Вы здесь

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. Урок 26 (Н. Самохина)

СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Урок 26

Общеизвестная истина о том, что Вселенная разделяется на три великих состояния сознания, именуемые телом, душой и духом, признана также и оккультистом, и для последнего является непреложным фактом. Одним значительным различием в убеждениях оккультиста и остальных масс человечества является то, что вера первого основана на знании, в то время как вера остальных опирается на традиции. Другое различие возникает, когда оккультист отказывается принять твердость и непреложность границ, проведенных между такими состояниями сознания, и доказывает разумному мыслителю, что между двумя видимыми подразделениями материи, силы и сознания не существует никаких пропастей или пустот и что кажущиеся пустыми промежутки в действительности заполнены еще более тонкими уровнями материи и жизни в еще более тонких состояниях сознания.

Знания и сила, обретенные оккультистом, позволяют ему вступать в сознательный контакт с этими промежуточными состояниями и жизнями и в достаточно значительной степени классифицировать их. Таким образом, вместо того чтобы ограничивать свои исследования тремя изначальными состояниями сознания, ради удобства классификации он разделяет эти три первых состояния на шесть, а затем, считая все объединенные состояния одним общим, получает в сумме семь. Каждое из этих семи вновь разделяется на семь меньших или еще более тонких ступеней, что в сумме дает сорок девять. Чтобы завершить сумму своего опыта и завоевать венец Адепта, эго должно быть способно не только входить в контакт с этими планами или состояниями сознания, но также задерживаться в каждом из них до тех пор, пока долгий опыт не научит его всему тому, что возможно в нем приобрести. Опыт эго на каждом плане имеет значительное сходство с его опытом на всех планах. Например, на том плане, на котором ныне действует ваше сознание, вы осознаете развитие определенных уровней жизни, которые именуете жизнью духовной, нравственной, ментальной и физической. То есть вы сознаете развитие атрибутов, которые принимают участие в формировании вашей нравственной природы, в то же время осознавая те из них, которые можно обозначить как ментальные, духовные и физические. Таким образом, метод, с помощью которого происходит приобретение этих атрибутов, находится в точном соответствии с методами, с помощью которых эго обретает силу и способность использовать ее на любом из внутренних планов бытия. Сущность этих атрибутов одинакова на всех планах бытия, но законы, которые управляют их проявлением на так называемых духовных – трех высших – планах, значительно отличаются по действию. Например, на физическом плане мысль невидима, трудно контролируема, бесформенна и беззвучна. На ментальном плане она видима в форме, находится под контролем, и ее действие сопровождается ощутимым звуком. На духовном плане она бесформенна, беззвучна и невидима в том смысле, в котором мы привыкли рассматривать форму, звук и вид. Это вид движения, вечная матрица, в которой постоянно отражается дух – в которой и посредством которой дух живет, движется и обретает свое первое проявленное существование. Другими словами, мысль есть единый великий океан силы, волны которого вызывают феномены, именуемые нами атрибутами, характеристиками, привычками и т.д. Вечно скрытый дух, который управляет этими изменениями океана, определяет, что некоторые из них могут стать видимыми при определенных условиях – таких, например, как условия, действующие на плане разума или души, – но останутся невидимыми на других планах и при других условиях. Но он всегда и вовеки остается в сущности своей одним из трех неразделимых, вечных, великих реальностей.

Некоторые жалкие, поддавшиеся самообману учителя психической науки[41] поощряют своих учеников верить в возможность достижения нирваны и разглагольствуют о ней, находясь при этом в своих теперешних физических телах и окружении, уверяя, что Ангел Покоя – Смерть – более не имеет над ними власти. Это заблуждение становится очевидным при тщательном рассмотрении соответствующих феноменов. Как ночь и отдых следуют за днем и трудами на протяжении всей великой эпохи, так и смерть следует за жизнью, неизменно и неизбежно, до самого завершения великой Манвантары. Между приемами пищи всегда должны существовать перерывы, чтобы усвоить пищу, поступившую в желудок; равным образом для эго важны интервалы, называемые смертью, а для музыкальной науки – интервалы или паузы между нотами. Те периоды, которые мы именуем смертью, отдыхом и усвоением, являются таковыми только применительно к состоянию жизни, интервалу или ноте, оставшимся позади. В реальности же человеческое сознание не делает никаких пауз; оно точно так же активно на том плане, в который входит после смерти, как и прежде, и деятельность его заключается в усвоении своего недавнего опыта – в воплощении сущности этого опыта в субстанцию, которую можно будет применить в другой инкарнации. Единственная разница, существующая в этом отношении между Посвященными высшего порядка и мужчинами и женщинами современности, заключается в том, что внешние жизни – воплощения – первых, равно как и интервалы между ними, становятся длиннее, чем у последних. Между периодами обращения различных звезд и планет существует огромная разница, но, тем не менее, в движении они находятся постоянно.