Вы здесь

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки. Глава 1. О ДЕРЕВЕ (М. Д. Ильяев, 2011)

Глава 1

О ДЕРЕВЕ

С древних времен лес был верным помощником человека. На протяжении веков он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона… Этот удивительный материал и` сам по себе притягивает внимание, им можно любоваться до бесконечности. Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства. Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.

Древесные породы

Меня часто спрашивают, из какого дерева лучше вырезать – мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Необходимо помнить: дерево как материал – составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы во многом зависит художественный уровень изделия. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, в итоге мы получим совершенно разные по качеству результаты. Умение правильно использовать материал приходит с практикой.

Итак, дерево. Думаю, несложно отличить по кроне, листьям, коре, плодам хвойные породы от лиственных, а на спиле текстурные от однотонных. Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете различить годичные кольца, у живого дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет дерево росло. На поперечном срезе ствола у многих пород различают ядро, сердцевину, заболонь, кору (рис. 1.1). Ярко окрашенные породы с четко выраженными слоями называются текстурными.




Рис. 1.1. Торцевое строение древесины (а); виды срезов (б): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез


Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу, в которой даны характеристики наиболее употребляемых для резьбы, а также некоторых редких, но прекрасно себя зарекомендовавших в художественной обработке пород древесины.


Примечание. В графе «Твердость» знаком * обозначены мягкие породы, знаком ** – породы средней твердости, далее по возрастающей; знак ***** обозначает породы особой твердости, которые хорошо обрабатываются напильником, бормашиной, циклей, шкуркой.

Лиственные породы делятся на мелко– (липа, береза, клен, яблоня, ольха) и крупно-сосудистые (дуб, ясень, вяз, ильм). У последних хорошо просматриваются годичные кольца.

Рассмотрим более подробно свойства тех пород, с которыми резчику приходится встречаться в процессе работы.


Липа

Древесина мягкая, одноцветная, светлая, легко обрабатывается режущим инструментом. Широко используется в народной традиционной резьбе, рельефах, орнаментах, мелкой пластике и скульптуре разного размера. Осина почти схожа по характеристике с липой.


Береза

Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика имеет немалую ценность. Применяется разнообразно. В сувелях и капах необычной формы (часто встречаются на березовых стволах), если пофантазировать, можно увидеть неожиданные художественные образы. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.


Сосна

Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. При сушке, как правило, сильно растрескивается. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо проявляет слои после обжига или травления химикатами. В изделиях эффектна при симметричном расположении годичных колец. Это касается всех текстурных пород.


Дуб, ясень

Эти породы имеют близкую по структуре и твердости древесину. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Выразительна в крупных работах. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.


Ольха

Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.


Яблоня, груша

Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушить без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска.


Клен

Древесина плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении.


Рябина

Древесина плотная и прочная, с красновато-бурым ядром и широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.


Лиственница

Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями, стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные, без мелких деталей, тщательно полированные.


Кедр

Полное название: кедровая сосна сибирская или кедровая сосна корейская. Напоминают по строению древесины ель, но более стойки к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном производстве, изготовлении карандашей, декоративной скульптуре.


Тис

Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная. Хорошо видны годичные кольца. Отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности за красоту.


Можжевельник

Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в обобщенных пластических формах без мелких деталей, в украшениях, декоративной скульптуре.


Орех грецкий

Растет на Кавказе, в Крыму, Средней Азии. Древесина красива благодаря разнообразной расцветке от серых до светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется, полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона. Рельефы и декоративная скульптура выглядят достаточно красиво.


Бук

Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными лучами. Обладает хорошими физико-механическими свойствами, трудно режется, но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется, хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуется твердость и точность исполнения.


Кизил

Древесина твердая, большой плотности, светлая, диаметр ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных декоративных работах. Хорошо держит детали, отлично полируется.


Сандаловое дерево

Родина – Индия. Древесина однотонная, желтого цвета, плотная, мелкоструктурная, с приятным стойким запахом. Позволяет делать подробные детали в мелкой пластике, достигать высокого качества обработки. Относится к разряду ценных пород.


Самшит

Дерево (редко с толстым стволом, чаще небольших размеров) или кустарник. Растет медленно: диаметр ствола

60-летнего дерева составляет около 10 см. Древесина однотонная, охристо-желтая. Годичные кольца плотно прилегают друг к другу, слабо заметны, что придает древесине высокую плотность, твердость и прочность, почти равную прочности кости. Используется для изготовления гравировальных досок, музыкальных инструментов, небольших сувениров. Резчиками применяется для создания миниатюрных ювелирных украшений с мелкими деталями, всевозможных рельефов и скульптуры малых форм. Прекрасно полируется, тонируется. Работы из самшита ценятся высоко. Дерево охраняется государством – вырубка запрещена.


Красное дерево

Так называют некоторые породы тропических деревьев, среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина твердая, красных тонов, с красивой текстурой, прекрасно полируется. Возможности использования широкие: и монументальная скульптура, и мелкая пластика.


Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике. В промышленности используется чаще в фанеровке мебели, рельефах.


Палисандр

Древесина очень тяжелая, пурпурно-коричневая или шоколадно-бурая вплоть до черной, с сероватой заболонью. Годичные слои видны плохо. Обладает повышенной твердостью и плотностью. В обработке может крошиться. Палисандр очень красив в пластических обобщенных формах, ювелирных изделиях. Хорошо полируется. В промышленности применяется для изготовления музыкальных инструментов, художественной мебели, шпона, инкрустаций.


Черное дерево

Существует несколько пород. Наиболее известно эбеновое (индийское) дерево. Древесина твердая, мелкоструктурная, трудно обрабатывается, дает блестящий срез. Относится к ценным породам. Употребляется в ювелирных изделиях, для инкрустации, в малой пластике. Хорошо обрабатывается бормашиной, рашпилями, шкуркой. Полируется до зеркального блеска.


Бакаут

Лиственное дерево. Древесина зеленых тонов, с широкой белой заболонью (стойким запахом), очень твердая. Во время обработки меняет цвет от светло-коричневого до темно-зеленого в полоску. Трудно поддается режущему инструменту. Обрабатывается бормашиной, рашпилями, циклей, шкуркой. Очень красива полированная поверхность. Позволяет создавать работы с мелкими деталями, прекрасно смотрится и в пластических, с плавными переходами, обобщенных формах. В промышленности применяется вместо металла для деталей машин, работающих в морской воде, где требуются высокая твердость и хорошее скольжение.




Фото 1. Ясень




Фото 2. Карельская береза




Фото 3. Грецкий орех




Фото 4. Можжевельник




Фото 5. Кебрачо




Фото 6. Амурский бархат


Кебрачо

Под таким названием известно несколько субтропических видов деревьев из Южной Америки (Аргентины, Бразилии). Древесина очень твердая, коричневого тона, мелкоструктурная. Трудно поддается резцу, но прекрасно обрабатывается бормашиной. Красива в ювелирных изделиях, малых формах, монументальной скульптуре. Полируется до зеркального блеска. В промышленности применяется для изготовления шпал, полов, краски. В художественном творчестве первым его использовал скульптор С. Эрьзя в 1927 году, применив мощную бормашину.

По красоте и структуре не менее интересны древесины скумпии, шелковицы, агониса, маклюры, амаранта, криптомерии, железной пальмы, карельской березы, маньчжурского ореха и многих пород – всех не перечислишь, пробуйте – и откроете для себя новый мир красоты.

Где достать дерево

Теперь, когда вы имеете первые теоретические сведения об интересующем вас материале, возникает уместный вопрос: где достать, как приобрести его? Прежде чем ответить, хочу предостеречь – не рубите дерево живое, не спиливайте сувели, капы, не губите природу! Собираясь создавать прекрасное, будьте активными пропагандистами охраны природы, не уничтожайте, а восстанавливайте ее. Растительный мир – легкие Земли, снабжающие все живое кислородом, без которого не может существовать и человек. Зеленый цвет, цвет леса, по мнению ученых, самый благоприятный для глаз, для отдыха нервной системы. Чувство боли пронизывает меня, когда вижу без необходимости сломанную ветку, вывороченный сучок, ободранный ствол. Словно с меня кожу содрали, мне самому руку вывернули.

Разберем, где же и как доставать материал резчику по дереву. В магазинах продаются кухонные разделочные доски из березы, ольхи, дуба. Встречаются в продаже и дерево-материалы для рельефной и скульптурной работы. Для контурной резьбы и выжигания понадобится фанера. Несколько кусков ее (10–20 и более), склеенные под прессом в толстый массив, – хороший материал для создания красивых многослойных поделок. Можно склеивать в толстый брусок разнообразный по цвету и породам шпон. Эффект получается неожиданный.

Советую обратить внимание на строительные площадки, где бывают всевозможные деревянные отходы: доски, сосновые и березовые бруски. Встречается и выброшенная старая мебель, ножки столов, стульев, детских кроваток из бука, березы и даже из красного дерева, да еще и с точеной формой. Из них несложно создать подсвечники, вазочки.

Немалые возможности появляются у городского жителя в дни, когда из парков удаляют старые сухие стволы или в лесной зоне прокладывают коммуникации, очищая трассу от живых деревьев. Здесь можно поживиться и массивом, и сучками, а то и неплохой сувель попадется, особенно на клене или березе. Запасайтесь двуручной пилой и помощником. Если у вас или у знакомых есть дачный участок с фруктовым садом, не оставляйте без внимания засохшие стволы яблонь, груш, слив – это прекрасный материал. Кусок древесины, полезный для дела, всегда найдется и в поленнице дров.

Поистине кладом для резчика являются лесозаготовки. Обратитесь к лесничему, он подскажет вам, где в лесу засохшее дерево, подлежащее вырубке, где ветер с корнем вывернул ствол, где чистят лес под посевы.

Прогулки по лесу используйте для внимательного осмотра. Могут попасться сухие коряги, сучки неожиданной формы. Здесь раздолье для любителей создавать поделки из природных материалов.

В магазинах по продаже древесины предлагают немалый ассортимент пород в брусках, досках, шпоне, а также массивы коряг, сувелей.

Советую запасаться деревом разных пород и размеров впрок. Свобода выбора материала увеличивает возможности в творчестве. Одни мастера придумывают тему, а затем подыскивают к нему породу, другие берут готовую корягу и стараются увидеть созданный природой образ. На это порой уходит много времени. Каждый кусок древесины имеет свою ценность и может пригодиться в любое время.

Как хранить и сушить древесину

Собирая и заготавливая впрок материал разных пород и размеров, вы должны знать, где и как хранить его, каким способом сушить, в каком, по влажности, состоянии обрабатывать. Нежелательно, например, резать изделие из только что спиленного бревна (если дерево было живое), в нем полно влаги. Это может привести к тому, что по окончании работы уже готовое произведение, к вашему огорчению, растрескается. А вот после того, как древесина хорошо просохла, ее поверхность, для облегчения начальной грубой обработки, советую смачивать. При завершении рельефа или скульптуры желательна опять только сухая поверхность. Она лучше поддается механической и ручной обработке, лучше склеивается и отделывается (шлифуется, полируется).

Процесс высушивания древесины заключается в уравновешивании внутренней влажности заготовки с влажностью среды, в которой проходит сушка. На мебельных комбинатах древесину сушат в камерах-сушилках, где создается и поддерживается заданный режим влажности, температуры, движения воздуха и т. д., а в некоторых случаях применяют даже химическую обработку, при этом древесину пропитывают фенолоспиртами, вытесняющими воду, с последующей сушкой (после этого дерево звенит, как металл). В домашних условиях таких возможностей нет, поэтому материал сушат естественным путем.

Необходимо помнить, что количество влаги в живом дереве постоянно меняется: в ноябре – декабре ее меньше, в июле – августе больше.

Бревно с явно повышенной влажностью для более быстрого и равномерного просушивания необходимо обработать. Делается это просто.

Снимите с бревна большим стругом или плоской, отлогой стамеской кору, но не полностью, а оставляя на концах бревна кольца коры шириной 10–15 см. Покройте торцы составом, не пропускающим влагу. Это могут быть: масляная краска, клей, лак, вар, пластилин. Поверх покрытия налепите промасленную бумагу, газету или целлофан. Подобная обработка проводится для того, чтобы предотвратить выход влаги из массы материала через торцевые спилы. Дело в том, что на торцах находятся открытые срезы древесных волокон, через которые влага испаряется более активно, чем с боковых сторон бревна.

Если вам досталось бревно с неровными торцевыми срезами, советую спилить их под прямым углом к оси ствола. Во-первых, это необходимо для того, чтобы удобнее было покрывать торцы защитным слоем перед сушкой, во-вторых, такой ровный край, возможно, будет служить в дальнейшем подставкой или дном изделия, и не нужно будет его обрабатывать, так как он уже готов.

Имейте в виду, что торцы, даже при правильном высушивании, нередко трескаются. Такие трещины не всегда далеко расходятся по длине древесины, поэтому укладывайте в сушку бревна и доски на 10–15 см длиннее необходимого размера. После сушки, перед использованием материала, будет возможность отпилить растрескавшиеся концы.

Вопросы хранения материала вы решайте сами, в зависимости от условий, в которых живете, учитывая, что одновременно с хранением будет происходить и сушка. Если это пригород, дачный участок или сельская местность, то используйте чердак, чулан, сарай, навес, куда не проникает солнце, дождь, где нет сырости и не сквозит. Бревна и доски разложите рядами на небольшом расстоянии друг от друга, между ними поместите сухие рейки так, чтобы воздух свободно циркулировал в просветах между заготовками. Если пол земляной, то штабель лучше расположить на высоте 40–50 см, подложив кирпичи. В городской квартире хранить значительные запасы древесины и материал больших размеров сложно. В этом случае используют балкон, лоджию, антресоли, чуланчики, любое свободное место под софой, на шкафу и т. п. Но всегда следует помнить: дерево нужно держать подальше от батарей отопления, не на солнечной стороне и не на сквозняке.

Хорошо, когда запас дерева при необходимости можно легко достать, посмотреть, выбрать наиболее подходящий кусок. Для тех, кто увлекается творчеством из природного материала (сучков, коряг, сувелей), желательно, чтобы запасы постоянно находились перед глазами. Кору снимать не советую – она предохранит древесину от трещин, да и для раскрытия образа может пригодиться. Надо ежедневно видеть материал, внимательно вглядываться в него, чтобы понять, что же хотела сказать природа. Тогда в один из счастливых дней вас осенит, какую же работу из данной коряги, наплыва можно вырезать. У меня дома сувели от мала до велика разложены почти по всей квартире, а на лоджии – целый склад. Терпеливо дожидаются, когда и до них очередь дойдет. В это время они, как мы говорим, «созревают», то есть сохнут.

Время высыхания зависит от толщины, породы дерева и условий сушки. Если ваша древесина продолжительное время хранится на открытом воздухе под навесом, перенесите ее со временем для полного высушивания в помещение. Это лучше всего сделать после нескольких сухих недождливых дней, так как в сырую погоду процент влажности в древесине повышается.

Высушивание в домашних условиях редко проходит без трещин – они делят порой заготовку вдоль волокон на две и более части. В этом случае можно использовать каждую половину для изготовления работ меньшего размера или расколоть бревно по трещине, профуговать половинки и склеить в целый массив с тем, чтобы потом использовать его как единый кусок.

Если вы начали обработку заготовки, а она оказалась сыроватой, на время перерывов в работе помещайте ее в полиэтиленовый пакет, крупную же по габаритам вещь плотно обертывайте полиэтиленовой пленкой. Через день-два внутренняя поверхность полиэтилена запотеет от выходящей из древесины влаги, тогда пакет нужно снять, вывернуть его наизнанку, а после окончания очередного этапа работы вновь надеть сухой стороной. Такое высушивание дает положительные результаты, но требует терпения.

Народные умельцы применяют разнообразные способы предохранения древесины от трещин. Некоторые из этих способов нередко приводят к положительным результатам, хотя и не дают полных гарантий. Так, брусок на 20–30 дней обкладывают со всех сторон поваренной солью или сухими опилками, которые впитывают влагу. При этом процесс сушки ускоряется и проходит с меньшим количеством трещин.

Сувели, капы вываривают в соленой воде! Способ неплохой, одновременно избавляющий от всевозможных жучков-вредителей. Однако цвет древесины может измениться в худшую сторону, поблекнуть, так как красящие вещества во время вываривания частично растворяются.

Когда я работаю над портретами из красного дерева, то, чтобы лицевая сторона не растрескивалась, перед перерывом в работе покрываю свежевырезанные места воском. Это сдерживает выход влаги из обнаженных внутренних, пока еще сырых, слоев.

Перенесение работы в другое помещение, например на выставку, также порой приводит к растрескиванию из-за перемены влажности.

Если вы начинаете вырезать из сырой заготовки какую-либо емкость (вазу, братину, коробочку), в один прием как можно больше выберите начерно внутренний объем, до толщины стенок 1–1,5 см. С убранной массой древесины уйдет и максимальное количество влаги, снимется внутреннее напряжение. Затем поместите полуфабрикат в помещение, где высушивание пойдет равномерно. Это может быть сухой подвал, чулан, антресоль. Применим и способ с полиэтиленовым пакетом. Через 20–30 дней (возможно, и раньше) продолжите обработку. Иногда при сушке толстых бревен для ускорения выхода влаги и уменьшения при этом растрескивания в сердцевине просверливают отверстие диаметром 4–5 см.

Практика показала, без коры бревна липы, осины, тополя диаметром 20–30 см при правильной сушке «созревают» без трещин в течение 3–5 месяцев. Береза, клен, ясень, дуб сохнут дольше и почти всегда с двумя-тремя трещинами. Стволы плодовых деревьев очень трудно сохранить целыми. Через 2–3 часа после снятия с корня на них появляются трещины, поэтому сразу же после спиливания нужно покрыть торцы водонепроницаемым раствором и сушить стволы в полиэтиленовом пакете описанным ранее способом.

Я применяю некоторые из перечисленных способов, но набралось столько заготовок, что нет возможности проследить за каждой. Отходы, конечно, бывают, но и процент годного материала немалый, так что для работы хватает. Деревяшкам, которые представляют наибольший интерес, я уделяю особое внимание: сушу, слежу и делаю все возможное, чтобы придать им необходимые качества перед применением.

Как уже было сказано, древесина, высушенная без трещин, гнили, имеет большую ценность для резчика.