Второй алмаз.
Истоки и корни первых душ
В этой главе мы знакомимся с понятием корень души и реинкарнация души. Корень – это как семья: души общего корня имеют много общего в своей миссии и в переживаемых трудностях. Зачастую это бывают души, которые реализуются с перерывом в нескольких поколениях, в разных телах, у людей с разными биографиями, но они – кармически родственны. Слово карма означает деятельность. Реинкарнация связана со словом карнэ, что означает – мясо, плоть. Реинкарнация – воплощения души в разных телах. Слово «гильгуль» на иврите означает круговорот. (Вспомнить здесь о «колесе сансары» – не запрещается, но не очень уместно. Еврейские термины эксклюзивны и первичны.)
ГИЛЬГУЛЬ ПРОРОКА ШМУЭЛЯ. ХАНА. ПЕРВОСВЯЩЕННИК ЭЛИ
Шмуэль был родом из Рамы (ныне – Рамалла). Его душа имеет очень высокий корень. Таким душам тяжело родиться, тяжело получить «визу» для прихода в этот мир. Его матерью стала женщина, у которой вообще не было шансов забеременеть. Это была душа (вернее – гильгуль) библейской «блудницы» Рахав. Рахав происходила из корня Каиновых душ. Каин был первым убийцей на земле. Его мотивацией была зависть. Черты его характера изначально были тяжело преодолимы.
КОРЕНЬ ДУШ ОТ КАИНА – НА ИВРИТЕ: ШОРЕШ КАИН
Для начала зададимся вопросом: «Что нам известно о сыновьях Адама?»
Из Торы и комментариев мы знаем, что убийство Авеля (гевель) Каином повергло всех участников той ситуации в сильнейший стресс. Каин даже не знал, как ему быть с телом убитого брата, подсказку ему дал ворон, который на его глазах закопал и присыпал землей своего убитого противника. (Тогда Каин поступил подобно ему). Мать и отец Каина тут же начали ссориться по поводу того, кто именно из них не сумел дать ему хорошее воспитание. Они могли бы сослаться на Дедушку, но не сделали этого, потому что, вероятно, уже тогда постигли простую истину, что Г-сподь творит лишь добро. Так или иначе, Адам рассорился и разошелся с Хавой на 130 лет. Тут же в его «скайп-окошке» возникла улыбающаяся Лилит и спросила, не одиноко ли ему. И Адам стал плодить с ней демонов и чертей.
Между тем земная история продолжалась. Адам должен был воспитывать свое поколение. Лемех пришел к нему, чтобы попросить помощи и совета. Дело в том, что жены оставили Лемеха после непреднамеренного убийства им Каина и Туваль-Каина. Адам обратился к женам Лемеха и рекомендовал им вернуться к мужу. Они ему ответили: «А сам-то ты?» Они имели в виду, что Адам отстранился от Хавы, как только крыло смерти коснулось их семьи.
И вот как раз до того, как это совершилось, встречает Адам Каина и видит его в радости.
– Как ты можешь радоваться, ты же убийца?! – спросил Адам.
– Вс-вышний научил меня, как совершать раскаяние, а после покаяния следует радоваться, – ответил Каин.
– Научи же и меня! – попросил Адам.
Каин объяснил ему, из каких этапов состоит тшува – раскаяние. Тот под влиянием слов жен Лемеха осуществил тшуву и вернулся к жене, к Хаве. После этого у Адама и Хавы родился хороший сын – Шет, послуживший основой – таштит – мира. Он похоронен на Арбеле, напротив Кинерет. Его имя – Сет или Шет – послужило корнем слов, во многих языках служащих обозачением государственности и инфраструктур: «С-Т, Ш-Т». Для сравнения: Штат, Штадт, стейт, стан – в названиях стран. Отсюда также – устойчивость, состояние, стабильность.
Интересно, что слова Каин и раскаяние столь созвучны друг другу на русском языке.
В книгах по Каббале очень много материалов посвящено именно описанию приключений каиновых душ. Некоторые из них мы и рассмотрим.
РАХАВ И ХАНА
Из корня Каина была душа матери пророка Шмуэля. Ее звали Хана.
Корень – на иврите шореш – это как семья, души общего корня имеют много общего в своей миссии и в переживаемых трудностях. Как мы уже объяснили2, говоря о рождении пророка Шмуэля и душе его матери Ханы, в связи с душой Рахав, происходившей из корня Каиновых душ.
С таким наследием рождаются люди, чьи души восходят к духовному корню Каина. Им очень сложно переломить свои врожденные дурные наклонности. Рахав до пятидесяти двух лет жила абсолютно безнравственно. Однако потом Рахав приняла веру евреев и стала женой их лидера – Йегошуа бин Нуна. Она помогла предать хананейцев в руки евреев, облегчила осаду и взятие города Йерихо – «ключа» к Земле Обетованной. Иерихон. «О, иерихонские трубы!» – Наверняка вспомнит каждый читатель, дойдя до этих строк.
Итак, Рахав стала женой еврейского вождя-завоевателя, мудреца Йегошуа бин Нуна. Она родила дочерей, от которых впоследствии произошли на свет семеро пророков и пророчиц. Но ее душа была изначально из корня Каина – мужская душа с тяжелым криминальным прошлым.
Затем эта же душа воплотилась в Хевере-кенийце. На иврите – Хевер га-кени.
Хевер – также из корня Каина.
Рахав – те же буквы, что Хевер.
Кени – буквы слова Каин.
Таким образом, Рахав из духовного корня Каина снова сыграла немаловажную историческую роль.
Термины и задания:
Воплощение = реинкарнация = Гильгуль, т. е. полное вторичное проживание новой жизни при наличии неновой души.
Если душа воплотится в неживой материи (камень, вода), то и она будет определяться как Нефеш мегульгелет (хотя это не именно плоть, а иной вид материи). Неновая душа = Нефеш Мегульгегет – душа переработанная.
Задание: записать имена в таблицу, с тем, чтобы пополнять ее в дальнейшем.
Примечание: мать пророка Шмуэля – Хана.
Возник вопрос: «Откуда известно, что она и есть библейская Рахав?»
Пишет р. Хаим Виталь: «Рхав пи аль-ойвай» – песнь Ханы, где сказано: «Разверзни уста мои на врагов моих», – намек на слово Рахав. «Рхав» – буквы Рахав.
Всегда, раскрывая тайну гильгуля, мудрецы дают основание для своих слов (фраза героя, модель его поведения, деталь одежды, любое другое «вещдок», вещественное доказательство принадлежности).
Продолжаем нашу цепочку. Яэль и ее муж Хевер-кениец – из числа потомков легендарного Йитро, они похоронены в удивительном месте в Верхней Галилее – Тель-Кадеш. Каменные плиты хранят под собой их останки уже более трех с половиной тысяч лет. Место известно мало, хотя обозначено в туристических справочниках. Что касается подвига Яэль, то он очевиден: она предала главаря вражеской армии в руки евреев и тем самым покончила с террором ханаанитов против еврейских «поселенцев». Ее муж был внешне лоялен к Сисре, поэтому Сисра и пришел, чтобы спрятаться в их шатре. Яэль напоила его вином и убила подручными средствами. От их обусловленной военным положением связи произошел впоследствии род рабби Акивы бен Йосеф. Рабби Акива также из духовного корня Каина.
Что же касается следующего после эпохи Судей поколения – поколения пророка Шмуэля и двух первых царей, то в переносном Храме служил первосвященник Эли, о котором мы и собирались рассказать. Бесплодная женщина, Хана, пришла в Скинию, чтобы помолиться о рождении ребенка.
Эли был по натуре очень праведен, и он счел Хану (духовно ему чуждую, ибо ее душа не имела высокой благородной огранки, поскольку она несла на себе каинову печать) пьяной и наглой, вошедшей в Скинию Завета в неподходящем виде. Он сурово поговорил с ней, она же сумела показать ему, что ищет единственно пользы Б-га и реализации Б-жественного замысла, что она не хочет ублажить свое эго, а просит, чтобы у нее родился ребенок, поскольку так НУЖНО (!) для исполнения высшего плана. Эли согласился и благословил ее. После этого у физически бесплодной женщины изменилась физиология, и она родила.
Так пришел в мир пророк Шмуэль. Его дальнейшие реинкарнации также очень интересны.
Как-то случилось, что раббан Гамлиэль был отстранен от управления высшей Академией. Требовался Глава Академии. Дело в том, что раббан Гамлиэль обидел одного из мудрецов поколения и должен был покаяться, а другого мудреца на пост главы не нашли. Рабби Акива не подходил в силу своего происхождения: он был из геров. Другие не подходили по другим критериям. И тогда взяли на этот высокий пост рабби Элазара бен Азарью. Он был молод, но очень талантлив в Учении и финансово независим, а также обладал благородным происхождением (от Эзры Софера). В одну ночь стала голова его седой, чтобы он внешне подходил для своей миссии. Он восполнил гильгуль – воплощение пророка Шмуэля и прожил столько же лет (52 года жизни Шмуэля плюс 18 лет до своего назначения на пост директора Академии). Шмуэлю было положено жить 70 лет, но на самом деле он прожил только 52 года.
Кстати, история со смещением завершилась так: раббан Гамлиэль признал свою вину и покаялся, помирившись с обиженным им ранее мудрецом. Его вернули на должность, но при этом не сместили уже избранного молодого преемника, дав им обоим возможность толковать Тору перед учениками, но соблюдая очередность.
Хасидизм обращает наше внимание на важность приведенных в Пасхальной Агаде – гагада шель Песах слов рабби Эльазара бен Азарьи. Этот мудрец, ставший главой еврейского народа в очень молодом возрасте, связал заповедь рассказа об Исходе из Египта с наступлением окончательного Исхода из последнего Изгнания. Сказанную им фразу можно перевести так:
«Упоминание об Исходе будет заповедью во все дни жизни, также и в Эпоху окончательного Освобождения».
Но эта же фраза прочитывается и иначе:
«Упоминание об Исходе – заповедь, все дни жизни твоей – имеет целью привести к Освобождению».
Таким образом, характерное для рабби Эльазара заявление, прозвучавшее в первый день принятия им верховной законодательной власти, указывает на то, что цель всей жизни человека, тенденция всех происходящих с ним событий – привести в мир раскрытие Машиаха.
Рабби Элъазар бен Азарья – продолжение жизни пророка Шмуэля, то есть даже больше, нежели просто гильгуль. Это отмечает Любавичский Ребе в своих Беседах3.
ЙИТРО
Йитро: шореш Каин.
Йитро был жрецом и академиком высшей школы идольского менеджмента. Любые факторы управления Вселенной, помимо Творца (который официально игнорировался тогдашним жреческим истеблишментом), были ему ведомы. Свести все их к одному знаменателю он не мог и не хотел. Йитро был интересной и противоречивой личностью. Наряду с Йовом и Бильамом числился в советниках египетского фараона, но в то же время конфликтовал с окружающими, поскольку выражал неудовлетворенность идолопоклонством. Сначала, как мы знаем, он подвергал опасности жизнь Моше Рабейну (посадил его в колодец и морил голодом), затем был согласен выдать за него замуж одну из своих дочерей (Ципору, тайком приносившую пленнику еду). Имел жестокий характер, но вместе с тем, по прошествии времени Йитро смиренно явился в стан евреев, чтобы принять Тору у горы Синай.
Что же влекло его столь неудержимо к еврейской вере? Каббала сообщает нам, что корень его души восходил к Каину. Моше же являлся «искрой души» гевеля (Авеля). В первом воплощении, когда они были братьями, их ссора произошла не только из-за жертвоприношения, а еще и из-за женщины, ибо Каин позавидовал тому, что у Авеля было две жены, а у него – одна. Они были сестрами-близнецами, родившимися вместе с ним. В очередном воплощении «Каин» (Каин как матрица) исправляет свой грех: он сам способствует тому, чтобы «Авель» (опять же, Авель – матрица, оттиск души, принт) обрел жену, и Йитро-кениец становится тестем Моше. В дальнейшем он даже даст Моше дельный совет по практическому судопроизводству. Его именем будет называться целая глава в Торе.
С таким непростым наследием рождаются люди, чьи души восходят к духовному корню Каина.
Задание: Приобретите книгу ТаНаХ (Библия без новейших, «новозаветных», вставок). Прочтите и запомните основные имена и события из Пятикнижия Моисеева, Пророков и Писаний. Продолжайте записывать имена, чтобы отследить хронологию появления душ общего корня в разных исторических срезах.
Обратите внимание! Часто используются те же согласные буквы в случае, когда приходит в мир та же душа, или из одного корня: Рахав – Хевер, Яэль – Эли.