Вы здесь

Утро радостных встреч. Теория и практика проведения группового сбора (Л. В. Свирская, 2010)

Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Более конкретное назначение группового сбора состоит:

в создании общности детей и взрослых (например группа «Гномики»);

в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;

в совершенствовании навыков и культуры общения

(умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.);

в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Технологически групповой сбор:

прост в проведении;

легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста;

значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

чувствовать себя значимым;

управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа[1], коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).

Принципы организации и проведения группового сбора

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Открытость обозначает:

право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении собственных планов;

право участия / неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребёнок получает право:

свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;

высказывания в «своей логике». Воспитатель не подвергает текст ребёнка дидактической обработке, но при необходимости даёт совет, как лучше произносить слова или построить фразы, чтобы быть понятым другими.

Воспитатель находит недирективные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.

Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.

Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.

Вторая сторона действия принципа рефлексивности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, всего проекта – анализ результатов и достижений.

Цели и задачи группового сбора

Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач.

В данном случае предложенные цели и вытекающие из них задачи представляют собой только варианты, требующие критического осмысления и соотнесения с образовательной ситуацией. Образовательная ситуация, в свою очередь, определяется сформированной субкультурой (групповые традиции и правила). Например, в группе существует традиция предоставления первоочередного права высказывания и выбора занятий девочкам или проявления особого внимания к ребёнку-имениннику. Образовательная ситуация зависит от уровня развития, особенностей и реальных потребностей конкретных детей группы, от достижений, характерных для всей группы (групповой динамики); целей реализуемой в группе образовательной программы.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

разработать план реализации нового проекта;

подвести итоги проекта;

развивать эмпатию;

прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);

учить:

– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

– делать выбор;

– планировать собственную деятельность;

поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста

Некоторые из предложенных вашему вниманию задач сформулированы от лица ребёнка, что, на наш взгляд, ещё раз подчёркивает первоочередное право детей на приобретение и проявление ключевых компетентностей, равноправие во взаимоотношениях между воспитателем и детьми.

Для формулирования задач такого рода можно использовать две формы: «учиться» и «я учусь», придавая им тем самым характер «личных задач» ребёнка и признаки скорее процесса, чем результата. Например: «Я учусь делать выбор и принимать решения», «Учиться делать выбор и принимать решения».

Однако подобная формулировка задач от лица ребёнка не исключает и традиционные формулировки: «учить», «создавать условия», «формировать» и т. п.

учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть);

учиться ставить цель (я буду строить дом);

учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело, я обиделся, я хочу отдохнуть);

учиться говорить предложениями;

учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);

учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

Учиться:

инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…);

обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи);

заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…);

понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что…);

принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…);

управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо);

сравнивать предметы (камешков пять, а шишек три; река широкая, а ручеёк узкий);

анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…);

считать предметы и называть итоговое количество (один, два, три… всего…);

связно рассказывать небольшие истории;

разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…);

отстаивать свою точку зрения (я считаю, что…);

работать самостоятельно и сотрудничать в группе (я сам построю дом; давай с тобой вместе…);

решать математические задачи (три яблока, одно съем я, сколько останется?);

устанавливать причинно-следственные связи, закономерности (стало тепло – зацвели цветы; с высокой крыши дождик стекает вниз);

извлекать пользу из опыта своего и других (я попробовал и понял…);

использовать предметы для решения своих задач (у меня нет большого кубика для крыши, я возьму крышку от коробки);

использовать знаки и символы для изображения предметов.

Роль ребёнка в групповом сборе

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в групповом сборе

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

помогать ребятам выбирать и планировать работу;

оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Определяя роль воспитателя, мы имели в виду взрослых в целом, так как традиционно в работе группового сбора принимают участие младший воспитатель или ассистент воспитателя, родители, специалисты, гости группы (несколько взрослых, два-три). Их количество связано как с ценностными основами взаимодействия и сотрудничества (дети могут услышать разные мнения по одному и тому же вопросу, сделать выбор в пользу того или другого взрослого и т. п.), так и с методическими особенностями этой формы работы (один взрослый ведёт диалог, а второй записывает идеи детей во время планирования).

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)………………. 1–3 мин

2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)… 2–5 мин

3. Обмен новостями ………………………............................................................... 2—10 мин

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) …………………. 5—12 мин

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

В случае:

если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен и меланхоличен, стоит больше времени уделить игре и сделать её весёлой и, напротив, в возбуждённой утренней гимнастикой группе лучше начать сбор со спокойной песенки или с игры, концентрирующей внимание;

если новость, высказанная кем-то из детей, важна для становления ценностных ориентиров, социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше;

если требуется выбрать тему нового проекта, научиться планировать действия, не следует жалеть для этого времени. Можно значительно сократить время приветствия, игры, но подробно обсудить тему и план действий.


То, что мы привели пример структуры утреннего группового сбора, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Примеры проведения группового сбора

Во второй младшей группе педагоги поставили задачу мотивации детей на выбор новой темы (тема «Осень»). Групповой сбор начался под звуки вальса – немного грустной нежной мелодии, под которую воспитатели кружились с яркими кленовыми листьями в руках. Действия взрослых привлекли внимание детей, кто-то из них наблюдал за воспитателями, оставив игру, кто-то начал кружиться вместе с ними. В этом случае танцующие вручали ребёнку такие же красивые листья. Наконец мелодия закончилась, воспитатели опустились на ковёр, сложив листья в центре. Получился небольшой, но очень яркий коврик из осенних листьев. Дети присоединились к педагогам. Групповой сбор начался с обсуждения вопросов (приблизительных).

Вам нравится?

Вы где-нибудь уже видели такой ковёр? Из чего он получился?

Почему листики слетели с веток?

Как называется время года, когда листья опадают?

Что вам нравится осенью?

– Давайте пригласим к нам в группу красавицу осень.

Что мы можем сделать в наших Центрах, чтобы осени понравилось у нас в группе (чтобы в группе поселилась осень)?

Так как дети еще маленькие и опыт инициирования идей у них невелик, воспитатели к этому моменту разговора положили в центр ковра большой лист тонированного ватмана, поставили поднос с листьями и веточками, гроздьями рябины и калины, большую книгу стихов об осени с яркими иллюстрациями. Эти материалы послужили подсказками и помогли малышам сформулировать свои идеи.

«Нарисовать осень, сделать гирлянды из осенних листиков, посадить листики в песочек, почитать книжку про осень» – такими были предложения детей. Воспитатели записывали их в «план-паутинку» и одновременно проговаривали: «Замечательная идея у Киры – нарисовать осень. Это можно сделать в Центре искусства. Алена предложила почитать книжку об осени. Мы будем читать книгу и узнаем много интересного. Дима придумал игру для Центра песка и воды».

В результате взрослые не рутинно и не скучно провели групповой сбор, вместе с детьми сделали выбор новой темы, вписали в общий план первые идеи ребят и даже определили перечень дел на сегодняшний день.


Утренний сбор в средней группе, где уже несколько дней реализуется тематический проект «По морям, по волнам»

– Доброе утро, мои рыбки, киты и дельфинчики.

Как вы думаете, как могут поздороваться друг с другом морские жители? Как быть, если они не умеют разговаривать, как люди?

С кем они могут повстречаться утром? Это не опасно? Это весело?

А если им навстречу попадётся аквалангист (акула, батискаф, айсберг)?

– Мы с вами уже сделали много интересного в наших Центрах: нарисовали обитателей моря, мальчики соорудили акваланги, Илюша с Димой узнали, сколько весит самое большое морское животное. У Александра Юрьевича, папы Аленки, есть новые идеи. Давайте дадим ему слово.

– Я предлагаю вам сделать большой корабль. Сегодня мы только начнём работу. Того, кто захочет заняться этим, я приглашаю в Центр науки. Почему в Центр науки? Потому что нужно сначала придумать, каким будет наш корабль.

А на следующее утро в этой же самой группе сбор начнётся с вопросов:

Какой сегодня день недели и какое число в вашем морском царстве?

Сколько у нас сегодня в группе китов, осьминожек и медуз?

Кто планирует продолжить строительство корабля?

Групповой сбор может начинаться с новости.

– Ребята, у нашего Андрейки сегодня невероятно важная новость! Кто хочет её услышать, собирайтесь поскорее в кружок. Андрейка, тебе слово.

– У меня вчера родился братик!

Так как эта новость действительно очень важна для социально-эмоционального развития всех детей, её сделали центральной темой группового сбора, несмотря на то, что тема проекта, над которым уже несколько дней работает группа, – «Птицы».

– Андрейка, мы поздравляем тебя, мы очень рады за тебя! Ребята, кто хочет задать Андрейке вопрос? Что мы можем сделать сегодня в наших Центрах для Андрейки, для его мамы и для малыша?

– Поздравительную открытку, рисунок для маленького, подарки для всех.

– Пожалуйста, подумайте и решите, что вы будете делать сегодня в Центрах.

Варианты игровых ситуаций, служащих основой для группового сбора и позитивного настроения

Сюжетами, придуманными Анной Свирской, можно воспользоваться вне зависимости от темы проекта в любой день, сделать отправной точкой для мотивации и выбора многодневного общего дела.


День улыбок

Этот день в группе с самого утра начинается с рисования улыбок:

маминой помадой на стекле;

красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В Центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных; фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики).

В Центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её.

В Центре театрализации/книги – устроить весёлое представление.

В Центре игры – организовать любимые игры под музыку.

День старого мишки

Пора вывести на прогулку старого любимого мишку? Детям предлагается придти в группу вместе с игрушкой, порадовать мишку весёлыми играми, научить его:

скатываться с горки,

рисовать фломастерами,

купаться в сухом бассейне,

кататься на офисном кресле (это тоже весело!). Можно устроить выставку игрушек-мишек и выставку мишек-скульптур.

В конце дня самым «отважным» мишкам выдаются дипломы смельчаков!

День бантиков

«Бантиком» складываются губки, бантики прикрепляются к косичкам и чёлкам, бантики даже на пальчиках и коленках!

В этот день детей ждут:

моментальные фотографии «Чудо в бантиках»;

выбор королевы и короля бантиков;

бантики в подарок.

Предлагается придти с утра непременно в бантиках!

В Центрах активности дети могут научиться многим полезным делам: завязывать бантиком шнурки и ленты, вязать «на пальцах» (без спиц и крючка), плести макраме, украшать бантиками праздничную одежду Золушки.

День самой большой картины

В этот день воспитатели готовят такой длинный лист бумаги, что его хватит на всех!

Групповой сбор может быть посвящен планированию того, как будет использован этот необычно длинный лист. Детям предлагается заполнить его рисунками, текстами (дошкольники с удовольствием копируют слова печатными буквами), коллажами.

Этот замечательно большой лист может быть впоследствии вывешен в длинном общем коридоре рядом с группой-инициатором. В этом случае дети данной группы начнут его заполнять, а продолжат рисование картины ребята из других групп. Рисунки можно дополнять коллажами и рассказами, записанными с помощью взрослых.

День «переучёта»

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:

игрушки,

шарики в бассейне,

фломастеры в коробках.

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.

Подобная практика может быть распространена и на весь детский сад. Опыт МДОУ № 12 г. Старая Русса Новгородской области показал, что дети с огромным удовольствием проводят переучёт игрушек в своей и в других группах детского сада, а их отчетные гроссбухи становятся замечательным учебным материалом для Центров математики и грамоты.

День фантиков

Все конфеты съедены? Остались только воспоминания и фантики? Не беда!

Найдётся дело и для фантиков. Детям предлагается сделать из фантиков:

гирлянду,

игрушку для кошки,

куколку,

чудесную картинку.

Предусматривается возможность занятия не только под непосредственным руководством взрослых, но и самостоятельная работа. Для этого нужно подготовить книги, пооперационные карты, схемы, образцы.

День, когда всё наоборот

Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:

послушать «Путаницу» К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;

распутать «самую запутанную путаницу» (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты);

запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям.

Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в Центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

Волшебный алфавит

Детям предлагается украсить «лучшую букву на свете» – букву, с которой начинается имя! А для этого надо:

научиться писать первую букву своего имени (очень просто или совершенно необыкновенно);

изготовить букву из самых разнообразных материалов (соленого теста, песка, бумаги, пластилина, ткани);

вылепить букву из сдобного или песочного теста, испечь и…съесть её;

украсить букву самыми интересными способами. В этот день во всех Центрах активности должна быть

предусмотрена разнообразная работа, связанная с буквами и словами.

День лягушат

Настоящие лягушата живут в болоте, а в групповой комнате – в сухом бассейне!

Всего их… (любое количество игрушечных лягушат среди шариков сухого бассейна). Детям предлагается:

найти и собрать лягушат (фигурки-оригами, игрушки, сувениры, изображающие лягушек);

добавить ещё одного (нарисовать, слепить, сделать способом оригами из бумаги);

придумать имя хотя бы одному лягушонку, записать его «в паспорт»;

нарисовать его портрет;

послушать чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»;

придумать и инсценировать сказку про лягушат.

Свет фонарика

В этот день в группе и в зале детей ждут чудеса. Для того чтобы их увидеть, нужно придти (обязательно!) с фонариком: чудеса являются взору в свете фонариков и сам свет фонариков становится чудом. В нем таинственно появляются знакомые и незнакомые предметы, оживают сказочные персонажи.

Можно включать в число чудес спектакль теневого театра, игры с лучиками, релаксацию, рисование на столе с подсветкой.

Из дальних странствий

Детям и взрослым предлагается рассказать о путешествиях и событиях, а также:

нарисовать свои приключения;

изобразить приключения пантомимой или инсценировкой;

искупаться в бассейне (как жаль, что он сухой);

подобрать (изготовить) рамку для любимых фотографий;

сделать фотоальбом, дополнить его рисунками, рассказами.

День сказки

В этот день с самого утра предстоит наряжаться и «превращаться» в различных сказочных персонажей, а значит и вести себя так, как это делал бы выбранный герой, говорить и действовать от его имени.

Подготовка к проведению группового сбора

С чего же начать подготовку к групповому сбору?

С выбора удобного места. Помещения, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где всех всегда можно найти, если кто-то из детей опаздывает, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов, где нет сквозняков.

Раскладываем ковёр именно здесь, но не ограничиваемся им – просим родителей сшить (купить) для каждого из детей подушечку – тогда сидеть будет и удобно, и гигиенично, и не холодно. Чтобы родители откликнулись, объявляем конкурс «Подушка-подружка». Договариваемся с детьми, где и как будем использовать подушечки помимо сбора (в играх или для отдыха), где будем их хранить. Уголок уединения – вполне удобное место. Важно, чтобы место хранения подушечек было неподалеку от места проведения сбора. Представьте себе, как неудобно и хлопотно перетаскивать их из одного помещения в другое (из спальни в группу, например).

Далее согласуем сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки – рассмотрим все варианты, которые предложат сами дети, и постараемся выбрать что-либо из их идей. Для сообщения детям о времени сбора педагогу лучше всего не пользоваться голосом, потому что ежедневное многократно повторенное «Дети, собираемся на групповой сбор!» – лишит вас голоса, а ваших воспитанников энтузиазма. Звон же колокольчика или весёлая песенка не помешают ни организованности, ни маневренности, ни свободе общения.

Ещё одно важное дело – приготовить стену к рабочему использованию.

Сначала подумаем, какую информацию нам нужно будет размещать (величина иллюстраций и объём информации будут отличаться в младшей и подготовительной группах), что для этого понадобится (рамки, основа, двусторонний скотч и т. п.), а затем решим, где и как всё это удобно разложить или повесить.

Во время группового сбора мы можем работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, подбирать слова к звукам, рассматривать иллюстрации и предметы, которые помогут выбрать тему проекта или подскажут интересные дела, демонстрировать свои достижения, например в виде рисунков и первых написанных слов; нам нужно будет обращаться к плану проекта. Значит, все эти материалы должны найти место на стене. Всё это составляет «рабочую стену», или «информационное поле».

Материалы будут постоянно меняться, причем менять их будут также сами дети. Следовательно, нужно предусмотреть, чтобы высота расположения, удобство подхода, безопасность и простота крепления материалов соответствовали возможностям ребят. Не забудьте и об удобстве для взрослых, которым придётся работать со сменными материалами как стоя, так и сидя!

Можно создать информационное поле иначе. Возьмите кусок полимерного коврика для ванн, прикрепите его к стене на уровне, удобном для глаз и действий. Или же приспособьте в качестве рабочей стены переносной мольберт, флипчарт[2]. Имейте в виду, что материалы, расположенные на рабочей панели, будут использоваться и пополняться в течение всего проекта. Это потребует достаточно большого пространства. Кроме того, вы не сможете после проведения группового сбора освободить мольберт для других работ.

Использование календарей

Информационное поле может включать самые разнообразные формы календарей (настенные, перекидные, отрывные, карманные), календари погоды, природы. Кроме того, что такие материалы традиционны и вполне органичны для дошкольной образовательной практики, они помогают формировать у детей важные и актуальные навыки управления своим временем, фиксации и анализа событий.

Работать с календарем можно до начала группового сбора, во время его проведения и в течение всего дня. Главное, чтобы эта полезная работа не превращалась в рутину.

С помощью календарей можно решить множество задач.

Формирование элементарных математических представлений:

знакомство с цифрами;

прямой и обратный счёт;

числа-соседи;

понятия «вчера – сегодня – завтра»;

понятия «день – неделя – месяц – год»;

приемы анализа: обобщение, классификация, сравнение.

Развитие навыков грамотности:

знакомство с буквами и словами;

называние дней недели, месяцев;

фиксация с помощью слов или символов характерных признаков сезона, событий дня.

Ознакомление с окружающим:

разная информация (на отрывных календарях можно найти много интересного);

составление тематических подборок-коллекций (кошки, автомобили и пр.);

рассматривание и описание иллюстраций.

Социально-эмоциональное развитие:

определение дней рождения детей и других праздничных событий через привязку к конкретным дням (давайте посчитаем, сколько дней осталось до Иришкиного дня рождения; сколько дней болел Алёша и т. п.);

ведение «табеля» – сколько детей в группе, сколько игр использовали в течение дня, сколько книг прочитали, сколько птиц прилетало на кормушку перед окном и т. п.

Информационные листки

Информационный листок – специально подготовленная форма (ксерокопированная заготовка), в которой взрослые и дети ведут записи дневных значимых для себя и всей группы дел и событий.

Если ребята умеют писать отдельные слова (свои имена, дни недели и пр.), они делают это самостоятельно. Если им нужна поддержка и помощь, то можно копировать нужные слова из календаря или с карточек, специально подготовленных взрослыми.

В информационном листке можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.

Поле информационного листка можно использовать для игр, развивающих креативность (творческие возможности), внимание, наблюдательность.

Структура информационного листка включает приветствие, краткое сообщение, планирование.

Самая важная смысловая и содержательная составляющая информационного листка – ведение ежедневных записей «Наши планы» («Мы выбираем», «Планы» и т. п.). Так как общий большой план тематического проекта предполагает длительную работу всей группы, то назначение информационного листка состоит в том, чтобы вести эту запись дел и действий в выбранных детьми Центрах активности.

Для того чтобы сделать записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишете их идеи:

Алена – Ц. и., рисовать динозавриков;

Олег – Ц. м., считать ракушки и камешки;

Дима – Ц. н., рассматривать книгу о динозаврах (здесь Ц. и. – Центр искусства, Ц. м. – Центр математики, Ц. н. – Центр науки).

В ситуации, когда дети планируют заниматься выбранным делом вместе с друзьями или приглашают партнеров, в информационном листке записи выглядят так:

Алена – Ц. и., рисовать динозавриков. Ира, Кирилл.

Олег – Ц. м., считать ракушки и камешки. Денис.

Дима – Ц. н., рассматривать книгу о динозаврах. Илья, Оля, Женя.

Таким образом информационный листок отражает выбор детьми места работы (Центр), вида работы (рисование, счёт, рассматривание), партнёрства.

Постепенно воспитатели находят оптимальный способ заполнения информационного листка. Неизменными остаются только требования к ведению записей: ежедневно, кратко, обязательно печатными буквами, поощряя детей делать записи самостоятельно.

Ежедневное заполнение информационного листка помогает:

ввести разные формы приветствия;

развить навык общественно-ответственного поведения, социальной активности, предоставляя право влиять на выбор формы приветствия и мелодий для начала группового сбора; фиксировать собственные идеи и действия;

активизировать зрительное восприятие (узнавание, запоминание) букв, слогов, слов, а затем и получение навыка чтения слов и предложений;

укреплять понимание событийной последовательности дня, своего места и роли;

обогащать представления о режиме (временном распорядке и логической последовательности событий);

добиться понимания ребятами места и роли в распорядке дня (готовности управлять временем, влиять на то, что будет происходить в группе, в детском саду);

содействовать приобретению значимой информации: сколько детей, кто из них в каком Центре работает, сколько тарелок нужно подготовить к обеду и пр.;

учить осуществлять выбор, планировать свой день;

развивать внимательность.

Образцы подготовленных бланков и заполненных информационных листков








Информационные листки вывешиваются (и накапливаются) на информационном поле. По мере того как они входят в субкультуру группы, дети учатся использовать их для восстановления в памяти прошедших событий или в качестве подсказки при копировании слов.

Впоследствии (по окончании тематического проекта) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчётом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.

Вопросы для начала группового сбора

Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования, например:

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?

Какое у вас настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

Кто очень хочет задать вопрос?

Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

О чём бы вы хотели спросить Иру (Ирину маму, меня)?

Что бы вы хотели уточнить?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Чем эта новость нам поможет?

Что нового мы узнали о (Тане, кошках, зиме, превращениях)?

Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Правила

В каждой группе обычно формируется своя субкультура. Она состоит из множества элементов, определяющих стиль жизни всех и каждого в отдельности: какие формы приветствия приняты и какие считаются за гранью возможного; какова форма обращения к взрослым (по имени или имени и отчеству); кому отдаётся приоритет в общении (детям или взрослым); какие проявления детей считаются нужными и какие недопустимыми; как взрослые относятся к шуму и передвижениям детей по помещению.

Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других» (а не «Не перебивай других), «Кричать и бегать можно на улице» (а не «Не кричи», «Бегать нельзя»), «Положи материалы так, чтобы их можно было найти» (а не «Не раскидывайте игрушки») и т. п.

Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.

Правила и их формулировки обговариваются с детьми.

Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках микрофон».

Методика организации и проведения группового сбора[3]

Приветствия

По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспосабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи. Вот несколько вариантов, с которых можно начать пополнять запас приветствий.

Типичные виды приветствия

Здравствуйте!

Доброе утро!

Привет!

Салют!

Я рад тебя видеть.

Good day (на английском).

Good morning (на английском).

Guten Tag (на немецком).

Bonjour (на французском).

Buenos dias (на испанском).

Ali Gato (на японском).

День добже (на польском).

Jambo (на суахили).

Kale Mera (на греческом).

Не забудьте добавить приветствия на языке или наречии тех детей, которые посещают вашу группу! Приветственные слова на языке других культур обогащают, сближают, воспитывают взаимное уважение. Если воспитатели не уверены в правильности произнесения приветствия на другом языке, это могут сделать родители детей или сами дети.

Приветствия с действиями

С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.

Дай пять – вместе с рукопожатием.

Любые приветствия могут быть:

• с обниманием,

• с похлопыванием по плечу,

• с приветливым взмахом рукой,

• с переплетением рук «корзиночкой» и т. п.

Стихотворные приветствия

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят,

Может – сто, а может – двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Официальные приветствия

Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никитин», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

Приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта

Во время осуществления тематических проектов «Сказки», «Книжкина неделя» дети изготовляют для себя значки с изображением любимого литературного персонажа и носят эти значки на груди. В эти дни можно приветствовать друг друга, используя имена выбранных детьми героев. Например, «Здравствуй, дорогая Золушка», «Здравствуйте, рыбки, киты и дельфинчики».

Приветствия с перекидыванием мяча

Перебрасываем или перекатываем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул.

Приветствия с именными карточками

Разложите именные карточки (визитки, бейджи) в центре круга. Дети снимают верхнюю карточку с колоды и приветствуют человека, указанного на ней. Если ребята не умеют читать, то именные карточки могут быть оформлены рисунками или фотографиями.

Приветствия с комплиментом

Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится как ты рисуешь кота.)

Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети ДЕЛАЮТ, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

Игра

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык.

Хорошо использовать элементы тренинга, например психогимнастику. Это даст возможность весело поиграть и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке. В этом действе участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами своё видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или «обиженной подушки».

Варианты игр

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как»

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать сами дети.

Например:

Рассказать известное стихотворение по-разному:

шёпотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребёнка.

Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

Если группа (среднего, старшего возраста) только сформировалась и многие ребята ещё не запомнили имена друг друга, на групповом сборе можно использовать такие игры, как:

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы.

Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например:

Что ты успел сделать по этой теме?

Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе?

Что ты любишь делать в свободное время?

Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

Конец ознакомительного фрагмента.