ИЛЛЮЗИИ И ИДЕАЛЫ
Урок 6
Один за другим рождаются и угасают идеалы и иллюзии, которые служат путеводными огнями жизни. В часы крайнего одиночества, в теневом промежутке между исчезновением одного идеала и созреванием и рождением другого, душа либо прибегает к терпению, либо восстает – в зависимости от того, какое применение она находит своим возможностям и опыту.
Блеск, окружающий героев нашего мальчишества, ангелов-хранителей нашего девичества, меркнет с годами, и мы уже зрим в них просто добрых или храбрых людей, естественные силы закона и бытия. Мужчины и женщины, которых мы идеализировали и обряжали в одеяние богов – Любовь, – становятся обыкновенными человеческими существами, по мере того как эта любовь уступает место пресыщенности или равнодушию.
Отдаленные страны, долго ассоциировавшиеся в нашем мышлении со всем, что есть благородного и великого, при близком знакомстве часто теряют свое очарование, и кажется, что они не идут ни в какое сравнение с нашей родной землей. Но труднее всего умирают и легче всего восстают из пепла наши великие религиозные идеалы. Для многих персональный Бог со всеми его нежными атрибутами Отцовства и Материнства постепенно вырастает в величии и мощи, пока не становится Бесконечностью, и идеал силы и красоты теряется в терминах сознания, слишком величественных для понимания.
Мощь и влияние одного великого Спасителя или Учителя слабеет по мере того, как сила другого Спасителя нарастает; и по мере того как этот второй обретает все бо́льшую власть над универсальными силами, он притягивает к себе поклонение людских масс, пока не настанет и его час – и он по необходимости уступит место восходящей Звезде, или еще одному Спасителю.
Наиболее важный урок, который следует извлечь из преходящести идеалов и иллюзий – это непостоянство материи, даже обладающей высочайшими степенями вибрации; а также неличностные, неразделимые аспекты Вечного Духа, равно как и необходимость в образце или шаблоне для каждой фазы сознательной жизни.
Ничто не мое; ничто не твое; все сущее – наше.
В ходе возрождения древней философии в западном мире многие старые термины, указывающие на персонифицированные законы природы, силы, степени и состояния бытия, вновь обратили на себя внимание и глубоко запечатлелись в разуме многих из тех, кто изучает бытие и его тайны. Среди них – термины Мастер, Учитель или гуру. Будучи применены к тем, кто достиг господства над законами природы и ее силами и принадлежит к определенным ступеням Космической Ложи, и сделавшись наиболее общепринятыми среди ищущих знания, они часто используются в манере, которая вызывает у обычного исследователя ХIХ века предубеждение как против этой философии, так и против ее распространителей.
Иисус сказал: «Не зови никого учителем своим» – и он был прав. Когда вы слышите, когда кто-то говорит «мой учитель», то можете быть уверены, что данный человек либо слишком мало знает то, о чем говорит, либо является послушным орудием в руках хитрого лицемера. Истинный Учитель любой ступени реального бытия никогда бы не одобрил употребление слова «мой» в приложении к термину «учитель» своим личным чела или учеником.
Хотя этот термин бытует в широком употреблении на далеком Востоке, там он просто означает «мой учитель», а термин «гуру» имеет то же значение, за исключением того, что он указывает на учителя несколько более низкой ступени.
Какие же причины имеют англоязычные народы стыдиться своего собственного языка или таких терминов, которые имеются в общем употреблении – или стремиться к применению терминов, в отношении истинного значения которых они ничего не знают?
Как уже говорилось прежде, слово «мастерство» подразумевает овладение властью над великими силами природы. Тот, кто обрел такую силу, является просто Мастером и не может быть «своим» Мастером или Учителем ни для какой отдельной души без утраты достоинства и индивидуальности по отношению к ней, которая в сущности своей едина с его собственной душой. И когда слова «мой Мастер» или «мой гуру» исходят из уст человека, который употребляет их, дабы преувеличить свою собственную важность в глазах другого, кто не удостоился чести иметь особого Учителя, то они обычно сопровождаются волной тщеславия, настолько плотной, что она почти видима для смертного взора. Когда личность достигает такой степени развития, которая позволяет человеку иметь особое или персональное руководство, он никогда не станет предъявлять свои права на одного из членов Высшей Ложи как на персонального помощника. Если ему случается говорить о каком-либо отдельном Учителе, то он скажет просто «этот Учитель», но никогда не назовет его своим, если речь идет о его личных делах, особенно разговаривая с непосвященным, ибо во время первого же данного ему урока он усвоит, что слова «я» и «мое» должны быть исключены из его словаря.
Мастера или Посвященные Великой Ложи пока являются лишь идеалами для большинства рода человеческого – идеалами, которые, подобно всем прочим, в большей или меньшей степени бледнеют по мере того, как каждая индивидуальная душа приближается к той же ступени бытия – обретает то же господство над жизнью и смертью. Но неразумно ниспровергать эти идеалы чересчур фамильярным употреблением до того, как они исполнили свою миссию в качестве живых образцов, в соответствии с которыми несовершенный человек может строить свою жизнь и формировать свою судьбу. Великая ошибка вкрадывается даже в разум некоторых из наиболее преданных учеников относительно воздействия на них соприкосновения с Посвященным. Страстное стремление человеческого сердца к кому-то или чему-то, что выше и больше его самого, и благодаря чему можно достичь более совершенного состояния, ответственно за веру в то, что такое достижение может быть реализовано простой передачей силы от Посвященного к ученику. Глупые дети! Неужели вы все еще думаете, что кто-то – хоть бы и Бог – может наделить вас тем, что проявляется лишь благодаря процессу труда и роста? Закон роста – это изначальный закон Вселенной, который никто и ничто не может нарушить или изменить.