Глава 5. Закон вечный
5.1. Учение и Закон Христа
Безусловно, и мы должны это понимать, что существует Закон высшего бытия, по которому, независимо от воли человека, происходит развитие и жизнь вселенной и всего, что ее наполняет. Этот высший Закон, в доступном для человеческого разума содержании, Иисус открыл людям через Свои истины и откровение. Вместе с тем, дав заповеди, Иисус дал людям Закон, исполнение или неисполнение которого зависит от воли человека, и, исполняя который, человек соединяется с Божественным бытием и навечно остается в системе истинной Жизни. Этот Закон мы обозначим как Закон Христа. Истины и откровение Иисуса служат нам основой Богопознания; Закон Христа является выражением Божьей воли по отношению к человеку.
Таким образом, Учение Христа соединяет в себе три Закона:
1.высший Закон бытия – основу Богопознания;
2.Закон Мессии, исполненный Иисусом;
3.Закон Христа, который люди должны соблюдать для своего спасения.
Мы должны понимать и принимать мироустройство таким, каким его открывает нам Иисус в Своем Учении. Учение Христа – это Учение о Жизни, Учение, открывающее вечный Закон – Закон Жизни, Закон Божественного бытия.
5.2. Закон совершенный
Учение Иисуса Христа – это не просто перечень заповедей, определяющих, что нам нужно делать и чего делать нельзя. Это система взглядов на окружающий нас мир, и мы должны все, что живет и существует вне нашей воли, и то, что зависит от нас, принимать как единое целое. Мы должны принимать и устраивать свое бытие как часть вселенского бытия, общемировой системы Жизни, так, как его открыл нам Иисус: «Кто вникнет в Закон совершенный, Закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1:25).
Христос, насколько это доступно для нашего разума, дает нам истинное понимание сути Божественного и человеческого бытия, учит, как нам жить, чтобы не оказаться вне Жизни. Нет смысла исполнять заповеди не понимая для себя смысла, цели и последствий своих действий. Учение Христа есть Закон совершенный в силу своей законченной полноты; к нему нельзя ничего прибавить и от него ничего не отнять, не теряя всего: «Всякий, преступающий Учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в Учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин. 1:9). Учение Христа исходит из Его уст, и ни соборы, ни богословы, ни проповедники не имеют власти изменить хотя бы одну букву совершенного Закона.
Иисус дал законченное, совершенное в своей истинности и полноте Учение. Работа, выполненная Иисусом, безупречна, она абсолютно безупречна и ни на йоту не нуждается в чьем-то содействии, в чьей-то помощи и дополнениях. При осмыслении отдельных истин, заповедей Христа, контекстом должен рассматриваться весь канон Учения. Ни одна заповедь, ни одна истина не может иметь значения и толкования, противоречащего Учению в целом.
Учение Иисуса как совершенный Закон – Закон вечный, и в этом еще одно его совершенство: «Слово Господне пребывает в век» (1Петра 1:25). «Истинно говорю, что до тех пор, пока существуют небо и земля, ни одна даже самая малая буква не исчезнет из Закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18 с.п.). Так учит Христос.
Учение Христа совершенно и потому, что оно созидает совершенный, бессмертный народ. Вся суть, весь смысл Учения в сыновстве человека Богу. Бог вечен, и человек, ставший сыном, дочерью Бога становится бессмертным посредством обретения Духа Бога-Отца, Духа Жизни.
Учение Христа – духовный Закон, оно отличается от существующих религиозных учений тем, что «содержит в себе самые глубокие духовные истины, какие когда-либо посетили человеческий разум или были продуктом и достижением мировой мысли. Оно предлагает человеку удовлетворение всех исканий, запросов, нужд и чаяний его бессмертной души. Оно призывает человека к самому предельному идеалу жизни и счастья». Чистое и возвышенное Учение Иисуса Христа обогащает человека духовно и пробуждает в нем лучшие движения души вне зависимости от внешних обстоятельств. Заповеди Закона Христа в Его Учении обрели духовное, живое содержание.
Таким образом, Учение Иисуса Христа – вечный, совершенный Закон, «при детальном рассмотрении которого, мы не можем позволить себе утратить ни одно звено из его чудесной цепи, которая совершенна как в каждой части своей, так и вся целиком. Закон является абсолютно полным и невозможно что-либо к нему прибавить, или что-то от него отнять». Учение Христа как совершенный Закон есть то Знание, которое мы должны принять верою, напитать им свой разум и сердце и воплотить в своей воле. Закон Мессии рождает в человеке веру во Христа и веру Христу. Богопознание рождает в человеке внутренние плоды веры – его духовное совершенствование; Закон Христа рождает в человеке внешние плоды веры – дела веры.
5.3. Закон Христа и Суд
Слово или понятие «Закон» одновременно подразумевает наличие слова «Суд», ибо отсутствие одного из этих понятий автоматически исключает другое. Закон без Суда – мертвый, безжизненный закон; Суд без Закона – произвол, беззаконие. Потому написано: «Возвестит народам Суд,… и на Закон Его будут уповать все народы». Суд Божий вершится по Закону Христа: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Так учит Христос. Слова Иисуса не дружеские пожелания, не просто добрые советы, а Закон, от исполнения или неисполнения которого зависит жизнь человека. «Посему, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21). Закон Христа есть необходимый минимум для спасения, и только исполняя Закон Христа, мы можем успешно продвигаться в Богопознании, на практике утверждаться в Божественных истинах.
5.4. Скрижали и сердце
«Вложу Закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:32). Так говорит Бог. Иисус не принес людям скрижали или свитки, Он пишет Свой Закон на сердцах Своих учеников.
Невозрожденное сердце – источник всего, что оскверняет человека: «Исходящее из уст из сердца исходит; сие оскверняет человека» (Мф. 15:18). Так учит Христос. Для возрождения сердцу нужно новое наполнение, новый внутренний кодекс.
Иисус не отменял десять заповедей закона, начертанного на каменных скрижалях Моисея, а подтвердил их: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 19:17—19). Так учит Христос. Десять заповедей Декалога являются основой, фундаментом Закона Христа. Первые пять заповедей Десятословия определяют основу взаимоотношений человека с Богом. Пять заповедей второй скрижали устанавливают основу взаимоотношений людей между собой. «Если вы любите Бога всем сердцем, то должны соблюдать то, что написано на первой скрижали, если вы любите вашего ближнего, как самого себя, то должны следовать предначертаниям второй скрижали».
Для народа Израиля Закон так и остался на каменных скрижалях, он не стал их внутренним, исходящим из самого сердца Законом: «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» (Осия 8:12). Так говорит Бог. Закон Христа много выше прежнего Закона, он требует от человека не простого послушания, а совершенства: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Так учит Христос.
Иисус дал букву Закона, оживил его Своим Духом и внедряет в сердца Своих учеников, тем самым очищая и возрождая их сердца. Поэтому, отдайте свое сердце Христу, Он совершает чудесное: «И дам им сердце единое, и Дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иезек. 11:19,20). Так говорит Бог. Внедренный в самое сердце Закон становится содержанием бытия человека, проявлением новой, возрожденной природы и исполняется уже не по принуждению, не из страха, а по убеждению. Закон становится плотью и кровью верующего, его внутренним Законом, а его исполнение становится естественным и легким, приносящим радость.
Очень важно, чтобы Закон Христа был написан на вашем сердце полностью. Чтобы работать Богу и жить в совершенном Царстве Его, нужно в совершенстве знать и исполнять Закон этого Царства. В этом заключается одно из высших блаженств, когда каждая Божья истина, каждая заповедь «занимает в вашем сердце свое правильное место, когда она настолько глубоко выгравирована в нем, что уже ничто не может стереть ее». Плод исполнения Закона – праведность верующего пред Богом: «В сердце моем сокрыл я Слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).
5.5. Исполнение Закона
Деление Учения Иисуса Христа на три закона чисто условно и служит для упрощения и, вместе с тем, для более углубленного понимания Закона в целом. Невозможно пребывать в Учении не приняв Иисуса Христа Мессией, как невозможно возрастать в Богопознании не исполняя заповеди Христа.
Познать Бога можно только исполняя Его волю. Приблизиться к Богу, духовно соединиться с совершенным Богом возможно лишь в постоянном движении, стремлении к Божьему совершенству. Единение с Отцом возможно не иначе, как только через Учение Иисуса Христа, через исполнение совершенного Закона Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Так учит Христос. Иисус определяет Свое Учение – Закон совершенный как «Слово», как единое нераздельное целое, в котором все взаимосвязано и совершенно. Поэтому для нас определения: «Учение Иисуса Христа», «Закон», «Слово» означают одно и то же – Закон совершенный.
Исполнением Закона движет любовь ко Христу. Все в человеке: и мысли, и чувства, и воля, и тело должны пребывать в воле Господа. В Законе все важно, и человек прилагает усилия для его исполнения, пока не освободится от греха, пока не преобразится его природа. Совершенствуясь, верующий становится воплощением Закона, пребывание его в Учении Господа Иисуса становится таким же естественным, как его дыхание. Закон становится для верующего содержанием и наполнением его жизни, дыханием вечной Жизни. Он ходит в святости не потому, что обязан или заставляет себя, а потому что это свойство его новой Божественной природы. Человек освобождается от бремени Закона, ибо он сам уже Закон во плоти.
Иисус открыл Закон в его совершенной полноте, показал живой Закон, в котором все напитано и дышит жизнью, все находится в оживляющем движении, возвращающем человеческие души к истинной жизни. Задача верующего не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить себя, применять Слово Божие к себе. Закон не допустит на Небеса ни одного человека, который не исполнит его совершенным образом, от первой до последней заповеди. Бог не требует от человека невозможного, ибо нет смысла давать заповедь, если она неисполнима. Сам Христос учит: «Бремя Мое легко» (Мф. 11:30), а Апостол Иоанн подтверждает: «Заповеди Его не тяжки» (1Ин. 5:3). Более того, Закон требует от нас лишь то, что служит для нас благом и добром. «Закон, если и кажется трудным, то не по своей природе, а по нашему нерадению». Его требования можно удовлетворить только одним путем – исполнением его полностью. Бог во все времена спасает исполнителей Закона – праведников. Не сказано: «Грешный своею верою жив будет», а написано: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Вера, не приводящая к праведности – лживая, пустая вера.
«Закон – это отражение Божьего разума. Поэтому, не желая исполнять Закон, мы противимся Божьему разуму, а раз так, то грешим». Кроме познания Бога, Закон дает нам возможность познания самих себя, осознания своего истинного положения пред Богом, своего начального несовершенства, а значит – своей греховности. Для Закона нет национальностей, рас, титулов, чинов, званий и прочих атрибутов человеческого разделения. Он уравнивает людей в правах и обязанностях. Планка Закона одинакова для всех людей вместе взятых и для каждого человека в отдельности. Для Бога существуют всего две категории людей, ибо Его Закон делит людей на праведных и грешных. Переход от греховности и нечестия к праведности и святости возможен лишь через исполнение Закона: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Так учит Христос.
5.6. Суд
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Так учит Христос. Суд Божий вершится над человеком в последний день его земной жизни в соответствии со Словом Спасителя.
Бог не судит человека, заранее не предупредив его. Для того Христос и пришел в мир, чтобы возвестить народам Суд: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Так учит Христос. Слово Иисуса проповедуется во спасение – для жаждущих спасения, и во свидетельство – для отвергающих Христа, дабы в день Суда не имели бы никакого извинения пред Богом. Каждый, кто вне Христа, предстанет пред праведным Судией и даст полный отчет о прожитой жизни, дарованной ему Богом.
Неизбежность предстоящего Божьего Суда столь же понятна и реальна всем людям, сколь присуща им совесть. Все тайное, тщательно скрываемое, будет разоблачено, все поступки, их мотивы и последствия будут взвешены на точных весах правосудия. Зная святость Бога, и веря в Его абсолютную справедливость, мы отвергаем даже малейшую возможность ошибки в Божьем приговоре. Бог воздаст каждому по делам его.
В день Суда не спросится у нас, что мы читали, о чем говорили или мечтали, а спросится, что делали, востребуются плоды нашей жизни, нашей веры: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Так учит Христос. «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:17—19). Так учит Христос. По этим словам Иисуса каждый человек может заранее предвидеть ждущий его приговор и изменить свою жизнь, ибо: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). Возмездие, расплата за греховную жизнь – смерть души, смерть вторая.
Там, куда уходит человек из этого мира, нет ни дня, ни ночи, там вечность вне времени, в которой царит либо вечный свет, либо вечная тьма. Последний день, в который вершится Божий Суд – это день нашей телесной смерти, и здесь, в этом мире решается, куда отправится наша душа после расставания с телом – в вечное блаженство или в вечное страдание. Время нашей жизни во плоти, в силу сложившихся обстоятельств, суть время, предназначенное для очищения души, а земля, на которой мы живем – духовное чистилище для ожидающих Божьего Суда. Здесь, в этой жизни, мы должны очиститься, омыться и освятиться, чтобы предстать пред Богом в сиянии праведности и святости, ибо: «Праведники воссияют как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). Так учит Христос. Потому, «так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по Закону свободы» (Иак. 2:12).
Закон Бога возможно исполнить только здесь, в этой жизни, на этой земле. У каждого человека есть возможность обратиться к Богу, пока он жив телесно, но и эта возможность может в любой день закрыться: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира“. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31—34,41,46). Так учит Христос.