Вы здесь

Условия труда в Российской Федерации. Глава 2. Обеспечение безопасных условий труда (Н. А. Алимова, 2009)

Глава 2. Обеспечение безопасных условий труда

2.1. Нормативно-правовая база для обеспечения работ по охране труда

Основным правовым документом, регулирующим охрану труда в Российской Федерации, является Конституция РФ.

Конституция РФ – основной закон страны. Она является актом конституционного законодательства, в котором закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда, получившие дальнейшее развитие в основных принципах правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 37 Конституции РФ сказано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Все эти перечисленные положения Конституции РФ обеспечивают право на труд, а также содержат в себе специальные юридические гарантии, которые стимулируют и охраняют труд человека. Эти гарантии основаны на общепризнанных принципах международного права, которые десятилетиями вырабатывались международным сообществом.

ТК РФ введен в действие 1 февраля 2002 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после этого срока. ТК РФ закрепил в себе основные начала трудового законодательства.


В нем регулируются:

1) трудовые отношения;

2) социальное партнерство в сфере труда;

3) отношения представителей работников и работодателей;

4) отношения органов социального партнерства;

5) коллективные договоры и соглашения;

6) участие работников в управлении организацией;

7) ответственность сторон социального партнерства;

8) трудовой договор: его заключение, условия, изменение и прекращение;

9) защита персональных данных работника;

10) рабочее время;

11) режим рабочего времени;

12) время отдыха;

13) перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни;

14) отпуска;

15) оплата и нормирование труда;

16) заработная плата;

17) гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде;

18) гарантии при направлении работников на работу в другую местность;

19) гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей;

20) гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением;

21) гарантии и компенсации работникам связанные с расторжением трудового договора;

22) дисциплина труда;

23) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

24) ученический договор;

25) требования охраны труда;

26) обеспечение прав работников на охрану труда;

27) материальная ответственность работодателя перед работником;

28) особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями;

29) особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет;

30) особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций;

31) особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству;

32) особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев;

33) особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах;

34) особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом;

35) особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц;

36) особенности регулирования труда надомников;

37) труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

38) особенности регулирования труда работников транспорта;

39) особенности регулирования труда педагогических работников;

40) особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей;

Говоря об охране труда, следует сказать о том, что ТК РФ содержит в себе специальный раздел, который называется «Охрана труда».

В этом разделе раскрываются следующие понятия:

1)«охрана труда»;

2) «условия труда»;

3) «вредный производственный фактор»;

4) «опасный производственный фактор»;

5) «безопасные условия труда»;

6) «рабочее место»;

7) «средства индивидуальной и коллективной защиты работников»;

8) «сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)»;

9) «производственная деятельность».

Охрана труда в соответствии с ТК РФ – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно– технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Следует отметить, что к основным направлениям государственной политики в области охраны труда ТК РФ относит прежде всего:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

6) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

9) координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

11) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

12) подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;

13) организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

15) международное сотрудничество в области охраны труда;

16) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

17) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно– профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Охрану труда в РФ, кроме Конституции РФ и ТК РФ, регулируют также и иные федеральные законы.

1. В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» отражены:

1) общие положения охраны труда;

2) право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

3) обеспечение охраны;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

5) ответственность за нарушение требований охраны труда.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» своими положениями определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда, к которым относятся:

1) определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

2) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

3) определение основ государственного управления охраной труда;

4) разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

5) определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

6) определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

7) установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;

9) организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

10) организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

11) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

12) координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14) международное сотрудничество в области охраны труда;

15) другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Также Закон определяет полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда. Органы местного самоуправления согласно Закону должны обеспечивать реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.

2. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде».

3. Конвенция 1981 г. «О безопасности и гигиене труда и производственной среде». В соответствии с Конвенцией Международной Организации Труда о безопасности и

гигиене труда и производственной среде государство должно осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Цель такой политики – предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. При проведении такой политики принимаются во внимание (в той степени, в какой они оказывают влияние на безопасность и гигиену труда и производственную среду) следующие основные сферы деятельности:

1) разработка, испытание, выбор, замена, монтаж, размещение, использование и обслуживание материальных элементов труда (рабочих мест, производственной среды, инструментов, механизмов и оборудования, химических, физических и биологических веществ и агентов, трудовых процессов);

2) связь между материальными элементами труда и лицами, которые выполняют работу или контролируют ее, а также приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам трудящихся;

3) профессиональная подготовка, в том числе необходимая последующая подготовка, квалификация и стимулирование лиц, занятых в том или ином качестве обеспечением соответствующего уровня безопасности и гигиены труда;

4) связь и сотрудничество на уровне рабочей группы и предприятия и на любом другом соответствующем уровне до национального уровня включительно.

Работодатели согласно Конвенции должны контролировать, чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными и не угрожали здоровью работников.

Также работодатели должны обеспечивать (насколько это обоснованно и практически осуществимо), чтобы находящиеся под их контролем химические, биологические и физические вещества и агенты были безопасными для здоровья, когда принимаются соответствующие защитные меры. В случае необходимости работодатели обязаны предоставлять соответствующие защитные одежду и средства для предотвращения возникновения несчастных случаев или вредных последствий для здоровья.

Помимо всего прочего, на уровне предприятия в соответствии с Конвенцией должны приниматься меры, в соответствии с которыми:

1) трудящиеся в ходе выполнения работы сотрудничают с работодателем в деле выполнения последним возложенных на него обязанностей;

2) представители трудящихся на предприятии сотрудничают с работодателем также в области безопасности и гигиены труда;

3) представители трудящихся на предприятии получают надлежащую информацию о мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, принятых работодателем, и могут консультироваться со своими представительными организациями по такой информации при условии неразглашения коммерческой тайны:

4) трудящиеся и их представители на предприятии получают надлежащую подготовку в области безопасности и гигиены труда;

5) трудящиеся, их представители или их представительные организации на предприятии наделяются в соответствии с законодательством и практикой полномочиями рассматривать все аспекты безопасности и гигиены труда, связанные с их работой, и работодатели консультируют их по этим аспектам; для этой цели по обоюдному согласию на предприятие могут быть приглашены внештатные технические советники;

6) трудящийся немедленно извещает своего непосредственного начальника о любой ситуации, в которой у него есть достаточное основание полагать, что она создает непосредственную и серьезную угрозу его жизни или здоровью; до тех пор, пока работодатель в случае необходимости не принял мер по ее устранению, он не может требовать, чтобы трудящиеся возобновили работу, где по-прежнему сохраняется непосредственная и серьезная опасность для жизни или здоровья.

Следует отметить, что трудящиеся не должны нести никаких расходов, связанных с мерами по технике безопасности и гигиене труда.

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.). Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует правоотношения, связанные с 4 значительными и равноправными по отношению друг к другу явлениями:

1) продукцией;

2) процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

3) работами;

4) услугами.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулируются те отношения, что возникают при:

1) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

3) оценке соответствия (в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам).

Помимо этого, в Законе закреплены особенности технического регулирования отношений, возникающих при изготовлении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., 9 мая 2005 г.).

В этом Законе подчеркивается особая роль профсоюзов в области охраны труда. Так, ст. 20 Закона «Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды» указывает на то, что профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право:

1) беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза;

2) участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе);

3) защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе также потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

«При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование»[7].

Профсоюзы вправе участвовать и в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 2 декабря 2004 г.). В ст. 1 этого Закона говорится: «Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний»[8].

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно Закону являются:

1) гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

2) экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

3) обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

5) дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

К лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Закон относит физических лиц:

1) выполняющих работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

2) осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем;

3) выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Действие этого Закона распространяется как на граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Само право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая – подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

1) объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

2) субъектами страхования являются застрахованный, страхователь и страховщик. Застрахованный – это физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности; Страхователь – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик – это Фонд социального страхования РФ.

Конец ознакомительного фрагмента.