Рабочие материалы к элективным курсам для 9–11 классов
9 класс
Природа условности
Содержание курса – условность как способ существования искусства (условность в литературе).
Что такое условность? От слов «условие, правило». Игра. Вот играют дети в «догонялки». И вдруг: чур, я в домике. И все знают, что никакого домика нет, но ведь таковы условия игры, мы так договорились – и тронуть нельзя, пока не выйдешь за границу двух скрещенных рук.
Что такое искусство? Это создание параллельного мира, точно или неточно отражающего мир сущий.
Когда мы говорим об условности в искусстве, мы должны помнить два понятия.
Первое – произведение искусства никогда не равно реальности, не повторяет ее буквально. Для выражения смысла каждый вид искусства использует свою систему знаков. Танец выражает мысль через жест; живопись – через краски, образ; литература – через слово.
Второе – литература сознательно нарушает художественное правдоподобие в стиле произведения, что порождает особые стилевые приемы, свидетельствующие об осознанности «игры» автора; использует целую систему художественных средств в своих целях.
Для чего это нужно? Взглянуть на мир новыми глазами, осмыслить заново – прием остранения (странно, со стороны).
Главная задача художника – нарушить привычность восприятия бытия, встряхнуть воображение читателя, вывести его из состояния автоматизма.
Вопросы и задания:
1. Прочитайте стихотворения, предложенные ниже. Что необычно в них (ритм, строение, система образов, синтаксис, звуки…)? Для чего это нужно?
Мост
Стройный мост из железа ажурного,
Застекленный осколками неба лазурного.
Попробуй вынь его
Из неба синего —
Станет голо и пусто.
Это и есть искусство.
Старая мама
Как червячок,
Закутавшись в кокон,
Полуслепая
И полуглухая,
Она грызет тихонько
Домик свой,
Чтоб маленькою бабочкой взлететь
И, шелк судьбы оставив, умереть.
Психологический параллелизм. Условность рифмы.
Деревья прянули от моря,
Как я хочу бежать от горя, —
Хочу бежать и не могу,
Ведь корни держат на бегу.
Небо – синей знамени!
Пальмы – пучки пламени!
Море – полней вымени!
Но своего имени
Не сопрягу с брегом сим.
Лира – завет бедности:
Горы – редей темени,
Море – седей времени.
В синее небо ширя глаза —
Как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь —
Как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи —
Так восклицаю: – Будут стихи!
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
Борис Пастернак «Импровизация». Недоговоренность как особенность поэтического мышления Пастернака. Расшифровка скрытого, неназванного содержания поэтических образов через уяснение ассоциативных связей.
Тема победы над хаосом, настроение душевной смуты, внутренней борьбы, жертвенной самоотдачи. Единство мотивов творчества, светящейся тьмы и взволнованной воды.
Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки
По хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». «Разговор» (условность времени), «Житейское правило» (Беседа о жанре стихотворений в прозе), «Черепа» (размышление об идее стихотворения). «Сфинкс» (условность композиции).
СфинксИзжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твердый, скрипучий песок… песок без конца, куда ни взглянешь!
И над этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.
Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздернутые ноздри – и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?
А что-то хотят сказать они! Они даже говорят, но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.
Ба! Да я узнаю эти черты… В них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая – и эти широко расставленные небольшие глаза… А на голове шапка волос, рассеченная пробором… Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли ты попал в сфинксы?
Или ты тоже хочешь что-то сказать? Да, и ты тоже – сфинкс.
И глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи.
Только где твой Эдип?
Увы! Не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!
Федор Михайлович Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Чтение и анализ рассказа:
– особенность композиции (начало и конец рассказа, количество частей);
– система образов, прием градации;
– время и пространство в рассказе (хронотоп);
– жанр рождественского рассказа;
– особенности речи рассказчика и маленького мальчика (несобственно-прямая речь);
– понятие художественной детали, ее роль.
Мальчик у Христа на елкеНо я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу «кажется», ведь я сам знаю наверное, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел до подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь, Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то. А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивиться, уж и смеётся, а у него болят уже пальчики на ножках. А на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что они есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку.
– Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!
– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.
– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.
– Это «Христова елка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И он узнал, что мальчики эти и девочки были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестнице к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своей матери (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, и все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…
А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Вопросы к рассказу:
1. Каково первое впечатление от рассказа?
2. Как вы почувствовали, что мальчик – маленький?
3. Найдите строки в рассказе, где вы словно слышите, как говорит мальчик.
4. Почему у мальчика нет имени?
5. Какой холод стал причиной смерти мальчика?
6. Почему в рассказе часто встречается слово «вдруг»? Найдите эти места.
7. Проследите за изменением света в рассказе. Где самые яркие (по свету) сцены?
8. Почему рассказ называется «Мальчик у Христа на елке»? Сколько в рассказе елок?
9. Зачем в конце рассказа писатель повторяет первые слова?
10. Какое значение имеет то, что действие происходит накануне Рождества?
Три рода литературы
Содержательность художественной формы. Эпос, лирика и драма. Условность жанров
Род литературы – способ подражания миру (по Аристотелю). Существует три рода литературы.
Рассмотрите таблицу и определите, в чем особенность каждого рода литературы.
Жанры лирики
Эпиграмма – жанр сатирической поэзии (древнегреческая эпиграмма – краткое изречение, написанное чаще элегическим дистихом), небольшое остроумное стихотворение, высмеивающее кого-либо.
Эпитафия – небольшое стихотворение, представляющее надгробную надпись, посвящение. Мотивы – смерть, кладбище, память. Элегическое настроение. Шуточная эпитафия (= эпиграмме) – адресат жив. Самоэпитафия.
Мадригал — комплимент, краткое стихотворение хвалебного содержания, предназначалась часто для записи в альбом.
Молитва – стихотворение, являющееся обращением лирического героя к божеству.
Послание – древнейший жанр поэзии, стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, обращаясь к реальному или вымышленному лицу, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. Жанр, близкий к письму.
Сатира – большое стихотворение, посвященное осмеянию какого-либо лица или явления. Обличение пороков, пропаганда нравственных норм. Сатира всегда поучает и с чем-то активно борется.
Ода – (в античности – хоровая песнь) в классицизме – большое торжественное стихотворение, посвященное важной, политической или исторической, теме. Ораторская интонация, высокий стиль, риторические приемы. Четырехстопный ямб – любимый размер оды.
Элегия — стихотворение грустного содержания, лирический монолог от первого лица, мотивы разочарования, одиночества, бренности жизни, ушедшего счастья, несчастной любви. Отсутствие четкой композиции, любимый жанр сентиментализма и романтизма.
Романс — небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще всего о трагической любви.
Лирическое стихотворение – стихотворение, не имеющее строгих, традиционных жанровых форм. Пейзажное, любовное, философское.
И другие.
Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой:
1. Докажите, что это произведение относится к лирике.
2. О чем стихотворение?
3. Что необычного в композиции? Какую роль играют знаки препинания в организации стихотворения?
4. Что меняется от строфы к строфе?
5. Определите размер стихотворения и подумайте, как он связан с содержанием стихотворения.
6. Какие художественные средства вы здесь видите? Как они связаны с содержанием?
7. Почему стихотворение называется «Правда»? О чем говорит эпиграф?
8. Какова главная мысль стихотворения?
Правда
Vitam inpengere vero.
Отдать жизнь за правду. (лат.)
Мир утомленный вздохнул от смятений,
Розовый вечер струит забытье…
Нас разлучили не люди, а тени,
Мальчик мой, сердце мое!
Высятся стены, туманом одеты,
Солнце без сил уронило копье…
В мире вечернем мне холодно. Где ты,
Мальчик мой, сердце мое?
Ты не услышишь. Надвинулись стены,
Все потухает, сливается все…
Не было, нет и не будет замены,
Мальчик мой, сердце мое!
Вопросы и задания к теме:
1. Что отличает лирику от других родов литературы?
2. Что такое жанр?
3. Характеристика жанра по следующим критериям: история возникновения и развития; эпоха и имена; особенности содержания, композиции, формы, размера; традиционные художественные приемы, особенности лексики; примеры.
4. Форма лирического «я» – или тождество личности поэта, или разработка одной из его масок. Лирическое «я» – выражение некоторой данности: ода требует героического «я», элегия – «я» смиренное, переживающее, эпиграмма – насмехающееся; т. е. «Я» – субъект жанра.
5. Какие жанры лирики вы знаете? Приведите примеры.
Малые жанры лирики
Эпиграмма, эпитафия, мадригал – литературные жанры.
Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня.
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
***
Окогченная летунья,
Эпиграмма – хохотунья,
Эпиграмма – егоза
Трется, вьется средь народа
И завидит лишь урода —
Разом вцепится в глаза.
Эпитафия на могилу матери А. Олениной
Супруга нежная и друг своих детей,
Да успокоится она от жизни сей
В бессмертье там, где нет ни слез, ни воздыханья,
Оставя по себе тоску семьи своей
И сладостны воспоминанья.
Эпитафия младенцу
В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
Эпитафия выбита на надгробии двухлетнего сына Марии Волконской, похороненного в Александро-Невской лавре.
Моя эпитафия
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
***
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
<…>
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.
***
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»
Вопрос и задания к теме:
1. Проанализировав стихотворения, дайте определение жанра.
2. Попробуйте сочинить эпиграмму или мадригал.
3. В чем выражается близость мадригала и эпитафии, мадригала и эпиграммы, эпиграммы и эпитафии?
Эпиграмма или эпитафия?
Покойник Клит в раю не будет:
Творил он тяжкие грехи.
Пусть бог дела его забудет,
Как свет забыл его стихи!
Ты прыгал, танцевал, без отдыха для ног.
Пора им дать покой, подумал врач – ты лег.
Мадригал или эпиграмма?
С Орфеем сходны вы: вся разница, дружок!
Тот двигал дерева, ты двигаешь смычок.
Графиня Эмилия – белее чем лилия,
Стройней ее талии на свете не встретится,
И небо Италии в глазах ее светится,
Но сердце Эмилии подобно Бастилии.
Устаревшие жанры лирики
Эмбатерия, эпиталама, пастораль, идиллия, эклога.
Эмбатерия – боевая песня, родилась в Спарте. Задача эмбатерии – поднять дух воинов. Близок к этому жанру «Левый марш» В. Маяковского, пионерские отрядные речевки:
Левой (3) к солнцу (3)левой (3) к счастью (3)
Ребята, не слышу, где вы? – левой (3)
Вздымая в багрянце знамя, клянемся тебе мы, знамя,
По жизни промчимся орлами, коммуну достроим сами.
Эпиталама – свадебная лирическая песнь, гимн Гименею. В Древней Греции – Сафо.
XX век – Северянин:
Пою в помпезной эпиталаме
– О, Златомира, воспламеней! –
Пою Безумье твое и Пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей!
Буколическая поэзия (буколос – пастух), или пасторальная.
Пастораль (пастор – пастух) – стихотворение о мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы. Один из видов буколической поэзии. Наивность, простота. Древняя Греция. Феокрит. XVIII–XIX век в России. Жанры сентиментализма: идиллия и эклога.
Идиллия (пастуший) – стихотворение на тему идиллического деревенского пейзажа, мирного сельскохозяйственного труда. Сумароков, Княжнин, Жуковский, Дельвиг, Гнедич. Позже шутливо-ироничное отношение. К середине XIX века идиллия исчезла.
Эклога — то же, что и идиллия, но включает в себя диалог пастуха и пастушки, селян, пастухов… Сумароков. Эклога в XX веке – изображение уединенной мирной жизни среди природы в кругу близких людей.
Деревня
Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…
Вопрос и задание к стихотворению:
1. Прочитайте дома стихотворение до конца и подумайте: зачем Пушкин рисует такой идиллический пейзаж?
Сонет
Сонет (звенеть) – стихотворение любовного, философского содержания в 14 строк, строгой композиции (экспозиция – развитие – кульминация – сонетный замок, развязка).
Сонет
Scorn not the sonnet, critic.
Не презирай сонета, критик.
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
Дон Жуан
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;
А в старости принять завет Христа —
Потупить взор, посыпать пеплом темя
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста!
И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,
Испуганный в тиши своих путей, —
Я вспоминаю, что ненужный атом,
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.
Гумилев
Путь конкистадора в горах остер.
Цветы романтики на дне нависли.
И жемчуга – морские мысли —
Трехцветились, когда вертел костер.
И путешественник, войдя в шатер,
В стихах свои писания описьмил,
Уж как Европа Африку ни высмей,
Столп огневой – души ее простор.
Кто из поэтов спел бы живописней
Того, кто в жизнь одну десятки жизней
Умел вместить? Любовник, Зверобой,
Солдат – все было в рыцарской манере.
…Он о Земле толкует на Венере,
Вооружась подзорною трубой.
Перед войной
Я Гумилеву отдавал визит,
Когда он жил с Ахматовою в Царском,
В большом прохладном тихом доме барском,
Хранившем свой патриархальный быт.
Не знал поэт, что смерть уже грозит
Не где-нибудь в лесу Мадагаскарском,
Не в удушающем песке Сахарском,
А в Петербурге, где он был убит.
И долго он, душою конкистадор,
Мне говорил, о чем сказать отрада.
Ахматова устала у стола,
Томима постоянною печалью,
Окутана невидимой вуалью
Ветшающего Царского Села…
Вопросы и задания к теме:
1. Проанализировав стихотворения, сделайте вывод об истории развития жанра, композиции, рифме, размере сонета.
2. Самостоятельно: сравните сонет Шекспира и Петрарки. Чем они отличаются?
3. Прочитайте цикл Игоря Северянина «Медальоны». Как вы думаете, почему посвящения поэтам (и о поэтах) автор облек в жанр сонета?
4. Что вы узнали о Николае Гумилеве из этих сонетов?
Элегия
Элегия (от греч. legos — жалобная песня) – в античности любое стихотворение, написанное элегическим дистихом.
Элегический дистих (гекзаметр + пентаметр). Например, у А. С. Пушкина:
Слышу умолкнувший шум божественной эллинской речи.
Старца великого тень чую смущенной душой.
В литературе нового времени элегия – свободное, эмоционально окрашенное (чаще в тона грусти и скорби) философское размышление. Рассвет жанра в период романтизма. Жуковский, Батюшков, Языков, Пушкин.
Мой гений
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся волос.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, несравненной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель Гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
Уныние
Мой милый друг! Расстался я с тобою.
Душой уснув, безмолвно я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною,
Я все тебя, далекий друг, ищу;
Одну тебя везде воспоминаю,
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь – невольно призываю,
Заслушаюсь – твой голос слышен мне.
И ты со мной, о лира, приуныла,
Наперсница души моей больной!
Твоей струны печален звон глухой,
И лишь тоски ты голос не забыла!..
О верная, грусти, грусти со мной!
Пускай твои небрежные напевы
Изобразят уныние любви,
И, слушая бряцания твои,
Пускай вздохнут задумчивые девы!
Элегия
Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда тихая лелеет;
Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
И с ней увянут жизни розы.
Но я, любовью позабыт,
Любви не позабуду слезы!
Разлука
Расстались мы; на миг очарованьем,
На краткий миг была мне жизнь моя;
Словам любви внимать не буду я,
Не буду я дышать любви дыханьем!
Я все имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сон… исчезло сновиденье!
Одно теперь унылое смущенье
Осталось мне от счастья моего.
Элегия
Счастлив, кто с юношеских лет,
Живыми чувствами убогой,
Идет проселочной дорогой
К мете таинственной своей!
Кто рассудительной душою
Без горьких опытов узнал
Всю бедность жизни под луною,
И ничему не доверял!
Зачем не мне такую долю
Определили небеса?
Идя по жизненному полю,
Твержу: мой рай, моя краса,
А вижу лишь мою неволю!
Элегия
Бог весть, не втуне ли скитался
В чужих странах я много лет!
Мой черный день не разгулялся,
Мне утешенья нет как нет.
Печальный, трепетный и томный
Назад, в отеческий мой дом,
Спешу, как птица в куст укромный
Спешит, забитая дождем.
Вопросы и задания к теме:
1. Проанализируйте стихотворения исходя из жанра.
2. Составьте «элегический словарь».
3. Назовите особенности жанра элегии.
4. Прочитайте отрывки из романа Пушкина «Евгений Онегин» и проанализируйте, как менялось отношение к элегии у Пушкина (прочтите дополнительно «Элегию» 1830 года: см. стр. 96 пособия)?
5. Как отразилась в романе полемика Пушкина с Кюхельбекером о предпочтении жанра оды перед другими (статья Кюхельбекера в «Мнемозине» «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последние десятилетия», 1824 год)? Согласны ли вы с мнением Кюхельбекера: «Прочитав любую элегию Жуковского, Пушкина или Баратынского, знаешь все. Чувств у нас уже давно нет: чувство уныния поглотило все прочие. – Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости; до бесконечности жуем и пережевываем эту тоску…»?
***
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
…………..
Но тише! Слышишь? Критик строгий
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий
И нашей братье рифмачам
Кричит: «Да перестаньте плакать
И все одно и то же квакать,
Жалеть о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!»
Задание к теме. Сочините элегию по канонам жанра.
Послание
Послание – древнейший жанр лирики, стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, обращаясь к реальному или вымышленному лицу, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. Жанр, близкий к письму.
Наиболее употребительный стихотворный размер посланий – шестистопный ямб (александрийский стих), трехстопный ямб.
Дружеское, любовное, философское, дидактическое, сатирическое, шуточное послание.
К сестре
Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный…
Послание к Галичу
Один в каморке тесной
Вечерней тишиной
Хочу, мудрец любезный,
Беседовать с тобой…
К Дельвигу
Послушай, муз невинных
Лукавый клеветник!
В тиши полей пустынных,
Природы ученик,
Поэтов грешный лик
Умножил я собою…
И я главой поник
Пред милой суетою.
Жуковский, наш поэт,
На то мне дал совет
И с музами сосватал.
Сначала я играл,
Шутя стихи марал,
А там переписал,
А там и напечатал,
И что же – рад не рад —
Но вот уже я брат
Теперь тому, другому,
Что делать, виноват!..
К ней
Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;
Скажи, увижу ли… на долгую ль разлуку
Любовник осужден?
………………………………
К Каверину
Забудь, любезный мой Каверин,
Минутной резвости нескромные стихи.
Люблю я первый, будь уверен,
Твои счастливые грехи.
Все чередой идет определенной,
Всему пора, всему свой миг;
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный…
…………………………
К Жуковскому
Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени
Я с трепетом склонил пред музами колени:
Опасною тропой с надеждой полетел,
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
Страшусь, неопытный, бесславного паденья,
Но пылкого смирить не в силах я влеченья…
………………………………………….
Друзьям
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья,
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
Вопросы к теме:
1. Что значат в жизни Пушкина 1811–1817 годы?
2. Что вы знаете об адресатах его посланий?
3. К кому еще обращался Пушкин в стихах?
Молитва
Молитва – стихотворение, являющееся обращением лирического героя к божеству. Обязательные элементы композиции: обращение к божеству, его восхваление, покаяние, просьба или жалоба; благодарность за возможное выполнение просьбы.
Высокий стиль, употребление церковнославянской лексики, доверительность, интимность. Серьезные и шутливые молитвы.
***
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж приникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Юнкерская молитва
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.
Молитва
Я, матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Благодарность
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Вопросы к теме:
1. Как вы думаете, почему молитв больше у Лермонтова, а посланий – у Пушкина?
2. Что вы знаете о жизни и творчестве этих поэтов?
Романс. Стансы. Дума. Гимн
Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще о любви. К романсной лирике относятся многие положенные на музыку стихотворения. «Черная шаль» Пушкина.
Стансы – в поэзии XVIII–XIX веков небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с обязательным строфическим строением. Каждый станс – законченная мысль. Замкнутость, целостность, одинаковая форма строф. четырехстопный ямб как наиболее частый размер. Единая схема чередования рифм для всего стихотворения. После чтения каждого станса предполагается пауза для осмысления. Впервые в России – Сумароков. Пушкин: «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «В надежде славы и добра», «Во глубине сибирских руд». Стансы Пушкина и Лермонтова.
Дума – большое по объему стихотворение; возникло в украинском фольклоре; в XIX веке – размышления поэта на философско-социальные темы. Поучительность. Жанр не получил большого распространения. Рылеев. Шевченко. Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколенье».
Гимн — античный – похвальная песнь богам; европейский – одическое стихотворение на возвышенную тему. Изменение жанра от божественного до патриотического. Сатирический гимн. Ломоносов «Гимн бороде». Маяковский «Гимн взятке».
Сатира
Сатира (от лат. satira – всякая всячина, смесь) – 1. Вид комического (юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск). 2. Жанр лирики, большое стихотворение, посвященное осмеянию какого-либо лица или явления. Сатира всегда служит общественному идеалу. Обличение пороков, пропаганда нравственных норм – основное содержание сатиры. Непереходимая граница между собственным миром и предметом обличения: сатирик испытывает чувство превосходства над предметом смеха. Сатира возникла в литературе Древнего Рима как жанр лирики. Гораций, Ювенал. Никола Буало. Кантемир. Пушкин «Тень Фонвизина», «Лицинию», «Сказка о попе…». Цветаева «Крысолов» (лирическая сатира). Идеал в сатирическом произведении утверждается как бы от противного, через обличение антиидеала. Сатира возможна без смеха, но невозможна без остроумия.
Три основных момента, присущих сатире:
– современность и злободневность;
– неожиданность сопоставления;
– противопоставление данного явления высоким эстетическим идеалам.
Сатира связана с рядом художественных средств: гипербола, гротеск (чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон изображаемого предмета), парадокс, алогизм, аллегория. Имеет отношение к понятию «комическое», юмору, иронии, сарказму (негодующая насмешка; соотношение планов подразумеваемого и выражаемого).
Парафраз(а) – сатирическое использование строк других авторов.
Реминисценция – воспоминание, напоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них мотивов, образов, речевых оборотов. Рассчитана на память и ассоциативное восприятие. Например:
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
Что просто боль) сверлит мои мозги.
«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (отрывок)
– Я мысль мою скажу, – вещает мне Петрушка, —
Весь свет, мне кажется, – ребятская игрушка;
Лишь только надобно потверже то узнать,
Как лучше, живучи, игрушкой той играть.
Что нужды, хоть потом и возьмут души черти,
Лишь только б удалось получше жить до смерти.
Александр Сергеевич Пушкин «Тень Фон-Визина» – свод сатирических характеристик ряда писателей, бывших предметом осмеяния в «Арзамасе». Образцы сатир аналогичного построения (комический писатель возвращается из загробного мира, чтобы утвердить дух истинной поэзии) есть во французской литературе («Тень Мольера»).
Вопрос и задания к теме:
1. Сравни отрывок из сатиры Пушкина о Хвостове с эпиграммой Баратынского на Хвостова:
В своих стихах он скукой дышит,
Журчаньем их наводит сон.
Не говорю: зачем он пишет,
Но для чего читает он?
2. Найдите в сатире Пушкина следующие художественные приемы:
а) Парафраз(а); б) Реминисценция
3. Какой из монологов Чацкого можно назвать сатирой? Докажите.
Лирическая сатира
Марина Цветаева «Крысолов». 1925 год. Условность обращения с сюжетом средневековой легенды.
Поэма написана на сюжет средневековой немецкой легенды, которая гласит, что летом 1284 года в городе Гаммельне появился странствующий музыкант и предложил жителям избавить их от нашествия крыс. Повинуясь звукам флейты, крысы вслед за музыкантом вышли из города, вошли в реку Везер и утонули. Не получив обещанной награды, Крысолов жестоко отомстил жителям города. В воскресный день, во время обедни, когда все взрослые были в церкви, он вновь заиграл на флейте, выманил из домов всех детей и отвел их на гору Коппенберг, которая разверзлась и поглотила их.
Условность использования средневековой легенды. В сознании средневековья крысолов, властитель крыс, – дьявол, который увел детей, лишив людей будущего. У Цветаевой Крысолов – спаситель, который спасает души детей от пошлости. Дети уходят не в гору, а в воду. Гора – дом бога. Вода – стихия. Творчество – стихия.
Вопросы и задания к теме:
1. В чем суть событийного и лирического конфликта «Крысолова»?
2. Почему сюжет представлен не в описании, а через диалог действующих лиц?
3. Что символизирует образ бюргера?
4. Почему так много внимания уделяется пуговице? Объясните:
Коли с ангелами в родстве,
Муж, – застегнись на все! —
Коли с демонами в родстве —
Бард! – расстегнись на все!
5. Крысы и бюргеры – одно и то же?
6. Гаммельн – рай-город?
7. «Ведь не в луже, а в звуке – мрут» – как понимаете содержание высказывания?
8. Дети в «Крысолове» обрели свободу или стали жертвой очарования музыки и стиха?
9. Что такое музыка, с точки зрения бюргеров?
10. Почему по легенде Крысолов был одет в черно-красный, а у Марины Цветаевой – в зеленый?
11. Докажите, что «Крысолов» – лирическая сатира.
12. Чем необычен язык Марины Цветаевой? Какие средства художественной выразительности вы заметили? В чем особенности стиха? Строфы?
13. Сформулируйте основную идею поэмы, используя записи Марины Цветаевой:
Охотник – дьявол-соблазнитель – поэзия.
Бургомистр – быт.
Дочка бургомистра – душа.
Крысы – земные заботы, от которых Охотник освобождает город («Не совсем, с лица, на крыс-то…
Да уж крысы ли впрямь?..
В красном!»).
Быт не держит слово Поэзии, Поэзия мстит.
14. Что вы знаете о жизни Марины Цветаевой? Как связана поэма «Крысолов» с современностью?
15. Прочитайте рассказ В. Набокова «Катастрофа», подумайте, что общего с произведением Марины Цветаевой.
Лиро-эпические жанры. Баллада
Лиро-эпические жанры – синтез эпического сюжета и лирической оценки: поэма, баллада – жанры романтизма; роман в стихах.
Баллада (от фр. ballar – плясать) – первоначально фольклорная любовная плясовая песня с рефреном. Народную балладу «открыли» романтики. В романтизме – лиро-эпический жанр с трагическим, фантастическим сюжетом. (Романтическая баллада — сюжетное стихотворение о роковой судьбе.)
Баллады строятся на чем-то чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие и происшествие, рассказанное совершенно серьезно. Чудесное – нечто исключительное, не поддающееся логическому объяснению. Внешне баллада проста и даже примитивна и наивна, но внутренне она насыщена смыслом.
Гёте принадлежит мысль, что баллада представляет собой синтез трех начал: эпического (сюжет), драматического (диалог), лирического (переживания). Соотношение их подвижно и меняется на протяжении баллады. Эпическая баллада – «Песнь о вещем Олеге», драматическая – «Лесной царь», лирическая – «Воздушный корабль» Лермонтова.
Фрагментарная балладная композиция – отказ от деталей, только самое главное. Пропуски в сюжете создают атмосферу недосказанности, умалчивания, балладная тайна полумрака.
Развязка баллады неминуема катастрофична. Баллада устремляется к развязке с первой строки и, может быть, даже создана ради нее.
Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Бюргеру (баллада «Ленора»). В России – Жуковскому.
Перифраз – описательный оборот речи, заменяющий слово.
Руслан и Людмила
(отрывок)
песнь четвертая
Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель
И музы ветреной моей
Наперсник, пестун и хранитель!
Прости мне, северный Орфей,
Что в повести моей забавной
Теперь вослед тебе лечу…
Вопросы к стихотворению:
1. Докажите, что эти строки посвящены Жуковскому. Какие произведения вы можете привести в пример?
2. Найдите в этом отрывке перифраз. Для чего использован этот прием?
Эдгар По «Ворон». Тема одиночества и диалог с вестником судьбы. Архетипическое содержание образа ворона, его связь с образом мрака и мудрости (Минерва – Афина).
Ворон
Раз в тоскливый час полночный я искал основы прочной
Для своих мечтаний – в дебрях теософского труда.
Истомлен пустой работой, я поник, сморен дремотой,
Вдруг – негромко стукнул кто-то. Словно стукнул в дверь…
Да, да!
«Верно, гость, – пробормотал я, – гость стучится в дверь.
Да, да!
Гость пожаловал сюда».
Помню я ту ночь доныне, ночь январской мглы и стыни, —
Тлели головни в камине, вспыхивая иногда…
Я с томленьем ждал рассвета; в книгах не было ответа,
Чем тоска смирится эта об ушедшей навсегда,
Что звалась Линор, теперь же – в сонме звездном навсегда
Безымянная звезда.
Шорох шелковой портьеры напугал меня без меры:
Смяла, сжала дух мой бедный страхов алчная орда.
Но вселяет бодрость – слово. Встал я, повторяя снова:
«Это гость, – так что ж такого, если гость пришел сюда?
Постучали – что ж такого? Гость пожаловал сюда.
Запоздалый гость. Да, да!
Нет, бояться недостойно. И отчетливо, спокойно
«Сэр, – сказал я, – или мэдэм, я краснею от стыда:
Так вы тихо постучали, – погружен в свои печали,
Не расслышал я вначале. Рад, коль есть во мне нужда.
Милости прошу сюда».
Никого, лишь тьма ночная! Грозный ужас отгоняя,
Я стоял; в мозгу сменялась странных мыслей череда.
Тщетно из глухого мрака ждал я отклика иль знака.
Я шепнул: «Линор!» – однако зов мой канул в никуда,
Дальним эхом повторений зов мой канул в никуда.
О Линор, моя звезда!
Двери запер я надежно, но душа была тревожна.
Вдруг еще раз постучали, явственнее, чем тогда.
Я сказал: «Все ясно стало: ставни… Их порывом шквала,
Видимо, с крючка сорвало – поправимая беда.
Ставни хлопают и только – поправимая беда.
Ветер пошутил – ну да!»
Только я наружу глянул, как в окошко Ворон прянул,
Древний Ворон – видно, прожил он несчетные года.
Взмыл на книжный шкаф он плавно и расселся там державно,
Не испытывая явно ни смущенья, ни стыда,
Там стоявший бюст Минервы оседлал он без стыда,
Словно так сидел всегда.
Я не мог не удивиться: эта траурная птица
Так была невозмутима, так напыщенно-горда.
Я сказал: «Признаться надо, облик твой не тешит взгляда;
Может быть, веленьем ада занесло тебя сюда?»
Ворон каркнул: «Никогда!»
Усмехнулся я … Вот ново: птица выкрикнула слово!
Пусть в нем смысла и немного, попусту белиберда,
Случай был как будто первый, – знаете ль иной пример вы,
Чтоб на голову Минервы взгромоздилась без стыда
Птица или тварь другая и в лицо вам без стыда
Выкрикнула: «Никогда!»
Произнесши это слово, черный Ворон замер снова,
Как бы удовлетворенный завершением труда.
Я шепнул: «Нет в мире этом той, с кем связан я обетом,
Я один. И гость с рассветом улетит бог весть куда,
Он, как все мои надежды, улетит бог весть куда».
Ворон каркнул: «Никогда!»
Изумил пришелец мрачный репликой меня удачной,
Но ведь птицы повторяют, что твердят их господа,
Я промолвил: «Твой хозяин, видно, горем был измаян.
И ответ твой не случаен: в нем та, прежняя беда,
Может быть, его терзала неизбывная беда
И твердил он: «Никогда!»
Кресло я придвинул ближе: был занятен гость бесстыжий,
Страшный Ворон, что на свете жил несчетные года,
Конец ознакомительного фрагмента.