Пятый алмаз.
Наша хронология
В этой главе мы введем новые термины: единство верхнее и единство нижнее. Акт Творения. Цимцум – сжатие, утаение света. Шхина. Семь сфирот. Мальхут. Души геров: гер-цедек – праведный прозелит.
Я полагаю, что для большинства наших читателей нелишней будет некоторая хронологическая сетка, применив которую, вы сможете соотносить события разных исторических периодов и не путаться в них. Каббала с легкостью переносит нас из первого тысячелетия в шестое, тусует судьбы, души, эпохи, как карты увлекательной игры, и вы не уследите за развитием событий в этой мозаике, если не воспользуетесь строгой и простой схемой истории нашего мира.
Говоря о шести тысячелетиях, Каббала абсолютно равнодушна к информационному мусору, который набивает головы некоторых людей; и она не собирается спорить с кем-то по поводу динозавров, ледникового периода, культуры ацтеков, инков, Китая, поскольку это попросту не является ее предметом. Она уверенно рулит к одной единственной цели: торжеству Вс-вышнего и кульминации Его Замысла.
Она начинает с теории цимцума – сокращения света Творящего и переходит к описанию постепенного спускания миров вплоть до нашего. Она исходит из постулата о двойном единстве Вс-вышнего: верхнем и нижнем.
Б-г един безотносительно Творения – это единство верхнее. И Б-г един даже применительно к факту уже наличествующих миров – это единство нижнее.
На уровне верхнего единства Он не вовлечен в Творение, Он – кантовская вещь в себе, Ему не нужны мы с вами. Он не затронут ничем, Акт Творения для Него вообще не имеет значения.
На уровне нижнего единства: пока не закончится выборка искр сотворенными, Творец как бы вместе с ними страдает и мучается. На уровне, повторим, Его нижнего Единства. На арамейском эти понятия звучат как ихуда илаа вэ-ихуда татаа.
На уровне нижнего единства: Он страдает вместе с нами глубоко и отчетливо и радуется, и переживает, и является частью нас. Этот уровень часто определяется как Шхина, она же – сфират га-мальхут (седьмая эмоциональная сфира).
Поскольку всего этих сфирот (сфер) шесть, то и будничных, рядовых тысячелетий тоже шесть.
Каждое тысячелетие имеет свой эпохальный характер, свою физиономию. В конце Учебника мы прилагаем сетку шести тысячелетий. Но уже сейчас будет хорошо, если вами будут усвоены основные исторические периоды, которыми мы оперируем:
1. До Потопа
2. От Ноаха (Ноя) до Аврагама
3. От Аврагама до Исхода
4. От Исхода до конца Эпохи Судей
5. От конца Эпохи Судей до Первого Храма и Эпохи царей
6. Вавилонское изгнание (70 лет)
7. Второй Храм (пост-библейское время), вплоть до его разрушения
8. Период 2000-летнего изгнания, Галут Эдом, включительно до наших с дней
Давайте приведем примеры из уже изученного материала. Мы упомянули Каина. Каин – герой истории мира до Потопа. Мы затронули тему пророка Шмуэля и его матери Ханы. Они относятся к концу Эпохи Судей. Яэль и Хевер-кениец – середина Эпохи Судей. Рахав и Йегошуа бин Нун относятся к Эпохе между Исходом и началом Судей.
Вкратце охарактеризуем эти временные периоды.
До Потопа – примерно полторы тысячи лет. Сам Потоп, включая сопутствующие явления, длился год. Далее начиная отсчет от 660-го года жизни Ноаха (Ноя), видим десять поколений, приводящих нас к Аврагаму, и это как раз на стыке второго и третьего тысячелетий.
Третье тысячелетие знаменуется формированием монотеизма, народа, который его исповедует, и историческим Исходом этого народа из Египетского рабства. Завоевание Земли вслед за сорокалетним блужданием по пустыне займет около четырнадцати лет. Земля поделена между коленами, начинается Эпоха Судей, которая продлится 369 лет.
Первый Храм простоит 410 лет, Второй – 420, а между ними втиснется семидесятилетнее Вавилонское изгнание. Вот мы и описали четвертое тысячелетие!
Нам осталось выяснить, что произошло в пятом и шестом тысячелетиях. В основном, произошло следующее: в пятом темнота изгнания сгущалась все сильнее и сильнее, а в начале шестого начался обратный процесс.
Поскольку мы находимся на пороге нового – седьмого тысячелетия, то в нашей ментальности происходят существенные изменения. Наше мышление уже не галутное и не «местечковое». Нет! Мы – граждане Вселенной, и мы ощущаем приоритет духовного над материальным и становимся полноценными партнерами Б-га в Творении. Мы преодолеваем цимцум, приводим к раскрытию Шхины, помогаем душам праведных геров войти в свои правильные рамки. Мы производим бирур ницуцот и доводим до конца Акт Творения, вплоть до его завершающей стадии Мальхут. Вот, вкратце, и вся схема. Конечно, существует множество исторических фактов и имен, которые надо знать, но главный костяк заключен именно в этой схеме.
Итак, задание: Перечислите восемь исторических периодов, важных для понимания Каббалы. Наложите эту схему на сетку семи тысячелетий, приведенную в конце Учебника. Как она соотносится с учением о семи сфирот (сферах)? Какие еще семиричные системы есть в мире? Существует ли на земле народ, у которого нет понятия НЕДЕЛИ?