Вы здесь

Учение Иисуса Христа. Глава 6. Грех (Виктор Углов)

Глава 6. Грех

6.1.Суть греха

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). Человек, нарушающий Закон Бога, совершает грех, преступление против Бога. Грех является изменой Богу, прелюбодеянием человеческой души: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Как предательство и измена марают имя и честь человека, так и грех оскверняет его душу, подводит ее под проклятие, отлучение от жизни. Грех разделяет человека с Богом и людей между собой, он ослепляет и усыпляет совесть.

6.2. Источники греха

Человек становится грешником по трем причинам:

1. Мы рождаемся посреди греха, в греховном мире. Как губка впитывает воду, так человек в миру и по своей воле и помимо своей воли впитывает грех. Ничто так сильно не побуждает человека совершить грех, как чей-то пример, чье-то влияние: семьи, друзей, обычаев и верований народа. «Как существуют привычные грехи отдельного человека, так существуют грехи целых домов и целых народов».

2. Человечество смертельно поражено грехом, передаваемым на генетическом уровне, как наследие семьи и рода и даже целого народа. Человек может жить и воспитываться в благочестивой семье, но быть под проклятием греха, унаследованным от предков. Все, что человек делает и как он поступает, влияет на его будущие поколения и проклятие греха ложится тяжким грузом на потомков до третьего и даже четвертого поколений: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Второзак. 5:9,10). Так говорит Бог.

3. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них Путь Истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет» (2Петра 2:1—3). Лживые учители, распространяющие лживые учения, ведут в погибель всех, кто им следует.

«Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Иисуса Христа лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8,10). Греховность – это исходное, начальное состояние человека из мира приходящего к Богу. Христос учит, что когда Дух Истины посещает людей, то «он убедит людей мира в том, что они грешны, в том, что есть праведность перед Богом, и в том, что есть Божий Суд. Он покажет, что они грешны, потому что не веруют в Меня» (Ин. 16:8,9 с.п.). Так учит Христос. Грех мирского человека уже в том, что он не верует во Христа.

«Человеческое падение видно только в свете Божьей святости». Пока человек считает себя безгрешным, праведником, он готов видеть грех в ком угодно, кроме себя. И только честное признание своего истинного, погибшего положения пред Богом является залогом его спасения. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Так учит Христос.

6.3. Мир

Под «миром» мы понимаем человеческое сообщество, отдалившееся, изолировавшее себя от Бога, ставящее мирской закон выше Закона Божьего. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 52:2). Так говорит Бог о тех, кто Его отвергает.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15—17).

«Похоть плоти» есть все, что питает и лелеет телесные вожделения: чревоугодие, любодеяния, прелюбодеяния, стремление к роскоши и т. д.

«Похоть очей» есть все, что в нас движимо завистью, жаждой первенства, потребностью приобретательства, что ведет к стремлению обладать видимыми земными благами в ущерб благу небесному.

«Гордость житейская» есть все, что питает в человеке гордыню, высокомерие, надменность, любовь к лести, угождению и почестям.

Всем этим порокам мир дал благозвучные имена и атрибуты и превратил их в обычаи, в стиль жизни, в систему ценностей и этой сетью уловляет беспечные души. Люди, живущие мирскими ценностями, автоматически исполняют волю князя мира сего, тратя все время и все свои силы на то, что приятно плоти и что обрекает душу на прозябание. Мир, как удавка на шее, душит нашу любовь к духовным вещам, ко всему, что дает нам жизнь вечную.

«Дух, преданный миру, побеждается порочным наслаждением, и в сладость себе приемлет быть в чувствительности, потому что не видал, не вкусил сладости в Боге и внутренней красоты в добродетели. А кто совершенно презирает мир и старается жить для Бога в святом послушании, – тем знакома сладость Божественная, обещанная истинным отверженникам мира, и яснее видят они, как тяжко заблуждается мир и как многообразно обольщается».

6.4. Рабство

«Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Так учит Христос. Человек, мирясь с грехом, постепенно покоряется ему. «Сначала грех в твоей душе чужой, потом гость. Когда ты привык к этому греху, он уже в твоей душе, как хозяин в доме». Грех, рождаясь в мысли, своей или пришедшей извне, укореняется в сердце и, оскверняя человека изнутри, порабощает его душу. В человеке рождается привычка дурно мыслить, дурно говорить и дурно поступать; его сердце становится источником грязных вод, оскверняющих и отравляющих всякое место, куда он приходит. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Так учит Христос.

Грешник, особенно если это властный, авторитетный человек, становится источником смертельной духовной инфекции для окружающих, которая, зачастую, продолжает свирепствовать и после его смерти. Таким людям недостаточно разрушить лишь самих себя, они, как неутомимые могильщики, неустанно копают могилы для попавших в их сети порабощенных душ.

Даже всего один единственный грех, поработивший душу, разрушает ее точно так же, как и тысяча грехов. «Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: „не прелюбодействуй“, сказал и: „не убей“; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник Закона» (Иак. 2:10,11).

Особенно опасен для души грех, перешедший в порок, когда природная, наследственная склонность к определенному греху входит в привычку, становится любимым грехом. Можно с легкостью победить множество грехов, но потерпеть сокрушительное поражение в генеральной битве с любимым грехом, рождающим рабскую, порочную страсть, которую крайне трудно преодолеть. Здесь и пьянство, и пристрастие к наркотикам, и азартные игры, и разврат, и перешедшие в манию и патологию жажда красть, насиловать и убивать. Любимый, лелеемый в душе грех, приносит удовольствие, наслаждение и сатанинскую радость. Человек, теряя рассудок, увлекаясь неистовством своих страстей и похотей, в безумном своем веселии, как в смертельном танце, кружится, пока не упадет замертво. Таких людей Бог уже не ждет: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин. 5:16). Даже молитва за человека, смертельно порабощенного грехом, бывает бессильна: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13). Так учит Христос.

6.5. Проявления греха

Грех проявляет себя в трех разновидностях:

1. Как вражда с Богом;

2. Как болезнь;

3. Как мерзость пред Богом.

1. Бог воспринимает грех как отвержение Его воли и Его Самого. «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (Ин. 15:22,23). Так учит Христос. С приходом Спасителя, каждый наш грех – это терновый шип, вонзающийся в тело Христа, гвоздь, пронзающий Его руку или ногу, копье, поражающее Его сердце. Грех ненавидит Бога и показал свою ненависть на деле, совершив убийство Христа: «Твой грех – это палач, убивающий Христа». Всякий остающийся в омуте греха, не принимающий Иисуса, отвергающий Его, принимает сторону Его врагов и пусть молча, но все же в душе кричит: «Распни Его!». «Почему вы не принимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:43,44). Так учит Христос.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Так учит Христос.

2. Иисус связывает болезни души и тела человека с его грехами. Во многих случаях, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях», Христос дает напутствие: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). Так учит Христос. Болезни души и тела человека своими корнями ходят в грех, который, как универсальный вирус, как чуждый природе человека внедренный извне элемент, разрушает его изнутри. Возникшая внутренняя патология вызывает в сознании мучительный комплекс ощущений власти греха, вины греха и пятна греха, что приводит к страданиям и болезни. Это – бедствие для человека и для людей, его окружающих. «Нет такого зла, такой беды, такой печальной участи, такого временного и вечного страдания, которое не происходило бы от греха, или не было бы связано с ним».

Грех родил и рождает смерть. Бог наложил на грех проклятие, но не Бог толкает нас на грех, сам человек навлекает на себя осуждение. Кровь наша на нас, потому что мы сами устраиваем жизнь по законам, нас разрушающим, сами внедрили грех в свое бытие, сами поставили человека во главу угла.

Проклят всяк, восхваляющий, превозносящий человека, ибо вся хвала одному Богу. Трижды проклят всяк восхваляющий, прославляющий самого себя, ибо это грех сатаны и имя такому – слуга Антихриста. Антихрист умалил в глазах нечестивых славу Божию, а слуги его раздули дело господина своего на свою погибель. Людей, превозносящихся над другими людьми и ставящих себя выше всего, неизбежно ждет погибель.

3. В Библии определенные виды греха Бог через Своих пророков называет мерзостью. Наиболее отвратительны Ему грехи духовного прелюбодеяния: поклонение рукотворным идолам, «культ мертвых», занятие колдовством, чародейством, магией, различными оккультными предметами.

6.6. Наказание

Нетрудно убедиться в том, что человек порочный, погрязший в разврате греха, уже в своей земной жизни переживает весь кошмар своей больной души. Противление Творцу не может остаться без последствий. Наказание не приходит откуда-то извне, возмездие за порок заключено в самом пороке. Грехи ваши живут в вас и разрушают вашу душу и тело, пока вы не избавитесь от них. «Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами, и это самое тяжелое и самое верное наказание». Ад для грешника начинается здесь, на этой земле, а окончательная расплата производится двумя путями: душа грешника навеки разлучается с Создателем и ад на земле переходит в ад вечный; вина грешника, как проклятие греха ложится на его потомков. Дети вплоть до четвертого колена становятся заложниками греховной жизни их предка. «Смерть освобождает человека от всех долгов, но никогда не освободит от этого – от долга уплаты за грех».

6.7. Освобождение

Никто без нашего желания не избавит нас от наших грехов. Предавать себя греху или нет – это полностью во власти человека. Христос указывает Путь к свободе, дает средство избавления от рабства греха, но стать на этот Путь и идти по нему мы должны сами. Спастись, обрести свободу возможно только силой веры, уничтожая в себе всякий грех, избавляясь на деле от греховных поступков, речей и мыслей, силой молитвы изгоняя бесовских духов из своей души.

Первое, что необходимо делать – это поступать так, как пишет святой Апостол Иоанн: «Кто приходит к вам и не приносит сего Учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин. 1:10,11). Необходимо освободиться от лжеучителей и лжеучений, избавиться от влияния людей связанных с оккультизмом, магией, колдовством, гаданием, астрологией и пр. Кроме того, необходимо истребить, уничтожить все имеющиеся атрибуты культа, от предметов культа, до соответствующих книг. Ничто не должно служить препятствием непосредственному общению верующего с живым Богом. Никто не может быть посредником между вашей душой и единым Богом, ибо каждый истинно верующий имеет привилегию напрямую обращаться к Небесному Отцу и к Господу Христу.

Чтобы борьба с грехом стала действенной, нужно научиться смотреть на грех глазами Бога, осознать всю отвратительность и враждебность греха самой Жизни, возненавидеть грех всем своим существом, всеми силами души и тела. Невозможно верно и достойно оценить подвиг Христа, истинно полюбить Иисуса, пока не возненавидишь грех, Его убивший. Нужно употребить великую силу над собой, чтобы освободиться от греха так, как свободен от него Иисус. Грех остается грехом, пока он в раскаянии не исповедан Богу и не оставлен. Грех побежден только тогда, когда он оставлен и оставлен навсегда. В свете Истины каждый грех должен быть изобличен, признан, исповедан и уничтожен.

В борьбе с грехом необходимо обращаться к Божьей помощи. Следует ежедневно молиться об укреплении нашей воли в желании очиститься: семь раз на день всем существом своим молите: «Отец Небесный и Господь мой Иисус Христос! Укрепите меня на Пути моем, даруйте мне силы победить врагов души моей». Бог услышит исходящую из сердца молитву, увидит искреннее желание победить грех и непременно поможет. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Так учит Христос.