Вы здесь

Учебник по каббале. Третий алмаз.. Понятие о лурианской каббале (Эстер Кей)

Третий алмаз.

Понятие о лурианской каббале

Собственно, мое знакомство с учением лурианской Каббалы началось с биографий АРИ и рабби Хаима Виталя, которые я переводила, обрабатывала, издавала и переиздавала в течение 15 лет. После этого выяснилось, что также и труды лурианской Каббалы интересны для русскоговорящего читателя. В результате обработки множества комментариев и первоисточников возникла возможность составить учебник, который сейчас перед Вами.

Чтобы усвоить предлагаемый мною материал, вам надо принять за данность, что, согласно еврейскому мировоззрению, мир, известный нам, живет и развивается без малого шесть тысячелетий, а также постараться уловить тенденции исторического развития человечества.

Человечество не стоит на месте. Оно движется то вперед, то назад. То вспоминает, то забывает снова. Оно учится. Делает ошибки. Падает. Встает. Каковы же тенденции его развития в целом?

Эти тенденции противоречивы. С одной стороны, тенденция к огрублению наших чувств, нашего восприятия, с другой стороны – наше продвижение к достижению Близости с Творцом. Мы сами должны ощутить, что определенные закономерности движут развитием мира.

Представьте себе лестницу из семи ступеней, ведущую вниз, а затем – такие же семь ступеней, ведущие вверх. Почему именно семь? И не связано ли это с выражением «семь небес», «быть на седьмом небе»?

Изначально человек был очень близок к Создателю, потом удалялся от Него, пока не отдалился на семь уровней, потом снова приблизился, что выразилось в получении Торы на горе Синай. Тору получил для нас Моисей (Моше), называемый седьмым пастырем. Если считать от Аврагама, то Моше – седьмой. Начиная с Аврагама и завершая Моше, происходило приближение, преодоление семи уровней.

Но увы! История с золотым Тельцом снова отбросила человечество на новый виток отдаления от Творца. И снова начались семь ступеней отдаления, погрязания в темноте.

После чего, уже в наше новейшее время, начиная с Бааль-Шем-Това, семь пастырей хасидизма вернули человечеству высокий духовный уровень, и теперь ничто не мешает нам обрести Вс-вышнего в нашей повседневной жизни. Причем предыдущие нисхождения будут засчитаны нам Творцом как возвышение! Ибо именно падение стало причиной поднятия! Таким образом, мы всегда движемся вверх: даже по лестнице, вроде бы ведущей вниз!

Вот, вкратце, что следует знать об основах каббалистического учения.


Далее, мы познакомились с теорией гильгулим – реинкарнаций, взяв за основу те из них, которые точно известны, разработаны самим рабби Хаимом Виталем. Есть также около 50 гильгулим (то есть имен, личностей), которые разработаны, показаны в динамике и развитии, другим учеником АРИ – р. Йисраэлем Саруком. Это тоже должно быть изучено, и именно этим мы сейчас займемся.


ОТКРОВЕНИЯ ИЗ ОБЛАСТИ РЕИНКАРНАЦИИ

Адам. Принципиально важно понять, были ли еще души изначально, помимо души Адама, заключавшей внутри себя в потенциале всех последующих людей?

Есть точка зрения, что одна такая душа имелась. Ее как бы «отставили» в сторонку до поры до времени.

Но все остальные люди, все человечество – в потенциале содержались внутри «сокровищницы душ», образ которой представлял собой огромный, светящийся, б-жественный пра-человек – Адам. Буквы А, Д и М служат намеком основных этапов развития этой личности: Адам – Давид – Машиах (имя которому Менахем). Известно, что Адаму предстояло прожить на Земле тысячу лет. Но когда ему показали в пророческом видении, что царь Давид не сможет выжить и умрет еще во чреве матери, подарил ему Адам семьдесят лет от своего срока жизни.

Таким образом, основные гильгулим Адама как личности, а не как собирательного образа, это – гильгуль Давида и гильгуль последнего Машиаха-Избавителя.

Кроме того, указано в святых книгах, что полный образ Адама был представлен в праотце Яакове.

Адам – транзитный гильгуль в Яакове, далее – Давид и Машиах («Менахем шмо», на иврите – Менахем, или Утешитель, будет зваться Мошиах).

Каин – в дальнейшем Хевер га-кени Йитро-кениец – мицри, убитый Моше

Гевель (Авель) – он же Моше


Задание. Рекомендую вам записывать на отдельном листе схемы перевоплощений, чтобы отслеживать их по ходу чтения книги. Понятно, что гильгуль не является абсолютной копией предыдущей личности: как минимум 5 разных уровней души – а то и более детальные расслоения – отрабатываются в различных телах. Очень редко встретишь упоминание о полном абсолютном гильгуле с перенесением всех уровней.

Книга р. Азарьи де-Панно по теме перевоплощений (Сэфэр Гильгулей Нэшамот) отражает подход р. Йисраэля Сарука к лурианской Каббале. В таком виде это учение распространялось по Италии еще при жизни р. Хаима Виталя. Рабби Хаим оставил нам множество вкраплений, касающихся гильгулим, в тексте всего многотомника Писаний АРИ. Но параллельно с его работами большой интерес для нас представляют и открытия, сделанные р. Йисраэлем Саруком.

Книга рабби Азарьи де-Панно построена как научная работа, в которой приводятся имена значительных личностей, оставивших след в еврейской и мировой истории, например, Аристотеля, РаМБаМа, Ромула и Рема, РаШИ и других, причем эти имена перечислены в алфавитном порядке.

Справа в начале строки на иврите всегда приводится наиболее древняя, исходная часть личности. Далее описывается, какие гильгулим она прошла.

По-русски мы сделаем иначе, мы не будем перечислять имена в алфавитном порядке. Мы выстроим наше повествование хронологически, постепенно продвигаясь от древнейшей истории к новой и новейшей.

Около 50 гильгулим «отработано» в этой книге, причем они не только перечисляются! Выявляются импринты, матрицы и парадигмы: отслеживается причинно-следственная связь и обосновывается, почему именно та или иная личность пришла в таком воплощении. Ведь гильгуль – это всегда некая повторяемость в моделях поведения.

Включены также случаи гильгулим в теле животного, в растительной и минеральной формах. Если исследователь может доказать свою точку зрения с помощью того или иного стиха, который был произнесен данным персонажем, то он подключает и цитирование. Парадигмы в поведении также бывают достаточно очевидными.


Например, что общего мы видим у Адама, Машиаха, Давида и Яакова? Общее в них то, что эта душа несла групповую ответственность, служила в первую очередь общественным, а не личным интересам.


Замечателен в этом смысле сон, описанный в работе рабби Хаима Виталя:


«Он и патриархи – Аврагам, Ицхак и Яаков – не погребены вовсе, а спят, лежат внутри пещеры (Махпела – прим. пер.), и там есть большой факел перед Адамом, и рассыпается бесчисленное скопище искр перед ним от этого факела. И р. Элье спросил меня во сне:

– Что это за огромный факел и искры перед Адамом, которые все время отлетают от него и снова включаются в него?

И я ему сказал:

– Это – души праведных, которые укоренены в душе Адама, подобной факелу.

И оттуда мы пошли с указанными праведниками в Храм».4


Итак, мы видим, что Каббала также интерпретирует метафоры и образы, оперирует символикой и поэтическими сравнениями. Но на практике этот образ означает еще и то, что у Адама – особая душа. Образ помогает нам понять также и особое значение динамики душ. Основные этапы истории не только Адама, но и человечества: это – Яаков-патриарх, царь Давид и Машиах, чье имя Менахем.

Понятно, что с Яаковом тесно связан и рабби Акива, как это было указано в нашей книге «У истоков лурианской каббалы, Цфат, XVI век». Не только буквы имени (йуд – айн – куф – бэт) повторяются здесь. Здесь присутствуют также парадигмы и бихевириальные пэттерны – поведенческие модели, свойственные обоим этим героям.


АКИВА И ЯАКОВ

Простая и доступная параллель между р. Акивой и другим знаменитым пастухом в истории основана не только на их общей профессиональной деятельности и наличии нескольких жен. Есть и более глубокий пласт – пласт переживаний.

Помнит ли душа свои переживания в прежнем гильгуле? Ответ следует из писаний рабби Хаима Виталя. Сообщается, что душа рабби Хаима – это гильгуль души рабби Акивы.

Рабби Акива был одним из десяти казненных Адрианом мудрецов. Его терзали раскаленными железными гребнями. Его казнь была публичной и героической. Рабби Хаим Виталь неоднократно терял сознание, когда находился при большом стечении народа. АРИ объяснил ему, что его душа запомнила ТО страдание и поэтому так реагирует на скопление масс.

Связь души с тем же кругом людей, что и прошлом воплощении – это еще один интересный тезис. Не только буквы имени могут, повторяясь и слегка видоизменяясь, открывать нам тайну гильгуля. Также сама биография человека может в основных своих этапах повторяться. А также круг людей перемещается вместе с той душой, рождается заново и снова составляет часть жизни того же человека5.

Итак, на нашем следующем уроке мы будем говорить о том общем, что было найдено между многими личностями древней и новой истории. Яаков в утробе матери ухватил Эйсава за пятку и тем самым сумел «вырвать», «вычленить» из этой пятки Акиву: на иврите пятка и есть акев. Душа рабби Акивы находилась в оболочках – клипот Эйсава. Эта чистейшая душа должна была пройти через состояние нееврея, затем – состояние еврея, сына геров, но ненавидящего науку Торы, и лишь затем удостоиться Света. А потенциал всего этого был заключен еще в утробе, где боролись близнецы!

Вот сколько общего мы нашли между двумя героями этой главы.