Вы здесь

Учебная газета: теория и методы создания. Глава 1. Этапы развития образования и журналистики (Е. Ю. Сергеев, 2010)

Глава 1. Этапы развития образования и журналистики

1. Инновационный подход к образованию

В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. В 1923 году декретом Совета народных Комисаров Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трёхлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Перестроечные процессы нынешнего века, внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, её роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для современной журналистики нынешнего века.

Начало широкому общественному обсуждению проблем вхождения России в общеевропейское научно-образовательное пространство было положено в декабре 2002 года, когда по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета Министерство образования РФ провело первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». Проблемы интеграции непосредственным образом связаны с инновационными процессами, переходом на позиции личностно-ориентированной качественной системы образования.

Реформы, осуществляемые в российском обществе на коротком историческом отрезке, будучи противоречивыми и непоследовательными, обострили ряд экономических, политических, социально-культурных и нравственных проблем, затрагивающих все общество в целом и непосредственно журналистику в частности. В новых условиях изменились задачи прессы, методы и формы её работы. В условиях острой конкуренции и борьбы за аудиторию, появилась потребность в новых для России способах информационного воздействия редакций СМИ на аудиторию, в изучении законов и требований рынка, их практического применения в современных российских условиях. Всё это создало предпосылки для реформирования системы подготовки журналистов. В университете сервиса и экономике осуществляется подготовка студентов для получения степени (квалификации) – Бакалавр – журналист. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления; цикл СД – специальные дисциплины; ФТД – факультативы. Все эти дисциплины (программы) представляют единый большой учебный комплекс, который создаёт предпосылки для получения студентами полноценных знаний. Именно они с учётом национальных, региональных компонентов создают основы образовательных программ подготовки дипломированных специалистов в соответствии с квалификационной характеристикой.

Понятие средства массовой информации – СМИ, стало особенно широко использоваться на этапе реформирования российского общества. Синоним СМИ, средства массовой коммуникации – СМК. Если рассматривать СМИ и СМК, как коммуникационные системы, способствующие социальному общению людей на основе традиционных и не традиционных системах передачи информации, то оба эти понятия можно считать тождественными. Но трактуются эти понятия по-разному. Массовые коммуникации осуществляют специфическую форму взаимодействия людей, общение, передачу информации в процессах их познавательной и трудовой деятельности.

Профессия журналист – понятие комплексное. Это журналист в печатных и сетевых изданиях, журналист на радио, журналист на телевидении. Все они имеют «отраслевую» «ведомственную» специфику, как по сбору, обработке информации, так и по форме, технологии подачи материала с помощью различных по назначению технических средств. Журналистика – это вид деятельности по сбору, обработке и распространению информации с помощью технических средств массовой информации – печатные и сетевые издания, информационные и информационно – аналитические программы радио и телевидения.

В процессе обработки собранной информации журналисты в различных жанровых формах представляют с помощью аудио, аудиовизуальных, визуальных технических средств картину текущей действительности, которая отображает реальные события и факты нашей жизни. Возрастающая роль СМИ в развитии информационного общества подталкивает высшие учебные заведения при подготовке выпускника – Бакалавр – журналист по новому осмыслить механизм концепции медиаобразования. Такое образование включает в себя комплексную подготовку по специализации, в рамках данной специальности, что предполагает получение более углублённых профессиональных знаний по квалификации Бакалавр – журналист.

В основе образовательных программ имеющих в своём понимании слова «по отраслям», «по видам» специфики подготовки учитывается за счёт цикла ОПД – общепрофессиональных дисциплин направления, которые позволяют более углублённо с учётом перспектив развития культуры, науки, техники и технологии, используемых в работе журналиста раскрыть, углубить и освоить профессиональные секреты мастерства. К таким общеобразовательным дисциплинам по направлениям, федерального компонента при подготовке журналистов относится дисциплина ОПД. Ф. 20, – Выпуск учебной газеты (радио – телепередачи). Эта дисциплина комплексная, она состоит из ряда рекомендованных программ подготовки бакалавра на основе Государственного образовательного стандарта бакалавра. Некоторые разделы этой дисциплины очень тесно переплетаются с рекомендациями по составлению программ других дисциплин, к ним относятся: современный компьютерный набор; техника и технология средств массовой информации, цикл; стилистика и литературное редактирование; основы творческой деятельности журналиста. Дисциплина – Выпуск учебной газеты (радио – телепередачи) является одной из составных частей при изучении целого ряда дисциплин.

В современных условиях информация наравне с материально-вещественными, финансовыми и трудовыми ресурсами является одним из главных источников ресурсного обеспечения цикла наука-обучение-производство. Информационные ресурсы является частью национального богатства страны, в отличие от большинства материальных, они относятся к возобновляемыми, поэтому имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности. Быстрое развитие целенаправленных фундаментальных исследований в различных областях культуры, экономики, науки оказывает всё более заметное влияние на организационную структуру системы высшего образования. Учебно-методические комплексы – как новая современная организационная структура в большей или меньшей степени соответствует потребностям интенсивного развития процесса обучения по программно-целевому методу, на приоритетных и перспективных профессиях.

Информационная мобильность студента при изучении дисциплины зависит и от творческого потенциала преподавателей и от желания студента изучать и осваивать рекомендуемые дополнительные источники информации. Информационная мобильность ориентирует личность студента на познавательную и творческую активность, на глубокое изучение и освоение знаний. Современный студент, постигающий новые информационные технологии живёт в своеобразном «Киберпространстве». Борьба за источники информации, за скорость передачи и принятия сообщения становится основой конкуренции в принятии экономических и политических решений.

Дисциплина – Выпуск учебной газеты (радио – телепередачи) способствуют углублённому обучению пользования новейшими информационными технологиями. Компьютерный набор, макетирование и вёрстка, получение иллюстрационного и текстового информационного материала с помощью настольной издательско-полиграфической техники. Одной из главных задач при подготовке комплекса дисциплины – Выпуск учебной газеты (радио – телепередачи) программ обучения, это воспитание универсального журналиста, который может работать в печатных и сетевых изданиях, на радио и телевидении.

1.1. Парадигма образовательного процесса

Понятие образования – весьма сложное. Образование имеет определённую структуру и иерархию её элементов в виде научных и учебных заведений разного типа. Вообще образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование познавательных процессов. И естественно подготовки к тому или иному виду практической деятельности.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Интенсивно развивается международное образовательное пространство. Университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Поликультурное образование, особенно в журналистов, развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Понятие «инновации» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [42, c. 198].

Поиски решения педагогических проблем инновационного развития связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах ряда исследователей М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского и других с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений. В терминологическую систему педагогического процесса входят. 1. Аксиомы – исходные самоочевидные истины, не требующие доказательств. 2. Законы – строго зафиксированные закономерности. 3. Закономерности – объективные, устойчивые при определенных условиях взаимосвязи. 4. Принципы – исходные концептуальные положения по содержанию, методам воспитания. 5. Методы – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. 6. Правила – конкретные рекомендации, предписания педагогу. 7. Приёмы – отдельные части методов, способы осуществления чего-либо [12, с. 37]. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. [46, c. 495].

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы: для чего, кого, чему и как учить. К сожалению, проблема, связанная с высокой инертностью высшей школы связана с неготовностью некоторых людей жить и развиваться в динамично меняющейся ситуации. Внедрение в образовательный процесс инновационной модели позволяет активнее использовать междисциплинарные и проблемно ориентированные формы образовательной деятельности. Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности её исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, пограничными и смежными научными дисциплинами. Источником формирования образования является культура или социальный опыт. На содержание образования влияют наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. В основе получения профессиональных знаний используется дидактика, как отрасль педагогики, изучающую теорию образования и обучения.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических и практических задач в смежных дисциплинах познавательной деятельности. В образовательном предметном потенциале создания студентами учебной газеты, наиболее близка отечественная дидактическая концепция И.Я. Лернера, который выделил основные элементы этого содержания: – знания; – установленные и выведенные в процессе опыта способы деятельности; – опыт творческой деятельности; – эмоционально-ценностное отношение к реальной действительности и своей профессиональной деятельности.

Базовыми понятиями в дидактике применительно к смежным образовательным процессам можно отнести. 1. Обучение, как заранее запроектированное общение. В соответствии со спецификой способов усвоения различных видов обучения выявлены следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский; проблемного изложения; эвристический; соотнесения педагогических актов с потребностями и мотивами учащихся. Эти методы обучения в учебно-воспитательном процессе выступают в различных формах – рассказе, беседе, лабораторной работе и т. д. Слово, образ и практика используются как средства обучения. В журналистике используется печатное и устное слово, а также иллюстрационное изображение, которое создаёт определённый образ. Обилие форм и средств обучения вызывает неограниченное количество приёмов обучения, охватываемых и объясняемых названными методами обучения [34]. 2. Содержание образования, как специально отобранная и признанная обществом система объективного опыта, для успешной деятельности в определённой сфере. Содержание образования – это достижение уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств необходимых человеку для его полноценной жизнедеятельности в современном обществе.

В концептуальной модели образования существует несколько парадигм, которые различаются по целям и по характеру педагогического взаимодействия между учащимся и педагогом. К наиболее практически распространённым моделям можно отнести. 1. Традиционалистско-консервативная – знаниевая. Здесь главная цель образования заключается в трансляции наиболее существенных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение.

2. Феноменологическая – гуманистическая. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведёт творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения.

3. Рационалистическая – бихевиористическая, поведенческая. В рационалистической парадигме главным является образовательный механизм, адаптации к среде обитания. 4. Технократическая. В технократической парадигме главной целью является передача и освоение научного знания, необходимого для совершенствования практических действий. 5. Эзотерическая. Сущность эзотерической парадигмы состоит в отношении Истине как вечной и неизменной.

В образовательной деятельности используют вариантный, подвижный набор парадигм, направленный на творческое освоение знаний и умений. Особое внимание при этом необходимо уделять нравственности, как о форме минимизации нанесения ущерба природе, обществу и человеку, так как на основе смены мировоззренческой парадигмы – мы всегда подразумеваем при этом использование определённых социальных технологий [51, с. 72–74].

1.1.2. Метод и методология в журналистике

В работе журналиста по созданию журналистского произведения большое значение имеет овладение методами профессиональной деятельности. В теории журналистики под понятием метод, который применяют синкретично, одни исследователи имеют, в виду всеобщий, диалектико-материалистический метод познания, другие – методы воздействия на аудиторию, третьи – частных литературно-публицистические приёмы [11]. В своей трудовой деятельности журналист использует методы социальных наук, общую методологию журналистского познания и осмысления действительности. Есть несколько уровней степени обобщенности методов познания [35, c. 17]. 1. Философский уровень, система ценностей конкретного журналиста, составляющая его мировоззрение, система ценностей того общества, в котором он живет и для которого он пишет. 2. Общенаучные, логические методы познания и творчества. К таким методам относятся: наблюдение; эксперимент; анализ; синтез; индукция; дедукция; обобщение; аналогия; сравнение. 3. Социально-психологические, социологические, социально-экономические методы, это многочисленные по разновидности социологические опросы, контент – анализ, маркетинговые исследования рынка масс-медиа, и другие. 4. Междисциплинарные и межотраслевые методы, синтез научных трудов и способов художественного отображения действительности, объединение психолого-творческих мыслительных операций.

По мнению Тепляшиной А. Н. и Мельник Г.С., методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы – эмпирические и теоретические (постижение сущности). К методам изучения объективированных фактов сознания относят наблюдение, анализ документов, анализ практических действий. К эмпирическим методам можно отнести метод описания. К теоретическим методам можно отнести. 1. Методы причинно-следственного анализа. 2. Методы оценки. 3. Методы прогнозирования. 4. Методы программирования – формулирования планов. Для творчества наиболее правильным было бы объединить различные способы, в общий метод публицистики [10, с. 72]. Журналист, включаясь в познавательную деятельность должен чётко представить себе, какими приёмами и средствами можно достичь той или иной цели. Теория и методология журналистики в сравнении с другими естественными и гуманитарными науками относительно молода, поэтому требует детальной проработке.

Методология [греч. methodos – способ обучения, путь; logos – понятие, учение] совокупность знаний о сущности, системе и способах деятельности в данной сфере, обеспечивающих эффективное решение творческих задач. Данная отрасль научного знания возникла из необходимости осмысления тех процессов, которые проходили в практической области журналистики. В силу того, что тот или иной тип журналистики напрямую зависел от доминирующей в обществе государственной идеологии, сформировались и соответствующие теории прессы. Метод в журналистском творчестве играет роль своеобразного компаса, ориентирующего и направляющего всю деятельность в нужном направлении [31, с. 168]. Подробно о методах, связанные с творческими приёмами описано у ряда ведущих исследователей журналистского творчества В.В. Учёновой [52], В.И. Здоровега [18], Е.П. Прохорова [40, 41]. В последние десятилетия XX и в начале XXI веков сформировались, и стали активно развиваться социальные теории журналистики, например, социология журналистики, политология журналистики. Именно в рамках данной теории журналистика стала рассматриваться, как институциональное образование, определены её социальные роли и функции [26, с. 35]. Система образования в любой своей исторической форме стремится к развитию способностей человека в рамках, задаваемых социокультурными условиями. Концепция качества в сфере высшего образования должна охватывать все его уровни и виды [8].

Теория и метод неразрывны, в общем значении метод – путь или способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность. В данном соотношении метод существует как поисковая (эвристическая) функция теории. В процесс исследовательской работы журналист проходит путь от нечёткости определения к точному и ясному пониманию закономерностей изучаемого события или явления, а затем к тенденциям [37, c. 9]. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Методы научного исследования – приёмы и средства, позволяют получать достоверную информацию, которая используется для построения теорий и проверки их истинности.

Согласно словарю русского языка – метод это система нематериальных средств познания и преобразования действительности; способ познания и практической деятельности, который представляет собой последовательность определённых операций [12, c. 261]. Прежде чем браться за научное исследование, нужно точно определить соотношение выбранных тем и проблем и обязательно их классифицировать.

В журналистике используют особую методическую систему обработки и анализа содержания изучаемого явления. 1. Описание практики. 2. Установление признаков, явлений, выработку понятий и определений в кратких формулах. 3. классификация. 4. Установление природы явлений с точки зрения общих положений теории журналистики. 5. Объяснение явлений под углом зрения теорий и концепций журналистики.

Для эффективного достижения результатов используют методы обучения и методические приёмы. Методические приёмы – это технические способы, операции, элементы действий и методов. Как и любая наука, журналистика подчиняется общим законам социально-исторического развития общества. Для создания мировоззренческих и общеметодологических ориентиров в каждой сфере деятельности используются свои специфические научно обоснованные методологии. Специфика журналистики заключается в том, что объекты её отражения многообразны и практически не знают границ. Объект воздействия – все процессы и уровни социальной организации, вплоть до метаинформационных [43, с. 14]. Методология не сводится к сумме определённых приёмов и способов исследования, а предполагает разработку цельной системы особых принципов сложившихся знаний с учётом особенностей журналистики. Методология – это и применение системы логических приёмов и способов исследования явлений журналистики. Метод междисциплинарного исследования при создании учебной газеты, позволяет определить, к примеру, фотографию как направление в педагогике, которое направлено на создание и продвижение образовательного потенциала с учетом психофизиологических особенностей восприятия фотографического изображения целевой аудиторией. При этом, являясь универсальным языком цивилизации и средством социальной коммуникации, фотография выступает как хранитель социально-культурного опыта как отдельных культур и общностей, так и всего мира.

Студенты, создавая учебную газету, проявляют, порой чудеса искусства и творчества, а искусство несёт людям и развивает в них эстетическое чувство, чувство прекрасного. Искусство обладает удивительной способностью всестороннего воздействия на человека – на его ум и сердце, на чувства и мысли, открывает человеку характеры, помогает ему познать самого себя.

1. 2. Образовательные функции создания учебной газеты

Образовательная и воспитательная сила создания учебной газеты заключается в комплексном воздействии на читателей/зрителя её функций – от непосредственно профессиональной до собственно эстетической. Современные исследователи выделяют различные функции искусства, которые можно связать с творческим процессом создания учебной газеты.

Идеологическую, социальную, собственно воспитательную, эвристическую – способность побуждать в человеке жажду творчества. Гедонистическую – способность вызывать чувство наслаждения. Коммуникативную – быть средством связи между людьми, народами. Ряд авторов называет также семиотическую – художественные ценности как система знаков. Зрелищную – искусство как развлечение, отдых. В литературе можно встретить точки зрения, отстаивающие или отвергающие некоторые из названных функций [23]. Поэтому, не вступая в научные и около научные споры, за основу примем художественно-познавательные, эстетически-коммуникативные, эстетически-гедонистические, эстетически-идеологические, эстетически-воспитательные, образовательные и социальные функции. Такое положение с оценкой и систематизацией функций искусства не случайно. Оно говорит о том, что выделение тех или иных из них в качестве самодовлеющих необоснованно. Независимо от того, сколько сегодня обнаружено функций у искусства, сколько и какие будут еще открыты завтра, – все они тесно взаимосвязаны и проявляются не автономно, а исключительно друг через друга, одна через все и все через каждую.

Образовательная функция не может существовать в искусстве и творчестве вообще и в процессе создания учебной газеты, в частности, и не может не оказывать воздействия на человека. Основными опорными пунктами, узловыми положениями университетского журналистского образования можно считать образованность, профессионализм, культура речи, техническая оснащённость журналиста, высокие этические критерии, гуманизм [15, с. 4–6]. И то же самое можно сказать обо всех остальных функциях. Это обстоятельство иногда ускользает от внимания исследователей. А ведь понимание его чрезвычайно важно для творческой практики студентов. В группе информационных жанров, где главным объектом изображения становится человек: портрет, репортаж с места события – названные функции проявляются отчётливо и наиболее полно.

Студент с его поступками, привносит в процесс создания самостоятельного журналистского произведения социально-конкретное содержание. Определенность и конкретность обретают и все остальные функции. Конечно, и человек может быть отображен и в более широком социальном контексте. Но, это не лишает соответствующей содержательности идеологическую, воспитательную, коммуникативную, гедонистическую и другие функции. Общество передавало и передаёт молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, различные социальные группы молодёжи получают различный объем знаний, а, следовательно, усваивают различные стороны социальной культуры.

Студенчество – это особая социальная категория молодёжи, организованно объединённой институтом высшего образования. Для студентов характерна профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии и мощнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариативно. Конечно успех журналистского образования зависит от того кто работает в журналистике, от выбора талантливых, способных к творческому журналистскому делу студентов. Процесс формирования личности студента и его профессиональной подготовки в вузе складывается из нескольких составляющих [1, с. 5]. Для студента ведущими видами деятельности является профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте практической самостоятельности. Приобретённые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средства будущей профессиональной деятельности [4, с. 82–83].

Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Органичное соединение этих трёх составляющих образует каркас знаний и умений – основу деятельности профессионального журналиста. Искусство создания учебной газеты, представляет собой форму общественного сознательного понимания отражения окружающего мира при помощи реально существующей образной действительности. Хорошему начинающему журналисту нужно не только смотреть, но и много читать, постоянно заниматься самообразованием. Современный молодой специалист, выпускник вуза, зачастую сталкивается с большим количеством проблем на этапе вхождения в профессиональный социум. Формирование готовности к профессиональной самореализации, по сути, наступает, как попытка открыть студенту его собственную личность, его возможности, ограничения, показать методологию саморазвития, выявить факторы, условия, влияющие на его деятельность.

1.3 Болонский процесс

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образовании. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Исследователь О.П. Зыков предлагает такую общую структуру педагогики [21, с. 19], которая может быть использована при подготовке учебной газеты для студентов дневной и заочной форм обучения. 1. Общая педагогика изучает вопросы: истории педагогической мысли и практики; теории и методологии; дидактики; теории воспитания; организации образовательной системы и управления. 2. Сравнительная педагогика исследует основные закономерности воспитания, образования и обучения в различных странах. 3. Возрастная педагогика ориентируется на специфику воспитательно-образовательного процесса в различные возрастные периоды жизни человека. 4. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания в процессе социализации человека. 5. Отраслевая или профессиональная педагогика подразделяется с учетом специфики образовательного процесса по видам деятельности. 6. ТРИЗ-педагогика занимается вопросами воспитания и обучения, основанных на законах Теории Решения Изобретательских Задач, что способствует развитию творческой личности. 7. Частные методики или предметные дидактики изучают специфику преподавания отдельных учебных предметов.

В современном мире всё больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования, которое можно представить из трёх частей: собственно капитал, интеллект (знания), власть (управление). Интеллект является информацией, обмен которой сопровождает отношения в обществе, поэтому информационная составляющая присутствует на всех этапах, занимая всё более важное место по мере развития и совершенствования. В современном обществе информация является товаром, в производстве которого задействована определённая часть населения. То, что мы сегодня живем в социально-политическом обществе, которое очень отличается от общества конца прошлого века, понимают все здравомыслящие люди в России, но оценивается это каждым человеком по разному, по своему. Коренные изменения в социально-экономической жизни, страны создали условия для модернизации всей системы образования.

Современная концепция глобализации знаменует собой новый этап социально-экономического процесса вступления вузов на путь инновационного развития. Кризис, обостряет, делает ярко выраженными проблемы в любой сфере профессиональной деятельности. И в первую очередь подготовке специалистов реально нужных обществу, инициативного, предприимчивого, творчески активного. Для плодотворного решения информационного обеспечения деятельности предприятий университет готовит специалистов не только в сфере сервиса и экономики, но и смежных отраслях производства по специальности «Журналистика» и «Связи с общественностью и реклама».

Рынок образовательных услуг высшего образования в последнее время испытывает заметные колебания и приобретает все боле отчетливые

конкурентные черты. Рекомендуемая "Современная общеевропейская модель образования" принятая в 2008 году, фактически усилила нездоровую конкуренцию между вузами России по важнейшим механизмам их эволюционного отбора. Такая обстановка ставит вузы в условия постоянного анализа в преодолении конкурентных вызовов. Особое место в этом процессе занимают вузы в реальной сфере сервисного обслуживания для различных отраслей народного хозяйства.

Мировой экономический кризис и демографическая ситуация в нашей стране поставил перед учебными заведениями новые ранее не свойственные государственным вузам задачи в области инновационного саморазвития. О проблемах образования и подготовки специалистов пишут в последнее время и профессионалы и простые граждане, в основном родители, имеющие желание высказать свою точку зрения на сложившуюся в нашей стране систему получения знаний. Очень доходчиво и понятно эта тема раскрыта доктором экономических наук, заслуженным деятелем науки Российской Федерации А.Б. Крутиком [30].

Одной из главных целей высшего образования является трансляция знаний в систематизированном виде, отражающем общий уровень научного осмысливания действительности. ВУЗ это не только место получения знаний и умений, но и формирования отношения студента к будущей работе, к окружающим людям, к себе. Для этого необходима напряженная постоянная высокая динамичная активная инициативная самостоятельная работа.

На сегодняшний день важным для внедрения достижений науки и образования на инвестиционной основе является правильный выбор механизма управления. Большое значение имеет отлаженный и современный механизм управления инвестиционной деятельностью в области образования. Технология управления, как предлагает директор научно-исследовательского института экономики науки и образования А. В. Тодосийчук включает в себя следующие этапы. Разработку концепции новшества; разработку альтернативных проектов создания новшества; испытание (апробация) альтернативных проектов; выбор наилучшего проекта; оценку риска, связанного с реализацией наилучшего проекта; переопределение целей и повторение анализа описанной схемы, если получена негативная оценка риска; реализацию проекта; внедрение новшества в образовательную практику. Инвестиционные проекты в области высшего профессионального образования можно классифицировать: 1. Информационные. 2. Технологические. 3. Продуктные. 4. Организационно-экономические [50].

Сегодня необходима не просто абстрактная инновационная модель развития вузов, а модель, которая позволяет работать в условиях острой, к сожалению, не всегда честной экономической конкуренции. Такая инновационная модель может быть создана и получить развитие только в условиях поиска новых форм деятельности, как в традиционных формах образовательной деятельности, так и в формах научно исследовательского и внедренческого направления. Проблема, связанная с высокой инертностью высшей школы связана с неготовностью некоторых людей, работать и развиваться в динамично меняющейся ситуации. Внедрение в образовательный процесс инновационной модели позволяет активнее использовать междисциплинарные и проблемно ориентированные формы образовательной деятельности.

1.4. Исторические этапы зарождения журналистики

Все этапы зарождения и становления журналистики чисто условно можно подразделить на несколько этапов. До механизированный, или ручной способ передачи печатной информации в массы. Механизированный, связан с усовершенствованием печатного процесса и выпуском первых печатных газет. Появление и развитие радио связи, распространение телевизионного вещания. Появление Интернет – технологий. Все эти этапы в большей или меньшей степени способствовали появлению и становлению журналистики.

1.4.1 Появление журналистики как социального явления

История средств массовой информации (СМИ) складывалась под воздействием многочисленных не только объективных, но и субъективных факторов, повлиявших на содержание, характер всех её структурных звеньев [38]. Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь развития, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Журналистика возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. В течение десятилетий историческая, в том числе и историко-журналистская, наука находилась под авторитарным прессом. Она выполняла апологетические функции, лишая себя научных принципов историзма, объективности, правдивости. Журналистика является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории. Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений стало информационной предпосылкой зарождения журналистики как качественно нового феномена в истории человечества.

Для более полного понимания феномена журналистики необходимо выстроить линию последовательного создания техники и технологии передачи сигналов от самой примитивной системы до новейшей, электронно-цифровой. Развитие и становление журналистики, как средства массовой коммуникации происходило индивидуально в каждом регионе земного шара. Нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования.

Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры. Часть из них связана с духовной и творческой сущностью самой прессы. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Характерно, что уже древние римляне, высоко чтившие искусство публичной речи, различали ораторов и риторов. Ораторами считались государственные мужи, которые использовали слово как средство политической деятельности; риторами же назывались знатоки формальных правил красноречия, не дерзавшие публично судить о судьбах государства [53, с. 8–9]. Конечно, потребность в обмене информацией между людьми возникла ещё в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности могущественного средства общения на дальние расстояния. Считается, что первый письменный текст появился в различных странах VIII–VI тысячелетий до нашей эры. Обращение к новому типу общения знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей.

В больших государствах древности устные формы распространения сведений были малоэффективны, и поэтому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования, на каком либо материальном носителе.

К числу материально– технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной деятельности, расширявший материальную базу образования и культуры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются первые книги, вместо дорогостоящего пергамента – бумага. Победное шествие начинает бумага, впервые полученная в Китае еще в I–II веке н. э., затем она в VI веке, появилась сначала в Японии, затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси-бересту. В 1320 году около города Майнца была основана первая бумажная фабрика. Массовое производство печатных изданий началось после 1450 года, когда Иоганн Гутенберг предложил единый наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали знаки.

Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий. Первые печатные тиражные газеты начали создавать в 1609 году, когда вышли «Relation Adoer» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung (Аутсбург). Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, поэтому крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 году в Венеции, откуда и пошло в обиход название «газета». Само слово «газета» – итальянское. «Gazette» называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в 16 веке был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр «gazette». Однако нельзя не упомянуть о том, что общепринятым термином это слово стало с легкой руки Т. Ренодо, который в 1631 году основал первое во Франции национальное издание под названием «Lа Gаzette» [24, с. 17].

В процессе исторического развития журналистики были и другие великие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации. К наиболее важным новациям целесообразно отнести изобретения мирового значения. Телеграфа – 1832 год. Фотографии – 1839 год. Телефона – 1876 год. Звуковой записи – 1877 год. Телевизионного вещания -1884 год. Радио -1895 год. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникла в каждой стране на различных этапах социального развития. Началом развития журналистики в разных странах считают XVI, XVII, XVIII века. Именно комплекс гуманитарных, экономических, политических и технических факторов способствовал появлению журналистики, как информационного феномена современности.

1.4.2. История газетного производства в Российском государстве

В истории русской журналистики были свои переломные моменты, которые необходимо осветить для более полного понимания развития издательского дела в нашей стране. 13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день по указу Петра I в 1703 году вышел в свет первый номер газеты «Ведомости». 26 декабря 1702 года Петр I издал указ об учреждении первой газеты для «извещения оной о заграничных и внутренних происшествиях…». В основу газеты, легли рукописные листы «Вестовые письма, или Куранты», издаваемые с 1621 года. Листы составлялись в Посольском приказе специально для царя и придворных по материалам иностранных изданий. Первые номера «Ведомостей» царь Петр I редактировал сам, а впоследствии был одним из её основных корреспондентов. Периодичность «Ведомостей» была различна. За 1703–1704 год, вышло по 39 номеров, а в 1705 – уже 46. С начала 1711 года «Ведомости» издавались попеременно в Москве и Санкт-Петербурге. После смерти царя Петра I в 1727 году выпуск газеты был остановлен. Но уже через год стали выходить «Санкт-Петербургские ведомости». Одним из редакторов, которых был М.В.Ломоносов. Издание газеты было прекращено в 1917 году. После 1917 года, День российской печати был перенесен на 5 мая – день, когда в 1912 году вышел первый номер массовой большевистской газеты «Правда».

Коммунистическая партия Союза Советских Социалистических Республик высоко ценила значение газетного материала, его влияние на читателей. В книге О.В. Цыганова – Режиссура газетного номера, отмечается, что партия требует от работников идеологического фронта, в том числе и от работников печати, чтобы их деятельность была активной, прочно связанной с жизнью, чтобы она помогала решению конкретных задач коммунистического строительства, побуждала людей к деятельности во имя торжества коммунизма. Успех выполнения этих требований зависит от непрерывного совершенствования журналистского мастерства, единства формы и содержания помещаемых в газете материалов [54]. В 1991 году постановлением президиума Верховного Совета дата празднования была возвращена к исторически верной – 13 января. В современной России издание с названием «Ведомости» выходит в свет с 1999 года [22].

На протяжении XVIII века и первой половины XIX-века издательская деятельность была в основном журнальной. Учитывая, что в России на протяжении XVIII–XIX веков не было политических партий, идейная направленность журналистского издания делилась на три основные направления: консервативно-монархическое, либеральное и демократическое. Направления определялись, прежде всего, отношением к политическому строю, положению классов и сословий в государстве, аудиторной ориентацией, взглядами на литературу, искусство и некоторыми другими. В 1866 году после покушения Каракозова на Александра II были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». В связи с усилением политической реакции 1880-х годов, особенно после введения в 1882 году новых правил о печати, 1884 год привёл к фактическому прекращению демократической журналистики. После закрытия в 1884 году журнала «Отечественные записки» и фактического прекращения деятельности журнала «Дело», большинству демократически настроенным журналистам, оставшимся на свободе, приходилось вплоть до революции 1905 года печататься в изданиях, направление которых часто не соответствовало их мировоззрению. Но эти издания позволяли влиять на читателя, Г. Успенскому, Н. Шелгунову, М. Горькому и другим демократически настроенным журналистам.

Положение изменилось в начале ХХ века, когда в стране после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 года была разрешена свобода собраний, легальная партийная деятельность и другие свободы, и журналистика, сохраняя направленную структуру, обогатилась партийными изданиями, что обусловило многопартийность русской журналистики [13, с. 5, 6, 55]. В XVIII веке, сложились типы газет по издателю – официальная газета политических новостей [14, с. 19]. Изменившиеся политические, экономические, социальные условия в начале XIX-века внесли определённое разнообразие в газетную типологию.

Исследователь А. И. Станько даёт следующую классификацию газет выходивших в России в 20–40 годы XIX-века. 1. Литературные. 2. Общественно-политические. 3. Специальные. 4. Первые газеты по различным видам искусства. 5. Справочные. Если внутриполитические и иностранные известия в 1830 годы занимали ¾ изданий, то в 1840-х годах не более половины, добавилась критика, биография, словесность [47, с. 31–32, 91]. В первой половине XIX-века из-за запрещения касаться общественно-политических вопросов и больших трудностей в получении права на издание газет такого рода «частная» газетная периодика была представлена исключительно литературным или узкоспециализированными, главным образом экономическими изданиями. Существовало всего три универсальные газеты: арендные – «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»; частная «Северная пчела» [2, с. 30, 36]. По оценкам ряда отечественных исследователей, к 1900 году в России «выходило 1002 издания» [3, c. 217]. Всё это ориентировало отечественный бизнес прошлого века на востребованность к финансовой, банковской, деловой информации. Что находит прямое отражение в современном информационном мире.

1.5. Новая отечественная журналистика

Представление о деятельности прессы России в первое десятилетие советской власти до последнего времени носили фрагментарный характер.

Строительству советской прессы, её участию в социально-политических преобразованиях нашего общества посвящено немало работ. В их числе «партийная и советская печать в борьбе за построение социализма и коммунизма», вышедшая двумя изданиями в 1961 и 1966 годах «Печать и строительство коммунизма» (М., 1969), «Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся» (М., 1979), «Многонациональная советская журналистика» (М., 1975), и другие. Однако во многих книгах и исследованиях умалчивалось, что возникшее впервые в истории России в феврале 1917 года, буржуазно-демократическое государство провозгласило свободу слова, печати и других проявлений демократии [38, с. 6–7].

В середине восьмидесятых годов в СССР началась перестройка общественного строя. Демократизация и гласность, ставшие реальностью для средств массовой информации в середине восьмидесятых годов, явились мощным рычагом начавшейся перестройки, проводником новых реалий в жизни общества. Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В 1987 году в стране выходило свыше 7,5 тысяч газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и областных, более 2,5 тысяч журналов.

В конце 1991 года в стране возникла качественно новая ситуация, изменилась не только политическая карта огромной евро-азиатской страны, но и иной стала структура российской журналистики [7, с. 519–520]. Всё это привело к переосмыслению положении прессы в обществе, вызвало к жизни новые приёмы и методы её работы. Обретая новые качества, журналистика проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальнейшей демократизации жизни страны [14]. Согласно статистическим данным установлено, что в 1991 году в Российской Федерации издавалось 4863 газеты [39, с. 96].

Провозглашение суверенитета России привело к созданию российской телерадиокомпании. В системе телевизионного и радиовещания возникли негосударственные (альтернативные) организации. Среди программ, основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, развлекательные и прямо касавшихся моральных проблем. Многопрограммность телевидения широкие возможности выбора различных телевизионных программ превратило телевидение в средство массового воздействия, индивидуализируя его возможности.

В журналистской практике, как и в различных сферах политической, экономической и общественной деятельности прочное место заняли компьютерные технологии. В процессе исторического развития журналистики были и другие великие технические новации. В современном мире, мощнейшим техническим и технологическим информационным средством является Интернет. Появились не только печатные издания, но и новое понятие Интернет-журналистика. Всё это создаёт особые условия для подготовки журналистских кадров, способных качественно работать в реальных производственных, порой очень непростых, условиях развития общества. На сегодняшний день тиражный выпуск печатных изданий уменьшился, но появился новый вид подачи информации – Интернет газеты. Это связано с перестройкой всей системы подачи информации.

Развитие общественных отношений в государственной сфере является атрибутом демократического общества. Участие граждан в управлении, как непосредственное, так и опосредованное, зависимость госструктур и органов местного самоуправления от настроений и отношения к их деятельности населения вызвали к жизни определенные формы и методы работы с общественностью [49, c. 239]. Внешне средства массовой информации организованно разобщены, но они органически связаны между собой, тесно и постоянно взаимодействуют. У них практически единые общественные функции, единый объект воздействия. Поток социальной информации, передающие по различным каналам средств массовой информации, представляет собой целостное явление. Целостность проявляется в актуальности, оперативности, тематической универсальности, что является системной особенностью журналистики.

В XXI веке журналистская деятельность претерпевает значительные качественные изменения. Новые технические возможности печати, увеличение дальности распространения, на разных частотах и качества получения аудиовизуальной информации позволяет получать, обрабатывать и распространять любую оперативную информацию по всему земному шару.

Одним из важных составляющих в деятельности современного журналиста является оперативная качественная и достоверная подача информации в различных видах для массовой аудитории.

1.6.Формирование новых видов СМИ в условиях глобализации

Некоторые исследователи без колебаний ставят знак равенства между понятиями «средства массовой информации» и «глобализация» [45, с. 117–126].

Средства массовой информации являются составной частью средств массовой коммуникации, также как и средства массового общения [9]. Несмотря на то, что понятие «глобализация» стало одним из символов изменений, происходящих в современном мире, дать ему чёткое определение трудно. Как считает Е.Л. Вартанова, его активно употребляют, но редко объясняют, почти не пытаясь найти единого определения [5]. Исследователь приводит ряд формулировок, сложившихся в зарубежной социологической мысли. Понятие «глобальное» в современном контексте заменило традиционные понятия интернационального, мирового и планетарного. С формированием глобальных информационных сетей, транснациональных мультимедийных систем изменяются все параметры жизни современных людей. Нации, бывшие до недавнего времени сравнительно замкнутыми информационными организмами, отгороженными от соседей языковыми, технико-коммуникативными, политическими, идеологическими и другими барьерами, стали более открытыми. Впервые в истории человечества появились возможности формирования не только региональных, но и общепланетарных коммуникативно-деятельностных систем.

Появление глобальных СМИ определили не только характер современной культуры, но и самой реальности, превратили виртуальность в реальность. Под мощным воздействием новых коммуникативных систем родилась культура «реальной виртуальности». Власть виртуального мира изменяют тип человеческого сознания, духовный мир, систему ценностей и социальных отношений. Господствующее в европейской культуре формально-логическое сознание, уступает место иным формам сознания. Виртуальный дизайн перестраивают психофизиологическую систему человека, приучая его получать информацию в невербальном виде, мышление и коммуникации – не в форме логической конструкции, а энергетическими квантами, визуальным образом. Увеличение объема информации и скорость ее распространение повышает зависимость человека от социума, от управленческих структур.

Характер и последствия «информационного взрыва» вызывают противоречивые отношения. Её горячие сторонники считают, что благодаря информации новое столетие может стать временем удивительных прозрений и замечательных побед. Противники видят опасность информационного тоталитаризма. Процессы трансформации современного общества определяются местом и ролью новых СМИ, предоставляющих доступ к глобальному информационному потоку, обеспечивающих возможность для любого человека принимать активное участие в коммуникационном процессе, стать частью глобального ареала публичной сферы. Именно поэтому конкретное осмысление глобализации применительно к СМИ представляется чрезвычайно актуальной исследовательской задачей. Беспрецедентность развития современных медиаресурсов затрагивает все стороны жизни человека, в том числе отражается на характере деятельности специалистов, занятых в сфере производства и распространения информации – журналистов.

В настоящее время в науке существуют два подхода в определении глобализации. Оба обозначают весьма широкие явления, оба непросто конкретизировать. СМИ сегодня это и сверхинтеллектуальный журнал с ограниченным тиражом, и «попсовый» телеканал с многомиллионной аудиторией. Сторонники первого утверждают, что глобализация – явление не новое. В разных формах она проявляла себя на разных этапах истории человечества. Согласно другой позиции, глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе на основе новых коммуникационных и информационных технологий. Вторая точка зрения представляется более обоснованной, так как она предполагает переход от традиционной формы экономического, политического, технологического общества, сформированного на началах национального единства и вековых культурных традиций, к глобальному Мегасоциуму.

Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы. Глобализацию, по мнению Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, характеризуют следующие принципиальные черты. 1. Всеохватность и комплексность изменений при переходе к глобальной стадии. Сама изменчивость становится главной позитивной ценностью. 2. Все глобальные ценности и ориентиры доминируют по отношению к местным (локальным) ценностям, включая и этнический фактор; происходит гибридизация культуры, или процесс быстрого составления (часто искусственного) культурных феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сфере поп-культуры. 3. Акцентирование «глубинных» феноменов (докультурных, доцивилизационных, архаичных), которые получают раскрепощение. 4. Решительное изменение ориентации рациональности от «модерна» к «постмодерну», с его акцентом на мозаичность и внутреннюю несвязанность восприятия, и конструирование новой социальной реальности. 5. Признание гражданского общества единственной формой социальной упорядоченности глобального социума. Мозаичный набор социальных «типов» и моделей, отсутствие единых принципов рационализации создают глобалистично-посмодернистскую картину социального мира [36]. В области экономических наук глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом.

Для исследователей СМИ многие проявления глобализации лежат на поверхности. Однотипная реклама в журналах разных стран и на разных языках, одинаковые телешоу, идущие хотя и на разных языках, но показывающие одинаково оформленные студии и похожих ведущих, мгновенный доступ к новостям из любой точки Земного шара, те же самые новости на разных телеканалах, музыка и кино, общие во всех странах. Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, одновременно воспринимая масс-медиа и как сферу, наиболее явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как ее основные движущие силы. Поэтому глобализация общественной и культурной жизни становится возможной в условиях наиболее развитых медиасистем.

Глобализация, многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и, конечно, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Именно она обеспечивает беспрепятственное круглосуточное движение не только финансовых потоков, но и потоков информации, включая глобальную рекламу. Глобализация существенным образом сказалась на развитии средств массовой информации. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Последние формируют своего рода единую символическую среду, в которой свободно циркулируют потоки медиаконтента вне зависимости от национальной принадлежности их создателей. Общедоступность этой символической среды – в географическом и понятийном смысле и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры.

Цифровые (компьютерные) технологии позволили при помощи компьютерного кода конвертировать любую информацию в биты, байты. Когда все данные переведены на общий цифровой язык бинарного кода, пропадает различие между информационными источниками – будь то звукозапись, радо, телевидение, фильм, видео, графика или печатный текст. Вторая революция коснулась линий связи. Использование оптико-волокнистого телефонного кабеля на главных телефонных магистралях планеты позволяет одновременно передавать миллионы звуковых сообщений по одному лишь волоску кабельного пучка. Сотни видео сообщений путешествуют по тому же пути. Сейчас разработаны новые формы сжатия битов информации, которые позволяют передавать огромное количество данных при помощи обычных медных проводов. Изменения, обусловленные новыми информационными технологиями, изменяет образ жизни. По существу, создаются новые отношения производства и управления. Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, специалисты обращают внимание на три основных аспекта. Первый – возможности средств массовой информации на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Второй – традиционные средства массовой информации в условиях «Интернетизации». Третий – новый масс-медиа или новые средства массовой информации [17].

Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно. В результате общей единицей для всех средств массовой информации становится иллюстрация (фотография) и текст. Новая информационная среда оказывает возрастающее влияние даже на сферу языка, в котором наряду с линейной выстраивается гипертекстуальная структура. В условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий происходят существенные перемены в традиционных СМИ – в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, естественно, в содержании. Особенно легко через Интернет звуковая речь.

Сегодня российские радиостанции, размещенные в Интернете, можно слышать во всем мире. При этом их присутствие в Интернете как бы происходит в двух вариантах: с одной стороны, это звук, с другой – содержание радиопередач хранится и в текстовом виде. Конвергенция в данном случае происходит достаточно успешно, а использование гипертекста позволяет быстро ориентироваться в тех материалах, которые передают радиостанции. Наличие Интернет-версии расширяет аудиторию радиовещания и придает той информации, которая звучит по радио, более обстоятельный, долго действующий характер [16, с. 49–50].

Изучение аудитории телевидения показало, что Интернет отвоевывает у телевидения какую-то часть аудитории. Специалисты предсказывают серьезные изменения в структуре телевидения. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, Интернет открывает отдельный доступ. В последнее время пишут о телевидении специализированном, рассчитанном на интересы отдельных сегментов аудитории. Есть устойчивые перспективы у новостных программ.

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио– и телевизионные передачи, как правило, размещаются в Интернете в двух формах – аудиовизуальной и текстовой. Текст, особенно иллюстративно подкреплённый становится общим знаменателем для всех СМК в Интернете.

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ – электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что это газета постоянно обновляется, почти всегда хорошо иллюстрирована, и в ней нет, как правило, законченных статей. Под глобализацией СМИ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) понимают, глобализацию рынков, или возникновение универсального спроса на медиапродукты и новые технологии со стороны потребителей различных регионов. Это позволяет продавать один и тот же информационный продукт различной части мировой аудитории. Глобализацию организации производства, когда в различных странах используются одни и те же модели организации медиабизнеса, включая методы производства, и применение новых технологий. Все три аспекта имеют экономическую составляющую, которая во всем мире используется как универсальная матрица для анализа так называемого «уровня технологического развития», или «уровня развития СМИ» [27]. Применительно к СМИ глобализацию можно рассматривать на разных стадиях «производственного цикла». Глобализацию в СМИ нельзя рассматривать только как механический набор различных тенденций это единый процесс, который характеризуется сложностью и набором многих качеств [5]. Национальные публичные сферы включаются в мировую информационную среду и создают новый глобальный ареал публичной сферы. Новая техника, с которой связано развитие глобальных средств массовой информации – телевидения, Интернета, онлайновых версий, – сегодня столкнулась с новым процессом – фрагментацией аудитории – из-за того, что появились новые возможности для учета различных аудиторий.

В настоящее время развитие всемирного телевидения определяют две тенденции – глобализация и регионализация. Локальное вещание пока находится в стадии становления. Новые СМИ охватывают сегментальную, дифференцированную аудиторию. Новые средства массовой информации не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории. По причине множественности сообщений и источников склонность аудитории к самостоятельному выбору программ повышается. Как считает Мануэль Кастельс аудитория, на которую нацелена программа, стремиться выбирать сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации [25].

Типологические особенности «новых» СМИ дополняются широкими возможностями, предоставляемыми web-технологиями для контактов с аудиторией. Практически все издания используют функцию интерактивного диалога с различной по составу аудиторией. Это может быть в виде электронной почты, форумов и гостевых книг. Реже для регулярного общения с читателями используются голосования, рейтинги и анкетирования. В некоторых СМИ, наиболее успешно проводящих свою интерактивную политику, создаются виртуальные клубы читателей, которые имеют возможность общаться не только с редакцией, но и между собой. «Свой», постоянный читатель – самый ценный ответ на вызовы конкурентной борьбы со «старыми» СМИ, которую выдерживают новые сегменты информационных рынков.

Российский медиарынок в Интернете начал особенно активизироваться на рубеже 1999–2000 годы, в связи с выборными кампаниями. Именно тогда Интернет вышел из сферы специализированного технократического сообщества и стал представлять для России общественный интерес. Российская медиаиндустрия располагает несколькими успешными проектами Интернет-СМИ. К примеру, модель «Газеты. ru», открыто провозгласившей о своих коммерческих намерениях. Это оригинальное Интернет-издание в отличие от других СМИ, рожденных в сетевой среде, делает ставку на качество предлагаемых пользователю информационных услуг, которое должно привлечь рекламодателей. Издание работает по законам профессиональных медийных предприятий, производя эксклюзивную информацию, заботится о её достоверности и по оперативности опережает «старые» каналы».

Иного подхода придерживаются так называемые «СМИ-влияния», которые ориентируются не на коммерческие медиамодели, а используют медиаканал как удобную площадку для распространения нужной информации, с помощью которой можно оказывать влияние на общественно-политические процессы. К таким относится медиапроект который представляет «Страна. ru». «Страна. ru» была создана как канал официальной информации о деятельности власти и как своего рода инструмент укрепления ее вертикали. Однако генеральная идея – информация о власти из первоисточников как противопоставление бытовавшей в Интернете беззастенчивой практике перекачки сведений с сайта на сайт – в конечном итоге вылилась в PR-проектирование заказчика. Такой подход оказался нежизнеспособным и довольно быстро утратил свои позиции на медийном рынке. Интернет-холдинг «РосБизнесКонсалтинг» (РБК. ru) занимает прочное место на рынке медиапродукции, специализированных онлайн-СМИ, а также на рынке деловой финансовой информации. «РосБизнесКонсалтинг» – многоцелевой и многофункциональный Интернет-холдинг, который помимо предоставления информации массовому пользователю является разработчиком и поставщиком высокотехнологичных деловых предложений для различных клиентов. Среди web-проектов РБК – новостные серверы, Интернет-издания (в том числе Интернет-газета «Утро. ru»), различные пользовательские сервисы.

В мире происходят три важных процесса в обмене информацией. 1. Глобализация, быстрый обмен информацией со всем миром. 2. Развитие малых местных структур. Современные информационно-коммуникационные сети позволяют небольшим группам, присутствовать в виртуальном пространстве, объединяя своих представителей вне зависимости от государственных границ и географических расстояний. 3. Развитие новых технологий средств связи и передачи информации. Содержательные модели on-line-СМИ, их позиционирование, которое определяет формулу и стратегию функционирования изданий является преобладающим фактором организации всего информационного пространства, балансируют между универсализмом проблемно-тематического ряда и его узкой специализацией. При этом специализация тематического ряда может быть как предельно узкой, так и политематической.

Возможности web-технологий позволяют неограниченно расширять структурно-композиционную часть издания, поэтому в уже сложившихся СМИ универсального типа могут появиться дополнительные рубрики, целевое назначение которых направлено на создание коммуникации для фрагментарной части аудитории с ее особыми пристрастиями – на членов какой-либо социальной общности, единомышленников по интересам. Так, в электронной версии радиостанции “Эхо Москвы” можно найти отдельную страничку для любителей джаза, а в «Газете. ru» – раздел «Рокфеллер» с сугубо финансовой информацией. Противоположная тенденция просматривается и в специализированных изданиях, которые, дабы завоевать более широкие аудиторные ниши, расширяют свою тематику. Так, к примеру, поступило экономическое сетевое агентство «РосБизнесКонсалтинг», включив в свое информационное меню тематику более общего, универсального свойства [32].

В медийном секторе Рунета проявляются и такие качественные показатели СМИ, которые связаны с их функциональными задачами. Характер видов и типов публикаций, а также общая характеристика ресурсов с точки зрения разнообразия видов материалов дают возможность описать расстановку функциональных акцентов, установить, какие функции СМИ актуализируются в Интернете. Это полностью подтвердилось в ходе мониторинга: самые большие доли материалов приходятся на публикации информационно-оперативного характера: новостей, хроникальной ленты, репортажей, актуальных интервью. Наличие внутренних и внешних ссылок, а также большие доли таких видов материалов, как подробности, справки, детали являются специфическим свойством контента новых СМИ.

Наряду с информационными и аналитическими Интернет-СМИ решают и развлекательные задачи. Тенденция на усиление информационно-развлекательной компоненты, получившей название инфотейнмент, акцентируется в секторе Интернет-медиа еще и в связи с аудиторной спецификой канала, состоящей из молодых, активных людей. Так как Интернет-СМИ по своим внутренним, присущим только им качествам не имеют границ для распространения, то география материалов позволяет судить, насколько конкретное СМИ способно работать в роли общероссийского или же регионального средства массовой информации, участвовать в формировании центральной и местной прессы. Однако происходит это на уровне рынка содержания – выбора центральной или местной информации и её предметно-тематического ряда. Такая информационная политика объясняется еще и тем, что в сети в корне меняется рынок потребления центральной и локальной прессы – пропорции смещаются в сторону внешней аудитории, читателей из других регионов, а, значит, перераспределяются и содержательные приоритеты.

Большинство сайтов, в том числе медийных, находятся в режиме открытого доступа для граждан всего мира. Однако фактор «глобализации» аудитории диктует не только характер содержания и ритм его обновления, но и возможность потребления информации на межнациональном уровне.

Уникальное качество мультимедийности, свойственное Интернет-СМИ, пока ещё не в полной мере реализовано большинством медиапроектов. Опытные Интернет-пользователи почти безошибочно выделяют те сетевые проекты, которые с большим основанием можно назвать Интернет-СМИ. Имеется ряд критериев, которыми они обычно руководствуются и которые в совокупности говорят за то, чтобы считать тот или иной проект сетевым СМИ. Регулярное обновление информации, высокая посещаемость, оценивается как не абсолютное количество посетителей, а относительное в сравнение другими сайтами в той же сфере. Авторитетность, известность того или иного информационного проекта, большое количество ссылок на него – весомый аргумент «за» Интернет-СМИ. У серьёзного издания, которое претендует на звание Интернет-СМИ, должен быть качественный дизайн. В сетевых изданиях сегодня не принято публиковать выходные данные в том виде, в каком мы привыкли их видеть в традиционной прессе, их представляют в несколько усеченном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ сегодня не является обязательным для сетевых проектов, однако наличие такового у серьезных проектов сегодня стало почти естественным.

К сожалению, хорошая стилистически грамотно поданная информация сегодня не является обязательной Интернет-издателей, однако требования к языковому уровню постоянно растут, и многие стали обращать на это всё большее внимание [33]. В последнее время встречаются интересные примеры текстов разных жанров в on-line СМИ. Однако абсолютное большинство представленных материалов не только изобилуют ошибками всех типов, но и являются яркими примерами типичных графоманских текстов. «Графомания страсть к пустому, бесплодному сочинительству». Появились своеобразные дневники и прочие условно-письменные «жанры». Текстовые материалы, которые встречаются в чатах и форумах, представляют собой, как правило, бытовую коммуникацию между двумя и более собеседниками. В итоге понимание профессий журналиста и писателя свелось у них к наличию «творческих» способностей. И, поскольку мало кто признает у себя отсутствие таланта, человек, который пишет в Интернете статьи, регулярно общается с другими пользователями на форумах и ведет открытый для общего доступа дневник (так называемый «живой журнал»), начинает считать себя чуть ли не великим журналистом или писателем [28]. Сетевые тексты вбирают в себя элементы разных жанров, это объясняется тем, что в высокооперативных Интернет-СМИ материал может создаваться несколькими авторами. Современное информационное общество требует высокой культуры и доступа к новым высоким технологиям. Российский сектор Интернета – Рунет – одно из тех немногих достижений, может быть, наиболее значимых и ключевых, которыми Россия должна гордиться.

Мобильная связь включается в общую систему массовой коммуникации. Масштабный рост сети сотовых телефонов позволил использовать их в целях информации, рекламы и даже пропаганды. Конвергенция позволяет соединить распространение телевизионного сигнала с использованием мобильной связи, и помимо создания концепции, так называемого «универсального журнализма» она открывает возможности для объединения газет, телевидения, прежде всего за счёт единой информационной службы этих каналов коммуникаций.

Мобильные телефоны, имеющие доступ в Интернет, коренным образом изменили природу коммуникаций. Сегодня появилась возможность выходить на связь из любого места планеты в любое время суток, расширились возможности и границы распространения доступа к информации. Произошли значительные сдвиги в развитии международных отношений, информации, журналистики, торговли, бизнеса и политики. Мобильный бизнес открыл обществу новые возможности общения. Музыкальные мелодии, графика, гороскопы, Java-игры и SMS-чаты являются сегодня наиболее популярным мобильным контентом в России [48].

Глобальное телевидение, охватившее вещанием практически все регионы мира, повлияло на создание целевых аудиторий, сегментирующихся в зависимости от ценностей, вкусов и стилей жизни. Глобальные телевизионные сети новостей можно разделить на две категории: универсальные телеканалы новостей и аналитические программы. Аналитические программы глобальных телевизионных сетей – необходимое дополнение к новостям, и ориентированы они на текущие события в мире. Это возможность объяснить происходящие события в мире, более глубоко раскрыть тему, заинтересовать зрителей развитием событий. Конкуренция телевизионных сетей на международном информационном рынке отличается жесткими условиями. Глобальные телевизионные сети новостей, делая ставку на «твердые» новости, теряют зрителей, если в мире не происходит чрезвычайных событий. Дело в том, что наибольший интерес аудитории к телеканалам новостей наблюдается в периоды острых международных кризисов, вооруженных конфликтов. Когда наступает «затишье», рейтинги всемирных каналов новостей резко падают. Требования зрительской аудитории во многом предопределили современный образ и концепцию глобальных теленовостей.

Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Так, информационные технологии звукозаписи и видеосъемки требуют от журналиста редакторских и репортерских навыков. Радио– и телевизионные журналисты могут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. В печатной прессе открывается дижитальное манипулирование фотографиями. Открылись новые возможности в получении и распространении информации, это увеличивает требовательность к верности и точности информации материала. Имеются случаи фальсификации и намеренного введения недостоверной информации. Каждый абонент может передавать по сетям любую информацию и видоизменять её по собственному желанию, всё это создает угрозы своевольного манипулирования текстами и образами, нарушения прав на интеллектуальную собственность и приватность информации, допущения различных форм оскорбления личности или общественных институтов, вовлекаемых в такие коммуникации. Вместе с этими тенденциями к нарушению демократических принципов можно отнести существующую опасность пиратства и терроризма в киберспейсе» [44].

Среди причин развития глобализации общества называются, с одной стороны, изменения на геополитической карте мира и новые достижения в области информационно-коммуникационной техники, а с другой стороны, происходящие изменения в мировом экономическом процессе. В различной форме и степени эти и другие сопутствующие им причины оказывают своё воздействие на развитие медиакультуры и процессы её глобализации, в которых немалую роль играет реальное соблюдение права на свободу выбора информации и характер участия в ней. Для того чтобы эти процессы развивались с пользой для общества, они нуждаются в сбалансированном равновесии участвующих в них сил. Трансграничные возможности масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма» [19, 20].

1.6.1. Интересы общества и технический медиа прогресс

Новая техника существенно меняет и условия труда журналистов. Появились оптико-волоконные материалы для кабельных линий и телекомпьютерным устройствам как средствам перевода информации в русло цифровых кодов и компрессий, благодаря которым существенно увеличивается скорость и объём распространения данных, а вследствие этого расширяется и круг интерактивных услуг в информационном обществе. Но технико-экономический подход к информационному обществу может быть опасен, так как начинают преобладать чисто коммерческие задачи, вовлекающие в корпоративные сражения за лидерство в коммуникационных супермагистралях, которые в свою очередь формируют структуру информационно общества [19, с. 50–59]. Новации в области информационной техники вносят существенные изменения в коммуникационные возможности общества. Благодаря телекомпьютерным супермагистралям в современном мире создаются условия для скоростных интерактивных общений без границ и на разных уровнях, от индивидуальных до межгосударственных. Современная информационная техника способна развивать и обогащать коммуникационный потенциал, без которого цивилизация лишается своих жизненных ресурсов. Сила и человека и человечества заключена в общественной природе, и способности сообща, коллективно трудится, обдумывать и проверять плоды своей деятельности и планы на будущее. Информационно-коммуникационные отношения объединяют людей в общества-компьюти различных типов – от семейных и профессионально-трудовых до научно-культурных и национально-государственных.

Сегодня эти процессы всё чаще и чаще обретают трансграничный характер, и новые электронные медиа включаются в формирование глобальных коммунальных структур, обеспечивая их нитями «Всемирной паутины» Интернета и прокладывая путь к информационному обществу. А коммуникационный синергизм, который сулит человечеству множество благ, а их реальность уже в наши дни демонстрируется в развёртывании сетей таких виртуальных услуг, как электронная почта, электронные версии газет и журналов, электронные библиотеки и многое другое. Всё это обогащает коммуникационный потенциал цивилизации. Но достигается ли при этом умение сбалансированного объединения интересов информационной индустрии, меняющийся информационный ландшафт и все сферы журнализма, масс медиа и коммуникационных служб, с гуманитарными интересами общества.

Генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айдан Уайт в аналитической статье «Медиа и демократия», опубликованной в коллективной монографии под эгидой Совета Европы, отмечал, что общество не может быть демократическим без свободы информационной деятельности журналистов [55]. Важную роль новой информационной техники имеет организация социальных гарантий всеобщего доступа к этой технике различных слоёв общества. Особенностью нынешнего момента является активное стимулирующее воздействие новых технологий, которые приводят к выхолащиванию гражданской миссии журналистики, к нивелированию её качественных критериев и к сращиванию с интернациональным информационным бизнесом. И здесь особое внимание необходимо уделить проблеме регулирования содержания обновляющейся медиапродукции.

Современное развитие общества требует новых критериев и подходов создания журналистского материала. Но, старого опыта «саморегулирования» деятельности профессиональных журналистов игнорировать не следует. Современная редакция – это научно управляемый коллектив, придерживающийся принципов системности, ритмичности и цикличности, где применяются различные научные методы для реализации поставленных целей и задач. И задача выпускника-журналиста, проявить все сои знания и умения, для успешной адаптации в производственной профессиональной среде.

Литература

1. Ашкинадзе И.И. Профессиональная самореализация студента– заочника: Монография – М.: Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2006. – 214 с.

2. Березина В.Г. Газета 1860 годов//Очерки по истории журналистики и критике. Т. 2. Л., 1965. С. 30–59.

3. Беспалова А.Г. История мировой журналистики / А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. – 3-е изд. доп. и испр. – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. – 432 с.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007 – 304 с.

5. Вартанова Е.Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России// Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика» М., 2005. № 4.

6. Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачёве и Ельцине. М., «Книга и Бизнес», 1992. – 424 с.

7. Верт Н. История Советского государства. – М.: Прогресс-Академия, 1995. – 732 с.

8. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: [Электронный ресурс]: http: // dod.miem.edu.ru/NPT/NPT_00/declare.htm

9. Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникации. Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.– 192 с.

10. Горохов В.М. Закономерности журналистского творчества. – М.: Мысль, 1975. -180.

11. Горохов В.М. Слагаемые мастерства (особенности журналистского творчества) – М.: 1982; Основы журналистского мастерства. – М.: 1989; Публицистика: теория и практика. – М.: 1995.

12. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Сравнительный метод. Приём, система приёмов в какой-либо деятельности. Способ или образ действия // словарь русского языка: В 4 т. М., 1986. Т. 2.

13. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 19170) в кратком изложении: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 104 с.

14. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. – М., 1988. – 132 с.

15. Засурский Я.Н. Журналистское образование в МГУ. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 2.

16. Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ. // Медиаскоп. 20. 09 2006.

17. Засурский Я.Н. Интернет – как основа развития информационного общества в России. // Медиаскоп. 20.09.2006.

18. Здоровега В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые проблемы теории публицистики. – М.: Мысль, 1979. – 187 с.

19. Землянова Л.М. Техника меняет общество, но всегда ли это является прогрессом? Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001, № 2.

20. Землянова Л.М. Проблема свободы выбора в современной глобализирующейся медиакультуре. Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика», М. 2006. № 9.

21. Зыков О.П. Общие основы педагогики. Альбом структурно-логических схем с комментариями: Учебное пособие / Сост. О.П. Зыков – СПб: СПб. Филиал РосНОУ, 2008. – 60 с.

22. Интернет ресурс: http://news.mail.ru.society/3243940/

23. Интернет Словарь терминов. – http://www.photoweb.ru/biblioteka/Histori/vospit_potenc.htm. http://adminschool.ucoz.ru/publ/5-1-0-63ттт

24. История мировой журналистики/А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. Ростов н/Д., 2000. – 432 с.

25. Кастельс М. Информационная эпоха//Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории М. 2000. http://polbu.ru/kastels_informepoch/ch45_all.html

26. Ким М.Н. Гносеология журналистики. Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения / Ред. – сост. М.Н. Ким. – СПБ., 2007.

27. Кирия И.В. Цифровой раскол и Глобализация СМИ и ИКТ// Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика» М.,2005. № 4.

28. Кнорре К. Влияние Интернет– общения на современную журналистику/О профессионализме в журналистике// Журналистика и культура русской речи 2005. № 4.

29. Кондрашев П.В. Местная пресса: теория и практика перестройки. – Новосибирск. Новосибирское книжное издательство, 1989.– 179 с.

30. Крутик А.Б. Высшее профессиональное образование России: состояние и перспективы развития// «Теория и практика сервиса»: экономика, социальная сфера, технологии № 1/2009.

31. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

32. Лукина М. М. Российский медиарынок в Интернете. // Медиаскоп. 20. 09. 2006. Лукина М.М. Российский медиарынок в интернете//Национальные модели информационного общества – М., ИКАР, 2004.

33. Малышев Е. Что считать Интернет-СМИ // Медиаскоп. 20.09.2006. http://www.old.mediascope.ru/index.php?option. // Медиа-альманах. 2003. № 3. www.ecsocman. edu. ru/db/msg/281437.html

34. Марусева И.В., Коваленко М.И. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: МВЭСЭП: Знание, 2006. – 322 с.

35. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика/Массмедиа в условиях глобализации/ Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. СПб. 2005. № 4.3

36. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб: Питер, 2008. – 272

37. Мельник Г.С. Ким М.Н. Методы журналистики: Учеб. пособие для студентов факультетов журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

38. Овсепян Р.П. История отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI в.: учеб. пособие / под ред. Я.Н. Засурского, – М, Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005. – 352 с.

39. Печать Российской Федерации в 1991 году. Статистический сборник.

40. Прохоров Е.П. Методология журналистского творчества и проблема проблема классового анализа // Мастерство журналист / Под ред. В.М. Горохова и В.Д. Пельта – М.: 1977.

41. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. – М.: 1973.

42. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово. – 2005.

43. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Под ред. Я. Н. Засурского. М., ф-т журналистики, изд-во МГУ. 2003. – 400 с.

44. Селюкова Г.Ф. Конвергенция компьютерных и телевизионных технологий: новые возможности телевидения в США// Вестник Московского Университета, Серия 10, «Журналистика» 2004. № 6.

45. Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации. Общество-среда-развитие № 1(10), 2009.

46. Сластёнин, В. А. Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

47. Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX-века. Ростов н/Д. РГУ,1969.– 202 с.

48. Сеферова М. Мобильные коммуникации и мобильное общество: опыт Японии и Росси. // Медиаскоп 20 09 2006.

49. Татаринова Г. Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 315 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

50. Тодосийчук А.В. Проблемы образования в гуманитарном вузе: материалы Х111 Международной научно-методической конференции, 24 октября 2008 года. – СПб: СПбГУП, 2008.

51. Чигерев В.А., Горюнов С.А. Сергеев Е.Ю. Нравственность и смена мировозренческой парадигмы. Вопросы культурологии, № 9, 2007.

52. Учёнова В.В. Публицистика и политика. – М.: Политиздат, 1979. – 271 с.

53. Учёнова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 214 с.

54. Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. Теория и практика партийной советской печати. Курс лекций. Вып. 2-й. Под ред. А.З. Окорокова. М., «Мысль», 1968. 180 с.

55. Trschys D. Foreword // Media and democracy. Council of Europe Publishing, 1998.