Тема 3. Понятие брака. Условия его заключения
3.1. Брак как основание возникновения правоотношений между супругами
Брак, являясь основой семьи, в укреплении которой заинтересовано общество, не может рассматриваться как частное дело самих супругов.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.
Брак является ключевым моментом во всем семейном праве. Это своеобразный первый шаг на пути формирования семьи, вступления человека во взрослую жизнь. Брак является одной из основ возникновения семейных правоотношений. Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон. В связи с этим и возникает огромный интерес к данному институту.
Институт брака насчитывает не одно столетие в своей истории. Любое общество, любое государство во все времена уделяло огромное внимание на взаимоотношения между его членами, гражданами, подданными.
Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления уходит своими корнями к концу IX в. Так, в 893 г. император Византии Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества – рабов и крепостных.[50] Постепенно традиция церковного венчания в качестве установления законного брака получила свое развитие.
В дальнейшем процедура оформления брака несколько усложнилась. Как отмечал Н. С. Суворов,[51] несмотря на сложившийся к XIII в. народный обычай, по которому священник осуществлял передачу невесты жениху и объявлял их мужем и женой, только с постановлениями Тридентского собора в западных христианских государствах юридическая действительность брака стала в полной мере связываться с соблюдением особой публичной процедуры. При этом обязательным было не церковное венчание, а выражение согласия на брак перед тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник. В этот период только во Франции изданием блуасского ордонанса Генриха Третьего (1579 г.) заключение брака требовало соблюдения процедуры церковного венчания.
В нашей стране отношение к браку было весь, неоднозначным, и на протяжении всей истории развития отечественного государства подход к его пониманию и отношение к браку в целом неоднократно менялись.
В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.
С 988 г. с Крещением Руси и присвоением церковью монополии права начали складываться нормы брачного права и серьезно меняются представления о порядке заключения брака. Церковное венчание, введенное в XI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам.
Введение христианства должно было несомненно сильно изменить брачное право, – оно стремилось укрепить брак и дать ему значение таинства. Под влиянием византийского права церковь православная установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму совершения брака. Но действие христианства сказывалось медленно, потому что приходилось иметь дело с такой стороной быта народного, которая отличается особенной консервативностью. Еще долго встречаются указания на полное игнорирование церковного венчания; вплоть до XVIII столетия встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению. Римское влияние обнаружилось и в том значении, какое церковь придала обручению. Получив религиозное освещение, последнее стало нерасторжимым и равным по силе венчанию. Между тем по общественному взгляду обручение имело значение договора, определяющего в форме неустойки имущественные последствия несостоявшегося брака.[52]
На развитие брачного права оказал значительное влияние Петр I, выдвинувший в браке на первый план элемент согласия. Так как опасение невыгодных последствий стесняло свободу, Петр решил лишить обручение его религиозного имущественного значения, а потому подобные сделки (рядные записи) запрещено было писать у крепостных дел. Затем признано было (1702 г.), что обручение, которое должно было совершаться за 6 недель до венчания, не имеет канонической силы, и обрученные могли разойтись. Так как по правилу VI Вселенского собора церковное обручение должно быть столь же ненарушимо, как брак, то с целью согласования гражданского закона с церковными правилами при Екатерине II (1775 г.) поведено было слить обручение и венчание в акт. Исходя из того же взгляда Петр постановил, что родители и должны дать присягу в том, что не принуждали своих детей и рабов к вступлению в брак. Судам поручено было преследовать насильственное по женщин для вступления с ними в брак. В то же царствование по поводу плененных шведов разрешен был вопрос о допустимости смешанных браков православных с иноверцами.[53]
В Московскую эпоху сложилась форма совершения брака чрезвычайно сложная, что и должно было отразиться на соблюдении церковного венчания. Местный священник не мог совершить брака без предъявления ему разрешения епархиального архиерея, которое носило название венечной памяти. В конце XVIII в. синод признал излишним такое усложнение и разрешил приходскому священнику совершать самостоятельно браки под личной ответственностью за соблюдение гражданских и канонических постановлений. В XVIII в. государственная власть настаивает особенно энергично на совершении брака в церковной форме.[54]
Царствование императора Николая I оказало также значительное влияние на гражданское законодательство по брачному вопросу, потому что в это время сложилось большинство определений об условиях вступления в брак.
До Октябрьской революции 1917 г. браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не что иное, как «гражданские браки», т. е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.[55]
Введение гражданской формы брака в России, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, и соответственно отмена церковной формы были произведены в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Исключение делалось только для религиозных браков, заключенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния.
Уже 21 октября 1918 г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц, как состоящих в браке, и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т. е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции – преступлением по должности».
Однако еще долгое время регистрация брака не была обязательна. Данное утверждение противоречило, на первый взгляд, ст. 52 КЗАГС, в соответствии с которой только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности супругов.[56] Вместе с тем «ст. 52 отнюдь не имела намерения поразить притязания незарегистрированной жены, и она должна признаваться имеющей все те права по имуществу, как и та, брак которой оформлен».[57]
Причину такого пренебрежения к действовавшей норме можно понять из контекста заявления Я. Н. Бранденбургского: «Регистрация – пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется главным образом как средство борьбы с церковным браком».[58] Еще в 1918 г. при принятии КЗАГСа гражданский (зарегистрированный) брак понимался в НКЮ как средство борьбы с браком церковным.[59]
Указанные воззрения отразились в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г.[60] В основу Кодекса легло определение понятия брака в качестве наличия таких фактических отношений между мужчиной и женщиной, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей. Регистрации брака отводилась роль «технического средства», бесспорного доказательства брака.[61]
Основными аргументами в пользу этого нововведения назывались, во-первых, большое число подобных; во-вторых, то, что непризнание их правового значения больно ударяло по интересам женщины, остававшейся еще материально зависимой от мужчины.
Судебная практика, как и КЗоБСО, не давала никаких преимуществ зарегистрированному браку перед фактическим.[62] Например, по одному делу ГКК определила, что фактическая жена имеет право на наследование имущества лица, с которым она находилась в фактических брачных отношениях, хотя бы наследодатель и состоял одновременно в зарегистрированном браке.[63] В соответствии с другим определением ГКК наличие фактических брачных отношений, в которые истец вступил при нахождении в другом, зарегистрированном браке, не являлось двоеженством. Но суд в этом случае, устанавливая срок начала фактических брачных отношений, должен был признать прекращение с того же момента зарегистрированного брака.[64] Судебная практика (определением ГКК) допускала и многоженство: если было установлено, что ко дню смерти наследодатель состоял в двух фактических браках, то обе фактические жены имели право на наследование его имущества.[65]
Вместе с тем фактические брачные отношения в полной мере не были приравнены к браку. Для того чтобы влечь за собой юридические последствия, в частности применение при разделе нажитого имущества правил об общей совместной собственности, этот факт согласно ст. 12 КЗоБСО должен был подтверждаться в суде на основе следующих доказательственных фактов: совместного жительства, наличия при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, в личной переписке и других документах; также в зависимости от этих обстоятельств учитывалась взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. Утверждалось, что настоящие брачные отношения могут сложиться только на основе экономической связи, «под брачные отношения должна быть подведена хозяйственная база».[66] По определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР от 10 декабря 1939 г., отсутствие этих доказательств во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной свидетельствует о наличии между ними не брачных отношений, а случайной связи, которая не охранялась законом и наличие которой не влекло за собой никаких правовых последствий.
Согласно редакции ст. ст. 7 и 8 КЗоБСО узаконенные сожители в отличие от супругов не имели права носить общую фамилию, претендовать на изменение гражданства в упрощенном порядке. Однако судебная практика уравняла их с супругами в наследственных правах. Пенсионное и страховое законодательство признавало за незарегистрированным супругом право на пенсию и пособия.
Принятие постановления о запрещении абортов показало, что в советском семейном праве произошел перелом. Данное постановление явилось первым нормативным актом Советского государства, направленным на «укрепление семьи» вместо ее «раскрепощения». Первый шаг в этом направлении – некоторое усложнение постановлением от 27 июня 1936 г. процедуры расторжения брака (для регистрации развода стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины). Однако о восприятии законодателем нового взгляда на брак и семью больше, чем само постановление, свидетельствовали материалы периодической печати тех лет, появлявшиеся в связи с его обсуждением и принятием. Отдельные публикации видных юристов-специалистов по семейному праву в связи с постановлением о запрещении абортов подчеркивают необходимость принципиальных изменений брачно-семейного законодательства.[67]
Окончательная отмена факультативного характера регистрации брака и отмирание фактического брака связана с Указом от 8 июля 1944 г.
С этого времени только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, установленные кодексами о браке и семье союзных республик. Интерес государства в регистрации брака состоит в том, писал Г. М. Свердлов, что это дает возможность воздействовать на брачные отношения в таком направлении, которое «полезно и необходимо и для общества, и для отдельного человека».[68]
Принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком. Устанавливалось, что «права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния», предписывалось заключать брак в органах загса.
В настоящее время процедура заключения брака на территории нашей страны регулируется СК РФ.
3.2. Правовая природа брака
Прежде чем определить понятие и содержание категории «заключение брака», выясним, что следует понимать под «браком».
СК РФ так же, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР, не содержит определения брака. Попытки определить этот немаловажный институт семейного права делались в теории семейного права.
Так, А. М. Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.[69] По мнению О. А. Хазовой, брак – это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.[70] А. М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.[71]
В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер.[72] Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. Причем такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер.[73]
Принятие нового СК РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме. Вместе с тем значительное усиление договорных начал в Семейном кодексе, появление и совершенствование правового института брачного договора позволило по-иному подойти к понятию брака.
Например, Антокольская М. В. «приходит к выводу, что» соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором».[74]
Конец ознакомительного фрагмента.