Вы здесь

Успешная Россия. *** (Владимир Леонов)

***

Первый чин Суворова.


Суворов начал свою воинскую службу еще рядовым в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Первое свое повышение он получил довольно любопытным образом и не на полях сражений.

Летом 1749 года Семеновский полк стоял в Петергофе для обеспечения караульной службы. Суворов стоял на посту у Монплезира (дворца, построенного Петром I и названным «уединение»). Он так ловко отдавал честь при прохождении императрицы, что она остановилась около него и спросила, как его зовут. Получив ответ, императрица поинтересовалась, не родственник ли он генералу Василию Ивановичу Суворову. Узнав, что это его отец, императрица вынула серебряный рубль и протянула его Суворову, но тот отказался взять рубль, сказав, что на посту брать деньги запрещено. Елизавета Петровна похвалила часового, дала руку для поцелуя, а рубль положила на землю у его ног, велев забрать его при смене караула.

На следующий день последовало повышение Суворова в капралы. А этот серебряный рубль А. В. Суворов берег до конца жизни, как свою первую награду.

Так говорил А. Суворов: «Фортуна вертит счастьем как колесо спицами; чем больше удобств, тем меньше храбрости».

***

«Россия наложила руку На Тавр, Кавказ и Херсонес»

Г. Державин

В период, когда шла упорная борьба за присоединение Крыма к России, А. В. Суворов одержал ряд блестящих побед над турецкими войсками (Туртукай, Очаков, Кинбурн, Измаил) вынудив Турцию заключить в 1774 г. выгодный для России Кючук – Кайнарджийский договор. По условиям этого договора Крымское ханство объявлялось независимым от Турции и переходило под покровительство России. По договору Россия получала возможность свободного плавания по Чёрному морю, которое снова начинало оправдывать древнее прозвание «Русское море». Россия приобретала важные приморские крепости – Азов, Керчь, Кинбурн, ставшие оплотом империи на южных рубежах. В пределы империи вошли долины Кубани и Терека, пространство между Бугом и Днестром. Султану пришлось выплатить и немалую контрибуцию

Орлы империи исполнили свой долг

Крым стал российским без единого выстрела – и это сделали два человека империи: Потёмкин и Суворов. 23 марта 1778 года генерал – поручик Суворов назначен командующим Крымским корпусом. В то время он пользовался безграничным доверием Потёмкина. Причерноморье нужно было оборонять от турок: и Потёмкину требовался деятельный командующий, который бы объединил Крым и Кубань в единый оборонительный фронт. Строились крепости. Обустраивались укреплённые казаками почтовые станции. Воинские посты располагались в трёх вёрстах один от другого. Казаков в Крыму было уже немало, несколько тысяч. Полуостров постепенно обрусел. Следовало укреплять Кинбурн, защищавший Крым со стороны сильнейшей турецкой крепости – Очакова.

В переписке с Потёмкиным Суворов уже высказал и мысль, которая наверняка родилась и в сознании Потёмкина: о целесообразности присоединения Крыма к России. «Бесчисленные полезности таковая перемена при Божием благословении принесёт».