Четвертый алмаз.
Необходимость зла
В начале нашего Учебника мы пообещали, что книга поможет людям, которые борятся с депрессией и ищут смысл жизни, смысл существования мира, обостренно ощущают непримиримость ко злу.
Давайте объясним словами первого Ребе одного из виднейших хасидских движений, в чем причина и корень существования зла. Он формулирует это так:
«И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика, что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, и „клипот“, и „ситра ахра“, и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Вс-вышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней. И потому они названы „иные боги“, так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а выражение „заднего“ означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти»6.
То есть Вс-вышний до поры до времени как бы «вынужден» следовать законам, созданным Им же самим, и поддерживать в мире баланс добра и зла. Иначе мир перестал бы быть темным и страшным, а, соответственно, у нас не было бы заслуги преодоления тьмы. С приходом Машиаха так и будет! Тьма рассеется, выбора у нас уже не будет. Мы лишь будем получать наслаждение от исполнения заповедей, не встречая препятствий. Но еще некоторое время ситуация должна оставаться именно такой: грешники торжествуют, зло побеждает. Терпение! Все идет по сценарию. Нужно просто изучать мудрость Каббалы и активно участвовать в жизни своего поколения, будучи подобным Ноаху (Ною) в поколении Потопа, а еще лучше – Аврагаму в его поколении, то есть воздействовать на свое окружение, помогать людям прийти к Источнику знания. А что касается суицидальных наклонностей, то мы еще вернемся к этому и обязательно распутаем вместе с вами этот запутанный клубок, именуемый в психологии термином аффектированное сознание – состояние невладения собой. Пока что вам необходимо просто впитывать информацию с тем, чтобы появились какие-то основные познания, с помощью которых мы надеемся научить, как ваше сознание и поведение изменилось бы в лучшую сторону.
Вполне вероятно, что на данном этапе наш читатель уже отчаялся что-либо понять во всей этой лурианской Каббале, ибо мы заставляем его пересекать на одном дыхании пласты в сотни и тысячи лет. Однако пришло понимание: вся еврейская, библейская история – это, оказывается, взаимодействие, расщепление, взаимоисправление всего лишь около сотни «основных», «исходных» человеческих душ!
Все достаточно компактно, если существует духовный рисайклинг: одна и та же душа спускается в мир по многу раз! Творец «работает» экономно, тщательно, изящно, убирая, шлифуя ненужное, отсеивая неблагородное, извлекая из породы – сверкающие грани чувств, слияние характеров, их интеграцию и интеракцию в конфликте.
И вот здесь – первый «облом» для людей с суицидальными наклонностями. Если все сложится в итоге в правильный пазл, то зачем же расставаться с жизнью? Вам кажется, что пазл вашей жизни не сложился, он не имеет нужных фрагментов, гармоничной картины не получается. А Каббала утверждает: ваша жизнь прекрасна, все нужные куски обязательно сложатся.
Мы еще не доказали этот тезис, но лишь выдвигаем его.
Давайте начнем с Аврагама. Аврагам – это самое начало третьего тысячелетия от сотворения мира.
ДУША АВРАГАМА
Аврагам (еще до его физического рождения) был настолько дорог Вс-вышнему, что Ему пришлось иметь довольно неприятный разговор с Сатаном (Сатаной), одним из министров Б-жественной юстиции. Сатана сказал, что, если будет спущена в нижний мир душа Аврагама, то ему нелегко будет удалять людей от Б-га (а именно такова его функция). Ему было отвечено, что его претензия принята, и что Аврагам будет помещен в такую семью, которая не даст развиться ростку добра, что его душа будет погублена. Зачатие произойдет при обстоятельствах, которые несовместимы с чистотой. Ребенок наверняка выйдет испорченным! Его отец к тому же сам предаст его царю Нимроду для наказания, даже казни. Услыхав такие сюжетные ходы, Сатана согласился.
Это похоже на игру в шахматы сильного с заведомо слабым противником, когда сильный убирает со своего поля пару фигур для баланса. Душа, которой предстоит прийти в мир, очень светлая, она принесет в мир много святости, света, а темные силы требуют, чтобы был соблюден статус-кво! В этом случае обладателю особой души даются очень темные обстоятельства рождения и жизни. Для сравнения: душа Машиаха появляется оттуда же, откуда приходят, скажем тонким намеком, произведенные Лотом моавитяне, откуда потомство Тамар и Йегуды, Рут и Боаза, и такова также тайна рождения царя Давида.
И вот рождается даже еще не Аврагам, а Аврам. Царю Нимроду докладывают, что родился его потенциальный противник, и родителям приходится прятать мальчика в подвале. Аврам увидел луну, солнце, небо – впервые, внезапно, когда его заключение кончилось (предположительно в три года). До этого он полагал, что еду ему спускает с потолка таинственная веревка, которой он по этой причине и поклонялся. Но вот он открывает для себя Солнце! «Так вот кто заботился обо мне в подвале!», – думает он. Ему было ясно, что благодарить нужно именно это горячее светило! Затем приходит вечер, и он понимает, что власть Солнца не вечна. Затем луну прогоняет облако, а его, в свою очередь, отталкивает предутренний ветер. Кто же из стихий сильнее, кто всем управляет, кто все создал? Мальчик начинает познавать мир… Между тем у его отца выгодный бизнес – продажа фигурок идолов народонаселению Месопотамии.
Аврам разбивает идолов, и отец передает сына для казни царю Нимроду.
Царь приказывает бросить мальчика в пылающую печь, но Аврам выходит оттуда живым. Его брат Аран тогда тоже принимает решение провозгласить Единобожие. Он увидел, что это логично и выгодно – ведь Б-г спасает и прославляет тебя в ответ. Арана бросили в печь, но чуда не случилось, и он сгорел, именно потому что ждал спасения как логического звена по принципу «ты – мне, я – тебе».
В дальнейшем мы захотим проследить, каковы были гильгулим отца и матери Аврама, а также его брата Арана.
Вопрос: Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы выжидали: а стоит ли проявить принципиальность? Окупается ли она? И в итоге проявляли ее, но было уже поздно? Победа была уже достигнута ЧУЖИМИ руками…
И еще вопрос: В этой главе мы встретили ангела по имени Сатан. Я дала ему ироническую дефиницию. Какое определение дали бы этому ангелу Вы сами? С какой частью тела вы могли бы его ассоциировать? Каббала «размещает» его офис в наших… почках и мочевыводящих путях. Слово «шетен» на иврите означает моча. Это тот же корень, что и Сатан. Сравнить: по-арабски шайтан.
Вообще, вся терминология на языке иврит может быть проработана по части сходства с арабским языком и санскритом. Это тоже мой любимый конек, но не хотелось бы чрезмерно перегружать читателя. Просто отметьте, насколько все взаимосязано. Иной раз получаешь доказательство точности какого-либо термина из такого источника, откуда и не ожидал!