Раздел III. Феодальная раздробленность и образование Московского великого княжества
Лекция 4. Русские земли в XII–XIV вв.
1. Переселения русского народа. Крупнейшие уделы: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, Новгородская феодальная республика.
2. Русь и средневековые государства Европы. Немецко-шведская экспансия.
3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
1. Переселения русского народа. Феодальная раздробленность: причины и специфика. Крупнейшие уделы: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, Новгородская феодальная республика
Для того чтобы понять, почему такое мощное и богатое государство, как Киевская Русь, начало утрачивать власть над русским народом и влияние на происходившие исторические процессы, надо обратиться к анализу событий, происходивших на Руси во втором периоде нашей истории. Рамки его условны и колеблются от XII до XV вв., но сами события, происходившие в те времена, вполне определенны. Это были коренные перемены в русской жизни по сравнению с главными событиями первого периода. Так, в первом периоде главная масса русского населения сосредоточивалась вокруг Днепра, в его бассейне. Для второго периода характерно сосредоточение россиян уже в области Верхней Волги. В первом периоде устроителем всей политической и экономической жизни на Руси был большой торговый город, вокруг которого и кипела жизнь; для второго характерно преобладание власти наследственных вотчинников в своих уделах.
Таким образом, Русь днепровская сменяется Русью верхневолжской; волостной город уступает свое место князю, с которым прежде соперничал. Как отмечает В. Ключевский, эта двоякая перемена, территориальная и политическая, создает в верхневолжской Руси свой иной образ жизни, не похожий на Киевский. Двигателем народного хозяйства на Верхней Волге вместо внешней торговли становится земледелие с помощью вольного труда крестьянина-арендатора.
Причины резких изменений в жизни русского народа были скорее, внешнего, а не внутреннего происхождения. Вспомним, что Русь была основана на окраине культурно-христианского мира, по образному выражению В. Ключевского, «на берегу Европы, за которым простиралось безбрежное море степей, служивших преддверием Азии». Угроза целостности государства исходила извне. После поражения, нанесенного Ярославом печенегам в 1036 г., русская степь на некоторое время очистилась. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: вслед за смертью Ярослава в 1061 г. начались непрерывные нападения на Русь ее новых соседей – половцев. Нападения этих варваров оставляли по себе страшные следы. Нивы забрасывались, зарастая травой и лесом, сообщает летописец; где паслись стада, там водворялись звери. Половцы стали подкрадываться уже к самому Великому к Киеву. Так, в 1096 г. хан Боняк «шелудивый» чуть не въехал в саму столицу Руси, ворвавшись в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени, полностью разграбили и спалили его. Что же говорить о других городах русских, жители которых спасались бегством. Западный Буг, область верхнего Днестра и верхней Вислы, Галиция и Польша – вот те территории, которые стали пристанищем для русского народа. Так южнорусское население из Приднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками еще в VII в. Таким образом, Галицкое княжество, одно из «сиротских» по генеалогическому положению своих князей, уже во второй половине XII в. становится одним из самых сильных и влиятельных на Юго-Западе. Князь его отворяет ворота Киеву, как говорит «Слово о полку Игореве» про Ярослава Осмысла. С конца XII в., при князьях Романе Мстиславиче, присоединившем Галицию к своей Волыни, и его сыне Даниле соединенное княжество заметно растет, густо заселяется, князья быстро богатеют, несмотря на внутренние смуты. Они распоряжаются не только своей юго-западной Русью, но и самим Киевом, а летопись начинает величать Романа «самодержцем всей русской земли». Благодаря этой миграции и возникло впоследствии особое, малороссийское племя, прозванное потом хохлами или украинцами.
Другая часть людей направилась на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Это движение шло тихо и постепенно. Но именно оно сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии государства Российского. В то время, когда стали жаловаться на запустение южной Руси, в Суздальском крае, наоборот, развертывается активное строительство новых городов, и начинается этот процесс при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском. Известия об основании городов сопровождаются в летописи известиями о построении церквей: оба князя, отец и сын, были самими усердными храмостроителями в Суздальской земле. Из древней же летописи известно, что около 1155 г. князь Андрей основал город Боголюбов пониже Владимира на Клязьме. Кстати, сам Владимир становится любимым местом обитания Андрея Боголюбского, а после смерти Юрия Долгорукого, княжившего в Киеве, Андрей не поехал княжить на отцовский стол, а обосновал фактически новый центр русских земель во Владимире. Так и возникло сильное Владимиро-Суздальское княжество, и стать ему таким сильным и влиятельным во многом помогла миграция русского населения из того же Приднепровья. Сам Андрей Боголюбский хвалился своей колонизаторской деятельностью. Задумав во Владимире на Клязьме свою особую русскую метрополию, независимую от Киевской, князь говорил своим боярам: «Я всю Белую (суздальскую) Русь городами и селами великими населили и многолюдной учинил».
Таким образом, можно совершенно определенно констатировать, что с половины XII в. начался отток населения из центральной днепровской Руси к двум противоположным окраинам русской земли, и именно он обозначил начало нового, второго периода Российской истории. Одно из важнейших последствий этого переселения – образование великорусского племени. Обособление Владимирско-Суздальского княжества и его последствия. После смерти своего отца, Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не захотел перебираться в Киев, а решил сделать центром России свой любимый Владимир. Это было совершенно необычно для Древней Руси: до сих пор звание старшего великого князя было неразделимо с обладанием киевским престолом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве – таков был порядок, считавшийся правильным. До сих пор каждая княжеская область была временным, очередным этапом в движении князей вверх по лестнице, ведущей в Киев. Андрей же, став великим князем, не покинул своей Суздальской волости, которая вследствие этого утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя и, таким образом, выпала из числа областей, владеемых по очереди старшинства. Так была произведена попытка коренным образом изменить политический строй на Руси.
Но после смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица, по происхождению своему очень похожая на княжеские «разборки» в старой Киевской Руси. Случилось то, что часто бывало и там: младшие дядья не поделили власть и земли со старшими племянниками. В конце концов все общество Суздальской земли разделилось в поддержке тех или иных князей на два класса: с одной стороне стояли местные аристократы Суздаля и Ростова, старшая дружина и верхний слой неслужилого населения старших городов, на другой – их низшее население вместе с пригородами, к которым ростовчане и Суздальцы относили и Владимир.
Таким образом, изучая историю Суздальской земли с половины XII в., мы на каждом шагу встречаем все новые и неожиданные факты. Эти факты, развиваясь двумя параллельными рядами, создавали Суздальской области небывалое положение в Русской земле: одни из них изменяли ее отношение к прочим русским областям, другие перестраивали внутренний уклад. Сначала князья Андрей и Всеволод стараются отделить звание великого князя от великокняжеского киевского стола, а Суздальскую землю превратить в свое постоянное владение, выведя из круга земель, передаваемых по старшинству; при этом Андрей делает первую попытку заменить родственное полюбовное соглашение князей обязательным подчинением младших родичей, как подручников, старшему князю, как своему государю.
После смерти Андрея в Суздальской земле снижается политическое влияние старших городов и руководящих классов местного общества, княжеской дружины и вечевого гражданства, а один из пригородов, стольный город великого князя Андрея, во время борьбы со старшими городами устанавливает у себя наследственное княжение. Во времена Всеволода эта область приобретает решительное преобладание над русской землей, а ее князь делает первую попытку насильственного захвата: помимо всякой очереди, присоединить к своей вотчине целую чужую область. В то же время в суздальских князьях и обществе вместе с сознанием своей силы обнаруживается пренебрежение к Киеву, отчуждение от Киевской Руси. Это значит, порвались внутренние связи, которыми прежде соединялись северо-восточная окраина земли Русской со старым земельным центром, с Киевом.
Все эти факты – прямые или косвенные последствия русской колонизации Суздальской земли. Наступает время удельных княжеств – аналога западноевропейской феодальной раздробленности, но с рядом специфических, чисто русских особенностей.
Удельный порядок владения характеризовался следующими двумя основными признаками. Во-первых, прекращается постоянная передвижка князей по «карьерной лестнице» княжеств: они становятся оседлыми владельцами, постоянно живут и умирают в своих удельных городах, которых не покидают даже тогда, когда по очереди старшинства занимают великокняжеский стол. Во-вторых, изменяется порядок наследования, способ передачи волостей преемникам. В старой Киевской Руси князь не мог передавать своей волости по личному распоряжению даже своему сыну, если она не следовала ему по очереди старшинства; северный князь в XIII–XIV вв. был полноправным владельцем своей волости и мог передавать ее по собственному усмотрению сыновьям, жене или дочери и даже отдельному родичу без всякой очереди.
Однако этот новый порядок сопровождается все большим удельным дроблением северной Руси, постепенным измельчанием уделов. Старая Киевская Русь делилась на княжеские владения по числу наличных взрослых князей, иногда даже с участием малолетних. В каждом поколении Русская земля перераспределялась только между князьями. Теперь же, в северной Руси, все происходило по-другому: члены княжеской линии, слишком размножившиеся, не имели возможности занимать княжеские столы в других княжествах и должны были все более дробить свою наследственную княжескую вотчину. Благодаря этому в некоторых местах княжеские уделы распадались между наследниками на совсем уж микроскопические доли. В связи с этим неизбежно происходило и обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси.
2. Русь и средневековые государства Европы. Немецко-шведская экспансия
Но помимо внутренних проблем, у Руси с начала XIII в. появляются и серьезные внешние проблемы. В это время русские земли подвергаются нападениям немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских захватчиков. Новгородский князь Мстислав Удалой не раз одерживал победы над крестоносцами, но после поражения на реке Калке агрессия иноземцев усилилась, и в 1236 г. новгородско-суздальский князь Ярослав Всевлодович потерпел поражение от литовцев, после чего им пришлось войти в состав Тевтонского ордена. Пытались тевтонцы поработить и юго-западную Русь, но были разбиты полками князя Даниила Романовича Галицкого. Однако после объединения орденов начинается подготовка к новому походу на Русь, к которому присоединяются датские крестоносцы и шведские рыцари. В это время в Новгороде княжил 19-летний сын Ярослава Всевлодовича, Переяславальский князь Александр. В 1239 г. он начинает подготовку к отражению нападения вражеских сил. Строятся новые укрепления, заключается союз с финно-угорским населением Ижорской земли.
В июле следующего года войска Ярла Биргера, зятя шведского короля Эрика Эриксона, вошли в устье Невы и дошли до Ижоры. Ближайшей их целью был захват Старой Ладоги, а затем и Новгорода. Предупрежденный ижорцами, Александр выслал навстречу Биргеру свои войска. И 15 июля 1240 г. произошла Невская битва, после чего наступление шведов было остановлено, а князь Александр за эту славную битву получает почетное прозвище «Невский». Немало было еще на счету Александра Невского побед, прежде чем 5 апреля 1242 г. произошла битва на Чудском озере, позднее получившая в народе прозвание «Ледовое побоище». Эта битва стала переломной в ходе войн с западными недругами Руси: ливонские рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, отказавшись полностью от всех своих агрессивных планов, и заключили в 1243 г. мирный договор.
3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния
Агрессия с Запада была остановлена. Но Русь поджидала еще одна, более тяжкая беда, которая надвигалась на нее из Азии – традиционно самой беспокойной для Руси ее окраины.
Первыми ощутили на себе мощь монголо-татарского нашествия половцы. Извечные враги русских, они в 1224 г. прибежали за помощью к русскому князю Мстиславу Галицкому. А так как их хан Котян был тестем Мстиславу, тот не смог отказать своему родственнику и стал просить о помощи других князей русских, говоря им: «Если мы, братья, им не поможем, то они передадутся татарам, и у тех будет больше силы». Совет у них был в Киеве и, решившись помочь половцам, рассуждали они так: «Лучше нам принять татар на чужой земле, чем на своей».
Объединив всю землю русскую против монголо-татар, князья пришли к Днепру, к острову Варяжскому. Видя это, татары послали к ним своих послов с такими словами: «Слышим, что вы идете против нас, послушавшись половцев; а мы ваших городов не занимали, ни сел ваших, и на вас не приходили; пришли мы попущением божьим, на холопов своих и конюхов, на поганых половцев; возьмите с нами мир, а нам с вами рати нет; если побегут к вам половцы, то вы бейте их оттуда, а именья их берите себе, потому что, как слышно, они и вам много зла делают, оттого и мы бьем их отсюда».
Но князья русские не послушались послов, и пошли вслед за татарами к Днепру, где и победили их. К ним подошло новое подкрепление и, вдохновленные победой, они решили погнать монголо-татар подальше от границ земли русской.
От Днепра восемь дней шли русичи до реки Калки, где встретили главную силу татарскую. Князь Мстислав Галицкий велел Даниилу Романовичу перейти Калку и сам перешел вслед за ним. Увидев татарские полки, он приказал ратникам поскорее вооружиться, и началась битва. Русские князья потерпели поражение. С тех пор и утвердилось монголо-татарское иго. После полонения Руси монголами у них установились своеобразные взаимоотношения. Кроме того, что приходилось Руси платить дань тяжкую азиатским варварам, одним из самых больших унижений для русских князей стала необходимость ездить на поклон по первому же зову к хану в Золотую Орду на Волге или даже в саму Татарию, к великому хану на берега Амура. Вот как исполнил эту миссию Ярослав Всеволодович, который приехал княжить во Владимир после разорения его татарами в 1238 г. Ярослав увидел одни развалины, горы трупов на улицах. Первым делом он приказал похоронить убитых, затем отстроить и поправить дома. Затем собрал рассеянных в округе жителей Владимира и нашел для них средства жить по-прежнему, в тишине и довольствии.
Но он знал, что татары оставляли в покое только те народы, которые признавали над собою власть их и потому он отправился на поклон в Золотую Орду к хану Батыю.
Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отправляя его восвояси, сказал: «Будь ты старший между всеми князьями в русском народе». Так что, как видим, татары полностью в те времена распоряжались властью на Руси: кого хотели – миловали, а кого хотели – казнили.
Так, когда на поклон к Батыю приехал Черниговский князь Михаил, он отказался, по древнему татарскому обычаю, пройти в шатер к Батыю через священный огонь и поклониться их кумирам. «Я могу поклониться царю вашему, – сказал он, – ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим кумирам».
После этого татары бросились на князя, били его в сердце, топтали ногами и, наконец, отсекли голову. Сам Батый, видя его страдание и терпение, назвал Михаила великим мужем, а церковь признала его святым.
А вот Александра Невского монголы уважали – за его доблесть, за его подвиги, за его характер. Ради спасения народа русского он четырежды побывал на поклоне у татарского хана в Орде, чтобы отмаливать сограждан от беды. Так что не только ратными подвигами остался в памяти народной князь Александр Невский.
Под действием удельного порядка северная Русь дробилась все мельче, теряя даже прежние слабые связи политического единства. Вследствие этого дробления князья все более беднели; беднея, замыкались в своих вотчинах, отчуждались друг от друга; отчуждаясь, превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общего блага, а с этой потерей падало в них и земское сознание, – такие выводы делает историк В. Ключевский.
Все эти последствия имели важное политическое значение в истории северной Руси: они подготовляли благоприятные условия для ее объединения. Когда из среды обедневших и измельчавших удельных князей поднялся один сильный владелец, он, во-первых, не встретил со стороны удельных соседей дружного отпора своим объединительным стремлениям, боролся с ними один на один, пользуясь их взаимным отчуждением, неумением действовать сообща. Во-вторых, этот князь-объединитель встретил и в местных удельных обществах полное равнодушие к своим измельчавшим и одичавшим властителям, с которыми они были связаны слабыми нитями и, убирая их одного за другим, не вызывал в их земляках дружного восстания в защиту ничтожных князей.
Вот этим и определяется значение удельного порядка в русской политической истории, констатирует В. Ключевский: он своими последствиями облегчил собственное разрушение. Старая Киевская Русь не установила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли: перемешанные колонизацией местные области слились в плотное великорусское племя, но при этом окончательно разрушилось. Это единство по характеру своему гораздо менее было способно защищать самого себя, чем предшествовавший ему порядок очередной, и его легче было разрушить, чтобы на этих развалинах восстановить единство государственное. Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля перешла от единства национального к единству политическому.
Лекция 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV – первая четверть XVI вв.)
1. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.
2. Собирание земель московскими князьями. Социально-экономическое развитие Руси и внутренняя политика московских князей. Куликовская битва и ее значение.
3. Политические, торговые и культурные связи со странами Европы и Азии.
1. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы
После предельного раздробления Руси начался обратный процесс – собирание земель русских в нечто целое, и центром этого важнейшего для российского государства процесса стала Москва.
Первое известие в летописях о Москве было следующего рода. В 1147 г. князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя новгородского и северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». По-видимому, в те времена это была обычная княжеская усадьба, где суздальский князь Юрий Долгорукий останавливался при поездках на киевский юг и обратно. Но уже в 1156 г., по преданиям, он «заложил град Москву» пониже устья Неглинной.
Москва возникла на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером, став пограничным городком Суздальской земли, которой правил тогда Юрий Долгорукий, и это определило его дальнейшую судьбу. Будучи достаточной далекой от суздальских центров – Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать центром особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. Действительно, в продолжение большей части XIII в. князья в Москве появлялись лишь на короткое время, и то это были все младшие сыновья своих отцов. Только после смерти Александра Невского в 1263 г. в Москве начинает княжить его младший сын Даниил, и только с этих пор Москва становится стольным городом с постоянным князем, так что Даниил стал родоначальником московского княжеского рода.
Географическое положение Москвы было выгодным в сообщении юга и севера Руси. С одной стороны, верхним своим притоком Истрой река Москва подходит близко к Ламе, притоку Шоши, впадающей в Волгу, так что ламским волоком Москва соединяла Верхнюю Волгу со Средней Окой. С другой стороны, Москва возникла на изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплотную подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. Наконец, с третьей стороны через Москву пролегала из Лопасни дорога с киевского и черниговского юга на Переславль-Залесский и Ростов. Из такого географического положения проистекали и все остальные выгоды для города и его края.
Соединяя отдельные фамильные предания, мы можем сделать важный вывод: с конца XIII в. в Москву начинают стекаться знатные служилые люди из Мурома, Нижнего Ростова, Смоленска, Чернигова, даже из Киева и Волыни. Кроме того, географическое положение Москвы заключало в себе другое условие, благоприятствовавшее ее ранним промышленным успехам. Река Москва имела важное торговое значение, т. к. соединяла между собой Верхнюю Волгу и Среднюю Оку.
Такое положение Москвы, сделав ее точкой пересечения двух скрещивающихся движений – переселенцев на северо-восток и купцов на юго-восток, сделало московское княжество важным экономическим центром Руси. Сосредоточенность населения в его уделе увеличивало число налогоплательщиков, а развитие торгового транзитного движения оживляло промышленность Московии, обогащало казну местного князя торговыми пошлинами.
2. Собирание земель московскими князьями. Социально-экономическое развитие Руси и внутренняя политика московских князей. Куликовская битва и ее значение
Москва досталась самым младшим князьям, а потому у них не было надежды дожить до старшинства и по очереди занять великокняжеский стол. Потому-то московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать, находя новые пути. Они, как заключает В. Ключевский, «…являются зоркими наблюдателями того, что происходит вокруг них, внимательно высматривают, что лежит плохо, и прибирают его к рукам. Первые московские князья выступают смелыми хищниками. Недаром один из них, Михаил Ярославич, перешел в потомство с прозванием Хоробрита, т. е. забияки: он в 1248 г. врасплох напал на своего дядю великого князя Святослава и вопреки всякому праву согнал его с Владимирского стола». Но с XIV в. московские князья становятся мирными хозяевами, заботясь о водворении прочного порядка, заселяют свои земли промышленными и рабочими людьми, которых переманивают к себе из других княжеств. С XIV в. за ходом этого хозяйственного строительства можно проследить по деятельности московского князя Ивана Калиты. Северное русское общество считало Ивана Калиту правителем, сумевшим очистить свою землю от воров, установить безопасную жизнь. В приписке на одной из рукописей, писанной в Москве в конце княжения Ивана Калиты, можно прочитать похвалу правдолюбию этого князя, давшего русской земле «тишину велию и правый суд». Ему же приписывается введение в действие Земледельческого закона, византийского земско-полицейского и уголовного устава, составленного, как предполагают, императорами-иконоборцами в VIII в. Если это так, то можно предположить, что Иван Калита особо заботится об устройстве сельского населения в своих владениях.
Первоначальными условиями быстрого роста Московского княжества были его географическое положение и генеалогические особенности князей. «Первое условие, – подытоживает В. Ключевский, – сопровождалось выгодами экономическими, которые давали в руки московскому князю обильные материальные средства, а второе условие указывало ему, как выгоднее пустить в оборот эти средства, помогло ему выработать своеобразную политику, основанную не на родственных чувствах и воспоминаниях, а на искусном пользовании текущей минутой. Располагая такими средствами и держась такой политики, московские князья в XIV и в. первой половине XV в. умели добиться очень важных политических успехов».
Главными из этих успехов были – расширение территории московского княжества и приобретение великокняжеского стола, т. е., фактически, объединение земель и народа русского вокруг нового политического центра. Даже после того как третий московский князь из племени Александра Невского, Иван Калита, стал великим князем, московский удел оставался очень незначительным. При Калите его сыновья приобретали новые земли, а затем их потомки уже насильственно захватывали земли.
Успешному распространению московских владений способствовало очередное «переселение народов». С усилением Москвы Верхнее Поволжье стало безопаснее и с новгородской, и с татарской стороны. Это давало возможность избытку долго скоплявшегося в междуречье населения переходить за Волгу в просторные лесные пустыни тамошнего края. При совместном с новгородцами владением Вологдой и как правитель костромской области по своему великокняжескому званию, московский князь считал эти волости, заселявшиеся выходцами из московских земель, вполне своими. К концу княжения Василия Темного Московское княжество размерами своими превосходило любое из великих княжеств, тогда существовавших на Руси. В середине XIV в. отношения между Золотой Ордой и Русью стали существенно меняться. Орда практически утратила контроль над русскими землями и хотя пыталась время от времени восстановить свое влияние, сил у нее для этого уже явно не хватало. Как до этого на Руси, в Орде начались внутренние междоусобицы.
В ноябре 1374 г. в Переславле-Залесском состоялся съезд князей и бояр всей Руси. Скорее всего, именно на нем и было принято решение вступить в решительную схватку с Ордой. Но борьба все же развивалась с переменным успехом. В 1377 г. на реке Пьяне, близ Нижнего Новгорода, московские войска были разбиты. А в 1378 г. на реке Воже в Рязанской земле уже ордынская рать потерпела тяжкое поражение. После этого обе стороны начали готовиться к решающему сражению, собирая последние силы и заручась поддержкой возможных союзников.
Темник Мамай, который в то время утвердился в Орде, вступил в союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом Ивановичем. Но это были не слишком надежные союзники: Ягайло стал великим литовским князем вместе со своим дядей, который постоянно угрожал сместить племянника с престола, поэтому он не спешил оставлять свои земли без присмотра. Так что к началу Куликовской битвы он опоздал, а потому в сражении не участвовал. Другой же союзник Мамая, Олег Иванович, вступил в союз с Ордой скорее всего для того чтобы уберечь свои земли от разорения, но в сражении тоже не участвовал и даже смог предупредить московского князя о приближении ордынцев.
Все же Мамаю удалось собрать довольно значительное войско: по разным источникам, от 100 до 250 тыс человек. В него входили не только татаро-монголы, но и народы Поволжья и Северного Кавказа, а также наемники из генуэзской колонии.
Со своей стороны, Московский князь Дмитрий заручился поддержкой братьев Ягайла – князя Псковского Андрея и князя Брянского Дмитрия. Кроме московских и владимирских полков войско русское объединяло ростовских, муромских, ярославских ратников. Однако не участвовали в битве суздальско-нижегородские и тверские князья, а также неизвестно, участвовали ли в битве новгородские ополченцы.
Готовясь к сражению, князь Дмитрий значительно увеличил свое постоянное войско – «двор». Изменились и тактика, и стратегия: значительно большая роль, чем раньше, теперь отводилась пехоте. Общая численность русского войска, по предположению летописца, составляла 300–400 тыс человек. Традиционно считается, что перед сражением Дмитрий Иванович получил благословение от Сергия Радонежского в Троицком монастыре. А в конце августа 1380 г. русские войска собрались в Коломне и двинулись к Дону – навстречу Мамаю.
7 сентября 1380 г. на берегу Дона состоялся военный совет, на котором было решено переправиться на противоположный берег реки и именно там строить решающее сражение. Однако ни ход сражения, ни подлинные его участники, ни даже настоящее место точно не известны. Описание решающей битвы с монголо-татарами существует только в самом общем виде. Так, предполагается, что вначале ордынцам удалось потеснить русскую рать, но в этот момент в дело вступил засадный полк под командованием Серпуховского князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия Боброка Волынского, после чего многочисленное войско Мамая обратилось в бегство.
Таким образом, нельзя переоценить историческое значение Куликовской битвы: основные силы Орды были разбиты, а победа над Мамаем еще более укрепила авторитет Москвы как центра объединения русских земель.
3. Политические, торговые и культурные связи со странами Европы и Азии
А теперь перейдем к обзору третьего (по В. Ключевскому) периода нашей истории. Он начинается со вступления на великокняжеский стол Ивана (Иоанна) III в 1462 г. и продолжается до начала XVII в., когда на московском престоле появляется новая династия. Ключевский назвал этот период временем Московской Руси, или Великорусского государства.
Конец ознакомительного фрагмента.