Глава 2. Вера
2.1. Источник веры
«Имейте веру Божию» (Мк. 11:23). Так учит Христос. Этими словами Иисус указывает на Источник веры. Только Бог дает истинное знание о Небесном, о том, как должно жить человеку в этом мире, и что ожидает его после земной жизни.
Вера основана на Знании, доказательства истинности которого находятся в мире духовном и получить их для себя возможно только верою проникнув в духовный мир. Наше сознание и органы чувств воспринимают только материальный мир и бессильны в духовном восприятии. Без веры нет доступа к Богу.
Вера служит человеку зрением, открывающим мир духовного бытия. Она ничего не фантазирует и не изобретает, а просто считается с тем, что существует в реальности. Реальность эта – существование Бога и духовного мира. Вера, как убеждение в истинности духовного Знания, основывается на доверии тому, кто дает это знание – на Иисусе Христе и потому называется христианской верой. «Ибо Я говорю не от Себя, но Отец Мой, Пославший Меня, заповедал Мне, как и что Я должен говорить. И знаю Я, что Его заповедь приводит к Жизни вечной. Поэтому Я говорю то, что Отец Мой велел Мне говорить» (Ин. 12:49,50 с.п.). Так учит Христос.
Христианская вера зиждется на полном доверии Господу Иисусу и потому имеет два непреложных аспекта:
1. Вера в Иисуса, как в Мессию, посланного Богом.
2. Вера Иисусу, как Учителю и Наставнику.
2.2. Иисус – Мессия
У пророков Ветхого Завета особо выделяется группа пророчеств, которые свидетельствуют о будущем пришествии Мессии. Эти пророчества детально и всеобъемлюще говорят о событиях и обстоятельствах рождения, жизни и смерти Мессии, о Божьем поручении, которое должен исполнить Мессия. Поэтому условно назовем эти пророчества, относящиеся к Мессии, законом Мессии. Этот закон дан Богом для того, чтобы Божьи люди могли безошибочно узнать истинного Мессию. Бог так желал, чтобы мы не упустили Его Посланника, что дал нам более трехсот признаков, указывающих на Него и записанных пророками Израиля (насчитывают 60 основных пророчеств и 270 уточнений). «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).
Все пророки, от Моисея до Малахии, засвидетельствовали о будущем приходе Мессии, и это говорит о бесконечной важности этого события. Лишь реальный и истинный Мессия мог совпасть с приметами, данными Богом, настолько исключительно точными являются пророчества даже в крайне невероятных деталях.
Иисус Христос полностью соответствует ветхозаветным описаниям Мессии. Ни одному человеку не под силу сделать то, что совершил Христос. Лишь Он один может совершить величайшую миссию для тех, кто Его примет – вхождение в Царство Божье. В то время, когда Иисус ходил по земле, люди с огромной надеждой ждали обещанного Богом Спасителя мира. В беседе у колодца женщина-самарянка сказала Иисусу: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25—26).
Сам Иисус учит, что в книгах Ветхого Завета содержится учение о Его пришествии на землю, о Его смерти и воскресении из мертвых, что авторы Ветхого Завета писали именно о Нем. На Самого Себя Он смотрит, как на исполнение ветхозаветных пророчеств: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Так учит Христос. Он хочет, чтобы вера Его учеников основывалась не на словах только, но на исполняющихся предсказаниях пророков. И читая Евангелие, мы убеждаемся, как в Иисусе Христе одно за другим исполняются древние пророчества, становясь засвидетельствованной исторической действительностью.
Но, помимо предсказаний пророков, Иисус реально располагает достаточным числом дополнительных доказательств, подтверждающих Его мессианство: свидетельство Иоанна Крестителя, Божьи свидетельства и совершаемые Христом чудеса.
Иисус пришел при всех предсказанных обстоятельствах, но не начал Своего служения до тех пор, пока не раздался голос Его Предтечи. Сотни лет со времен последнего пророка Бог молчал, и, наконец, молчание прервалось гласом вопиющего в пустыне. То звучал голос Иоанна Крестителя, Божьего свидетеля, предсказанного пророком Исайей: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:1—3). Крестителю дано было первому узреть и засвидетельствовать Мессию в Иисусе Христе и возвестить об этом народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
«Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (Ин. 5:37). Так учит Христос; и действительно, Бог-Отец трижды засвидетельствовал Христа гласом с Небес: в день крещения Иисуса, в день Преображения Господня – во второй раз, и пред народом – в третий раз: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17;17:5; 2Петра 1:17).
И, наконец, чудеса, совершаемые Иисусом, являются естественным проявлением Его феноменальной Личности. Они являются подтверждением и неопровержимыми доказательствами Его посланничества: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Ин. 5:36; Мф. 11:5). Так учит Христос.
Иисус говорит о Себе: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф. 5:17). И Он исполнил Закон в пророках, все пророчества сбылись на Нем, исполнились в Нем. Об этом свидетельствует последнее слово Христа, сказанное на Голгофском кресте: «Совершилось» (Ин. 19:30) – закон Мессии исполнен, как записано у пророков, так все и произошло. Он, Иисус, и есть истинный Мессия – Христос.
Поэтому, когда мы говорим, что веруем во Христа, то тем самым утверждаем, что Иисус есть истинный Мессия, посланный Богом: «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1). Тот факт, что Иисус является Посланником Небес сошедшим Свыше, говорит о Божественном происхождении, об истинности и величии христианской веры и христианства, о победе и торжестве христианской веры.
2.3. Христос – Источник Богопознания
Бог сокровенен, то есть сокрыт от человека, и без Посланника Небес, без Христа ни познать Истину в полноте, ни приблизиться к Богу невозможно. Поверив в Христа как истинного, посланного Богом Мессию, мы должны сделать следующий шаг: принять Иисуса своим Учителем и Наставником. Сам Христос повелевает: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос»; «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8,10). В принятии Иисуса Христа своим Учителем и Наставником и заключается вера Христу. Христианин – ученик Христа, знающий Учение Иисуса и живущий Его Учением. Верить Христу – значит исполнять то, что Он повелевает, на деле следовать тому, чему Он учит.
Как ни странно и ни парадоксально, но большинство людей, называющих себя христианами, веруют во Христа, но не верят Христу и живут мирской жизнью или по чуждым Богу учениям. Без глубокой веры Христу – Учителю, Христу – Наставнику невозможно подлинное ученичество, истинная вера основывается на Его Учении. Бог-Отец для того и послал Сына в мир, чтобы Он стал Учителем и Наставником для Своего народа.
Для нас, кто не застал Иисуса во плоти, не узрел Его своими глазами, первое пришествие Христа – пришествие внутреннее, когда Иисус поселяется и живет в нашей душе и руководит всей нашей жизнью. Мы верою принимаем Христа своим Учителем и Наставником: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Так учит Христос. «Утвердитесь на этой скале!»
2.4. Ступени веры
Вера служит стержнем всей духовной жизни христианина. Она дает нам способность духовного роста и придает нашему духу силу убежденности, силу действовать, вселяет уверенность. Крепкая истинная вера, взирающая широко открытыми глазами на оплот веры – на Господа Иисуса Христа, вменяется в величайшее достоинство.
Вера, чтобы стать могучей, всепобеждающей, на Бога взирающей, в своем развитии проходит три ступени:
Первая ступень – знание, или согласие разума.
Вторая ступень – доверие, или согласие сердца.
Третья ступень – повиновение, или согласие воли.
2.4.1. Согласие разума.
На первом месте у веры – знание, ибо невозможно верить в то, чего не знаешь. Как называться учеником Иисуса, не зная Учения Учителя? Истинная вера зарождается от истинного знания и источник такого знания – Сам Спаситель: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Так учит Христос.
Истина, подлинное Знание от Иисуса Христа является живым, духовно осязаемым наполнением веры. Знание очерчивает четкую, непреодолимую сатаной границу между истинной верой и заблуждением и разверзает бездонную пропасть между истиной и ложью.
Знание Учения Иисуса Христа рождает истинную христианскую веру. Оно требуется верующему, чтобы различать работу Божью от дел, выдуманных людьми. Знание истины является условием сохранения нас от козней сатаны, оберегает нас от обмана. Тот, кто обладает совершенным Знанием, тот хранит себя от сил тьмы. Сатана нападает на верующего ложью, верующий отвечает на выпады врага души Истиной; сатана все вокруг наполняет тьмой, верующих хранит себя светом Знания.
Знание обретается посредством разума, критически исследуется разумом на предмет разумности и смысла. Поэтому для принятия духовных знаний необходимо с одной стороны – согласие разума, а с другой – одухотворение разума верующего с обычного, мирского уровня, на новый, высший духовный уровень сознания. Знания, даваемые Иисусом и служат пищей и питием, одухотворяющим разум, выдвигает разум верующего из обычной среды восприятия в мир Божественного бытия, просвещают разум, подготавливая его к восприятию Божественного откровения.
Одна из величайших целей сатаны – привести разум человека в бессмысленное состояние, внушить ему двоемыслие, неразличение Божьего от дьявольского, разрушить опоры разума и веры. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8). Перестав слушаться руля разума, лишившись всякой рассудительности и воли, поддавшись гипнозу стадности, человек готов без вопросов принять любое наущение, вне зависимости от его природы и последствий. Потому непременно вера должна держаться на голосе собственного разума, на личном убеждении в истинности своей веры. Только вера, напитанная истинным Знанием, открывает Небеса. Истинная вера – вера, безусловно, разумная, питаемая из небесного Источника. Слово, под которым мы можем с полной уверенностью подписаться: «Так учит Христос» – признается истинным, и эта подпись есть канон истинности, печать достоверности, наш твердый и решительный ответ всем лжеучениям и человеческим вымыслам.
Знание – это Божий светильник в возводимом нами Храме веры. Вера не только не отвергает знание, но и органически включает его в себя, как неотъемлемую составную часть. Нам нужно живое знание и зрячая, знающая вера и тогда мы не собьемся с верного пути. Первое, что мы должны делать – это познавать Истину и наполнять свой разум Божьими истинами, научиться мыслить и говорить как ученики Иисуса, проявляя в себе просвещенный Богом разум: «Кто говорит, пусть говорит словами Божьими» (1Петра 4:11 с.п.).
И да поможет нам Господь камень за камнем, истину за истиной возводить в наших душах Храм истинной веры, чтобы, однажды, мы, оглянувшись вдруг, воскликнули в изумлении: «Благословен всяк, чьи познания совершенны».
Согласие разума рождает веру во Христа.
2.4.2. Согласие сердца.
Приступив к основам и началам Небесного знания, мы подвигаемся к покорению первой ступени веры. Только через разум, через его просвещение можно повернуть человека к Божеской жизни. Но этого не достаточно. Приобретение просто знаний не делает веру живой. Мало «вложить» Божьи истины в «мысли», их еще нужно «написать в сердцах», просветив разум – побороть страсти сердца. Знания разума, чтобы стать жизненными, наполниться духовной жизнью, должны укорениться в сердце.
Знание истины и пути спасения должно находиться не только в голове верующего, но и в его сердце. Тогда знания, одобренные разумом и принятые сердцем, становятся личным откровением верующего, он становится способным к чувственному восприятию духовного. Мир духовного оживает и становится такой же реальностью, как и мир природы.
Поэтому, отдайте свое сердце Богу, пропустите каждую Божественную истину через сердце, покоряя душу ее сокровенному смыслу, ее Духу: «Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иезек. 18:31). Так говорит Бог. Расположите сердце свое к тому, чтобы постигать Божьи истины и покорите им свои чувства. «Обратите сердце ваше» (Аггей 2:18). Так говорит Бог. Примите откровение Божие в самую суть своего естества, наполните разум и сердце небесными питием и пищей.
Только согласие разума и сердца рождает доверие Христу. Небесные мысли вкупе с небесными чувствами рождают стремление к небесному житию. Взирайте на Иисуса, как на предназначенного Свыше Учителя, Он бесконечно одарен и обучен. Он имеет совершенные знания и дает их во всей полноте. Доверьтесь Ему, положитесь целиком и полностью на Него, примите на себя Божье водительство и Иисус приведет вас на Небесные пажити.
2.4.3. Согласие воли.
Достигая второй ступени веры, питаясь новыми истинами и наполняясь новыми чувствами, наша душа оживает для восприятия Бога, душа начинает жить верой: «Праведный своею верою жив будет». (Авв. 2:4). Но всякая жизнь только тогда является истинной жизнью, когда она приносит живые плоды.
Согласие разума и сердца рождает волю. Вера, обретя зачаток жизни, нуждается в практическом опыте, в подкреплении делами: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Жизнеспособность веры определяется ее способностью действовать. Христос одним единственным вопросом разоблачает всех мертвоверующих: «Что вы зовете Меня: „Господи! Господи!“ и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Так учит Христос.
Действенность веры достигается усилием воли: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Так учит Христос. Если знание о Небесном утверждается верою, то содержание, практическое воплощение этого знания постигается опытом: то, что есть мир духовный мы принимаем верою, а что такое он есть, это мы испытываем и познаем в практических делах. Вера, на определенном этапе нашего следования за Господом, подтверждается и укрепляется приобретенным опытом.
Только Бог, переживаемый в опыте, заключает в себе ответ на все вопросы бытия: «Кто хочет творить волю Отца, тот узнает, о сем Учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». (Ин. 7:17). Так учит Христос. Иисус предлагает каждому человеку самому убедиться на деле в жизненности Его Учения, проверить его истинность на практике. Сила веры утверждается личным опытом, и потому опыт – необходимый и надежный свидетель. Духовный опыт имеет абсолютный характер, он не оспаривается и не обсуждается. Обладающий таким опытом обретает истинное сокровище – веру, достигшую высшей своей формы – убежденности. Убеждение, основанное на личном опыте, на личной встрече со Христом, позволяет нам вместе с Апостолом Петром сказать: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». (Ин. 6:68). Только знание, данное Христом, раскрывает смысл человеческого бытия, что есть человек, его предназначение и куда он идет.
Вера действенная есть вера спасающая. Только она превозмогает мирскую волю, мирской закон, преодолевает страх перед трудностями, пред людьми и начальствами, страх перед гонениями. Имеющий такую совершенную веру вместе с Апостолами Петром и Иоанном отвечает тем, кто в миру: «Рассудите, справедливо ли перед Богом слушать вас больше, чем Бога?» (Деян. 4:19 с.п.).
Достигнутое познание и доверие Христу становится основанием для действенной веры, имея которую должно поступать смело, без колебаний, со всей силой убежденности, данной Богом. «Мир говорит: «Поверишь, когда увидишь», Бог говорит: «Увидишь, когда поверишь» и начнешь жить по вере.
2.5. Притча о сеятеле
«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». (Мф. 13:3—8). Так учит Христос.
«Вы же послушайте значение притчи о сеятеле: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге» (Мф. 13:18,19) Так учит Христос. Здесь говорится о человеке, ни разум, ни сердце которого не готовы к принятию Слова, который не прилагает никакого усилия понять то, что услышал. Такой человек не способен одолеть и первую ступень веры.
«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его: но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20,21). Так учит Христос. В этом случае человек разумом принимает Слово Христа, но Слово не укоренилось в его сердце и оттого он не имеет воли преодолевать скорби и гонения. Такой человек достиг первой ступени веры, но вера его бесплодна.
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22). Так учит Христос. Человек и разумом и сердцем принимает Слово Христа, но свои силы растрачивает на мирское, не на Божье. Хотя он и достиг второй ступени веры, но такая вера все также бесплодна.
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:23). Так учит Христос. Такой человек имеет живую, плодоносящую, действенную, а значит и спасающую веру.
Наша вера – не плод чьего-то воображения, не пустое суеверие, а вера, основанная на знании, в Кого мы верим и Кому доверяем. Имея истинный Источник знания, мы ежедневно питаемся Словом Христа, вникаем в его смысл, напитываем им свой разум, сердцем принимаем его Дух и наслаждаемся содержащейся в нем силой. Личное знакомство с Иисусом вселяет в нас убежденность – высшую форму знания, ибо вера наша становится истинным знанием, открывающим и освещающим Путь спасения. Вера указывает нам верный Путь в Царство Божие, и раскрывает, что есть само Царство. Истинная вера устанавливает истинные отношения с Богом, достигает Бога и имеет сладкое общение с Ним.
Истинно верующий к исповеданию на словах присоединяет исповедание на деле, предпринимает шаги веры, акты повиновения Божьей воле, приносящие плоды веры. Счастье, блаженство – в делах веры, а не просто в ее самосозерцании. Вера приводит к личному общению с Богом, возводит живой мост между Небом и землей.
Истинная, спасающая вера задействует и разум, и сердце, и волю человека.