Вы здесь

Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет. 2. Правовые основы существования в РФ организаций, оказывающих услуги операторов сотовой связи (Е. В. Матвеева, 2009)

2. Правовые основы существования в РФ организаций, оказывающих услуги операторов сотовой связи

Понятие «связь» в ее отраслевом значении включает в себя несколько видов экономической деятельности, в том числе:

1) почтовую связь (прием, обработку, перевозку, доставку письменной корреспонденции и посылок, прием и передачу денежных переводов, доставку и выплату пенсий, пособий, подписку на печатные издания и их доставку, продажу марок, конвертов и т. п.);

2) фельдъегерскую связь (деятельность по обеспечению сохранности и оперативной доставке отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений на государственном и межгосударственном уровнях);

3) курьерскую деятельность (прием, перевозку, доставку отправлений, пакетов, грузов, контейнеров различными видами транспорта без привлечения национальной почты);

4) деятельность в области электросвязи (деятельность в области телефонной и подвижной радиосвязи, в том числе спутниковой и сотовой, телеграфной и факсимильной связи, обмен информацией между персональными компьютерами, в том числе посредством электронной почты, доступ к глобальным компьютерным сетям);

5) деятельность в области трансляции (передачи) и распределения программ телевидения и радиовещания.

Законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции РФ, нормах гражданского права РФ и состоит из Федерального закона «О связи» и других федеральных законов, в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей», а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (постановлений, распоряжений в области связи) и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (например, приказов Министерства РФ по связи и информатизации).

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации оказание услуг связи регулируется гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Согласно ст. 779 настоящего Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При оказании услуг телефонной связи, а также услуг по предоставлению доступа к глобальным компьютерным сетям в качестве исполнителя выступает так называемый оператор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на основании лицензии предоставляющий услуги того или иного вида связи, а заказчиком является абонент – физическое или юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заключившее абонентский договор о предоставлении услуг связи. Таким образом, в соответствии с российским законодательством абонентский договор на предоставление услуг связи является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Детально правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под ее юрисдикцией территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи прописаны в

Федеральном законе от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 09.05.2005 г.). Основными целями настоящего Закона являются:

1) создание условий для оказания услуг связи на всей территории РФ;

2) содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;

3) защита интересов пользователей услугами связи, а также интересов пользователей, осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

4) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

5) создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечение ее интеграции с международными сетями связи.

Сфера действия настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей и сооружений связи, с использованием радиочастотного спектра, с оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории России и территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Деятельность организаций связи в Российской Федерации осуществляется на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Согласно настоящему Закону сети связи (технологические системы, включающие в себя средства и линии почтовой и электросвязи) и средства связи (технические и программные средства для приема, обработки и передачи сообщений электросвязи и почтовых отправлений, а также используемые при оказании услуг связи) могут находиться как в государственной собственности (федеральной, собственности субъектов Федерации, муниципальной), так и в частной (собственности граждан и юридических лиц). Перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством РФ. Государство гарантирует защиту сетей и сооружений связи (объектов инженерной инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, приспособленных для размещения средств связи и кабелей электросвязи) от несанкционированного доступа к ним.

Настоящий Закон предоставляет операторам право самостоятельного установления тарифов на оказываемые ими услуги, за исключением услуг общедоступной почтовой связи и электросвязи, тарифы на которые регулируются государством в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной почтовой связи и электросвязи утверждается постановлением Правительства РФ и включает в себя внутреннюю письменную корреспонденцию (письма, карточки, бандероли), внутреннюю телеграмму, предоставление междугородного и местного соединения фиксированным абонентам, предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (это может быть проводная линия или радиолиния), распространение и трансляцию общероссийских программ.

Согласно гл. 6 Федерального закона «О связи» государственное регулирование деятельности в области связи заключается не только в установлении тарифов на услуги общедоступной связи. Российское государство обладает исключительным правом осуществления надзора за деятельностью в области связи, регулирования ресурса нумерации и использования радиочастотного спектра. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств является одной из составляющих государственной политики в области связи. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, порядок их регистрации, а также порядок проведения радиоконтроля определяется Правительством Российской Федерации. Государственными службами России осуществляется распределение радиочастотного спектра, а также выделение полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов. Кроме этого, Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи России, в том числе российских сегментов международных сетей связи, в соответствии с российской системой и планом нумерации. За получение ресурса нумерации с оператора связи взимается сбор в размере и порядке, установленных законодательством России о налогах и сборах.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг связи на территории России подлежит обязательному лицензированию. Лицензия может быть выдана на период от трех до 25 лет в зависимости от срока, который будет указан в заявлении соискателя лицензии, претендующего стать оператором.

Согласно ст. 44 Федерального закона «О связи» оказание всех услуг связи на территории Российской Федерации осуществляется операторами на основании договора возмездного оказания услуг, заключаемого с пользователем в соответствии с гражданским законодательством:

1) постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;

2) постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1235 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» (с изм. и доп. от 14.01.2002 г.);

3) Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм. и доп. от 29.12.2004 г.).

Правилами оказания услуг связи регламентируются общие положения в сфере взаимоотношений пользователей услугами связи и операторами при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок и основания приостановления оказания услуг связи, а также расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности сторон данного соглашения, форма и порядок расчетов за оказанные услуги. Помимо того, настоящими Правилами определяется порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий, а также ответственность сторон за неисполнение каких-либо условий заключенного договора.

Весь механизм реализации прав пользователей услугами связи, в том числе защита их потребительских прав, гарантии получения услуг надлежащего качества, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, регулируется Федеральным законом «О связи», гражданским законодательством РФ о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Что касается деятельности в области оказания услуг подвижной радиосвязи, к которой относится и сотовая связь, то согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности эта сфера реализации услуг отнесена к деятельности в области телефонной связи (ОКВЭД 64.20.11), являющейся одной из разновидностей электросвязи. Пользуясь терминологией Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 г., под электросвязью понимают любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Поэтому деятельность по оказанию услуг сотовой связи как одного из видов электросвязи, регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О связи», «О защите прав потребителей» и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ и органов исполнительной власти, касающимися исключительно области сотовой (подвижной) связи. Поскольку подвижная связь является сравнительно молодой отраслью в российской экономике, то пока еще существует очень малое количество нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. Среди таких документов следует назвать основополагающее, и пока единственное постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (с изм. и доп. от 30.06.2005 г.). Эти Правила были введены в действие 1 июля 2005 г., они призваны регулировать отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором, оказывающим услуги подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи и подвижной спутниковой связи в сетях общего пользования. Нужно сказать, что до 1 июля 2005 г. деятельность в сфере оказания услуг подвижной связи осуществлялась в атмосфере некоторого правового вакуума, поскольку конкретно эта деятельность не регламентировалась никакими правилами и правительственными постановлениями. Действовавшее на тот момент постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1235 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» (с изм. и доп. от 14.01.2002 г.) не распространялось на оказание услуг телефонной связи сетями подвижной радиотелефонной связи. В результате этого законодательного пробела сотовые операторы и их абоненты какое-то время строили свои правовые отношения, опираясь лишь на Гражданский кодекс РФ и общие положения действовавшего в области связи законодательства, порой трактуя его достаточно вольно применительно к своей сфере деятельности, ибо оно не во всем соответствовало действительности, не отражало фактической специфики подвижной связи. Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 явилось первым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность в сфере подвижной радиотелефонной связи как самостоятельной отрасли в российской экономике. Утвержденные данным документом Правила оказания услуг отражают отраслевую специфику подвижной связи, законодательно закрепляют правовые аспекты существования этой сферы экономической деятельности. Тот факт, что подвижная связь является самостоятельной подотраслью в области связи, заметно уже на уровне терминологии. Например, такими терминами, как короткое текстовое сообщение и SIM-карта, могут оперировать только те специалисты, чья деятельность связана именно с подвижной связью. Напомним, что в соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи коротким текстовым сообщением является сообщение, состоящее из букв и символов, набранных в определенной последовательности, и предназначенное для передачи по сети подвижной связи оператора. SIM-карта – это карта, с помощью которой обеспечиваются идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера. Текст утвержденных Правительством Российской Федерации Правил оказания услуг подвижной связи содержит в себе толкование терминов, используемых как исключительно в сфере подвижной радиотелефонной связи, в том числе сотовой, так и в сфере сразу нескольких видов связи. Технические термины, которые могут быть использованы применительно к нескольким видам связи, в тексте настоящих Правил употребляются в том значении, в котором они используются в сфере осуществления именно подвижной связи. Например, в сфере подвижной связи термин «абонентская станция» (абонентское устройство) означает пользовательское оборудование, подключаемое к сети подвижной связи; а термин «абонентский номер» – номер, однозначно определяющий подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленной в ней SIM-картой. Эти же термины употребляются и в сфере проводной телефонной связи, но в своем узкоспециальном значении. Так, пользовательским оборудованием здесь называют технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей. А термин «абонентский номер» в сфере проводной телефонной связи означает номер, однозначно определяющий абонентскую линию.

Подробнее остановимся на содержании Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328. Настоящими Правилами закреплено положение, в соответствии с которым взаимоотношения оператора, оказывающего услуги подвижной связи на территории Российской Федерации, и его абонента осуществляются только на русском языке, это же требование относится и к коротким текстовым сообщениям. Подобная мера призвана способствовать реализации государственной политики в области связи и информатизации, осуществлению координации деятельности в сфере создания и развития сетей связи, а также обеспечить единство экономического пространства, на основе которого осуществляют свою деятельность все организации связи на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ.

В соответствии с этим же Законом настоящие Правила обязывают операторов обеспечить соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи, а также предоставить абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 ч в сутки, если иное не предусмотрено законодательством России. Правительством Российской Федерации определен круг экстренных оперативных служб, возможность вызова которых должна быть предоставлена оператором подвижной связи своему абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номеров, единых на всей территории нашей страны. К таким службам относятся служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети, а также служба «Антитеррор». Настоящими Правилами также закреплен перечень бесплатных информационно-справочных услуг, предоставляемых оператором абоненту. Объем данных услуг не может быть сокращен. В этот перечень входит информация:

1) о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи, выдаваемой оператором;

2) о состоянии лицевого счета абонента и о задолженности по оплате услуг подвижной связи, выдаваемой оператором;

3) о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи, принимаемой оператором от абонента.

Перечень платных информационно-справочных услуг, оказываемых абоненту, оператором определяется самостоятельно (п. 13 настоящих Правил).

Сведения об абоненте, ставшие известными оператору в силу исполнения им договора об оказании услуг подвижной связи, могут использоваться последним для оказания справочных и иных информационных услуг, а также передаваться третьим лицам, но только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 4 настоящих Правил).

В основной своей части Правила оказания услуг подвижной связи определяют порядок и условия заключения, приостановления, изменения и расторжения договора на оказание услуг подвижной связи. Договор на оказание услуг подвижной радиосвязи может быть заключен оператором с гражданином, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Данное соглашение заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами. Лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица (т. е. его официальный представитель), обязано предъявить оператору копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица и доверенность на представление интересов юридического лица при заключении данного договора. Индивидуальный предприниматель представляет оператору связи для заключения договора копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а гражданин (т. е. любое физическое лицо), – документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина России, удостоверение личности и т. п.).

Согласно п. 19–20 Правил оказания услуг подвижной связи в договоре на оказание этих услуг обязательно должны содержаться следующие данные:

1) дата и место заключения договора;

2) наименование оператора связи;

3) реквизиты выданной оператору лицензии;

4) номер SIM-карты, закрепленной за абонентом;

5) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации;

6) сведения об абоненте;

7) права, обязанности и ответственность сторон;

8) перечень оказываемых услуг и система их оплаты;

9) порядок, сроки и формы расчетов с оператором.

Договор на оказание услуг подвижной связи заключается на неопределенный срок, хотя может быть заключен и срочный договор, но только по желанию абонента. Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи (п. 46 настоящих Правил). Порядок одностороннего отказа абонента от исполнения договора должен быть определен в самом договоре.

В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и заключенным договором (например, в случае, когда абонент использует для подключения к сети подвижной связи абонентское устройство, не соответствующее установленным требованиям, или когда абонент в установленные сроки не производит очередной абонентский платеж), оператор имеет право на приостановление оказания своих услуг до устранения нарушений. При этом оператор обязан направить абоненту письменное уведомление и короткое текстовое сообщение о намерении приостановить оказание услуг с указанием даты приостановления. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения абонентом указанного уведомления оператор вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор (п. 47 настоящих Правил).

Правилами оговорено, что замена абонентского номера по инициативе оператора может быть произведена только в том случае, если продолжение оказания услуг подвижной связи с использованием указанного номера невозможно. А по письменному обращению абонента оператор обязан заменить выделенный абоненту номер телефона. Замена абонентского номера по инициативе оператора связи производится бесплатно, а по инициативе абонента – за плату, размер которой устанавливается оператором.

В основной части Правил оказания услуг подвижной связи закреплены также общие положения, регламентирующие права и обязанности сторон договора. В частности, оператор имеет право на оказание абоненту только тех услуг подвижной связи, на оказание которых ему выдана лицензия. Таким образом, оператор предоставляет абоненту услуги подвижной связи исключительно в соответствии с лицензионными условиями, закрепленными в выданной лицензии. Также Правила налагают на оператора обязанность по устранению в установленные сроки технических неисправностей, препятствующих пользованию услугами подвижной связи. Не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи оператор должен известить об этом абонента через средства массовой информации.

Если в оговоренные в договоре сроки абонент не оплатил услуги оператора, последний имеет право на приостановление оказания услуг подвижной связи. Однако оператор обязан возобновить оказание своих услуг в течение трех дней с момента получения оплаты от абонента или предоставления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности. В соответствии с п. 28 Правил оказания услуг подвижной связи абонент обязан:

1) использовать для подключения к сети подвижной связи оборудование (абонентское устройство), соответствующее установленным требованиям;

2) в полном объеме и сроки, определенные договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи;

3) незамедлительно сообщать оператору связи об утере SIM-карты;

4) в течение 60 дней сообщать оператору связи об изменениях персональных данных (фамилии и местожительства для физического лица, наименования и местонахождения для юридического лица).

А п. 27 настоящих правил закрепляет за абонентом право требовать перерасчета абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением услуг ненадлежащего качества. Абонент вправе отказаться и от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором.

Пунктом 49 настоящих Правил абоненту предоставляется право обжаловать действия (бездействие) оператора, связанные с оказанием услуг подвижной связи, как в судебном, так и в досудебном порядке. Абонент вправе подать оператору жалобу на неисполнение или ненадлежащее исполнение последним условий заключенного договора. Для этого оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию абонента (п. 50 Правил оказания услуг подвижной связи). За абонентом оставлено право в порядке досудебного разбирательства предъявить оператору претензию в письменной форме. Оператор обязан зарегистрировать претензию в день ее поступления, рассмотреть ее в срок, не превышающий 60 дней со дня регистрации, и сообщить о результатах рассмотрения абоненту также в письменной форме. В случае признания претензии оператором обоснованной выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок, а возврат денежных средств, возмещение расходов и убытков абоненту оператор производит в 10-дневный срок. При отклонении претензии полностью или частично, при неполучении ответа в установленный для ее рассмотрения срок, т. е. спустя 60 дней со дня ее регистрации, абонент имеет право предъявить судебный иск.

Неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору со стороны оператора, за которые он несет ответственность, в соответствии с настоящими Правилами считают:

1) нарушение сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи;

2) нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи;

3) оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре, или их некачественное оказание;

4) непредоставление, неполное или несвоевременное представление информации, связанной с оказание услуг подвижной связи;

5) нарушение тайны телефонных переговоров и сообщений, нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора.

За данные нарушения Правилами оказания услуг подвижной связи предусмотрена имущественная ответственность оператора в виде выплачиваемой абоненту неустойки, полного возмещения убытков, соразмерного уменьшения стоимости услуг, безвозмездного устранения допущенных недостатков и возмещения морального вреда в зависимости от того или иного вида допущенных нарушений. Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) или по вине другой стороны.

Неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору со стороны абонента являются следующие случаи:

1) неоплата, неполная или несвоевременная оплата услуг подвижной связи;

2) несоблюдение правил эксплуатации оборудования;

3) несоблюдение запрета на подключение к сети подвижной связи абонентского устройства несоответствующего качества.

При совершении нарушений, абонент уплачивает оператору неустойку в размере 1 % стоимости неоплаченных услуг за каждый день просрочки. А вот взыскать с абонента убытки (в случае несоблюдения последним правил эксплуатации абонентского устройства или несоблюдения запрета на подключение к сети подвижной связи абонентского устройства несоответствующего качества) оператор может только в судебном порядке (п. 60 Правил оказания услуг подвижной связи).

Если абонент не проинформировал или несвоевременно проинформировал оператора об утере им SIM-карты в нарушение п. 28 настоящих Правил, такой абонент несет в полном объеме обязательства по оплате оказанных оператором услуг сотовой связи, полученных с использованием утерянной SIM-карты, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления об ее утрате.

Правила оставляют за оператором право самостоятельного установления единицы тарификации сообщения по сети подвижной связи, однако она не может превышать более 1 мин. Аналогичный порядок определения единицы тарификации установлен и в отношении сообщений, передаваемых по сети местной проводной телефонной связи. В соответствии с принятой единицей тарификации оператор ведет учет продолжительности соединения. Продолжительность соединения по сети подвижной связи, используемая для определения размера платы, отсчитывается с 1-й с ответа вызываемого абонента или сигнала ответа пользовательского оборудования (модема, факсимильного аппарата, автоответчика и иного абонентского устройства, обеспечивающего или имитирующего обмен информацией при отсутствии вызываемого лица), приравниваемого к ответу абонента. Соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг подвижной связи. Для сравнения: телефонное соединение (местное, внутризоновое, междугородное и международное) продолжительностью менее 6 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг проводной телефонной связи.

Тарифы (тарифные планы) на услуги подвижной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, оператором устанавливаются самостоятельно и могут быть дифференцированными по времени суток, дням недели, выходным и праздничным дням, по набору и объему оказываемых услуг. Однако в отличие от тарифов на услуги телефонной связи тарифы на услуги подвижной связи не могут быть установлены отдельно для юридических лиц (организаций) и граждан, использующих услуги подвижной связи для личных, семейных и домашних нужд. Такая дифференциация для тарифных планов сотовых операторов не предусмотрена Правительством Российской Федерации. При формировании тарифных планов в сфере сотовой связи могут применяться три вида тарификации:

1) абонентская (размер абонентской платы за расчетный период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг сотовой связи);

2) повременная (размер абонентского платежа зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом (исходящих от абонента) соединений, предоставленных в течение расчетного периода);

3) по факту (размер абонентского платежа определяется объемом фактически оказанных услуг). Правилами допускается сочетание нескольких видов тарификации при формировании тарифных планов. Основанием для выставления счета абоненту за предоставленные соединения по сети подвижной связи являются данные, полученные с помощью оборудования учета объема оказанных услуг подвижной связи (биллинговой системы и т. п.). Все расчеты за услуги подвижной связи, в том числе и сотовой, оказанные оператором абоненту, осуществляются в рублях. Расчетный период по оказываемым услугам оператором устанавливается самостоятельно, но не может превышать одного месяца.

В соответствии с п. 45 Правил оказания подвижной связи абонент имеет право обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса, а оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств абоненту.

Как уже было сказано выше, оказание услуг операторов сотовой связи осуществляется на основе заключаемого с абонентом договора о возмездном оказании услуг сотовой (радиотелефонной) связи. Однако заключение таких договоров имеет свою специфику. Согласно ст. 780 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Операторы же сотовой связи в подавляющем большинстве случаев оказывают свои услуги через посредников, коммерческих представителей, которые наделяются правом заключения абонентского договора от имени оператора. Правила оказания услуг подвижной связи предоставляют оператору право поручать третьему лицу заключение договора от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. При этом подпись лица, уполномоченного оператором на заключение абонентского договора, должна быть заверена печатью самого оператора или организации, уполномоченной оператором на заключение договора от его имени (п. 15 Правил оказания услуг подвижной связи).

Обычно формуляр абонентского договора уже находится в комплекте с SIM-картой и справочником абонента. Посредник в момент активации SIM-карты, т. е. подключения номера к сети определенного оператора, заключает от имени последнего договор с абонентом. Потребность в привлечении посредников возникает в связи с тем, что на рынке услуг сотовой связи действует ограниченное количество операторов, и для того, чтобы реализовать населению свои услуги, им просто необходимо иметь развитую сеть коммерческих представителей, осуществляющих дальнейший сбыт услуг связи на обширнейших пространствах нашей страны. В этом плане реализация услуг сотовой связи больше напоминает организацию розничной торговли, чем процесс оказания услуг телефонной связи в ее традиционном значении, ведь сотовый оператор не связан проводом со своим абонентом. Сам оператор теоретически может находиться в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в любом другом городе нашей страны, а стать его абонентом может и житель Центральной России, и Урала, и Сибири, и Дальнего Востока, и любой точки России, в которой будет установлена станция данного оператора, а также налажена эффективная система сбыта SIM-карт. А для этого нужны посредники.

Операторы сотовой связи напрямую или через свои филиалы и представительства в регионах заключают с посредниками договоры на реализацию своих услуг. Часто такие договоры именуются агентскими (либо дилерскими). Посредниками (агентами, дилерами, коммерческими представителями) в этом случае выступают организации, занимающиеся дальнейшим сбытом услуг связи либо субагентам (субдилерам) (более мелким торговцам, агентам (дилерам) второго уровня), либо напрямую населению непосредственно через собственную сеть салонов сотовой связи. Графически схему реализации услуг сотовой связи можно представить так: оператор (его представительство или филиал в регионе) – дилер (агент, т. е. сеть дилерских салонов связи) – субдилер (субагент, т. е. сеть субдилерских салонов связи) – конечный потребитель.

Агентский договор является одним из видов посреднических договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Правоотношения сторон по агентскому договору регулируются гл. 52 ГК РФ. Действуя в рамках названного договора, одна сторона (агент) совершает по поручению другой (принципала) за вознаграждение юридические и другие действия за счет принципала. При этом агент может выступать либо от своего имени, либо от имени принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке и вступил с третьим лицом в непосредственные отношения. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. По договору на оказание услуг подвижной связи, заключенному третьим лицом (агентом (субагентом), дилером (субдилером)) от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи. Предметом агентского договора, заключаемого в сфере реализации услуг подвижной радиосвязи, является поручение оператора (принципала) своему коммерческому представителю, дилеру (агенту) совершать юридические и иные действия, связанные с оказанием оператором услуг сотовой связи без передачи последнему своих лицензионных прав. При этом коммерческий представитель (дилер) имеет право представлять интересы оператора только на ограниченной условиями договора территории, например, в пределах одной области, города или отдельно взятого региона. В соответствии со ст. 185 ГК РФ оператор (его представительство или филиал в регионе) оформляет на имя своего агента доверенность, в которой содержатся письменные указания на полномочия последнего при совершении им юридических и иных действий в сфере оказания услуг сотовой связи оператора, выдавшего эту доверенность.

В связи со сложной технической и специальной терминологией, используемой в сфере оказания услуг подвижной связи, обязательной составляющей каждого агентского договора, заключаемого операторами сотовой связи со своими посредниками, является раздел «Основные понятия, определения и термины, используемые в договоре» (по аналогии со структурой Федерального закона «О связи» и Правилами оказания услуг связи, где основному тексту предшествует небольшой терминологический словарь). В данном разделе, предшествующем основной части агентского договора, дается толкование каждого специального технического термина (например, определяется, что такое биллинговая система, сеть связи, SIM-карта и т. д.) или оговаривается конкретное значение какого-либо понятия, с которым оно будет употребляться в контексте данного договора. Например, под словом «клиент» в тексте договора подразумевается человек, имеющий намерение стать пользователем услуг связи определенного оператора, т. е. потенциальный абонент, а под словом «абонент» понимается человек, клиент, уже заключивший абонентский договор и ставший реальным пользователем услуг сотовой связи определенного оператора. Использование специального словаря в тексте агентского договора необходимо в целях недопущения двоякого толкования и неоднозначного прочтения каких-либо пунктов данного документа.

В соответствии с заключенным агентским договором на оператора связи (принципала) налагаются некоторые обязательства, в частности последний обязан:

1) продавать или передавать для реализации агенту SIM-карты (комплекты для подключения к сети) и телефонные карты оплаты;

2) предоставить агенту во временное пользование биллинговую систему – пакет программного обеспечения, предназначенный для осуществления регистрации абонентских договоров, заключаемых в офисах официальных коммерческих представителей с помощью удаленного взаимодействия через Интернет с сервером оператора;

3) оказывать помощь в обучении персонала;

4) предоставлять обновленные рекламные и информационные материалы;

5) производить расчеты за оказанные агентом услуги согласно условиям договора.

В агентском договоре должны быть предусмотрены и права принципала. В частности, оператор может оставить за собой право в любое время проверить ход исполнения агентом обязательств, связанных с настоящим договором; установить для дилера помесячные планы подключений и продажи телефонных карт; рекомендовать агенту предпочтительное место, район для открытия его новой торговой точки. Агент же согласно заключаемому договору обычно берет на себя следующие обязательства:

1) продавать абонентам приобретенные у оператора SIM-карты (комплекты для подключения к сети) и телефонные карты;

2) соблюдать правила торговли и законодательство РФ, в том числе Закон «О защите прав потребителей»;

3) консультировать абонентов по вопросам пользования услугами сотовой связи и расчетов за предоставляемые услуги;

4) систематически обновлять информацию об услугах оператора;

5) предоставлять принципалу отчетную документацию в установленные договором сроки;

6) не передавать права по договору третьим лицам;

7) не представлять от своего имени интересы других организаций, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности принципала, без предварительного согласия последнего;

8) согласовывать с принципалом местонахождение вновь открывающихся агентских торговых точек.

Агент имеет право:

1) оформлять абонентские договора от имени оператора, имеющего лицензию на оказание услуг сотовой связи;

2) выставлять абонентам от своего имени счета на оплату предоставляемых услуг сотовой связи;

3) использовать биллинговую систему для регистрации заключаемых абонентских договоров и проведения платежей, взимаемых с абонентов за услуги связи, однако агент должен самостоятельно оплачивать стоимость использования телефонных каналов при ее работе;

4) открывать новые пункты продаж и заключения абонентских договоров, согласованные с оператором;

5) получать от принципала рекламные материалы.

В агентском договоре обязательно присутствует раздел «Ответственность сторон». На практике чаще всего он включает перечень видов нарушений, которые могут быть допущены агентом, и размеры штрафа за эти нарушения. Более точно этот раздел следовало бы называть «Ответственность агента», поскольку ответственность оператора в договоре обычно вообще не прописывается. А агент может быть оштрафован за:

1) нарушение порядка оформления абонентского договора;

2) использование товарного знака оператора в личных целях;

3) несвоевременное использование биллинговой системы для отправки данных по заключенным абонентским договорам;

4) выход несогласованной с принципалом рекламы;

5) невыполнение помесячного плана продажи подключений и телефонных карт;

6) открытие несогласованной с оператором торговой точки.

Агент также несет ответственность за любую утрату телефонных карт и SIM-карт, в том числе их порчу и кражу, возмещает оператору их полную стоимость и штраф за утрату в размере, оговоренном в агентском договоре. Агент освобождается от ответственности, если подобные факты произошли не по вине агента, а явились следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора (стихийного бедствия, наводнения и т. п.). Подписывая агентский договор, агент берет на себя обязательство соблюдать принцип конфиденциальности, т. е. не имеет права разглашать и передавать третьим лицам информацию об абоненте (его имя, дату рождения, адрес места регистрации, номер телефона и т. д.), ставшую ему известной в процессе осуществления своей деятельности в сфере оказания услуг сотовой связи.

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения им договора или окончания срока действия этого документа. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом (ст. 1008 ГК РФ). При этом оператор вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетных документов (реестров, таблиц, актов сверки и т. п.), на основе которых потом формируются первичные бухгалтерские документы (акты оказания услуг). В сфере оказания услуг сотовой связи отчетным периодом обычно считается календарный месяц. В течение месяца агент производит реализацию SIM-карт, телефонных карт, а также собирает наличные платежи с пользователей. По истечении месяца поводятся итоги, и информация заносится в формы отчетных документов, предлагаемых операторами, к которым прилагаются и вторые экземпляры заключенных агентом абонентских договоров. Эти экземпляры остаются на хранении у оператора.

Аналогичным образом, но уже на основе заключенных субагентских договоров регулируются отношения агента и субагента в сфере оказания услуг сотовой связи. Согласно ст. 1009 ГК РФ, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения данного договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. Российское законодательство разрешает предусматривать в агентском договоре обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора. На практике в сфере оказания услуг сотовой связи обычно так и происходит. Каждый оператор в каком-либо регионе нашей страны может иметь в среднем от одного до десяти агентов, торгующих его услугами «по-крупному», можно сказать «оптом». Для дальнейшего сбыта услуг агенты заключают субагентские договоры с многочисленными салонами сотовой связи или сетями салонов, являющимися уже конечными перепродавцами услуг потребителю. По своему юридическому статусу эти салоны и являются субагентами. Но следует помнить, что в соответствии с российским законодательством субагенты уже не вправе заключать с третьими лицами (абонентами) сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору. Поэтому, заключая абонентский договор, субагент ссылается в нем на имя агента как представителя определенного оператора сотовой связи и не указывает своего наименования, хотя взимает денежные средства за услуги связи через кассу своей организации и выдает кассовый чек (а при необходимости и товарный чек) со своими собственными реквизитами. Под определение обязательств, вытекающих из агентского (субагентского) договора, попадает деятельность по принятию наличных платежей от населения за услуги связи. Агентами (субагентами) в этом случае выступают отдельные салоны сотовой связи или сети салонов, действующие обычно от имени и за счет принципала со всеми вытекающими отсюда последствиями, ибо принимаемые от населения деньги не являются собственностью агента (субагента), они лишь собираются и перечисляются (авансом или последующей оплатой) на счета принципала (субагент перечисляет деньги на счета агента). Агент (субагент), а не принципал в этом случае несет перед абонентом полную ответственность за своевременность проведения платежа и пополнение его счета, за исключением случаев, когда платеж не проводится по причине технических сбоев в биллинговой системе у самого оператора. Принципалом (агентом) в данной ситуации может выступать сам оператор (его региональный дилер). За оказанную услугу принципал (агент) выплачивает агенту (субагенту) вознаграждение в размере, установленном в договоре.

Агентскими договорами регламентируются и посреднические услуги, связанные с реализацией SIM-карт (подключений) и карт электронного платежа, когда SIM-карты и карты оплаты остаются собственностью принципала. Агент лишь реализует их по оговоренной с принципалом стоимости, получая за это свой процент. Стоимость же реализованных карт перечисляется принципалу в сроки, установленные договором. Возможен вариант, когда агент перечисляет принципалу стоимость реализованных им карт уже за вычетом своего вознаграждения.

Однако деятельность в сфере реализации услуг сотовой связи не всегда является чистым агентированием. Ведь некоторые виды обязательств, налагаемых оператором на агента (дилера) в рамках агентского договора, скорее напоминают определение купли-продажи, содержащееся в гл. 30 ГК РФ, это касается, например, приобретения в собственность агента (дилера) SIM-карт или карт экспресс-оплаты для их дальнейшей реализации потребителю. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота. Законом не установлены специальные правила купли-продажи SIM-карт и карты экспресс-оплаты, а значит, к их покупке у оператора (его представителя) применимы нормы ст. 454 ГК РФ, согласно которым по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Товаром по договору купли-продажи могут считаться любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 128, 129 ГК РФ.

Как видим, на практике при реализации услуг сотовой связи в рамках агентского договора смешиваются различные виды обязательств. Салоны сотовой связи, реализующие вышеназванные услуги, выступают не только как посредники (агенты (субагенты)), но и как перепродавцы (дилеры (субдилеры)). Понятие дилерской деятельности отсутствует в гражданском законодательстве России. Как экономический термин «дилер» означает продавца (перепродавца) какого-либо товара, действующего от своего имени и за свой счет. Число дилеров у каждого оператора обычно ограничено. Чаще всего таковыми являются наиболее крупные компании в регионе, имеющие широко развитую сеть сбыта. Однако этого признака не всегда достаточно, для того чтобы получить официальное дилерство у какого-либо оператора. Соискателям необходимо быть готовыми безоговорочно выполнять жесткие требования, предъявляемые оператором к посреднику, вплоть до соответствия местонахождение претендента на дилерство (субдилерство) требованиям маркетинговой политики оператора. Интерьер торговой точки посредника должен быть оформлен в соответствии с фирменным стилем оператора, ремонт торгового помещения произведен в соответствии с нормами и требованиями санэпидстанции и инспекции государственного пожарного надзора. Наличие удобных подъездных путей на общественном и личном транспорте, а также необходимых для совершения сделки по заключению абонентского договора предметов внутреннего интерьера (стола, стула, письменных принадлежностей) может являться одним из основных требований к претенденту на субдилерство. Оператор диктует, как и где должны быть размещены у будущего дилера (субдилера) рекламные материалы бренда, каков должен быть состав рекламно-информационного оформления, как лучше использовать товарный знак, фирменный логотип, какой должна быть наружная реклама, а также подсветка в ночное время суток. На точке обязательно присутствие рекламы тарифных планов, актуальных карт зоны абонентского покрытия, прайс-листов и т. д. Высокие требования предъявляются и к персоналу соискателя на дилерство (субдилерство), который не только должен пройти соответствующее обучение, но и получить сертификат, разрешающий заниматься реализацией услуг данного оператора. Часто федеральные операторы предъявляют к салонам сотовой связи требования по части квалификации персонала, необходимым условием которых является наличие навыков обслуживания VIP-клиентов. Если окажется так, что какая-то компания потеряет однажды свое дилерство у какого-либо оператора вследствие нарушения одного или нескольких пунктов договора, то вряд ли она получит его еще раз в ближайшее время. Некоторое время ей придется довольствоваться ролью субдилера.

Четкая иерархия перепродавцов услуг сотовой связи обеспечивается самим типом рыночной структуры, сложившейся в этой сфере экономики. Операторские компании-олигополии упрочили свое положение на рынке за счет отсутствия поля для широкой конкуренции и жесткого единоличного контроля над каналами сбыта. Ограниченный выбор поставщиков услуг связи на сегодняшний день ставит мелкого продавца в очень невыгодные условия: жесткий диктат по вертикали не дает посредникам в области сотовой связи достаточной свободы экономического маневрирования, а зачастую и принуждает посредника совершать действия, которые наносят прямые убытки его хозяйственной деятельности. В частности, так было с рекламными акциями, проводимыми в марте 2005 г. филиалом ОАО «ВымпелКом» в Саратове, когда при подключении абонентов к сети «Билайн GSM» последним в подарок выдавалась карта оплаты номиналом 1 долл. Предполагалось, что оплачиваться карта будет из средств, получаемых в виде вознаграждения дилерскими компаниями ОАО «ВымпелКом». Однако дилерские компании не стали брать на себя это финансовое бремя и в приказном порядке переложили это на плечи более мелких посредников – субдилеров, формально заставив подписать дополнительное соглашение к договору. Последние громко возмущаться не стали, ибо потеря субдилерства может обойтись дороже.

Таким образом, к сожалению, некоторые некорректные приемы сотрудничества свойственны и рынку продавцов услуг сотовой связи, они отличают его от рынков, на которых реализуются другие виды товаров и услуг.