Вы здесь

Учебник торгового представителя. Трудоустройство (Евгений Балакин, 2013)

Трудоустройство

Обычно на собеседовании я рассказываю обо всех трудностях в работе, стараясь максимально сгустить краски. Испугавшийся и убежавший всё равно бы не стал работать, только время потратит на попытку его обучить.

Если же предыдущий раздел вас не отпугнул, тогда пора подумать, как устроиться на работу.

В основном этот раздел учебника написан для людей без опыта, но тут есть что узнать (или вспомнить) и для опытных торгпредов, желающих сменить компанию, и для руководителей, собирающихся принимать новых людей.

Что влияет на шансы устроиться на работу торгпредом без опыта?

Прошлый опыт продаж.

Не важно, из какой вы пришли профессии. У всех нас есть опыт продаж, будь то продажа машины, б/у вещей или успешные переговоры с гаишником о снижении размера штрафа.

Плюсом будет работа или подработка на таких должностях, как мерчендайзер, риэлтор, продавец косметики, продавец или менеджер по продажам в магазине, экспедитор, бухгалтер в торговой организации.

Например: в 2002 году на собеседовании в Марсе я долго рассказывал, как 15 лет электриком работал. На вопрос об опыте в продажах вспомнил и рассказал, как в 1995-м полгода подрабатывал агентом 009 (тогда это была первая в городе информационная служба – по телефону 009 рассказывали, где и почём можно купить, а агенты подписывали фирмы на присутствие в рекламной базе).

Супервайзер Марса тогда сказал: «Электрик – уважаемая профессия, но начинать о себе рассказывать надо было именно с этого опыта».

Годится любой опыт в продажах, даже рассказ о том, как свой б/у телефон продавал.

Умение кандидата общаться, способность убедить.

Так как общение и переговоры – важнейшая составляющая работы торгпреда, показать себя на собеседовании можно (и нужно) с этой стороны. Продайте себя как товар, который нужен этой организации.

Не бойтесь, страх мешает. Начинайте разговор с погоды, пробок, комплимента офису. Небольшое позитивное общение до начала собеседования значительно повышает ваши шансы!

Много спрашивайте о компании, товаре. Искренняя заинтересованность во всех аспектах работы показывает ваше желание туда устроиться. Кандидаты, которые бегают по десяткам собеседований и даже названия компаний не помнят, шансов не имеют.

Для сильного руководителя умение общаться, убеждать – важнейший показатель кандидата в торгпреды.

То, как вы ведёте себя на собеседовании, показывает ваше будущее поведение с клиентами.

Компетентность руководителя.

Обычно на вакансию ТП собеседует РОП или супервайзер – ваш будущий начальник. Их может отпугивать как «слабость», так и излишняя «сила» кандидата – сильным работником трудно управлять, да и подсидеть может легко.

Вот несколько вариантов:

Слабый или начинающий РОП не может оценить потенциал кандидата, верит в слова «я научусь, я смогу» и не проверяет их делом (тесты, задания, ролевые игры). В этом случае, если кандидат никакой, все потеряют время и деньги. Либо откажет супер-кандидату.

РОП пришёл из «разносчиков прайса», и над ним особо никто не довлеет. Или он сильный продажник, и думает что все, кто идёт в торгпреды, такие же. Берёт всех, а там – кто выживет, тот и молодец. Помощи от него практически не будет, т.к. он уже привык к текучке.

РОП-лидер. Верит, что сможет научить и вдохновить. Для первого опыта – хороший вариант.

Кандидат потенциально хорош, но надо подучить. А РОП не умеет/ не хочет/ боится учить. Может не взять. Говорите, что будете учиться самостоятельно, покажите этот учебник.

Ещё собеседующего отпугивают высокие или низкие зарплатные ожидания кандидата – узнайте у местных ТП сколько платят начинающему и сколько опытному, и на собеседовании покажите своё понимание ситуации и своё согласие с ней.

Ситуация в организации.

Приведу несколько примеров, остальное додумайте.

Не возьмут:

В организации запарка и учить некогда.

Устоявшаяся организация, нужны опытные люди на замену, без потери качества работы.

Солидная организация – вакансии редки, на них конкурс.

Есть шанс:

Активно развивается. Надо набрать много людей: либо развивать новый товар, с пока непонятным потенциалом, либо на освоение новых территорий.

Текучка, запарка, нестабильное руководство. Только как вариант быстрейшего последующего трудоустройства, но уже «с опытом работы» в нормальную компанию.

Проблемы финансовые. Но вот стоит ли туда идти?

Наличие автомобиля

в 95% организаций обязательно. На сайтах объявлений жигули за 8-10 т.р. на ходу можно купить легко, потом подремонтировать недорого – на первое время хватит. Я сам сначала купил очень изъезженные жигули, а потом пошёл искать работу «с машиной» и большей зарплатой. И с двух первых зарплат её отремонтировал до сносного состояния.

На авторынке может быть дороже, и состояние хуже – те, кто ездят до продажи, состояние поддерживают, и продают без рыночных посредников дешевле. И обязательно торгуйтесь – старые жигули все хотят продать, лишь бы избавиться.

Требования, указанные в вакансии

Опыт работы. Поверьте, в 99% случаев потенциально сильного кандидата возьмут, несмотря на отсутствие опыта работы торгпредом. Поэтому на это требование просто не обращаем внимания. Иначе зачем туда идти?

Коммуникабельность. Стрессоустойчивость. Чаще всего мне говорят: на собеседовании не смог побороть волнение. Компании нужен работник, который в точке будет вести себя естественно. И если вас возьмут – надо будет заходить в незнакомую точку, разговаривать с незнакомыми людьми. Если вам такая работа не страшна – проявите эти качества уже на собеседовании. Это же ваша первая продажа – продажа себя, как работника.

Образование.

Российское высшее образование – миф, корочка. Любой в меру упёртый троечник может его получить. Вот за красный диплом Санкт-Петербургской академии управления и экономики мне пришлось немного поднапрячься. И в Марс меня взяли без образования и с опытом электрика 15 лет. Так что влияние этого пункта на трудоустройство зависит от человека по ту сторону стола. Могут не взять упёртые начальнички, которые дошли до диплома (доползли, я бы сказал), теперь безмерно этим гордятся, и думают, что они лучше других. Ещё есть расчётливые – они знают, что получивший высшее образование, более склонен к достижению целей, чем недошедший. Поэтому незаконченное высшее лучше не афишировать. Малозначащий пункт требований.

Возраст вообще не помеха – люди с жизненным опытом всегда лучше и легче устанавливают контакт– им есть о чём поговорить с малознакомыми людьми.

Пункты в требованиях не всегда обязательны. Они отсеивают неуверенных в себе.

Поиск вакансий

Прежде всего, будущая компания-работодатель должна отвечать вашим требованиям по пунктам, от которых нельзя отказаться:

Минимальный размер зарплаты (достаточный для вашего текущего жизнеобеспечения и покрытия новых расходов – бензин, телефон, интернет, обслуживание машины)

удалённость офиса от дома (если дорога утром в офис и вечером домой съест всё свободное время, да ещё и часть сна прихватит – долго вы там не проработаете)

Идеально работать в своём районе. В большей степени это о маршруте, а если и офис рядом – это вообще хорошо.

Сайты и газеты о работе годятся как для ознакомления со средними условиями по вакансии, так и для конкретного поиска текущих вакансий.

Минус сайтов и газет в том, что на хорошие вакансии большой конкурс, нужно быстро реагировать на их появление, и человеку без опыта устроиться на действительно хорошее место значительно труднее. Там с опытом очередь будет стоять.

Часто повторяющиеся на протяжении недель, а то и месяцев вакансии от одной организации могут говорить как о большом штате, так и о большой текучке. Либо о неопытности нанимающего, берущего неподходящих людей, которые потом сбегают, или их увольняют.

Вакансия в бегущей строке обычно свидетельствует, что она горящая, человек нужен срочно. Больше шансов устроиться без опыта.

Есть другой способ поиска вакансий, он сложнее, но гораздо эффективнее, если учесть, что работу ищете не на 2-3 месяца, а на годы. Подходит для сильных кандидатов, уверенных в себе, обучаемых, способных в июле уговорить эскимосов на покупку партии снега по предоплате с поставкой в будущем декабре. Очень рекомендую опытным торгпредам, желающим сменить место работы.

Чтобы выяснить, в какую лучше организацию устроиться на работу, нужно провести небольшое исследование. Обходим несколько т/т в районе, где хотим работать. Посещаем зав.мага, товароведа и спрашиваем:

С кем из поставщиков вам удобно работать?

Есть ли перебои с товаром?

Как часто меняются торгпреды?

– это сигналы платежеспособности и надёжности компании. Записываем все торговые компании, которые она озвучит, как хорошие. Просим телефоны их офисов. Номеров офисов у товароведов почти никогда нет, тогда просим телефоны торгпредов. Обзваниваем торгпредов. Выясняем масштабы организации: кол-во торгпредов, покрытие города и региона, кол-во машин в доставке, складов с ж/д путями. Попутно расспрашиваем на предмет довольства компанией, задержек зарплаты. Цель та же – выяснить надёжность компании. У торгпредов узнаём адрес офиса, ФИО РОПа.

Если такой информации добыть не удалось, по названию организации можно найти её в интернете или дубльгисе почти наверняка. Поиск информации о нужных людях и их телефонах – одно из важнейших качеств торгпреда. Так что постарайтесь.

У РОПа одна из главных проблем – люди и текучка. Или люди малоадекватные, или бегут. И снова надо территорию кому-то передавать.

В хорошей организации открытые вакансии бывают редко – про освобождающиеся места сарафанное радио оповещает так, что незачем и объявление давать, и вообще отдел кадров тревожить – к РОПу очередь желающих выстроится. Вот поэтому и нужно приходить в такую организацию и подходить не в отдел кадров, а сразу в отдел продаж. Нет вакансии сейчас? Будет. И тогда про сильного кандидата вспомнят, и анкету или резюме с номером телефона извлекут. А ещё, всегда есть слабые работники, которых хочется заменить. И тут ваше прямое предложение может создать вакансию именно вам, если руководитель увидит, что вы сможете показать результаты лучше.

Прийти лично надёжнее, чем позвонить. Продать себя по телефону у вас вряд ли получится, а отшивать непонятные телефонные предложения руководители умеют прекрасно.

Всегда имеет смысл дождаться утра или вечера, когда в офис съезжаются торгпреды, и поговорить с ними о задержках зарплаты, о перебоях в наличии товара, о текучке.

Как пройти собеседование на торгового представителя

Я провёл более 500 собеседований. Под моим руководством работало более 200 человек в разных местах за 10 лет. Сам более 10 раз проходил собеседования в торговых организациях. Поэтому собеседование опишу со всех сторон. Постарайтесь проникнуться потребностями собеседующего, и не допускать обычных ошибок кандидата.

Основная функция торгпреда – продавать.

На собеседовании нужно показать, что Вы умеете продавать.

А что можно продать на собеседовании? Ручку? Ну да. А ещё можно (и нужно!!!) продать себя.

Если Вы считаете себя продажником – продайте себя. Подороже! Компания купит Ваш талант, Вы получите хорошую зарплату, хороший район, особые условия (я открываю 10 точек в неделю, но работаю только по вечерам, и в офис каждый день приезжать не могу). За 10 точек Вам многое разрешат. Только не забывайте их открывать, а то ваши привилегии быстро станут большим вопросом. Такой должности почти нигде нет, называется она Хантер (охотник), но можно себя продавать в компании со слаборазвитой дистрибьюцией на такую должность. Особенно может быть интересно даже не РОПу, а коммерческому директору.

Сразу оговорюсь: если собеседование проводит непрофессионал, почти всё ниженаписанное сработает в минимальной степени. Бывает, что собеседование проводят формально. «Заполните анкету. Мы вам позвоним». Часто такой собеседующий вообще не имеет отношения к вакансии – секретаршу попросили анкеты раздать, а что ты говоришь – ей по барабану. Потом пачку анкет просмотрит кадровик или РОП, и отберёт тех, кто по параметрам подходит. Вот с ними и будет настоящее собеседование. А может и нет, если у РОПа опыта ещё мало. Тоже по пунктам в анкете отбирает. Но попасть на следующее собеседование важно. Для этого нужно в анкете в разделах «свободно о себе», «ваши сильные стороны», «почему мы должны принять вас» написать что-то, что заинтересует собеседующего. Например, «очень нужны деньги на новую машину и образование детей, обязуюсь перевыполнять план, чтобы много зарабатывать!». С таким кандидатом почти наверняка захотят встретиться лично.

Подготовка.

Вас видят впервые. Как и всем незнакомцам, вам не доверяют – так нас с детства учили. Поэтому ведите себя открыто. Поза, лицо, руки. Поза должна говорить о спокойствии, уверенности в себе. Улыбка доброжелательная, спокойная. Руки не спрятаны (топор не прячете) и не скрещены (не закрываетесь), желательно ладонями к собеседнику. Потренируйтесь дома перед зеркалом, посмотрите на себя. Идеально записать на камеру репетицию входа в кабинет и начало разговора – после просмотра многое в себе захотите изменить. Если есть рядом адекватный человек, который может сыграть роль собеседующего – обязательно проведите ролевую игру и снимите на камеру. Посмотрите. Повторите несколько раз. Разницу между первыми и последними попытками заметите без труда. Посмотреть на себя со стороны – сильнейший стимул к изменениям!

Одежда и весь внешний вид должны быть аккуратными, строгими. Есть правило – продавец в костюме продаёт на 30% больше. Можно прийти в джинсах и футболке, но шансов больше у серьёзного человека. Не надо впадать в другую крайность – слишком дорогой наряд для этой работы не подходит: выглядеть надо хорошо, но не излишне богато. Трудно общаться с продавщицами и товароведами небольших магазинов, приходя к ним в норковой шубе ценой в их годовую зарплату. Они вас просто будут ненавидеть (тайно, но это ещё хуже – вы никогда не сможете преодолеть их поток возражений).

С другой стороны, претендуя на работу с сетями, выглядеть надо уже немного подороже– уровень клиентов другой.

В целом – неброско, не вызывающе. Помните: встречают по одёжке, а провожают…

Ежедневник и ручка. Торгпред, пришедший на собеседование, и не имеющий с собой ручки, почти не имеет шансов устроиться ко мне на работу. Даже если вы высылали резюме подробнейшее, я всегда даю заполнять свою анкету. Хочу и почерк посмотреть, и грамотность, и вопросы в моей анкете давно подобрались с изучением мотивации кандидата. Нет ручки – ты зачем припёрся на собеседование, где оценивают твой потенциал? Ручка – вещь, НЕОБХОДИМАЯ на собеседовании. Например:

вам называют 10 точек в городе и просят примерно нарисовать маршрут для их посещения.

вы спрашиваете, какая система оплаты, система отчётов, график работы, … но НЕ ЗАПИСЫВАЕТЕ ответы. Если ответы подробные – то о вас подумают, что вам пофиг.

вам говорят имена и телефоны нужных людей, время следующих встреч, …. – додумайте.

Я торгпредом работал – у меня 3 ручки с собой было всегда. Одна основная, и 2 на всякий случай. Сейчас кто-то подумал про КПК в работе торгпреда. А в накладной расписаться, проценты прикинуть, в ежедневник ФИО, электронку и время/дату/место следующей встречи записать – без ручки – до свидания!

Ежедневник (его наличие/отсутствие/внешний вид/заполненность) тоже о многом говорит.

Вопросы ваши и к вам.

Цель собеседования – понять, подходите ли вы на эту должность, и подходит ли она вам. Поэтому без вопросов не обойтись.

Задавайте вопросы, подробно интересуйтесь распорядком работы и системой оплаты, спросите про сильные и слабые стороны организации и товара по отношению к конкурентам. Старайтесь записывать в ежедневник большую часть информации. Фамилию, имя и должность собеседующего в первую очередь. От должности зависит, какие у него потребности в отношении вас, этого собеседования, вообще отношение к кандидатам.

Супервайзер или РОП заинтересованы в ваших возможностях, но не заинтересованы в Вашем росте внутри компании. Кадровик заинтересован и в том, и в другом. Коммерческий директор – в новом мышлении, каких-то идеях, наработанных связях. Зам. Главного бухгалтера (попросили провести собеседование, потому что «люди идут и идут, все разъехались, ты уж посмотри там, плюсики-минусики поставь, мы потом им позвоним») тоже заинтересован – быстрее освободиться, ну и чтобы у Вас документы в порядке были.

Хороший продажник не начинает презентацию с рассказа о товаре. Начинать надо с вопросов. Открытых.

По каким параметрам вы подбираете кандидатов, кандидаты с какими качествами имеют больше шансов? Очень открытый вопрос – ответ на него может быть весьма развёрнутым – только успевайте вылавливать информацию. А может привести к ответному вопросу: – что Вы имеете ввиду? Тогда будьте готовы развернуть вопрос:

опыт на каких направлениях более приоритетен для компании

учитывается ли опыт в смежных областях (мерчендайзинг, реклама, офисная работа…)

возраст кандидата

образование

Главное, не задавайте вопросов про те параметры, которые не являются вашей сильной стороной.

Какой результат компания хочет получить от кандидата в первые полгода работы?

Важный вопрос. Его обсуждение поможет и вам и собеседующему понять, насколько вы нужны компании. Иногда (в небольших компаниях) вакансия торгпреда появляется без реальной нужды, по прихоти большого начальника. Потому, что отдел продаж не справляется. Потом идёт волна сокращений, и не факт, что останетесь вы. Привычка к людям и давнишние отношения часто мешают сделать профессиональный выбор. Также этот вопрос говорит собеседующему о вашем желании работать долгосрочно, выполнять план в перспективе. А вам ответ на него поможет понять, насколько компания считает важной для себя эту вакансию.

Какие условия работы приняты в компании?

Продолжительность рабочего дня (во сколько надо прибыть утром и вечером. Во сколько обычно все уходят – часто это не оговаривается, но незнание приводит к неудовлетворённости и побегу в первые дни). Сроки сдачи отчётности. Периоды работы операторов, бухгалтерии (когда можно набить заявки, сдать деньги, получить документы на завтра) – это тоже влияет на ваш трудовой день.

Как оплачиваются затраты (телефон, автомобиль, канцтовары). Какова система оплаты труда.

А можете на примере объяснить, сколько и чего я должен буду сделать, и как эта работа будет оплачена? Например: на какие суммы я должен продать разные торговые марки, сколько точек я должен открывать ежемесячно, какие ещё параметры влияют на зарплату?

Сами по себе все эти вопросы, если зададите не по бумажке, скажут о вас, что разбираетесь в работе. Если думаете, что все эти вопросы могут отпугнуть работодателя – вы и правы, и нет. Отпугнут некомпетентного, или того, кто хочет вас обмануть, или боится слишком грамотных кандидатов. Стоит ли идти в такую компанию – зависит от того, в какой должности собеседующий. Испугался супервайзер – не беда, он сам может в этом не полностью разбираться. Испугался или не стал отвечать коммерческий директор – бегите. Супервайзера успокойте простыми вопросами, типа «сколько точек будет у меня на территории?».

Всегда отвечайте на вопросы. Самый большой недостаток торгпреда – молчание. Мхатовские паузы – это для театра. Не знаете что сказать, хотите обдумать ответ – говорите на похожую тему, задавайте вопросы, уточняйте. Параллельно думайте, формулируйте свой ответ. Продажи – это умение общаться. Интеллект помогает ориентироваться быстро.

Что ещё важно? Рассказать о своём опыте. Даже если весь опыт в продажах состоит в том, что старый мобильник другу продал задёшево, всё равно это опыт. Ещё важен опыт общения. Выступал на сцене – сможешь трём продавщицам про новые консервы рассказать. Любишь КВН – сможешь в сложной ситуации шуткой разрядить обстановку. Спортом занимался – готов к нагрузкам, умеешь преодолевать трудности. Торговый представитель – профессия нетривиальная. В ней любой опыт пригодится. Надо думать и постоянно учиться.

Часто на собеседовании спрашивают о составе семьи, жилищных условиях, материальном положении – не пугайтесь, никто Вас не собирается грабить или подставлять. Это вопросы на мотивацию. Я охотнее возьму приезжего, снимающего квартиру, с женой и ребёнком, чем местного мальчика, которому родители машину купили и он хочет на клубную жизнь подзаработать. Бросит при первых трудностях.

Пример мотивации:

Я приехал в Красноярск из маленького посёлка, жена и ребёнок временно там остались. Зарплата на руднике была в 2000 году 2000 рублей. В городе в первый день нашёл 2 конторы с зп 3000 р. Посоветовали на алюминиевый завод попытаться устроиться. Во вторник приехал в 8 утра. У кабинета начальника отдела кадров сидят 50 человек. Везде объявления «никто не требуется». Приходит этот начальник, смотрит на нас и так наивно спрашивает «А вы все ко мне? … а нам никто не требуется». И проходит в кабинет. Вваливаемся толпой следом, все молчат. Я из толпы спрашиваю: «совсем никто не требуется?» Отвечает «технологи высокого давления, …(ещё 2-3 профессии, о которых никто не слышал никогда)» Я опять высунулся и глядя в глаза (чтобы контакт не потерять) «А электрики?»

– Нууу… выше 4-го разряда и выше 1000 вольт

я (не отпуская его взгляд): – всё есть

он: – покажи

Подаю через толпу кучу своих корочек. Долго листал, говорит: – Иди в такое-то здание, там главный энергетик. Скажи, что от меня. У него 1 место есть.

И всё это в полной тишине 50-ти человек.

Ну вот что – там не было электриков? Да и водители хорошие всегда нужны.

Через 2 недели прошёл все этапы трудоустройства и работал за 6000 р. 2 года, пока в торгпреды не подался.

Устраиваются те, кому нужнее, у кого выхода нет. А местные так и сидят молча у кабинета. У них есть где жить, и есть что есть. Не прижало ещё.

Несколько примеров вопросов из анкет, и ответов, которые я рекомендую:

Какими тремя качествами должен обладать успешный сотрудник, работающий в должности на которую Вы претендуете?

Умение устанавливать хорошие отношения.

Честность.

Настойчивость.

Каковы три основные причины, по которым Вы должны быть приняты на эту должность?

Я лучше других буду делать эту работу, потому что умею.

Я лучше других буду делать эту работу, потому что моя мотивация выше (мне надо кормить семью, я хочу развить карьеру в торговле, зарабатывать много денег для покупки хорошего жилья и машины)

Работать со мной будет легко и приятно.

Ответы не простые. Подумайте над каждым, прежде чем писать – возможно, к таким ответам возникнут дополнительные вопросы.

Продажа ручки.

Избитый приём. Сам грешу. Но смотрю не на результат, а на процесс. Практически никто не начал с вопросов «Вы делаете записи? Вы пишете? У Вас ежедневник красивый – много писать приходится? Что вы цените в ручках?». Сразу начинают рассказывать, какая ОНА!!! эта замечательная пластмассовая недорогая ручка за 20 рублей!!!! Тогда показываю свою и говорю, СКОЛЬКО моя ручка стоит. Сразу в ступор. А всего то надо сказать «так Вы берегите её для ВАЖНЫХ встреч, а простые записи в ежедневнике делайте вот этой, недорогой».

Не рассказывайте о вашей ручке. Спрашивайте, что ценит собеседник в канцтоварах вообще и в ручках в частности. А уж потом называйте те качества, которые соответствуют озвученным запросам.

Завершение собеседования.

Прощаясь, торгпред ОБЯЗАТЕЛЬНО и в т/т, и на любой встрече ДОЛЖЕН задать вопрос про сроки следующего созвона или встречи – тоже показатель профессионализма.

Обязательно задайте вопросы:

В какие сроки будет принято решение?

Я завтра вам по какому номеру должен перезвонить? Или лучше подойти сразу с документами?

Какие ещё факторы влияют на решение, кроме моего опыта и знания района/товара?

Кто будет принимать решение (дальше варианты):

Тот, кто собеседует – «могу ли я ещё что-то добавить о себе, чтобы вам было легче принять решение?»

Другой человек – «могу ли я с ним пообщаться, чтобы его решение было более взвешенным?»

Хороший вопрос в конце собеседования:

– Как Вы считаете, над чем мне надо ещё поработать, чтобы стать самым лучшим торгпредом в Вашей компании?

Часто говорят «Мы позвоним» – ждать не надо. Надо искать работу. Позвонят – тогда и решите что выбрать, если будет из чего выбирать. Звонить самому – обязательно! Настойчивый кандидат имеет больше шансов.

Важные советы

Личная мотивация. Многие люди, устраиваясь на новую работу, стесняются спросить, за что и сколько им заплатят. Если вы не из таких – здорово. Остальным настоятельно рекомендую разобраться в схеме мотивации ДО начала работы. Что-то непонятно, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать. Чтобы не увольняться, отработав месяц, и получив намного меньше, чем ожидалось. А ожидалась обычно та цифра, которая в объявлении самой большой была. В торговле так не бывает. Если написано от 15, или до 30, то будьте уверены, вы в первые месяцы получать будете именно 15, если на штрафы не нарвётесь, к тому же. А это часто бывает, т.к. человек начинает работать, не узнав, за что он может получить штраф, а за что платят дополнительные бонусы. Потом разочарование, «все козлы», «опять меня обманули». Задавайте вопросы. Снова и снова, пока не получите чёткий ответ в цифрах. Запишите его при начальнике, покажите ему и спросите: «всё ли я правильно понял?», чтобы он потом отпираться не начал.

График работы. Чтобы штрафы не ловить, запишите все мероприятия, дни недели и время, где Вы должны быть обязательно! Время делите так: 80-90% в полях, остальное на оформление документов (заявки, оплаты, договора). Не сидите в офисе, клиентов там нет, а вас кормят встречи, заявки, оплаты, выкладка, новые точки… поля, одним словом. Работа торгпреда не для лежебок. Волка ноги кормят. Студенты поймут – 3 месяца вы работаете на базу, потом она на вас. Пашите.