Вы здесь

Участие. Спортсмены Прикамья на Олимпе. Глава 3. «Скорость, сальто, пируэт» (Сергей Онорин)

Глава 3. «Скорость, сальто, пируэт»

Сергей Щуплецов из Чусового был первым россиянином, ставшим чемпионом мира и обладателем Кубка мира по фристайлу. Его фантастический успех был воспринят российскими поклонниками горных лыж и фристайла, как надежда, как выход из оцепенения неудач наших спортсменов на снежных трассах. Из миража бесплодных ожиданий появлялся герой, обладающий лицом и характером. Но будто какое-то проклятие висит над российскими горными лыжами. Так же, как и другая наша надежда – Александр Жиров, Сергей погиб в самом расцвете своей славы в автокатастрофе.




Справка. Сергей Щуплецов родился в 1970 г. в Чусовом. Заслуженный мастер спорта. Чемпион мира (1991, 1993 гг.), бронзовый призер (1995 г.). Чемпион Европы (1990 г.). Серебряный призер этапа Кубка мира (1991 г.). В 1994—1995 гг. в могуле добился 13 побед на этапах Кубка мира, из них 6 этапов выиграл подряд. 17 раз заканчивал выступления на этапах на 2-м и 3-м местах. По итогам 1994 г. в соревнованиях Кубка мира завоевал серебряную медаль, по итогам 1995 г. – золотую. Серебряный призер Олимпийских игр в Лиллехаммере в 1994 г. За высокие спортивные достижения в том же году был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Первый успех – в «балете»


Родители Сергея работали на местном металлургическом заводе. При поддержке родителей – мамы Любви Александровны и отца Бориса Николаевича, их 7-летний сын Сережа поступил в местную специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва «Огонек», и поначалу занимался горными лыжами. Может быть он и стал горнолыжником, если бы через несколько лет в спортшколе не получил свое развитие молодой вид спорта – фристайл.




Директор «Огонька» Леонард Постников за 45 лет своей тренерской работы «выковал» около сотни мастеров спорта СССР по горным лыжам и санному спорту, а тут еще влюбился и в фристайл. Надо сказать, что фристайл в СССР долгое время не признавали, считая его буржуазным видом спорта. Постников был не согласен с негласными запретами различных месткомов, обкомов и исполкомов, и вопреки всему фристайл стал жить в Чусовом.

Именно Постников проявил инициативу, и пригласил в свою спортшколу на тренерскую работу по фристайлу Михаила Васильева. Этот человек и изменил судьбу Щуплецова: уговорил 15-летнего парня поменять профиль. Сергею уже не хватало острых ощущений на горной трассе, и он с легкостью выбрал фристайл.

Чусовская школа фристайла вырастила первую чемпионку страны Ольгу Строеву. Было немало и других дарований, но истинным покорителем гор специалистами был признан Сергей Щуплецов. В снежное время года близкие забывали о его существовании, поскольку в светлое время суток Сергей пропадал на горе, а в темное, свободное ото сна – перед видеомагнитофоном разбирал технику спуска.

Мама с папой отслеживали жизнь своего талантливого сына по газетам и скупым телевизионным новостям. А маленький брат пожинал лавры родственника на спортивной базе «Огонек», так стараясь на него быть похожим. Сергей везде любил скорость и риск. Часто его видели гоняющим на мотоцикле по Чусовому. Он был чемпионом города по картингу. За что бы ни брался, все у него получалось.




Первого успеха Сергей добился в дисциплине «балет» – стал чемпионом страны. Не смотря на все свои успехи в акробатических видах, его коньком скоро стал «могул». Он продолжал упорно тренироваться, ведь «могул» обещал стать олимпийским видом программы фристайла. Могул – это экстремальный спуск на лыжах по бугристому склону. Длина трассы – около 250 метров. Крутизна достигает 28 градусов. Скорость прохождения – от 20 до 30 секунд. Судейская оценка за него складывается из трех компонентов. Пять арбитров оценивают красоту прохождения трассы – это 50 процентов общей оценки (фристайл вообще субъективный вид спорта, напрямую зависящий от судейских симпатий).

Тут важно не отклониться далеко от курса, и не раскачиваться корпусом. В идеале все повороты должны преодолеваться за счет пружинящих ног. Короче, все бугры нужно объезжать легко, непринужденно и, как выражаются специалисты, эстетично. На трассе в обязательном порядке расположено два трамплинчика. Здесь можно сальто крутануть, а можно вокруг своей оси несколько раз обернуться. Чем сложней прыжок, тем выше оценка.




Жизнь, оборванная водителем-убийцей


К мировому успеху Щуплецов шел постепенно, но своим трудолюбием он много добился. Безусловно, одно из самых ярких его выступлений на международной арене – выступление на XVII зимних Олимпийских играх в норвежском городе Лиллехаммере. Тот могульный финал смаковали даже те, кто до того момента относился к фристайлу с явным пренебрежением.

Впервые за олимпийское «золото» сражались три абсолютно адекватных друг другу соперника: победитель прошлой Олимпиады француз Эдгар Гроспирон, канадский уникум Жан-Люк Брассар и Сергей Щуплецов. В итоге объективно лучшего Брассара обыграть не удалось, зато чистую академичность Щуплецова оценили выше наглого «нахрапа» Гроспирона.

В свои 25 лет он находился в зените славы. После женитьбы на француженке блондинке Ингрид, переехал жить к супруге. Ее мать в письме к родственникам Сергея признавалась: «Он принес в наш дом счастье…». 14 июля 1995 г. Сергей отправился по делам на своем мотоцикле. Тяжелая машина с потушенными габаритными огнями притаилась в переулке, и, как только мотоциклист поравнялся с нею, ринулась вперед. Удар был страшный. Сергей скончался на месте. Водитель-убийца скрылся, что дало возможность местной полиции выдвинуть версию заказного убийства.

На похоронах Сергея в местечке Ла-Круза присутствовали все жители альпийского городка. 52 венка из живых цветов обрамляли гроб с телом спортсмена. На отпевании в католической церкви присутствовал его близкий друг и главный соперник, олимпийский чемпион, француз Эдгар Гроспирон. Через некоторое время Эд ушел из большого спорта, сказав: «Я не хочу выступать без Сергея». Россиянин похоронен возле гор, которые он безумно любил, и рядом с трассой, на которой готовился к новым стартам. Его награды и снаряжение хранятся в Чусовом, в музее фристайла.


В тебе есть что-то от Щуплецова…


Среди тех, кто хорошо знал Сергея, была Елизавета Кожевникова, в то время лидер нашей женской сборной по фристайлу. Через несколько лет после трагедии Лиза, ставшая после окончания спортивной карьеры корреспондентом спортивного канала НТВ+, собралась с силами, и попыталась воссоздать портрет своего друга в материале журнала «Лыжный спорт» (№16, 2000 г.). Вот лишь некоторые выдержки.

«Мне довелось познакомиться с Сергеем в январе 1989 года на чемпионате страны в Алма-Ате. Я тогда только что попала в сборную Союза. Все люди, одетые в униформу сборной, вызывали щенячий восторг неискушенного подростка вне зависимости от их способностей и человеческих качеств. Но лишь одна персоналия приковывала внимание по-настоящему.

На склоне он творил невозможное, а вне его был начисто лишен намека на харизму, ей в большей или меньшей степени обладали все члены сборной СССР по фристайлу тех лет. Каждый день я выходила на трассу, и пыталась преодолеть «стойкое наследие» горных лыж – кондовую и раскатистую технику, которая на буграх была смерти подобна.

Глядя на то, как мой коллега по цеху с кошачьей мягкостью «проглатывает» метровые бугры, я приходила в отчаяние: «Даже если буду тренироваться сутки напролет, все равно этому не научусь». Тогда Сергей не был таким педантичным, и позволял себе иногда ошибаться на трассе. Но в его технике было что-то такое, что привораживало взгляд и заставляло думать, что единственный в этой компании, кто по-настоящему знает, как управляться лыжами «по-взрослому». Пожалуй, «техника» – не совсем верное слово. Скорее, это манера держаться на лыжах. Потому что на них он проводил значительно больше времени.

Но в жизни, находившейся за бортом спорта, Сергей был также независим и упрям. Блестящее тому доказательство – история с его первым автомобилем. По причине вечного отсутствия финансов был приобретен старый «жигуленок», который сломался на третий день эксплуатации. Никакие доводы друзей, что на ремонт он потратит больше, чем на всю машину, не возымели действия. На следующий день агрегат был полностью расчленен, и изучен с дотошностью автомеханика. Слава Богу, что прошлым увлечением Щуплецова был картинг. Пожалуй, это была одна из его самых сильных черт.

Он умел извлекать уроки и педантично раскладывать опыт по разным ящичкам так, чтобы можно было найти и воспользоваться им в любой момент. В спортивном же плане удивляло то обстоятельство, что имея горнолыжное прошлое за спиной, он настолько свободно себя чувствовал в таких, казалось бы, не горнолыжных дисциплинах, как акробатика и балет на лыжах. На одном из травмообильных соревнованиях, где акробаты «сыпались», как подстреленные в воздухе утки, кто-то заметил, что Щуплецов единственный, кто вызывал спокойное чувство уверенности.

Что бы ни случилось, он всегда приземлялся на ноги, выворачиваясь в воздухе подобно кошке. Как-то Сергей с ухмылкой ответил, что однажды он так шлепнулся, что навсегда отбило у него охоту падать. Интересная постановка вопроса, не правда ли? Много ли людей напрочь перестают нарушать правила дорожного движения после того, как попали в аварию?

В мае 1995 года Сергей женился на французской могулистке Ингрид Гой, и переехал в чудную деревушку Ля Клюза – столицу французского фристайла. В тот момент остро встал вопрос о том, за какую сборную ему выступать. Французы не хотели чужака, даже такого именитого и талантливого, наши, естественно, не хотели его отпускать. Но в остальном – полная идиллия. Казалось бы, личное счастье, успех, финансовая независимость – все пришло. А будущее должно было стать еще более радужным. Но…

Жизнь, которая была так добра к нему, обернулась страшной трагедией. Оглядываясь назад, диву даешься, какое влияние сумел оказать тихий уральский мальчишка на целый вид спорта, и на огромное количество людей, живущим этим спортом. Не удивительно, что он стал настоящей легендой, и фраза «в тебе есть что-то от Щуплецова» воспринимается, как величайший комплимент, дающий спортсмену ощущение, что ты не зря ешь свой хлеб…».