Вы здесь

Устранение неисправностей и ремонт ПК своими руками на 100%. Глава 3. Диагностика неисправностей (А. Ю. Газаров, 2011)

Глава 3

Диагностика неисправностей

Общие рекомендации поиска неисправностей

ПК сломаться весь сразу не может. Крайне редко выходят из строя более одного модуля, поэтому задачей является локализация дефекта. Но нужно не только устранить дефект, заменить неисправную деталь, но и понять, что явилось причиной неисправности, что послужило основой отказа. Не исключено, что после починки компьютера через определенное время дефект повторится, если не устранить скрытую причину.

Не полагайтесь на советы знакомых, чей-то случайный опыт, стандартные рекомендации. Всегда старайтесь разобраться во всем самостоятельно. Не торопитесь «выносить приговор», определите истинную причину неполадки. Может случиться так, что ваш вывод окажется ошибочным и причина будет заключаться в другом. При ремонте проверяйте все последовательно, вам нужно убедиться в реальном положении вещей, а не доверять вторичным признакам.

Некоторые небольшие неполадки могут проявиться позже, и хорошо, если вы выявите их при проведении профилактики ПК. Ее следует проводить регулярно – как отдельных компьютеров, так и сервера, если вы обслуживаете сеть. Такой подход защитит ПК от накопления большого числа ошибок, которые могут привести к резкому отказу системы.

В целом схема ремонта выглядит так.

Вначале нужно провести диагностику и локализовать неисправность. Для этого могут понадобиться различные виды работ: визуальный осмотр, тестирование с помощью специальных программ, проверка с помощью специальных приборов. Для выполнения ремонта обычно требуется разборка ПК. Разбирайте компьютер, принтер, монитор и т. д. только в выключенном состоянии, никогда не оставляя сетевой кабель подключенным.

Затем производится непосредственно ремонт устройства: замена неисправного блока, платы или замена элемента на плате, восстановление нарушенного контакта и т. д.

После ремонта может понадобиться регулировка и диагностика, и затем сборка, после чего нужно обязательно проверить устройство на работоспособность.

Вначале проверьте самые простые, вероятные и легкоустранимые неполадки – нет смысла разбирать корпус, проверять материнскую плату или оперативную память, если случайно выключена на задней стороне корпуса кнопка включения БП.

Итак, рассмотрим вкратце возможные неисправности.

Процесс диагностики полностью «мертвого» компьютера наиболее сложен.

Прежде всего, проверьте кабели, правильно ли они подключены, плотно ли соединены разъемы, нет ли дефектов в самом кабеле. Очень многие проблемы оказываются связанными именно с кабельными соединениями. Отключите все кабели, оставьте самые необходимые и последовательно добавляйте остальные соединения, каждый раз выключая ПК и проверяя работоспособность.

С ПК может случиться все, что угодно. Если случайно попала жидкость, немедленно отключите питание и просушите. Сушить не следует с применением нагревательных приборов. Затем осмотрите внимательно поверхность плат и т. д. Если увидите следы замыкания, почернения, вздутия, то такая плата, скорее всего, уже неработоспособна. Кроме того, может произойти частичное повреждение. Например, может выйти из строя слот для видеокарты, а сама МП будет работать нормально на видеоадаптере PCI либо с использованием встроенного видеоконтроллера. Но не обязательно. Все зависит от степени повреждения. В таком случае возможен ремонт платы в сервис-центре. В домашних условиях обычным паяльником заменить неисправный разъем (микросхему) не получится, так как необходимы специальные паяльные станции, насадки, комплектующие. Возможным решением может быть полная замена материнской платы.

Пожар, возгорание, сильное тепловое воздействие отрицательно скажутся на ПК. Можно протестировать его и заменить неисправные комплектующие, элементы. Как правило, воздействие повышенной температуры свое дело сделает. Общий перегрев материалов, из которых сделаны комплектующие, приведет к изменению их свойств. Со временем с большей вероятностью появятся новые неполадки, так как повышенная температура приводит к ухудшению параметров элементов и изменению в работе электрической схемы.

Особую опасность могут представлять собой насекомые, грызуны, а также и домашние животные. Поэтому в местах, где вероятно попадание внутрь ПК насекомых, грызунов, не оставляйте открытым системный блок. Всегда надевайте крышку, а на задней панели корпуса должны быть установлены все заглушки слотов.

Если обнаружены механические повреждения, то следует определить, повлияют ли они на работу электроники. Если есть подозрение, то лучше перед включением ПК отдельно проверить и отремонтировать соответствующие комплектующие.

Приступив к ремонту ПК, сразу убедитесь, что исправны монитор и видеокарта (можно просто заменить их временно для тестирования заведомо исправными). Пригодится работающая видеокарта с разъемом, соответствующим разъему ремонтируемого ПК (AGP или PCI-E). Вполне сгодится устаревший, но работающий идентичный видеоадаптер.

Убедившись, что монитор исправен, протестируйте видеокарту проверкой на другом ПК или установкой в ремонтируемый системный блок исправной карты.

Определить неисправность системного блока в первом приближении можно по звуковым сигналам BIOS, сообщениям на дисплее.

Перед тем как разбирать системный блок и тестировать «железо», определите, не является ли причиной неполадки программное обеспечение ПК. Нередко проблема заключается в неправильной работе приложений, операционной системы, неправильно или не установленных драйверов. Также убедитесь в том, что компьютер не заражен вирусами. Попробуйте загрузиться с компакт-диска, на котором установлена ОС для проверки системы. Если все в порядке, вряд ли здесь причина заключается в аппаратной части.

Чтобы провести более детальную проверку ПК, нужно открыть системный блок. Для этого отсоедините ПК от сети, открутите винтики, которыми крепятся боковые крышки корпуса, или отожмите защелки, на которых они фиксируются.

Неисправности жесткого диска, привода компакт-диска и дополнительных плат определить проще, и мы их рассмотрим в соответствующих главах. Сложнее определить неисправность материнской платы.

Вначале сбросьте настройки BIOS, перезагрузите компьютер и войдите в программу настройки BIOS, проверьте установки, при необходимости настройте параметры правильно.

Если проблема не устранена, проделайте следующее:

Отсоедините все карты от материнской платы (модем, сетевой контроллер, звуковую карту и т. д.), оставьте только видеокарту. Отсоедините питание от жесткого диска, дисководов и т. д. Отсоедините от МП все шлейфы, провода кнопки «Reset» и включите БП. Если БП работает нормально и светодиод «Power» на лицевой панели компьютера светится, попытайтесь «запустить» системную плату.

Если на дисплее есть сообщение об инициировании видеокарты, а затем производится тестирование оперативной памяти, войдите в программу Setup. Отключите в ней винчестер и дисководы, перезагрузите компьютер и посмотрите, появилось ли на экране сообщение о невозможности загрузить систему. Если это так, то условно системную плату можно считать работоспособной и путем последовательной установки других карт можно обнаружить, какая из них приводит к неисправности. Ее следует заменить.

Если видеокарта и монитор по-отдельности проверены и исправны, но нет никаких сообщений на экране после включения питания, то неисправными могут оказаться процессор, оперативная память, системная плата. Попробуйте последовательно заменить оперативную память и процессор. Если оперативная память компьютера неисправна, ПК сообщит об этом с помощью звуковых сигналов.

Наконец, причина неисправности может заключаться в материнской плате. Возможных вариантов может быть несколько. Если плата полностью неисправна, она не запустится. Скорее всего, ее придется заменить. Плата может работать нестабильно и служить причиной «зависаний», «торможений» в работе ПК. Также на плате могут быть неправильно или неплотно подсоединены кабели, различные устройства. Возможны еще неполадки, связанные с корпусом, блоком питания. Иногда дефект связан с попаданием в ПК винтика, посторонних металлических предметов, неправильной сборкой. В таком случае рекомендуется полностью разобрать ПК и собрать заново.

Не исключено неправильное крепление системной платы.

Одной из проблем в случае неработоспособности ПК может оказаться короткое замыкание. Причина его может заключаться в неисправных комплектующих, кабелях, неправильном подключении, попадании металлических предметов между платой и корпусом или на поверхность платы.

Это весьма условная схема поиска неисправностей. На практике существует множество нюансов, их изучим более детально, применительно к каждому элементу ПК.

Вкратце рассмотрим основные характерные признаки, которые помогут определить неисправный элемент.

Неисправности электрической сети и сетевых устройств

ПК, который не включается, не подает признаков жизни, может быть исправным, а причина того, что он не работает, может оказаться в отсутствии питающего напряжения. Неплотный контакт силового кабеля с разъемом БП, а также неисправность самого кабеля могут служить причиной неисправности. Может оказаться неисправным удлинитель, сетевой фильтр. В сетевом фильтре или ИБП может выйти из строя предохранитель.

В удлинителе или сетевом фильтре может не работать одна или часть розеток. Также случается, что во всем доме пропало напряжение – возникли неполадки в городской электросети и т. д. Не исключено, что кто-то мог просто отключить рубильник в электрощитке, могло «выбить» автоматический предохранитель. Поэтому вначале последовательно пробником проверьте напряжение в доме, в розетке, в удлинителе, ИБП, в сетевом кабеле.

Неисправности БП и корпуса

Не стоит надеяться, что БП и корпус – абсолютно надежные устройства и «вылетать» могут только материнские платы и видеокарты.

Как правило, неисправности БП чаще всего выражаются в том, что компьютер либо не работает вообще, либо работает некорректно.

Прежде всего, проверьте, не выключен ли случайно БП выключателем на задней стороне. Он должен находиться в положении «ON» или «1». Проверьте, правильно ли установлен переключатель сетевого напряжения (slide switch) в соответствии с сетевым напряжением, если, конечно, он имеется. В нашей стране он должен быть установлен в положение 220/230/240 В. Перед изменением положения этого переключателя обязательно выключите компьютер из сети. Если БП случайно установлен в положение 110 В и если его включить в сеть 220 В, то он «полетит» с дымом и искрами. Тем не менее такой БП вполне можно починить, заменив сгоревший элемент, например конденсатор.

Неисправный БП может не только служить причиной нестабильной работы комплектующих, но и вызвать со временем их дефект.

Некачественный или недостаточно мощный либо неисправный БП может вызвать ошибки памяти, которые возникают по случайным адресам. Также неисправный БП может создавать периодически проблемы при загрузке ПК. Не исключены и перезагрузки, зависания – причина в недостаточной стабилизации напряжения или нехватке мощности БП. Особенно это возможно после модернизации, когда установлены мощные комплектующие, но остался старый БП.

Так, если ваш ПК не загружается после обновления, модернизации, часто происходят отказы системы, сбои, то однозначно замените БП на более мощный и качественный. Причем этот дефект может проявиться не сразу, а спустя несколько месяцев, что связано с ускорившейся из-за перегрева «деградацией» деталей блока питания, обычно конденсаторов.

В старых ПК со временем может оторваться или отделиться контакт – отсоединиться провод, идущий от БП. Такой провод может вызвать короткое замыкание, и даже возгорание.

Если есть возможность, попробуйте заменить БП другим – исправным, более мощным и посмотреть, устраняется ли причина.

Проблема может быть и в корпусе. Неисправности корпуса могут привести к тому, что компьютер не стартует, «висит», не работают индикаторы. Также компьютер может самопроизвольно выключаться.

Источники бесперебойного питания (ИБП) выходят из строя так же, как и остальные компоненты ПК. Типичная проблема всех недорогих моделей – аккумуляторная батарея. Большинство недорогих ИБП изготавливается без блока стабилизации напряжения, а защита от небольших скачков напряжения осуществляется кратковременным переключением на работу от батареи.

Если в сети перепады напряжения случаются часто, то аккумулятор в таком ИБП требует частых замен. Если напряжение в сети не пропадает и оно стабильное, то нет необходимости покупать дорогой ИБП.

Неисправности материнской платы

Признаки неисправной материнской платы: компьютер не стартует, компьютер работает нестабильно. Также ПК может работать вполне нормально, но после перезагрузки стабильность работы периодически ухудшается. Кроме того, неисправная МП может также служить причиной замедленной работы ПК. Рабочая и исправная материнская плата обычно служит долго – несколько лет она может проработать, как новая. Источниками неисправностей могут послужить как видимые причины: перегрев, скачки напряжения, остальные неисправные элементы, так и не исключен заводской брак, как явный, так и скрытый, который проявится со временем.

Неисправности МП возникают на самом деле не так часто. Как правило, МП от известного производителя работает долго и надежно, пока не возникнут факторы, провоцирующие возникновение неисправностей. Обычно все МП от таких производителей, как ASUS, работают без проблем. Дешевые МП могут намного чаще выходить из строя.

Если МП не подает никаких признаков жизни, не торопитесь выносить ей приговор – причина может заключаться в проблемах питания: сеть, БП, неправильное подключение и т. д.

Проверьте подключение кабелей от БП – АТХ и АТХ12 В. Убедитесь, что все штырьки обеспечивают надежный контакт. Попробуйте отсоединить и подсоединить их заново. Разъемы должны сидеть плотно и быть зафиксированы защелками.

Возможно, что МП частично выйдет из строя, например, окажутся неисправными разъемы, порты. Но плата при этом будет работать вполне корректно. В таком случае можно попытаться обойти проблему, если не удастся отремонтировать. Допустим, сгорел звуковой тракт. Отключите его в BIOS и установите отдельную звуковую плату. То же самое и с сетевым адаптером, видеокартой. Не исключено, что МП и дальше будет выходить из строя.

Но причиной неработоспособности может быть не только физическая неисправность или ошибки кабельных соединений. Часто различные неполадки возникают из-за неправильных ее настроек. Неправильно сконфигурированная МП может как вообще не запускаться, так и работать некорректно. Прежде в старых МП устанавливались перемычки для конфигурирования, сейчас же практически все настройки реализованы в программе CMOS Setup.

Если вы тестируете комплектующие на материнской плате вне корпуса, установив видеокарту и подключив БП, не забудьте также подсоединить динамик для того, чтобы услышать звуковые сообщения BIOS, – так будет проще локализовать дефект.

Перед тем как запустить МП, внимательно изучите руководство к ней и определите, правильно ли установлены перемычки, а также установите оптимальные параметры в BIOS.

Неисправности процессора

Из-за недостаточного охлаждения процессора компьютер может самопроизвольно выключаться. Из-за перегрева процессора вычисления могут производиться некорректно.

Кроме того, не обязательно может быть «виноват» процессор, который ведет себя «не так». Причина может заключаться в некачественном, недостаточно мощном БП, который питает ПК с установленным в нем мощным, быстродействующим процессором. Вторая возможная причина – выход из строя вентилятора охлаждения. Путем визуального осмотра при включении компьютера или попыткой провернуть лопасти следует убедиться в работоспособности вентилятора.

Старайтесь, чтобы ножки процессора не гнулись. Если они случайно погнулись, то аккуратно постарайтесь выпрямить. Для этих целей пригодится пинцет. Постарайтесь не сломать ножки. Процессор со сломанной ножкой придется заменить новым. Также проверьте разъем на МП – сокет, чтобы в нем случайно не оказалось забитых грязью или посторонними предметами контактов. Современный разъем для процессоров на МП (LGA 775) имеет мягкие контакты, к которым прижимается процессор, не имеющий штырьковых контактов.

Старайтесь не касаться руками контактов. Если вы устанавливаете процессор повторно, то обязательно удалите старую термопасту и нанесите новую.

Ни в коем случае не включайте ПК, если на процессоре нет охладителя или вышел из строя вентилятор.

Неисправности оперативной памяти

Неисправная оперативная память может послужить причиной сообщения Windows – «синий экран смерти», но не обязательно, что причина заключается в ОЗУ. Чтобы убедиться в этом, модуль памяти нужно протестировать. Попробуйте вынуть и вставить модули обратно. Внимательно осмотрите модули, слоты на МП. Если вы увидите царапины, трещины, прожженные токопроводящие дорожки, то такой модуль или слот, скорее всего, окажется неисправным. Попробуйте поочередно установить модуль в разные слоты и запустить систему. Если у вас два и более модуля, то поочередно устанавливайте их в МП и запускайте ПК. Если какой-либо модуль не работает ни в одном слоте, то вероятно, что он неисправный.

Неисправности жесткого диска

Проблем, связанных с жестким диском, у пользователей ПК хватает.

Здесь может быть три варианта.

1. Жесткий диск исправен, проблема заключается в другом. Возможные причины: жесткий диск подключен неправильно, на нем неправильно установлены перемычки. Проблема может заключаться также в неверных параметрах в программе SMOS Setup.

ОС может не загружаться с SATA жесткого диска. Причин в этом случае может оказаться несколько: МП не поддерживает SATA, BIOS требует обновления, операционная система, установленная на ПК, устаревшая – например, первые версии Windows 2000. Некоторые платы могут поддерживать жесткие диски SATA, но не поддерживать SATA-приводы компакт-дисков.

2. Жесткий диск «полуживой». Жесткий диск может периодически отключаться, не «видеться» операционной системой. При чтении данных могут происходить сбои. В таком случае важно сохранить информацию.

Вначале с помощью утилит проведите проверку поверхности жесткого диска. Если есть сбойные секторы, то программа пометит их, как нерабочие, и в дальнейшем они использоваться не будут. Самый лучший вариант здесь – это сохранить информацию и отформатировать диск заново после проверки. Такой диск вполне может еще послужить, но есть вероятность, что он и дальше будет разрушаться.

3. Жесткий диск неисправен. Такой диск не «видится» системой, он недоступен. Если на нем осталась ценная информация, то ее нужно постараться спасти. Этим занимаются специализированные компании.

Если на устаревшей МП нет SATA-интерфейса, то вы можете установить в PCI-слот специальный адаптер, к которому подключите накопитель. Чтобы загрузиться с диска, в BIOS ставится приоритет загрузки «SCSI first». При установке ОС может понадобиться драйвер контроллера дисков, если используется нестандартный контроллер.

Учтите, что если в BIOS имеется ограничение на объем жесткого диска, то оно распространяется и на диск SATA, подключенный через контроллер или адаптер.

Можно воспользоваться другим вариантом подключения – через SATA переходник для HDD-диска (АТА-SATA). Переходник подключается к SATA HDD и через обычный IDE шлейф подсоединяется к IDE-разъему на МП.

Если ОС не видит HDD, попробуйте поменять IDE-кабель и внимательно изучите установку перемычек.

Неисправности дисковода

Большинство неисправностей FDD связано с ошибкой при его подключении. Кабель-шлейф может быть подсоединен неправильно – наоборот или смещен. Обычно ошибка подключения кабеля сопровождается постоянным свечением светодиода на панели дисковода.

Не работать дисковод может по причине неправильного или неплотного подсоединения разъема питания. Также дисковод может оказаться неисправным. Вероятность выхода из строя интерфейса флоппи-дисковода на МП – не столь распространенное явление, хотя также стоит проверить. Если оказался неисправным сам дисковод, то его остается только заменить. При сегодняшних ценах на FDD, ремонт его не оправдан. Если вышел из строя интерфейс на МП, отключите его в BIOS и установите внешний USB флоппи-дисковод.

Неисправности привода компакт-дисков

Обычно период эксплуатации привода компакт-дисков самый короткий, по сравнению с остальными комплектующими ПК. Привод, как правило, работает исправно и редко капризничает, если все подключено и настроено правильно. Но однажды с ним начинают происходить различные проблемы.

Первым делом при появлении неполадок вместо того, чтобы вскрывать корпус и разбирать CD-ROM или DVD-ROM, перезагрузите ПК. Если операционная система не видит привод, проверьте, определяет ли его BIOS. Если и операционная система и BIOS не определяют привод, то здесь могут быть две причины: первая – отключен (неисправен) сигнальный кабель – IDE или SATA. Особенно это касается SATA. IDE-шлейф сидит в разъеме достаточно плотно, и его трудно случайно сместить. А вот SATA можно, задев кабель рукой, сместить с разъема. В таком случае контакты будут нарушены и система не определит привод. Не исключено, что на привод не подается питание. Проверьте конфигурацию привода – установку перемычек, кабеля, настройки.

Вторая возможная причина – привод неисправен, он вышел из строя. Иногда случается так, что привод не читает CD-диски, но читает DVD-диски, либо может быть наоборот. Скорее всего, причина заключается в повреждении (деградации) читающего лазера. В таком случае нужно заменить дисковод.

Дисковод может давать сбой при записи нового типа дисков. Например, вы записывали на одни и те же болванки и, купив новую партию, столкнулись с тем, что дисковод отказывается записывать. Попробуйте обновить прошивку, взяв ее на сайте изготовителя. В случае если проблему не удастся решить, попробуйте записать на болванку другого производителя, желательно использовать качественные диски известных марок.

Дисковод может не принимать некоторые диски, «выталкивать» их. Вероятная причина в том, что накопитель не поддерживает данный тип носителя, например двухслойные. Для определения поддерживаемых дисков воспользуйтесь специальными утилитами, о которых будет сказано в соответствующей главе.

Периодически накопитель желательно чистить, так как внутри скапливается пыль, особенно на блоке оптической головки.

Чтобы привод прослужил долго, не следует применять поврежденные и некачественные диски. Используйте болванки, произведенные в Японии и в Сингапуре. Старайтесь, по возможности, не приобретать диски, изготовленные на Тайване и в Гонконге.

Неисправности видеокарты

Первоначально проверьте, что на монитор подается питание. Затем убедитесь в правильности его соединения с видеокартой. Проверьте настройки монитора и видеокарты. Если есть второй монитор – исправный, подключите его к ПК и проверьте, работает ли видеокарта.

Чтобы убедиться в том, что видеоадаптер работает исправно, а причина заключается в неправильно установленных драйверах, параметрах, перезагрузите систему и войдите в безопасный режим. Для этого при загрузке надо удерживать клавишу F8. Появится меню вариантов загрузки, в котором следует выбрать Безопасный режим. Если в «Безопасном режиме» появились изображения и все работает нормально, проверьте драйвер видеоадаптера и настройки видеоадаптера и монитора.

Если выводится сообщение «Out of scan range» либо подобного рода надпись на экране, проверьте соединение с монитором, войдите в «Безопасный режим» и правильно установите параметры видеоадаптера. Если частота или выставленное разрешение не соответствуют возможностям монитора, он их не «осилит» – на экране не будет изображения. Для того чтобы снизить параметры, нужно войти в настройки через «Безопасный режим» либо подсоединить монитор, который поддерживает выставленные параметры.

Видеодрайвер может «конфликтовать» с каким-либо оборудованием или другой установленной программой, но это встречается очень редко.

Если после установки самой поздней версии видеодрайвера появились проблемы, то переустановите предыдущую, проверенную версию.

В случае когда видеокарта предусматривает дополнительное питание, убедитесь, что вы его подключили к видеокарте.

Иногда возможен конфликт установленной в первый PCI-слот платы с видеокартой. Попробуйте вынуть плату и запустить ПК, оставив только видеокарту, или переставить плату в другой слот.

Не исключены и аппаратные проблемы видеокарты. Причины их возникновения могут заключаться в повышенной нагрузке на видеокарту, в ее перегреве или проблемах с питанием. Происходят и разные случайности – попадание в ПК влаги, неправильная установка видеокарты.

Проверьте, установлена ли правильно видеокарта, зафиксирована ли она фиксатором и винтиком в корпусе ПК. Иногда может потребоваться вручную установить в программе CMOS Setup вывод видеосигнала на видеокарту AGP или PCI и отключить встроенный видеоадаптер.

Неисправности монитора

Неисправности монитора, к сожалению, очень распространенное явление.

Если монитор не включается и при этом вы проверили, что сеть к нему подходит – в розетке или удлинителе есть напряжение, проверьте сетевой кабель монитора. Для проверки можно временно переставить сетевой кабель от системного блока ПК.

Отсоедините видеокабель от ПК и включите монитор. Если на экране «плавает» табличка, монитор, скорее всего, исправен, и причина в системном блоке.

Проверьте, не перепутали ли вы выходы – если в вашем ПК установлена видеокарта, не подключили ли вы монитор к встроенному видеовыходу материнской платы, который мог быть отключенным в BIOS, – МП могла также отключить его автоматически.

Проверьте настройки монитора и установите яркость, контрастность в среднее положение.

Лучше всего, по возможности, проверить монитор на другом ПК. Затем проверьте разъемы: видеокабель, разъем выхода видеокарты. Разъемы должны быть чистыми, контакты не должны быть изогнутыми.

Неисправности звуковой карты

Встроенная звуковая плата на МП обычно работает достаточно надежно. Случаи выхода из стоя на МП встроенной «звуковушки» – редкое явление. Чаще встречаются неисправности дополнительных звуковых карт. Вероятность выхода из строя платы от малоизвестного производителя, конечно, выше. Но это не означает, что плата, например, от Creative не может выйти из строя. Еще как может. Звуковые платы могут не только полностью не работать, но и иметь дефект в виде шума, неисправных выходов и т. д. Немалая часть «дефектов» оказывается вызванной некорректными настройками, неправильно установленными драйверами.

Неисправности периферийных устройств

Клавиатура

Грязь, пыль, капельки засохшей жидкости, крошки, сигаретный дым – все это первый враг компьютерной клавиатуры. Периодически она нуждается в чистке. Самое простое – это перевернуть ее вниз клавишами и как следует потрясти. Лучше, конечно, регулярно ее пылесосить. Для очистки клавиш можно их протереть мягкой тряпочкой, на которую нанесена чистящая жидкость.

Существует еще один весьма полезный способ чистки клавиатуры. Возьмите малярную кисточку, мыло и промойте клавиатуру под струей воды – кистью с мылом, пока не отмоется как следует. Затем клавиатуру хорошенько промойте струей воды от мыла. Выложите ее вертикально для сушки на неделю, за которую она гарантированно просохнет.

Перед чисткой клавиатуры не забудьте выключить ПК.

В случае, когда клавиатура не работает, попробуйте вначале просто перезагрузить компьютер. Вообще, этот шаг не лишним окажется и при ремонте других устройств.

Если перезагрузка ПК не помогла, внимательно осмотрите клавиатуру, переверните и потрясите. Нередко внутрь может попасть скрепка или другой мелкий предмет.

Проверяя контакты, следует вначале отключить ПК, а затем отсоединить и подсоединить клавиатуру. Никогда не производите отключение и подключение как клавиатуры, так и мышки к работающему ПК. Если контакты разъема погнулись, аккуратно их выпрямите.

Помните, что попадание статического электричества на порты PS/2 может вывести порт материнской платы из строя. В случае выхода из строя порта PS/2 придется заменить клавиатуру на USB-вариант.

Если у вас USB-клавиатура, то попробуйте ее переставить в другой USB-порт.

В случае возникновения проблем с установкой USB-клавиатуры, нераспознаванием ОС USB-портов пригодится переходник разъема USB в PS/2. Нередко МП при загрузке не определяют порты USB, и войти в BIOS, нажимая клавишу DEL на USB-клавиатуре, будет проблематично.

Чтобы убедиться в неисправности клавиатуры, протестируйте ее на другом – исправном – ПК.

Мышь

Компьютерная мышь – устройство, которое испытывает повышенную механическую нагрузку, изнашивается чаще всех остальных устройств. Ведь мышь практически основное устройство управления ПК, которое постоянно находится в работе.

Если используется на старом ПК «древняя» шариковая мышь, то она постоянно собирает всю грязь и пыль со стола. Поэтому она периодически перестает нормально работать. Мышь можно почистить. Переверните мышь, поверните кольцо, расположенное вокруг шарика и снимите кольцо и шарик. Острым неметаллическим предметом – зубочисткой и т. д., чтобы не нанести на ролики микроцарапины, аккуратно удалите грязь и ворсинки, собравшиеся вокруг двух металлических или пластмассовых цилиндрических осей. Полезно промыть шарик с мылом под водопроводной струей и высушить, положив его на салфетку.

Удалив грязь и пыль и промыв, верните шарик на место и закрепите его фиксирующим кольцом.

На сегодняшний день такие мыши можно встретить лишь в старых ПК. Современные мыши устанавливаются в USB-порт, да и вместо шарика используется лазер.

В беспроводных мышах чаще всего проблемы возникают из-за батареек или аккумуляторов. Старайтесь следить за этим и своевременно заряжать их. Кроме того, некачественные контакты могут стать причиной того, что заряд от батарей не поступает.

Практически все основные проблемы связаны с подключением и разъемами, а неисправную мышь нужно заменять.

Игровой манипулятор

Если возникли проблемы с игровым манипулятором, то проверьте, установлена ли у вас самая свежая версия DirectX. Иногда после обновления DirectX требуется установить самую последнюю версию драйвера вашего игрового манипулятора. Проверьте обновления на сайте производителя.

Не старайтесь установить старую версию DirectX. Если вы установили более позднюю версию, не устанавливайте предыдущие версии.

Если не удалось решить проблему, а манипулятор подключен к GAME-порту, то попробуйте следующее. Удалите драйверы звуковой карты, выключите ПК и удалите звуковую карту. Запустите систему без нее. Включите ПК без «звуковушки» и выключите. Вставьте звуковую карту, включите ПК и установите обновленные драйверы звуковой карты.

Нередко использование удлинительных кабелей вызывает проблемы. В таком случае желательно заменить кабель на более качественный.

Если вы хотите подключить через Y-образный кабель два манипулятора к GAME-порту, то постарайтесь использовать одинаковые манипуляторы и со сквозными портами (pass-through).

Если вы правильно установили драйверы, при этом манипулятор исправный, причина неполадок может оказаться в USB-портах. Попробуйте переставить разъем в другой USB-порт. Часто из-за подключения через USB-хаб, у которого некачественные контакты, возникают проблемы.

Кроме того, может встретиться проблема несовместимости устройств USB. Она может быть вызвана тем, что на МП USB 1.1, а игровое устройство имеет USB 2.0, или наоборот.

Для решения проблемы можно установить в МП (в слот PCI) плату расширения для предоставления портов USB 2.0. При этом не забудьте на МП отключить порты USB.

Если игровое устройство потребляет больше тока, чем обеспечивает слабенький USB-концентратор или, например, порт USB на клавиатуре, то подключите его к корневому концентратору на ПК. На МП не все порты имеют одинаковое питание. Кроме того, причина может оказаться и в неисправном кабеле или удлинителе USB. Такой кабель следует заменить.

Старайтесь не подключать к современным ПК старые игровые манипуляторы, рассчитанные на интерфейс ISA, у которого микросхемы работают под напряжением 5 В. В новых схемах на игровой порт подается 3,3 В.

Зависание системы

«Зависания» ПК часто вызваны перегревом. Требуется уделить внимание охлаждению ПК – проверьте температуру МП, процессора, жесткого диска с помощью программ (Everest, Sandra и др.).

Зависание могут вызвать вновь установленные комплектующие, попробуйте временно удалить «подозрительные» устройства и проверьте работоспособность ПК. Если с охлаждением нет проблем, но ПК все равно «зависает», не исключено, что перегрев связан с процессорным радиатором. Также проверьте БП.

Долгое выключение ПК

ПК, особенно если ОС устанавливалась давно, может слишком долго выключаться либо зависать при этом. Выключение завершает работу ОС и всех приложений. Если приложений много, процесс затягивается. Кроме того, ПК «зависает», если во время выключения происходит сбой какой-либо программы.

Причина может быть и в драйверах, например, видеокарты. Попробуйте переустановить соответствующий драйвер.

Долгое выключение ПК может быть связано со службой терминала (используется для быстрого переключения между пользователями, для удаленной помощи и т. д.). Отключение служб терминала ускорит процесс выключения.

Еще одна причина – стирание операционной системой кэша и виртуальной памяти. По умолчанию эти функции отключены, но некоторые программы самостоятельно запускают их, следовательно, процесс выключения замедляется.

Если все перечисленное не помогает, выявите недавно установленные программы. Скорее всего, проблема вызвана ими. Последовательно удаляйте программы, начиная с последней установленной.

Дополнительно сократить время выключения можно, уменьшив количество программ в автозагрузке.

Восстановление данных с поврежденных компакт-дисков

Информация с компакт-диска может не читаться из-за поврежденной поверхности (царапины, потертости и др.), либо плохой записи.

Чтобы восстановить информацию с дисков, имеющих неглубокие царапины (поврежден только верхний слой диска) попробуйте «народный способ» – мягкая тряпочка и зубная паста. Нанесите немного пасты на тряпочку и осторожно втирайте ее на поврежденный участок. Зубная щетка, даже мягкая, нежелательна. Смачивайте периодически диск водой и продолжайте полировку – это трудоемкий и длительный процесс.

Слишком длительная полировка, свыше 1,5 часа, приводит к потере данных. Эффект от полировки стоит ждать лишь при неглубоких царапинах.

После работы тщательно промойте диск под теплой водой. Перед считыванием диск следует вытереть, не оставив ни одной капли влаги.

Сохраните данные на диск и попробуйте повторить полировку еще раз – возможно, это позволит прочитать больше данных. Продолжайте этот процесс до момента, когда дальнейшая полировка начнет приводить к разрушению данных.

Если файлы скопировались, это еще не значит, что они целые. Для сравнения информации, пересчета файлов и каталогов, исключения из результатов одинаковых файлов и каталогов, синхронизации воспользуйтесь программой Sync Last Files Professional (www.kutinsoft.com/ProductInfo/SyncLastFilesProfessionalInfo.php).

Существует и программный способ восстановления данных с поврежденных дисков. Специальная программа «Надежная копия» (www.durablecopy.com) обеспечивает считывание поврежденных файлов, пропуская нечитаемые места, и извлекает максимум доступной информации.

Попробуйте создать образ нечитаемого диска одной из программ – Clone CD, Nero, Easy CD Creator и т. п. Если первая программа не справилась, воспользуйтесь следующей, возможно, для вашего диска она подойдет лучше.

Если образ (желательно ISO) создался, попробуйте извлечь информацию. Доступ к информации несложно получить и без записи образа на диск, а из него самого при помощи специальных программ. Но если вы будете записывать образ на диск, используйте ту же программу.

Не забудьте попробовать прочитать диск в другом приводе (разные модели приводов по-разному читают диски).