Вы здесь

Устав Подростка. Серия: Устав Подростка, фантастическо-философские сказки. Выпуск первый. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЧЕСТНО-ПРАВДИВО-СКАЗОЧНЫЙ (Р. Ю. Куликов)

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЧЕСТНО-ПРАВДИВО-СКАЗОЧНЫЙ

Век живи, век трудись

Жил-был мальчик. Папа у него был царь. Однажды один мудрец спросил мальчика:

– Кем ты хочешь быть?

– Царём. Как папа, – ответил мальчик.

– А знаешь ли ты, мальчик, что такое быть царём?

– Конечно, знаю! Лежишь себе на боку и ничего не делаешь. А тебе всё несут и к ножкам складывают. Не жизнь, а малина!

– Да, глуп ты ещё, как я погляжу, – молвил мудрец. – Если враг на страну нападёт, народ сам увидит, что защищать надо свою страну. А вот если царь – бездельник, то народ с него пример брать и начнёт. Пройдёт немного времени – и носить будет не от кого. Все будут бездельники. Царь бездельник – и страна его такая. Это ещё полбеды. А вот попробуй на троне усидеть, чтобы пинок от воевод не получить. Если царь балдеет и ничего не делает, то и воеводам хочется ничего не делать, а чтобы им всё носили. А когда с народа брать будет нечего, воеводы с пустыми руками к царю придут. Царь разгневается, а воеводы обидятся и попрут его с трона. А могут и хитрый заговор организовать, да так, что и стража не поможет. И полетит глупая царёва головушка. А вот, если царь работает от зари до зари, рук своих не покладая, да ещё народу просто так помогает, то какой же из воевод захочет на его месте быть? Да и народ бездельничать не станет. Зацветут в стране сады чудесные, и ребятишки будут играть радостные.

Сказка про хитрого Тришку

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Дела в том государстве шли своим чередом. Народ трудился, растил хлебушек и малых детушек. А каждый из воевод мечтал царём стать. Захотелось царю сделать что-нибудь хорошее для народа, чтобы народ помнил его и славил дела его земные. Написал он указ царский, и поскакали глашатаи в разные стороны. А в указе том говорилось: «Кто придумает, как народу нашему сделать хорошо, тому дам посидеть на троне моём день-деньской, от восхода до заката. Кто, кроме того, что придумает, ещё и сделает таковое – дам два дня посидеть на троне, а вдобавок корону померить позволю. Ну, а ежели кого народ похвалит за дело его доброе – позволю три дня на троне сидеть, три дня корону носить, три дня на коне моём ездить и за уздечку самому держать.»

Ох, что тут началось! Лекарь приходил. Говорил, что кровь сделал лучше настоящей. Зальёшь её в жилы – двести лет жить будешь. Умелец один приходил – челюсти приносил. На человеческую похожа, только крепче и прочней раз в сто.

Прослышал об этом указе Тришка-хитрец. Понравились ему слова царские, а в душу запали самые важные: «Если народ похвалит». И стал Тришка думать да гадать, как сделать так, чтобы ничего не делать, а народ его похвалил. Очень захотелось ему на троне посидеть, да не три дня, а поболее. И пришла Тришке в голову гениальная идея. Нужно народу пообещать чего-нибудь. И решил Тришка обещания раздавать направо и налево. И не простые обещания, а волшебные: кому чего хочется, то он и обещает. Хотите реки молочные – будут у вас реки, хотите бочку пива и ящик водки – будет у вас пиво с водкой. Хотите лежать на боку и ничего не делать, а чтобы с неба конфеты падали? Всё будет! Для исполнения всех ваших желаний нужно только одно, чтобы я один месяц на царском троне посидел.

А как только последний день месяца настанет, все ваши пожелания разом и исполнятся.

Пришёл Тришка к царю и говорит: «Послушай как народ меня хвалит.» Вышел царь к народу и понять ничего не может. Все в один голос кричат: «Любим Тришку и хотим, чтобы он целый месяц на троне сидел.» Царское слово – закон. Сел Тришка на трон и говорит народу: «Забыл я вам ещё самую малость сказать. Для исполнения всех ваших желаний царя надо в дремучий лес выгнать, а всех воевод выпороть, чтобы меня слушались.»

Видит царь, – плохи его дела, да и воеводы плачут. Вспомнил царь об умельце, что челюсти ему приносил. Пришёл он к умельцу и попросил сделать столько челюстей, сколько воевод было. И приходил царь к воеводам и молвил: «Коль хотите Тришку съесть да на трон сесть – вот вам челюсти удивительные,» – cказал и был таков. Через некоторое время нашёл народ царя своего. В глуши дремучей сидит он на пеньке, думу думает. Народ и говорит ему: «Возвращайся, царь, садись на свой трон, нет уже никого. Воеводы и Тришку съели, и себя перегрызли. Один ты у нас остался. Правь страной и нами, но впредь знай, какие указы подписывать.» И народ с тех пор стал слушать ушами, а думать мозгами.

Сказка об учениках

Жил-был царь, и было у царя три сына. Смышлёные три мальчика. Настало время учить их уму-разуму и всяким ремёслам, чтобы головы думать могли, а руки делать. Чем больше ума-разума в голове, а руки мастеровитее – тем шагать будет легче, а шаги будут твёрже. И никто не сможет ни обидеть, ни хитрую пакость сотворить. У кого твёрже шаг, за тем и весь народ идёт, а ум светлый указывает дорогу правильную. Учатся сыновья у мудрецов – ума-разума набираются. Один мудрец захотел царю угодить и решил пятёрочки им просто так ставить. Только один из сыночков рот откроет, чтобы на вопрос ответить, а мудрец говорит:

– Молодец. Правильно. Пять тебе ставлю.

Понравилось это двум сыновьям. Они и рады. Папе своему, царю, только и нахваливают, какой мудрец хороший и как правильно учит. А третий сын не захотел просто так пятёрки получать. Подошёл к мудрецу и говорит:

– Будешь мне просто так пятёрки ставить и плохо учить, попрошу царя направить меня к другому мудрецу.

Испугался мудрец, призадумался. Не хочется ему гнева царского. И стал он с третьего сына в науке и в ремесле по «три шкуры драть» да «до семи потов выгонять», а двум другим просто так пятёрки ставить. Прошло время. Спрашивает царь сыновей своих, как учеба идёт, чему научились, что познали. Два сына радостные, друг друга перебивают и слóва друг другу сказать не дают – так мудрецов нахваливают. Третий сын подождал, пока два других прекратят свои сказки – пляски, и отвечал:

– Хорошо учат мудрецы. Всему обучили и всё объяснили.

Смекнул царь, что неладное что-то тут, и молвил:

– «Идите в волшебную страну и живите там один год. Через год я за вами приеду и посмотрю, что вы там сделали.» – Царь знал, что, кто год проживет в волшебной стране, тот превратится в того, чему он научился. Знал, но сыновьям не сказал.

Через год приехал царь в волшебную страну и увидел город построенный. Люди в том городе трудятся, всяк своё дело знает. А правителем называют богатыря могучего. Узнал царь сына своего третьего и спросил: «Где же братья твои – два других царских сына?» Склонил богатырь голову и отвечал: «Не гневайся, отец родной. Там за городом я пруд выкопал, воды наносил. Живут в том пруду две рыбки, рты раскрывают, а говорить – ничего не говорят. Это и есть братья мои».

Понял тогда царь, как и чему учились дети его.

Просто сказка

(олигархам посвящается)

Жил-был мальчик. Однажды мальчик помог купцу. Он отнёс чемоданы купца к его дому. Купец обещал дать ему пять тысяч. Купец обманул мальчика. Мальчик умер. Царь узнал и велел отрубить купцу голову. Купец позавидовал мальчику, когда подставлял голову под топор.

Сказка о том, как директор школы придумал новую систему обучения

Говорит директор «новому русскому»:

– Плохо учится ребенок Ваш. Не знаем, что и делать?

А «новый русский» отвечает:

– Вы – учителя. Вы должны учить, подходы индивидуальные находить, новые методики разрабатывать. Вам за это вашу зарплату платят.

Ничего не ответил директор, только головой покачал. Позвал он ребёночка «нового русского» к себе и спрашивает, что нужно ему, директору, сделать, чтобы учиться стал ребёночек прилежно, ума-разума набираться. А ребёночек и отвечает:

– На кой ляд мне учиться, если мой родитель на «мерсе» рассекает.

– Ну, как зачем? – удивляется директор, – У человека жизнь долгая, а у «мерса» – короткая. Большой вырастешь, как себе «мерс» приобретёшь?

– Как-нибудь соображу, – развернулся ребёночек и ушёл.

Сидит директор, думу думает, задачку трудную решает. Сверху давят на него – больше по инерции старых времен: учи детей – и точка. Ученики сами учиться не хотят, а родители их безделье поощряют. Из школы выгнать на улицу тех, кто не учится на уроках, нельзя: хулиганить начнут без присмотра, от безделья изнывать. Зарплата у учителей смешная, а с родителей брать много нельзя – образование всеобщее и бесплатное. Сидел он, сидел и придумал. Выделил несколько классов для таких учеников. Взял кредит в банке. Закупил игровые автоматы и установил их в классах. Требование к ученикам очень простое. Просто так больше пяти минут находиться в этих классах нельзя, надо обязательно сыграть на каком-нибудь игровом автомате. Ну, а если больше пяти минут не играешь – марш в класс на урок заниматься, и чтобы тихо сидеть, и внимательно слушать.

Дела у директора пошли на лад. Зарплату учителям увеличил аж в пять раз. Оборудование школьное закупил. Каждому учителю по личному автомобилю приобрёл. Откуда ребёночек деньги брал? Ясно дело, у родителя своего.

Решил «новый русский» перевести своего ребёночка в другую школу. Приходит, а там ученики вокруг школы на ушах прыгают. Это директор своё новшество ввёл. Не хочет ученик на уроке сидеть, может весь урок на хоккейном корте гулять и веселиться, но сначала один раз вокруг школы на ушах пропрыгать.

А тем временем комиссия нагрянула. У первого директора спрашивают: «Это что за самоуправство?» А директор отвечает:

– Это новая методика. Индивидуальный подход. Обучение в стиле развивающих игр. Главное – детям нравится. У нас в стране всё на благо детей. Спросите у них самих.

Дети как закричат в один голос: «Самая лучшая школа!»

Не стала комиссия по школам более ходить, уехала, восвояси.

Самое интересное, что родители учеников сами стали родительские собрания созывать и просить, чтобы их детей уму-разуму учили. Во, какие чудеса! Бесплатное образование в рыночной экономике – самое оригинальное!

Сказка о том, как «новый русский» срубил сук, на котором сидел

Жил-был «новый русский», и был у него сын. Крутится «новый русский» – деньги делает, пока ниш неиспользованных много. И сына своего учит: «Ты смотри внимательно! Где выгодно, там и работай, что выгодно, то и делай. Без выгоды работать бесполезно и глупо. Сегодня прибыль не сколотишь, завтра никем станешь. А в школу можно не ходить, там ничего выгодного нет. А кому знания нужны? Смотри! Главное – торговля! Там купил, тут продал. Выгода!»

Уразумел сынок: «Делай то, что выгодно сегодня, не думай про завтра, и всё будет хорошо. Зачем десять лет в школе сидеть? Заключение по собственному желанию получается.»

Долго ли, коротко ли, – годы прошли. Вокруг одни продавцы да купцы, а покупателей не видать. А конфетки так захотелось сыночку съесть, да денег нет. Никто ничего не покупает – все только продают. Годы прошли, а сыночек ничему более и не научился. А на «тачке» так хочется порассекать, но денег нет. А у папаши на счету капитал сколоченный, пóтом да трудом добытый. Вспомнил сыночек наказы отцовские: «Делай то, что выгодно. Без выгоды не работай». И задумал сыночек думу интересную. Понял тогда «новый русский» – прав был прадед, когда говорил: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Школа мудрецов

В одной маленькой волшебной стране жили мудрецы. Жили они так же, как обыкновенные люди. Растили хлеб, пасли коров, строили красивые и крепкие дома, придумывали различные машины, которые помогали им в труде их. Но самой главной работой у них было обучение новых мудрецов, да таких, чтобы были они в будущем мудрее и умнее их самих. В школу мудрецов приходили маленькие мальчики и девочки. Обучали их в школе всему, что знали сами мудрецы. Не все ученики становились мудрецами, но самостоятельно топать ножками по жизни было легче всем.

Но забрели однажды в эту страну злые колдуны. Зашли они в школу мудрецов и давай уговаривать мудрецов и учеников, что, когда учишь детей, обязательно хвалить их надо за старание проявленное.

А мудрецы стоят на своём:

– Учить нужно, объяснять, показывать все пути дороги и говорить, что случиться может, если той или иной дорогой пойти. Мудрые советы нужны детям, а не хвальба всякая. Пусть жизнь их хвалит и нам, мудрецам, показывает ошибки в обучении нашем.

А злые колдуны все своё твердят:

– Похвалишь ребёночка, он и почувствует, что его видят и замечают труд его, и ему, ребёночку, от этого лучше станет.

Мудрецы опять своё:

– Пусть люди окружающие и жизнь сама оценивают труд учеников наших. А если мы сами им будем дифирамбы петь, то они станут думать, что за каждый простой сделанный шажочек или поступочек люди их на руках носить будут. И тогда стремлений у учеников никаких не будет. Они будут уверены, что уже в школе мудрецов достигли совершенства, а это не так. Школа – это только первый шаг. И если этот первый шаг ребёночка на руках похвальбы пронести, а потом опустить, то споткнётся он на втором шаге, а на третьем и упасть может. Да так, что либо лоб расшибёт, либо мягкое место в большой синяк превратит. Это вы, злые колдуны, хотите нас будущего лишить. Ничего у вас не выйдет. А ну, покажите! Где ваша школа и ваши ученики? Что!? Нет её!? Все ваши ученики в ямы попадали, да в болотах утонули. Убирайтесь отсюда подобру-поздорову, а не то мы вас волшебной метлой выметем. Не мешайте нашим детям расти сильными и умными.

Сказали это мудрецы, да так и сделали.

Иван меньшóй – разум большой

По долам, по горам, по дремучим лесам ходил бродил Иван меньшой и уму-разуму набирался. Ох, и забрёл он однажды в дебри непроходимые. Измучился, измаялся, лёг на пушистый сухой мох отдохнуть, похрапеть. Вдруг видит – на большой могучей ели сидит Птица красы невиданной, песни поёт нежности неслыханной. Спрашивает Иван:

– Скажи, милая Птица, почему в таких дебрях живёшь и к людям не летаешь? Своим пением дýши их не греешь?

Отвечала Птица:

– Я бы пела для людей, да не могу я улететь далеко от того места, где растёт яблоня с золотистыми яблоками. Эти яблоки – еда моя.

– Так давай я отнесу эти яблоки к людям и выращу целый сад яблоневый.

– Много молодцов бывало здесь. Много яблок брали, да никто вырастить яблони не смог.

– Я смогу!

– Смочь-то сможешь, да вот сберечь не получится.

– И вырастить смогу, и сберечь смогу.

– Ой, не хвались, Иван меньшой, не выпендривайся. Не может сберечь яблони тот, кто выпендривается.

– Я хочу попробовать, – настаивал Иван.

– Хорошо, дам я тебе два яблока. Одно ты у себя оставь до поры – до времени и никому не говори об этом. Другое яблоко отнеси на царский двор. Царю отдай. Пусть из яблока вырастит яблоню. Через пять лет первый урожай будет. Ещё царю передай, чтобы не выпендривался.

А если похвалится кому, то пусть яблоко одно отдаст. А на второй урожай можешь приходить – меня звать.

Как велела Птица, так и сделал Иван меньшой. Одно яблоко себе оставил, другое царю отдал. Наказ передал. Яблоко царь взял, а за совет такой – такими словами, что не гоже царскому уху слышать, – прогнал Ивана меньшого прочь.

Посмотрел Иван на яблоко и подумал: если его не посадить, засохнет или сгниёт оно, такое красивое, золотистое. Посадил Иван яблоко в землю. Пусть вырастет яблоня. А то испортится яблоко, что с ним потом делать? Царь тем временем тоже яблоню растил, ухаживал за ней. На пятый год появились яблоки золотистые на яблоне. Не выдержал царь и похвастался соседям своим. А им завидно стало. Они тоже захотели, чтобы к ним Птица прилетала и песни нежные пела. Попросили они у царя по яблоку золотистому, – всё равно на следующий год у него урожай будет. А царь пожадничал, не дал. Тогда соседи-завистники силою у него отобрали каждый по яблоку, а яблоню сломали. Остался царь без яблони.

А соседи, чтобы у них яблоки никто не украл, посадили их за большими заборами, а саму яблоню железной клеткой накрыли. Расти-то яблони, растут, а вот цвести – не цветут, и яблок на них нет.

А у Ивана меньшого на яблоне каждый год по большому урожаю яблок золотистых бывает. И раздает он всем, кто ни попросит, яблоки золотистые. Только не у всех такие яблони вырастают. Посмотрел-посмотрел Иван на людей, сходил на царский двор. И отправился к Птице. Пришёл к Птице и говорит:

– Яблоню я вырастил. И не только у меня, скоро у других будут яблони. Только вот прилетать пока не надо, а то по пёрышку тебя растащат, по косточкам разберут, из ружей перестреляют, супы сварят. Живи лучше здесь. Рано тебе ещё прилетать.

Отвечала Птица чудесная:

– Да, Иван. Был ты просто Иван меньшой, а теперь стал Иван меньшой – разумом большой. Где родилось, там и пригодилось.

Сказка о великом творце

В давние-давние времена жил удивительный творец-чудотворец. Очень он любил людям добро делать. Старым и немощным помогал и словом, и делом. Кому хлебушек поможет вырастить, кого утешит рассказом весёлым. Молодых уму-разуму учил, на путь истинный наставлял, мудрые советы давал.

И решил однажды творец-чудотворец построить удивительный дом. Замок – не замок, терем – не терем, дворец – не дворец, храм – не храм. Долго он трудился, создавая чудо своё. Трудился до самой глубокой старости, не покладая рук своих ни днём, ни ночью. Построил он великий дом. Наверху купол большой, а шпиль в самое небо уходит. Комнат в этом доме было видимо-невидимо. Каждому человеку нашлась комната по душе и по своему любимому делу. Раз в год выходили люди и смотрели на свой прекрасный дом. Вокруг купола появлялось свечение, а вдоль шпиля далеко в небо уходил широкий луч. Кто руки протягивал к свечению, у того руки становились мастеровыми: всё-всё могли делать. А незрячие, если лицом поворачивались к этому свечению, – зрячими становились. Кто до стен этого дома дотрагивался, тот в сильного богатыря превращался. Жили люди в чудесном доме в мире и дружбе. Мечты их добрые исполнялись. И со временем все творцами становились. Творца-чудотворца давно в живых не было, но память о нём сохранилась в сердцах людей. Но, однажды откуда-то издалека прибежали жадюги-завистники. Налетели на этот дом с молотками да с кувалдами. Растащили чудо великое по кирпичику, по кусочку. Кто в карманы понапихал, кто за пазуху насыпал, кто где-то в тихом месте в землю зарыл.

Не осталось от дома ничего. Людям с тех пор туго стало. Незрячие всю жизнь слепыми были. Мастера стали забывать, как и что делать, и всё у них тяп-ляп получаться стало. А жадюги-завистники думали, что каждый по кусочку счастья уволок, да ошиблись. Всё, что у них было, в черепки простые превратилось. И стали жалеть люди о том, что не родился до сегодняшнего дня ещё один такой творец-чудотворец, который собрал бы все черепки и построил новый чудо-дом, лучше прежнего. Так и живут они до сих пор в мечтах о чуде и не могут разгадать тайны великой и простой.


P.S. Один сделал стены дома и крышу, и в сей обители находили свет и тепло те, кто нуждались по каким-либо независящим от них причинам и в большинстве своём это были дети.

Конец ознакомительного фрагмента.