Вы здесь

Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними. Грехопадение людей и появление пристрастий, как его результат (С. И. Милов, 2012)

Грехопадение людей и появление пристрастий, как его результат

Мы не имеем точных сведений о том, сколько времени первые люди прожили в раю в состоянии благодати. Однако можно предположить, что этот период был не очень продолжительным, т. к. если бы первые люди жили в раю долго, то они бы укрепились в праведности и не произошло бы печального грехопадения, а оно все же происходит. Как известно из книги Бытия, к моменту, когда в раю появился человек, уже произошло отпадение от Бога ангела Люцифера и множества последовавших за ним ангелов, в результате чего он стал падшим ангелом или дьяволом. Его основными чувствами стали гордость и зависть по отношению к своему Творцу – Господу Богу. После того, как Господь сотворил первых людей, у дьявола возникает зависть и желание уничтожить творение Божие. Однако он не имел к этому возможности, т. к. сам был творением, хоть и более сильным, чем человек. Господь Бог, не ограничивая ничьей свободы, тем не менее, не позволяет дьяволу убить человека, и именно поэтому дьявол использует другой способ отвержения человека от Бога. По свидетельству Священного Писания он принимает вид змия, для того чтобы искусить первых людей и подтолкнуть их к нарушению единственно данной заповеди – не вкушать с древа познания добра и зла. Дело в том, что после сотворения Адама и Евы (первых людей), Господь Бог наделяет их властью над раем, но для воспитания в них чувства любви дает им всего лишь одну простую заповедь: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16–17). Как отмечает о. Николай Малиновский: «Заповедь эта – заповедь легкая, приспособленная к состоянию воли человека, которая, естественно, сначала должна была приучаться исполнять более легкое, а потом уже переходить постепенно к более трудному»[7]. В райском саду, помимо всего прочего, находились два жизненно важных древа: древо жизни и древо познания добра и зла, о чем нам также свидетельствует Библия: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2, 9). Для человека разрешалось вкушать плоды от каждого древа, в том числе и от древа жизни. Правда от этого древа он должен был вкушать постепенно, одновременно с этим совершенствуясь в богообщении и единении с Творцом. В результате такого постепенного совершенствования человек должен был достичь полного бессмертия, как духовного, так и телесного. Вкушать же плоды с древа познания добра и зла у человека не было никакой необходимости. Так как человек был сотворен по образу и подобию Божию, он уже имел понятие о добре и зле; более того он опытно знал, что такое добро, благодать и любовь. Опыт же в познании зла человеку был опасен, т. к. он еще был существом несовершенным, а лишь потенциально направленным на обожение (т. е. достижение состояния единения с Богом). Таким образом, древо познания добра и зла было для человека именно, как небольшое испытание его преданности и любви по отношению к своему Творцу. Однако дьявол прекрасно понимал, что не устоявшийся еще в своих чувствах (но потенциально благой) человек, может подпасть под искушение, и он использует это, чтобы отторгнуть человека от Бога. Священное Писание рассказывает нам об этом достаточно подробно: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 1–7). Стоит еще раз повторить, что под змеем здесь понимается сам дьявол, либо принявший вид змея, либо вселившийся в него, – так трактуют этот отрывок многие отцы Церкви. Протоиерей Серафим Слободской поясняет: «Дьявол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия»[8]. Что касается непосредственно отрывка, то здесь можно найти целый ряд очень важных указаний на сам момент искушения и грехопадения.

Конец ознакомительного фрагмента.