Вы здесь

Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (М. Ю. Федотова, 2013)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

1.1 Понятие и концепция устойчивого развития и проблемы её реализации в современных условиях

Стихийное развитие ввергло человечество в глубокий антропоэкологический кризис, который может уже в XXI веке привести к планетарной катастрофе и, возможно, к гибели большей части всего живого. Выход из глобального кризиса цивилизации требует формирования новой формы будущего развития, которая могла бы обеспечить выживание человечества и сохранение его естественного фундамента – биосферы.

В данном случае речь идёт не только о внутричеловеческих проблемах, но и о взаимоотношении общества с природой, т. е. о более широкой системе развития «человечество-биосфера». Такой новой формой будущего цивилизационного процесса выступает устойчивое развитие как стабильное социальноэкономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, т. е. как безопасное социоприродное развитие. Концепция устойчивого развития, по мнению Н.С. Касимова, Ю.Л. Мазурова и В.С. Тикунова, ‒ это идеология баланса интересов поколений в рамках экологической парадигмы, предписывающей справедливое распределение ограниченных природных благ. Здесь проявляется одно из ключевых слов понятийного «куста» концепции устойчивого развития – понятие справедливости, которое имеет не только социальное, но и социоприродное значение [62, c. 29].

Усилиями учёных удалось обнажить для широкой общественности корни причин, загоняющих цивилизацию в режим самоистребления. В преамбуле итогового документа конференции в Рио-де-Жанейро, проходившей в 1992 году, зафиксирована ключевая оценка ситуации: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние».

Человечество выстрадало путь к устойчивому развитию. В последние десятилетия люди начали осознавать, что в мире, где так много нужды и где природная среда стремительно ухудшается, невозможны здоровое общество и разумное развитие. Мировое хозяйство не может выйти на безопасную траекторию развития, не сократив социальный диспаритет и не перестав активно разрушать окружающую среду. Задача ближайших лет состоит в том, чтобы перевести это понимание в конкретные дела в каждой стране и совершить, наконец, переход к устойчивым формам развития и рациональному образу жизни [65, c. 10-11].

Как известно, любая новая теория является одновременно не только ответом на новые потребности практики, но также на вопросы, поставленные предшествующим развитием теории. Существование такого своеобразного «параллелограмма сил» объясняется тем, что теория обладает относительной самостоятельностью и собственной логикой развития. Историческими предшественниками рассматриваемой концепции, заложившими её теоретические предпосылки, являются два мощных направления научной мысли.

Первое из них принадлежит теоретическому естествознанию. Речь идёт, прежде всего, о развитии биогеохимии, дополненному широко развернутыми в XX веке с помощью специальных технических средств исследованиями почвенных, геологических, атмосферных, океанических, а также космических процессов. Наиболее полным образом сущность этого направления в исследованиях Земли и её космического окружения была выражена в учении о ноосфере, разработанном В.И. Вернадским на последнем этапе его многогранной научной деятельности. Дальнейшее развитие человечества он связывал с решающим влиянием его коллективного разума на производственную и прочие виды деятельности, изменяющие окружающую природную среду, а тем самым условия человеческого существования, как-то: возрастание численности населения планеты, лавинообразное накопление отходов производственной и бытовой деятельности, рекреационное времяпровождение и его воздействие на природу и т. д.

Возрастание степени управляемости воздействия людей на природу и на своё собственное существование постепенно создаёт предпосылки для превращения биосферы в ноосферу, которую учёный определял как «царство разума человеческого», как «новое геологическое явление на нашей планете»: «В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются всё более и более широкие творческие возможности». Сложившееся ныне положение, при котором замыслы разума сосредоточены на удовлетворении ближайших, непосредственно возникающих потребностей и частных выгод, которые впоследствии нередко оборачиваются вредом для самого человека и других людей, способствуют разрушению окружающей его природной среды, наносят ущерб биосфере в целом, согласно Вернадскому, суть не более, как первые ступени ноосферогенеза. Для завершения этого достаточно длительного процесса, для полного сформирования ноосферы требуется достижение единства всего человечества и согласованность его действий по преобразованию природной среды на нашей планете. Заглядывая далеко вперёд, Вернадский высказывал убеждение, что в будущем ноосфере, этой тонкой плёнке разума на поверхности биосферы, принадлежит решающая роль в развитии последней, а тем самым Земли и её обитателей.

Вторым направлением мысли, подготовившим появление рассматриваемой концепции, явилась философия марксизма. Согласно учениям Маркса, развитие противоречия между трудом и капиталом должно привести к тому, что рабочий класс передовых индустриальных стран (Западная Европа, Северная Америка), свергая господство капитала в своих странах и тем самым освобождая себя, открывает путь к освобождению всего человечества. В этих целях после своей победы он оказывает всемерную помощь сначала в освобождении угнетённых народов от колониального владычества, а затем способствует постепенному их подтягиванию в сфере экономики и культуры до уровня передовых стран. Если пути решения первого пункта были конкретизированы марксизмом в XIX веке теоретически на основе мощного подъёма европейского рабочего движения и роста влияния социал-демократических партий, то второй пункт поневоле оставался сформулированным в самой общей форме, поскольку на практике до него было достаточно далеко.

Устойчивость, как известно, может пониматься самым различным образом. В разделе механики, известном как статика, под устойчивостью понимается состояние относительного покоя, например, моста, перекинутого через реку, либо периодическое колебание маятника вокруг точки равновесия.

Согласно весьма распространённым в экономической теории представлениям, под устойчивостью понимается обычно динамическое равновесие в период устойчивого на протяжении достаточно длительного периода экономического роста.

Более основательным является свойственное системному анализу понимание устойчивого (стабильного) состояния системы, которая автономно справляется благодаря действию заложенных в ней внутренних механизмов саморегуляции с дисфункциональными расстройствами, поломками отдельных частей или даже их частичной утратой. Но в подобной трактовке устойчивости, обычно применяемой при описании функционирования животных организмов и сложных технических систем, не учитываются два важных момента: во-первых, отнесение понятия устойчивости к развитию системы и, во-вторых, применение понятия устойчивости к управлению её развитием человеческим разумом [117, c. 24-28].

Происхождение понятия «устойчивое развитие» связывается с работой американского политолога У. Офулса «Экология и политика дефицита», в которой он, описывая «устойчивое общество» (steady state society) Г. Дэли, впервые употребил словосочетание sustainable state society. У нас оно было истолковано как «общество устойчивого состояния». Во второй половине XX века существовал термин «экологическое развитие» (ecodevelopment), означавший такое развитие общества, при котором учитываются некие экологические факторы, но лишённый сколько-нибудь конкретного наполнения. С объединением понятий «развитие» и «устойчивость» (sustainability) возникло словосочетание sustainable development – «устойчивое развитие» (УР), которое уже имело конкретный смысл и дало название новой теории. Из научных кругов оно проникает в среду экологистов и в область практической политики. С начала 80-х годов понятие УР встречается в международных документах. Первым из них был доклад «Всемирная стратегия охраны природы», представленный в ООН Международным союзом охраны природы в 1980 году.

К 1987 году, то есть времени завершения работы Международной комиссии ООН под руководством Г.Х. Брундтланд и публикации её доклада, теория в главном сформировалась. Последний концептуальный штрих к ней, синтез теорий биосферного равновесия и основных потребностей (basic needs), был добавлен в начале 80-х годов. Теория основных потребностей связана с идеей «наследования благ», то есть сохранения тех же возможностей реализации запросов для будущих поколений, что и для ныне живущих, и требует учёта того, что удовлетворение указанных потребностей имеет ограничения, накладываемые в том числе окружающей средой. Согласно Комиссии Брундтланд, sustainable development – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В докладе Комиссии Брундтланд также определено понятие развитие – «удовлетворение человеческих потребностей и стремлений». В то же время отмечено, что возможность удовлетворения основных потребностей может происходить в результате чрезмерной эксплуатации ресурсов, поэтому «непрерывно поддерживаемое развитие ни в коем случае не может ставить под угрозу природные системы, от которых зависит жизнь на Земле: атмосферу, водные ресурсы, почву и живые организмы».

Доклад Комиссии Брундтланд сделал концепцию УР достоянием широкой общественности. Наработки комиссии были положены в основу документов, принятых на высшем уровне Всемирной конференцией по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро, которая расценила УР как интегрированный социальный, экономический и экологический параметр развития. В этом же духе выдержаны Декларация Рио, Повестка дня на XXI век, а также Декларация Тысячелетия, одобренная 8 сентября 2000 года главами государств – членов ООН.

С 1992 года концепция УР – неотъемлемая часть международной политической повестки дня и в качестве рамочной теории стала учитываться в стратегиях национального развития. Процесс принятия стратегий развернулся в 90-е годы. Тем временем интерес к идее УР, вызванный в предыдущее десятилетие докладом Комиссии Брундтланд, начал ослабевать [41, c. 66].

Существует множество определений УР. Приведём некоторые из них.

• УР основывается на моральном принципе равенства между генерациями, видами и группами.

• Путь максимизации долговременных выгод для человечества.

• Экономический рост и развитие, которые дополняют друг друга и не антагонистичны окружающей среде и обществу (точка зрения многих международных организаций).

• УР – это такое экономическое развитие, которое не подрывает природную базу для будущих поколений и возрастает в расчёте на душу населения.

• УР – это экономическое развитие, обеспечивающее устойчивость окружающей среде и устойчивый, постоянный экономический рост.

• УР – процесс гармонизации человечества и окружающей среды (т. е. приводящий их к гармоничному взаимодействию).

• Коэволюция человека и биосферы, т. е. такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.

• Забота об окружающей среде для обеспечения развития. • Руководство, которое может вести нас по пути развития.

• Попытка понять будущее сегодня.

• Повышение качества жизни людей, проживающих в пределах поддерживающей ёмкости экосистем [Моисеев, 1995; Рюмина, 1995; Barrow, 1995; Caring… 1991].

Некоторые экономисты [Рюмина, 1995] трактуют устойчивое развитие как, «с одной стороны, экономическое развитие, обеспечивающее устойчивое состояние окружающей среды, с другой – устойчивый, постоянный экономический рост», а далее разъясняется, что «важно обратить внимание и на отличие экономического развития от экономического роста. Первое – более широкое понятие, учитывающее также и экологическую составляющую; второе отражает лишь доход на душу населения».

Есть и более широкое понимание: «модель устойчивого развития, которая имеет целью рост и равенство при поддержании устойчивости ресурсов на протяжении многих поколений, подразумевает под развитием достижение взаимосвязанных целей социальной, экономической и экологической устойчивости как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе» [А. Хан, Р. Гудланд].

В новой экономической энциклопедии под устойчивым развитием понимается концепция механизма глобального партнёрства на основе создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, разработанная в ООН и принятая в 1992 году в Декларации конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, содержащая 27 принципов (Приложение 1) [116, c. 581-582].

На наш взгляд, наиболее полным и точным представляется следующее определение устойчивого развития. УР – нормативистская теория, предполагающая регулирование условий жизни на базе четырёх принципов:

1) удовлетворение основных потребностей всех ныне живущих людей;

2) равные стандарты этого удовлетворения для всего населения планеты;

3) бережное, осторожное использование природных ресурсов;

4) сохранение возможностей для будущих поколений реализовать основные запросы.

Все названные принципы равноценны, но центральным считается третий, в основе которого лежит идея ограниченной способности природных комплексов к хозяйственным нагрузкам (carrying capacity), образующая ядро теории. Эта идея, предмет теории биосферного равновесия, предусматривает предел нарушения человеком целостности экосистемы. Переступать его нельзя, так как по мере накопления поступающих из природной среды возмущений она постепенно утрачивает возможность компенсировать понесённые потери. Задачу УР, таким образом, можно сформулировать как возвращение планеты в границы воспроизводственного потенциала её биосферы, пока деградация среды обитания не приобрела необратимый характер, не наступил подрыв природно-ресурсной базы существования человечества.

Имеется и пятый принцип УР, связанный с упоминавшимся бережным использованием природных ресурсов и находящий своё воплощение при принятии решений. Это принцип предосторожности (precautionary principle). Наше знание об окружающей среде, её изменениях неполно, мы не можем предвидеть все последствия наших действий. Суть принципа – в учёте этого обстоятельства, в соблюдении правила: принятие политических и экономических решений, их реализация не должны вести к необратимой деградации окружающей среды. Необходимо брать в расчёт ограниченность знания о её реакции на вмешательство человека. С помощью моделирования и прогнозирования на случай наихудшего сценария оставляется некий резерв экологической надёжности [41, c. 67].

Программа устойчивого развития, которая была провозглашена на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, содержит пять основных противоречий, которые предлагается решать с использованием разнообразных рецептов развития.

1. Противоречие между реальной жизнью и жизнью в гармонии с природой: в центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Противоречие между реальным развитием и окружающей средой: экологическая составляющая должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

3. Противоречие интересов современного и будущего поколений: удовлетворение потребностей человека и сохранение окружающей среды должны присутствовать в интересах каждого поколения.

4. Противоречие между богатыми и бедными странами и людьми: необходимо уменьшать разрыв в уровне жизни между странами и людьми, искоренять голод и нищету.

5. Внутриэкономические противоречия: устойчивое развитие предполагает исключение или уменьшение не способствующих его реализации моделей производства и потребления.

Внутренних противоречий в трактовках разных путей достижения устойчивого развития авторы многих работ, как правило, не замечают или же не придают им существенного значения. В большой работе Мирового банка перечисляются цели устойчивого развития:

• экологические цели, включающие проблематику целостности экосистем, несущей способности биосферы, биоразнообразия и состояния глобальной окружающей среды;

• экономические цели, включающие проблемы роста экономики, её эффективности и равенства;

• социальные цели, среди которых условия жизни, социальная справедливость, культурная идентифицированность, конституционное развитие.

Существует подход, при котором устойчивое развитие, согласно вышеперечисленным целям, разделяется на три составляющие:

1. Устойчивое социальное развитие. При таком развитии использование ресурсов должно быть направлено на цели обеспечения равноправия людей и социальной справедливости. Задачами должны быть приоритет качественного совершенствования по сравнению с количественным ростом, такая ценовая политика, которая предусматривает полное покрытие затрат на производство продукции, включая социальные. Достижение устойчивого социального развития возможно только в условиях социального партнёрства. Наиболее важными формами социального капитала должны считаться социальное благополучие, развитие культуры, дисциплина, честность и т. д. Этот социальный капитал должен возобновляться и служить культурным наследием. Должны обеспечиваться права женщин, поддерживаться демографическая стабильность и искореняться нищета;

2. Экономически устойчивое развитие – поддержание созданного человеком капитала (материального), человеческого капитала (в том числе информационного и культурного) и природного капитала. При этом необходим отход от экстернализации затрат на охрану окружающей среды (как навязанных извне окружающей средой) и их интернализация, т. е. формирование как внутренне присущих экономической системе;

3. Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды как места стока загрязнений.

Уровень выбросов не должен превышать ассимиляционную способность природы, а скорость использования невозобновимых ресурсов должна соответствовать их возмещению за счёт замены возобновляемыми компонентами [52, c. 105-113].

Существует достаточно много отличий модели неустойчивого, т. е. современного развития (НУР), и модели устойчивого развития. Основное отличие заключается, конечно, в том, что новая модель даёт возможность человечеству выжить, а биосфере сохраниться как естественному фундаменту любой жизни на нашей планете. Это основное отличие связано с разрешением основного социоприродного противоречия и проявляется более конкретно в особенностях функционирования обеих моделей.

Модель НУР справедливо именуется экономоцентрической моделью, поскольку главное предпочтение здесь отдается именно экономике, построенной на рыночных принципах, которые институционально узаконены в глобальном масштабе. С этой точки зрения все действия людей подчинены максимизации прибыли, росту экономической эффективности (производительности, рентабельности, выгоды, дохода и т. д.) [139, c. 478].

Таковы общие контуры теории УР, однако, в дальнейшем её раскрытии есть определённые различия.

Охранительная трактовка УР отражает стремление сохранить нынешнюю модель развития. Экономический рост одобряется, поскольку он создаёт предпосылки для природоохранной политики уже тем, что уничтожает нищету, которая объявляется главной причиной экологического кризиса. Рост экономики, указывают сторонники данной версии УР, стимулирует технический прогресс, необходимый для замены ограниченных естественных ресурсов неограниченными искусственными. В серьёзных социальных реформах нет необходимости; нужно строго следовать рыночным нормам хозяйствования и освобождать силы рынка от пут государственного регулирования, что станет вместе с научными достижениями залогом успеха в борьбе с экологическим кризисом. УР, согласно данной его трактовке, ‒ особая цель международного сообщества, ведущая к реальному социальноэкономическому прогрессу.

УР в версии экологической модернизации – это трансформация социальных систем и институтов в соответствии с экологическими требованиями без радикальной перестройки общества. Ущерб окружающей среде наносит её сверхэксплуатация, вызываемая в том числе неопределённостью прав собственности и возможностями злоупотребления со стороны частного сектора, полагают приверженцы экомодернизации, отвергающие, однако, «коллективную собственность» на ресурсы. В отличие от предыдущей группы учёных, они выступают за усиление роли государства, за развитие под его руководством экологической отрасли в национальных экономиках. Экономический рост нужен, прежде всего, в постиндустриальных сегментах – отраслях hi-tech, непроизводственной сфере и, конечно же, природоохранном секторе. Приветствуются структурные изменения в энерго- и ресурсоёмкой индустрии, «зелёный бизнес». Социал-демократы стран Европы требуют дополнить это ещё и налоговыми мерами, нацеленными на создание дополнительных рабочих мест.

Третий вариант интерпретации УР – структурная экологизация. По мнению её теоретиков, экономический рост порочен и ведёт к обострению экологического кризиса. Предлагаемые сторонниками предыдущей версии УР модернизация промышленности, повышение эффективности ресурсопотребления ведут лишь к иллюзорным успехам, потому что все достигнутые на этом пути результаты «съедаются» дальнейшим экономическим ростом. Новые технологии, государственное экологическое регулирование, экологическая активность бизнеса лишь откладывают катастрофу, которая всё равно неизбежна, ибо пагубен сам вектор индустриального развития. Главный источник зла – общество потребления. Необходимы преодоление господствующей системы ценностей и переход к моделям производства и потребления, базирующимся на постматериальных ценностях. Для этого нужна политическая реформа, развитие институтов народовластия и «демократии участия», причём государство не должно играть здесь определяющую роль. В любом случае должно произойти ограничение потребления в развитом мире. Сторонники данного подхода обращают пристальное внимание на социальные и международные аспекты развития, включая преодоление глобального неравенства. Версия структурной экологизации имеет ясно выраженный нормативный характер [41, c. 67-68].

Переход к устойчивому развитию, который в принципе носит глобальный характер, отвечает в долговременной перспективе государственным интересам любой страны, и Россия в этом не является исключением. Разумеется, переход к устойчивому развитию – это процесс, который ещё должен развернуться в полной мере в наступившем веке. Именно от начала движения к устойчивому будущему зависит, станет ли XXI столетие (а в перспективе и третье тысячелетие) веком устойчивого развития, или человечество и далее, как это происходило в XX веке, будет стремиться к глобальной экокатастрофе. Каждая страна должна активно участвовать в процессе Рио, внося свою лепту в планетарный переход к устойчивому развитию, разрешая противоречие между моделью неустойчивого развития и той моделью сбалансированного и экологически допустимого развития, на которую мировое сообщество ориентируется после ЮНСЕД в Рио-деЖанейро и переходит с 2005 года, согласно документам ООН, Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.

Пока в краткосрочной и отчасти в среднесрочной перспективе государственные интересы России в большей части противоречат глобальным целям перехода к устойчивому развитию. Национальную безопасность Россия должна обеспечивать в ныне существующей модели развития и в этой же модели должна реализовать в ближайшие годы выход из системного кризиса. Так что вряд ли приходится надеяться, что экологические приоритеты займут в этом процессе достойное место, как это имеет место в экономически благополучных развитых странах. И тем не менее можно считать, что во всех проводимых реформах в нашей стране должна быть чёткая ориентация на переход к устойчивому развитию. Если этого не произойдет в сознании всех ветвей государственной власти, то мы можем оказаться на периферии цивилизационного развития, которое уйдёт далеко по магистрали устойчивого развития (как в XX веке оно ушло в модели неустойчивого развития).

Поэтому в перечне государственных интересов, которые обычно формулируются в соответствующих официальных документах, в числе приоритетных (мы даже считаем, что самым стратегически приоритетным) должен появиться, в соответствии с «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» ‒ переход страны на новую цивилизационную модель. Точно так же среди общественных функций государства должна оказаться комплексная функция перехода к устойчивому развитию, которая в этом переходном процессе будет всё больше влиять на традиционные функции государства – экономическую, социальную, обеспечение национальной безопасности и т. д. Соответственно, государственные службы, реализующие эти функции, должны также трансформироваться, а также появятся государственные органы управления, которые должны осуществлять, координировать развитие российского общества в направлении устойчивого развития [137, c. 168-169].

Россия, выбирая свой путь в будущее, должна учитывать как мировые тенденции, так и особенности своего опыта и геополитического положения, ресурсные и экологические резервы, традиции и духовный мир населения.

Главное содержание грядущего этапа развития российского общества должно определяться объективными потребностями принятия новой парадигмы развития, основанной на механизмах устойчивого и гармоничного сосуществования человека, общества и природы: эффективной, экологичной, основанной на различных формах собственности экономике, нравственном гражданском обществе и реальных правах и свободах личности. Развитие должно идти на основе интеграционной стратегии устойчивого развития, которая означает солидаризацию интересов и потребностей личности, общества и природы и обеспечивает равноправное вхождение России в систему мировых хозяйственных связей на основе принципов постиндустриального развития. Только в этом случае Россия учтёт общецивилизационные тенденции и в то же время продолжит естественный исторический путь развития на основе своего материального и духовного потенциала. Отношения между Россией и миром должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства и взаимоуважения национальных культур без ущерба для её долговременных интересов.

Выбор долгосрочных целей и краткосрочных задач, наличие индикаторов, по которым мировое сообщество будет судить о степени продвижения страны к устойчивому развитию, представляют основу для работы над национальной стратегией устойчивого развития Российской Федерации.

Таким образом, применительно к рассматриваемой нами проблеме, при разработке стратегии устойчивого развития кроме экономических и социальных факторов большое внимание необходимо уделять и экологической составляющей, так как под влиянием антропогенного воздействия продолжает ухудшаться агроэкологическое состояние земли, в целом природных ресурсов, что тормозит развитие производства и снижает жизненный уровень сельских жителей.

1.2 Особенности устойчивого развития и функции сельских территорий

Развитие любой территории подчиняется сочетанию двух принципов: функционального соответствия и позиционному. Первый подразумевает использование земель в зависимости от их внутренних, природных свойств и ресурсной ценности. Второй требует принимать во внимание пространственное положение земель относительно других природных и антропогенных объектов, а в более широком смысле – социально-экономическую обстановку.

Согласно этим принципам производится деление на сельскую местность (сельские территории) и высоко урбанизированные, промышленные зоны. Иногда также выделяют малодоступные, необитаемые или используемые природные территории (леса, болота, пустыни…), биосферные территории, заповедники, где запрещена не только хозяйственная деятельность, но и жёстко ограничен доступ человека.

Село – славянское слово, означало селение, в котором находился владелец земель, а окружающие его селения назывались деревнями. В начале XX века селом считалось сельское поселение, где была церковь.

В общественных науках (экономике, социологии, экономической и социальной географии и др.) понятие «сельская местность» (сельские территории) традиционно определяется как обитаемая местность вне крупных городов с её природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществлёнными плодами предшествующего труда людей, т. е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории. На современном этапе развития производительных сил и общественных отношений сельскую местность следует рассматривать как сложную природно-хозяйственную территориальную систему, развитие которой, определяется главным образом, степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления. Для неё характерно проявление следующих специфических качеств: целостность (единство целей, функций и структуры), автономность (стремление к большей упорядоченности), относительная устойчивость (сохранение и развитие внутренней структуры), двухмерность управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения).

Термин «сельский», следовательно, имеет территориальный акцент вне зависимости от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора. Это обстоятельство затрудняет сбор статистических данных, поскольку сельская местность не обязательно совпадает с административными границами или зоной влияния определённого экономического сектора.

Однако на практике она разделена административными границами субъектов Федерации, муниципальных образований, сельских администраций. Поэтому для удобства, с учётом административного деления, часто применяются термины «сельские регионы», «сельские районы» [90, c. 11-13].

По мнению А.В. Петрикова, село как социальнотерриториальная подсистема общества, представляет собой единый социально-экономический, территориальный, природный и историко-культурный комплекс, включающий сельское население, совокупность общественных отношений, связанных с его жизнедеятельностью, а также территорию и материальные объекты, расположенные на ней.

Законодательно закреплённого понятия «сельская местность» в нашей стране нет, как и нет чётких количественных разграничений между городом и селом, которые действовали до принятия Конституции 1993 года. Теперь эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть определение «сельского поселения» ‒ это один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, «межселенной территории» (территория, находящаяся вне границ поселений) [7]. Но это определение дано с позиций целевой функции данного закона, а не в социально-географическом смысле. При этом в законе указывается, что сельские населённые пункты входят в состав сельских поселений и даже городов.

В странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Великобритания, Франция, Германия и др.) к сельским районам причисляют общины с плотностью менее 150 жителей на 1 км² и на региональном уровне выделяют: сельские территории (в сельских общинах проживает более 50 % населения); преимущественно сельские территории (от 15 до 50 %); преимущественно городские территории (менее 15 %). В России критерии, подобные стандартам ОЭСР, не установлены.

Классификация административных районов Российской Федерации по критерию ОЭСР показывает, что подавляющее большинство из них – сельские (таблица 1) [111, c. 86-87].


Таблица 1 ‒ Распределение административных районов Российской Федерации по доле проживающих на территории сельских жителей в 2009 г.


Особенность сельской территории определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов.

Народнохозяйственные функции сельских территорий многообразны и заключаются, по меньшей мере, в следующем:

– производственная функция – удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного и охотничье-промыслового хозяйства, а также продукции других отраслей и видов хозяйственной деятельности;

– социально-демографическая функция – воспроизводство сельского населения, обеспечение сельского хозяйства и других отраслей экономики трудовыми ресурсами;

– культурная и этническая функция – хранительница самобытных национальных языков и культуры, народных традиций, обычаев, обрядов, фольклора, опыта ведения хозяйства и освоения природных ресурсов, охрана памятников природы, истории и культуры, расположенных в сельской местности;

– экологическая функция – поддержание экологического равновесия в агробиоценозах и на всей территории страны, содержание заповедников, заказников, национальных парков, аккумулятор загрязнений, ландшафтно- и средообразование и т. д.;

– рекреационная функция – создание условий для восстановления здоровья и отдыха городского и сельского населения;

– пространственно-коммуникационная функция – предоставление пространственного базиса для размещения производств и обслуживание инженерных коммуникаций (дорог, линий электропередачи, связи, водопроводов, нефте- и газопроводов);

– политическая функция – опора стабильности в обществе, т. к. сельское население является наиболее однородной, консервативной и толерантной частью общества;

– функция социального контроля над территорией – содействие сельского населения государственным органам в обеспечении общественного порядка и безопасности в малолюдных поселениях и слабообжитых территориях, недр, земельных, водных и лесных ресурсов, флоры и фауны. В геополитическом смысле сельская местность охватывает большую часть территории любого государства, в т. ч. наиболее развитых. От уровня экономического освоения, плотности населения и обустройства сельской местности в значительной степени зависит безопасность, целостность и территориальное единство государства и его потенциальные возможности противостоять территориальным посягательствам извне. Сегодня это особенно актуально для российских дальневосточных регионов [91, c. 14-15].

Традиционно сельской экономике отводят пассивную, вспомогательную роль в экономическом развитии. Все стратегии экономического развития ставили в качестве главной задачи рост городов и промышленности, которые рассматривали как «локомотив» всей экономики, а сельским территориям отводилась роль поставщика дешёвого продовольствия и рабочей силы.

В основе широкого распространения бедности, растущего неравенства, безработицы лежат стагнация и снижение экономической активности в сельских районах, поэтому с них и необходимо начинать переход к устойчивому развитию и придание ему самоподдерживающего характера. В условиях бедности значительной части населения, сельское хозяйство может одновременно стать и «локомотивом» экономики страны и могильщиком её населения. Развитие сельского хозяйства сопровождается эффектом мультипликации и способствует модернизации многих отраслей экономики: пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, сервиса и др. В свою очередь, развитие пищевой промышленности, прежде всего, ощущают беднейшие слои населения.

Поэтому в настоящее время зреет понимание, что представление о пассивной, вспомогательной роли аграрного сектора в развитии не отвечает реальности. Происходит примечательный сдвиг в понимании процесса развития: сегодня многие исследователи считают стратегию устойчивого развития сельской местности ключевым звеном развития. «Исход борьбы за устойчивое долговременное развитие будет решаться в аграрном секторе» (Г. Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии по экономике). «Основное бремя развития и обеспечения ляжет на плечи той части экономики, где сельскохозяйственная деятельность доминирует, т. е. на аграрный сектор» (Ф. Бланшар, Генеральный директор Международной организации труда в 1974-1989 гг.).

Здесь нельзя не согласиться с мыслью, высказанной С. Капицей на заседании возглавляемого им Никитского клуба: «…Если Россия рассчитывает сохраниться как государство, то она должна обеспечивать использование каждого гектара сельскохозяйственных угодий своими товаропроизводителями, в противном случае это сделают другие страны».

Без интегрированного подхода к развитию сельских районов промышленный рост будет заторможен или приведёт к возникновению тяжелейших диспропорций в экономике, дальнейшему распространению бедности, неравенства и безработицы.

В настоящее время в российском обществе растёт осознание необходимости целенаправленного и устойчивого развития сельской местности. Принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, большое внимание данному вопросу уделяется и в принятой Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Определены многие из проблем устойчивого развития сельских территорий, однако, стратегии их решений до сих пор не разработаны. Как правило, делаются попытки справиться с проблемами сельской местности с помощью разрозненных, не связанных друг с другом мероприятий, без должной координации и согласования программ и проектов. Это происходит из-за нехватки опыта, а зачастую и способности видения специфики развития сельской местности. При разработке стратегии устойчивого развития необходимо уделять внимание диверсификации экономической деятельности, а также мероприятиям по усилению региональной конкурентоспособности. Форсированная интенсификация сельскохозяйственного производства, являющаяся классическим путём решения проблем сельской местности, требует существенного обновления. Для этого необходим такой подход, который объединял бы решение всех основных проблем сельских территорий в рамках единой концепции её устойчивого развития.

Пространственные рамки устойчивого развития сельской местности определяются определённым регионом. Под ним подразумевается взаимосвязанная пространственная единица, находящаяся выше местного и ниже национального уровней. Кроме того, важную роль играют функциональные взаимозависимые отношения. В основу регионального подхода заложена идея того, что население конкретного региона проживает в едином природном и экономическом пространстве и характеризуется аналогичными социально-культурными рамочными условиями.

Сельская экономика представлена следующими основными отраслями: сельским и лесным хозяйством, торговлей, промышленностью, производством стройматериалов. Более активно в последние годы начинают развиваться туризм и сфера услуг. Однако в целом развитие сельской местности в большей степени зависит от состояния сельского хозяйства, которое на сегодняшний момент является одним из основных работодателей на селе и единственной крупной сферой экономики, обеспечивающей сохранение природного и уход за культурным ландшафтом. Устойчивое развитие сельского хозяйства подразумевает постоянное и достаточное снабжение населения продовольствием при условии эффективности хозяйственной деятельности без ущерба для окружающей природной среды на основе передовых экологически ориентированных технологий.

Устойчивое развитие сельской местности нечто большее, чем только работа на определённой территории. Этот подход проявляет своё действие на следующих трёх уровнях:

1) улучшение жизненных условий на местах в пределах сельской территории;

2) осуществление процесса преобразования структур на региональном уровне;

3) оформление структурной политики и конкретная реализация международных конвенций на национальном уровне [153, c. 25-57].

В 1996 году на сессии ФАО в Риме были сформулированы основные положения по устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности: «Главной задачей Программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития является повышение уровня производства продуктов питания устойчивым способом и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддерживать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая, таким образом, стабильный доступ к продуктам питания, соответствующим потребности человека в питательных элементах; доступ к ним для бедных групп; развитие товарного производства; сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью; управление природными ресурсами и защиту окружающей среды» (Chapter 14: Promoting Sustainable Agriculture and Rural Development: Agenga 21. Rome: FAO, 1996).

Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов); расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере.

В теории и практике регионального развития понятие «комплексное (социо-эколого-экономическое) развитие», «устойчивое развитие», «интегральное развитие» зачастую употребляются как близкие, взаимосвязанные и синонимичные термины.

При этом «комплексное развитие дополняет эффективную территориальную специализацию, обеспечивает более успешное развитие отраслей специализации, диверсифицирует отраслевую структуру хозяйства региона и тем самым повышает устойчивость функционирования всего территориального и общественноприродного комплекса».

Нами предлагается методика расчёта интегрального показателя, характеризующего устойчивое развитие сельских территорий и отражающего основные характеристики сельской местности региона.

Показатели устойчивого развития сельских территорий сводятся в три группы. К первой группе относятся экономические характеристики территории, которые отражают масштабный фактор и их предпринимательскую активность. Вторая группа – это показатели социального развития сельской местности, которые характеризуют здравоохранение, образование, бытовое и социальное обслуживание населения района. Признание экологического фактора одним из приоритетных в устойчивом развитии сельских территорий связано с тем, что под влиянием антропогенного воздействия продолжает ухудшаться агроэкологическое состояние земли, в целом природных ресурсов, что тормозит развитие производства и снижает жизненный уровень сельчан. Не учитывать этой тенденции нельзя, ибо будет углубляться социально-экономический кризис, а идею устойчивого развития территорий реализовать не удастся.

В нашем случае расчёт интегрального показателя, характеризующего устойчивое развитие сельских территорий, осуществлён на основе наиболее значимых параметров, определяющих социоэколого-экономическое развитие сельской местности и имеющих минимальные парные коэффициенты корреляции (рисунок 1).


Рисунок 1 ‒ Состав интегрального показателя, характеризующего устойчивое развитие сельских территорий


При определении весовых коэффициентов, отражающих относительную значимость частных показателей, характеризующих устойчивое развитие сельских территорий, был применён метод американского учёного Т. Саати, основанный на построении треугольной матрицы, называемой матрицей попарных сравнений, где элементы нижней треугольной части aij (i›j) матрицы удовлетворяют соотношениям аij = 1/аji.

Элемент аij = ai/aj матрицы интерпретируется как коэффициент превосходства i-го объекта pi над j-м объектом рj из множества Р (частные показатели, характеризующие устойчивое развитие сельских территорий). Если аi/aj›1, то объект pi «важнее» объекта pj и т. д.

Коэффициенты aij могут выбираться из фиксированной балльной шкалы Саати: {1/9; 1/8; 1/7; 1/6; 1/5; 1/4; 1/3; 1/2; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9} [154, с. 127-129].

Для облегчения работы целые числа шкалы получают соответствующую смысловую интерпретацию:

• 1 ‒ равная важность;

• 3 ‒ слабое превосходство;

• 5 ‒ сильное превосходство;

• 7 ‒ очень сильное превосходство;

• 9 ‒ абсолютное превосходство;

• 2, 4, 6, 8 ‒ промежуточные случаи.

Далее необходимо вычислить собственный вектор матрицы попарных сравнений а=(а1, а2…аm), координаты которого будут являться весовыми коэффициентами частных показателей, характеризующих устойчивое развитие сельских территорий.

Следовательно, интегральный показатель, характеризующий устойчивое развитие сельских территорий, можно вычислить по предлагаемой нами формуле:

S = ∑a
if
i,

где S ‒ интегральный показатель, характеризующий устойчивое развитие сельских территорий;

fi ‒ частные показатели устойчивого развития сельских территорий;

аi ‒ весовые коэффициенты.

Таким образом, расчёт интегрального показателя, характеризующего устойчивое развитие сельских территорий, позволяет выявить основные преимущества и недостатки сельских районов при разработке оптимальной стратегии устойчивого развития и выбора соответствующих тактических шагов для её реализации.

1.3 Зарубежный опыт и основные принципы устойчивого развития сельских территорий

В зарубежной научной литературе из современных наиболее цитируемых подходов к развитию сельских территорий, основанных на концепции устойчивого развития, является Региональное сельское развитие.

Региональное сельское развитие (РСР) – это концепция, используемая при планировании проектов развития сельских регионов и их дальнейшем осуществлении. Она адресована лицам, принимающим решение на уровне местных органов власти, а также государственным и региональным органам власти, неправительственным организациям, консультантам и организациям, оказывающим техническое содействие в области сельского развития. Концепция направлена на стабилизацию и улучшение условий жизни населения в сельских областях при особой фокусировке на наиболее бедные группы населения. Главный тезис концепции РСР основан на том, что сельское развитие и массовая бедность в меньшей мере являются результатом личностных недостатков местного населения и больше обусловлены недостатками в экономической, социальной и институциональной системе. Люди в сельской местности, в особенности более бедные слои, часто оказываются отрезанными от необходимых услуг, рынков и информации, требуемых для более рационального использования ресурсов. Этот недостаток должен быть восполнен усилиями и регулированием, как со стороны самого населения, так и со стороны сервисных организаций и политических деятелей. Концепция РСР рассматривает это с двух сторон:

1) создания новых возможностей путём институциональных реформ;

2) помощи населению, особенно его уязвимым группам, в наилучшем использовании таких возможностей.

При этом обе стороны должны быть сильно взаимосвязаны. В ходе конкретных проектов данная концепция трансформируется в стратегию с определёнными руководящими принципами для ответственных лиц.

Руководящие принципы стратегии связаны с четырьмя аспектами сельского развития – экономическим, социокультурным, политическим (институциональным) и экологическим. Они нацелены на обеспечение эффективного руководства при осуществлении различных проектов сельского развития и при использовании должны быть адаптированы к местному контексту.

Концепция РСР предназначена, в основном, для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но многие из её стратегических руководящих принципов и инструментов используются для сельских областей в развитых странах. Она является региональным и ориентированным на людей ответом на устойчивую бедность населения. При этом региональные подходы должны рассматриваться как дополнительные к отраслевым и техническим подходам, где «региональный» означает отношение к географическим областям в пределах национального государства со сходными природными и социокультурными характеристиками. «Ориентированный на людей» означает, что при таком подходе разрабатываются меры в отношении нужд, проблем и потенциальных возможностей конкретных групп населения.

В развитых странах сформировалась тематическая группировка проектов технического содействия территориальному развитию. В частности, существуют проекты устойчивого развития (sustainable development), к которым, в основном, относят проекты экологической направленности и проекты сельского развития (rural development). К ним относятся проекты социальной направленности и комплексного развития сельской местности. Устойчивость также стала непременной характеристикой любого проекта, который должен иметь после завершения длительное положительное последействие.

В ЕС политика устойчивого развития сельских территорий тесно связана и согласуется с политикой регионального (пространственного) развития и с отраслевыми политиками, прежде всего аграрной. ЕС – это одна из самых богатых экономических зон мира, но, несмотря на это, до сих пор существуют значительные различия в развитии между государствами-участниками и более чем 250 регионами ЕС, особенно сельскими. В связи с этим «общество ЕС ставит перед собой цель: уменьшить различия в уровне развития различных регионов и сократить количество наиболее экономически слабых областей, включая сельские области» (Амстердамский договор, ст. 158). На решение этой проблемы направлена региональная политика ЕС, которая базируется на финансовой солидарности и финансируется европейскими структурными фондами и фондом объединения.

Существующие в ЕС структурные фонды предоставляют средства на развитие определённой области:

– Европейский фонд регионального развития (EFRE). Финансирует создание инфраструктуры и рабочих мест, местные проекты, связанные с развитием;

– Европейский социальный фонд (ESF) содействует безработным и ущемлённым группам. Финансирует образовательные, учебные мероприятия и мероприятия, способствующие занятости;

– Финансовый инструмент выравнивания уровней экономического развития отрасли рыболовства (FIAF). Помогает приспосабливать и модернизировать различные структуры в этой области;

– Европейский аграрный фонд выравнивания и гарантии (EAGFL). Отделение выравнивания уровня экономического развития EAGFL финансирует мероприятия, связанные с сельским развитием и помощью фермерам, в частности в регионах, отстающих в развитии. Отделение гарантии EAGFL поддерживает сельское развитие в рамках общей аграрной политики ЕС.

Для достижения максимального результата средства, выделяемые структурными фондами, распределяются относительно преимущественных целей (таблица 2).


Таблица 2 ‒ Распределение средств, выделяемых структурными фондами ЕС


Цель 1. Содействие регионам, отстающим в экономическом развитии. Сюда входит примерно 50 регионов ЕС, где проживает 22 % населения. Для этой цели выделяется 70 % средств, которые идут на развитие инфраструктуры (транспорт, водоснабжение, энергия, удаление отходов, телекоммуникации, здравоохранение, образование) и создание услуг, которые способствуют стабилизации и оживлению недостаточно развитых структур производства.

Цель 2. Социально-экономические преобразования в областях со структурными проблемами. 18 % людей в Европе живут в таких кризисных регионах. Здесь необходимо содействовать развитию альтернативной деятельности. Дополнительно с целенаправленными проектами может улучшаться инфраструктура, привлекательность региона и повышаться уровень занятости. На эту цель выделяется 11,5 % средств.

Цель 3. Модернизация системы образования и обучения и содействие занятости (12,3 % средств). Финансирование этой цели распространяется на весь ЕС за исключением регионов Цели 1. Цель 3 – это основа для всех мероприятий в области трудовых ресурсов, финансируемых структурными фондами (подготовка, переподготовка, профессиональное обучение; содействие и помощь профессиональной деятельности, не зависящей от зарплаты; социально-экономические структуры; улучшение образовательных структур и структур, содействующих занятости; партнёрства между учебными учреждениями и предприятиями; равенство возможностей).

Для поиска путей решения основных проблем в ЕС были созданы четыре программы общественных инициатив. На их реализацию структурными фондами выделяется 5,35 % средств. Каждая инициатива финансируется определённым фондом:

– Interreg III поддерживает приграничное, национальное и межрегиональное сотрудничество, то есть образование партнёрств для содействия уравновешенному региональному планированию в приграничных областях (EFRE);

– Urban II поддерживает инновационные стратегии в области оживления кризисных городов и городских кварталов (EFRE);

– Leader+ направлена на устойчивое развитие сельских территорий через местные инициативы (EAGLF);

– Equal устраняет причины неравенства и дискриминации на рынке рабочей силы (ESF).

С учётом основных стратегических направлений, в которых подчеркиваются экономические, экологические и социальные аспекты устойчивости, выделены три цели для новой политики развития сельских территорий ЕС на период 2007-2013 гг.:

– улучшение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства;

– содействие в управлении территорией и улучшении окружающей среды;

– улучшение качества жизни и содействие диверсификации экономической деятельности [152, c. 11-17].

Рассмотренные выше функции сельских территорий, теоретические основы их устойчивого развития, а также зарубежный опыт послужили основой для определения цели, задач и принципов устойчивого развития сельских территорий.

Главная цель устойчивого развития сельской местности, как считает А.В. Мерзлов, заключается в создании условий для достижения благополучия населения, формировании в ней территориальной саморазвивающейся и самобытной социо-экологоэкономической территориальной системы; в противодействии антропогенной перегрузке и деградации ландшафта, сохранении культурных ценностей; в обеспечении воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремёсел, промыслов, туризма, рекреации и других сфер хозяйственной деятельности [91, c. 54]. Таким образом, главная цель предполагает всестороннее обустройство и обеспечение жизни сельской части общества.

Успешность движения к главной цели, как видно из определения, зависит от решения множества самых различных и, отнюдь, не только экологических проблем. При этом можно выделить следующие основные стратегические цели развития сельских регионов:

– поддержка сельского и лесного хозяйства, туризма, местных ремёсел и промышленности;

– содействие развитию регионов и местных органов самоуправления;

– защита и сохранение природного и культурного наследия.

Их осуществление позволяет обеспечить привлекательность сельских регионов в качестве самостоятельного центра жизни и экономической деятельности, а также защитить природу, культурные достопримечательности и рекреационные возможности сельской местности. При этом также должны учитываться и использоваться тесные взаимоотношения между селом и городом, представляющие в России значительный резерв развития экономики.

Установление приоритетных целей сельского развития является в своей основе процессом определения важности перспективных действий с тем, чтобы вопросы, подлежащие первоочередному решению, получили наибольшую долю имеющихся ограниченных финансовых и материальных ресурсов, а также внимания жителей территории.

Рассмотрим теперь основные задачи устойчивого развития сельских территорий.

1. Создание в сельской местности саморазвивающихся хозяйственных систем на основе формирования экономического оборота местных ресурсов в результате:

а) развития конкурентоспособного и экологически гармоничного сельского и лесного хозяйства;

б) диверсификации сельскохозяйственного производства, повышение экономической активности населения, возрождения традиционных и развитие новых ремёсел, промыслов и производств;

в) развития современной производственной и информационной инфраструктуры;

г) развития местной промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья;

д) всестороннего развития кооперации хозяев в производственной, сбытовой, финансовой и других сферах;

е) укрепления рыночного пространства и соответствующих производственно-сбытовых связей (включая сертификацию продукции и др.).

2. Развитие местного самоуправления для формирования социально-организованного и ответственного гражданского общества на селе.

3. Повышение привлекательности проживания в сельской местности.

4. Повышение конкурентоспособности сельских территорий.

В общем виде процесс перехода к устойчивому развитию сельских территорий показан на рисунке 2. В нижней части схемы представлены три основные сферы человеческой деятельности в сельской местности: экономическая, социальная и экологическая. На основе использования инструментов развития сельских территорий происходит мобилизация человеческого и экономического потенциала саморазвития сельских территорий, что в конечном итоге способствует преодолению сельской бедности и повышению благосостояния населения, являющихся непременным условием перехода к устойчивому развитию, основанном на использовании собственных ресурсов [91, c. 55-56].


Рисунок 2 ‒ Процесс перехода к устойчивому развитию сельских территорий


Эволюция сельской местности по пути устойчивого развития представляется как последовательное продвижение от преодоления существующего экономического, экологического и структурного кризиса, а также достижения политического равновесия и гражданского согласия в обществе к формированию среднего класса – социальной основы переходного периода и системы государственного управления, исходящей из необходимости достижения целей устойчивого развития и далее, в долгосрочной перспективе, к смещению акцентов развития с экономических на эколого-социальные и с естественно-материальных на духовноинформационные ценности.

Анализ российских и зарубежных исследований в области теории устойчивого развития позволяют предложить нижеследующие принципы перехода к устойчивому развитию сельских территорий Российской Федерации в современных условиях.

1. Принципы субсидиарности и комплиментарности. Понятие субсидиарности всё шире входит в употребление в мире для разграничения предметов ведения и полномочий между органами публичной власти, действующих на разном территориальном уровне. Субсидиарность отвергает привычную бюрократическую иерархию «сверху-вниз» и провозглашает, что «только то, что не может быть эффективно сделано на низшем уровне административно-территориального управления, должно передаваться на высший». «Помощь в целях самопомощи», «приоритет малых перед большими» ‒ такова суть этого принципа.

Развитие территорий, основанное на принципе субсидиарности, предполагает необходимость соблюдения в иерархии планирования территориального развития принципа «встречных потоков», когда при подготовке планов высшего уровня соблюдаются интересы более низких, а при планировании на локальном уровне учитываются региональная и федеральная политика. Возникающая при этом взаимодополняемость (комплиментарность) разных уровней административно-территориального управления позволяет максимально эффективно использовать все внутренние и внешние факторы развития территорий.

Принцип субсидиарности наиболее полно соответствует психологии хозяйствующего на земле субъекта, т. к. направлен на максимальное раскрытие его потенциалов, связанных с предоставлением свободы действий по творческому обустройству своей малой Родины. Он тесно связан с рассмотренным ниже принципом обязательного общественного участия в процессах территориального развития.

2. Принцип общественного участия. Общественное участие в процессе разработки, применения и оценки программ развития сельских территорий, представляет собой неотъемлемую часть демократической системы управления. Оно определяется как процесс, в котором в результате широкого обсуждения, различные группы сельского населения становятся ответственными за инициативы развития, а также связанные с ними решения и ресурсы.

В последние годы в проектах устойчивого развития сельских территорий это понятие носит зачастую нормативный характер в смысле обязательности участия и партнёрства в процессах принятия решений до сих пор исключаемых или маргинальных групп населения.

Общественное участие становится важным и неотъемлемым принципом менеджмента развития сельских территорий. Оно предполагает, что успешность проектов развития сельских территорий находится в прямой зависимости от заинтересованного участия местного населения в разработке целей, мероприятий и реализации данного проекта.

Рассмотренные выше принципы субсидиарности и общественного участия являются основой при разработке стратегий устойчивого развития сельских территорий на муниципальном уровне и их интеграции в вышестоящие планы развития.

Государственная политика развития сельских территорий также должна основываться на следующих принципах:

– принципе гомеостаза, заключающемся в развитии сбалансированных, гармоничных отношений между человеком, обществом и природой в процессе развития;

– принципе дифференцированности государственной политики развития сельских территорий. Типологизация сельских территорий и процессы интеграции Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведут к выделению различных типов сельских территорий, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели устойчивого развития и сформированы различные меры достижения данных целей;

– принципе сфокусированного развития опорных сельских территорий, предполагающем специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов на сельских территориях, являющихся «полюсами», «локомотивами» развития, а также последующее распространение их опыта и инновационной активности на менее развитые сельские территории;

– принципе частичной компенсации жителям отстающих в социально-экономическом развитии сельских территорий последствий политики поляризованного развития. То есть политика сфокусированного развития должна быть дополнена политикой компенсирующего характера и заключаться в выравнивании получения благ на душу населения и в стимулировании и поддержке инициатив саморазвития;

– принципе «преференции за реформы», т. е. селективной (грантовой) бюджетной поддержке местных и региональных инициатив развития сельских территорий, основанных на максимальном использовании собственных потенциалов и передового опыта;

– принципе сбалансированного развития всех представленных в сельской местности отраслей сельского, лесного и водного хозяйства, местной промышленности, туризма, ремёсел и других сфер деятельности.

Исследование опыта развитых европейских стран позволяет выделить следующие основные принципы проектов устойчивого развития сельской местности: работа на конкретной пространственной и территориальной единице; основами для развития служат потенциалы региона и местного населения; ориентация на человека; основные действующие лица – это местные целевые группы, которые сопровождаются консультантами, экспертамимодераторами; действующие лица сами определяют цели развития сельского региона; планирование развития сельской местности ориентируется на процесс, т. е. является итеративным планированием с корректировками и сопровождается процессом повышения квалификации всех действующих лиц; сбалансированный учёт социальных, экономических и экологических аспектов развития; создание прочных, прозрачных, близких к гражданам административных структур развития сельских территорий; распространение опыта и консультациями других сельских территорий [91, c. 57-62].

Сельская местность нашей страны обладает мощным природным, демографическим, экономическим и историкокультурным потенциалом, который необходимо использовать в полной мере при разработке основных стратегических направлений для достижения устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации.

1.4 Методологические и методические подходы к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий

В целях более детального рассмотрения сущностных аспектов и расширения понятийного аппарата стратегического планирования обратимся к наиболее авторитетным источникам и рассмотрим, в первую очередь, понятие «стратегия».

«Современный экономический словарь», подготовленный группой учёных: Б.А. Райзбергом, Л.Ш. Лазовским, Е.Б. Стародубцевой, даёт определение экономической стратегии и рассматривает её как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [115, c. 331].

«Большой экономический словарь» под редакцией А.Н. Азрилияна трактует понятие «стратегия» как искусство руководства; общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития [32, c. 675]. Данный словарь, в отличие от «Современного экономического словаря», даёт слишком широкое понятие ‒ «стратегия», рассматривая его как «искусство руководства», как «общий план ведения этой работы».

Вместе с тем, в «Большом экономическом словаре» можно встретить еще два понятия, связанные со стратегией [32, c. 675]. Речь идёт об инновационной и конкурентной стратегиях.

Инновационная стратегия ‒ стратегия в менеджменте, представляющая собой набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Задачи инновационной стратегии: а) обнаружение самых ранних признаков технологического старения выпускаемой продукции и альтернативных возможностей обновления производства; б) определение смены фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии в изменяющихся условиях.

Конец ознакомительного фрагмента.