Равноапостольный князь
Сколько было на Руси свадеб, но эту свадьбу и тысячу лет спустя помнила русская былина…
Владимир-князь по гридне похаживат,
Из окошечка в окошечко поглядыват.
С ножечки на ножечку переступыват
И такие речи да сам выговариват:
Еще нонче во Киеве что во городе
Удалы, добры молодцы поженены,
Красны девицы да взамуж выданы
Я единый князь да я холост хожу,
Я холост хожу да неженат слыву…
Так начинает былина рассказ о сватовстве князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде.
Сватовство оказалось неудачным.
– Хочешь идти за Владимира? – спросил тогда князь Рогволд у дочери.
– Нет! Не хочу, отец, разувать[9] сына рабыни… – ответила княжна. – Я за Ярополка пойду, отец!
В отличие от былины Рогнеда знала, что в Киеве княжил тогда не Владимир, а его брат – Ярополк. Владимиру, сыну Малуши – «вещей девы», а попросту рабыни, привезенной из Волжской Булгарии, еще предстояло сесть на княжение в Киеве.
Но вначале Владимир решил отомстить за обиду полоцкому князю…
Уже не со сватами, а с отрядами варягов двинулся он на Полоцк. Здесь и убил он Рогволда, а Рогнеду, чтобы «не слыть» отныне неженатым, силою взял в жены. И не стало полоцкой княжны Рогнеды, что не желала разуть сына рабыни…
Появилась княгиня Горислава…
После разорения Полоцка война с братом сделалась неизбежной, и Владимир не стал ждать, пока Ярополк соберет войско. С отрядами варягов он подступил к Киеву…
Ярополк мог бы отсидеться за крепостными стенами Киева, но воевода Блуд, подкупленный Владимиром, уговорил Ярополка бежать из города в крепость Родну. И тот же предатель Блуд, когда Владимир укрепился в Киеве, сумел убедить Ярополка искать мира с братом…
Ярополк принял совет…
В недобрый час случилось это…
Едва только вошел Ярополк в княжеский терем в Киеве, двери захлопнулись, и дружинники Владимира с мечами набросились на обманутого князя.
11 июня 978 года Владимир сел на великокняжеский престол в Киеве.
1
Кем был князь, севший на великокняжеский престол в Киеве?
Это потом его назовут равноапостольным, а в те годы Владимир был ревностным язычником… Близ княжеского терема, на священном холме, установил он статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
Перед этим истуканом совершались жертвоприношения.
Перед этим истуканом и обрела Русская Православная Церковь своих первых мучеников.
Случилось это так…
Однажды после удачного похода на ятвягов (латышей), князь Владимир приказал принести в благодарность богам человеческую жертву.
Был брошен жребий. Он пал на отрока – сына варяга Федора, исповедовавшего христианскую веру.
– Зачем вы собираетесь погубить моего сына? – спросил Федор. – Разве он в чем-то виноват перед вами?
– Твоего сына выбрали не мы, а наши боги! – ответили ему язычники. – Богам нужна его жизнь!
– Эти истуканы – простое дерево, а не боги! – сказал Федор. – Сегодня они стоят, а завтра сгниют!
– Отдай сына, Федор! – закричали посланцы. – Не гневи богов!
– Если они – боги, пускай сами заберут сына!
Разъяренные язычники подрубили сени, где укрылись отрок Иоанн и его отец Федор, и убили их…
На месте гибели первых русских мучеников воздвигли потом Десятинную церковь.
Подобно истуканам с серебряными головами и золотыми усами, жестоким и бездушным был и сам князь Владимир. Сердце его не знало жалости ни к врагам, ни к близким.
Дорогою ценой – жизнями отца и братьев! – оплатила Рогнеда свое нежелание «разуть» сына рабыни. Горестной – недаром ее прозвали Гориславой! – была судьба полоцкой княжны и в замужестве.
Скоро Горислава прискучила супругу, и он оставил ее.
Было тогда у князя Владимира уже восемьсот наложниц.
Доведенная до отчаяния Горислава бросилась на мужа с ножом. Но супруг легко обезоружил ее и тут же объявил, что собственноручно подвергнет ее казни.
– Облачись в брачные одежды! – приказал он. – Садись на ложе и ожидай смерти!
Спас Гориславу ее сын – Изяслав.
Тайком пробрался он в спальню, где должно было совершиться убийство, и заступил дорогу разгневанному князю Владимиру.
– Что ты делаешь тут?! – раздраженно спросил тот.
– Я пришел, чтобы своими глазами увидеть, как мой отец будет убивать мою мать! – бесстрашно ответил мальчик.
И только тогда дрогнуло сердце великого князя Владимира.
Он покинул опочивальню, не тронув Гориславы.
В этот же день ее отослали вместе с сыном в городок, названный Изяславлем.
2
Однако и в язычестве Владимир был прежде всего князем – воином и правителем. Его не тяготили ни государственные заботы, ни суровый походный быт.
Счастье сопутствовало князю в битвах. Все новые и новые племена и народы покорялись его власти… Дружбы с могучим киевским князем искали и соседние, и далекие от Руси страны… То с севера, то с юга, то с запада, то с востока приходили в Киев посольства. Они приносили князю дары, они просили о помощи и о дружбе, они пытались склонить князя к своей вере.
Особенно усердствовали хазары…
Еще в 985 году состоялся успешный поход князя Владимира на Волжскую Булгарию. Булгары были сокрушены, и от окончательного уничтожения их государство спас Добрыня – дядя князя Владимира. Добрыня сам вырос в Булгарии и сейчас заступился за своих сородичей.
– Осмотрел я пленных колодников… – сказал он князю Владимиру. – Все они в сапогах. Нет, такие дани не дадут… Пойдем, в другом месте поищем себе лапотников…
Князь не стал спорить с мудрым дядей.
«И сотвори мир с болгары Владимир», – говорит летопись.
И принесены были клятвы, и поклялись хазары, что тогда у них не будет с Русью мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть…
Однако, хотя русичи и пообещали соблюдать мир, хазарские правители понимали, что лучше было бы обратить их в свою веру. Надежду на осуществление этого предприятия давало им предположение, что князь Владимир – вспомните о его матери, «вещей деве», ключнице Малуше! – единокровен им.
Первыми, как свидетельствует «Повесть временных лет», появились в Киеве хазары, исповедовавшие магометанство. Пришли они на следующий год, после похода князя Владимира на Волжскую Булгарию.
Рассказы о пророке Магомете, о рае, наполненном, по представлению мусульман, прекрасными гуриями, показались князю Владимиру довольно занятными, но его огорчил введенный в мусульманстве запрет на употребление вина.
– Руси есть веселие питие… – сказал князь, прощаясь с послами. – Не можем без того быть.
Неуспех первого посольства не смутил хазар.
Правители хазарского каганата лишь испытывали князя Владимира мусульманской верою, но сами собирались обратить его в иудейство… Об иудейской вере и пришло рассказать Владимиру второе посольство из Булгарии.
– Мы веруем во единого Бога – Бога отцов наших Авраама, Исаака и Иакова… – рассказывали они.
– Каков же у вас закон? – спросил князь Владимир.
– Обрезываться… Не есть свинины и зайчатины… Хранить субботу…
– А где земля ваша?
– В Иерусалиме…
– Но вы ведь пришли из Волжской Булгарии!
– Да… – ответили послы. – Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по всей земле…
– Как же вы пришли обращать нас в свою веру, будучи отвержены от Бога?! – рассердился князь Владимир. – Если бы Бог любил вас и ваш закон, он не расточил бы вас по чужим землям! Ужели такой участи вы желаете и нам?
Не удалось хазарам обратить князя Владимира ни в мусульманскую, ни в иудейскую веру…
Но сами прения произвели на князя сильнейшее впечатление.
Ведь князь уже давно и напряженно думал об этом…
3
Дело в том, что Русь при князе Владимире еще не являлась государством в полном смысле этого слова.
Были поселения.
Были города.
Были князья с дружинами, совершавшими время от времени набеги на соседние племена…
Иногда князю удавалось собрать сильную дружину, и тогда, если улыбалось счастье, он побеждал соседние государства, а иногда, подобно князю Святославу (отцу Владимира), и завоевывал их, но на Руси ничего не менялось от этого…
Смесь родов и племен, плативших дань киевскому князю, объединялась только одной силой. И стоило немного ослабеть князю, как эти племена забывали о Киеве, а иногда и вообще вступали в недружественные киевским князьям союзы.
Русь еще не стала государством, она лишь томилась государственностью, ее еще только предстояло разбудить для истории, и главная роль в этом, по замыслу князя Владимира, отводилась вере, единой для всех родов и племен.
Как свидетельствуют археологические раскопки, поначалу Владимир пытался превратить в единую государственную религию родное языческое многобожие.
Он установил тогда на Священной горе невдалеке от теремного дворца шесть кумиров, которые почитались различными славянскими племенами и были свезены в Киев не столько как боги, сколько как представители соответствующих родов и племен, объединенных под властью киевского князя.
Князь Владимир установил на Священной горе шесть кумиров: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошу.
Перун почитался как бог войны, и ему поклонялись в первую очередь воины-дружинники. В «специальностях» остальных богов киевляне ориентировались хуже…
Известно было, что Стрибог повелевает ветрами и, вероятно, является богом неба.
Даждьбог почитался как бог света, тепла, плодородия… Но его «обязанности» смыкались с «обязанностями» Хорса – бога солнца.
Семаргл – бог почвы, «заведовал» плодородием.
Мокошь олицетворяла женское начало природы…
Подобная расплывчатость в определении «специальностей» и «служебных обязанностей» участников пантеона, созданного князем Владимиром, не случайна.
Эти боги почитались различными славянскими племенами и были свезены в Киев князем Владимиром не столько как боги, сколько как представители соответствующих родов и племен, объединенных под властью киевского князя.
По сути, устроенный на холме рядом с княжеским теремом пантеон, был прообразом нынешнего Совета Федерации… Главной функцией его было – представительство родов и племен.
По замыслу князя Владимира эта, единая для всей Руси, религия должна была объединить подвластные племена в единое государство.
Но, как ни замечателен был экуменический замысел князя, языческий пантеон не сумел объединить славянские племена. Племенные божки, перепутавшись между собою, окончательно утратили, как любят говорить сейчас, «легитимность» и превратились в народном сознании лишь в обозначение Высших Сил, в «местоблюстителей» Истинного, пока еще неизвестного Бога.
Обитатели пантеона, устроенного князем Владимиром, превратились в сновидение народа, тело которого охвачено предгосударственным томлением, а душа – предощущением познания Бога Истинного.[10]
4
Пока жизнь текла по обычному руслу, пока сам он не очнулся от родового сна, князь Владимир не замечал несовершенства языческого пантеона. Когда ветшали деревянные истуканы, вместо них воздвигались новые. Перед ними приносились кровавые жертвы, к ним адресовались моления…
Но вот начались прения о вере с хазарскими посланцами, и все изменилось. Князь Владимир отверг и мусульманство, и иудейство, но с глаз его упала пелена, и он увидел, как далеки от Истины закрепленные в деревянных изваяниях представления славян-язычников о Боге.
И другое открылось князю Владимиру…
Ясно понял он, что только единая для киевлян и новгородцев, вятичей и родимичей, древлян и дреговичей, кривичей и полян вера в истинного Бога способна превратить его княжество в государство…
Целый год провел Владимир в раздумьях о вере.
Целый год не ходил он в походы, охладел к многочисленным наложницам и женам.
Летопись сообщает, что полюбилось князю Владимиру слушать рассказы бояр и дружинников о походах и посольствах в Византию, о дивном убранстве тамошних храмов, о красоте и благолепии совершающихся там церковных служб…
Рассказы эти будили в великом князе Владимире воспоминания детства, проведенного в тереме бабушки, великой княгини Ольги.
Мы знаем, что начатки православной веры были привиты князю Владимиру еще тогда… Потом в жестокой борьбе за великокняжеский престол, в бесконечных походах и любовных усладах, впечатления детства стерлись, но сейчас снова всплывали в памяти, как всплывают из глубины рыбы. Вот вспыхивает ярким блеском в солнечных лучах рыбья чешуя, но тускнеет блеск – в речную глубину уходит рыба…
Может быть, князю Владимиру и не удалось бы самостоятельно вспомнить то, что ему было назначено вспомнить, но тут на помощь пришел Господь. Все устроилось по Божиему промыслу…
В 980 году в Киев прибыли византийские послы.
Привела их беда, приключившаяся в империи… Генерал Варда Склира и вельможа Варда Фока подняли мятеж. Византийские императоры Василий II и Константин VIII просили киевского князя о помощи.
Владимир не стал отказывать грекам, но в качестве вознаграждения потребовал себе в жены византийскую принцессу Анну.
Политические выгоды от этого брака и для самого князя Владимира, и для всей Киевской Руси были очевидны. Послы, хотя и с неохотой, вынуждены были принять это условие.
5
Владимир сдержал свое слово. Помощь была оказана, мятеж греки благополучно подавили и – согласно старинному византийскому обычаю! – о своем обещании позабыли.
И это понятно.
Владимиру лестно было породниться с византийской династией, но в Константинополе считали, что для принцессы Анны можно подыскать и более удачную партию.
Князь Владимир решил напомнить императорам об обещании так, как и было принято в те времена…
Собрав немалое войско, он посадил его на корабли и поплыл к греческому городу Херсонесу (Корсуни). Под стенами города войско высадилось и осадило Корсунь. А князь Владимир отправил посольство к забывчивым византийцам. Он написал императорам, что ежели не дождется невесты в Корсуни, то отправится за нею в Константинополь.
Грозным было напоминание князя Владимира.
И тогда императоры решили снова пойти на хитрость.
Свой отказ они облекли в вежливую форму, дескать принцесса Анна – христианка, а христианам не пристало сочетаться браком с язычниками.
Повторялась история первого сватовства князя Владимира…
После отказа полоцкой княжны Рогнеды он завоевал Киев. Теперь надобно было идти и завоевывать Константинополь.
Прикинув силы, князь Владимир тоже решил пойти на хитрость.
– Если препятствие только в том, что я – язычник, то я готов принять православие! – объявил он послам. – Моя бабушка – великая княгиня Ольга была православной. Пришлите с Анной ваших священников, и я приму крещение.
Исторические хроники утверждают, что Анне совершенно не хотелось покидать Константинополь.
– Иду точно в полон! – плакала она. – Уж лучше бы мне здесь умереть.
Императоры ничем не могли утешить сестру. Хотя и удалось подавить мятеж, но к войне империя была еще не готова, и на открытое столкновение с князем Владимиром они не решались идти.
Впрочем, с капризами принцесс их близкие во все века считались только тогда, когда эти капризы совпадали с интересами государства.
Братья-императоры посадили любимую сестру на корабль и отправили в Корсунь.
6
События жизни равноапостольного князя Владимира напоминают в эти дни страницы Ветхого Завета, описывающие попытки ветхозаветных царей изменить своему избранничеству.
Да… Шел политический торг… Чтобы отстоять свои интересы, все участники этого торга шли и на дипломатические уловки, и на силовое давление…
Хитрили императоры, попытался схитрить и князь Владимир…
Когда византийцы привезли принцессу Анну, он начинает сожалеть о языческой вольности, и поскольку политико-династический вопрос решен, он пытается вернуться в прежние времена, «забывает» о своем обещании принять святое крещение.
По византийским меркам решение князя было достойно похвалы, ибо Владимир оказался способным учеником. В самом деле, разве не учили его византийские императоры, что не надо исполнять обещание, если плата уже получена?..
Но не политические интересы разрешались в те дни в Корсуни…
Здесь вершился Божий Промысел. И никакие интриги не способны помешать ему.
Ведь не императоров-обманщиков обманывал князь Владимир.
Князь пытался обмануть Бога…
Не он избирает свой путь, он сам избран, и, как в Ветхом завете, наказание за отступничество от этой избранности неминуемо…
Слепота поразила князя Владимира…
Произошло это в одно мгновение. Только что разглядывал Владимир греческие корабли в херсонесской гавани, только что смотрел на принцессу Анну и только что – еще не успела сбежать с губ злая усмешка! – промелькнула коварная мысль: обмануть хитроумных императоров…
И все… Померкло ясное небо, погас блеск морской воды – темнота залила глаза князя.
«По Божественному Промыслу, – сообщает “Повесть временных лет”. – разболелся в то время Владимир очима, и не видеше ничто, и тужиша сильно»…
И только принцесса Анна – недаром она была императорской дочерью и сестрою императора! – сразу отгадала причину болезни, поразившей ее жениха.
– Если ты хочешь избавиться от слепоты, крестись скорее! – передала она князю Владимиру. – Не крестишься – навсегда останешься слепым!
Обрадовался несчастный князь.
– Если правда будет, как говорит принцесса, то воистину велик Бог христиан! – воскликнул он.
Тут же был призван корсунский епископ со священниками. Они и совершили обряд крещения. И едва вошел князь Владимир в купель, тотчас прозрел.
В истории христианства уже был подобный случай…
Почти тысячу лет назад на дороге в Дамаск явился Господь злому гонителю христиан Савлу и спросил: «Савл, Савл! Что мя гониши?» И сказал Савл: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Аз есмь Иисус Его же ты гониши. Трудно тебе противу рожна прати». И поразила слепота Савла, и был он слепым, пока не принял крещения…
Тяжело оказалось и князю Владимиру переть против рожна.
И покаялся он, и принял крещение, и многомилостивый Господь не только простил его и излечил от слепоты, но дал силу, сделавшую его равноапостольным князем…
И когда прозрели не только глаза князя, но и погруженная во тьму язычества душа, воскликнул Владимир:
– Братия! Теперь я узнал Истинного Бога!
И крестились вместе с князем и все дружинники, бывшие с ним…
7
Дивились киевляне, встречая своего князя…
Уходили в поход язычники, а возвратились – христиане. Но князь Владимир искал лучшей веры не только для себя, не только для своей дружины… Познав Бога Истинного, он решил пробудить из дремучего сна язычества всю Русь.
И пали на Священном холме возле княжьего терема подрубленные топорами идолы. Одних изрубили в щепки, других предали огню, а золотоусого Перуна сбросили в воду с крутого берега Днепра.
Двенадцать сыновей было у великого князя Владимира, и все они крестились в источнике, известном и сейчас под именем Крещатика. Следом за сыновьями крестились киевские воеводы и бояре…
И наконец наступило 1 августа 988 года – великий день Руси…
С утра стекались 1 августа на берег Днепра киевляне. Мужчины и женщины, дети и старики, воины и торговцы, ремесленники и земледельцы, бедные и богатые, здоровые и немощные…
Весь город вышел на берег Днепра.
И вот, в сопровождении собора священников, появился великий князь Владимир.
И стихли голоса людей.
И в образовавшейся тишине отчетливо прозвучал голос равноапостольного князя:
«Боже великий, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!»
Князь взмахнул рукою, и, повинуясь этому знаку, киевляне двинулись в воды Днепра.
Взрослые держали на руках младенцев, крепкие поддерживали немощных.
Священники читали молитвы.
Ярко светило солнце – в тот день, как свидетельствует летопись, «небо и земля ликовали».
Повторим, что до Крещения не было никакой Руси. Была смесь родов и племен, объединенных властью князя Владимира, и только сейчас, в водах Днепра, родилось Русское государство.
1 августа 988 года – не просто великая дата в истории Руси.
Это дата начала нашей истории…
И не язычество, а христианство разбудило Русь для истории, и именно это и определило место в нашей стране православия.
Оно для России не просто конфессия.
Православие для нас – государствообразующая сила.
Православие сформировало язык нашего народа и его национальный характер, православие определило законы нашего государства и его культуру.
И так и выстраивалась святыми князьями Русь, что совпадали пути спасения и устроения русским человеком своей души с путями спасения и устроения государства.
И это еще раз свидетельствует, что князь Владимир, как и подобает мудрому государственному мужу, угадал устремление народной души, правильно определил стратегию духовного развития русского человека…
8
Но Крещение – прежде всего Таинство, а значение Таинства не может ограничиваться политической или даже нравственной целесообразностью.
1 августа 988 года – не только русская дата.
Русь вступала в свое историческое время, и поэтому день крещения ее становился одной из важнейших дат в истории всей Православной Церкви.
Неисповедимы пути Господни…
Согласно летописи, еще апостол Андрей Первозванный побывал с евангельской проповедью в Киеве.
«Видите ли горы эти? – сказал он ученикам своим, остановившись на берегу Днепра. – На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».
Христианкой была и бабушка князя Владимира – княгиня Ольга, часто говорившая своему сыну князю Святославу: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь духом, если и ты его познаешь – и ты радоваться будешь».
Немало христиан было и среди дружинников князя и простых киевлян.
И конечно же нельзя забывать об «учителях словенских», равноапостольных Кирилле и Мефодии, создавших славянскую азбуку, чтобы на славянском языке во всей полноте и глубине могло зазвучать Слово Божие. Своей азбукой равноапостольные Кирилл и Мефодий, по сути дела, определили направление развития славянского языка и культуры на многие столетия вперед.
Существовал еще до Крещения Руси православный монастырь на Валааме… Оттуда, во времена князя Владимира, пришел крестить язычников ростовской земли преподобный Авраамий.
И Крещение Руси тоже было не первым…
Еще 18 июня 860 года, за сто двадцать лет до начала правления князя Владимира, патриарх Фотий уже крестил Русь.
Правда, крестилась тогда лишь дружина князя, совершавшая набег на Константинополь.
По приказу патриарха Фотия по стенам осажденного русами города пронесли ризу Богородицы…
«Как только эта девственная риза была обнесена по стене, – свидетельствовал сам Фотий, – варвары принялись снимать осаду города, а мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения».
Страх, охвативший «руссов», был столь сильным, что они тут же, в Константинополе, и приняли святое крещение…
И все же, хотя появлялись и отдельные христиане, и целые отряды крещеных, но в целом русские роды и племена продолжали оставаться в языческой тьме и безразличии.
Поэтому ответ на вопрос, почему именно при князе Владимире произошло Крещение Руси, надобно искать за пределами самой Руси.
Странным образом произошло удивительное историческое совпадение…
Когда начала отпадать от древа Вселенской церкви могучая ветвь Римско-католической церкви, тогда, как бы восполняя потерю, пробился на пораненном дереве новый побег – Церковь Русская…
«И совершилось это, – как говорил митрополит Макарий, – отнюдь не по расчетам человеческим. Предки наши, отправляясь из Киева в Царьград, и в мыслях не имели искать там для себя христианского просвещения – их единственной целью была воинская добыча. Между тем, вопреки всех ожиданий, они находят у Царьграда то, чего вовсе не искали… мысль о величии Бога христианского».
О величии Бога христианского, о святости равноапостольного князя свидетельствует и то, как мирно проходило крещение в Киеве.
Разумеется, миролюбивое отношение киевлян к низвержению своих прежних богов можно попытаться объяснить тем, что кумиров на Священном холме сам Владимир и поставил восемь лет назад. Он поставил, и он же их и низверг. Поэтому (в отличие от Новгорода, где Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем) это и не вызвало никакого народного волнения.
Но ведь стояли на Священном холме и чистокровно-киевские божки. И то, что их не стали защищать киевляне, свидетельствует о необыкновенном духовном авторитете равноапостольного князя Владимира…
9
Получив Боготканную одежду святого крещения, разительно переменился князь.
Показывая своим подданным пример истинно христианской жизни, он решительно порвал с прошлым и первым делом распустил свой огромный гарем.
Теперь у него одна жена – венчанная с ним византийская принцесса Анна. Ей предстоит стать матерью первых русских святых Бориса и Глеба…
Взрослым сыновьям от прежних жен князь Владимир дал разные города.
Вышеслава он посадил в Новгороде.
Изяслава – в городе его деда и матери, Полоцке.
Святополка – в Турове.
Ярослава – в Ростове.
И повсюду, на местах древних капищ, возводит князь Владимир православные храмы.
Он делает все, чтобы храмы возводились и в душах его подданных.
Это великий князь Владимир приказал отбирать у «лучших людей» детей и отдавать в книжное учение к священникам.
Господь не оставлял помощью просветителя земли Русской. И помощь эта была необходима великому князю Владимиру. Ведь как раз после крещения Руси приблизились к ее границам темные орды кочевого народа – свирепых печенегов.
Отбивая их набег, 6 августа 995 года князь Владимир с малою дружиной попал в окружение. Гибель казалась неминуемой, но по молитве, вознесенной ко Господу, князь был спасен. В память о чудесном спасении он выстроил в Киеве обетную Преображенскую церковь – 6 августа, когда произошло сражение, праздновалось Преображение Господне.
После крещения Русь становится государством, и меняется теперь и сам характер войн, которые ведет великий князь. Если раньше он ходил в походы только ради добычи, то теперь воюет за упрочение княжества, карая племена, пытающееся отъединиться от Киева, ведет войны с печенегами и половцами, обороняя всю Киевскую Русь. В православии Русь обретает черты, необходимые государству.
Такая была дарована Руси судьба – строиться и расти православной страной…
Преставился святой равноапостольный князь Владимир в глубокой старости, 15 июля 1015 года.
Погребли его в Десятинной церкви, рядом с супругой Анной.
Память – 15 июля.
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа Российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во единаго истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприял святое крещение, просветил ЕС светом божественныя веры и благочестия царство Российское. Славящее убо и благодарящее премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим и тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову, и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тоюже верою избавихомся от праведнаго осуждения: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к начальнику и совершителю нашего вечнаго спасения, Господу Иисусу Христу: ты еси ближайший предстоятель пред престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о царстве Всероссийстем, о царех его, народоправителех и о всех людех: ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нем. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянных на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемши толикия благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомся спасительных плодов их. Омывшееся бо от греха в купели крещения и облекшееся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию богоданную одежду студными деяньми и помышленьми нашими: отрекшееся сатаны и аггелов его, паки порабощаемся ему, служащее идолам страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века: сочетавшееся Христу, выну оскорбляем Его беззаконьми нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко святей Церкви: прилепихомся всецело к суетным благам, аки мнящее во веки пребывати на земли: не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемой вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас: ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия: мы же, неразумнии, злым произволением нашим сами себе подвергаме адовым мукам и временным бедствиям! Но, о благий отче и просветителю наш! Милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехам и неправдам нашим: умоли премилосердаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами: да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы святыя Церкве. Моли, благосерде, человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла: да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли: да сохранит и спасет от всех козней и наветов вражиих: да дарует ему победу над врагами, да исполнит вся благая желания его: да оградит престол его мудрыми и верными деятелями, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость: да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и святыя Церкве: да распространит свет спасительныя веры в царстве нашем во всех концах его: да обратит к правоверию неверующих:, да упразднит вся ереси и расколы: да, тако пожившее в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хвалящее и превозносящее Бога во веки веков. Аминь. (Из акафиста.)
«Светозарное светило, просвещающее сиянием своим всю страну Российскую, ты еси достохвальне княже Владимире, разгоняя мрак идолослужения и показуя путь к истинному просвещению и небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя, глаголем: Радуйся, звездо, просвещенная от незаходимого Солнца Правды, радуйся, путеводителю, правую стезю к вечному спасению нам открывый… Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю!»