Вы здесь

Уроки для воскресной школы. Часть II. Скрижали Завета: Священная история Ветхого Завета (Л. Ф. Верниковская)

Часть II

Скрижали Завета: Священная история Ветхого Завета

МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА НАЧАЛО ДНЯ

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все,

что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всем

наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение

дня, научи меня принять их со спокойной

душой и твердым убеждением,

что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих

руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях

не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать

с каждым членом семьи моей,

никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести

утомление наступающего дня

и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня каяться,

молиться, верить, надеяться, терпеть,

прощать, благодарить и любить всех.

Аминь.

Сотворение мира

(за 5508 лет до рождества Христова)

Сначала не было ничего: ни неба, ни земли, ни животных, ни деревьев, ни камней. Был только один Бог. Бог по благости Своей захотел сотворить мир и сотворил его из ничего, одним всемогущим Своим Словом.

Прежде всего Он сотворил мир невидимый, то есть святых ангелов,[1] живущих на небе, а потом в шесть дней сотворил мир видимый, то есть землю и все, что находится на ней и в воздушном пространстве над ней.

Бог сказал: «Да будет свет». И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы, и свет назвал днем, а тьму – ночью. Это было в первый день.

Во второй день Бог сказал: «Да будет твердь». И явилась твердь небесная, то есть явилось видимое голубое небо.

В третий день Бог сказал: «Да соберется вода в одно место, и да явится суша». И стало так. Вода собралась в одно место, и явились океаны, моря, озера, реки, а земля сделалась твердой, и на ней стали расти травы, деревья.

В четвертый день Бог сказал: «Да будут светила на тверди небесной». И стало так. Явилось светило большое – Солнце, чтобы светить днем, и светило меньшее – Луна, чтобы светить ночью, и звезды.

В пятый день Бог сказал: «Да явятся рыбы в водах и птицы в воздухе». И было так. Воды наполнились рыбами, а воздух – птицами.

В шестой день, по слову Божию, явились животные, живущие на суше. И, наконец, Бог сотворил первых людей, мужа и жену, и вдохнул в них бессмертную душу.

Сотворив весь мир и увидев, что все было хорошо, Бог в седьмой день почил[2] от всех Своих дел и освятил этот день, то есть установил, чтобы и люди посвящали седьмой день служению Богу и отдыху от всех трудов. Так говорится в Книге Бытия.

Зачем Бог сделал так? Об этом думает каждый, кто прочел или услышал начало Священного собрания книг, которое называется Библия.

Люди думают по-разному на этот счет: одни считают, что Бог создал мир, чтобы играть с ним, как дети играют сегодня в компьютерные игры. Другие считают, что Бог – великое и могущественное, но все же одинокое существо, которое создало людей и весь мир, чтобы мы стали такими же, как и Он. Некоторые уверены, что Создатель хотел заботиться о ком-то, кто может понимать, думать и чувствовать, недаром сказано, что Он создал людей по своему образу и подобию. Христиане верят, что Бог знает, что хорошо для человека, а что плохо, и хочет, чтобы человек становился лучше, умнее и добрее. Для того чтобы этого добиться, Тот, Кто любит каждого, посылает каждому человеку его судьбу – испытания, которые должны привести к тому, что человек в течение всей своей жизни делает пусть небольшой, но шаг к совершенству.

Христиане верят, что после смерти человека душа не забывает тот опыт, который она приобрела при жизни.

Сотворение первых людей

Всех прочих тварей видимого мира Бог создал одним всемогущим Своим Словом. На шестой день Бог сказал: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему». И создал Бог тело человека из земли и дал ему душу разумную и бессмертную.[3] Имя первому человеку было Адам, что значит «из земли сделанный».

Бог поставил Адама господином над всей землей и привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена, каждому по природе его. Адам дал имена всем животным. И знал человек, что он – их хозяин, и все животные на земле созданы для него. Но не было у него помощника, подобного ему.

Тогда Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника». И навеял Бог на Адама крепкий сон и во время сна взял у него одно ребро, создал из него жену. Проснувшись, Адам увидел жену и сказал: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женой, потому что взята от мужа». И дал Адам своей жене имя Ева, что значит «жизнь».

Господь благословил Адама и Еву и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте морскими рыбами, и небесными птицами, и земными зверями, и всяким скотом, и всей землей».

Адам и Ева оба были нагие и не стыдились, потому что еще не знали, что такое стыд, плохие поступки и грех – ведь они еще не совершили ничего, за что им было бы стыдно перед Создателем.

Жилище первых людей

Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в раю. Рай – это прекрасный сад, насаженный Самим Богом на востоке, в том месте, где текут реки Тигр и Евфрат.

В раю было много плодовых деревьев, прекрасных на вид, с приятными на вкус плодами, но особенно были замечательны два дерева посреди рая: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Дерево жизни было самое лучшее для пищи, потому что человек никогда бы не умер, если бы ел плоды от него. Дерево познания добра и зла на вид казалось самым красивым, но Бог запретил есть плоды от него. Он сказал человеку: «Ешь плоды от всех райских деревьев, а от дерева познания добра и зла не ешь и не прикасайся к нему, потому что как только вкусишь от него, то умрешь».

Живя в раю, первые люди были счастливы. Господь любил их, как Своих детей, Сам являлся к ним и беседовал с ними. Они не знали ни болезней, ни несчастий. Но недолго они были так счастливы. Скоро они нарушили заповедь Бога, вкусив плодов с дерева познания добра и зла, и этим согрешили перед Богом.

Грехопадение первых людей

Однажды Ева ходила в раю одна без мужа и подошла к дереву познания добра и зла. Здесь она увидела змея-искусителя, в которого вселился дьявол.[4]

Змей спросил у нее: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды от всех райских деревьев?» Ева отвечала: «Нет, мы едим все плоды, но только о плодах с дерева познания добра и зла Бог сказал: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть».

Змей сказал на это: «Вовсе не умрете, но Бог знает, что как только вы вкусите их, то откроются ваши глаза и вы сами, как боги, будете знать добро и зло».

Ева соблазнилась этими словами. Она подумала: «Что ж, плоды красивые на вид, должно быть, они и вкусные, да еще сделают нас подобными Богу!» Сорвала плод и съела. Что же она сделала плохого?

Первый грех Евы – это недоверие к своему Творцу. Мысль, что Он обманывает, и есть самый первый грех Евы. Как вы помните, не есть плодов с дерева познания добра и зла – таков был договор между Богом и людьми. То, что Ева нарушила этот договор, тоже было грехом, то есть плохим поступком. Заподозрив в том, что ее обманывают, она обманула и сама. В этот момент Ева познала (ведь недаром плод был сорван с дерева познания!), что такое обман, что такое стыд и сознание того, что она поступила дурно, то есть нарушила договор. Да, она узнала, что есть дурные поступки и как чувствует себя тот, кто их совершил.

Все вокруг стало другим, на все теперь Ева смотрела другими глазами. Она и сама стала другой. Ей было страшно, и она, конечно, побежала к мужу. Она дала съесть плод и мужу своему. Зачем Адам съел плод? Наверное, чтобы не оставлять Еву одну. И Адам, и Ева вдруг увидели, какими они стали. За первыми дурными мыслями у них появились и другие. Они стыдились их, стыдились самих себя, своей наготы и, убежав в чащу, прикрылись листьями смоковницы.

Наказание Божие за грех

Наступил вечер того дня, когда Адам и Ева согрешили, и вот они услыхали голос Господа Бога. От страха и стыда они скрылись за деревьями. Господь звал Адама: «Адам, Адам! Где ты?» Адам ответил: «Я услышал Твой голос в раю и от страха скрылся, потому что я наг».

Господь спросил у него: «Кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева познания добра и зла?» Адам, указывая на Еву, отвечал: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод с дерева, и я его ел».

Бог спросил у жены: «Что это ты сделала?» Она отвечала: «Змей соблазнил меня, и я ела».

Тогда Бог сказал змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между земными зверями, а некогда потомок жены раздавит твою голову».

Жене Бог сказал: «Ты будешь в болезнях рожать детей, и твой муж будет господином над тобой». Адаму Он сказал: «Проклята земля за тебя, до пота ты будешь трудиться, чтобы иметь пропитание. Ты – земля и в землю возвратишься».

И сделал Господь Бог Адаму и Еве кожаные одежды и одел их. Потом изгнал их из рая и поставил при нем херувима с огненным мечом, чтобы он охранял путь к дереву жизни. Адам и Ева поселились неподалеку от рая, чтобы всегда вспоминать о своем грехе и плакать о своей потере.

Почему же все случилось именно так? Не слишком ли жестоко обошелся Бог с Адамом и Евой? Подумаем. Бог всеведущ, а значит, когда Он звал Адама, то Он уже знал о том, что они с Евой согрешили. Зачем же Он их спрашивал тогда? Конечно же, Он давал им возможность честно признаться и повиниться в том, что с ними произошло. Но ответы их были уклончивы, и они все время старались не открыть всей правды, а после начали перекладывать вину друг на друга и на змея. Создатель увидел, как быстро освоили они науку лжи и как быстро закрылись их сердца. Бог понял, что не раскаются Его творения, пока не осознают того, что впустили в свою душу, и сами не изгонят злобу, ложь и страх из своих сердец.

До сих пор люди не смогли изжить в себе эти страшные пороки. Но все же те, кто стремится к добру, становятся лучше, хотя гораздо лучше было бы совсем не совершать дурных поступков. Как мы видим в жизни, это мало кому удается, поэтому все мы грешны. Но, поступая плохо, мы знаем, что неправы, и большинство из нас стыдятся этого.

Что имел в виду Бог, когда обещал змею, что его уничтожит потомок Адама? Всеведущий Создатель имел в виду Иисуса Христа, а также то, что когда-то люди все же победят зло в своем сердце. Если Тот, Кто знает все, так в этом уверен, то что нам остается? Идти по пути добра, воспитывая его в себе, с благодарностью к Тому, Кто дал нам эту надежду.

Каин и Авель

У Адама было два сына: Каин и Авель. Каин занимался земледелием, Авель пас овец.

Однажды они приносили Богу жертву:[5] Каин – земные плоды, а Авель – первородное животное из своего стада. Жертву Авелеву Бог принял, а Каинову нет.[6] За это Каин возненавидел своего брата, вывел его в поле и убил.

Господь спросил у Каина: «Каин, где твой брат Авель?» Каин дерзко отвечал: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь же сказал ему: «Что ты сделал? Пролитая кровь твоего брата вопиет ко Мне от земли.[7] Будь же ты проклят! Целый век ты будешь скитаться и нигде не найдешь себе покоя!»

И пошел Каин со своей женой от лица Божия,[8] поселился далеко от своих родных. От него произошли нечестивые люди, которые стали называться сынами человеческими. Они скоро совсем забыли Бога.

На место Авеля Бог дал Адаму третьего сына Сифа, а после Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, которые назывались сынами Божиими.[9] Из них особенно замечательны: Енох, который за праведную жизнь был взят живым на небо, и Мафусал, который дольше всех людей жил на земле.[10]

Потоп

(за 3246 лет до рождества Христова)

Когда люди размножились на земле, потомки Сифа стали брать себе жен из потомства Каина. От этого все люди на земле стали нечестивыми. Остался только один Ной, который вел благочестивую и угодную Богу жизнь. Тогда Бог дал людям на исправление 120 лет – это очень долгое время. Но Господь долго терпит, пока накажет. Когда же это время прошло, а нечестие все более и более увеличивалось, Бог положил истребить потопом весь человеческий род, кроме Ноя и его семейства. Бог повелел Ною построить ковчег:[11] 300 локтей[12] в длину 50 в ширину и 30 в высоту, со многими отделениями для скота, зверей, птиц и гадов, живущих на земле.

И сделал Ной все, как повелел ему Бог, и вошел в ковчег сам с женой и три его сына со своими женами. Из животных, живущих на земле, а также из птиц он взял с собой чистых[13] по семь пар, а нечистых по паре (мужской пол и женский), чтобы они могли размножиться после потопа. Взял он с собой и пищи для пропитания себя и вошедших с ним.

Когда все вошли в ковчег, Сам Бог закрыл за ними дверь, и в тот же день полил сильный дождь, который шел сорок дней и сорок ночей. Моря и реки вышли из берегов, и вода покрыла всю землю.

Вода прибывала 150 дней, то есть ровно пять месяцев, и поднялась так высоко, что покрыла самые высокие горы. Тогда погибли все злые люди и все живущее на земле, а ковчег поднялся и плавал по воде.

Потом, на шестом месяце, послал Бог на землю сильный ветер. Вода стала мало-помалу уменьшаться. Тогда ковчег остановился в Армении, на горах Араратских.

Спустя 40 дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, осушилась ли земля, но ворон назад не возвратился. Потом Ной через каждые семь дней выпускал голубей. В первый раз голубь еще не нашел сухого места на земле и возвратился в ковчег; в другой раз, полетав, также возвратился и принес во рту масличную ветвь; в третий раз он уже не возвратился назад. Из этого Ной узнал, что земля осушилась, и вышел из ковчега сам со своим семейством и вывел всех животных.

Потоп продолжался целый год. По окончании его Ной поблагодарил Бога за свое спасение и принес Ему жертву. Бог принял жертву Ноя и обещал ему, что уже никогда не будет потопа на земле. И знаком Своего обещания Бог сделал семицветную радугу, которая с тех пор и служит людям вечным напоминанием о Божием обещании.

Столпотворение вавилонское

Скоро люди опять размножились после потопа. Сперва все они говорили на одном языке, составляли один народ и жили вместе в долине Сеннаарской, близ реки Евфрат, но потом Богу угодно было расселить род человеческий по всей земле, и вот как это случилось.

Желая прославить имя свое в потомстве каким-либо памятником, люди наделали кирпичей и начали строить город, а в нем высокую башню до самых небес, «чтобы касалась небес и чтобы видна была с любого места земли». Но Бог остановил это безумное дело. Он видел, что люди строят башню из-за одной гордости, против Его воли. Бог знал, что это дело несбыточное. И Он не разрешил продолжать строительство. Бог смешал их языки так, что они не могли понять один одного и, оставив работу, разошлись по разным странам.[14] Так и произошли разные народы, говорящие на разных языках.

Город, в котором строилась башня, назван Вавилоном, то есть смешением.

Авраам

(за 2039 лет до рождества Христова)

После вавилонского столпотворения, когда люди рассеялись по разным странам, они стали мало-помалу забывать истинного Бога. А так как без Бога жить нельзя, то они вздумали почитать за Бога солнце, луну, звезды, разных животных и идолов.[15] Это называлось язычеством, или идолопоклонством.

Чтобы сохранить между людьми истинную веру, Бог избрал Авраама из потомства Сима. Бог явился Аврааму в земле Халдейской (или Месопотамии) и сказал ему: «Выйди из твоего отечества и из твоего дома и иди в землю, которую Я тебе укажу. Там Я произведу от тебя великий народ и благословлю, и прославлю твое имя, и благословятся в тебе все племена земные»2. Авраам исполнил повеление Божие. Он оставил землю Халдейскую и переселился в землю Ханаанскую с женой своей Саррой и племянником Лотом. Там было много хлеба, овощей, большие виноградники и тучные луга. Аврааму это все понравилось. Он сделал алтарь (или жертвенник), чтобы приносить Богу жертву, и начал рассказывать другим людям о милосердии Бога.

Разлучение Авраама с Лотом

Поселившись в земле Ханаанской, Авраам и Лот занимались скотоводством. У обоих было много разного скота и много слуг. Но вот между пастухами Авраама и пастухами Лота начались ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздоров между пастухами моими и твоими. Вот вся земля перед тобой: выбирай место, где хочешь. Если ты пойдешь направо, то я налево, а если ты налево, то я направо».

Лот выбрал себе прекрасную Иорданскую равнину, которая цвела, как Божий рай. Авраам же остался жить в земле Ханаанской и поселился у дуба Мамрийского.

Завет Бога с Авраамом

В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой кто-либо, а родной сын твой будет наследником твоим. Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их: так будет велико потомство твое».

Но после этого прошло много времени, а обещание Божие не исполнялось: у Авраама не было детей. Тогда Бог опять явился ему и сказал: «Я – Бог твой, угождай Мне и будь непорочен. Я поставлю завет (то есть договор) Мой с тобой и дам тебе многочисленное потомство». И знаком Своего завета с Авраамом Господь установил обрезание. При этом Господь обещал Аврааму, что от Сарры родится у него сын Исаак. Авраам с верой и благодарностью принял обещание Милосердного Бога.

Явление Бога Аврааму в виде трех странников

Однажды Авраам в полдень сидел у дверей своего шатра, у дуба Мамрийского. Подняв глаза и увидев перед собой на пути трех странников, он пошел им навстречу, поклонился до земли и попросил их зайти к нему отдохнуть и подкрепиться на дорогу пищей. Странники согласились.

Тогда Авраам пошел в шатер к Сарре и сказал ей: «Поскорей замеси пшеничной муки и сделай пресные хлебы». Потом побежал к стаду, выбрал лучшего теленка и велел слуге приготовить его. Когда же все было готово, он еще взял масла и молока и все поставил перед гостями. Они ели, а Авраам, стоя, служил им.

Гости были не простыми странниками. Это был Господь и с ним два ангела. За обедом Господь спросил у Авраама: «Где твоя жена Сарра?» «Здесь, в шатре», – отвечал Авраам. Тогда Господь сказал: «Через год Я буду у тебя, тогда Сарра родит тебе сына».

Услыхав эти слова, Сарра рассмеялась. Она была уже стара и не верила, что у нее родится сын. Но Господь сказал ей: «Чего ты, Сарра, смеешься? Разве есть что невозможное для Бога?»

Кончив обед, странники пошли по дороге к Содому, а Авраам провожал их. Скоро два ангела отделились и пошли вперед, а Господь, оставшись с Авраамом, сказал ему: «Не могу утаить от тебя, что Я положил истребить жителей Содома и Гоморры за тяжкие грехи их». Авраам осмелился спросить у Господа: «Неужели Ты погубишь Содом, если в нем найдется хотя бы пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если найду пятьдесят праведников, то для них не погублю места». Авраам спросил еще: «А если там будет сорок пять праведников? А если сорок? Или тридцать? Если двадцать? Если даже десять?» Но Господь сказал: «Не погублю и для десяти».

Господь удалился, а Авраам возвратился в свой шатер.

Гибель городов Содома и Гоморры

(за 2015 лет до рождества Христова)

Был уже вечер, когда два ангела, которые были с Господом у Авраама, пришли в Содом. Лот, увидев их и приняв за простых странников, подошел к ним, поклонился до земли и сказал: «Прошу вас, зайдите ко мне и переночуйте». Они согласились. Лот приготовил им ужин, и они ели.

Еще они не легли спать, как нечестивые жители Содома, собравшись, приступили к дому Лота и стали требовать, чтобы он выдал им странников. Лот вышел к ним и стал просить их, говоря: «Братья! Не делайте никакого зла людям, которых я привел в свой дом». Но содомские жители не слушали его слов и хотели выломать дверь. Тогда ангелы наказали их слепотой, так что они не могли найти дверей.

Затем ангелы открыли Лоту, что Господь положил истребить Содом, а ему с семейством велели скорее выбираться из города.

Как только стала заниматься заря, они взяли за руки Лота и его жену и двух его дочерей, вывели их за город и сказали: «Убегайте скорее и не оглядывайтесь назад, чтобы не погибнуть». Едва только Лот с семейством успел отойти от города, как Господь послал с неба огонь на Содом и Гоморру и попалил их. Жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Бог справедлив: тех, кто не слушает Его, Он наказывает.

Где были эти города, там теперь соленое озеро, известное под именем Мертвое море.

Принесение Исаака в жертву

Предсказание Божие исполнилось. Аврааму и Сарре на старости лет дал Бог сына, которого они назвали Исааком (что значит «смех»).

Когда Исаак вырос, Бог захотел испытать веру Авраама. Явившись ему, Бог сказал: «Возьми возлюбленного твоего сына Исаака, иди в землю Мориам, там, на горе, принеси его Мне в жертву».

Авраам повиновался повелению Божию. Встав рано, он наколол дров, оседлал осла, взял с собой двух служителей и Исаака, сына своего, и отправился в путь.

На третий день они пришли к месту, указанному Богом. Тогда Авраам сказал слугам: «Останьтесь с ослом здесь, под горой, а я с сыном пойду на гору помолиться». Сам он взял огонь и нож, а Исаак нес дрова. Дорогой Исаак спросил: «Отец мой! Огонь и дрова у нас есть, где же агнец для жертвы?» «Господь укажет нам агнца», – ответил Авраам, и оба пошли далее.

Взойдя на гору, Авраам устроил жертвенник, положил на него дрова, а на дрова связанного Исаака, своего сына, и уже взял нож, чтобы заколоть его, но в эту минуту услышал голос с неба: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на Исаака, теперь Я знаю, что ты боишься Бога, когда не пожалел для Меня единственного возлюбленного своего сына. За это Я умножу потомство твое, как небесные звезды и как морской песок». При этом Авраам опять получил обещание, что от потомства его родится Спаситель мира.

Развязав Исаака, Авраам обнимал и целовал его от радости, что тот остался жив. «Но все-таки надо принести Богу какую-то жертву», – подумал Авраам и увидел ягненка, который стоял, зацепившись рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву вместо Исаака. Потом он с сыном и слугами возвратился в свой шатер.

Женитьба Исаака

(за 1974 года до рождества Христова)

Когда Исааку стало сорок лет, Авраам призвал к себе верного своего раба и сказал ему: «Поклянись мне Богом, что ты не возьмешь моему сыну жены в земле Ханааской, но пойдешь в мое отечество, к моим родным, и оттуда возьмешь жену Исааку». Раб поклялся и, взяв десять верблюдов и много дорогих подарков, отправился в Месопотамию, в город Харран, где жил Вафуил, племянник Авраама.

Был вечер, когда раб Авраама прибыл в Харран. Он остановился у колодца и стал молиться в своем сердце так: «Господи Боже! Сделай так, чтобы назначенная Тобой для Исаака невеста была та, которая, придя за водой, по просьбе моей напоить меня сама вызвалась бы напоить и моих верблюдов».

Не успел он еще окончить этой молитвы, как увидел, что прекрасная девица идет за водой. Она подошла к колодцу, набрала воды и уже хотела идти назад, но тут подошел к ней раб Авраама и сказал: «Дай мне воды напиться». «Пей, сколько тебе угодно, я и верблюдов твоих напою», – сказала девица. И, напоив его, стала наливать в корыто воду для верблюдов. Раб только смотрел на нее и думал: «Неужели так скоро услышал Господь мое прошение?»

Когда верблюды напились, он достал золотые серьги и, подарив их девице, спросил у нее: «Чья ты дочь, и есть ли в доме отца твоего место нам для ночлега?» Она отвечала: «Я – Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова. У нас есть много соломы и корма и есть место для ночлега». Сказав это, она побежала домой и рассказала все, что видела у колодца.

Тогда Лаван, брат Ревекки, пошел к колодцу и пригласил раба к себе в дом. Здесь предложили ему ужин, но он сказал, что до тех пор не примет пищи, пока не скажет, для чего он к ним пришел. И он рассказал, как Авраам послал его взять жену Исааку и как он узнал, что Господь избрал Ревекку в жены Исааку.

Окончив рассказ, он спросил: «Отдадите ли Ревекку за Исаака?»

Лаван и Вафуил на это сказали: «Если так устроил Бог, то и мы согласны. Вот Ревекка, возьми ее, пусть она будет женой Исаака». Потом спросили у Ревекки: «Пойдешь ли с этим человеком?» Она сказала: «Пойду». Тогда раб Авраама поблагодарил Бога за Его милости, отдал дорогие подарки Ревекке, а также ее матери и брату и на другой день отправился с ней в землю Ханаанскую.

Исаак и его благочестивая жена Ревекка любили друг друга и жили счастливо.

Исав и Иаков

(за 1954 года до рождества Христова)

Спустя 20 лет после женитьбы Исаака на Ревекке у них родились два сына – близнецы. Старшего они назвали Исавом, а младшего – Иаковом. Исав по виду был косматый и нрава дикого, он занимался звероловством, и за это любил его отец. Иаков был кроток и благочестив, за это особенно любила его мать.

Однажды Исав возвратился с охоты очень голодным и увидел, что Иаков приготовил себе похлебку из чечевицы. «Дай мне поесть этого кушанья», – сказал он Иакову. «Отдай мне свое первенство!»,[16] – отвечал Иаков. Исав сказал: «На что мне это первенство, когда я умираю с голоду, возьми его себе». И когда при этом он поклялся, что отдает Иакову свое первенство, Иаков дал ему хлеба и похлебки. Исав съел и пошел, ни во что не ставя свое первенство. А так как он не дорожил им, то Бог устроил так, что оно действительно досталось Иакову.

Это было так. Когда Исаак состарился и от старости ослеп, то призвал к себе старшего сына Исава и сказал ему: «Вот я состарился, не знаю, долго ли еще проживу. Поди в поле, налови дичи и приготовь мне кушанье, какое я люблю, тогда я благословлю тебя». Эти слова услышала Ревекка и, как только Исав ушел в поле, велела Иакову взять из стада двух молодых козлят и приготовила из них кушанье, какое любил Исаак, потом обернула шею и руки Иакова кожей козлят, надела на него лучшее платье Исава. Зачем она сделала все это? Конечно, для того, чтобы Иаков казался таким же косматым, как и Исав, если отец захочет ощупать сына. Затем она дала Иакову блюдо с едой и послала к отцу принять благословение.

Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» Исаак спросил: «Кто ты, сын мой?!» Иаков отвечал: «Я – Исав, твой старший сын, встань, поешь, что я изловил, и благослови меня». Исаак сказал: «Пойди ко мне, сын мой!» Иаков подошел к отцу, а он провел рукой по лицу и рукам Иакова и сказал: «Голос как будто Иакова, а руки и шея Исава». И еще спросил: «Точно ли ты Исав?» Иаков отвечал: «Да, я – Исав». После этого Исаак стал есть и, поев, сказал: «Поди сюда, сын мой, и поцелуй меня». Иаков подошел к отцу и поцеловал его, затем стал на колени. Старый благочестивый отец положил ему на голову руки и благословил его так: «Да даст тебе Бог множество хлеба и вина; будь господином над твоими братьями; да будет проклят тот, кто станет проклинать тебя, и да будет благословен тот, кто благословит тебя».

Только Иаков вышел от отца, как пришел с поля Исав. Он принес Исааку любимое кушанье и сказал: «Встань, отец мой, поешь, что я изловил, и благослови меня». Услыхав голос Исава, Исаак ужаснулся и сказал: «Кто же это приносил мне поесть, и я ел и благословил его? Это Иаков приходил с хитростью и получил благословение! Он и будет благословен!» Тогда Исав горько заплакал и сказал: «Отец мой! Благослови и меня». Исаак сжалился над ним и сказал: «Вот и тебе даст Бог плодородную землю; ты будешь служить своему брату, но некогда сбросишь с себя его власть».

С этой поры Исав стал ненавидеть своего брата и говорил: «Как только умрет отец, я убью Иакова».

Путешествие Иакова в Месопотамию

(за 1877 лет до рождества Христова)

Когда Исаак и Ревекка узнали, что Исав ненавидит Иакова и хочет убить его, они сказали Иакову: «Уйди ты в Месопотамию к своему дяде Лавану, поживи у него, пока минет гнев Исава, и там женись на дочери Лавана, твоего дяди». Сказав это, они благословили его в путь.

Иаков отправился в путь один и шел до самого вечера. Потом, когда наступила ночь, он лег на землю, положив под голову камень, и заснул. И вот видит он во сне лестницу, которая стоит на земле, а верхним концом касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь и говорит ему: «Я – Бог Авраамов и Бог Исааков, не бойся! Я дам тебе и твоему потомству землю, на которой ты спишь. А потомства у тебя будет так много, как песка в море. Я не оставлю тебя и возвращу в эту же землю». При этом ему, как и Аврааму, дал Бог обещание, что от его потомства родится Спаситель мира. Пробудившись ото сна, Иаков сказал: «Место это святое», и полил елея[17] на камень, на котором спал. Потом он дал обещание устроить на этом месте жертвенник, когда Господь благополучно возвратит его в дом отца, и пошел далее.

Придя в Месопотамию, к городу Харрану, Иаков остановился у колодца, где пастухи поили свой скот. Он спросил у них: «Братья! Знаете ли вы Лавана?» Они отвечали: «Знаем, а вот и дочь его, Рахиль, идет к колодцу со стадом».

Конец ознакомительного фрагмента.