Вы здесь

Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет. 3. Налоговые режимы, применяемые в организациях, оказывающих услуги операторов сотовой связи (Е. В. Матвеева, 2009)

3. Налоговые режимы, применяемые в организациях, оказывающих услуги операторов сотовой связи

Виды предпринимательской деятельности, осуществляемые в салонах сотовой связи

В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах в налоговой системе нашей страны можно выделить пять налоговых режимов, применять которые могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Условно эти режимы можно разделить на две группы:

1) общий режим налогообложения, предусматривающий общий порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;

2) специальные налоговые режимы, включающие в себя особые способы исчисления и уплаты налогов, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 18 НК РФ в число специальных налоговых режимов входят:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Из всех вышеназванных налоговых режимов организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере реализации услуг сотовой связи, могут применять только три налоговых режима: общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Выбор того или иного налогового режима зачастую зависит не только от желания налогоплательщика сэкономить свои деньги и не всегда представляется делом добровольным. В большинстве случаев выбор налогового режима является просто необходимостью, к которой понуждает закон в зависимости от тех или иных экономических и хозяйственных показателей (выручки, стоимости активов, численности персонала и т. д.), от правовых основ существования налогоплательщика (его статуса, состава учредителей, организационной структуры и т. п.), от вида предпринимательской деятельности, которую осуществляет данная организация (индивидуальный предприниматель).

Так, если организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, связанной с оказанием услуг операторов сотовой связи, т. е. взимает с населения платежи и реализует SIM-карты, карты экспресс-оплаты за услуги сотовой связи, то вне зависимости от того, является ли она агентом оператора, его дилером или самим оператором (его филиалом), такая организация (индивидуальный предприниматель) не вправе применять налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности в части реализации данного вида услуг. Такую точку зрения окончательно подтвердили специалисты Минфина России в своем Письме от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22. Дело в том, что очень долгое время среди специалистов, налогоплательщиков и представителей налоговых органов велись споры о том, можно ли считать реализацию покупателям карт экспресс-оплаты за пользование услугами сети Интернет и мобильной связью за наличный расчет через салоны сотовой связи розничной торговлей или нет. Подходят ли SIM-карты и карты экспресс-оплаты под определение товара? В зависимости от ответа на этот вопрос нужно было решить, попадают ли под обложение единым налогом на вмененный доход доходы от реализации таких карт или их следует облагать в соответствии с упрощенной или обычной системой налогообложения. Данный спор имел широкий резонанс, ибо касался не только салонов сотовой связи, но и всех остальных торговых организаций, реализующих услуги операторов сотовой связи покупателям за наличный расчет. Ведь любая торговая точка может иметь в продаже карты предварительной оплаты этих услуг: и продуктовым, и промтоварным магазинчикам, и торговым павильончикам, реализующим канцтовары, фототовары, сотовые телефонные аппараты, не запрещено в качестве сопутствующего товара продавать карты оплаты телефонных услуг и интернет-карты. А ведь такие магазинчики и павильончики обычно применяют «вмененку». Неужели из-за естественного желания как-то расширить свой ассортимент и заработать немного денег им придется вести раздельный учет и усложнить тем самым существование своей маленькой фирмы? Как быть в такой ситуации? Сторонники того мнения, что карты экспресс-оплаты, равно как и SIM-карты, все-таки стоит считать товаром, аргументировали свою позицию следующим образом. Если клиент покупает карту предварительной оплаты услуг сотовой связи или интернет-карту напрямую у оператора или его представителя, то такая реализация считается возмездным оказанием услуг, поскольку, по логике вещей, оператор связи именно оказанием услуг и занимается. Но, если в дело вмешивается посредник (перепродавец или дилер), который никаких услуг связи не оказывает, а лишь перепродает пластиковые карточки и SIM-карты, то для него они являются именно товаром, а не чем-то иным, ибо посредник приобрел эти карты у поставщика по договору купли-продажи, а не возмездного оказания услуг, причем приобрел их с целью дальнейшей перепродажи. А ведь согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к товарам относятся такие материально-производственные запасы, которые были приобретены с целью их дальнейшей перепродажи. Сама же фирма-продавец может их купить или получить на иных основаниях (безвозмездно или на условиях последующей оплаты (после реализации) и т. п.) от сторонних организаций, в нашем случае либо от самого оператора, либо от его регионального дилера. Кроме того, самим Налоговым кодексом Российской Федерации понятие «товар» определяется как любое имущество, которое фирма реализует или планирует реализовать (п. 3 ст. 38 НК РФ). Таким образом, выкупленные посредником у поставщика карты экспресс-оплаты и SIM-карты вполне соответствуют определению товара в соответствии с ПБУ 5/01 и Налоговым кодексом РФ, а значит, торгуя ими за наличный расчет, организация или индивидуальный предприниматель может применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

По мнению сторонников вышеприведенной точки зрения, продавец карточек может потерять право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД только в том случае, если он заключит с оператором связи, выступающим в качестве принципала, агентский договор на реализацию таких карт, и будет действовать от имени и за счет принципала. И только в этом случае агент-налогоплательщик вынужден будет платить налоги по общей или упрощенной системе налогообложения.

Но даже если карты оплаты телефонных услуг, включая и SIM-карты, а также интернет-карты не считать товаром, то деятельность по их реализации все равно попадает под определение розничной торговли. Ведь если точно следовать определениям, приведенным в ст. 346.27

Налогового кодекса Российской Федерации, то в целях применения гл. 26.3 настоящего Кодекса «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» под розничной торговлей понимается не только торговля товарами за наличный расчет, но и оказание услуг покупателям за наличный расчет, чем, впрочем, и занимаются продавцы вышеперечисленных карт, если считать, что их деятельность относится не к торговле, а к сфере оказания услуг. Получается, что и в этом случае продавцы, реализующие карты экспресс-оплаты, SIM-карты и интернет-карты в качестве услуг связи, также имеют право на применение «вмененки».

Однако в решении этого вопроса все-таки не было однозначного ответа, в том числе и в арбитражной практике 2003–2004 гг. В одних постановлениях арбитражные суды отказывали картам экспресс-оплаты и интернет-картам в статусе товара и запрещали продавцам торговать ими, находясь на «вмененке», в других – указывали, что такие карточки отвечают по своей сути всем требованиям товара, а значит, доход их реализации правомочно облагать единым налогом на вмененный доход.

Письмо Минфина России от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22 поставило официальную и пока окончательную точку в этом споре, разъяснив, что реализацию карточек экспресс-оплаты за пользование Интернетом и мобильной связью все же нельзя приравнивать к розничной торговле и облагать доходы, полученные от их реализации, по «вмененной» схеме налогообложения не следует. Ведь, как считают специалисты Минфина России, карточки экспресс-оплаты телефонных услуг и интернет-карты по своей природе не являются товаром вне зависимости от того, кем они реализуются и на каких условиях. Пластиковые карты, предназначенные для продажи самим оператором, его представителем или уполномоченным лицом, в том числе агентом или комиссионером, по мнению специалистов Минфина РФ, являются лишь средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи. К этой же категории эксперты относят и SIM-карты, продажа которых означает реализацию услуг по предоставлению доступа к телефонной сети определенного оператора.

С позиций логики здесь можно поспорить с официальной точкой зрения, высказанной Министерством финансов РФ. В данном Письме при определении понятия «карта оплаты телефонных услуг» сотрудники Минфина России прибегают к терминологии Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1235. Но стоит отметить, что данные Правила, как указывалось выше, не распространялись на сферу деятельности по оказанию услуг подвижной, в том числе и сотовой, связи. В настоящее время эти Правила утратили законную силу в связи с вступлением новых. А новые Правила оказания услуг связи такого определения уже не содержат. Так, согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328, под картой оплаты услуг подвижной связи следует понимать средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором как плательщика в сети подвижной связи. Карта оплаты содержит лишь закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора сведений об оплате услуг подвижной связи. Как видим, в новых Правилах карта экспресс-оплаты не определяется как средство авансового платежа, не называется средством предварительной оплаты.

Однако позицией Минфина России нельзя пренебречь, поскольку именно за этим ведомством в нашей стране закреплено приоритетное право давать налогоплательщику письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Подобной работой в российском Минфине занимается специальный отдел в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики. Иными словами, раз правоприменение законодательства о налогах и сборах является прерогативой Минфина РФ, последнее слово по всем разъяснениям налогоплательщику будет оставаться за представителями именно этого ведомства.

Следовательно, торговать телефонными картами, оставаясь на «вмененке», нельзя. Поэтому если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, попадающую под налогообложение ЕНВД, занимаясь розничной торговлей различными товарами, а также продает карточки экспресс-оплаты сотовых и интернет-услуг, то у такого налогоплательщика получается два вида деятельности, по которым необходимо вести раздельный учет. При этом один вид деятельности (розничная торговля) попадает под налогообложение ЕНВД, а другой (получение предоплаты за услуги телефонной связи) облагаться ЕНВД не может.

Таким образом, деятельность по продаже карт экспресс-оплаты и интернет-карт должна облагаться либо в соответствии с общим режимом налогообложения, либо по правилам упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что все это касается тех ситуаций, когда налогоплательщик реализует пластиковые карты покупателям за наличный расчет. Если же расчеты осуществляются по «безналу», ни о какой «вмененке» говорить и не приходится, ибо реализация любых товарно-материальных ценностей за безналичный расчет подлежит налогообложению в общем порядке или в соответствии с правилами применения упрощенной системы (если экономические показатели позволяют налогоплательщику использовать этот налоговый режим).

Организации, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

1) федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) налог на прибыль;

в) единый социальный налог;

2) региональные налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) транспортный налог;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на рекламу.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

1) федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) налог на доходы физических лиц;

в) единый социальный налог;

2) региональные налоги;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на рекламу;

в) налог на имущество физических лиц.

Применение общей системы налогообложения является довольно тяжким бременем, особенно для мелких организаций и индивидуальных предпринимателей, к числу которых относятся в подавляющем большинстве продавцы услуг сотовой связи – владельцы салонов. Дело в том, что данный налоговый режим предусматривает уплату налогоплательщиком всех федеральных, региональных и местных налогов, обязанности по уплате которых возникают у него в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Однако с помощью различных оптимизационных схем налоговые платежи можно значительно сократить. В частности, чтобы сэкономить на уплате единого социального налога (ЕСН) и платежах в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, организации нередко прибегают к приему занижения фонда оплаты труда, с которого исчисляются эти налоги и платежи, а также не показывают в учете реальную численность своих сотрудников, когда они используют труд официально не оформленных работников. Стараясь избежать уплаты налога на имущество и транспортного налога, налогоплательщики стремятся не приобретать на баланс дорогостоящие внеоборотные активы, является налоговой базой для исчисления соответствующих налогов. Однако подобные способы минимизации налоговых платежей вряд ли будут приемлемы для солидных фирм, оказывающих услуги сотовой связи и дорожащих своей деловой репутацией. А вот для владельцев единичных салонов сотовой связи или небольших розничных сетей, состоящих из 2–5 салонов и находящихся по каким-либо причинам на общей системе налогообложения, подобные приемы экономии будут просто необходимы, иначе мелкому торговцу в сфере реализации услуг сотовой связи не выжить.

Законодательством России о налогах и сборах предусмотрены некоторые налоговые льготы, которые тоже могут быть использованы налогоплательщиками с целью сокращения объема налоговых платежей. В частности, согласно ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом. Такая же льгота действует и в отношении организаций, уставный капитал которых полностью состоит из общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет 50 %, а доля заработной платы в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %. Такой налоговой льготой эффективнее всего смогут воспользоваться крупные организации, находящиеся на общей системе налогообложения, поскольку эти фирмы имеют достаточно большой штат сотрудников, а следовательно, и немалый фонд оплаты труда, являющийся налоговой базой для исчисления ЕСН. Таким образом, не практикуя приемов занижения официальной численности сотрудников и сокрытия реальных размеров их зарплат, солидная компания вполне легально сможет сэкономить на едином социальном налоге, одновременно совершая благое дело, обеспечивая рабочими местами социально незащищенную категорию российских граждан. Подобные приемы минимизации ЕСН с привлечением труда инвалидов активно применяются и в сфере оказания услуг сотовой связи. В частности, подобная схема используется региональным оператором связи СМАРТС, работающим в Поволжье.

А вот получить официальное освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ может себе позволить только мелкий налогоплательщик, находящийся на общей системе налогообложения. Согласно этой статье организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой и исчислением НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. Для сферы реализации услуг подвижной связи это означает, что единичные салоны сотовой связи, а также небольшие розничные сети, состоящие из двух – пяти салонов, обычно расположенных внутри одного населенного пункта или в соседних населенных пунктах, со средней суммарной месячной выручкой до 333,33 тыс. руб. без учета НДС свободно могут воспользоваться такой льготой. Однако следует иметь в виду, что при подсчете этого показателя в расчет не принимаются транзитные денежные средства, полученные от населения в виде наличных платежей за оказание услуг сотовой связи, а также суммы, полученные в наличном и безналичном порядке от покупателей за реализованные карточки экспресс-оплаты в том случае, если они не выкуплены, а взяты у оператора на реализацию с целью получения за эту услугу агентского вознаграждения. А вот само вознаграждение будет учитываться в составе такого показателя. Если же организация (индивидуальный предприниматель) имеет несколько салонов, зарегистрированных в качестве единого налогоплательщика, подсчет показателя идет с учетом суммирования выручки, поступающей от всех салонов.

Применение общего режима налогообложения в сфере реализации услуг подвижной связи характерно в основном для самих операторов, а также их крупных дилерских компаний, занимающихся реализацией достаточно больших партий услуг сотовой связи по безналичному расчету. С такими крупными дилерскими компаниями интересно работать и крупным субдилерам, также находящимся на общем режиме налогообложения и являющимся плательщиками НДС. Поскольку в такой ситуации субдилер закупает у дилера карты и SIM-карты, он имеет возможность поставить к вычету входной НДС с покупки.

Применение общей системы налогообложения законодательно ничем не ограничивается, за исключением осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации попадают на данной территории под действие Закона о применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Как уже было отмечено выше, применение общей системы налогообложения является тяжелым бременем для представителей среднего и мелкого бизнеса, представителями которого в основном и являются владельцы многочисленных салонов сотовой связи и торговых точек по продаже карт экспресс-оплаты. Поэтому такие организации обычно стараются перейти на льготный режим налогообложения – «упрощенку».

Упрощенная система налогообложения (УСН) является альтернативой общему режиму налогообложения. Ее применение свойственно мелким субдилерским компаниям, реализующим чаще всего услуги операторов сотовой связи уже конечному потребителю. Данный налоговый режим позволяет экономить на налогах, поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, во-первых, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России. А этот вид экономической деятельности не характерен для организаций, работающих в сфере подвижной связи. Во-вторых, применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями предполагает замену уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль (налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями);

2) единого социального налога (ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц);

3) налога на имущество в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Однако организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, с размера выплат в пользу своих сотрудников производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по тарифам, установленным на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также производят уплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в соответствии с установленными тарифами. Для сферы оказания услуг подвижной связи, в том числе сотовой, тариф для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве составляет 0,2 %. Если услуги сотовой связи оказывает индивидуальный предприниматель, то в качестве страховых взносов на пенсионное страхование он, как и предприниматели в других областях российской экономики, ежеквартально уплачивает в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2004 г.) фиксированный платеж, который в настоящее время составляет 100 руб. в месяц на страховую часть трудовой пенсии и 50 руб. в месяц на накопительную часть трудовой пенсии.

Остальные налоги (транспортный, земельный, налог на рекламу) уплачиваются налогоплательщиками, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом при условии, что у такого налогоплательщика существует объект налогообложения о данному виду налога. Переход на упрощенную систему и возврат к общему режиму налогообложения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в добровольном порядке. Для этого организация или индивидуальный предприниматель должны только подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Сделать это необходимо в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором будет применяться упрощенная система налогообложения.

Однако возможность применения УСН, в отличие от применения общей системы налогообложения, имеет некоторые законодательные ограничения, например ограничение по размеру доходности налогоплательщика. Так, организации предоставляется право перейти на «упрощенку», если по итогам девяти месяцев того года, когда она подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, включая выручку от реализации товаров, работ, услуг и собственного производства, и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав, выраженную как в денежной, так и в натуральной форме, не превысил 11 млн руб. Внереализационные доходы при расчете доходов с целью перехода на упрощенную систему налогообложения не учитываются. Если же организация одновременно осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, переведенных на разные налоговые режимы, размер выручки в этом случае определяется в суммарном объеме всех поступлений. На это следует обратить внимание организациям, владеющим салонами сотовой связи, в которых осуществляется не только реализация услуг операторов подвижной связи, но и розничная торговля, а также оказание бытовых услуг в части ремонта и обслуживания сотовых телефонов. При переходе на УСН таким организациям придется учитывать выручку, поступившую от реализации всех видов предпринимательской деятельности, в суммарном объеме.


Пример

ООО «Мобайл-связь» решило с 2005 г. перейти на применение упрощенной системы налогообложения. Данная организация представляет собой три салона, через которые осуществляется реализация услуг операторов сотовой связи, розничная торговля и оказание бытовых услуг населению по ремонту и обслуживанию сотовых телефонов. Налогообложение выручки от реализации услуг операторов сотовой связи ведется обществом по общей системе. За девять месяцев 2004 г. этот показатель составил 4 млн руб. от трех салонов. Доходы от розничной торговли и оказания услуг облагаются единым налогом на вмененный доход. По этим видам деятельности выручка общества от трех салонов составила за девять месяцев 2004 г. 7 млн руб. В этом же году ООО «Мобайл-связь» реализовало свое имущество в виде двух компьютеров, получив за них 25 тыс. руб. Итого суммарная выручка общества за три квартала 2004 г. от всех видов предпринимательской деятельности составила 11 025 тыс. руб. Таким образом, организация превысила порог доходов (11 млн руб.), позволяющий перейти на УСН, и в 2005 г. уже не сможет применять этот налоговый режим.

Отметим, что применение упрощенной системы индивидуальным предпринимателем возможно с любым объемом дохода в течение девяти месяцев, предшествующих подаче заявления, поскольку на индивидуальных предпринимателей при переходе на «упрощенку» ограничение по доходности не распространяется.


Пример

Воспользуемся условиями предыдущего примера, только допустим, что тремя салонами связи вместо ООО «Мобайл-связь» владеет индивидуальный предприниматель Кошкин Василий Петрович, решивший в 2005 г. перейти на упрощенную систему налогообложения по деятельности, связанной с оказанием услуг операторов сотовой связи. Общий доход от всех видов предпринимательской деятельности составил у данного налогоплательщика 11 025 тыс. руб. Однако разрешение на применение упрощенной системы налогообложения им было получено, так как размер дохода индивидуального предпринимателя не является ограничителем права перехода на УСН, а по остальным критериям данный предприниматель подходил под применение «упрощенки».

Следует помнить, что в соответствии со ст. 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на «упрощенку», будут вправе применять данный налоговый режим с момента создания организации или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только в том случае, если подадут заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Законодательством России при переходе на «упрощенку» предусмотрено также ограничение и по виду осуществляемой предпринимательской деятельности. Так, УСН не могут применять банки, страховые компании, ломбарды, продавцы подакцизных товаров и некоторые другие категории налогоплательщиков. Такой вид предпринимательской деятельности, как оказание услуг подвижной связи, в этом списке не указан, а значит, данное ограничение не распространяется на продавцов услуг сотовой связи, которые могут смело применять УСН, если проходят по другим критериям отбора.

УСН не вправе применять организации, имеющие филиалы и официальные представительства, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Если же организация имеет обособленные подразделения, не указанные в учредительных документах в качестве филиалов или представительств, она вправе применять УСН. В системе оказания услуг сотовой связи филиалы и официальные представительства в регионах, как правило, имеют только операторы, о чем внесены соответствующие сведения в их учредительные документы. Организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим обособленные подразделения в виде одного или нескольких салонов сотовой связи в городской черте и пригородах, не имеет смысла обозначать их в своих учредительных документах как филиалы и представительства. Такие налогоплательщики обычно уплачивают единый налог, взимаемый при применении УСН, по месту постановки на учет головной организации независимо от количества таких обособленных подразделений.


Пример

ЗАО «Связь-Телеком» имеет сеть салонов сотовой связи, расположенных в нескольких районах Липецка, а также его пригородах. Данные обособленные подразделения не обозначены в учредительных документах ЗАО «Связь-Телеком» как филиалы или официальные представительства. Все налоги общество уплачивает по месту своей постановки на учет в Октябрьском районе Липецка. В такой ситуации данная организация имеет право получить разрешение на применение УСН при условии, что она удовлетворяет всем остальным критериям, обозначенным в Налоговом кодексе РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Для перехода на УСН все организации должны выполнить одно общее условие: доля участия в их уставном капитале других организаций (коммерческих и некоммерческих) не должна превышать 25 %. Но и здесь есть исключение: данное ограничение не применяется, если одновременно выполняются три условия: уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди остальных работников организации составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Применению налогоплательщиком УСН может воспрепятствовать и ограничение по численности сотрудников. Если организация или индивидуальный предприниматель, у которых средняя численность работников за отчетный период превышает 100 человек, то они не вправе применять «упрощенку». Естественно, что для сферы оказания услуг сотовой связи показатель численности работников в пределах 100 человек указывает на достаточно значительный размах деятельности такого предприятия. 100 человек в штате может иметь целая розничная сеть, состоящая, как минимум, из 10–12 салонов. А в этом случае уже необходимо внимательно отслеживать не только численность работников, но и размер выручки, чтобы не потерять право на применение УСН. В первый раз установить численность сотрудников нужно при подаче заявления о переходе на УСН, при этом расчет показателя должен быть произведен по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление (п. 10 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-22/706), т. е. за период с января по сентябрь. По завершении года среднюю численность работников следует рассчитать еще один раз, ибо в силу подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ средняя численность работников не должна превышать 100 человек за отчетный период, т. е. за год. Если этот показатель по итогам года меньше 100, смело применяйте УСН. Если он превышает 100, подайте в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2–4 об утрате права на применение этого налогового режима.

Конец ознакомительного фрагмента.