Глава 2. Основные источники и методы получения информации в практике массовых коммуникаций
2.1.Типология массовой аудитории
Коммуникационная история человечества – это не только развитие средств коммуникации, каналов передачи информации и материальных носителей сообщений, закодированных в символически-знаковой форме. Это также развитие исторических форм общения и культуры, правил переговоров партнёров, самопрезентация, организация и проведение пресс-конференции журналистов. Зарождение информационно-коммуникационного общества, в котором технические системы телекоммуникаций, радиовещания и Интернет-коммуникаций интегрировались с экономикой, управлением, массовой культурой, политикой и социальной работой, было обусловлено стремительным развитием средств массовй коммуникации. В обществе массовой культуры, которая производит все ценности к «общему знаменателю», превращая их в рубрикаторы рынка, как достоинства, так и недостатки, о которых журналист в своих проектах информирует общество. К достоинствам можно отнести, жизненный комфорт, стимулирование массового производства, здоровый образ жизни. К недостаткам можно отнести, потребительская психология, инфальтилизм, манипулирование сознание [4, с. 8]. Речь идёт о такой технологии разработки и реализации проекта, которая включает выбор жизненной стратегии, формирование, позиционирование и продвижение определённого имиджа и репутации. Необходимо также, формирование собственной востребованности, или спроса на себя, не только на рынке труда, но и в социальных отношения, личной жизни, быту. Сегодня квалифицированный профессионал в любой области коммуникации, должен обладать не только навыками эффективного межличностного повседневного общения, но и знаниями о коммуникационных и информационных процессах в социуме. Для этого будущим специалистам необходимо знать модели и теории, объясняющие межличностные, массовые и корпоративныё коммуникации, а также уметь практически использовать полученные теоретические знания. Модели массовой коммуникации описывают журналистику как систему, которая предназначена для поиска, переработки и передачи актуальной социальной информации с помощью специализированный коммуникационных средств неопределённой массовой аудитории, с целью её информирования, социальной адаптации, а также отражения и формирования общественного мнения [2, с. 96, 97; 21, с. 100–103].
Журналистика как разновидность производства духовного продукта создает не только предмет потребления – газеты, журналы, телевизионные и радиопрограммы, несущие информацию её получателям, но и потребителя этой информации – аудиторию. В процессе изучения аудитории средств массовой информации необходимо правильно типологически определить такие понятия как «толпа», «масса», «публика», «общественность». Эти понятия не являются синонимами. Одним из первых исследователей толпы, как разновидности стихийных групп был Г. Леон. Под толпой он понимает бесструктурную, неорганизованную и неосознанную «человеческую совокупность», лишённую ясно понимаемой общности целей, но непосредственно взаимодействующую между собой и объединённую общим ситуативным интересом или объектом внимания, схожими эмоциональными переживаниями, чувствами, психическим состоянием и единством мысли. Основными регуляторами поведения в толпе становятся инстинкты, человек выпадает из рамок культуры. Единственным источником влияния на толпу оказывается вожак. Он используют три способа воздействия: заражение, внушение, подражание.
«Масса» во многом напоминает толпу, так как обладает той же психологической характеристикой и тем же рядом специфических свойств, но имеет с ней и значительные различия. Сущность понятия «масса» наиболее глубоко раскрыта американским исследователем Г. Блуммером. Он впервые на научном уровне разделил понятия «толпа» и «масса», которые ранее употреблялись как синонимы (Фрейд З., Канети Э.). Он рассматривает массу как множество людей, которое, как и в толпе, анонимно, аморфно, размыто, разнородно, с нечёткими границами и разным общественным положением. Но в отличие от толпы масса – более сознательное, стабильное, организованное, не обязательно сиюминутное образование. В массе люди готовы действовать с той согласованностью и единством, которая выражается в их общем интересе или желании, сознательности сделанного ими выбора и вытекающего из этого сходства их чувств и поведения. Масса бывает похожей по поведению на толпу, но всё же может вести себя и без такого стадного неистовства. Для того чтобы управлять массой должна определиться элита. Избранные обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры. У них более чёткие и продуманные конечные цели и тактика поведения.
Понятие – «публика» вывел Г. Тард. Под публикой принято понимать кратковременное образование людей, не имеющих достаточно интенсивных личных взаимоотношений, но объединённых схожими эмоциональными переживаниями и особенно общностью мнений [26, с. 192]. Он считает, что публика более управляема, чем толпа и масса. Часто психологические механизмы поведения публики внешне могут приближать её к толпе. Публика остаётся массовым собранием людей и в ней действуют законы массовых процессов. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.
Термин «общественность» употребляет также Г. Блуммер. Суть этого термина лаконично описала Л. Г. Почебуг. Понятие «общественность» используется «по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-либо проблемой; б) их мнения относительно решения этой проблемы полярно различаются; в) люди вступают в дискуссию, посвящённую решению этой проблемы» [20, с. 81]. Общественность отличается от других видов массовых процессов тем, что её члены демонстрируют не единодушие в чувствах, мыслях и действиях, а конфликт относительно способов решения какой-либо проблемы. Члены общественности интенсифицируют своё самосознание, обостряют свои способности к анализу ситуации и критическим воззрениям, рациональным рассуждениям.
Несмотря на общность процессов, происходящих при больших скоплениях людей, понятия толпа, масса, публика и общественность чрезвычайно изменчивы и могут с лёгкостью превращаться из одного вида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, ситуативно и быстротечно, однако знание типичных закономерностей и механизмов массовых процессов позволяет сознательно проводить исследования, которые необходимы для определения аудитории каждого средства массовой информации.
2. 2. Теоретические методы получения информации
К общепринятым методам сбора информации относятся: наблюдение, работу с документами, интервью. Эти три познавательных метода, инструмента журналистского поиска, в зависимости от поставленной задачи, могут реализоваться комплексно или самостоятельно. К методу наблюдение предъявляются требования объективности, репрезентативности и достоверности. Эти требования проистекают из особенностей наблюдения как метода сбора информации за людьми. Иногда проявляется субъективное отношение наблюдателя к объекту наблюдения, при этом срабатывают такие черты личности первого, как его собственный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоциональное отношение к объекту, а также реакция индивидумов, становящихся объектом наблюдения, на присутствие наблюдателя. В зависимости от роли наблюдателя различаются два вида наблюдения. Наблюдение невключенное – неучаствующее, когда наблюдатель находится вне наблюдаемого объекта. И наблюдение включённое – участвующее, когда наблюдатель становится в той или иной степени частью объекта.
Источников информации много, но вне зависимости от конкретной медийной сферы журналист обязан выбрать те источники, которые наиболее достоверно могут представить информационный материал. Это в основном документальные источники информации. Процесс освоения журналистаом документа состоит из трёх составных частей. Получение данных, предполагант умение журналиста быстро и глубоко переработать полученную первичную информацию. Интерпретация данных зависит от того насколько журналист умеет включить в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемых системой знаний общеметодологического и специального характера. Фиксация данных это умение создать новый документ, который при определённых условиях имеет юридическую силу [13, с. 165–166].
Существует множество понятий «документ». Некоторые из них более объёмны: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве». Другие – более узкие: «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой либо факт» [1, с. 23]. Г.В. Лазутина считает «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»– лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности» [13, c. 155].
Документы классифицируются по типу деятельности и по сферам их обращения. По типу деятельности: государственно-административные; производственно-административные; общественно-политические; научные; нормативно-технические; справочно-информационные; художественные. По сферам обращения: производственные; общественных организаций; бытовые.
Методически в журналистике применяется следующее деление документов. 1. По способу фиксирования информации. 2. По типу авторства. 3. По статусу документа. 4. По степени близости к эмпирическому материалу. 5. По способу получения документа.
2.2.1. Методы работы журналиста с документами
Документ (в широком понимании слова) – специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Документы отражают различные проявления общественной жизни и служат цепным источником фактологического материала. В зависимости от способа фиксации документы подразделяются на текстовые и статистические. Текстовые документы – законодательные материалы, документы учреждений и организаций, пресса, личные документы и косвенная документация (справочники, художественная литература и т, д.). Важный момент освоения документа – фиксирование данных. При работе с ними студенту полезно выработать навыки аккуратного ведения записи и следовать определенным правилам. 1. Необходимо фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество автора (коллектив авторов), дату и место издания документа, используемые страницы [17, с. 23]. 2. Цитаты, взятые из документа, должны быть выделены и сопровождаться указанием номера страниц. 3. Все комментарии, наблюдения, замечания необходимо отделять от текста самого документа. 4. Все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена, должности, звания специально проверяются и уточняются. Собранную информацию, которая представляет необработанный материал, следует проанализировать, сортируя, отбирая, редактируя и организовывая данные.
Анализ документов – совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников информации. Термин «анализ» происходит от греческого слова, означающего «разделение па части, распад или расчленение». Цель анализа состоит в том, чтобы лучше попять проблему. Он предоставляет возможность разбить последнюю на части и сосредоточиться на характеристиках и свойствах каждой из них. Выделяются два основных метода анализа документов. 1. Неформализованный – традиционный. 2. Формализованный – контент-анализ. Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов. Контент-анализ основывается на извлечение информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных, статистических характеристик текстов, или сообщений. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Например, устойчивые, повторяющиеся в течение достаточно длительных периодов тематические разделы газеты, или размер газетной площади, или время телевизионных передач, отводимое для данных тем, отражают в той или иной степени интересы читательской/зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.
Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счёта. Это могут быть: отдельные «знаковые» слова; различные суждения. Выражения в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов; мнения, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций. Документ должен сопровождается комментарием. Факт, проблема, концепция являются важными компонентами логической структуры. Эффективность документа может достигаться при следующих условиях. 1. Наблюдается близость или доступность, востребованность информации к аудитории. 2. Повествование строится вокруг жизненных ситуаций. 3. Присутствует драматизм события как форма поиска истины.
При работе с документами существуют также различия в методах исследования и расследования. Исследовать – подвергать научному анализу; осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь. Расследовать – подвергнуть всестороннему изучению, рассмотрению – факты, обстоятельства, дела; осуществить следствие. Расследование журналистов отличается от расследования следственных органов. Журналист выстраивает вероятностные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной ситуации. Его цель – привлечь внимание аудитории. Журналист анализирует явно видимые противоречия, опираясь только на проверенные данные, ничего не утверждая окончательно. Версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию, пролить свет на новые факты. К итогам журналистского расследования стоит отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Новизна произведения на этой ступени профессионализма достигается при гармоничном сочетании трёх слагаемых.
1. Новизны предмета творчества. 2. Новизны условий творчества. 3. Новизны средств, используемых для осуществления цели. Чтобы система сбора информации для анализа журналистских произведений или темы, отраженной в них, была более упорядочена, целесообразно следовать уже отработанным в науке правилам и порядку обработки информации. 1. Концентрация информации – достижение единства информации по заданной теме, что позволяет делать правильные выводы. 2. Фильтрация информации – выделение существенной информации для дальнейшего анализа. 3. Классификация собранной информации по выбору нужного массива. 4. Ранжирование информации – разработка эффективных технологий. 5. Систематизация – классифицированной информации, что позволяет оперировать целостной картиной состояния проблемы в целом. 6. Визуализация систематизированной информации способствует доступности всей информации. 7. Компьютерная обработка собранной информации [17, с. 46].
2.2.2. Назначение деловых изданий
Современные средства массовой коммуникации Российской Федерации строятся и утверждаются в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических рыночных преобразований в обществе. В силу новых тенденций развития общества, именно деловая информация становится предметом целенаправленного спроса.
Журналистское образование предусматривает подготовку специалистов, которые будут работать в ориентированной тематической деловой среде, и создавать полезный и объективный информационный материал. Специалисты в области журналистики, по-разному дают трактовку деловой прессы. Но в целом сходятся во мнении, что материалы деловой прессы не ограничиваются вопросами экономики и политики: деловой является любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров. Информационную среду деловой прессы, составляет информация, которая оказывает влияние на поведение всех участников рыночных отношений. «Деловое издание – это издание, предназначенное для деловых людей и содержащее актуальную информацию, необходимую для развития бизнеса и формирования положительного образа деловой среды общества [22]. Состав деловой прессы в свою очередь подразделяется, на деловые издания и издания для деловых людей. Деловые издания предоставляют только новости и комментарии деловой жизни общества, а издания для деловых людей обеспечивают необходимой полноценной информацией деловых людей [7].
Деловая пресса – это печать, освещающая солидный бизнес и предназначенная для него [11, c. 97]. А. А. Грабельников считает, что цель деловой прессы заключается в формировании информационной структуры, обеспечивающей информационные потребности предпринимателей, пропаганду идей и принципов рыночной экономики. А также распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса [5, с. 79–80]. В. А. Сергачёв определяет деловую прессу как тип печатных СМИ, которые призваны в первую очередь, обеспечить потребности предпринимательства посредством публикации статистических, рекламно-информационных, законодательных и других материалов с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса [24, с. 3].
.
2.3. Интервью как метод сбора информации в практике межличностных коммуникаций
Интервью – самый распространённый межличностный коммуникативный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Метод интервью тесно связан с психологией, социологией, педагогикой, и другими академическими дисциплинами. Но, как правило, первые опыты проведения интервью не всегда бывают успешными. И хотя причины неудач в каждом случае индивидуальны, эти неудачи связаны с нарушение закономерностей профессионального поведения и большой, не подтверждённой, самоуверенностью в своих профессиональных теоретических знаниях. Эти неудачи, необходимо анализировать и обсуждать.
Разные специалисты предлагают определение интервью «Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес» [27]. «Интервью – жанр публицистики, беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам [25]. Предназначенная для печати (или по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом [18]. Интервью, это беседа, разговор, который строится по определённым правилам профессионального журналистского общения. Общение осуществляется с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для информирования общества.
2.3.1. Виды интервью и место проведения
Все виды интервью можно подразделить на четыре большие группы.
1. Информационное интервью в силу жёстких временных стандартов опроса, отличается динамизмом и жёсткой подаче материала. 2. Оперативное интервью, как разновидность информационного, позволяет из большого потока информации выбрать фрагменты и цитаты, которые вписываются в сюжетную конструкцию всего информационного блока. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов по конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения [14, с. 17]. 3. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблем. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей, поэтому к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход [19, с. 20]. 4. Иинтервью-портрет или персональное, профильное интервью сфокусировано на одном человеке, который проявил себя в какой либо сфере деятельности и привлекает интерес для общества.
Местом проведения интервью могут быть пресс-конференции; выход к прессе; брифинги; круглые столы; общение по телефону, интернет-общение. На пресс-конференцию, журналистов приглашают для встречи с официальным источником информации, в определённое время и в назначенном месте. Часто необходимую информацию подготавливают заблаговременно в виде отпечатанного пресс-релиза. В пресс-релизе, специалистами по связям с общественностью, упакована та выверенная информация, которая выгодна заинтересованным лицам [19, с. 32]. Выход к прессе является своего рода малой формой конференции, и, как правило, заранее не планируется, в этом способе подачи информации, инициатива принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу подачи информации. На брифинге, как на официальном регулярном плановом мероприятии журналистов информируют о текущей деятельности организации. Сложным методом получения информации является «круглый стол», на котором журналист ведёт разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь журналист должен быть режиссёром этого мероприятия, при подготовке, он должен продумать стратегию встречи, и прописать сценарный план этого мероприятия. Интервью по телефону используется в телевизионном и радио эфире для актуальных включений, например, в оперативных выпусках новостей, когда желательна и целесообразна информация с места события, без иллюстрационного сопровождения. В каждом методе есть свои достоинства и недостатки. Если обязательно необходимо провести интервью с руководителем предприятия, то надо терпеливо выжидать, когда вас пригласят в кабинет, это не самый худший способ добиться встречи [12, с. 26–32].
2.3.2. Основные методические этапы работы по созданию интервью
Методическая работа по созданию интервью состоит из трёх блоков: подготовка, проведение, завершение [14, с. 26–29]. В процесс подготовки интервью необходимо определить цель. Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов вы хотите достичь? Почему выбран именно этот канал информации? Есть ли к этому интервью интерес у широкой общественности? Если после ответов на эти вопросы у вас не сложилось ясное понимание сущности предполагаемого интервью, то процесс получения нужной информации, может, превратиться в пустую трату времени.
Предварительное исследование – это метод сбора информации о герое или ситуации. Он необходим для правильного и профессионального проведения интервью, особенно при подготовке вопросов и места встречи. Выбор места проведения интервью диктуется условиями, которые не всегда зависят от журналиста. Если для получения интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: это может быть у трапа самолёта, в машине, в кулуарах съезда, на выставках, на конференциях [12, с. 28]. Это может быть презентация товара или услуги. Презентация может проходить в любом месте в любое время года и суток. Важно определить аудиторию, место проведения, время, сроки. Презентация является составной начальной частью арсенала методов и средств комплексной работы журналиста. Это своего рода увертюра перед большим спектаклем, для потенциальной аудитории.
Целью презентации является эффективное предоставление и получение информации об объекте, и обеспечение всесторонней поддержки со стороны контактной аудитории. К ним относятся. 1. Формирование у потенциального клиента потребности в презентуемом/предлагаемом новшестве. 2. Формирование у потенциального потребителя начального уровня информации об основных свойствах и характеристиках товара/услуги. 3. Оказание квалифицированной помощи в оценке клиента свойств, которыми обладает презентуемый товар. 4. Стимулирование сбыта товаров/увеличение возможных услуг. 5. Развитие конструктивного сотрудничества с поставщиками, производителями, торговлей, органами государственной власти.
Презентация, или представление, предложение это самостоятельное коммуникативное мероприятие, направленное на информирование потенциального клиента. Потенциальный клиент на получение информации это журналист. Именно на презентации он может получить большое количество необходимой информации. Презентации, как считает исследователь С.А. Варакута, условно подразделяется на следующие виды [3, с. 24]. 1. Нового товара или услуги. Образовательная. Подготовка специалистов, бакалавров, магистров. 2. Новой технологии. Например, уборки снега. 3. Предприятия в целом или его структурных подразделений. 4. Группы или индивидуально новых сотрудников. 5. Отдельного сотрудника, в какой либо сфере деятельности. Например, вручение правительственных наград. 6. Нового проекта или идеи по созданию продукта или освоению рынка. 7. Достигнутых результатов предприятия/организации. Например, введение строй новой станции метрополитена. Защита дипломного проекта. 8. Праздничного или официального мероприятия. Например, новогодние праздники, рождество, день учителя, первая встреча с предполагаемым хорошим человеком. 9. Фильма, спектакля, выставки. К примеру, на телеканалах «заставка» о фильмах и проектах.
Презентация может проходить в любом месте в любое время года и суток. Важно определить аудиторию, место проведения, время, сроки. Аудитория может быть настроена: положительно; нейтрально; отрицательно. Правильно проведённый анализ аудитории позволяет сделать журналисту вывод, а надо ли вообще принимать участие в презентации.
2.3.3. Культура представления журналиста
В современной трактовке презентация может рассматриваться как мероприятие, в ходе которого один или несколько человек делятся идеями и обмениваются мнениями с другими людьми.
Важным является внешний вид журналиста, его одежда, причёска, манера поведения, речевые и ораторские возможности, система взаимодействия с аудиторией и конкретным собеседником. Появление на публике журналиста – очень ответственный момент, от того, как вы себя поведёте, зависит, как к вам будут относиться. Поэтому с первых минут появления помните о том, что каждое ваше действие, каждое слово, и каждый жест могут быть оценены или положительно или отрицательно. Найдётся немного областей, в которых правила бизнес-этикета описаны более чётко, чем те, которые управляют нашим поведением. Люди хотят, чтобы их присутствие было уважительно подтверждено, и их приветствовали должным образом. Существует не так уж много ситуаций, в которых игнорирование правил этикета является разрушительным для вашей репутации и карьеры. Желательно помнить, что бизнес-этикет основан на служебном положении, а не на возрастных и половых различиях.
В деловой среде человека, занимающего более высокое положение, называют первым. Посмотрите сначала на человека, занимающего более высокое положение, а затем на человека более низкого ранга. При представлении всегда произносите больше чем просто имя и должность. Предоставление ценной информации, в первые минуты знакомства может послужить хорошим началом для беседы. При представлении самого себя лучше не называть свои звания, а сказать, чем вы занимаетесь, что тоже позволит начать беседу. Знание того, как ответить во время представления, столь же важно, как и правильное представление. Даже в неформальной ситуации простого «здравствуйте» недостаточно. Назовите человека по имени и, если можете, добавьте что-нибудь кратко и дружелюбно. Ответ на официальное приветствие должен содержать обращение по имени отчеству и фамилии к другому человеку. В мужской среде принято обмениваться рукопожатием при приветствии друг друга. Рукопожатие должно быть крепким и безболезненным, сопровождаться взглядом в глаза и улыбкой, начинаться и заканчиваться решительно, продолжаться не более двух-трех секунд, протягивать руку нужно после того, как вас представят. Всегда будьте готовы обменяться рукопожатием, поэтому в вашей правой руке не должно быть напитков, еды, документов или иных предметов. Если вы что-то держите в руках, переложите предмет в левую руку. Если рука влажная, незаметно вытрите её об одежду. Приветствуя, смотрите в глаза и улыбайтесь. Если этого требует ситуация, пожимайте руку, протянутую в знак дружбы [15, с. 171–179].
Обычай обмениваться рукопожатием пришел из древних времён, когда встреча с незнакомцем могла представлять опасность. В результате человек при встрече незнакомца автоматически тянулся к своему кинжалу. Незнакомец делал то же самое. Когда оба понимали, что это мирная встреча, они протягивали друг другу правые руки без оружия, как символ дружбы. И сегодня нужно уметь правильно осуществлять этот ритуал. Сдавливать до боли руку или едва касаться руки коллеги считается дурным тоном в деловом мире, как и рукопожатие двумя руками. Техника рукопожатия состоит в том, что нужно свою руку полностью вложить в руку другого человека так, чтобы область между вашим большим и указательным пальцем соприкоснулась с тем же участком ладони другого человека. При этом ваш большой палец захватывает большой палец партнёра. Руку следует протягивать свободно, сложив пальцы вместе. Прочно стойте на ногах, чтобы не потерять равновесие, и смотрите в глаза партнеру. Никогда не протягивайте для рукопожатия только пальцы.
В сфере бизнеса, информации, где служебное положение имеет очень большое значение, правильно назвать должность так же важно, как и правильно назвать имя. Звания указывают на служебное положение и для многих символизируют усилие, энергию, талант, которые потребовались для достижения этого положения. Люди могут и не показывать этого, но внутренне они вздрагивают, когда неправильно произносят их имена. Люди, у которых трудные имена, всегда, довольны, когда собеседник старается их правильно произнести. Если вам кого-то представили, а вы прослушали его имя или не уверены в произношении, извинитесь и попросите сразу же повторить имя. Для того чтобы лучше запомнить имя собеседника, повторите его имя про себя.
Определенную помощь в представлении могут оказать визитные карточки, которые содержат фамилию, имя и должность человека. Если раньше в нашей стране визитные карточки имелись только у дипломатов и высоких должностных лиц, то в последнее время они получили широкое распространение. Первое представление, как правило, начинается с обмена визитными карточками. Обмен визитными карточками – часто, но не всегда, является частью ритуала приветствия в деловом мире. Визитная карточка должна содержать основную информацию: имя, название компании, почтовый адрес и адрес электронной почты, номера телефона, а также адрес сайта в Интернете. Визитная карточка должна не только содержать те сведения, которые вы хотели бы о себе сообщить, но и содействовать сохранению в памяти вашего партнера того имиджа, к созданию которого вы стремитесь. В большинстве случаев лучше избегать типографских излишеств, кроме эмблемы компании.
Визитная карточка, являясь важным атрибутом делового общения, выполняет несколько функций. 1. Информативную, так как содержит первичную информацию о человеке и организации. 2. Представительскую, так как придает знакомству официальный статус. 3. Рекламную, если карточка выполнена в фирменном стиле. 4. Экономии времени – партнёры, обмениваются визитками, в которых отражена дополнительная информация и нет необходимости затрачивать время на озвучивание этой информации.
2.3.4. Стратегия и тактика проведения интервью
Интервью, это коммуникативное общение двух или более людей с целью получения информации. Как правило, интервью проходит в вопросно-ответной форме, а успех заключается в качестве профессионально заданных вопросов.
Каков вопрос – таков ответ. Тактика проведения интервью зависит от цели, субординации, личных взаимоотношений, социального статуса, конкретной ситуации, места и желания или наоборот не желания проводить интервью. Вне зависимости от цели интервью необходимо выработать тактику, при которой разговор будет максимально персонифицирован. Правильно тактически выбранное начало беседы позволит решить и стратегическую задачу-результативность. В стратегические задачи входит создание определённых комфортных условий коммуникации, способствующих достижению целей. По первой реакции собеседника можно определить психологическое состояние собеседника и решить, проявляет ли он в данный момент желание вести откровенную беседу или намерен скрыть и дозировать информацию [19, c. 37].
Коммуникатор является владельцем информации, и он волен поступать с ней как ему угодно. Правильно подготовленный сценарный план поведения и грамотно составленные вопросы, и предполагаемые ответы позволяют получить наиболее объективную и нужную журналисту информацию.
Главное в процессе общения то, что слышит и понимает слушатель. Говорящий должен осознавать, как воспримут слушатели его употребление слов, сказанных в конкретное время в конкретном месте [15, с. 194, 195]. Он должен использовать то, что наилучшим образом служит именно сиюминутным потребностям, то, что в наибольшей степени подходит для данных обстоятельств. Поэтому журналисты стараются подбирать слова исходя из ситуации. Изменяется ситуация – меняются используемые слова. Для того, чтобы правильно произвести анализ ситуации, постарайтесь ответить на несколько вопросов. 1. Что уместно в данной ситуации? 2. Какие слова больше всего подходят? 3. Что я должен сказать, для того чтобы добиться того, чего хочу?
Опытные ораторы, а журналисты обязаны обладать ораторским искусством, умело пользуются инструментом под названием голос. Именно управляя голосом, вы обретёте власть над аудиторией. Мы не всегда замечаем, что даже когда находимся в хорошем состоянии, по привычке говорим вялым голосом. Такой вялый голос не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает отрицательное влияние на нас самих. Не бойтесь показать своё приподнятое настроение другим людям. Приятная речь исходит из глубины высшего тела, находясь на уровне сердца. Тот, кто говорит слишком громко, кажется агрессивным человеком. Умеренная речь даёт больше возможностей для самовыражения, придаёт речи выразительность и индивидуальность. Кто говорит тихо и невнятно, тот производит впечатление человека, который не верит в свои силы. Неразборчивая речь снижает интерес к собеседнику. Повышение голоса заставляет слушать вас ещё меньше, а понижение более внимательно прислушиваться к тому, что вы говорите. Смысл ваших высказываний будет более понятен, когда вы будете говорить коротко и ясно. Фразы, содержащие более тринадцати слов, по смыслу плохо воспринимаются.
Стратегически правильно необходимо не только доброжелательно начинать разговор, но и корректно его закончить. Затянувшийся разговор может вызвать вполне понятное раздражение [14, c. 52]. В идеале обе стороны должны придти к выводу, что всё интервью прошло в деловом режиме, а полученная информация представляет общественный интерес для СМИ.
У интервью, как метода получения сведений в целях информирования общества имеются различные стилистические приёмы общения. Наиболее часто встречаются следующие виды общения. 1. Конфронтационный, когда собеседник ждёт от журналиста подвоха. 2. Элитарный, когда все его формы сводятся к чувству социальной ответственности журналиста. Наиболее полезен партнёрский стиль, при взаимном понимании и уважении друг друга. В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью, является наиболее субъективным источником информации. Это связано с тем, что самые разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнениях [10, с. 125].
Журналистам приходится проводить интервью в самых разных обстоятельствах, поэтому правильно подготовленный сценарный план проведения интервью способствует наибольшему результату. Подготавливать окончательные вопросы (и предполагаемые ответы) для интервью необходимо после определения цели, изучения собранных материалов, и определения места проведения интервью.
2.4. Процессуальные методы продвижения изданий
Продвижение печатных СМИ проводится с целью увеличения продаж, укрепления репутации, создания благоприятного имиджа издательского дома, что в свою очередь обеспечивает конкурентоспособность на рынке [17, с. 275] информационных услуг. Процесс продвижения издания включает в себя несколько составляющих. 1. Разработку планов представления издания на рынке. 2. Маркетинговое и социологическое исследование рынка с целью оптимального позиционирования издания. 3. Определение благоприятного времени его выхода на рынок. 4. Форм, методов и приёмов его представления потенциальным потребителям. Данные исследования жизненно важны для любого издания. Если газета интересна, она будет продаваться – а лучший способ узнать, что же интересно читателям, – это спросить у них. Для этого редакции необходимо собирать информацию о двух группах своих клиентов – читателях и рекламодателях и чем глубже и доступнее отношения с читателями, тем эффективнее можно обслуживать рекламодателей.
Читателям необходимо продавать услугу, продавать разрешение проблем массовой аудитории, продавать то, что удовлетворит их потребности, продавать успех. Какую информацию хотят читатели – вопрос, который беспокоит редакционный коллектив. Зачем читателям покупать газету, которая не даёт им необходимой для них информации. Поэтому любое исследование, посвященное ситуации в газете, должно ответить и на вопрос: чего хотят конкретные группы читателей, и получают ли они то, что хотят? Выяснив потребности и желания читателей, необходимо постараться их по мере сил удовлетворять. Кроме этого целесообразно регулярно узнавать у читателей, какую дополнительную информацию они хотят получать. Это объясняется тем, что читательская аудитория меняется гибко, меняются её потребности и желания. Информацию обо всех изменениях издания читатели, могут получить как благодаря собственным исследованиям, так и с помощью последних данных, которые предоставляются статистическими службами. Вся эта информация очень полезна руководству издания, для стратегического планирования и для постановки конкретных задач. Газета должна иметь необходимую стратегию, которая привлекала бы более молодую аудиторию, не отпугивая при этом старых постоянных [8, с. 53] читателей.
Редакционной задачей исследования читательской массы является выявление целевой аудитории конкретного издания, определение количественных и качественных характеристик потенциальных и постоянных читателей. Исследование аудитории, помогает определить насколько успешно издание, представляет информацию своим читателям. Подобное исследование служит, прежде всего, следующим четырем целям. 1. Показывает, какая часть массовой аудитории является читателем издания. Кроме того, помогает определить, что читателям нравится или не нравится в газете конкурентов. 2. Показывает, каких читателей издание еще не привлекло, какого рода новая или специальная информация могла бы их заинтересовать. 3. Помогает определить, как лучше продавать издательские площади новым или существующим рекламодателям. 4. Способствует развитию условий направленных на приобретение новых потенциальных читателей [9, с. 5].
Как правило, исследования проводятся в границах того региона, где в основном будет распространяться периодическое издание. Первое направление – определение границ региона распространения издания и его территориальная характеристика. А также данные об особенностях экономики региона, представленных в нем хозяйственных отраслей, транспортной, энергетической, финансовой системах. Отсутствие такой информации тормозит процесс позиционирования издания, выбор информационной ниши и определение целевой аудитории.
Второе направление – анализ реальной и потенциальной проживающей в регионе аудитории. Изучение потенциальной аудитории дает редакции сведения о возможном количестве потребителей её информации, о структуре населения региона. На их основе строится модель издания. Такой анализ показывает редакции её возможности, раскрывает перспективы развития издания. Сведения о соотношении, мужчин и женщин, как и об уровне образования читателей, используют, определяя систему публикаций разных типов и рубрик в издании. Сравнивая аналитические данные с характеристиками реальной аудитории издания, редакция получат представление о возможностях расширения, и без ошибок регулировать тираж газеты или журнала.
Данные социального и психографического анализа о профессиональном составе аудитории, соотношении работающих на государственных предприятиях и в частном, коммерческом секторе, сведения о количестве пенсионеров, ветеранов, безработных, об уровне доходов читателей полезны при формировании модели издания, ценовой и тиражной политики редакции. Стиль жизни людей, особенности их психологии, их обычаи и традиции сильнейшим образом влияют на формирование их информационных потребностей. Информацию о семейных традициях, отношениях между молодыми и старшими, мужчинами и женщинами, о различных религиозных направлениях, которые исповедуют жители региона, в редакции используют при определении типа и характера издания, тематики и стилистики публикаций, особенностей организации работы редакции. Собранная воедино информация, полученная на всех направлениях исследования целевой (потенциальной и реальной) аудитории периодического издания, даёт руководству редакции основания для управления редакционным коллективом, определения типа и характера издания, корректировки его особенностей. Ситуация на рынке потребителей информации, характер и состав целевой аудитории изменяются под воздействием многих факторов. Это может быть, изменения в экономическом развитии региона, падение платежеспособности людей, миграции населения и другие. Проведение таких исследований ограничивается лишь временем существования периодического издания и выпускающего его журналистского коллектива
Основой продвижения периодического издания на рынок также является информация о времени выхода тиража, возможностях распространения и реализации тиража газеты или журнала. Изучение рынка периодических изданий предполагает установление его потенциальной ёмкости, характера и размеров спроса на издания. Изучая рынок, исходят из его сегментации – разделения на сегменты. Сегментом принято считать часть рынка, отличающуюся от других его частей какой-то общей для нее особенностью, общим признаком. На рынке периодических изданий можно выделить большое множество подобных сегментов. Первая задача, встающая перед основателем новой газеты, – выбор сегмента, в котором она будет представлена. Затем – его изучение для подтверждения обоснованности выбора.
Позиционирование издания означает определение его места в избранном рыночном сегменте. Конкретно – поиск и нахождение оптимальной для него информационной ниши. Вместе с тем рыночной нишей может являться новый тип периодического издания, не представленный в избранном сегменте; часть аудитории, не обслуженная ранее другими СМИ; новый тип услуги, предоставляемой аудитории, или же новый вид информационной деятельности редакции. Обычно различают два вида рыночной ниши – вертикальную и горизонтальную [23, с. 43]. В области издательской деятельности чаще всего обращаются к вертикальной нише. Например, организуют выпуск массовой газеты для различных групп читателей – возрастных, профессиональных, по интересам. Но нередко, стремясь укрепить свои позиции, руководители газеты обращаются и к горизонтальной нише. К примеру, начинают выпуск приложений к газете, каждое из которых предназначается какой-то определенной группе читателей. Такой поиск целевой аудитории обычно дает желаемый эффект, потому что к читателям основной – «материнской» газеты присоединяются читатели её приложений и общая аудитория возрастает.
2.4.1. Методы изучение конкурентных изданий
Не секрет, что отечественный рынок информации и периодических изданий практически не располагает свободными сегментами. Как новое, так и старое издание, пытающееся расширить район своего влияния, неизбежно столкнётся с конкурентами – теми, кто пришел в этом сегмент раньше, уже освоился здесь, сформулировал свою целевую аудиторию и не намерен уступать её новому сопернику. Успех в борьбе с конкурентами во многом определяется знанием их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Это знание можно получить в процессе непрерывного изучения конкурирующих изданий. Ещё не приняв решение о выходе нового издания на рынок, его основатели должны внимательно изучить каждое издание, представленное в избранном ими сегменте. Оцениваются его возможности, влияние, конкурентоспособность. Ещё большее внимание обращают на выявление недостатков, слабых мест конкурентов – в тематике и содержании публикаций, структуре номеров или системе рубрик, в дизайне издания – иллюстрировании, вёрстке, оформлении. Изучают систему распространения конкурирующего издания, сеть пунктов доставки его тиража подписчикам, киосков, где оно продается. В любой момент в любой информационной нише, где обосновалось то или иное издание, может появиться новый конкурент – молодая газета, оперативно учитывающая запросы читателей. И если не отреагировать быстро на действия соперника, то можно лишиться большей части аудитории, а то и оказаться вообще вытесненным из уже освоенной ниши. Чтобы этого не случилось, необходимо правильно и своевременно организовывать изучение конкурентного издания и начать борьбу с ним за влияние на аудиторию. В результате конкуренции между несколькими периодическими изданиями, находящимися в одном рыночном сегменте, могут возникнуть разные ситуации. Для одной из них характерно состояние длительной конкурентной борьбы. Оно возникает, если конкурируют два или более издания, обладающих примерно равными ресурсами и возможностями. Каждое из них в результате теряет часть своей потенциальной аудитории возможного дохода. Но оставшейся части дохода достаточно, чтобы каждое издание оставалось на рынке и продолжало конкурентную борьбу. Но если в процессе конкуренции одно из изданий, в конце концов, одерживает преимущество и вытесняет своего соперника с рынка, это приводит к возникновению другой ситуации – монополии. Победитель захватывает всю аудиторию читателей. Он становится монополистом и получает от этого все возможные выгоды. Это состояние может продолжаться неопределенно долго, – до того момента, пока на рынке не появится очередной конкурент. А появится он обязательно.
Конец ознакомительного фрагмента.