Часть II
Стратегия и тактика шахматной игры
Введение
Разнообразные и сложные комбинации, которые часто отпугивают начинающих от шахмат, как раз больше всего привлекают к ним опытных шахматистов. Привлекательность шахмат заключается именно в их сложности, логичности и борьбе, насыщенной комбинационным содержанием. Чтобы успешно провести атаку, требующую жертвы одной или нескольких фигур, необходимо обладать хорошо развитым пространственным воображением и уметь рассчитывать заложенные в той или иной позиции возможности. Естественно, что из-за своей неопытности начинающий часто пренебрегает не только расчетом вариантов, но и основными принципами, без соблюдения которых невозможно провести какую-либо комбинацию. Поэтому нашей задачей является ознакомление читателя с общими принципами, которые помогут ему ориентироваться в игре. Можно даже сказать, что, хотя тактика и может меняться в зависимости от обстоятельств, основные стратегические принципы всегда остаются в силе.
Как уже было указано в первой части книги, в шахматной партии различают три стадии: начало, середину и окончание игры. Начальная стадия, или дебют, представляет собой процесс мобилизации сил. В серединной стадии задача заключается в использовании фигур с целью получения решающего результата, в эндшпиле результаты первых двух стадий должны окончательно привести к желаемой развязке.
Конечно, мы говорили при этом о хорошо сыгранной партии, в которой ни с той, ни с другой стороны не было сделано грубых ошибок и не были нарушены основные принципы. Если какая-либо из сторон допускает грубую ошибку или нарушает один из основных принципов, партия обычно быстро оканчивается. Даже среди шахматистов высокой квалификации случается, что игра оканчивается уже в дебюте, если грубая ошибка одного из противников дает другому такое преимущество, что первый уже не видит смысла в дальнейшем продолжении борьбы.
Весьма часто партия оканчивается в серединной стадии, так как ошибка, сделанная одним из играющих, позволяет другому развить сокрушительную атаку, приводящую к мату или решающему материальному преимуществу. Таких результатов мастера иногда достигают посредством блестящих комбинаций, которыми потом восхищаются целые поколения шахматистов. Однако обычно партия между сильными шахматистами после напряженной борьбы заканчивается в эндшпиле.
Для усовершенствования в игре, конечно, нет лучшего способа, чем заниматься под руководством какого-нибудь сильного шахматиста, однако эти уроки не должны носить чисто теоретический характер. Никогда не довольствуйтесь простым заучиванием на память какой-либо серии теоретических ходов в дебюте или иной стадии игры, а старайтесь уяснить себе причины каждого хода в этой серии. Чтобы усилиться, я рекомендую вам сочетать методы теоретического и практического изучения, которым я следовал в этой книге. Вернемся теперь к изучению некоторых окончаний и связанных с ними принципов.
Глава 1
Эндшпиль
В положении на диаграмме силы обеих сторон равны. Они весьма невелики: по три пешки и королю.
Король белых ближе к центру доски, что, как было объяснено выше, представляет собой некоторое преимущество. Белые пешки выстроены в один ряд, в котором находится и король. При равенстве прочих условий это делает их позицию более крепкой. Пешки расположены во 2-м ряду – преимущество для защиты и недостаток для атаки. В общем, позиция у белых вполне прочная.
Теперь рассмотрим положение черных. Их король стоит за пешками и дальше от центра, нежели король белых. Это уже недостаток. Черные пешки не стоят в одном ряду – второй недостаток. Черные пешки продвинулись дальше белых – недостаток для защиты и преимущество для атаки. В общем, позиция черных менее уравновешенна, чем позиция белых, и поэтому при прочих равных условиях должна быть признана более слабой.
Однако это только теоретические соображения. Практически же нужно отметить, что будь здесь ход черных, они могли бы успешно защищаться, продвигая короля к центру и к тому флангу, где у них преимущество в силах, то есть к ферзевому флангу. Далее, им надлежит продвинуть отставшую пешку «b» и поставить ее на поле b5 рядом со своей ладейной пешкой. Таким образом, быстро действуя на том фланге, где они имеют материальный перевес, и пользуясь преимуществом более агрессивного положения своих пешек, черные могли бы уничтожить преимущество белых, заключающееся в их более уравновешенной позиции. Однако ход белых, и они достигают выигранного положения следующим образом:
1. а2-а4
Этот ход лишает черных возможности выправить расположение своих пешек и в то же время предупреждает их наступление. В этом ходе воплощен один из наиболее ценных шахматных принципов, а именно принцип силы – одна пешка удерживает две неприятельские. Другими словами, в данном случае вы силой в одну единицу удерживаете силу в две единицы. После этого первого хода дальнейшее сравнительно просто:
1… е8-d7
2. е2-d3 d7-c6
3. d3-c4 h6-h5
Черные встретили препятствие своему наступлению на ферзевом фланге и поэтому пытаются воспрепятствовать продвижению противника на противоположном фланге.
4. g2-g3
Это второй важный ход в этом эндшпиле, и, делая его, белые опять следуют одному из принципов, уже разъясненных выше, а именно двигают ту пешку, против которой нет неприятельской. Если бы вместо этого белые сыграли 4. h2-h4, черные, ответив 4… b7-b6, добились бы ничьей, а на ход белых 4. h2-h3 черные даже выиграли бы партию посредством 4…h5-h4.
Этот эндшпиль принадлежит к весьма простым, но все же он иллюстрирует ряд основных принципов. Равным образом в этом эндшпиле ясно выступает и элемент времени.
Теперь продолжим основной вариант.
4… b7-b6
Черным ничего не остается, как выжидать, что предпримут белые.
5. h2-h3 с6 – d6
6. с4-b5 d6-c7
7. g3-g4,
и, в то время как черный король прикован к своим пешкам, белые проводят пешку в ферзи. Если черные пытаются перевести своего короля на другой фланг, чтобы остановить белую пешку, белые забирают обе пешки черных на ферзевом и затем проводят в ферзи свою пешку «а».
Предположим теперь, что черные вместо 4…b7-b6 сыграли 4… b7-b5+. Тогда игра продолжалась бы так:
5. а4:b5+ с6-b6
и черные не могут воспрепятствовать белой пешке пройти в ферзи.
Если мы так подробно останавливается на подобных эндшпилях, то лишь ввиду их крайне важного значения и важности применяемых в них принципов.
Окончания этого типа весьма часто встречаются в практической игре. Недавно в партии австрийского мастера Элисказеса получилось следующее положение.
Силы сторон равны, и если бы был ход черных, они посредством 1…b6-b5 достигли бы весьма удовлетворительного положения, выровняв свои пешки ферзевого фланга.
Однако в этом положении ход белых, и они в согласии с изложенными выше принципами сыграли:
1. а2-а4
задерживая отсталую пешку «b» черных.
Интересно отметить, что этот маневр близок к описанному в предыдущем примере. Дело в том, что белые могут предупредить или остановить продвижение черных пешек на ферзевом фланге, тогда как черным впоследствии не удается предупредить аналогичное наступление белых пешек на королевском фланге. Победа достается тому из играющих, который располагает большей свободой на том участке доски, где его силы превосходят силы противника. Вернемся к позиции на диаграмме.
1… d6-c6
2.е2-d3 b6-b5
Белые могут выиграть, продолжая 3. а4:b5+ и затем 4. d3-с3 или же предварительно сыграв 3. d3-с3. Рекомендуем читателю самому найти варианты. При этом ему следует помнить о том, что если черные рано или поздно сыграют g6-g5, белые могут ответить на это g2-g4. Самый простой путь к выигрышу состоит в том, что белые продвигают свою пешку f2 на f3, а затем играют еЗ-е4. Черным для завоевания проходной пешки белых придется уйти королем с ферзевого фланга, и тогда белые выиграют обе пешки черных на этом фланге. Но допустим, что вместо сделанного черными хода 1…d6-с6 они избрали другой: 1…с5-с4.
Тогда последовало бы
2. b3:с4 d6-c5
3. е2 – d3 с5-b4
4. f2-f3 b4:а4
5. d3-сЗ
Этот ход мешает черному королю сразу освободить дорогу для движения проходной пешки «а».
5… b6-b5
6. е3-е4 b5-b4+
7. с3-b2 b4-b3
8. е4-е5,
и черные не могут помешать этой пешке пройти в ферзи.
Как мы уже сказали, подобные окончания встречаются довольно часто. Здесь мы хотим коснуться одного существенного позиционного фактора, а именно пешечной структуры. Читатель, вероятно, заметил, что главные затруднения черных были вызваны отсталым расположением одной из их пешек. Пешечное расположение часто играет в партии решающую роль.
Наилучшее расположение пешек такое, когда они образуют сплошной ряд. Продвигать пешки желательно всегда диагональным строем, но зато всячески избегать их построения в виде треугольника. При таком построении всегда одна пешка отстает и противник получает возможность одной своей пешкой задержать две чужие. Кроме того в дебюте и в середине игры такое расположение позволяет неприятельской фигуре внедриться среди ваших пешек без опасения подвергнуться нападению одной из них.
Мы еще вернемся к вопросу о расположении пешек, когда будем разбирать дебюты.
В этом положении белые могут достигнуть ничьей, сыграв 1. b2-b4, в соответствии с высказанным выше правилом, состоящем в том, что продвигать следует пешку, против которой нет неприятельской. Но допустим, что белые не знали этого правила или не уяснили себе важности его приложения к данной позиции и сыграли 1. а2-а4. Тогда черные могут выиграть, руководствуясь одним из важнейших принципов шахматной стратегии: удерживанием одной фигурой двух неприятельских, именно посредством 1…а7-а5.
В данном случае одна пешка черных удерживает две белые.
Рассмотрим главный вариант:
1. а2-а4 а7-а5
2. h3g2 g5-f4
Лучший ход.
3. b2-b4 а5:b4
Лучше всего.
4. а4-а5 b4-b3
5. а5-а6 b3-b2
6. а6-а7 b2-b1
7. а7-а8 b1-е4+
8. а8:е4+ f4:е4
теперь получилась позиция, выигрышная для черных и представляющая собой один из классических примеров пешечных эндшпилей. Постараемся разъяснить основную идею, которой надлежит руководствоваться при разыгрывании подобных окончаний.
1. Классическое окончание
Лучший способ защиты для белых заключается здесь в том, чтобы держать свою пешку на месте, то есть на b2. Как только белая пешка продвинется, выигрыш для черных станет еще проще. Что же касается плана черных, то он (если предположить, что белые не двигают пешки) распадается на три части. Первая часть заключается в том, чтобы провести своего короля на h3, оставляя при этом расположение своих пешек неприкосновенным (последнее важно потому, что для решительных действий черным понадобится сделать выбор между продвижением своей пешки «g» на одно или на два поля, в зависимости от положения белого короля).
1. g2-g3 е4-е3
2. g3-g2
Если 2. g3-g4, то 2…е3-f2 3. h2-h4 g7-g6 с быстрым выигрышем.
2… еЗ-f4
3. g2-f2 f4-g4
4. f2-g2 g4-h4
5. g2-g1 b4-b3
Первая часть плана черных выполнена.
Вторая часть коротка и состоит в приближении пешки «h» к королю.
6. g1-h1 h6-h5
7. р1-g1 h5-h4
Этим заканчивается вторая часть.
Третья часть плана заключается в том, что черные надвигают свою пешку «g», но с таким расчетом, чтобы сыграть g4-g3 в тот момент, когда белый король стоит на h1. теперь видно, насколько важно было сохранить для пешки «g» возможность пойти на одно или на два поля, в зависимости от положения белого короля. В данном случае, поскольку ход белых, пешка должна быть продвинута на два поля. Если же был бы ход черных, то пешкой нужно было бы пойти на одно поле.
8. g1-h1 g7-g5
9. М-g1 g5-g4
10. g1-h1 g4-g3
11. h2:g3
Если 11. h1-g1, то 11…g3-g2.
11… h4:g3
12. h1-g1 g3-g2
13. g1-f2 b3-b2
и выигрывают.
Таким аналитическим путем и следует изучать игру. Вдумываясь в каждую позицию, изучающий приучается к логическому развитию мысли. Этот пример представляет собой прекрасное упражнение, так как разделяется на три логические части и идею каждой из них нетрудно усвоить.
2. Получение проходной пешки
Когда три или большее число пешек стоят друг против друга, как в следующем примере, то у одной из сторон всегда есть возможность получить проходную пешку.
В положении на диаграмме для получения проходной пешки необходимо продвинуть среднюю из них.
1. b5-b6 а7:b6
Если 1…с7:b6, то 2. а5-а6.
2. с5-с6 b7:с6
3. а5-а6,
и, поскольку белая пешка ближе к последнему ряду, чем какая-либо из черных, белые выигрывают.
Допустим теперь, что ход черных. Тогда они могли бы сыграть
1… b7-b6
2. с5:b6 с7:b6
Черным не имело бы смысла добиваться проходной пешки, так как белые пешки скорее прошли бы в ферзи, чем оставшаяся пешка черных.
3. а5:b6 а7:b6
и игра при правильном продолжении должна окончиться вничью. Предлагаем изучающему самому убедиться в этом.
3. Как определить, какая из пешек первая пройдет в ферзи?
При проходных пешках или пешках, которые могут стать проходными, можно рассчитать, которая из них раньше достигнет цели.
В этом положении выигрывает тот, кто делает первый ход.
Прежде всего необходимо вычислить, успевает ли неприятельский король остановить пешку на ее пути в ферзи. Если, как в данном случае, это невозможно, остается определить, которая из пешек пройдет раньше. В данном случае время, необходимое для обеих сторон, одно и то же, но пешка, которая первой вступит на восьмое поле и станет ферзем, получит возможность побить неприятельскую пешку, когда та тоже превратиться в ферзя. А именно:
1. a2-a4 h7-h5
2. а4-а5 h5-h4
3. b5-b6 а7:b6
Теперь нужен маленький расчет. белые могут побить пешку, но в этом случае они не будут владеть тем полем, на котором черные превратят свою пешку в ферзи. Поэтому белые играют иначе:
4. а5-а6 h4-h3
5. а6-а7 h3-h2
6. а7-а8
и выигрывают.
Очень полезно упражняться в разыгрывании подобных простых окончаний, чтобы приобрести навык в счете и всегда с легкостью определять, можно ли первым пройти пешкой в ферзи.
Еще раз пользуюсь случаем, чтобы подчеркнуть, что никакая книга сама по себе не способна научить игре. Она может служить лишь руководством, а остальное должно быть достигнуто опытом, а если изучающий может в то же время еще пользоваться услугами инструктора, то это, конечно, только ускорит дело.
4. Оппозиция
Когда в пешечных окончаниях остаются только ходы королями и один из играющих имеет возможность создать позицию, подобную представленной на диаграмме 70, то есть заставить противника отойти в сторону и освободить дорогу, то о том, кто имеет это преимущество, говорят, что он владеет оппозицией.
Предположим, что в этом положении белые сыграли
1. е4-d4
Теперь у черных есть выбор: они могут загородить проход белому королю, сыграв 1…е6-d6, или же, при желании, могут сами прорваться королем, ответив 1…е6-f5. Нужно заметить, что короли находятся как раз друг против друга и число полей между ними нечетное – в данном случае одно.
Оппозиция может принимать не только описанную выше форму, которая называется прямой оппозицией, но также изображенную на диаграмме 71, которая называется диагональной оппозицией, или же еще такую (диаграмма 72), которая называется боковой оппозицией.
Практически все это одно и то же. Короли во всех случаях стоят на полях одного цвета, между ними всего одна клетка, и тот из играющих, который ходил последним, владеет оппозицией.
Если исходя из изображенных на диаграммах позициях, отодвинуть королей в противоположные стороны на один или два хода, оставляя их при этом соответственно на той же вертикальной, диагональной или горизонтальной линии, то получится положение, которое может быть названо дальней прямой, диагональной или боковой оппозицией.
Оппозиция имеет очень большое значение и принимает иногда довольно сложные формы, допускающие, однако, всегда математическое решение. Но для изучающего пока достаточно ознакомиться с простейшими из этих форм. Если рассмотреть некоторые из вышеприведенных пешечных окончаний, то в них встретится немало случаев оппозиции.
Во всех простых формах оппозиции, когда короли находятся на одной линии и число полей между ними четное, тот из играющих, чья очередь ходить, владеет оппозицией.
Покажем, как в изображенном положении может быть использовано огромное преимущество оппозиции.
Позиция очень проста. На доске осталось очень мало сил, и положение сторон может показаться начинающему совершенно равным. Однако, это неверно. Выигрывает тот, чей ход. Следует отметить, что короли находятся прямо друг против друга и число промежуточных полей четное.
Теперь посмотрим, как в подобных положениях достигается выигрыш. Вначале нужно идти прямо вперед:
1. е1-е2 е8-е7
2. е2-еЗ е7-еб
3. еЗ-е4 е6-f6
Теперь белые могут использовать возможность выбора и сыграть 4. е4-d5, прорываясь таким образом своим королем, или же пойти 4. е4-f4, загораживая дорогу черному королю и сохраняя при этом оппозицию. Простой расчет показывает, что первый путь ведет только к ничьей, поэтому белые избирают второй и играют
4. е 4-f4 fб-gб
Если 4…f6-е6, то 5. f4-g5 ведет к выигрышу.
5. f4-е5 g6-g7
Теперь можно убедиться подсчетом, что белые выигрывают, завоевывая черную пешку «b».
В рассмотренном варианте игра сравнительно проста, но у черных есть другие способы защиты, создающие большие затруднения противнику. Начнем еще раз сначала.
1. е1-е2 е8-d8
Если теперь 2. е2-d3, то 2… с18-d7, если же 2. е2-еЗ, то 2… d8-е7, и в обоих случаях черные получают оппозицию (если короли находятся один против другого и число полей между ними нечетное, то оппозицией владеет тот из играющих, который ходил последним).
Для того чтобы выиграть, белому королю необходимо наступать. Для этого остается еще лишь одно поле – f3, и это и есть правильный ход. Отсюда видно, что если противник делает в подобных случаях так называемый выжидательный ход, то нужно наступать, оставляя между своим и неприятельским королем свободный вертикальный ряд. Итак:
2. е2-f3 d8-e7
Наступать нельзя, так как черные поставив своего короля против белого, получили бы оппозицию. Теперь черед белых сделать ход, аналогичный первому ходу черных, а именно:
3. а3-е3
что приводит уже рассмотренному варианту.
Изучающему полезно освоиться с маневрами королей в различных случаях оппозиции. Часто от этих маневров зависит выигрыш или проигрыш партии.
5. Сравнительная сила коня и слона
Прежде чем рассмотреть этот вопрос, заметим, что два коня даже с королем не могут дать мат, но при некоторых условиях это возможно, если у противника есть одна или нескольких пешек.
В изображенной позиции белые не могут выиграть, несмотря на то, что черный король заперт в углу, но в следующей, где у черных есть пешка, белые выигрывают независимо от того, чей ход.
1. h4-g6 h5-h4
Белые не могут побить пешку, так как, согласно сказанному выше, игра свелась бы к ничьей.
2. g6-e5 h4-h3
3. е5-с6 h3-h2
4. d6-b5 h2-h1
5. b5-с7Х.
Причина этого своеобразного обстоятельства очевидна. Белый король с помощью двух коней вынуждает только пат, если на доске нет черной пешки, которая могла бы ходить.
В позиции на диаграмме 76 белые не могут выиграть, хотя у них лишние слон и пешка.
Слабость слона состоит в том, что он совершенно бесполезен в тех случаях, когда ладейная пешка превращается в ферзя на поле противоположного слону цвета и не приятельский король преграждает ей путь. Чтобы сделать ничью, черным нужно лишь не отдаляться королем от углового поля.
В этой позиции белые выигрывают независимо от того, чей ход. Рассмотрим самый трудный вариант.
1… h1-h2
2. f6-g4+ h2-h1
3. f2-f1 g6-g5
4. f1-f2 h3-h2
5. g4-e3 g5-g4
6. е3-f1 g4-g3+
7. f1:g3X.
Рассмотрев эти исключительные случаи, мы можем перейти к анализу различных достоинств и сравнительной ценности коня и слона.
Неопытные шахматисты обычно считают коня более ценной фигурой, главным образом потому, что он, в отличие от слона, может угрожать как белым, так и черным полям. При этом они упускают из виду, что каждым ходом конь меняет цвет своих полей. Для перевода коня с одного фланга на другой требуется гораздо больше времени, чем для соответствующего маневра слона. Кроме того, как показывает следующий пример, слон может «запатовать» коня, который не может ответить ему тем же.
Чем слабееиграющий, тем страшнее для него конь. Но по мере того, как начинающий шахматист усиливается, он все более уясняет себе достоинства слона, и соответственно падает в его глазах (или должна была бы падать) сравнительная ценность коня. В этом отношении современные мастера далеко ушли от мастеров прежних поколений. Еще не так давно многие, принадлежавшие к сильнейшим, такие как Пильсбери и Чигорин, предпочитали коней слонам, теперь же едва ли найдется хоть один мастер, который не был бы вполне согласен с высказанными выше положениями.
Вот один из немногих случаев, когда конь оказывается полезнее слона.
Такая позиция называется блокированной, причем в данном случае все пешки находятся на одном фланге. Если бы пешки были на обоих флангах, конь не составил бы преимущества.
В подобной позиции у черных прекрасные шансы на выигрыш. Действительно, особым источником слабости для белых является то, что их пешки расположены на полях одного цвета с их слоном. Играющие часто делают эту ошибку. В эндшпиле вообще рекомендуется держать пешки на полях противоположного цвета, чем цвет у собственного слона.
Когда пешки находятся на полях одного цвета со слоном, они ограничивают свободу его действий. От этого ценность слона уменьшается, так как ценность фигуры часто измеряется числом находящихся под ее контролем полей. Попутно я хотел бы отметить, что вообще выгодно ставить пешки на поля одного цвета с неприятельским слоном, в особенности проходные пешки, поддерживаемые королем. Эти принципы могут быть сформулированы так:
Когда у противника есть слон, держите свои пешки на полях цвета этого слона. Если же у вас есть слон, то держите пешки, независимо от того, есть ли слон у противника, на полях противоположных по цвету вашему слону.
Конечно, эти принципы приходится иногда видоизменять согласно требованиям позиции.
Примем за аксиому, что конь сильнее слона во всех блокированных положениях. Например:
Их положение предпочтительнее, хотя, вероятно, преимущество недостаточно для выигрыша. Возможно, например, такое продолжение:
1. d3-d4 с7-b6
2. b1-d2 а6-а5
3. d2-f3 а5:b4
4. аЗ:b4 b6-с7
5. f3-e5 с7-d6
6. e5:g6 f8-h6
Хотя у белых лишняя пешка, пути к выигрышу не видно. Эту позицию полезно проанализировать. Во всяком случае заметно, что конь в запертых положениях имеет преимущество против слона. Стой черный слон в исходном положении на с8 вместо f8, белые могли бы выиграть, переведя короля через еЗ на d4 и коня на е5. Как мы видим, в первом случае, при чернопольном слоне (на f8), черные пешки стояли хорошо, так как занимали белые поля. Во втором случае, при слоне на с8, пешки стоят плохо, так как занимали белые поля. В результате первую позицию черные, вероятно, при очень хорошей игре могут свести вничью. Во втором же случае они, видимо, должны проиграть, даже если сделают все, что в их силах.
Переходим к другой позиции (диагр. 81).
У белых преимущество, но его недостаточно для выигрыша. Стой черная пешка на g5 вместо g7, белые могли бы выиграть. Для черных было бы тяжелой ошибкой сыграть в какой-нибудь момент f7 и g7-g6 с целью разменять пешки. Правильная защита для них состоит в том, чтобы встать королем на f7 и ходить слоном по диагонали a3-f8, разменивая его на коня при первой возможности.
Такие положения с заблокированными пешками – единственные, в которых слон уступает коню. Во всех остальных случаях слон по меньшей мере так же силен, как конь, и обычно оказывается даже сильнее.
В этой позиции все пешки находятся на одном фланге и ни конь, ни слон не дают преимущества. Игра, очевидно, окончилась бы вничью.
Прибавим в этой позиции по три пешки с каждой стороны так, чтобы теперь были пешки на обоих флангах.
Теперь выгоднее иметь слона, хотя при правильной игре все-таки должна получиться ничья. Преимущество слона заключается в его способности угрожать издали, с центрального пункта, обоим флангам доски и в способности быстро переходить с одного фланга на другой.
В этом положении слон составляет бесспорное преимущество. У обоих играющих одинаковое число пешек, но они не уравновешены на отдельных флангах доски. Так, на королевском фланге у белых три пешки против двух, тогда как на ферзевом – три пешки против двух у черных.
Однако, хотя у белых несколько лучшие шансы, при правильной игре должна была бы получиться ничья.
В этой позиции слон составляет, видимо, решающее преимущество, так как не только пешки расположены на обоих флангах, но среди них есть и проходные (пешка «h» у белых и пешка «а» у черных). Черным было бы чрезвычайно трудно – если это вообще возможно – добиться ничьей.
Также и в этом положении черным было бы нелегко сделать ничью.
Изучающему следует тщательно разобраться в этих позициях. Я надеюсь, что все эти многочисленные примеры помогут ему составить правильное представление о сравнительной ценности коня и слона. Что касается общего метода игры в таких положениях, то изучать его лучше всего путем практического опыта. Вообще же правильный способ действий в этих окончаниях состоит в наступлении королем к центру доски или по направлению к проходным или могущим подвергнуться нападению пешкам и в быстром продвигании проходной пешки или пешек, насколько это допустимо с точки зрения их безопасности.
Указывать точный метод было бы бессмысленно. Каждый эндшпиль индивидуален и требует индивидуального к себе отношения, в зависимости от намерений противника. Успех зависит от расчета и ясного представления будущих позиций.
6. Мат конем и слоном одинокому королю
Теперь прежде чем вновь перейти к середине игры и к дебютам, рассмотрим, как дается мат конем и слоном, а затем как достигается выигрыш ферзем против ладьи.
Мат конем и слоном может быть достигнут только на угловых полях одного цвета со слоном.
На диаграмме 87 мат можно дать на полях a1 и h8. Эндшпиль может быть разделен на две части.
Первая состоит в том, что черного короля загоняют на одну из крайних линий. Начать можно, как всегда в таких случаях, с продвигания короля к центру доски.
1. е1-е2 е8-а7
Черные, чтобы создать противнику затруднения, направляются к белому угловому полю.
2. е2-d3 d7-c6
3. c1-f4 с6-d5
4. g1-e2 d5-c5
5. е2-сЗ с5-b4
6. d3-d4 b4-а5
7. d4-c5 а5-а6
8. с5-с6 а6-а7
9. c3-d5 а7-а8
Первая часть теперь окончена, причем черный король оказался в белом углу.
Вторая, и последняя, часть будет состоять в переводе черного короля с поля а8 на a1 или h8 с целью дать ему там мат. Поля a1 в этом положении можно достигнуть скорее.
10. d5-b6+ а8-а7
11. f4-c7 а7-а6
12. c7-b8 а6-а5
13. b6-d5 а5-а4
Черные пытаются прорваться королем на h1. У белых есть два способа предотвратить это: во-первых, посредством 14. b8-е5 а4-b3 15. d5-e3 и, во-вторых, способом в тексте, который я считаю более простым, так как он методичен и соответствует духу всех подобных окончаний, где нужно как можно больше пользоваться королем.
14. с6-с5 а4-b3
15. d5-b4 b3-сЗ
16. b8-f4 сЗ-b3
17. f4-e5 b3-а4
18. с5-с4 а4-а5
19. е5-с7+ а5-а4
20. b4-d3 а4-аЗ
21. c7-b6 аЗ-а4
22. d3-b2+ а4-аЗ
23. с4-сЗ аЗ-а2
24. сЗ-с2 а2-аЗ
25. b6-с5+ аЗ-а2
26. b2-d3 а2-а1
27. с5-b4 а1-а2
28. d3-c1+ а2-а1
29. b4-сЗХ.
Как видно из разобранного примера, этот эндшпиль довольно сложен. Нужно отметить в нем две характерные черты: настойчивое преследование королем неприятельского короля и защиту полей, противоположных по цвету полям слона, совместными действиями коня и короля. Изучающему полезно систематически упражняться в разыгрывании таких окончаний, так как они дают очень ясное представление о действительной силе фигур и требуют некоторой дальновидности для того, чтобы мат был достигнут в течение предписанных правилами пятидесяти ходов.
7. Ферзь против ладьи
Это один из труднейших видов эндшпиля в том случае, если на доске нет пешек. У защиты очень много ресурсов, и если искусно пользоваться ими, то только очень сильный шахматист сумеет достигнуть победы в течение предписанных 50 ходов, (правило состоит в том, что играющий имеет право потребовать в любой момент, чтобы противник дал ему мат в течение пятидесяти ходов. Однако после каждого взятия фигуры или пешки, а также после каждого хода пешкой отсчет должен начинаться сначала).
Вот одно из типичных положений, которого черные часто могут достигнуть. Предположим, что теперь ход белых.
Если бы ход был за черными, задача белых была бы проста, так как ладье пришлось бы удалиться от короля (разберите почему) и ее было бы сравнительно легко выиграть. Следовательно, нужно направить усилия на то, чтобы заставить ладью отойти от защищающего ее короля, и для этого привести игру к исходному положению, но так, чтобы был ход черных. Теперь, когда мы знаем, в чем состоит задача, найти решение будет не так уж трудно.
1. а5-е5+
Не 1. а5-а6 ввиду 1…b7-с7+ 2. с6-b6 с7-с6+ 3. b6:с6 – пат (начинающие неизменно попадают в эту ловушку).
1… b8-а8(а7)
2. е5-а1+ а8(а7)-b8
3. а1-а5
Этими ходами мы достигли своей цели. Первая часть окончена. Теперь мы переходим ко второй. Ладья может пойти только на белое поле, так как иначе ферзь сразу же выиграет ее.
3… 1b7-b3
4. а5-е5+ b8-а8
Лучший ход.
5. е5-b8+ а8-а7
6. h8-g7+ а7-а8
7. g7-g8+; b3-b8
8. g8-a2X.
Теперь вернемся к диаграмме и предположим, что после 1. а5-е5+ b8-а8 (а7) 2. е5-а1+ а8-b8 3. а1-а5 черные вместо З…b7-b3 сыграли b7-b1. Тогда последовало бы 4. а5-е5+ b8-а7.
Теперь развязка наступает через два хода: 5. е5-d4+ а7-а8 6. d4-h8+, и ладьей нельзя прикрыться из-за мата ферзем на a1. Если же черные пойдут 6…а8-а7, то 7. h8-h7+ выигрывает ладью.
Рассмотрим теперь более трудное положение.
Многие игроки были бы введены в заблуждение этой позицией. Наиболее напрашивающийся ход не есть лучший. Предположим, что мы начали:
1. f5-e5+ g7-f8
2. b5-d6 f7-d7
Это единственная защита, но, к несчастью для белых, очень действительная, делающая их задачу очень трудной. Белые не могут играть 3. е6 в виду 3…g7+ 4. f6 g6+, с ничьей. Не могут они также выиграть посредством 3. с5+, так как черные отвечают е8 4. f6 d6+! отгоняя белого короля.
Ознакомившись, таким образом, с трудностями, заключающимися в этой позиции, вернемся к исходному положению. Лучший ход
1. f5-g5+! g7-h8
Если 1…b7, то 2. g6+ b8 3. bб!
2. g5-e5+! b8-b7 (лучший ход)
3. h5-g5 f7-a7 (лучший ход)
Если 3…g7+, то приводит к позиции, подобной уже рассмотренным в предыдущих примерах.
4. е5-е4+ h7-g8
5. e4-c4+ d8-h7
6. g5-f6 a7-g7
7. c4-h4 h7-g8
8. h4-h5
и получается уже известное положение с ходом для черных.
Вернемся однако к началу.
1. f5-g5+ g7-i8
2. g5-d8+ f8-g7
3. h5-g5 f7-f3
Лучшее поле ладьи вдали от короля. Продолжение 3…b7 4. d4 g7+, привело бы к позициям, подобным рассмотренным выше.
4. d8-d4+
5. g5-g6
5. 6+ g7 6. е5+ f8 7. g6 также вело к выигрышу ладьи. Но ход в тексте сделан для того, чтобы показать тонкости, скрытые в таких окончаниях. Белые грозят теперь матом на d8.
5… f3-g3+
6. g6-f6 g3-f3+
7. f6-е6 f3-h3
Белые угрожали матом на h8.
8. d4-b4+,
и ладья теряется.
В этих примерах следует отметить, что pointe выигрывающего маневра часто заключается в далеких шахах по диагонали, а также, что ферзь и король часто держались на различных линиях. Изучающему рекомендуется тщательно разобрать эти позиции и продумать все возможности, не указанные в тексте.
Мы рассмотрели важнейшие позиции в подобных окончаниях или, вернее, те позиции, которых нужно достигнуть, чтобы добиться окончательного результата. Однако заставить неприятельские фигуры занять типичные позиции иногда бывает чрезвычайно трудно. В некоторых положениях даже опытные шахматисты с трудом преодолевают все трудности при правильной защите.
Впрочем, следует иметь в виду, что безукоризненная защита так же трудна, как и безукоризненная атака, и что при прочих равных условиях тот из играющих, кто лучше знает основные принципы и свойства типичных позиций, имеет лучшие шансы на успех.
Рассмотрение таких трудных задач выходит за рамки этой книги. Она ставит себе целью лишь настолько подготовить читателя, чтобы он мог самостоятельно браться за решение встречающихся на практике положений. Кроме того, подобные позиции встречаются чрезвычайно редко. Лично я не помню, чтобы у меня когда-либо получилась такая позиция при игре с первоклассным противником.
Этим мы закончим рассмотрение эндшпилей.
На тему о серединной стадии игры написано очень мало[1]. Известна книга Зноско-Боровского под заглавием «Теория середины игры в шахматах». Это почти единственная книга по данному вопросу, которая, по моему мнению, достойна того, чтобы ее прочли. К сожалению, метод изложения в ней затрудняет ее изучение. Кроме того, автор в самом начале книги допускает коренную ошибку, затемняющую все дальнейшие выводы.
На первой же странице он говорит:
Элементами шахматной игры являются следующие:
1) сила, выражающаяся в фигурах и действующая в
2) пространстве, которое выражается в доске и
3) времени, которое развивается в ходах.
Из этих положений может быть сделан лишь один логический вывод, что тот из играющих, который достиг преимущества по всем трем элементам, должен иметь, по крайней мере, лучшую игру. Однако, как впоследствии показывает сам автор, можно обладать перевесом по всем трем элементам и тем не менее иметь совершенно проигранное положение.
Как же это возможно? Это возможно лишь потому, что автор упустил из вида элемент позиции. Правда, позже он говорит об оценке позиции, о лучших и худших позициях, но это не делает верными его исходные положения. Факт в том, что шахматы состоят из указанных трех элементов плюс свойственный им элемент позиции и что этот последний элемент, безусловно, наиболее важен.
Позиция, как показывает само слово, определяется расположением фигур на доске. Обычно она оценивается в зависимости от большей или меньшей подвижности фигур и от того, какое давление эти фигуры способны оказывать на различные пункты доски.
Но, конечно, при оценки какой-либо позиции элементы времени, пространства и силы (или материала) так же должны быть учтены. Шахматист средней силы не встретит затруднений при оценке элемента материала. Он просто примет пешку за единицу и расценит все фигуры на доске согласно указаниям, приведенным в первой части этой книги.
Глава 2
Середина игры
Элемент пространства также оценивается легко. В других случаях его оценка представляет больше затруднений. Элемент же времени за немногими исключениями труднее всего поддается оценке. В эндшпиле элемент времени приобретает особенно большое значение, но зато легче может быть оценен.
Теперь вернемся к серединной стадии игры и к упомянутым элементам. Читатель должен помнить следующее: он может уступать своему противнику в отношении силы (материала) и все же иметь выигранную позицию. Он может уступать ему во времени и все же иметь выигранную позицию. Он может уступать ему в пространстве и иметь выигранную позицию. Наконец, он может уступать ему во всех трех элементах и тем не менее иметь выигранную позицию.
Это не значит, что можно пренебрегать каким-либо из трех остальных элементов, но преобладающее значение, безусловно, принадлежит элементу позиции. Приведем примеры, иллюстрирующие затронутые вопросы.
Эта позиция встретилась в партии двух шахматистов средней силы. Она явилась результатом следующих начальных ходов:
1. d2-d4 d7-d5
2. с2-с4 е7-е6
3. е2-еЗ b7-b6
4. g1-f3 f8-d6
5. f1-d3 d5:c4
6. d3:c4 с8-b7
7. b1-c3 g8-e7
8. c4-d3 0-0
9. еЗ-е4 c7-c5
Анализ дебютных ходов показывает, что черные выиграли время. Однако белые уже могут выиграть партию, продолжая следующим образом.
10. е4-е5 d6-c7
11. d3:h7+ g8:h7
12. f3-g5+ h7-g6
Это лучший ход, так как на 12… h7-g8 белые ответили бы 13. d1-h5.
13. d1-g4 d8:d4
Опять лучший ход. Белые грозили сыграть 14. g5-e6+.
14. c1-f4 f7-f5
15. g4-g3
и у черных нет защиты против многочисленных угроз.
Следующая позиция (диагр. 93) заимствована из партии Капабланка – Дуз-Хотимирский, игранной в Петербурге 13 декабря 1913 г.
Черные выиграли в пространстве, и на первый взгляд может показаться, что у них лучшая партия. Игра продолжалась следующим образом:
25. е4-е5 g7-g6
Чтобы предупредить угрозу белых 26. f3-f5 и заблокировать линию атаки слона d3 на пешку h7.
26. е5-е6 c8-f8
27. f1-g3 b6-b7
Если 27…f7:e6, то 28. f3-g4 с двойной угрозой: побить ферзем на е6 и слоном на g6. Черные, по-видимому, хотят держать ферзя на 7-й линии для защиты своего короля (черным достаточно увести слона с е7, чтобы их ферзь защищал весь королевский фланг).
Кроме того, черные после размена пешек на е6 хотят разменять и ферзей. Следует обратить внимание на то, какую огромную силу представляет собой вступивший в сражение белый конь. Этому коню суждено сыграть решающую роль.
28. g3-f5 f7:e6
Сильнее было 28…g8-h8, но на это последовало бы 29. f3-е4, и при правильной игре белые, несомненно, должны были выиграть.
Черные уже давно намеревались побить пешку еб и своими предшествовавшими ходами старались это подготовить. Но теперь у них не хватило терпения, и этим они ускорили поражение. Следует, впрочем, отметить, что в этом положении у них уже не было достаточной защиты.
29. d5:e6 b7-с7
Очевидно, черные не могут побить белого ферзя ввиду 30. f5:e7+ с выигрышем фигуры.
30. f3-с6
Белый ферзь, конечно, не может быть взят из-за 31. f5:е7+.
Интересно отметить чрезвычайно сильное давление, оказываемое этим конем (вообще поле f5 — один из сильнейших пунктов для белого коня при атаке на позицию при короткой рокировке черных). Белые своим последним ходом достигли разом трех целей: развязали своего коня, выиграли время, принудив черного ферзя ходить, и подготовили ход d3:b5, после которого белый ферзь и слон получают возможность действовать сообща по линии а4-е8. В дальнейшем, когда в результате этого маневра произойдет размен ферзей на d7, белый слон останется на этой диагонали, держа под угрозой поле е8 и тем самым поддерживая наступление проходной пешки «е» белых.
Если читатель внимательно рассмотрит эти ходы и вникнет в эту комбинацию, он не только оценит ее красоту, но и извлечет еще нечто более полезное для своего усовершенствования, а именно поймет, что важнейший принцип, которым надлежит руководствоваться в серединной стадии игры, это принцип гармонического действия фигур.
30… c7-d8
31. f5:e7+ d8:e7
32. d3:b5 а4-сЗ
33. c6-d7 e7:d7
34. b5:d7 f8-b8
Если бы черные сыграли 34… c3-d5, то последовало бы 35. a1-d1 f8-f4 36. g2-g3 f4-e4 37. d7-c6 e4-e5 38. d1:d4 d5-e7 39. d4:d6.
35. e6-e7
и через несколько ходов черные сдались.
На диаграмме 96 у черных перевес в «силе».
И все же белые легко выигрывают следующим образом:
1. f5:d6 f6:d6
Лучший ход черных был 1… h7-h5, но с лишней пешкой и хорошей позицией белые без труда закончили бы игру в свою пользу.
2. e3-e8+ d8:e8
3.е2:е8+ а8:е8
4. e1:e8+ d6-f8
5. e8:f8+ g8:f8
6. b4-b5,
и черные не могут помешать белым провести пешку в ферзи, и следовательно, выиграть партию.
Позиция на диаграмме 97 заимствована из книги Зноско-Боровского. Здесь белые имеют преимущество по всем трем элементам, то есть по силе, времени и пространству. И все же черные легко выигрывают посредством g6:g2+ с последующим a8-g8+. Причина этого проста: позиция!
Следующая позиция также взята из упомянутой книги.
И здесь белые имеют перевес в отношении всех трех элементов, но все-таки не могут выиграть, так как позиция черных компенсирует все эти недостатки.
Приведенных примеров достаточно для того, чтобы читатель мог понять истинное значение позиции. Оставим теперь на время этот вопрос и коснемся других вопросов, связанных с серединой игры.
1. Центральные поля
Поля d4, е4, d5 и е5 называются центральными полями доски. Эти поля наиболее важные из всех как в дебюте, так и в серединной стадии, а также часто и в эндшпиле. Они заслуживают поэтому особого внимания. Одного взгляда на эти поля достаточно, чтобы убедиться в том, что слон или ферзь, стоящий на одном из них, контролирует максимально возможное для него число полей. Также и конь, поставленный на одно из четырех центральных полей, может попасть отсюда на любой фланг быстрее, чем находясь на каком-либо другом поле. Равным образом в эндшпиле стоящий на центральном поле король легче может достигнуть того или иного фланга, чем с других полей.
Все это – простые математические соображения, и они сами по себе уже ясно показывают важную роль этих полей. Однако к этому прибавляются и другие обстоятельства. Мы уже говорили о том, что теоретически лучше всего начинать игру одним из двух ходов: 1. d2-d4 и 1. е2-е4. Это значит, что на четырех центральных полях сразу же завязывается сражение. Кроме того, по мере развития игры фигуры выводятся к центру, и это также сразу придает четырем центральным полям весьма существенное значение.
Один из принципов шахматной стратегии, относящийся к середине игры, гласит: владение центром – необходимая предпосылка успешной прямой атаки на короля. Под владением центром понимают владение четырьмя центральными полями. Впоследствии мы увидим, как этот принцип применяется на практике.
2. Конфигурация пешек
Лучшее расположение пешек для ранней стадии игры
Сильный противник редко допустит надолго такое расположение пешек, какое показано на диаграмме 99. Он быстро взорвет такую пешечную позицию, продвинув вперед собственные центральные пешки или же одну из пешек «с» или «f».
На диаграмме 100 показано, как черные пешки разбивают центральные пешки белых.
В позиции на диаграмме 101 черная пешка с5 препятствует белой стать на d4, так как грозит взять ее на этом поле.
На диаграмме 102 мы видим повторение того же обстоятельства.
Здесь (диаграмма 103) белая пешка «е» не может продвинуться в центр из-за черной пешки f5.
То же самое мы находим на диаграмме 104, с той лишь разницей, что продвижению пешки «е» белых препятствует черная пешка d5.
Мы видели, что происходит на центральных полях во всех главнейших дебютах. Утверждение об исключительно важной роли центральных полей и расположения центральных пешек не требует лучшего доказательства.
3. Расположение пешек после рокировки
Выше уже было указано, что рокировать в короткую сторону обычно безопаснее. Во всех следующих примерах предполагается, что была сделана короткая рокировка.
Показанное на диаграмме 105 расположение пешек оказывается наилучшим при защите против фронтальной атаки. При таких позициях необходимо лишь помнить о возможности шаха ладьей или ферзем по первой горизонтали. Поскольку в середине игры такая опасность возникает весьма редко, рекомендуется после рокировки сохранять подобное расположение пешек, пока обстоятельства не заставят изменить его.
Превосходная позиция. В оборонительном отношении она не так хороша против фронтальной атаки, как предыдущая, но в общем почти не уступает ей и, кроме того, дает выход королю на случай шаха по первой горизонтали. В практической игре такое расположение пешек обычно вполне оправдывается.
Правда есть причины предпочитать все же первую позицию, но разницу между ними может доказать только продолжительный опыт. В игре с противником средней силы позиция на диаграмме 106 окажется так же хороша, если не лучше, чем позиция на диаграмме 105. Иначе обстоит дело только при борьбе с очень сильным противником.
Эта позиция не так хороша, но и не очень плоха. Невыгода ее заключается в том, что король открыт для шахов по диагонали и что в этом случае белым придется пойти g1-h1, теряя время. Кроме того, король на угловом поле занимает наихудшее положение для возможного пешечного эндшпиля, так как наиболее удален от центра и от пешек, ферзевого фланга.
На этих двух диаграммах (108 и 109) даны примеры плохого оборонительного расположения пешек. Оба таких клинообразных построения создают «дыры», то есть такие поля между пешками, на которых может утвердиться неприятельская фигура. Фигура, поставленная на таком поле, может быть атакована только фигурой.
Диаграммы 110 и 111 показывают очень плохое расположение пешек. Пешки разбиты и могут быть защищены только фигурами. Кроме того, король открыт для всяких атак.
4. Типичные позиции и комбинации
Теперь познакомимся с рядом других типичных позиций и комбинаций, которые могут встретиться в середине игры.
Черные угрожают матом, и если бы белым пришлось защищаться от него, у черных была бы превосходная игра. Однако белые сами дают мат в три хода следующим образом:
1. h3:h7+ g8:h7
2. f3-h3+ h7-g8
3. h3-h8X.
Комбинация этого же типа может получиться в несколько более сложной редакции.
У белых не хватает фигуры, и если они не сумеют быстро вернуть ее, им грозит проигрыш. Поэтому они продолжают так:
1. d4:c6 e7-g5
Черные не могут побить коня, так как белые грозят матом посредством разобранной выше комбинации 2. h3:h7+ с последующим еЗ-b3+.
2. с6-е7+ с7:е7
Опять на 2…g5:e7 последовало бы 3. b3:b7+ g8-h7 4. еЗ-h3+ h7-g8 5. h3-h8X.
3. еЗ:е7 g5:e7
4. h3-d7,
и белые, выигрывая одного из слонов и оставаясь с ферзем и слоном против ладьи и слона, легко заканчивают партию в свою пользу.
Эти два примера показывают, насколько опасен ход g7-g6 после рокировки в короткую сторону.
Здесь перед нами весьма интересная комбинация иного типа. У черных ладья за коня, и поэтому они должны выиграть, если белые не найдут какой-либо немедленной компенсации. Однако белые дают мат в несколько ходов:
1. e4-f6+ g7:f6
Вынуждено, так как иначе следует 2. d3:h7X.
2. d3-g3+ g8-h8
3. b2:f6X.
В этой позиции мы находим ту же комбинацию, но в несколько более сложной форме.
1. b5:d7 c8:d7
Если 1.. b7:e4, то 2. d3-с3 с угрозой мата, вследствие чего черные теряют ферзя, стоящего под ударом белой фигуры.
2. e4-f6+ g7:f6
3. e3-g3+ g8-h8
Конец ознакомительного фрагмента.