Вы здесь

Утренняя звезда. Книга о жизни и личности Иисуса Христа. 2 (В. И. Слуцкий)

2

В те времена – 2000 лет назад – пророки, странствующие проповедники вовсе не были редкостью.

Люди тогда много времени проводили в общественных местах: нам будет несложно это представить, если мы вспомним, что ни телевизора, ни компьютера еще не изобрели и получить какую-то информацию, на людей посмотреть и себя показать, можно было только в синагоге или на рынке. Причем, если сейчас главными считаются вопросы экономические и политические, то тогда их место занимали, как это ни странно, религиозные, философские и этические проблемы. Поэтому известные пророки и странствующие проповедники пользовались такой же популярностью, как сейчас – знаменитые телеведущие.

Пророк – это человек, который говорит не от себя, а от лица Бога: служит рупором Бога, посредством которого Всевышний обращается к людям. Проповедник говорит просто от себя. В остальном разницы между ними нет никакой.

Люди эти ничем иным не занимались, не зарабатывали себе на жизнь: их общественное положение, их единственная деятельность заключалась в том, что они пророчествовали. И это было очень видное и притом независимое общественное положение. Если народ верил такому пророку, то с ним вынуждены были считаться даже цари. Многие еврейские пророки говорили царям в лицо неприятнейшие вещи, и правители не решались им за это мстить, боясь как гнева Божия, так и гнева народного. Такой человек ходил, где хотел, спал и ел в тех домах, куда его приглашали, и если имел какие-то деньги, то только те, которые ему дарили его поклонники.

Именно эту жизненную стезю и выбрал для себя Иисус. И вскоре добился успеха: слава о нем распространилась по всей Иудее, и Самарии, и Галилее.

Как и в Индии, он предпочитал беседовать с простыми, некнижными людьми, причем относился к ним без всякого высокомерия, внимательно и уважительно; отвечал на все вопросы, к тому же умел говорить о сложных вещах простым и понятным языком. Он не гнушался принимать приглашения самых простых и бедных людей, охотно заходил в их дома, ел с ними и оставался ночевать.

Но больше всего способствовало славе Иисуса то, что он мог исцелять больных такими болезнями, которые считались неизлечимыми, – например, психически больных. В то время не существовало специальных лечебных учреждений, и сумасшедшие свободно бродили по улицам и площадям городов, бормоча бессмысленные слова, кривляясь и размахивая руками. Из жалости люди кормили их.

Однажды, когда Иисус проповедовал в синагоге (кстати, синагога – это вовсе не «еврейская церковь», как думают некоторые: у евреев была одна церковь – Иерусалимский храм, – синагога же – это просто общественное здание, где учились, молились, но и просто общались, заключали торговые сделки, обсуждали политические проблемы и всякие общественные дела), к нему подбежал один такой сумасшедший и громко закричал прямо ему в лицо:

– Уйди, какое тебе дело до нас, Иисус Назарянин?! Ты пришел погубить нас: знаю я, какой ты святой Божий!

Однако Иисус, нисколько не смутившись, властно сказал ему:

– Замолчи и выйди вон!

Этот человек послушался и вышел.

Впрочем, Иисус вообще был из тех людей, которых все всегда слушаются: такой у него был вид и так он умел себя держать и разговаривать с людьми. Так что удивительно не то, что тот человек послушался и ушел, а то, что он вскоре совершенно выздоровел и вернулся к своей семье.

Все рассказывали друг другу об этом случае и удивлялись, что Равви (т.е. «Учитель») приказывает бесам, и те повинуются ему: ведь евреи были уверены, что психически больной – это человек, в которого вселился бес, и, чтобы больной выздоровел, надо выгнать беса вон.

Иисус исцелял и прокаженных, и расслабленных (парализованных), и слепых, и больных горячкой. Делал он это без помощи каких бы то ни было лекарств, только благодаря искусству внушения, которое он освоил в Индии. Однако в те времена никто не знал, что такое внушение, и чудесные излечения объясняли тем, что Иисус имеет непосредственную связь с Богом и Бог по его просьбе исцеляет всякого, кого он – Иисус – захочет исцелить. Это больше всего убеждало людей в том, что Иисус – настоящий пророк.

Исцеленные им ходили по всей Иудее и Галилее и везде рассказывали о том, что с ними случилось, и слава Учителя из Назарета все росла.

Только в своем родном городе Иисус не мог никого вылечить, потому что здесь все знали его еще маленьким мальчиком, сыном плотника, и никто не верил, что сын Иосифа способен сотворить чудо. А ведь внушение происходит только тогда, когда человек в него верит. Поэтому – и еще потому, что Иисусу тяжело было встречаться со своей семьей, особенно с матерью – он редко бывал в родных местах.

Когда слава о нем распространилась по всей стране, Иисус решил, что пора ему найти себе учеников. Он считал, что будет лучше, если учениками его будут простые, некнижные люди, потому что они не станут перетолковывать его слова и донесут их до людей так, как они были сказаны.

Своих самых первых учеников Иисус нашел при очень любопытных обстоятельствах. Переночевав в доме одного довольно богатого купца, он утром очень рано встал и направился к берегу Галилейского моря (т. е. Тивериадского озера, очень большого и действительно похожего на море). Он очень любил это озеро: ему нравилось там бродить, там ему хорошо думалось.

Утро было тихое-тихое: совершенно гладкая поверхность воды, отражавшая небо, казалась голубым стеклом. Горизонт застилала легкая думка, сквозь которую золотились лучи только что показавшегося солнца. В этой удивительной красоте Иисусу чудилось что-то сладостное и грустное.

Однако очарование этого чудесного утра нарушали двое рыбаков. Они в лодке, недалеко от берега, возились с сетями. Притом один из них: черный, крепкий, загорелый до черноты, со спутанными волосами, повязанными ремешком, и такой же спутанной бородой, – больше похожий на разбойника с большой дороги, чем на рыбака, – громко ругался, и из его слов Иисус понял, что сеть с вечера запуталась, теперь ее придется долго распутывать, и день может пропасть даром: они ничего не поймают. На Иисуса эти люди не обратили никакого внимания.

Он довольно долго с берега рассматривал их и, как ни странно, тот самый ругатель, внешне смахивавший на разбойника, ему чем-то понравился. Возможно, тем, что у него было открытое и приятное лицо, и все его движения – а также и слова (хоть они и были не очень приличными) – выдавали человека ярко эмоционального и искреннего. К тому же этот рыбак явно отличался большой физической силой и был еще не стар, на вид лет 35-ти, а брат его (а в том, что второй человек в лодке – его брат, сомнений не возникало: они были очень похожи), видимо, еще моложе. Все это устраивало Иисуса.

Поэтому он окликнул их и сказал:

– Пойдемте со мной. Рыбы вы сегодня все равно не поймаете, а я сделаю вас ловцами душ человеческих.

Присмотревшись, эти люди узнали Учителя из Назарета, о котором слышали уже много рассказов. Иисус к тому времени выглядел уже совсем не так, как тогда, когда только что вернулся на родину: на деньги своих почитателей он купил себе красивый плащ бордового цвета и выглядел очень солидно. Из его слов они поняли, что он предлагает им стать его помощниками, что было очень лестно для простых рыбаков, так как общественное положение Пророка и Учителя было несравненно выше, чем у рыбака. Так что они недолго думали и сразу же, подплыв к берегу, выразили полную готовность следовать за Иисусом. Старшего из братьев, как оказалось, звали Петром, а младшего – Андреем. Это не еврейские имена, и Иисус понял, что оба – галилеяне, но его это нисколько не смутило. Петр и Андрей так были поражены тем, что Учитель позвал их с собой, что бросили и лодку, и сети прямо на берегу и пошли с ним.

Пройдя немного дальше, Иисус увидел еще одну рыбачью лодку, в которой сидели и чинили сети три человека: двое молодых – и один пожилой, почти старик. Старика звали Зеведеем, а его сыновей – старшего Иаковом, а младшего Иоанном. Особенно понравился Иисусу Иоанн: у него было умное и красивое лицо, хотя он и не отличался крепким телосложением. Нежной кожей и улыбчивостью этот юноша немного походил на девушку. Иисус и их позвал с собой, и братья, спросив разрешения у отца, тоже пошли с ним.

Еще одного ученика Иисус нашел прямо на дороге: это был мытарь (то есть сборщик податей для римского кесаря: самое презираемое занятие в тогдашней Иудее) Матвей, сидевший у дороги на камне и собиравший пошлину с проезжающих и проходящих. Его лицо, серьезное и сосредоточенное, хотя и некрасивое, понравилось Учителю, и он сказал:

– Встань и следуй за мной!

И Матвей послушался и тоже пошел за ним, захватив, конечно, и свою сумку с деньгами.

Вскоре из тех людей, которые приходили слушать его проповеди, Иисус выбрал себе еще семерых учеников: Филиппа, Варфоломея, Фому, Иакова Алфеева (то есть сына Алфея, в отличие от Иакова Зеведеева, старшего брата Иоанна), Фаддея, Симона Кананита (из города Кана) и Иуду Искариота – и всего у него теперь было 12 учеников (по числу колен, или племен, израильских). Из них всех только юноша Иоанн был относительно образованным человеком, мог свободно читать Священное Писание, остальные же были едва грамотны. Самый первый ученик Иисуса, Петр, как выяснилось, даже не умел подписывать свое имя.

Со своими учениками Иисус удалялся в пустынные места и там наставлял их в основах нового Учения.