассмотрим лишь в такой мере, в какой это будет необходимо для нахождения ответа на вопрос, поставленный выше).

Во-первых, человек нередко имеет привычки совершать определенные поступки определенным образом (например, спать всегда в одном и том же месте и ложиться спать всегда в одно и то же время). От таких привычек избавиться, видимо, можно, если изменить стиль совершения этих поступков (например, ложиться спать можно в разное время и в разных местах – пусть даже и в пределах одной и той же комнаты).

Во-вторых, человек часто имеет привычку вести внутренний диалог на определенные «любимые» темы (как, например, наш X любит размышлять о музыке и рыбной ловле). От привычек такого сорта тоже, вероятно, можно избавиться, меняя эти «любимые» темы время от времени.

Затем, для человека характерны привычки реагирования на определенные события определенным образом: человек обычно реагирует на возникновение некоторой ситуации, поступая так же, как он поступал в аналогичных обстоятельствах ранее (см. схему образования привычек). Отметим, что в основе всех подобных привычек лежат ожидания повторения прежнего опыта. Может ли человек избавиться от этих привычек? Видимо, может, если избавится от этих ожиданий. Чем же заменятся эти ожидания? Очевидно, интуитивным знанием: ведь, как мы установили, именно привычки мешают человеку пользоваться интуицией (см. (29b)).

Еще человеку свойственно иметь привычки думать о мире определенным образом, то есть иметь определенные стереотипные представления о мире. По всей видимости, можно избавиться и от них. Какие же представления о мире получит человек в этом случае? НИКАКИХ! В этом случае он будет осознавать реальный мир и получать интуитивное знание обо всем, что его заинтересует.

Есть ли еще какие-то привычки, которые человек обычно имеет? Да, есть. Например, привычка действовать порою неосознанно, не имея самоконтроля. Можно ли избавиться от такой привычки? Похоже, что можно. Но как это сделать? Очевидно, лишь одним-единственным способом: путем ЗАМЕНЫ ЕЕ НА ДРУГУЮ ПРИВЫЧКУ – привычку всегда иметь самоконтроль.

Другой пример. Человек часто имеет привычку расходовать свою энергию впустую. Можно ли избавиться от этой привычки? Вероятнее всего, да. Конечно же путем ЗАМЕНЫ ЕЕ НА ДРУГУЮ ПРИВЫЧКУ – привычку внимательно следить за совершаемыми действиями и по возможности не допускать таких поступков, которые приводят к расходу энергии, но стремиться совершать такие поступки, которые способствуют ее накоплению.

Итак, мы видим, что подавляющее большинство привычек можно просто ликвидировать, но все же невозможно избавиться ОТО ВСЕХ привычек.

(66)

Существуют привычки особого рода, от которых нельзя совершенно избавиться; обычно это вредные привычки, нуждающиеся в замене на более полезные.

Здесь самое время дать определения полезных и вредных привычек.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ – это привычки, которые противодействуют формированию любых других привычек и способствуют достижению человеком максимальной удовлетворенности.


ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – это привычки, которые препятствуют достижению человеком максимальной удовлетворенности и способствуют образованию других привычек.

О ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧКАХ

Пришло время поговорить о полезных привычках. Мы уже отметили, что некоторые привычки в принципе невозможно устранить, но можно заменить полезными, если это вредные привычки. Нам следует отметить здесь и полезные привычки другого сорта – те, что должны быть выработаны и использованы с целью избавления от вредных привычек. Эти полезные привычки требуются лишь на время избавления от вредных и исчезают сами собой, когда вредных привычек не остается (это станет ясно позднее).

Есть еще и такие полезные привычки, которые существуют всегда, вне зависимости от желаний человека, и обусловлены его физиологией (например, на протяжении всей жизни человек имеет привычку спать, а также привычку питаться; известны единичные случаи, когда некоторые люди обходились без того или другого и это не приводило к каким-либо вредным для них последствиям, но в большинстве случаев отказ от этих привычек приводит к вредным последствиям, и потому эти привычки следует признавать полезными, во всяком случае, до тех пор, пока человек не узнает, как можно безболезненно от них избавиться).

Полезные привычки третьего типа мы здесь обсуждать не будем ввиду их тривиальности. Начнем же мы наше обсуждение полезных привычек с привычек первого типа – тех, что должны заменить вредные и затем должны использоваться всегда. Но перед этим полезно будет показать (хотя в общем-то это совершенно очевидно), что человек в состоянии выработать у себя любую привычку, если хочет это сделать.

Итак, каким образом можно выработать у себя привычку? Очень просто. Вспомним наши определения привычки, а также (3) и (11) и заключим, что если человек в течение некоторого достаточно длительного промежутка времени будет постоянно выполнять некоторые действия, что конечно же потребует удержания части его внимания на выполнении этих действий (вспомним хотя бы (16)), то в итоге выполнение этих действий неизбежно станет привычкой человека.

(67)

Чтобы выработать у себя какую-либо привычку, необходимо достаточно часто выполнять те действия, которые должны стать привычкой.

Что значит «достаточно часто», определять следует конечно же экспериментальным путем (точнее – интуитивным).

Теперь вплотную займемся вопросом о полезных привычках.

Начнем с того, что вспомним (64) и в первую очередь – (64b). Поскольку привычки – безусловное зло для человека, то мы не ошибемся, если скажем, что…

(68a)

Одна из полезнейших привычек, которую может выработать человек, – это привычка НЕ ДОПУСКАТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Что подразумевается под этой привычкой? Очевидно, то, что человек должен внимательно наблюдать за всем, что он делает, и по возможности стараться не допускать появления в своей жизни факторов, способствующих формированию привычек. Вспоминая эти факторы (точнее, те из них, которые человек способен контролировать; см. (32), (37), (52), правило внутреннего безмолвия и, наконец, (45c)), мы приходим к следующим выводам:

(68b)

Человек должен:

I. Всегда иметь самоконтроль.

II. Внимательно наблюдать за всем, что делает, и:

1) стараться ни на чем не удерживать внимание слишком долго (т. е. стараться не допускать чрезмерно частого совершения любого рода действий);

2) не вести внутренний диалог;

3) соблюдать правила правильного общения с людьми.

Естественно, что именно следует понимать здесь под «слишком долго» и «чрезмерно часто», в каждом конкретном случае можно определить лишь путем эксперимента, при помощи интуиции. Что же касается возможности не вести внутренний диалог, такая возможность действительно существует, но об этом мы поговорим позже.

Теперь пришло время вспомнить (25). Заметим, что это утверждение имеет отношение не только к ОСВОБОЖДЕНИЮ от привычек, но и к СВОБОДЕ от них. То есть правильное мышление должно использоваться не только для того, чтобы избавляться от вредных привычек, но также и для того, чтобы не допускать образования новых вредных привычек. И значит, использовать принцип трезвости мышления (см. (26)) человек должен и после того, как избавится ото всех своих вредных привычек. А это значит, что…

(69a)

Человеку следует выработать у себя привычку ВСПОМИНАТЬ О ПРИНЦИПЕ ТРЕЗВОСТИ МЫШЛЕНИЯ ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ КАКОЕ-ЛИБО РЕШЕНИЕ.

(Вспомним (27).)

Кому-то может показаться, что человеку, который уже избавился ото всех своих вредных привычек, данная привычка не нужна, ибо такой человек и так будет принимать решения, основываясь исключительно на интуиции (вспомним хотя бы (29b)). На самом же деле это не совсем так, ибо хотя такой человек и сможет принимать решения, руководствуясь исключительно своей интуицией, которая у него будет прекрасно функционировать, тем не менее в принципе никто не сможет запретить ему игнорировать знания, получаемые интуитивным путем, и в результате принимать решения, неадекватные обстоятельствам, что конечно же не будет способствовать увеличению удовлетворенности этого человека, а кроме того, может привести к формированию у него привычек (см. (37) и (36)).

Вспомнив сам принцип трезвости мышления (вернее, оба принципа: большой и малый), мы сможем дополнить предыдущую рекомендацию практическими деталями:

(69b)

Человеку следует выработать у себя привычку ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, РУКОВОДСТВУЯСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗНАНИЯМИ, ПОЛУЧАЕМЫМИ ИНТУИТИВНЫМ ПУТЕМ, и помнить, что, лишь действуя таким образом, можно принимать решения, вполне адекватные обстоятельствам.


(69c)

Человеку следует выработать у себя привычки:

1) СТРЕМИТЬСЯ ЯСНО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ;

2) СТРЕМИТЬСЯ ГЛУБОКО АНАЛИЗИРОВАТЬ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ.

Теперь перейдем к вопросу об энергии. Имеет человек вредные привычки или не имеет, энергия ему в любом случае нужна, и чем больше, тем лучше (см. (30) и (62)). А потому…

(70a)

Еще одна полезнейшая привычка из тех, что может выработать человек, – это привычка ЭКОНОМИТЬ И НАКАПЛИВАТЬ ЭНЕРГИЮ.

Говоря более точно,

(70b)

Человек должен внимательно наблюдать за всем, что делает, стараться не совершать таких действий, которые ведут к растрате его энергии, и, напротив, стремиться совершать такие действия, которые способствуют ее накоплению.

Вероятно, излишним будет упоминание о том, что определять, какие действия ведут к растрате энергии, а какие – к ее накоплению, человек должен интуитивно, путем экспериментирования.

В заключение разговора о полезных привычках, которые всегда должны существовать в арсенале человека, мы должны обратить внимание еще на несколько привычек такого сорта, благодаря которым действия человека становятся особо эффективными.

Первая из таких привычек – это привычка вырабатывать НЕСГИБАЕМОЕ НАМЕРЕНИЕ для достижения любой цели, которой требуется достичь.

(71)

Человеку весьма полезно иметь привычку ВЫРАБАТЫВАТЬ НЕСГИБАЕМОЕ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮБОЙ ЦЕЛИ, КОТОРОЙ ТРЕБУЕТСЯ ДОСТИЧЬ.

НЕСГИБАЕМОЕ НАМЕРЕНИЕ – это сочетание


• намерения (т. е., попросту, решения) достичь некоторой цели;

• намерения не допустить решений, препятствующих реализации исходного решения;

• привычки вспоминать об этом намерении всякий раз, когда возникает необходимость принятия какого-либо решения;

• самоконтроля, осуществляемого с целью реализации этого намерения.

Выяснять, какие решения в каждом конкретном случае могут воспрепятствовать реализации исходного решения, человек, разумеется, должен самостоятельно, интуитивно-экспериментальным путем.

Не имея несгибаемого намерения, человек рискует никогда не достичь цели, ибо:


• потеряв самоконтроль, он может сотни раз отвлечься от достижения своей основной задачи;

• не имея привычки вспоминать о намерении не допускать решений, препятствующих реализации исходного решения, он может не вспомнить о нем в нужный момент и принять решение, препятствующее реализации исходного;

• не имея намерения не допускать решений, препятствующих реализации исходного решения, он рискует принять массу таких контррешений и в итоге окончательно забыть о своей исходной цели.


Если же человек имеет несгибаемое намерение, он может быть уверен в том, что рано или поздно достигнет цели (если, конечно, ее в принципе можно достичь и если удача не отвернется от него), поскольку, имея самоконтроль, намерение не допускать контррешений и привычку вспоминать об этом намерении всегда, когда требуется принять решение, он будет, не отвлекаясь, делать все возможное для реализации исходного решения.

Заметим, что несгибаемое намерение следует использовать творчески: мир вокруг человека постоянно меняется, и потому следование принятому решению в некоторый момент может оказаться уже ненужным и даже вредным. Если такая ситуация возникает, необходимо избавляться от несгибаемого намерения достичь той цели, стремиться к которой уже не требуется.

Заметим еще, что, хотя использование несгибаемого намерения и требует выработки привычки (вспоминать о своем намерении всякий раз, когда возникает необходимость принятия какого-либо решения), эта привычка не представляет опасности, ибо способствует более полному осознанию человеком реальности (ведь принятое решение тоже реальный факт), но никак не искажает этой реальности.

Еще одна полезная привычка, которую должен выработать человек, – это привычка всегда, когда требуется принять какое-либо решение, вспоминать о своей смерти. А именно о том, что:


• во-первых, смерть может настичь его в любой момент (и ведь действительно, никто не может гарантировать, что смерть не наступит в следующее мгновение);

• во-вторых, посли смерти, возможно, вообще ничего не будет или будет хуже, чем при жизни (ведь в действительности никто не знает, что будет после смерти, хотя бы потому, что, как сказал поэт, "из тех, кто попадал туда, еще никто не возвращался назад", а если кто-то и возвращался, то у нас нет никаких оснований быть абсолютно уверенными в том, что он попадал именно ТУДА. Знать о таких вещах могут лишь люди с безупречно функционирующей интуицией, но те, чья интуиция функционирует небезупречно, не могут быть уверены, что интуиция тех людей, которые располагают информацией о том, что имеет место после смерти, действительно функционирует безупречно и их знание о посмертном существовании действительно получено чисто интуитивным путем);

• в-третьих, причиной смерти человека могут стать не только внешние обстоятельства, но и его собственные поступки (это утверждение в комментариях, вероятно, не нуждается);

• в-четвертых, действия человека могут ухудшить его жизнь, и может случиться так, что потом до самого момента смерти человек уже не сможет ничего исправить;

• в-пятых – и это тоже очень важно, – человек может упустить свою удачу, и до самой его смерти удача может больше никогда не посетить человека вновь.

(72)

Человеку следует выработать у себя привычку ВСПОМИНАТЬ О СВОЕЙ СМЕРТИ ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ КАКОЕ-ЛИБО РЕШЕНИЕ, а именно вспоминать о том, что:

1) смерть может наступить в любой момент;

2) очень может быть, что после смерти не будет ничего или будет хуже, чем при жизни;

3) действия человека могут привести его к смерти;

4) действия человека могут НЕПОПРАВИМО ухудшить его жизнь;

5) человек может НАВСЕГДА упустить свою удачу.

Зачем нужна такая своеобразная привычка? Дело в том, что она должна помочь в выработке и использовании другой привычки, которую мы сейчас и рассмотрим. Суть этой привычки в выполнении любого действия настолько хорошо, насколько это возможно; в случае принятия решений это означает, что человек должен быть абсолютно уверен в принимаемых решениях, то есть он должен принимать решение лишь в том случае, если он не имеет никаких сомнений в том, что действительно хочет сделать именно это.

Ибо если человек не будет иметь такой уверенности, то вместо того, чтобы концентрироваться на выполнении своих решений, он будет постоянно отвлекаться на размышления о том, правильно ли он поступает; но можно ли выполнить что-либо хорошо, постоянно отвлекаясь? Заметим, что быть уверенным в своих решениях – вовсе не означает быть уверенным в том, что их выполнение приведет к ожидаемым результатам: как мы можем быть в чем-то уверенными, не будучи способными адекватно использовать свою интуицию?

Быть уверенным в своих решениях – значит полностью отдавать себе отчет в том, что делаешь (основываясь на той информации, которой располагаешь), и принимать решение, исходя из того, что принимаешь его окончательно, чтобы потом выполнять его без колебаний. (Вспомним рассмотренные нами некогда примеры с ослом и с X, принимавшими решения. Принять решение преодолевать реку посредством метро и быть уверенным в нем означало бы для X, что он после долгих тяжких раздумий и колебаний принял бы решение сделать это и поехал бы на метро, не колеблясь и не мучая себя мыслями типа «А вдруг метро закрыто? Может быть, лучше вернуться и пойти через соседний мост?». С другой стороны, не быть уверенным в таком решении означало бы, что X всю дорогу мучили бы подобные мысли или, того хуже, он бы вообще оказался в незавидной роли упомянутого выше осла.)

Вероятно, нет смысла объяснять, почему хорошо иметь такую привычку и постоянно следовать ей.

(73)

Человеку следует выработать у себя привычку ВЫПОЛНЯТЬ ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ НАСТОЛЬКО ХОРОШО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО, и ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН АБСОЛЮТНО УВЕРЕН В НИХ, то есть ПОЛНОСТЬЮ ОТДАЕТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО ЗА РЕШЕНИЯ ОН ПРИНИМАЕТ, И В ТОМ, ЧТО, БУДУЧИ ПРИНЯТЫМИ, РЕШЕНИЯ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБСУЖДЕНИЮ, НО ЛИШЬ ВЫПОЛНЕНИЮ.

Ясно, что, если перед принятием решений и последующим совершением действий человек будет вспоминать о том, что его решения и действия могут стать причиной его смерти, непоправимого ухудшения его жизни или, наконец, потери шанса улучшить ее когда-либо (если человек будет помнить об этом, принимая решения и выполняя их), это, вне всяких сомнений, поможет ему изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Теперь мы наконец добрались до обсуждения полезных привычек, которые должны быть выработаны человеком, чтобы использоваться лишь временно – в период избавления от вредных привычек – с тем, чтобы сделать возможным уничтожение этих вредных привычек. Но сначала мы должны убедиться в том, что человек в состоянии избавиться от своих привычек, если, конечно, поставит перед собой такую задачу (здесь мы, разумеется, имеем в виду лишь привычки такого типа, избавление от которых в принципе возможно). Если мы не сможем убедиться в этом, то все дальнейшие рассуждения, исходящие из возможности избавления от привычек, потеряют смысл.

Чтобы убедиться в потенциальной возможности избавления человека от привычек, вспомним (3) и (5). Поскольку фактически нашим вниманием обычно управляют наши привычки, вспомним (16) и заключим, что для того, чтобы избавиться от какой-либо привычки, необходимо первым делом выработать в себе новую привычку – вспоминать о том, что хочешь избавиться от старой привычки, всякий раз, когда внимание привлекает нечто, требующее принятия решения и совершения некоторых действий, и что обычно приводит к принятию решения следовать этой старой привычке. Это, разумеется, возможно, ибо выше уже было показано, что человек способен выработать у себя любую привычку (и даже было показано, как именно он может это сделать; см. (67)). А выработав такую привычку, человек сможет не допускать повторения действий, составлявших его старую привычку (если, конечно, примет подобное решение), в ситуациях, в которых ранее эти действия обычно им совершались. И этого в общем-то уже будет достаточно для того, чтобы победить привычку: ведь если человек будет действовать таким образом, то через некоторое время уже нельзя будет сказать, что действия, составлявшие некогда его привычку, часто повторяются, а это будет означать (см. первое определение привычки), что привычки больше не существует. Таким образом,

(74)

Человек может избавиться от своих вредных привычек.

Здесь нам следует заметить, что выработка человеком упомянутой выше привычки – привычки вспоминать о том, что хочешь избавиться от старой привычки, всякий раз, когда внимание привлекает нечто, требующее принятия решения и совершения некоторых действий, и что обычно приводит к принятию решения следовать этой старой привычке, – в сочетании с намерением избавиться от старой привычки, самоконтролем и намерением не допускать принятия таких решений, которые могут воспрепятствовать реализации намерения избавиться от старой привычки, составят несгибаемое намерение избавиться от старой привычки. Мы уже отмечали, что, если человек имеет несгибаемое намерение достичь некоторой цели, достижение которой в принципе возможно, он может быть уверен в том, что рано или поздно достигнет этой цели, причем его несгибаемое намерение приведет его к ней по кратчайшему пути. Поэтому

(75)

Если человек действительно хочет избавиться от некоторой вредной привычки, он должен в первую очередь выработать у себя несгибаемое намерение избавиться от этой привычки.

Обратим внимание, что это несгибаемое намерение включает и намерение не допускать принятия решений, которые могут воспрепятствовать избавлению от старой привычки. Но очевидно, что чем меньше в жизни человека возникнет таких обстоятельств, которые, требуя принятия решений, спровоцируют его принимать решения, препятствующие избавлению от старой привычки, от которой он намерен избавиться, тем труднее будет поддерживать человеку свое несгибаемое намерение. И потому следующее, что человеку надлежит сделать после того, как он выработает у себя несгибаемое намерение избавиться от старой привычки, – это (см., кстати, (2)) выяснить, какие факторы способствуют функционированию его старой привычки, и затем предпринимать все возможное, чтобы удалить из своей жизни подобные факторы (на деле обычно оказывается, что вовсе не обязательно удалять ВСЕ такие факторы, чтобы расстроить функционирование привычки). Ну а перед этим человек, конечно, должен выработать несгибаемое намерение удалить эти факторы из своей жизни.

(76)

Если человек действительно хочет избавиться от некоторой вредной привычки, то после того, как он выработает у себя несгибаемое намерение избавиться от этой привычки, он должен:

1) выяснить, какие факторы способствуют функционированию этой привычки;

2) выработать у себя несгибаемое намерение удалить из своей жизни эти факторы.

(Разумеется, эти факторы должны быть удалены лишь на время – до тех пор, пока привычка, с которой ведется борьба, не будет разрушена. Как только это произойдет, обстоятельства, приводившие к образованию привычки, могут быть воссозданы, но, безусловно (вспомним (68b)), не должны повторяться слишком часто, чтобы разрушенная привычка не образовалась вновь.)

Заметим здесь, что отсутствие факторов, способствующих функционированию привычки, безусловно, можно признать фактором, способствующим уничтожению привычки. Поэтому на основе формулировки (76) мы можем предложить и более общую формулировку того же правила:

(77)

Если человек действительно хочет избавиться от некоторой вредной привычки, то после того, как он выработает у себя несгибаемое намерение от нее избавиться, он должен:

1) выяснить, какие факторы будут способствовать уничтожению этой привычки;

2) выработать у себя несгибаемое намерение добиться появления в его жизни этих факторов.

То, что такими факторами могут быть внешние обстоятельства, мы уже фактически отметили, сформулировав (76), ибо речь в этом правиле идет в первую очередь именно о внешних обстоятельствах (вспомним, к примеру, про привычку X опаздывать на работу: в роли внешнего фактора, способствующего ее функционированию, выступал начальник X, который закрывал глаза на его опоздания). Ясно также, что результаты ликвидации вредных привычек, способствующих функционированию других вредных привычек, мы тоже должны рассматривать как факторы, способствующие избавлению от последних (в качестве примера такой привычки можно привести привычку X просыпаться по утрам слишком поздно: отчасти именно благодаря этой привычке X и приобрел привычку опаздывать на работу). Теперь же для нас интересен другой вопрос: может ли человек выработать еще какие-то полезные привычки, способные стать факторами, содействующими уничтожению его вредных привычек? (Заметим здесь, что составной частью рекомендаций (75), (76) и (77) является выработка полезных привычек, ибо выработка несгибаемого намерения требует выработки привычки (см. определение несгибаемого намерения).)

Ответ на поставленный нами вопрос будет, безусловно, положительным.

Прежде всего человек может (и должен, если собирается всерьез бороться со своими привычками) выработать у себя полезную привычку составлять стратегию избавления от своих привычек. Более того, он должен выработать у себя привычку составлять стратегию достижения любых стоящих перед ним целей (разумеется, речь здесь идет лишь о целях, достигаемых нетривиальным путем).

СТРАТЕГИЯ – это план достижения цели, составленный исходя из анализа проблем, которые могут возникать на пути достижения этой цели, и путей их решения.

Упомянутая выше привычка нужна лишь людям, имеющим вредные привычки и потому не способным эффективно использовать свою интуицию. Ведь тем, чья интуиция функционирует безупречно, достаточно иметь привычку, описанную в (69b), чтобы иметь возможность принимать адекватные решения в любой ситуации (см. принцип трезвости мышления). Всем же прочим нужно пытаться ЗАРАНЕЕ прогнозировать, какие трудности могут возникать на пути достижения стоящих перед ними задач и каким образом можно преодолеть эти трудности. Если же люди не будут этого делать, они рискуют столкнуться с ситуацией, в которой им придется принимать решение, не зная, будет оно способствовать достижению их целей или же, напротив, препятствовать. Будь они способны использовать интуицию, они бы смогли сразу же без труда узнать об этом, но, поскольку использовать безмолвное знание для них не представляется возможным, им может потребоваться много времени, чтобы понять, какое же решение в создавшейся ситуации будет наилучшим, а времени-то для таких размышлений у них как раз может и не оказаться. Таким образом,

(78)

Человек, имеющий привычки, должен выработать у себя привычку составления стратегии для достижения любых своих нетривиальных целей.

Существуют и такие полезные привычки, которые, будучи выработанными, могут помочь человеку избавиться от его вредных привычек некоторых отдельных типов. Прежде чем обсуждать эти привычки, вспомним, что причиной образования у человека вредных привычек являются его стереотипы (см. (37)), а причиной формирования стереотипов – неправильное общение и ведение внутреннего диалога (см. (45) и (52)). Кроме того, причиной образования вредных привычек являются также внутренние факторы (см. (32)) и наличие неуправляемых внешних ограничений, сужающих спектр возможностей человека. И если устранить неуправляемые внешние ограничения не представляется возможным, а возможность устранения внутренних факторов, способствующих образованию вредных привычек, определяется главным образом желанием человека избавиться от них, то для избавления от стереотипов и привычек неправильно общаться и вести внутренний диалог действительно не помешает выработать особые полезные привычки.

Что касается привычки неправильно общаться, мы уже отмечали, что для того, чтобы избавиться от нее, человеку следует выработать у себя привычку следовать правилам правильного общения с людьми всякий раз, когда у него возникает необходимость общения (см. (68)).

Какую привычку полезно выработать для борьбы со стереотипами, тоже нетрудно догадаться, если вспомнить определение стереотипа и (51).

(79)

Чтобы избавиться от стереотипных представлений, а значит, и от привычек, являющихся их следствием, человек должен выработать у себя привычку систематически заниматься самоубеждением с целью нейтрализации своих стереотипных представлений о мире.

Под самоубеждением здесь подразумевается мысленный разговор с самим собой, в ходе которого человек должен излагать самому себе представления, противоречащие его стереотипным представлениям о мире. Ясно, что если человек будет систематически заниматься самоубеждением, снова и снова концентрируя свое внимание на альтернативных представлениях о мире, то через некоторое время эти новые представления станут ПРИВЫЧНЫМИ для него (см. (3)), то есть станут его стереотипами (см. определение стереотипа), и, значит, заменят его старые стереотипы. Но добиваться именно этого конечно же не следует. Человек должен заниматься самоубеждением лишь до тех пор, пока его стереотипы, с которыми ведется борьба, не будут нейтрализованы, то есть до тех пор, пока человек в полной мере не осознает, что оба его взгляда на мир – и старый, и вырабатываемый им новый – совершенно равноправны и потому ни один из них не может быть признан безусловно и окончательно истинным. Как только это произойдет, человек должен прекратить заниматься самоубеждением, чтобы не допустить образования у себя нового стереотипа, противоположного старому.


ПРИМЕР

Г-н X имел привычку ложиться спать ровно в полночь, причем всегда, когда X ночевал у себя дома, он имел привычку спать исключительно в своей кровати, которая всегда стояла в одном и том же месте его спальни. Эта его привычка базировалась на стереотипном представлении, согласно которому следует всегда поступать именно таким образом.

Решив избавляться от стереотипов, X в течение недели убеждал себя в том, что ему следует поступать совершенно противоположным образом, а именно: что он должен ложиться спать всегда в разное время и никогда не должен спать в своей кровати, но, напротив, ложиться спать в совершенно разных местах своей квартиры. В итоге это привело к тому, что через некоторое время X осознал равноправность обоих представлений и обнаружил, что нет никакой абсолютной необходимости поступать так или иначе. А поскольку X подкреплял свое самоубеждение делом, то есть в период, когда он занимался самоубеждением, ежедневно ложился спать в разное время и в разных местах своей квартиры, то в результате X избавился от своей исходной привычки и порождавшего ее стереотипа, и теперь он обычно (но не всегда!) ложится спать в разных местах своей квартиры и в разное время.


Описанный выше метод, очевидно, хорош для избавления от многих вредных привычек, базирующихся на стереотипах. Но от всех ли – вот вопрос. Вспомним рассмотренный некогда пример с игральными картами (опыт Постмена и Брунера). Если человек порой не в состоянии осознавать настройки осознания, производимые его вниманием на основе стереотипных представлений, то может ли он в таком случае избавиться от привычек осознавать мир так, как он его осознает, – привычек, являющихся следствием такой настройки? Как ни странно, ответ на этот вопрос положительный: да, может!

Вся штука в том, что человеку вовсе не обязательно сознательно контролировать процесс настройки осознания, чтобы обрести над ним власть. Достаточно просто лишить его возможности функционировать, а для этого нужно всего лишь избавиться от стереотипных представлений: тогда вниманию просто не на что будет настраивать осознание, и потому настройка производиться не будет.

Однако проблема здесь все же есть, а суть ее в следующем. Для того чтобы избавиться от стереотипных представлений, нужно, как мы уже выяснили, осознать равнозначность имевшихся прежде стереотипных представлений и представлений, противоположных имевшимся. Но чтобы осознать равнозначность двух противоположных стереотипных представлений, человеку недостаточно просто согласиться с этим на интеллектуальном уровне: он может быть согласен с чем угодно как с теоретической возможностью, но для того, чтобы избавиться от стереотипа, такого умозрительного согласия совершенно недостаточно. (Есть, к примеру, масса людей, которые теоретически согласны с тем, что злоупотреблять спиртным вредно, но на практике осознают это лишь после того, как попадают в наркологическую лечебницу; точно так же X в нашем предыдущем примере не смог бы обрести совершенную уверенность в равноправности своих прежних и новых стереотипных представлений, если бы он не стал действовать, исходя из этих новых представлений, подобно тому, как раньше действовал, исходя из прежних своих представлений.) В итоге мы должны сделать вывод о том, что,

(80)

Чтобы самоубеждение давало положительные результаты, совершенно необходимо подкреплять его практическими действиями, соответствующими новым стереотипным представлениям, использующимся для нейтрализации прежних.

Продолжая рассуждение о нейтрализации старых стереотипов, порождающих неосознаваемую настройку осознания, мы вынуждены констатировать, что практическими действиями, которые соответствовали бы новым «контрстереотипам», в данном случае может быть признано лишь непосредственное осознание реальности в соответствии с новыми стереотипными представлениями, а чтобы такое непосредственное осознание могло произойти, требуется, очевидно, предварительная настройка осознания. Но процесс настройки осознания вниманием мы, как было замечено, контролировать не можем, и можем влиять на него лишь косвенно. И здесь перед нами встает вопрос: каким образом, посредством чего мы можем так повлиять на этот процесс настройки, чтобы старое осознание реальности заменилось новым?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, вспомним, что главной причиной образования всех стереотипов человека, и в частности тех, о которых сейчас идет речь, – стереотипов, засевших на самом глубоком уровне подсознания, – является внутренний диалог (см. (51)). До тех пор пока человек безостановочно ведет внутренний диалог, его мысли продолжают удерживаться на том, на чем они удерживались до этого, в рамках той картины мира, которую человек имеет. Ведь внутренний диалог, являясь, с одной стороны, следствием настройки осознания (в результате настройки человек осознает что-то, и это приводит к появлению у него определенных мыслей), с другой стороны, становится ее причиной (представления – «мысли» – человека о мире в некоторый момент, вызванные тем, что он осознал, заставляют его ОЖИДАТЬ (вспомним здесь (36)) соответствия того, что он осознает в следующий момент, тому, что он осознает сейчас, а это ожидание обусловливает соответствующую настройку).

(81)

Мы осознаем то, что осознаем, потому, что ОЖИДАЕМ, что осознаем именно это.

И даже если человек пытается мысленно убедить себя в чем-то, говоря себе об этом, тем не менее на подсознательном уровне он продолжает придерживаться старых своих представлений (это, конечно, относится лишь к тем стереотипам, что присутствуют на уровне подсознания, а это большей частью те представления, что были усвоены еще в детские годы). И с этим ничего нельзя поделать. Если не остановить внутренний диалог.

До тех пор пока человек не сможет прервать этот безостановочный поток мыслей, он не сможет в действительности переключиться на осознание мира в соответствии с новой картиной мира, ибо такое переключение подразумевает в первую очередь подмену стереотипных представлений на подсознательном уровне, а такая подмена неосуществима до тех пор, пока продолжается этот поток мыслей, ибо именно он и обусловливает подсознательные мысленные установки. И следовательно, чтобы получить возможность полностью избавиться от наиболее глубоких стереотипных представлений, необходимо научиться останавливать внутренний диалог.

(82)

Стереотипные представления, засевшие на уровне подсознания, и привычки, являющиеся их следствием, человек может победить лишь научившись останавливать внутренний диалог.

Из всего вышесказанного (а также непосредственно из определения внутреннего диалога) следует, что…

(83)

Под остановкой внутреннего диалога следует понимать не просто сдерживание мысленного произнесения слов, но полное избавление от порождающих их мыслей, возникающих как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

После того как человеку удастся остановить внутренний диалог, его непрерывно действующий механизм настройки осознаваемого на то, что осознавалось до сих пор, будет остановлен. И в этот-то момент внутреннего безмолвия новые стереотипные представления человека как раз и могут подменить его старые представления НА УРОВНЕ ПОДСОЗНАНИЯ. Но это, конечно, сможет произойти лишь в том случае, если на интеллектуальном уровне человек будет убежден в истинности своих новых представлений о мире настолько же, насколько раньше он был убежден в старых. Только в этом случае у него может появиться новое ОЖИДАНИЕ – увидеть мир соответствующим его новым представлениям о нем. А эта подмена стереотипов (т. е. фактически ожиданий), в свою очередь, по возобновлении внутреннего диалога послужит причиной новой настройки и изменения осознаваемого в соответствии с новой картиной мира. В результате же систематической смены осознаваемых картин мира человек сможет осознать их равнозначность и таким образом избавиться от них, а значит, и от настройки осознания. Но отсутствие настройки осознания суть отсутствие внутреннего диалога. Таким образом, мы приходим к выводу, что, используя данную стратегию, человек в итоге неизбежно обретет способность не вести внутренний диалог, а значит (см. (52)), избавится от стереотипов и прочих привычек и, следовательно, сможет в полной мере использовать свою интуицию.


ПРИМЕР

Наш старый приятель X некогда считал, что говорящих рыб не существует. Решив избавляться от стереотипов, X в течение длительного времени убеждал себя в том, что говорящие рыбы все же существуют и встречаются довольно часто. В результате через некоторое времяон осознал, что говорящие рыбы очень даже могут существовать. Но это осознание было чисто интеллектуальной констатацией.

Однако благодаря регулярной практике самоубеждения X удалось обрести абсолютную убежденность в том, что говорящие рыбы существуют и что вскоре ему удастся поговорить с одной из них. И вот, сидя как-то в лодке и созерцая поплавок своей удочки, X остановил внутренний диалог. И в этот момент рядом с лодкой вынырнула рыба и поинтересовалась у X, на что он ловит. Когда к X вернулся дар речи, он ответил, что на червя. Рыба лишь поморщилась и сказала, что червей-то ей сейчас как раз и не хочется, после чего махнула хвостом и скрылась в глубине…

После того как через месяц X побеседовал уже с десятью рыбами, он осознал всю несостоятельность своих прежних представлений о мире, согласно которым рыбы не разговаривают. С другой стороны, X сохранил возможность поддержания осознания мира в соответствии с прежней картиной мира и благодаря этому пришел к осознанию несостоятельности новой картины мира, в которой рыбы могут разговаривать. В итоге X смог осознать истинное положение дел: он понял, что с рыбами можно общаться, но что это вовсе не разговор, а нечто совсем иное. Короче говоря, X достиг интуитивного осознания мира, не обусловленного какими-либо стереотипными представлениями. Таким образом, X стал видящим.


Теперь для нас важен следующий вопрос: как можно научиться избавляться от внутреннего диалога? Попробуем выяснить это.

Прежде всего спросим себя: можно ли избавиться от внутреннего диалога простым желанием сделать это? На первый взгляд кажется, что можно: ведь внутренний диалог – это все же внутренний фактор, и, значит, мы можем сознательно им управлять. Но так кажется лишь на первый взгляд. На самом же деле от внутреннего диалога невозможно избавиться простым принятием решения не вести внутренний диалог. Эта привычка столь сильна, что, как только что-то новое привлекает внимание человека, это сразу приводит к появлению у него мыслей (они не обязательно должны сопровождаться мысленным произнесением слов, но отсутствие мысленно произносимых слов и отсутствие внутреннего диалога – это далеко не одно и то же (см. (83))).

Итак, мы не можем заставить себя остановить внутренний диалог, просто приняв решение это сделать. Очевидно, здесь должны быть использованы какие-то специальные методы.

(84)

Научиться останавливать внутренний диалог можно лишь путем использования специальных методов.

Мы не будем здесь пытаться выяснять, что это за методы. Этот интересный вопрос мы оставим для дальнейшего обсуждения. Сейчас же, раз уж мы ведем разговор о выработке полезных привычек, мы отметим, что,

(85)

Чтобы избавиться от внутреннего диалога, человек должен выработать у себя привычку практиковать техники, направленные на избавление от внутреннего диалога, всякий раз, когда для этого представляется случай.

Вероятно, комментарии здесь излишни. Заметим лишь, что чем чаще человеку будет предоставляться такой случай, тем быстрее он сможет научиться останавливать внутренний диалог и, следовательно, тем быстрее сможет избавиться от вредных привычек.

О ФАКТОРАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫРАБОТКЕ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК

На этом мы могли бы и закончить рассмотрение вопроса о выработке человеком основных, наиболее важных полезных привычек. (Вероятно, можно выработать и другие полезные привычки, но, если человек сможет выработать хотя бы те, что были нами рассмотрены, в сочетании с устранением вредных привычек этого будет, пожалуй, более чем достаточно для достижения максимальной эффективности и удовлетворенности.) Однако есть еще один важный вопрос, связанный с выработкой рассмотренных полезных привычек, которого мы обязательно должны коснуться. Это вопрос о факторах, способствующих выработке этих привычек, и о факторах, препятствующих их выработке. Вероятно, такие факторы существуют. Более того, в случае выработки полезных привычек, которые должны заменить старые, вредные привычки, совершенно ясно, какой фактор следует признать препятствующим выработке упомянутых полезных привычек (хотя не обязательно только этот фактор): это наличие вредных привычек, место которых они должны занять. Ведь согласно (3) и (11) внимание человека будет стремиться вернуться к прежнему вместо того, чтобы концентрироваться на новом. Удаление же этого фактора послужит благоприятным условием для выработки полезных привычек. Итак, учитывая (71) и (78),

(86)

Чтобы выработать у себя полезные привычки, человек должен в первую очередь выработать несгибаемое намерение сделать это, а затем он должен:

1) выяснить, какие факторы будут способствовать выработке этих привычек, а какие – препятствовать;

2) разработать стратегию выработки полезных привычек, включающую стратегию устранения препятствующих этому факторов и стратегию создания способствующих;

3) выработать несгибаемое намерение реализовать эту стратегию.

Помимо уже упомянутых тривиальных факторов, которые могут способствовать или препятствовать выработке некоторых полезных привычек, существуют и менее тривиальные.


ПРИМЕР

Когда новый начальник уволил X с работы за систематические опоздания (это было еще до того, как X стал разговаривать с рыбами), X устроился на работу в службу психологической помощи. В итоге он оказался вынужденным столь регулярно и интенсивно общаться с людьми, имеющими стереотипы, что лишился возможности эффективно нейтрализовывать настройку, производимую в результате общения. Таким образом, X утратил возможность следовать правилам правильного общения. Но позднее X сменил работу на такую, которая не требовала от него столь частого и интенсивного общения, и тогда у него появилась возможность следовать правилам правильного общения, и благодаря этому он смог выработать привычку следовать этим правилам.

Таким образом, работа X, требовавшая очень интенсивного общения, являлась фактором, препятствующим выработке у него привычки следовать правилам правильного общения с людьми; новую работу, не требующую столь интенсивного общения, следует признать фактором, способствовавшим выработке у него упомянутой привычки.


Мы не в состоянии изучить здесь все факторы, которые могут способствовать или препятствовать формированию рассмотренных нами полезных привычек, поскольку в большинстве случаев для каждого человека это какие-то свои, частные факторы, определяющиеся конкретными жизненными обстоятельствами. Но мы рассмотрим наиболее общие и важные факторы, препятствующие выработке этих полезных привычек, и изучим эффективные методы борьбы с ними, использование которых, очевидно, следует считать фактором, способствующим выработке этих полезных привычек.

САМОКОНТРОЛЬ И САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Прежде всего выясним, какие факторы могут препятствовать выработке привычки всегда иметь самоконтроль и вести постоянное наблюдение за своими действиями (см. (68b)). Начнем же мы с того, что вспомним определение самоконтроля, и обнаружим, что самоконтроль и самонаблюдение – это фактически одно и то же. Однако второй термин мы употребляем, имея в виду наблюдение за собой С НЕКОТОРОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ (см. еще раз формулировку (68b)), например с целью не допустить регулярного повторения каких-либо действий или, скажем, с целью совершения некоторых действий в определенных ситуациях. Теперь заметим, что, если человек будет пытаться контролировать себя, не имея при этом каких-то определенных целей, ему будет значительно труднее поддерживать самоконтроль, чем в случае наблюдения за своими действиями с некоторой целью, ибо в последнем случае не только само решение иметь самоконтроль, но и необходимость достижения поставленных целей будет побуждать к поддержанию самоконтроля. И следовательно, отсутствие конкретных целей, достижению которых должно служить поддержание самоконтроля, следует признать фактором, препятствующим или, во всяком случае, не способствующим выработке привычки иметь постоянный контроль своих действий. Следовательно,

(87a)

Наличие конкретных целей, достижению которых должно служить поддержание самоконтроля, следует признать фактором, способствующим выработке привычки иметь постоянный контроль своих действий.


(87b)

Самоконтроль следует использовать исключительно как составную часть самонаблюдения.

Далее, следует отметить еще один важный фактор, препятствующий обычно выработке привычки всегда иметь самоконтроль и вести постоянное наблюдение за своими действиями. Этим фактором является чрезмерная концентрация человека на своих мыслях в ходе мышления или ведения внутреннего диалога. И если в случае мышления такая концентрация иногда может быть оправданной, то в случае ведения внутреннего диалога – безусловно, нет. Если мы внимательно понаблюдаем за собой, то обнаружим, что именно чрезмерная заинтересованность своими мыслями заставляет нас полностью концентрироваться на них и ослаблять наблюдение за своими действиями. (В связи с этим весьма уместно вспомнить рассматривавшийся нами некогда пример, в котором X, переходя улицу на красный свет и будучи всецело поглощенным своими мыслями, чуть не попал под машину.)

Каким образом мы можем бороться с этим фактором? Очевидно, что здесь может быть использован лишь один способ борьбы. Суть этого метода в том, чтобы не допускать чрезмерной концентрации внимания на своих мыслях, возникающих в ходе ведения внутреннего диалога (в идеале внутренний диалог конечно же вообще не должен вестись).

(88a)

Чрезмерная концентрация внимания человека на мыслях, возникающих в ходе ведения им внутреннего диалога, является фактором, препятствующим выработке привычки иметь постоянный самоконтроль.


(88b)

Чтобы выработать привычку иметь постоянный самоконтроль, необходимо избегать чрезмерной концентрации внимания на мыслях, возникающих в ходе ведения внутреннего диалога.

А чтобы не допускать чрезмерной концентрации внимания на своем внутреннем диалоге, полезно использовать следующие техники.

Во-первых, максимально концентрировать внимание на качестве совершаемых действий (что, кстати, полностью согласуется с (73)): в случае выполнения некоторой физической работы – на самой этой работе; в случае передвижения пешком – на ходьбе и на том, что происходит вокруг; и т. п. Очевидно, что если концентрация на внутреннем диалоге заставляет человека отвлечь внимание от того, что он делает (вспомним пример с X, переходившим улицу на красный свет), то концентрация на совершаемых действиях, напротив, должна заставить человека уделять меньше внимания теме внутреннего диалога и таким образом помочь сохранению контроля.

(89)

Чтобы избежать чрезмерной концентрации внимания на мыслях, возникающих в ходе ведения внутреннего диалога, человек должен выработать привычку уделять максимум внимания действиям, которые он совершает.

Кроме того, чтобы не допускать чрезмерной концентрации внимания на внутреннем диалоге и таким образом не допускать потери самоконтроля, полезно действовать отрешенно, то есть, совершая действия, наблюдать за собой как бы со стороны, сравнивая свои действия с теми, которые СЛЕДОВАЛО БЫ совершить, чтобы достичь поставленных целей (благодаря этому перед человеком будет стоять дополнительная задача, требующая самонаблюдения и способствующая отвлечению его внимания от внутреннего диалога). Иными словами, ведя постоянное самонаблюдение, следует всегда сопоставлять свои действия с действиями некоей гипотетической фигуры, которая всегда совершает действия наилучшим возможным образом. Назовем такую фигуру «ВОИН».

ВОИН – это человек, который предельно эффективно сражается со своими вредными привычками и факторами, препятствующими выработке полезных привычек.


(90)

Чтобы избежать чрезмерной концентрации внимания на мыслях, возникающих в ходе ведения внутреннего диалога, человек должен выработать привычку наблюдать за своими действиями как бы со стороны, сопоставляя их с действиями воина в аналогичной ситуации.

УМЕРЕННОСТЬ

Теперь поговорим о факторах, которые могут препятствовать выработке привычки не удерживать внимание ни на чем слишком долго, не допуская чрезмерно частого совершения любого рода действий (см. (68b)), или, говоря короче, привычки быть умеренным во всем. Очевидно, такими факторами могут быть, во-первых, привычка совершать любые или некоторые действия до тех пор, пока внешние факторы не смогут этому воспрепятствовать (т. е. как раз та вредная привычка, которую данная полезная привычка – привычка быть умеренным – должна сменить), и, во-вторых, внешние обстоятельства, препятствующие соблюдению этого правила (вроде тех, что упоминались в последнем рассмотренном примере).

Что касается внешних обстоятельств, препятствующих выработке рассматриваемой полезной привычки, те из них, что могут быть устранены, очевидно, должны быть устранены.

Что же касается привычки совершать любые или некоторые действия до тех пор, пока внешние факторы не смогут этому воспрепятствовать, уничтожить ее – всецело во власти человека (см. (74)), и вопрос лишь в том, как это сделать лучше, эффективнее. Здесь мы не будем заниматься поиском ответа на этот вопрос. Заметим лишь, что избавление от описанной вредной привычки подразумевает, по сути, избавление от целого набора привычек – привычек быть неумеренным в самых разных обстоятельствах. И в случае возникновения каждого из этих обстоятельств следует, очевидно, применять какие-то свои методы для достижения наилучших результатов в борьбе с привычкой быть неумеренным в этих обстоятельствах. Что же касается деталей этой борьбы, их мы обсудим несколько позже.

ВНУТРЕННЕЕ БЕЗМОЛВИЕ

Совершенно очевидно, что главным (да и, пожалуй, единственным) фактором, препятствующим выработке привычки не вести внутренний диалог (см. (68b)), является неумение останавливать внутренний диалог. О том, какие техники следует использовать, чтобы научиться делать это, мы поговорим позже. Сейчас же отметим еще (см. (53b)), что,

(91)

Для того чтобы выработать привычку не вести внутренний диалог, человек должен сперва выработать привычку всякий раз при появлении мыслей спрашивать себя: «А можно ли без них обойтись?» – и, если ответ положительный, останавливать внутренний диалог.

Что же касается обучения останавливанию внутреннего диалога, о главной способствующей этому полезной привычке мы уже говорили (см. (85)).

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Выработке привычки соблюдать правила правильного общения (см. (68b)) могут мешать, во-первых, внешние обстоятельства, во-вторых, собственные привычки человека и, в-третьих, ведение человеком внутреннего диалога НА ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩЕНИЕМ. Конечно же не на всех темах, связанных с общением, опасно (применительно к данному контексту) концентрировать внимание. Опасность представляют лишь те темы, мысленное повторение которых (см. (51)) приводит к тому, что тотальное соблюдение правил правильного общения начинает казаться человеку невозможным, неоправданным, опасным, страшным или даже ненужным (например, друзья или родственники могут прямо заявлять человеку, что быть умеренным в общении с ними – совершенно неправильно и чем чаще они будут общаться, тем будет лучше для всех).

Что касается внешних обстоятельств, препятствующих выработке рассматриваемой полезной привычки, те из них, что могут быть устранены, разумеется, должны быть устранены.

Привычки тоже должны быть устранены. Здесь, очевидно, речь идет о привычках неправильно общаться с теми или иными людьми. О деталях борьбы с этими привычками мы поговорим позже.

Что же касается ведения внутреннего диалога на опасные темы, связанные с общением, до тех пор, пока человек не научится избавляться от внутреннего диалога, у него есть только один способ избежать концентрации на этих темах: поскольку невозможно полностью контролировать темы бесед с самим собой (см. определение внутреннего диалога и (83)) и, более того, не следует этого делать (см. (88)), то единственный способ не допускать ведения внутреннего диалога на упомянутые темы – это по возможности не допускать общения с людьми, которое приводит к последующему мысленному обсуждению этих тем. Но вести себя таким образом – значит уже в значительной мере соблюдать правила правильного общения, а чтобы обрести возможность соблюдать эти правила, нужно устранить препятствующие этому факторы, которыми и является в первую очередь общение с такими людьми.

В общем, получается замкнутый круг. И единственный способ разорвать его – это использовать некоторый (видимо, не слишком короткий) период одиночества, чтобы, не испытывая некоторое время воздействия мыслей других людей, избавиться благодаря этому от таких тем внутреннего диалога, которые препятствуют осознанию необходимости и возможности следования правилам правильного общения, и таким образом в полной мере осознать эту необходимость и возможность. Ведь, в конце концов, никто не мешает вам сказать родственникам, друзьям и знакомым, что вы на время уезжаете на отдых или по делам и потому расстаетесь с ними (можно даже действительно уехать куда-нибудь на время), и использовать эту паузу в общении для того, чтобы осознать свои привычки, связанные с общением, и разработать стратегию борьбы с ними, включающую конечно же стратегию избавления от навязчивого влияния окружающих людей.

Таким образом,

(92)

Для того чтобы выработать привычку следовать правилам правильного общения, человек должен сперва использовать период одиночества, чтобы осознать свои привычки, связанные с общением, и разработать стратегию борьбы с ними, включающую стратегию избавления от навязчивого влияния окружающих людей.

Вопроса о том, как лучше организовать свою деятельность в этот период, мы еще коснемся.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛА ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Чтобы выработать у себя привычку следовать правилу правильного мышления (т. е. правилу (26); см. (69a) и (69b)), необходимо (и достаточно) быть вполне способным пользоваться своей интуицией. А чтобы обрести такую способность, человек должен сперва избавиться от своих вредных привычек (см. принцип освобождения).

Что же касается привычки СТРЕМИТЬСЯ всегда ясно осознавать свои желания и глубоко анализировать любую ситуацию (см. (69c)), ее человек, очевидно, может выработать вне зависимости от того, имеет он вредные привычки или нет, и никакие внешние обстоятельства не могут этому воспрепятствовать. Что же касается помощи в выработке этой привычки, думается, что если человек, принимая решения, всегда будет вспоминать о своей смерти и ответственно относиться к принятию решений (т. е. будет следовать полезным привычкам, описанным в (72) и (73)), этого будет достаточно для поддержания стремления к глубокому осмыслению ситуации и своих желаний.

ЭКОНОМИЯ И НАКАПЛИВАНИЕ ЭНЕРГИИ

В данном случае факторами, препятствующими выработке привычки экономить и накапливать энергию (см. (70)), могут стать, во-первых, внешние обстоятельства, во-вторых, собственные привычки человека и, в-третьих, незнание того, какие действия ведут к потере энергии, а какие – к ее накоплению.

Что касается внешних обстоятельств, препятствующих выработке рассматриваемой полезной привычки, здесь все как обычно: те из них, что могут быть устранены, должны быть устранены.

Привычки совершать действия, ведущие к растрате энергии впустую, и не использовать специальных техник, ведущих к ее накоплению, конечно же тоже должны быть устранены. О деталях борьбы с этими привычками мы поговорим позже. Сейчас же отметим лишь, что,

(93)

Для того чтобы выработать привычку экономить и накапливать энергию, человек всякий раз, когда у него возникает необходимость принятия какого-либо решения, должен вспоминать о том, что обладание энергией является фактором, обес печивающим его благополучие и удовлетворенность, а пустая растрата энергии – фактором, препятствующим достижению благополучия и удовлетворенности.

Тем, кто сомневается в правильности того, о чем здесь рекомендуется вспоминать, полезно будет освежить в памяти (62), а также (30) и правило свободы.

Наконец, что касается вопроса, какие действия отбирают энергию, а какие ведут к ее накоплению, мы тоже поговорим позже, и выясним, во-первых, как определить, какие из обычно совершаемых действий, не являющихся необходимыми для выживания и благополучия человека, отнимают у него больше всего энергии, и, во-вторых, изучим ряд специальных высокоэффективных техник, ведущих к пополнению энергоресурса.

САМОУБЕЖДЕНИЕ

Теперь о выработке привычки систематически заниматься самоубеждением (см. (79)) и закреплять его результаты практическими действиями (см. (80)). Если первому не может помешать ничто, кроме разве что незнания своих стереотипов (позже мы узнаем, как можно распознать свои стереотипы, и обсудим ряд наиболее общих и распространенных стереотипных представлений), то второму могут помешать привычки и внешние обстоятельства. Как те, так и другие по возможности должны быть устранены.

ПРОЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Все прочие рассмотренные нами полезные привычки человек может беспрепятственно выработать, ибо выработка этих привычек всецело определяется исключительно его желанием. Речь идет о привычках вырабатывать несгибаемое намерение для достижения любой цели (что включает и выработку привычки вспоминать о своем намерении всякий раз, когда возникает необходимость принятия какого-либо решения; см. (71) и определение несгибаемого намерения), вспоминать о своей смерти всякий раз, когда необходимо принять какое-либо решение (см. (72)), ответственно относиться к принятию решений и выполнять действия настолько хорошо, насколько возможно (см. (73)), разрабатывать стратегию для достижения нетривиальных целей (см. (78)), практиковать техники, направленные на избавление от внутреннего диалога, всякий раз, когда для этого представляется случай (см. (85)), избегать чрезмерной концентрации внимания на мыслях, возникающих в ходе ведения внутреннего диалога, уделяя максимум внимания совершаемым действиям (см. (88b) и (89)), действовать отрешенно, сравнивая свои действия с действиями воина (см. (90). То есть всякий раз при появлении мыслей спрашивать себя: «А можно ли без них обойтись?» – и, если ответ положительный, останавливать внутренний диалог (см. (91)). Всякий раз при возникновении необходимости принятия какого-либо решения вспоминать о том, что обладание энергией является фактором, обеспечивающим благополучие и удовлетворенность, а пустая растрата энергии – фактором, препятствующим достижению благополучия и удовлетворенности (см. (93)).

ВЫРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК

Подведем итоги всему сказанному о полезных привычках.

Если человек (речь здесь идет о человеке, имеющем вредные привычки) хочет получать от жизни максимальное удовлетворение, он должен прежде всего обрести несгибаемое намерение выработать перечисленные ниже полезные привычки и делать все от него зависящее, чтобы реализовать свое намерение.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ I ГРУППЫ

Всегда поддерживать самоконтроль, используя его исключительно как составную часть самонаблюдения, имеющего целью поддержать выполнение перечисленных ниже действий.

Стремиться глубоко анализировать любую ситуацию и ясно осознавать свои желания.

Вспоминать о своей смерти всякий раз, когда необходимо принять какое-либо решение, а именно вспоминать о том, что:

• смерть может наступить в любой момент;

• очень может быть, что после смерти не будет ничего или будет хуже, чем при жизни;

• действия человека могут привести его к смерти;

• действия человека могут НЕПОПРАВИМО ухудшить его жизнь;

• человек может НАВСЕГДА упустить свою удачу.

Всякий раз, когда необходимо принять какое-либо решение, вспоминать о том, что обладание энергиейявляется фактором, обеспечивающим благополучие и удовлетворенность, а пустая растрата энергии – фактором, препятствующим достижению благополучия и удовлетворенности.

Разрабатывать стратегию для достижения нетривиальных целей.

Принимать решения, лишь будучи абсолютно уверенным в них, то есть полностью отдавая себе отчет в том, что за решение он принимает, и в том, что, будучи принятым, решение не подлежит обсуждению, но лишь выполнению.

Вырабатывать несгибаемое намерение для достижения любой цели, которой требуется достичь.

Выполнять любое действие настолько хорошо, насколько это возможно, уделяя ему максимум внимания.

Наблюдать за своими действиями как бы со стороны, сопоставляя их с действиями воина в аналогичной ситуации.


Затем человек должен обрести несгибаемое намерение выработать следующий ряд полезных привычек и делать все от него зависящее, чтобы реализовать свое намерение.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ II ГРУППЫ

Стараться не удерживать внимание ни на чем слишком долго, то есть не допускать чрезмерно частого совершения любого рода действий.

В частности, стараться соблюдать правила правильного общения.

Стараться не допускать действий, ведущих к растрате энергии, и практиковать техники, способствующие ее накоплению.

Систематически заниматься самоубеждением с целью нейтрализации своих стереотипных представлений о мире и подкреплять результаты этой деятельности практическими действиями, соответствующими новым представлениям, использующимся для нейтрализации прежних стереотипов.

Практиковать техники, направленные на избавление от внутреннего диалога, всякий раз, когда для этого представляется случай; а чтобы не упустить подходящий случай, всякий раз при появлении мыслей спрашивать себя: «А можно ли без них обойтись?» – и, если ответ положительный и прочие условия благоприятные, практиковать техники, направленные на избавление от внутреннего диалога.


Наконец, для того чтобы достичь успеха в выработке этих привычек, человек должен обрести несгибаемое намерение следовать перечисленным ниже шагам и делать все от него зависящее, чтобы реализовать свое намерение.


Искать факторы, способствующие выработке полезных привычек, и факторы, препятствующие их выработке.

Разрабатывать стратегию создания способствующих и устранения препятствующих факторов.

Вырабатывать несгибаемое намерение реализовать эту стратегию и делать все возможное, чтобы осуществить это.


А поскольку в большинстве случаев в роли препятствующих факторов выступают вредные привычки, а в роли способствующих – их отсутствие, то человек должен обрести несгибаемое намерение следовать шагам, перечисленным ниже, и делать все от него зависящее, чтобы реализовать свое намерение.


Искать у себя вредные привычки, а также факторы, которые могут способствовать избавлению от них, и факторы, которые могут препятствовать этому.

Разрабатывать стратегию избавления от вредных привычек, включающую стратегию создания способствующих этому факторов и стратегию устранения препятствующих.

Вырабатывать несгибаемое намерение реализовать эту стратегию и делать все возможное, чтобы осуществить это.


Таким образом, человек должен начать с того, что выработать у себя полезные привычки I группы (эффективнее всего вырабатывать у себя привычки последовательно, по одной, а не пытаться сделать это сразу). Затем человек должен пытаться выработать у себя полезные привычки II группы; но выработать перечисленные полезные привычки – как I, так и II группы – будет очень трудно, если параллельно не заниматься поиском и устранением препятствующих этому факторов, и в первую очередь – вредных привычек. Причем делать все это следует в русле заранее выработанной комплексной стратегии, нацеленной на последовательное и гармоничное избавление от вредных при вычек и выработку полезных привычек, которая непременно должна быть разработана на начальном этапе избавления от вредных привычек (заметим, что избавление от вредных и выработка полезных привычек – задача нетривиальная, а затем вспомним (78)).

Что же касается последовательности устраненния вредных привычек, начинать лучше всего с тех, что препятствуют правильному общению (см. (46)). Избавление от навязчивого влияния стереотипных представлений о мире других людей поможет человеку взяться за избавление от его собственных стереотипов, что необходимо для эффективного осуществления борьбы с прочими привычками (см. (37)). В это же время полезно взяться и за освоение техник, ведущих к остановке внутреннего диалога (см. (52)), однако обстоятельства, благоприятствующие их использованию, в жизни среднего человека обычно возникают не так уж часто, и потому не следует ожидать здесь быстрых результатов. Параллельно с избавлением от стереотипов и попытками научиться останавливать внутренний диалог следует взяться за избавление от привычек, отбирающих больше всего энергии (при этом окажется, что громадное количество привычек, от которых можно безболезненно избавиться, отнимает массу энергии), и практикование техник накопления энергии. Разовьющаяся благодаря этому способность эффективно использовать интуицию (см. (30)) поможет человеку успешно расправиться с оставшимися у него привычками.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ И УСТРАНЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

1. Период одиночества; разработка комплексной стратегии избавления от вредных и выработки полезных привычек.

2. Выработка полезных привычек I группы; обучение правильному общению; самоубеждение и практическая борьба со стереотипами; изучение техник останавливания внутреннего диалога; экономия и накапливание энергии; выработка полезных привычек II группы.

3. Устранение оставшихся вредных привычек.

ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК И ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Что ж, мы добрались до практической части нашего трактата. И здесь мы должны обсудить один необычайно важный вопрос. Это вопрос о том, с чего следует начинать формирование у себя полезных привычек и избавление от вредных.

На первый взгляд начинать надо конечно же с принятия решения. Затем – выработать несгибаемое намерение, и пошло-поехало… Да, верно. Все так. Но не совсем. Перед тем как принять решение, необходимо сделать еще один очень важный шаг: осознать необходимость принятия такого решения. Ибо, если человек примет решение, не осознав его действительной необходимости, то такому решению грош цена; от такого неосознанно принятого решения человек сможет отказаться так же быстро, как и принять его.

Как же в полной мере осознать необходимость избавления от вредных привычек и выработки полезных? Мы уже много говорили о том, почему иметь полезные привычки хорошо, а вредные плохо; более того, мы сделали фундаментальный вывод о том, что человек никогда не сможет стать совершенно счастливым до тех пор, пока не избавится от своих вредных привычек (см. (65)). Так вот, чтобы в полной мере осознать необходимость избавления от вредных привычек и выработки полезных, необходимо осознать, что правило свободы, принцип освобождения, правила правильного общения, правило внутреннего безмолвия и все прочие правила и законы, которые нам удалось вывести, – это законы природы, такие же законы, как, скажем, закон всемирного тяготения или закон Архимеда. Законы природы – это законы природы. Мы все подчиняемся им, хотим мы того или нет. Их можно пытаться игнорировать, но это их не отменит. Если мы будем пытаться игнорировать закон тяготения и спрыгнем с небоскреба без парашюта и прочих приспособлений подобного рода , мы полетим вниз и разобьемся, даже если во время полета будем упорно считать, что летим вверх. И точно так же, если мы не будем избавляться от вредных привычек, мы никогда не станем совершенно свободными и счастливыми, даже если будем пытаться убеждать себя в обратном. И с этим ничего не поделаешь.

Но осознание необходимости избавления от вредных привычек и выработки полезных нельзя будет считать полным, если человек не отдает себе отчета в том, к чему приведут его такие действия. Поэтому теперь мы должны разобраться и с этим вопросом.

Начнем с последствий выработки полезных привычек I группы. Уже для того, чтобы выработать эти привычки, человеку обычно необходимо в значительной степени изменить свою жизнь, избавиться от множества вредных привычек. Главным же результатом выработки и использования человеком этих полезных привычек станет осознание им весьма заметного несоответствия его образа действий образу действий воина, окажись он на месте этого человека, а также постепенное приближение его образа действий к образу действий воина. Кроме того, в результате выработки этих полезных привычек человек со временем осознает абсолютную необходимость выработки прочих рассмотренных нами полезных привычек, осознает, что если он не выработает их, то никогда не сможет действовать так, как действует воин.

Теперь перейдем к рассмотрению последствий выработки человеком полезных привычек II группы.

Когда человек сможет избавиться от привычки неправильно общаться и выработать привычку общаться правильно, он сможет без труда избавиться от ряда стереотипов и обусловленных ими привычек, что приведет к увеличению количества имеющейся у него энергии, обострению его интуиции, увеличению эффективности его действий. Но это, скорее всего, приведет также к потере прежнего, привычного круга общения, и следует заранее быть готовым к этому; нужно также приготовиться к тому, что новый круг общения появится, видимо, нескоро, ибо люди, не имеющие вредных привычек или хотя бы борющиеся с ними, встречаются чрезвычайно редко. Удел воина – одиночество.

Избавившись от большей части своих стереотипов, а также от привычки расходовать энергию впустую и применяя техники, способствующие накоплению энергии, человек сможет решать возникающие перед ним проблемы весьма эффективно, а его интуиция будет работать значительно лучше, чем прежде. И действия человека уже будут очень близки к действиям воина.

Ну а когда человек научится останавливать внутренний диалог, уничтожит остатки своих стереотипов и разгромит последние свои привычки, он… окажется лицом к лицу с новым, неизвестным миром. Тогда он уже будет действовать как воин. Его интуиция будет безупречной. Его энергия позволит ему совершать невероятные поступки. И он действительно сможет их совершать, потому что его действия не будут ограничиваться стереотипными представлениями о мире. И тогда человек сможет наконец обрести истинное удовлетворение. Но нам, людям, имеющим привычки, бесполезно даже пытаться думать о том, что станет чувствовать человек, когда он достигнет всего этого, поскольку для него все уже будет совсем иначе…

Обо всех этих последствиях следует хорошенько подумать, прежде чем принимать решение избавляться от вредных привычек и вырабатывать полезные. Надо учесть все это и принять в расчет. Но затем, отдавая себе отчет в неизбежности и масштабе этих последствий, нужно найти в себе силы принять такое решение. Ибо согласно сделанным нами выводам изменения, которые войдут в жизнь человека, избавившегося от вредных привычек, будут все же безусловно позитивны. Ибо сделают его жизнь полнее, интереснее и сильнее и откроют для него такие грани мира, о которых раньше он не мог даже подозревать.

Конец ознакомительного фрагмента.