Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права. Источники семейного права
1.1. Понятие семейного права. Семья – особая социально-правовая категория
В числе отраслей российского права самостоятельное место принадлежит семейному праву. Семейное право – отрасль относительно новая. Ее становление произошло недавно. Однако и по настоящее время ведутся дискуссии о ее месте в системе отраслей российского права.
Ряд авторов пришел к выводу о том, что складывающиеся между членами семьи имущественные отношения в силу их сугубо личного характера утрачивают стоимостный характер (который больше свойствен гражданско-правовым отношениям) и поэтому должны регулироваться не гражданским правом, а особой самостоятельной отраслью – семейным правом.[1]
Другие в противоположность им утверждают, что семейное право – внутреннее структурное подразделение гражданского права.[2] При этом по своему логическому объему и специфике, как утверждают они, семейное право образует наиболее крупное структурное подразделение гражданского права, являясь его подотраслью.[3]
Нельзя с однозначной уверенностью утверждать о верности той или иной точки зрения. В высказываниях каждого из авторов имеется доля истины. Однако приоритет все же отдается первой из приведенных позиций.
Таким образом, семейное право можно определить как самостоятельную отрасль права, представляющих собой систему правовых норм, направленных на урегулирование семейных правоотношений, возникающих из брака, кровного родства и иных форм принадлежности к семье.
Специфика семейного права как самостоятельной отрасли российского права заключена в том, что ее основой является особый социальный институт любой общности – семья.
Семья – активное начало, она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей.[4]
Семья играет не последнюю роль в жизни общества, государства и конкретной личности.
Роль семьи в жизни общества очень важна и многогранна.
Современная семья является результатом многовекового исторического развития разноплановых отношений, связанных с браком и семьей. Социологи под семьей понимают основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья – это малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными или иными приравненными к ним связями, а также взаимными правами и обязанностями.
Семья – это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье).[5]
Из приведенных определений семьи можно выделить ряд специфичных признаков, характеризующих данное явление. Во-первых, семья – это всегда группа людей. Каких-либо численных рамок ограничивающих размер этой группы, не приводится, однако делается обязательное указание на тот факт, что эта группа незначительна по своим размерам. Во-вторых, в основе образования и дальнейшего взаимного существования такой группы лежит кровная связь (иногда говорят также о брачных узах). В-третьих, помимо фактов родства и брака, семью объединяют и общность быта, и взаимная моральная ответственность перед иными членами общества. В-четвертых, роль семьи в обществе обусловлена потребностями последнего в физическом и духовном воспроизводстве его членов.
С учетом сказанного семью можно определить как особую социальную группу людей, связанных между собой в силу родства или факта брака, а равно иных юридических фактов, обладающих общностью интересов и несущих основную социальную нагрузку, связанную с потребностями общества в воспроизводстве его членов.
В семье заключается одна из важнейших сторон жизни человека. Мало того, что посредством семьи в значительной мере удовлетворяется одна из его социальных потребностей – потребность в общении, семья также в некоторой мере способствует реализации его потенциала и существенных интересов. В то же время семья влияет и на жизнь общества, так как играет важнейшую роль в продолжении рода человеческого, в воспитании подрастающего поколения, становлении его полноправным членом нашего общества, в формировании и развитии свободной и самостоятельной личности.
С учетом такой роли и значимости семьи в жизни общества отношения, возникающие в рамках последней, должны быть определенным образом урегулированы. Большая часть в их регулировании выпадает на долю морали, нравственности, культуры, религии, однако не последнюю роль в процессе их регулирования отводится нормам права. Последние в свою очередь, объединяясь в группы, образуют обособленную сферу законодательства – семейное законодательство.
Следует отметить, что на сегодняшний день ни в одном из действующих нормативных актов не дается законодательного определения семьи, о необходимости которого в литературе ведутся длительные споры и не прекращаемые дискуссии. Взглядов на этот счет выработалось немало. Однако, несмотря на всю широту, условно их можно объединить в две крупные группы.
Сторонники первой говорят о необходимости сформулировать единое законодательное понятие семьи. Свое мнение они обосновывают тем, что в законе неоднократно встречается указание на семью как носительницу субъективных прав и обязанностей, тем самым, последняя наделяется чертами, свойственными субъекту права. Однако четкого понятия семьи, позволяющего определенно вести речь о ней как о субъекте права, не существует, что вызывает всевозможные коллизии при реализации отдельных нормативных актов. При этом, утверждают они, поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. Поэтому нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.
Приверженцы иных взглядов, в противоположность первым, заявляют, что законодательное формулирование понятия «семьи» излишне. Свою позицию они обосновывают тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья – это явление не правовое, а социологическое.
Нельзя говорить о верности и неверности представленных взглядов. В каждом подходе имеются определенные доли истины. Нельзя отрицать того факта, что семья – явление исключительно социологическое, подход к которому меняется с учетом определенных жизненных обстоятельств, в силу чего невозможно выработать определенного четкого ее понятия. В то же время, попав под действие норм права, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. Тем самым семья становится полноправным субъектом права, способным своими действиями приобретать для себя права и нести обязанности, а это уже в свою очередь приводит к необходимости формулировки ее единого определения с точки зрения правовых норм.
В связи с отсутствием в семейном законодательстве определения семьи и различным толкованием ее природы и характерных черт в иных отраслях права (жилищном, гражданском, трудовом праве, праве социального обеспечения) предлагаемые в научной литературе определения семьи не всегда однозначны.[6]
В законодательстве дореволюционной России семья рассматривалась «как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих». В основе семьи лежит физиологический момент: стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины.
Впоследствии эти рассуждения о сущности семьи подвергались критике в советском семейном праве, в частности Г. К. Матвеев рассматривал семью как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства.[7]
Несколько иной подход к понятию семьи можно встретить у В. А. Рясенцева. Он в свою очередь предлагал рассматривать семью с двух позиций: общей, или социологической, и специальной (собственно-юридической).[8] В первом случае семья им рассматривалась как «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы». А в юридическом смысле семья определяется им как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.
В более поздних источниках подход к пониманию семьи также не имеет определенного единства. Так, А. М. Нечаева, рассматривая семью с точки зрения семейного права, выделяет в ней свои отличительные особенности. «Это, как правило, – пишет она, – общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством».[9]
Более широкий подход к понятию семья можно встретить у П. И. Седугина: это определенная совокупность людей, по общему правилу родственников, основанная на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующая естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода.[10] При этом П. И. Седугин говорит о необходимости законодательного закрепления понятия «семья», имеющего впоследствии межотраслевое значение.
Различные взгляды на понятие семьи, однако, в целом совпадают в признании ее, с одной стороны, своеобразным коллективом, основанным, как правило, на браке, члены которого совместно проживают и связаны родством, взаимными правами и обязанностями, а с другой стороны – как необходимого фактора развития цивилизованного общества. Семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. п.), в связи с чем предусматриваются особые меры по ее покровительству и защите со стороны государства в действующем законодательстве (семейном, гражданском, уголовном и других). Ценность семьи и ее особая роль в общественном развитии и формировании каждого человека признается мировым сообществом.[11]
1.2. Предмет и метод семейного права
Семейное право как самостоятельная отрасль права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования следует понимать совокупность однородных по своему содержанию общественных отношений, урегулированных нормами данной отрасли права.
Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют качественно однородный вид общественных отношений. Предмет отрасли – это все то, что подпадает под воздействие правовых норм. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.[12] Определить предмет отрасли – это значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений.
Специфика предмета правового регулирования, его предметное единство и особенности действующих в данной области правовых норм позволяют выделять в правовой системе семейное право.
Предметом семейного права выступает не семья как таковая, а порожденные ею и возникающие внутри ее отношения – семейные отношения. Однако далеко не все из них подпадают под действие правовых норм. Большинство урегулировано с точки зрения морали, этики, нравственности (например, любовь, психологические и духовные связи между супругами, их взаимные чувства и другое). Все это выходит за пределы правового регулирования и тем самым не включается в предмет рассматриваемой отрасли.
Предмет семейного права включает в себя только те семейные отношения, которые подлежат правовому воздействию только в силу их общественной значимости.
Согласно ст. 2 СК РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. от 5 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) [13] в предмет правового регулирования семейного права можно включить: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, – между другими родственниками и иными лицами; а также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Тем самым на законодательном уровне происходит строгое определение круга общественных отношений, регулируемых нормами семейного законодательства, и отделение семейного от иных отраслей права. Статья 2 СК РФ определяет круг тех отношений между членами семьи, которые регулируются нормами семейного законодательства (т. е. предмет семейного права). В ст. 2 СК РФ идет речь о различных видах отношений, объединяемых прежде всего тем, что они возникают из брака, родства и других оснований, приравниваемых законом к родству.[14]
Подходя к детальному анализу приведенной нормы, можно с определенной долей условности разбить названные в ней отношения на несколько групп. В основу такого деления будут положены юридические факты, с которыми закон связывает возникновение и дальнейшее существование конкретного правоотношения.
В первую группу входят отношения, возникающие из факта брака и кровного родства (отношения между супругами; между родителями и детьми; между родственниками). Здесь можно назвать отношения, возникающие в связи со вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным. Учитывая, что брак является основой семьи, семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак и, что немаловажно с точки зрения обеспечения прав и интересов членов семьи, порядок прекращения брака и признания его недействительным.[15]
Вторую группу образуют отношения личного неимущественного и имущественного характера, возникающие между членами семьи. Примером таких отношений являются отношения супругов по поводу выбора рода занятий, места жительства, по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом или отношения, возникающие между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей.
Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.
Имущественные отношения – это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов (бывших супругов), других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.
Вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений в семейном праве является дискуссионным.
Главенствующей на сегодняшний день является точка зрения, отдающая приоритет личным отношениям. Ее сторонники утверждают, что они (неимущественные отношения) во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения в семье. Так, при определении доли супруга в общем имуществе супругов при его разделе в суде учитывается общее поведение супругов во время брака, а также особые нужды и интересы несовершеннолетних детей; существование преобладающего большинства алиментных обязательств связано с наличием или отсутствием необходимых средств у обязанного лица; выплаченные алименты не подлежат возврату; помимо конкретной цели – обеспечения алиментируемого лица – алиментное обязательство преследует общую цель – укрепление семьи.[16] Подобного мнения придерживается большинство ученых (Ворожейкин Е. М., Кузнецова И. М., Рясенцев В. А., Матвеев Г. К.).
В третью группу можно включить отношения, возникающие в связи принятием детей на воспитание, которое выражается в нескольких формах (опека, попечительство, усыновление (удочерение) и принятие на воспитание в собственном смысле этого слова).
Как видим, законодатель охватывает довольно обширную область семейных отношений.
Группировка норм по отраслям зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. В таких случаях на помощь приходит метод правового регулирования, ибо каждая отрасль права имеет свой, характерный исключительно для нее способ воздействия на поведение субъектов.
Семейному праву как самостоятельной отрасли права присущ свой метод регулирования семейных отношений.
В теории права под методом обычно понимают определенные приемы, способы, средства, посредством которых право оказывает воздействие на общественные отношения, входящие в предмет его регулирования. Посредством метода право осуществляет свою регулятивную роль.
Если характеристика предмета правового регулирования данной отрасли отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) регулирует определенная отрасль права, то характеристика ее метода отвечает на вопрос, как (какими правовыми способами) осуществляется указанное регулирование.
Метод семейного права – это совокупность приемов, способов и средств, обеспечивающих регулирование семейных отношений посредством норм права.
При помощи конкретных способов воздействия на семейные отношения семейное право подчиняет их определенным правилам с целью укрепления семьи и обеспечивает реализацию всеми членами семьи своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей.
В теории семейного права отсутствует единый подход к определению сущности метода семейно-правового регулирования.
До принятия СК РФ в семейном законодательстве преобладали императивные нормы, которые однозначно определяли основы построения семейных отношений, исключая их зависимость от воли участников.
Преобладание в СК РФ диспозитивных (дозволительных) начал вызвало в ученом мире острую дискуссию – каким образом должны быть урегулированы семейные отношения. Острота этого вопроса не снята и по сей день. По этому поводу наиболее удачно отражающим сложившуюся ситуацию является высказывание В. Ф. Яковлева: «Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний – императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный».[17]
Диспозитивность регулирования семейных отношений проявляется в том, что законодатель наделяет граждан некоторой самостоятельностью при решении наиболее важных вопросов, связанных с удовлетворением потребностей семьи. В числе таких правовых средств особо выделяют брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Вместе с тем, давая возможность лицам действовать самостоятельно, закон не ослабляет и ограничения в регулировании возникающих между ними семейных отношений. Как и прежде, семейное право большей своей частью состоит из норм императивных, устанавливающих для граждан обязанности и налагающих на них ряд запретов.
В ряде институтов семейного права возможность применения диспозитивных норм полностью исключена: условия вступления в брак, признание брака недействительным, лишение родительских прав, отмена усыновления.
Однако наряду с этим императивы законодателя подчас требуют конкретизации, которая осуществляется за счет свободных действий граждан. Подобная конкретизация достигается посредством так называемых «рекомендательных норм», которые наделяют возможностью выбора одного из представленных вариантов поведения. Такой подход необходим в силу того, что, устанавливая в императивных нормах права и обязанности сторон, законодатель не определяет способы и порядок их осуществления, оставляя это на усмотрение сторон с учетом конкретных жизненных обстоятельств (так, например, ст. 63 СК РФ, закрепляя право и обязанность родителей воспитывать своих детей, оставляет за ними свободу в выборе способов и методов воспитания).
Анализируя приведенные выше обстоятельства, нельзя не согласиться с мнением В. Ф. Яковлева, называя метод семейного права методом дозволительно-императивным.
Характерными особенностями метода семейно-правового регулирования являются: юридическое равенство участников семейных правоотношений; автономия воли участников семейных правоотношений; усиление диспозитивного начала в семейно-правовом регулировании; индивидуальное ситуационное регулирование.
1.3. Основные начала и функции семейного права
Говоря о самостоятельности той или иной отрасли права, называя в качестве иллюстрации этого наличие собственного предмета и метода правового регулирования, не следует упускать из виду принципы, лежащие в ее основе и предопределяющие дальнейшее регулирование общественных отношений, входящих в предмет конкретной отрасли.
Под принципами семейного права следует понимать закрепленные в действующем семейном законодательстве основные начала, руководящие положения, определяющие его характер и сущность, в соответствии с которыми осуществляется регулирование семейных отношений.
Принципы семейного права имеют общеобязательное значение в силу их законодательного закрепления. Значение принципов предопределяется в первую очередь тем, что они указывают основное направление правового регулирования семейных отношений, посредством них раскрывается сущность и внутренний характер семейного права. Без учета принципов семейного права не представляется возможным правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права играют значительную роль в становлении и развитии действующего законодательства, они способствуют его последующему совершенствованию.
Основные начала (принципы) семейного права можно классифицировать по трем основным группам: общие (свойственны всем без исключения отраслям права), собственные (характерны только для семейного права) и привнесенные, или заемные (взятые из иных отраслей права и наложенные на почву семейного).
Общие принципы семейного права находят свое закрепление в Конституции РФ, в дальнейшем они могут быть конкретизированы иными нормативными актами.
Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Данная цель определяется как основная идея СК РФ (и других законодательных актов в данной области), проходящая через все его институты: заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, усыновление и др. Защита семьи осуществляется не только семейно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: социального обеспечения, трудового, жилищного и др. Цель же СК – установление правовых условий, максимально благоприятных в существующей социально-экономической ситуации для укрепления семьи как ячейки общества, т. е. в установлении в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.[18]
Конституция РФ также устанавливает, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; трудоспособные же дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21, регулирующую различные аспекты приемной семьи, приемных родителей и содержания ребенка в такой семье. СК РФ исходит из равенства прав и обязанностей родителей.[19]
Положение об обязанности детей по содержанию своих родителей затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях – одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество – это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.[20]
В числе собственных принципов семейного права ст. 1 СК РФ называет:
а) принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. В основе этого принципа лежат положения конституционных норм о государственной защите семьи. Правовое регулирование брачных отношений у нас в стране осуществляется государством. Его заинтересованность в этом определяется тем, что брак служит основой семьи. В соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 1 СК РФ) признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным требованиям;
б) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины. Первичным условием заключения брака закон признает наличие добровольного согласия мужчины и женщины на его заключение. Добровольный выбор партнера по браку означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным. Принцип добровольности брака означает также и свободу его расторжения;
в) принцип равенства супругов в семье. Этот принцип основан на конституционном принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации (ст. 19 Конституции РФ). Особое значение он имеет в области семейных отношений, так как равноправие в семье – основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закрепляется в ст. 1 СК РФ, но и проявляется и гарантируется во всех областях семейных отношений;[21]
г) принцип разрешения внутрисемейных споров по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и других);[22]
д) принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения– приоритетной защиты их прав и интересов. Основой названного принципа явились положения Конвенции о правах ребенка,[23] нормами которой установлено, что ребенок является полноправной и самостоятельной личностью, которая наделяется рядом прав, нуждающейся в силу своего возраста в поддержке и защите. Российское законодательство направлено на расширение декларируемого положения. В частности, в СК РФ закреплен целый комплекс положений, направленных на обеспечение и реализацию прав ребенка, а равно на конкретизацию обязанностей и прав их родителей. Предусматриваются следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК); права на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – ив суд (ст. 56 СК); на фамилию (ст. 58 СК); на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60 CК). Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Реализация анализируемого принципа позволяет вести речь о детях как о полноправных субъектах права;
е) принцип ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона. Возможность ограничения прав граждан допускается и на уровне Конституции РФ (ст. 55 Конституции РФ). Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими людьми. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом и государством. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.).[24] Возможность ограничения прав граждан должна быть прямо предусмотрена либо СК РФ, либо иным законом, никакой иной нормативный акт не может ограничивать либо иным образом ущемлять права граждан в семье. Ограничение прав граждан должно быть всегда обосновано, его применение характеризуется усложненной процедурой. Все это обусловлено исключительным характером принимаемых мер, которые являются крайним шагом со стороны государства в целях защиты интересов иных членов общества.
Конкретизируя описанные выше принципы, Российская Федерация, являясь социальным государством, должна планомерно, целенаправленно и плодотворно проводить свою политику в области улучшения, сохранения и развития семьи как необходимого слагаемого элемента всего общества.
Проводя свою политику в данной области, государство должно преследовать следующую цель: обеспечение со стороны государства необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.
Основные направления государственной семейной политики в РФ включают: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям (меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей); усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд, и т. д.; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери; усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому); кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания; бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет; профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря.
Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками); усиление помощи семье в воспитании детей путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Руководствуясь изложенными выше принципами, семейное право как правовая отрасль осуществляет следующие функции:
– регулятивную – регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством;
– охранительную – защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений;
– воспитательную – в семейно-правовых нормах содержится модель поведения, одобряемая государством и обществом, а также неблагоприятные правовые последствия совершения действий и поступков, нарушающих права, свободы и законные интересы других граждан.
1.4. Источники семейного права
Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.
В юриспруденции под источником права понимают внешнее выражение нормативно-правовых предписаний, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах.
Под источниками семейного права следует понимать внешнее выражение государственной воли, посредством которой происходит урегулирование семейно-брачных отношений.
Среди источников семейного права особое место принадлежит Основному закону страны.
Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.
Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она как акт высшей юридической силы составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Среди норм Конституции РФ большое значение применительно к отрасли семейного права придается положениям ст. 38: материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Основополагающим, ведущим актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является СК РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г.
СК РФ – систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены основные начала семейного законодательства (ст. 1 СК РФ), определен круг регулируемых семейным законодательством отношений (ст. 2 СК РФ), общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав (ст. ст. 7–9 СК РФ), а также непосредственно решены важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ. СК РФ содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст. 71 (п. «п» ч. 1) относятся к исключительной компетенции РФ.
По своей структуре СК РФ состоит из 8 разделов, 21 главы и 170 статей (Раздел I. Общие положения: семейное законодательство; осуществление и защита семейных прав. Раздел II. Заключение и прекращение брака: условия и порядок заключения брака; прекращение брака; недействительность брака. Раздел III. Права и обязанности супругов: личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов; ответственность супругов по обязательствам. Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей: установление происхождения детей; права несовершеннолетних детей; права и обязанности родителей. Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи: алиментные обязательства родителей и детей; алиментные обязательства супругов и бывших супругов; алиментные обязательства других членов семьи; соглашение об уплате алиментов; порядок уплаты и взыскания алиментов. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей; усыновление (удочерение) детей; опека и попечительство над детьми; приемная семья. Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Раздел VIII. Заключительные положения).
Наряду с СК РФ регулированию семейно-брачных отношений посвящены отдельные положения иных нормативных правовых актов принимаемых на территории РФ.
Главенствующее место среди таких актов принадлежит федеральным законам. В числе данных источников, посвященных вопросам семейного права, можно назвать: кодифицированные нормативные акты (Гражданский кодекс РФ (ч.ч. 1, 2 и 3) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября 2003 г.), Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (действующая редакция), Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (с изм. и доп. от 18 января 1985 г., 29 августа 1986 г., 7 июля 1987 г., 18 ноября, 19 декабря 1988 г., 22 июня 1989 г., 6 июля 1991 г., 27 января, 22 августа 1995 г., 28 марта 1998 г., 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).
Применение указанных нормативных актов при регулировании семейных отношений возможно при наличии ряда условий:
1) к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений;
2) если названный нормативный акт содержит нормы, напрямую указывающие на регулирование именно семейных правоотношений.
Следует отметить, что положения кодифицированных нормативных актов, иных федеральных законов, с одной стороны, не должны противоречить требованиям СК РФ, а с другой стороны – они, как правило, принимаются с целью конкретизации его положений.
Так, например, был принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г.),[25] имеющей своей целью конкретизацию положений 6 раздела СК РФ. В целях поддержки развития семьи, материнства и детства был принят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[26] (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.).
В целях реализации программы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 16 апреля 2001 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».[27]
К числу источников семейного права относятся не только законодательные, но и подзаконные акты. Причем последние регулируют наибольшее количество вопросов в области семейного права. Это в первую очередь предопределено целями принятия последних.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнении положений Конституции, СК и иных федеральных законов, принятых в этой сфере.
В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.) утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей).
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В свою очередь СК РФ определяет границы полномочий Правительства РФ в области семейного права. Так, к компетенции Правительства РФ отнесено:
– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»[28] (в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 г. № 465);
– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Такой порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»;[29]
– определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью. Такой перечень определен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542[30] (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 195); установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю. Выплата указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред. постановлений Правительства РФ от 09.07.1992 г. № 483, от 17.07.1996 № 829, от 30.03.1998 № 366, от 21.12.2000 № 999, от 14.05.2001 № 374);
– утверждение Положения о приемной семье. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829, которым утверждено Положение о приемной семье;[31]
– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей. Уровень их материального обеспечения установлен в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье»;
– определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением; определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. По решению этих вопросов на сегодняшний день применяется постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами Российской федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства,[32] (в ред. постановления Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217).
Одной из особенностей семейного права является то, что принятие вопросов в этой области входит в компетенцию как РФ в целом, так и ее субъектов.
В связи с чем в числе источников семейного права особое место принадлежит нормативным правовым актам субъектов РФ.
Законами субъектов РФ в соответствии с п. п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).
Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.[33] Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК РФ (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ или федеральный закон.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые, однако, к числу источников семейного права не относятся.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним прежде всего относятся постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами СК РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»,[34] от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»[35] и от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., в Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.