Вы здесь

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1. СИМВОЛ ЗМИЯ. Урок 55 (Н. Самохина)

СИМВОЛ ЗМИЯ

Урок 55

Люди давно пытались приоткрыть тайну антагонизма, возникающего между человеком и ползучими тварями – крошечным червем, безвредной, а часто и полезной маленькой змейкой, которая безрассудно заползла на обнаженную кожу. Другие создания могут возбуждать в человеке страх; он может отшатываться, пораженный ужасом, от медведя или тигра; многих других животных он может не любить, не доверять им или быть к ним абсолютно безразличным. И если по какой-то случайности они коснутся его плоти, то он никогда не чувствует столь сильного отвращения, какое чувствует от физического контакта с любой ползучей тварью. Для этого ощущения есть глубокая, уходящая корнями в далекое прошлое причина, столь же глубокая и широкая, как две крайности его существования – жизнь и смерть; и начало этой антипатии относится к началу его жизни как сознательного человеческого существа. Когда Иегова сказал, что между семенем женщины и семенем змия будет вражда, он изрек великую истину – и тогда была вновь объявлена война между белой и черной магиями на всю грядущую манвантару.

В известном смысле все пресмыкающиеся объединяются одним словом – «змий». С эзотерической точки зрения змий символизирует высочайшую точку развития человеческого существа. С экзотерической точки зрения он символизирует низшую точку того же самого развития.

В этом, как и во всех прочих подразделениях Космоса, проявляется действие двух полюсов манифестации. Чем дальше продвигается человек, тем сильнее будет становиться его антипатия к ползучим, скользким, скрытным, прячущимся тварям, ибо пропасть между его высшей и низшей природой постоянно расширяется. И вплоть до того момента, когда он расстанется навсегда со своим низшим «я», полностью обретя власть над ним, притягательность и соблазнительность этого низшего «я» непрерывно возрастает, и битва становится все более яростной.

Когда «пята жены сокрушит главу змия»[74], то есть когда негативный аспект вечной женственности, Душа, вступит в контакт с позитивным, с Головой – низшим разумом, мужским аспектом материи, одна из этих сущностей-близнецов должна будет исчезнуть. И исчезнуть придется именно второй, поскольку, когда это произойдет, наступит конец манвантары, и душа и разум станут единым целым.

Когда червь или змея заползает на человеческую плоть, это не вызывает никакого особенного страха; как было сказано ранее, это совершенно другое чувство – быстрое, конвульсивное содрогание, следствие силы отвращения, которая проявляется немедленно и приводит к тому, что ползучее создание сразу же отбрасывают прочь. Действие этой силы отвращения – всего лишь незначительная демонстрация той же силы, которая порождается и исходит из «пяты жены» как результат взаимодействия между силами притяжения и отталкивания. Действие жизненного эфира, текущего в нервах кожи, мгновенно усиливается посредством контакта с таким созданием, и после того, как желание избавиться от омерзительной твари передается мозгу, мозг командует мускулам кисти и предплечья изгнать пришельца, и рука повинуется.

Время от времени случаются «исключения, подтверждающие правило», когда некоторые мужчины и женщины проявляют аномальную любовь к змеям. Эти люди нежат и ласкают такие создания и демонстрируют свою власть над ними, к вящему изумлению присутствующих. Но когда это влечение – искреннее, то оно является следствием одной из двух причин: либо человек настолько привык к близости со змеями благодаря постоянному контакту, что ему удалось преодолеть естественный антагонизм, и сила, символизируемая женской пятой, развилась в его теле в гораздо большей степени, чем сила, которую символизирует «глава змия», – то есть настолько, что жизненный эфир более не реагирует на возбуждение, вызываемое прикосновением; либо человек непосредственно подпал под власть какого-то черного мага, что изменило всю его природу и отдало его во власть тех, кто управляет подразделением жизни, к коему принадлежат ползучие твари, соответствующие нижнему астральному уровню.

Змий (персонифицированное зло, а в соответствии с ортодоксальной концепцией – Искуситель) был и остается фигурой, совершенно неправильно понятой. Он – самый совершенный символ двух крайностей жизни. В высшем смысле он представляет Стража Порога – и прозвание «зме́и» в течение многих эпох применялось к Посвященным высоких ступеней, чья служба состояла во всестороннем испытании претендента на допущение к какой-либо ступени ложи. Если означенный кандидат не смог пройти испытание, то сила, ответственная за проверку, которой он не выдержал, естественно, будет представляться ему злом. Особенно это верно, если ученик не достиг такой стадии развития, которая позволила бы ему увидеть в подоплеке испытания справедливость и милосердие. Силы безмолвия, мудрости, уединения, умение менять кожу, умение принимать иные формы – вот некоторые из тех способностей, которые являются общими для змей и Посвященных, и они указывают на то, почему змеи символизируют высочайший полюс бытия. Ограниченность же змеи нижними уровнями бытия, хитрость, скрытый яд, предательство и т.д. символизируют привычки и характерные свойства природы, связанные с черным магом. Поэтому «змий» является подходящим символом для обеих этих крайностей жизни.