Вы здесь

Уроки для воскресной школы. Часть I. Молитвы. Беседы о христианстве (Л. Ф. Верниковская)

Часть I

Молитвы

Беседы о христианстве

МОЛИТВА ПОКАЯННАЯ

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и неведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

МОЛИТВА ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДСКОГО

Господи! Имя Тебе Любовь: не отвергни меня заблуждающегося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающего. Имя Тебе Свят: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умри мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не переставай миловать меня. Аминь.


Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым мы дышим, траву, деревья, горы, реки, моря, океаны, рыб, птиц, зверей и, наконец, людей – все это сотворил Бог, т. е. мир есть творение Божие.

Кто такой Бог?

Бог – высочайшее существо. Ему нет равных нигде: ни на земле, ни на небе.

Бог – бестелесный и невидимый Дух. В Библии сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».

Бог вечный. Он всегда был и всегда будет. Бог вне времени. Бог есть всегда.

Бог неизменяемый. Он всегда одинаковый. В Нем нет никакой перемены: Он не стареет, не растет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется.

Бог всемогущий. Для Него нет ничего невозможного, нет ничего такого, чтобы Он не смог сделать.

Бог вездесущий. Он всегда в любое время находится везде. Нет такого места в мире, где бы не было Бога.

Бог всеведущий. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет.

Бог всеблагий. Он любит всех людей, живущих на земле. «Бог есть любовь», – учит Слово Божие:

Любовь долготерпит, милосердствует,

любовь не завидует,

любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует,

не ищет своего, не раздражается,

не мыслит зла, не радуется неправде,

а сорадуется истине,

все покрывает, всему верит,

всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает…

Теперь пребывают сии три:

вера, надежда, любовь,

но любовь из них больше.

1-е Посл. к Коринфянам

Бог всеправедный. Он в высшей степени справедливый. Бог справедливо судит людей: Он не наказывает без причины, но и не оставляет человека без наказания за всякое плохое дело, за плохие мысли.

Мы называем Бога Отцом Небесным – Он заботится о нас как добрый отец о своих детях. Мы называем Бога Творцом, или Создателем, – Он сотворил все видимое и невидимое. Мы называем Бога Вседержителем, Владыкою, Царем – Он над всем владычествует и царствует, всем управляет.

Что является символом христианства?

Знак Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю пострадать за людей и был распят на кресте, чтобы спасти нас от грехов и смерти, – это крест. Когда хотят показать, что что-то посвящено Спасителю, отмечают это крестом: крест ставится на Церкви, на Евангелии, на церковных одеждах священника, крест носит на груди священник, все христиане носят свой нательный крест. Мы изображаем крест на себе, т. е. крестимся: складываем три первых пальца правой руки вместе и кладем их на лоб, на грудь, на правое и левое плечо. Три сложенных вместе пальца показывают, что мы верим в то, что Бог триедин:

Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Это не одно лицо, а Три Лица, но это не три бога, Один Бог. Два остальных пальца – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони. Они означают, что мы верим в то, что Иисус Христос есть одновременно и Настоящий Бог, и настоящий человек, т. е. Богочеловек.

Изображая на себе крест, мы показываем, что хотим принадлежать Спасителю, хотим служить Ему.

Крест – древнейший и широко распространенный в религии знак, символ, имевший на протяжении человеческой истории множество форм. Еще в дохристианский период крест был символом Космоса – две пересеченные линии символизировали собой четыре стороны света. Крест также был знаком Древа Жизни. Широко почитался крест народами, не знавшими еще христианства, особенно в Северной и Центральной Америке. В Индии крест был эмблемой бога огня Агни. В Китае крест считали и считают лестницей на небо. В Африке знак креста символизировал покровительство, защиту, космическое единство.

В римской, персидской и иудейской традициях распятие на кресте было жестоким и унизительным способом наказания для рабов, пиратов, бунтовщиков, преступников. Поэтому во времена Христа крест еще не был символом, способным привлечь новых верующих. Боязнь насмешки, преследование властей были причиной появления у ранних христиан различных вариантов креста – распятия в качестве тайных эмблем креста. Официальное почитание креста в христианстве вводится с IV века и сопровождается легендой о воздвижении святого креста императрицей Еленой.

В 326 году после Рождества Христова благочестивая Елена прибыла в Иерусалим. Она желала отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. На горе Голгофе из земли были вырыты три креста, они были очень похожи и нельзя было узнать, какой Крест Господень. Тогда решили возложить кресты попеременно на покойника, которого в это время проносили мимо. И когда возложили третий крест, умерший воскрес. По этому чуду узнали Крест Иисуса Христа. Собралось много христиан, и каждый хотел поклониться Животворящему Кресту Господню.

После того как христианство достаточно распространилось, крест стал символом искупления через самопожертвование Христа. В XVI веке обычный крест уже стал грандиозным утешительным символом человеческого страдания.

Святитель Иоанн Златоуст учит:

Крест – знак нашего спасения,

Крест – упование христиан,

Крест – основание Церкви,

Крест – безопасность вселенной,

Крест – победа над диаволом.

Воздадим же хвалу Честному и Животворящему Кресту!

Формы креста были самыми разнообразными. Латинский крест – горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины – традиционный христианский крест. Греческий крест – горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной перекладины – крест святого Георгия. «Папский крест» имеет три равные горизонтальные перекладины, «патриарший крест» – две горизонтальные перекладины. Крест святого Петра – перевернутый латинский крест с заостренными концами; это эмблема тамплиеров. Крест, образованный четырьмя треугольниками, – эмблема тевтонского рыцарского ордена.

Крестное знамение дает нам великую силу делать добро и отгоняет от нас зло. Поэтому креститься нужно во всех важных случаях: в опасности, в горе, в радости, при начале всякого дела, при приближении к чему-либо святому (входя в церковь, прикладываясь к иконе, к кресту и т. п.).

Но мы должны помнить, что крест нужно класть правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание руками. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу, т. е. совершаем грех.

Молитва Честному Кресту:

Огради мя, Господи,

силою Честнаго и Животворящаго

Твоего Креста

и сохрани мя от всякого зла.

Молясь, нужно креститься в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы.

Что такое грех?

Грех, или зло, есть нарушение закона Божия, нарушение воли Божией.

Как же люди стали грешить? Прежде чем сотворить мир и человека, Бог сотворил ангелов – бестелесных, невидимых, бессмертных духов. Все ангелы были сразу добрыми, они любили Бога и друг друга. Их было много, они различались между собой по степени совершенства и по роду своего служения. Бог дал им полную свободу: желают они жить с Богом или без Бога.

Один из самых светлых и сильных ангелов не захотел любить Бога и исполнять его волю. Он захотел сам стать как Бог. Он перестал слушаться Бога и сделался врагом Божиим. Он стал темным, злым духом – дьяволом (клеветником), сатаной (противником Бога). За ним пошло много и других ангелов, которые стали злыми духами, т. е. бесами. За такое поведение Бог лишил этих ангелов света и блаженства, и они провалились в ад, в преисподнюю. Там они мучаются в своей злобе и никогда уже не смогут быть добрыми. Так возникло зло. Зло – это все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

Дьявол научил и первых людей – Адама и Еву – не слушаться Бога, т. е. научил грешить. Все люди произошли от согрешивших Адама и Евы, поэтому грех завладел всеми людьми. Люди стали страдать и умирать, они научились делать зло. Но Бог милосерден. Он послал на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Если мы согрешили, то милосердный Бог может нас простить. А для этого надо покаяться, чтобы зло и грех в нашей душе умерли. Это значит, что мы должны признаться перед Господом в своем грехе, всей душой сожалеть о содеянном и просить простить нас. Без покаяния Бог не прощает никакого греха. Мы должны молить Бога простить нас:

Боже, милостив буди

мне грешному (грешной).

Что такое молитва?

Это благоговейная, смиренная беседа человека с Господом. Это наш разговор с Богом, обращение к Богу с какой-либо просьбой или с благодарностью. И в радости, и в печали мы обращаемся к Богу с молитвой. А Господь добр и милостив. Если мы обращаемся к Нему от чистого сердца, с верой и усердием просим о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. Поэтому надо всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только Бог знает, когда и что нам нужно, что полезно, а что вредно.

Очень плохо делают те, кто лениво молится Богу, тем самым они удаляются от Бога.

Церковное богослужение испокон веков проводится на особом церковно-славянском языке, на котором в обычной жизни не разговаривают. На этом языке говорили с Богом, молились и преподобный Сергий Радонежский (XIV век), и святые благоверные князья Александр Невский (XIII век) и Дмитрий Донской (XIV век), и великое множество наших православных предков. Во многих молитвенниках есть словарик наиболее употребительных церковно-славянских слов и выражений, встречающихся в молитвах. Например, не понятно слово «велегласно», посмотрел в словарик и знаешь, что оно переводится как «громко», или «мытарь» – «сборщик податей», или «отженет» – «отгонит» и т. д.

В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу благоговейно, смиренно и с чистым сердцем, так, как это делали святые отцы во время своих молитв. Мы, конечно, можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы одну главу из Священного Писания.

Молитвы надо читать регулярно и в определенное время дня: таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Молитва является подвигом до конца нашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв.

Читая молитвы, надо правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Тогда необходимо вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. И так возвращаться каждый раз. При этом надо начать читать молитву медленнее и обращать внимание на каждое слово.

Молиться можно и вслух, и про себя – Бог всегда слышит нас, Он знает каждую нашу мысль, каждое наше чувство. Но вначале надо научиться молиться вслух, а для этого следует ходить в Церковь, или в храм. Храм – это дом Божий. А чтобы все знали, что храм посвящен Богу, на куполах у него кресты. Хозяин в храме – Господь.

Подходя к храму, нужно перекреститься, успокоиться, не думать ни о чем постороннем, ни на кого не сердиться. При входе в храм следует прочитать молитву:

Во имя Отца, и Сына,

и Святаго Духа. Аминь.

Слово «аминь» означает «истинно, правда, да будет так».

Чтобы выразить Богу наше почитание, мы во время молитвы стоим, а не сидим; только больным и очень старым людям дозволяется молиться сидя. В знак нашего смирения мы сопровождаем молитву поклонами. Поклоны бывают поясные (когда наклоняемся до пояса) и земные (когда становимся на колени и головою касаемся земли).

Молитвы бывают разные. Если мы прославляем Бога и благодарим Его за что-то, это хвалебные и благодарственные молитвы. Если с нами случилось какое-то несчастье, или болезнь, или беда, или нужда, то мы просим у Бога помощи. Такие молитвы будут просительными. Если мы сделали что-то плохое, согрешили и тем самым провинились перед Богом, мы должны просить у Него прощение, каяться. Такие молитвы называются покаянными. Так как мы постоянно грешим, то прежде чем что-то просить у Бога, надо покаяться. Поэтому покаянная молитва всегда должна произноситься перед просительной молитвой.

Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и дома, и в храме, и в пути. Христианин обязан молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом какого-то дела и после его окончания.

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что он сохранил нас в прошедшую ночь, чтобы попросить Его благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы благодарим Бога за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Прежде чем приступить к молитвам, произносят начальную молитву:

Во имя Отца, и Сына,

и Святаго Духа. Аминь.

Произнося эту молитву, мы обращаемся к Пресвятой Троице и просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Когда мы вспоминаем о наших грехах, во славу Святой Троицы мы 3 раза произносим следующую молитву:

Господи, помилуй!

Это древнейшая молитва, ее легко запомнить. Если мы произносим эту молитву 12 раз, тем самым испрашиваем у Бога благословение на каждый час дня и ночи, а если 40 раз – на всю нашу жизнь.

В знак нашей благодарности Богу за Его милость произносим по окончании дела хвалебную молитву:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Можно сказать короче: «Слава Богу». Этой молитвой мы ничего не просим у Бога, а только славим Его.

Молитва мытаря (сборщика податей) взята из притчи Спасителя, которую он однажды рассказал людям для их вразумления:

Боже, милостив буди мне грешному.

Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы возносим молитву Иисусу Христу:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,

молитв ради Пречистыя Твоея Матери

и всех святых,

помилуй нас. Аминь.

В этой молитве мы просим помолиться перед Спасителем нашим о нас грешных всех святых и Божию Матерь, имеющую особенную благодать спасать Своим заступничеством за нас грешных перед Сыном Своим.

Мы молимся и Третьему Лицу Святой Троицы – Духу Святому:

Царю Небесный,

Утешителю, Душе истины,

иже везде сый и вся исполняяй,

сокровище благих и жизни Подателю,

прииди и вселися в ны,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

В этой молитве мы называем Духа Святого Царем Небесным (Он, равный Богу Отцу и Богу Сыну, незримо царствует над нами, владеет нами и всем миром), Утешителем (Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях), Духом истины (Он научает всех истине, правде, что для нас полезно и служит к нашему спасению). Он находится везде и все Собой наполняет, Он все видит и, что нужно, дает. Он – источник всех благодеяний, источник всего хорошего. Люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь, очищаясь через Него от грехов своих. Мы просим Святой Дух постоянно пребывать в нас, очистить нас от греха, спасти наши души и даровать нам Царство небесное.

Песнь Пресвятой Троице (или «Трисвятое») называется ангельской потому, что ее воспевают святые ангелы, окружающие на небе престол Божий. Эту молитву христиане стали употреблять спустя 400 лет после Рождества Христова:

Святый Боже,

Святый Крепкий,

Святый Бессмертный,

помилуй нас

(читается трижды).

В Константинополе было сильное землетрясение. Люди молились. Во время этого общего моления один благочестивый отрок невидимой силой был поднят на небо у всех на виду, а потом невредимым спущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе, как пели святые ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Люди повторили эту молитву и добавили: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

В этой молитве Святый Боже – Бог Отец, Святый Крепкий – Бог Сын, Святый Бессмертный – Дух Святой.

В молитве «Славословие Пресвятой Троице» мы ничего не просим у Бога, а только славим Его:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу,

и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице просительная:

Пресвятая Троице, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наша;

Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша,

имене Твоего ради.

В этой молитве мы сначала обращаемся ко всем Трем Лицам вместе, а затем к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши, к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши, к Богу Святому Духу, чтобы Он посетил нас и исцелил болезни наши. И в конце молитвы мы обращаемся опять ко всем Трем Лицам Святой Троицы.

Однажды ученики попросили Иисуса Христа научить их молиться, и Господь дал им молитву, которая поэтому и называется «Молитва Господня». Они научили этой молитве всех христиан. Теперь во всем мире, во всех странах и православные, и католики, и протестанты молятся словами этой молитвы:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство и сила,

и слава во веки. Аминь.

Эта молитва – самая главная из всех. Мы в ней обращаемся к Богу Отцу – Отче наш, первому Лицу Святой Троицы. Мы называем Его Отцом небесным и призываем выслушать наши просьбы. Их семь:

1-я: да святится имя Твое, т. е. помоги нам жить праведно и своими святыми делами прославлять имя Твое;

2-я: да приидет Царствие Твое, т. е. удостой нас Царства Твоего небесного, царствуй в нас и управляй нами;

3-я: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, т. е. пусть будет все так, как Тебе угодно, помоги нам подчиниться воле Твоей и исполнять ее на земле так же безропотно, как исполняют ее на небе святые ангелы;

4-я: хлеб наш насущный даждь нам днесь,

т. е. подай нам на сегодня хлеб наш насущный (здесь: хлеб – все необходимое нам для жизни на земле: пища, одежда, жилье). Господь заповедал нам просить не богатство, не роскошь, а только самое необходимое;

5-я: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, т. е. прости нам наши грехи, как и мы прощаем тех, кто нас оскорбил или обидел;

6-я: и не введи нас во искушение, т. е. помоги нам преодолевать соблазны, когда они появляются;

7-я: но избави нас от лукавого, т. е. избавь нас от всякого зла.

Молитва «Песнь Пресвятой Богородицы» называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах», которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что Она родит Спасителя мира:

Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие,

Господь с Тобою,

благословенна Ты в женах,

и благословен плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших.

В этой молитве Пресвятую Богородицу (Богородица – потому что от Нее родился истинный Бог) мы называем благодатной, т. е. исполненной благодати Сятого Духа, и благословенной из всех женщин, потому что от Нее родился Сын Божий.

Самая короткая молитва к Божией Матери:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и нашим Богом.

В «Молитве Животворящему Кресту» мы просим Бога, чтобы Он сохранил нас силою Креста Своего:

Спаси, Господи, люди Твоя и

благослови достояние Твое,

победы православным христианом

на сопротивныя даруя и

Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

В этой молитве мы просим, чтобы Господь спас нас и благословил отечество наше, чтобы дал православным христианам победу над врагами.

Когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов. Ангелы – это бестелесные духи. Они невидимы. Но им Бог дал более высокие способности, чем человеку. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны.

Бог посылает ангелов к людям возвестить им Свою волю. Слово «ангел» означает «вестник».

Многим святым во время их жизни на земле являлись ангелы, которые могут принимать облик людей. Ангелы охраняют, предупреждают и спасают. Они являются на зов о помощи.

У каждого христианина при крещении появляется Ангел-Хранитель, который невидимо охраняет его от всякого зла. Поэтому мы должны каждый день просить своего Ангела-Хранителя, чтобы он сохранил и помиловал нас:

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

на соблюдение мне от Бога с небес данный,

прилежно молю тя: ты мя днесь просвети,

и от всякаго зла сохрани,

ко благому деянию настави

и на путь спасения направи. Аминь.

Короткая молитва Ангелу-Хранителю:

Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне!

Мы должны молиться не только Ангелу-Хранителю, но и тому святому или той святой, имя которых носим, потому что они тоже всегда о нас молятся:

Моли Бога о мне, святый (святая) [имя],

яко аз усердно к тебе прибегаю,

скорому помощнику и молитвеннику (скорой

помощнице и молитвеннице) о душе моей.

Мы должны знать день памяти своего святого (святой), знать его (ее) житие и усердно молиться ему (ей).

Начиная какое-либо дело, обязательно помолись:

Господи, благослови!

Учеба – это тоже дело, самое главное дело школьника, поэтому надо знать «Молитву перед учением»:

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл

и укрепляющаго душевныя наши силы,

дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю,

во славу, родителем же нашим на утешение,

Церкви и Отечеству на пользу.

Пояснения: преблагий – премилосердный, предобрый; дабы – чтобы.

Эта молитва к Богу Отцу, Которого мы называем Создатель, Творец. В ней мы просим Его послать Святого Духа, чтобы Он Своей благодатью укрепил наши душевные силы – ум, сердце и волю, чтобы мы, слушая преподавателей, выросли преданными сынами Церкви, верными слугами Отечества и на утешение своих родителей.

Вместо этой молитвы перед учением можно читать «Молитву Святому Духу»: Царю Небесный…

После окончания любого дела надо мысленно поблагодарить Господа:

Слава Тебе, Господи!

И после окончания учебы тоже надо читать молитву – «Молитва после учения»:

Благодарим Тебе, Создателю,

яко сподобил еси нас благодати Твоея,

во еже внимати учению. Благослови наших

начальников, родителей и учителей,

ведущих нас к познанию блага,

и подаждь нам силу и крепость

к продолжениию учения сего.

Это молитва к Богу Отцу. Мы в ней сначала благодарим Господа за то, что Он послал нам помощь понять то, что мы учили, а потом просим Его послать Свою милость нашим начальникам, учителям и родителям, которые дают нам возможность узнать все хорошее и полезное. А в конце молитвы мы просим Господа дать нам здоровье и охоту, чтобы мы с успехом продолжали учебу.

Вместо этой молитвы после учения можно прочитать молитву к Божией Матери:

Достойна есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную

и Матерь Бога нашего.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Пояснения: блажити Тя – прославлять Тебя; присноблаженную – достойную постоянного прославления; пренепорочную – чистую, святую; херувимы и серафимы – самые высшие ангелы, близкие к Богу; без истления – безгрешно и без болезней; Бога Слова – Иисуса Христа; сущую – настоящую.

В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего Иисуса Христа, которая не только выше людей, но и выше святых ангелов.

Перед едой можно читать «Отче наш» («Молитва Господня») или специальную «Молитву пред вкушением пищи»:

Очи всех на Тя, Господи, уповают,

и Ты даеши им пищу во благовремение,

отверзаеши Ты щедрую руку Твою

и исполняеши всякое животно благоволения.

Пояснения: во благовремении – своевременно, когда нужно; отверзаеши – открываешь, чтобы дать; всякое животно – всякое живое существо, т. е. не только людей, но и всех тварей.

Садясь за стол, мы уверены, что Бог пошлет нам пищу, так как Он не только людям, но и всем живым тварям подает все, что нужно для жизни.

После приема пищи следует поблагодарить Бога, прочитав «Молитву после вкушения пищи»:

Благодарим Тя, Христе Боже наш,

яко насытил еси нас земных Твоих благ;

не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия,

но яко посреде учеников Твоих пришел еси,

Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он напитал нас пищей, и просим Его не лишить нас и после нашей смерти вечного блаженства, о чем надо всегда помнить, получая земные блага.

Что такое храм Божий?

Молиться Богу можно везде, потому что Бог везде. Если мы молимся дома – это домашняя молитва, а если в храме – это церковная молитва.

В храме, где совершаются богослужения, пребывает особенная благодать, милость Божия. В храме Божием душа христианина наполняется верой, надеждой и неиссякаемой любовью к Богу, так как храм – это место глубоких духовных переживаний.

Путь человека к Богу лежит через храм Божий. Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется», а Церковь, храм и есть Дом Господень. Спаситель обещал: «Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди их». Поэтому люди и собираются для молитвы вместе и строят для этого особые дома – храмы Божии. Их не строят как обычные дома. Вместо крыши у них купол или несколько куполов. Каждый купол заканчивается главой, на которой ставится крест, что значит: храм посвящен Богу и напоминает о победе Христа над смертью.

Число куполов имеет символическое значение: 1 купол – у церкви одна глава – Христос; 3 купола– в память Святой Троицы; 5 куполов – в память Христа и четырех Евангелистов; 7 куполов – в память семи таинств; 9 куполов – в память девяти ангельских чинов; 13 куполов – в память Христа и двенадцати апостолов.

Каждая Церковь посвящается Господу Богу, поэтому и называется храмом Божиим. Но кроме этого общего названия каждая Церковь имеет еще и свое собственное название, например: Успенская (во имя Успения Божией Матери), Александро-Невская (во имя святого князя Александра Невского), Никольская (во имя святого Николая Чудотворца) и т. д.

Над входом в Церковь строится колокольня, где висят колокола. Колокольный звон нужен для того, чтобы сзывать верующих на молитву, сообщать о важных моментах совершаемой в храме службы.

В России колокольный звон был настоящим искусством, а колокола были разнообразные – от малых до очень больших. Разный колокольный звон имеет различное значение: благовест – начало богослужения; трезвон – начало торжественной службы; перезвон – во время крестных ходов. Сейчас искусство колокольного звона возрождается.

Подходя к храму, надо читать следующую молитву:

Господи, вниду в дом Твой,

поклонюся ко храму Святому Твоему

в страсе Твоем.

Господи, настави мя правдою Твоею,

враг моих ради исправи

пред Тобою путь мой;

да без преткновения прославлю

Едино Божество,

Отца, и Сына, и Святаго Духа,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Перед самым входом в храм надо осенить себя крестным знамением и совершить три поясных поклона – наклониться до пояса, при этом произнося про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Входить в храм надо тихо и благоговейно, помня, что в Доме Божием присутствует незримо Сам Господь. Шум, разговоры, хождения, а тем более смех оскорбляют святость храма Божиего.

В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы, а женщины молятся с покрытой платком головой. Мужчины стоят справа, а женщины – слева.

К службе надо приходить заранее, чтобы спокойно войти в храм, поставить свечи.

Крыльцо, площадка перед входом называются паперть. Внутри храм разделяется на три части: притвор, где стоят иноверцы, кающиеся, а в день Пасхи освящаются куличи, яйца; средняя часть храма, где стоят молящиеся; алтарь, где священнослужители совершают богослужения и находится самое главное место храма – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения. Алтарь символизирует Царство небесное. Он отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон. Иконы содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах иконостас отличается пышностью и богатством. Так, например, иконостас Успенского собора Московского Кремля насчитывает 69 икон, некоторые из них 5-метровой высоты. В иконостасе мы видим три двери: средняя называется Царские Врата, потому что, когда священник выносит чашу с Причастием, Сам Христос проходит их в Святых Дарах.

То, что совершается в храме – чтение, пение, молитвы, – называется богослужением. Богослужение проводят священнослужители.

Главное богослужение совершается утром и называется литургией, или обедней. После литургии можно причащаться. Вечером накануне воскресных или праздничных дней служат всенощную. Если кто-то просит священника о чем-нибудь помолиться, служат молебен Спасителю, или Божией Матери, или какому-либо святому. Если молятся за умерших, служат панихиду.

Церковная свеча – символ молитвы верующего человека. Горящие в храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви к Богу, а также радости и духовного торжества Церкви.

Горящая перед иконой свеча – знак нашей веры и надежды на помощь Божию.

В храме можно молиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого следует подойти к нужной иконе.

За здравие или упокой можно подавать записки. В записке следует писать не более 5–7 имен (полностью, в родительном падеже) и только крещеных людей. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и др.) не пишутся.

Кто такие святые угодники?

Бывает, что мы обращаемся к Богу с молитвой, но Он нас не слышит, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, просили за нас, молили простить нас и помиловать. Святыми угодниками их называют потому, что при жизни на земле они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас.

Святые угодники Божии имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.

Пророки– это святые, жившие еще до пришествия Спасителя на землю. Они по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе, возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса. Из пророков особенно известны Илия, Иона, Иезекииль, Даниил и др.

Апостолы– это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых он во время своей земной жизни посылал на проповеди, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Апостолов сразу было двенадцать, а потом еще семьдесят.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными, так как они больше других потрудились, распространяя христианскую веру.

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов написали Евангелие (учение Иисуса Христа), и их называют Евангелистами.

Святых, которые подобно апостолам распространяли Христову веру в разных местах, называют равноапостольными, т. е. равными апостолам. Это Мария Магдалина, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина, просветительница Грузии, и др.

Мученики– это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками. Первыми пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла и поэтому их называют первомучениками. Если они умирали после особенно тяжелых страданий, их называют великомучениками, как например: святые Варвара и Екатерина, святой Георгий и др.

Святители – это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, например: святой Николай Чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский, и др. Святителей, претерпевших мучения за Иисуса Христа, называют священномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют вселенскими учителями, т. е. учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные– это праведные люди, которые удалились от мирской жизни и угодили Богу. Они не вступали в брак, молились и постились, жили в пустынях и монастырях. Например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Анастасия, Ксения Римляныня и др. Преподобных, претерпевших мучения, называют преподобномучениками.

Бессребреники– это врачеватели болезней, как телесных, так и душевных, которые за свою помощь не брали платы, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др.

Блаженные– это люди, взявшие на себя подвиг во имя Иисуса Христа казаться безумными. За свои труды, постоянные молитвы, пощение, насмешки, а то и побои они получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Юродство во Христе – редкий, трудный, но высокий христианский подвиг. Блаженные добровольно отказывались от всех удобств жизни, от выгод общественного положения или звания, от родства, дружбы, семьи. Днями, а то и неделями они могли обходиться без пищи, одеждой им служило ветхое рубище, большую часть жизни они проводили под открытым небом. Они обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Это, например, Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская и др.

Праведные– это люди, которые вели праведную, угодную Богу жизнь, будучи семейными: святые праведные Иоаким и Анна и др.

Родоначальники человеческого рода – первые праведники на земле. Их называют праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Что такое икона?

Слово «икона» переводится с греческого языка как изображение, образ. Почитание икон характерно только для христианства, т. е. написание икон получило распространение только в православии и католицизме.

В Византии к XI–XII векам сформировался иконописный канон – совокупность правил и норм, которые регламентировали творчество иконописца. Этот канон использовала и Русская Церковь. Создавая икону, иконописец должен был подчеркнуть сверхъестественный характер ее образов, отделить их от реальных событий. Этой цели служили принцип неподвижности, статичности фигур, золотой фон изображаемого, обязательный нимб над головой, изображающий сияние света и славы Божией, и др. Особо прославились такие иконописцы, как Андрей Рублев (его знаменитая икона «Троица»), Феофан Грек (росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.), Дионисий, апостол Лука (писал иконы Божией Матери) и др. Иконы писали на липовых досках (иногда – на холсте) особыми красками, которые разводили святой водой. Прежде чем приняться за работу, иконописец постился, очень много молился и просил у Господа благословения.

На иконах изображали Самого Бога, Божию Матерь, ангелов, святых угодников. Изображение непременно освящалось святой водой, при этом иконе сообщалась благодать Святого Духа. С этого момента икона чтилась как святая. Бывают иконы чудотворные, прославившиеся своими чудесами. Например, Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» находится на Афоне в Ватопедском монастыре и прославилась тем, что Богородица спасла царевича Аркадия, который во время сильной бури упал в море с корабля (в 395 году). Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе. Сойдя на берег, спутники Аркадия увидели его спокойно спавшим под кустом. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном спасении. С тех пор монастырю дано название Ватопед, т. е. «куст отрока» (по-гречески). Алтарь храма устроен на том самом месте, где был найден царевич. Чудотворная икона стоит в приделе, посвященном ее имени.

Молясь перед иконой, надо помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь их изображение. Поэтому не иконе надо молиться, а Богу, Богородице или святому, которые на ней изображены. На святой иконе мы благоговейно созерцаем святые лики, которые поднимают наш ум к Богу и святым угодникам, воспламеняют сердце любовью.

Подойдя к иконе, например, Святителя Николая, произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву.

Святую Троицу изображают в виде трех ангелов с крыльями, сидящих за столом. Бога Отца отдельно изображают в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам. Бога Сына изображают в том виде, каким он был, когда сошел на землю: младенцем на руках у Божией Матери, учащим народ и совершающим чудеса, страдающим на кресте, лежащим в гробу, воскресшим и вознесшимся. Бог Дух Святой изображается в виде голубя или огненных языков.

Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам, изображаемым на иконах, надо молиться не так, как Богу. Надо просить их, чтобы они по любви к нам молились за нас перед Богом, потому что они близки Богу и он скорее услышит их молитвы о нас, чем нас самих.

Молитва, например, святой блаженной Ксении Петербургской:

Святая блаженная Ксения,

Царствие тебе небесное.

Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас.

Молитва святой великомученице Варваре:

Варвару святую почтим:

вражия бо сети сокруши

и яко птица избавися от них помощию

и оружием Креста, всечестная.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу:

Иже добродетелей подвижник,

яко истинный воин Христа Бога,

не страсти вельми подвизался еси в жизни

временней, в пениих, бдениих же и пощениих

образ быв твоим учеником;

темже и вселися в тя Пресвятый Дух,

Егоже действием светло украшен еси.

Но яко имея дерзновение ко Святей Троице,

поминай стадо, еже собрал еси мудре,

и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад

твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеймону:

Страстотерпче святый и целебниче

Пантелеимоне, моли милостиваго Бога,

да прегрешений оставление

подаст душам нашим.

Ближе всех к Богу Богородица. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог многое нам прощает и во многом помогает. Она великая, скорая и милосердная заступница за всех нас.

В России много храмов, посвященных Божией Матери и много Ее чудотворных икон: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница», «Всецарица», «Целительница», «Взыскание погибших», «Державная», «Слово плоть бысть», «Достойно есть», «Троеручица», «Семистрельная», «Неопалимая Купина», «Умиление», «Воспитание», «Аз есмь с вами и никтоже на вы», «Неисчерпаемая Благодать», «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница» и многие-многие другие. Есть иконы Богородицы, названные по тому месту, где они находились: Владимирская, Казанская, Иерусалимская, Минская, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Почаевская, Волоколамская, Грузинская, Жировичская, Ченстоховская, Черниговская и др. В месяцеслове Русской Православной Церкви таких икон упомянуто более 200. Почитаемых же образов Богородицы значительно больше, и они продолжают появляться.

Мы называем Богородицу Царицей небесной, поэтому Ее иногда изображают на иконах с царской короной на голове.

К каждой иконе Богородицы нужно обращаться со своей молитвой.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Утоли моя печали»:

Утоли болезни многовоздыхающия души моея,

Утолившая всяку слезу от лица земли;

Ты бо человеком болезни отгониши

и грешным скорби разрушаеши;

Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,

Пресвятая Мати Дево.

Молитва Пресвятой Богородице перед Иверской иконой:

От святыя иконы Твоея,

о Владычице Богородице,

исцеления и цельбы подаются обильно

с верою и любовию приходящим к ней.

Тако и мою немощь посети,

и душу мою помилуй, Благая,

и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва Божией Матери перед иконой «Знамение»:

Яко необоримую стену

и источник чудес стяжавше

Тя раби Твои, Богородице Пречистая,

сопротивных ополчения низлагаем.

Темже молим Тя:

мир граду Твоему даруй

и душам нашим велию милость.

Молитва Божией Матери перед иконой «Скоропослушница»:

К Богородице притецем сущии в бедах,

и ко святей иконе Ея ныне припадем,

с верою зовуще из глубины души:

скоро услыши наша моления, Дево,

яко Скоропослушница нарекшаяся.

Тебе бо раби Твои в нуждах готовую

Помощницу имамы.

Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью. Им можно заказать молебен.

При болезнях можно молиться: святому великомученику Пантелеймону (от всех недугов), преподобному Феодору Студиту (при болезнях желудка), святой великомученице Параскеве (об исцелении младенцев). О счастливом браке молятся своему Ангелу-Хранителю, святому апостолу Симону (Зилоту), при слабом учении детей – преподобному Сергию Радонежскому, при входе в новый дом – своему Ангелу-Хранителю и праведнику Иосифу (целомудренному), от пожара – Божией Матери перед ее иконой «Неопалимая Купина», при засухе – пророку Илие. В отчаянии обращаются с молитвой к святому Иоанну Златоусту, о покровительстве воинов – к святому великомученику Георгию и т. д.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих изображают на иконах нимб, сияние. В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы: ΟωΝ – это греческое слово, в переводе означает «сущий». Над головой Божией Матери ставят буквы: MP ΘΨ. Это первые и последние буквы греческих слов: Матерь Бога, Божия Матерь.

Дома тоже должны быть иконы Спасителя, Богоматери, cвятителя Николая, именная икона, т. е. образ святого с таким именем, как у вас. Можно купить иконы с изображением тех святых, что вам ближе по душе и сердцу. Принято считать, что в доме не должно быть больше 33 икон.

Какие бывают православные праздники?

Православные праздники – «это дни, посвященные торжественному церковному прославлению самых значительных с точки зрения православия религиозных событий или чествованию наиболее чтимых православием религиозных персонажей».

По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни, Богородичные и в честь святых.

По времени праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приурочены ко дню – они совершаются каждый год в один и тот же день. Подвижные праздники приурочены к числу – числа подвижных праздников меняются каждый год. Главный неподвижный православный праздник – праздник Рождества Христова. Он всегда отмечается 7 января. Главный подвижный православный праздник – праздник Светлого Христова Воскресения, т. е. праздник Пасхи. Он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и приходится на период с 4 апреля по 8 мая.

По важности, по торжественности воспоминаемых Церковью событий православные праздники делятся на великие, средние и малые.

К великим праздникам относятся Двунадесятые (их двенадцать):

1) Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);

2) Воздвижение Честного Креста Господня (27 сентября);

3) Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (4 декабря);

4) Рождество Христово (7 января);

5) Крещение Господне (19 января);

6) Сретение Господне (15 февраля);

7) Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);

8) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи);

9) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе);

10) День Святой Троицы (в 50-й день по Пасхе);

11) Преображение Господне (19 августа);

12) Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

К великим праздникам относятся и некоторые недвунадесятые:

1) Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);

2) Рождество Иоанна Предтечи (7 июля);

3) День святых Петра и Павла (12 июля);

4) Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября);

5) Обрезание Господне (14 января).

Особенностью Двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства (по одному дню, а на Рождество Христово – пять дней и на Богоявление – четыре дня), постпразднства (дни, продолжающие праздник, – от одного до восьми дней, а у Пасхи – сорок дней) и отдания праздника (последний день постпразднства).

Многочисленны праздники, посвященные святым. Особенно православной Церковью почитаются: Николай Чудотворец (Никола вешний и Никола зимний), Илья Пророк (Ильин день), Георгий Победоносец (Егорьев день) и др. Существует праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.

Много праздников посвящено чудотворным иконам. Например, в январе – икон Божией Матери, именуемых «Три радости», «Милостивая», «Блаженное Чрево», «Спасительница утопающих», «В родах помощница», «Млекопитательница», «Акафистная» и др.

Особо выделяются престольные праздники– «это праздники, установленные в память о различных событиях священной истории, Богородице, святых, в честь которых воздвигнут храм или его придел» (словарь «Христианство»). Престольные праздники на Руси начинают отмечаться после официального введения христианства, когда начинают строить христианские храмы в честь какого-либо святого, покровительствующего верующим данного прихода. Такой праздник считался храмовым и отмечался особенно торжественно.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Праздник Рождества Христова – важнейший и торжественнейший, величайший и радостнейший. Это день перемирий, доброты, всеобщей любви и прощения.

Иисус Христос родился 7 января в Вифлееме в убогой темной пещерке, служившей прибежищем для скота. Но когда Дева Мария вошла в пещерку, ее тотчас наполнил свет и вокруг распространились лучи, подобные солнечным.

Первыми свидетелями рождения Господа стали пастухи, пасшие свой скот неподалеку. Вслед за ними пришли волхвы – восточные мудрецы, которых привела необычайно яркая Вифлеемская звезда. Со дня рождения Спасителя на земле наступило новое время. Поэтому праздник Рождества Христова должен быть свободен от житейских занятий, этот день должен быть всецело посвящен Богу.

7 января – первый «всеядный» день, закончился рожденственский пост. На стол было принято выставлять праздничные кушанья: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, обязательно холодец и заливное. Но главное место занимали блюда из свинины, а также пирожки, разнообразные по вкусу и форме – кулебяки, расстегаи, курники, калачи, ватрушки и др.

Так давайте же славить Господа своей верой и своими добрыми делами:

Слава Богу Отцу, слава Святому Духу,

слава Святой Троице,

слава Рождеству Твоему Христову!

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Праздник Крещения Господня установлен в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет и отмечается Церковью 19 января. Крестил Его Иоанн Креститель (Предтеча). Таким образом было положено начало Таинству Крещения. С VIII века закрепился обычай крестить младенцев.

Праздник Крещения носит и другое название – Богоявление, потому что когда Христос выходил из воды, небо отверзлось и на Него сошел Дух Святой в виде голубя. В это время с небес раздался голос Бога Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!»

В праздник Крещения Господня в церквях совершают освящение воды в память о том, что воды Иордана освятились, когда в них вошел Христос. В этот день принято «хождение на Иордан» – крестный ход к рекам, где освящается вода: священник под звон колоколов и пение: «Спаси, Господи, люди Твоя» – опускают в реку крест. Но не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. В течение 12 дней вода считается чистой, святой, она обладает целебными и чудотворными свойствами: исцеляет больных, предотвращает порчу, защищает жилище от молнии. Святая вода обязательно должна быть в доме, где есть маленький ребенок.

Святую Богоявленскую воду бережно хранят в течение всего года, она всегда остается свежей.

Существовало поверье, что человек, крестившийся в этот день – 19 января, – будет счастлив всю жизнь.

Считается, что если в Богоявленскую ночь помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в эту ночь небо открывается.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Праздник Сретения установлен в память о встрече (сретении) младенца Иисуса, которого принесла Пресвятая Мария в Иерусалимский храм через 40 дней после рождения, со старцем Симеоном и 82-летней пророчицей Анной. Отмечается 15 февраля.

Праведному старцу Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит мессию.

Этот праздник заменил собой языческий праздник очищения и покаяния.

Сретение – это встреча последних праведников Ветхого Завета Симеона и Анны с Носителем Нового Завета, это встреча ветхозаветного мира с новозаветным, дохристианского с христианским. Христианство подобно весне, которая пришла после долгой зимы.

Праздник сретения был введен в IV веке, а уже в V веке стал повсеместным.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечают 7 апреля. По народному поверью, Благовещение – самый большой праздник на небесах, на земле и даже в аду. На Руси в этот день по всем городам и селам разносился торжественный колокольный звон – благовест.

Считается большим грехом выполнять в этот день какие-либо работы. «Девка косу не плетет, птица гнезда не вьет», – гласит пословица. Кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение стала вить его; крота Бог потому сделал слепым, что на Благовещение землю рыл. В день Благовещения никакого дела не начинают, даже печь не топят и ничего не готовят. Как проведешь Благовещение, так проведешь и весь год.

Дева Мария, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, жена плотника Иосифа, читала Библию. В это время к ней вошел посланец Бога архангел Гавриил и возвестил, что она обрела благодать у Бога и родит Спасителя мира, наречет его Иисус. Это событие и назвали потом Благовещением. В этот день было положено начало «таинственному общению Бога с человеком».

Отмечать праздник Благовещения стали с IV века, на Русь он пришел в конце X века.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вход Господень в Иерусалим. После того как Христос совершил одно из самых великих своих чудес: воскресил Лазаря одним лишь своим словом, Господь решил вступить в Иерусалим. Народ, называя Иисуса пророком, устилал дорогу Ему пальмовыми ветвями. Иисус вошел в храм Божий и выгнал всех торговцев, опрокинул их столы и скамьи. И говорил им: «Дом мой домом молитвы наречется».

Смысл праздника Входа Господня в том, что верующие в этот день стараются открыть свои сердца перед Богом, как сделали это когда-то жители Иерусалима.

В России же пальмы не растут, поэтому их заменили вербой. Вербное воскресенье празднуют в честь торжественного входа Господня в Иерусалим. Освященные ветки вербы надо принести домой. Целый год они будут хранить дом, после чего их надо заменить новыми, а старые сжечь.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. На 40-й день после Пасхи отмечается праздник Вознесения Господня: Иисус Христос вознесся на небо, окончательно завершив Свое служение Мессии, и вернулся к Отцу.

Церковь исповедует, что этим праздником соединено земное с небесным, что прекращено только видимое присутствие Иисуса Христа на земле, а благодатью Своей Он всегда пребывает с верующими.

Зародился праздник Вознесения в IV–V веках, а современный богослужебный ритуал принял лишь в VIII–IX веках.

В день Вознесения красят яйца, как на Пасху.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. Светлая Пасха – главный праздник православных христиан, «праздников праздник и торжество из торжеств», центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью.

…На третий день после смерти Иисуса Христа на кресте на рассвете Мария Магдалина, Мария, мать апостолов Иакова и Иуды, и Саломия, мать учеников Иоанна и Иакова, пришли к гробу, чтобы помазать Иисуса принесенными ароматами. И вдруг произошло сильное землетрясение, ибо сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от двери гроба и сидел на нем, молнии подобен, весь в ослепительно белых одеждах. Он и сказал женщинам: «…вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет: Он воскрес. Идите скорее, скажите ученикам Его об этом». И женщины со страхом и радостью побежали возвестить ученикам. Их встретил Сам Иисус и сказал: «Радуйтесь!»

Слово «пасха» на древнееврейском означает «переход» – от земли к небу, от смерти к жизни, от тления к бессмертию. Иисус Христос победил смерть, он искупил грехи человечества:

Воскресения день, просветимся, людие:

Пасха, Господня Пасха!

От смерти бо к жизни, и от земли к небеси

Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Праздник Пасхи ведет начало от скотоводческих и земледельческих племен, совершавших жертвоприношения духам природы, чтобы получить от них помощь и поддержку. Непременным ритуалом было приготовление пресных лепешек – мацы, откуда и пошел обычай печь на Пасху куличи.

С праздником Пасхи связано много добрых традиций. К празднику пекут куличи, делают пасху и красят яйца. Все это освящают в Церкви.

Обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины. Она, придя к римскому императору Тиберию, поднесла ему в дар красное яйцо и сказала: «Христос воскрес!» Яйцо символизирует возрождение, это символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет – радость возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте крови Христа, который искупил грехи мира:

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ и сущим во гробех

живот даровав.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. На 50-й день после Пасхи Христовой Православная Церковь празднует день Святой Троицы – Святую Пятидесятницу.

В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из Египетского царства, а Пятидесятница – памятью о даровании Богом Моисею закона – десяти заповедей. В Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христа, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, а Пятидесятница – дарованием нового закона, сошествием Святого Духа на учеников Христовых.

В день Пятидесятницы апостолы получили силу свыше и начали проповедовать и свидетельствовать об Иисусе Христе. Пятидесятница стала днем рождения Церкви.

В день Святой Троицы в центр храма выносится икона Святой Троицы в виде трех ангелов. Сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: сотворение мира Богом Отцом, искупление людских грехов Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым.

В этот праздник принято украшать храм и свой дом зелеными ветками и цветами.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Праздник Преображения Господня отмечается 19 августа, установлен Православной Церковью в IV веке. В народе этот праздник называют вторым Спасом, Спасом на горе, яблочным Спасом.

Незадолго до своих страданий Иисус Христос в сопровождении ближайших учеников поднялся на гору Фавор. И вдруг раздался «глас из облака, глаголящий: «Сей есть Сын мой Возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте».

На Руси до этого дня строго запрещалось есть яблоки, овощи, пшеницу, мед. Только после освящения и благословения овощей и фруктов их разрешается употреблять в пищу. Этот день – первая встреча осени (осенины).

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 21 сентября. Это день всемирной радости.

Как повествует Евангелие, у православных родителей Девы Марии до 50 лет не было детей. Ангел Господень возвестил, что у них родится Великая Дочь, которую надо назвать Марией, что значит «благодать».

День рождения Богородицы глубоко почитается в России. Этот день считается днем начала Русского государства (862 год). В этот день русские воины Дмитрия Донского в 1380 году одержали победу на Куликовом поле.

Мы постоянно обращаемся к Богородице:

Пречистая Богородица, спаси!

Пречистая Дева, защити!

Матерь Божия, заступись за нас!

Называем Ее Всемилостивой:

Всемилостивая, Владычице моя,

Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево,

Богородице Марие, Мати Божия,

несумненная и единственная надеждо моя:

не гнушайся мене, не отвергай мя,

не остави мене, не отступи от мене,

заступись, попроси, услыши, виждь, Госпоже,

помози, прости, прости, Пречистая! Аминь.

И Пресвятая Богородица слышит нас и приходит нам на помощь. А мы поем ей славу: слава Ее смирению, слава Ее вере, слава Ее любви!

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Праздник Введения почитается великим, поскольку он есть предвестие Божиего благоволения к людям, и отмечается 4 декабря. В народе этот праздник связывается с началом зимы: в этот день устраивали пробные выезды на санях.

Праздник установлен в память того дня, когда родители привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. Ее поставили на первую ступеньку лестницы, и отец хотел взять Дочь на руки. Но она сама легко преодолела все 15 больших ступеней, окруженная незримым ангельским воинством, и была встречена с почетом священниками. Архиерей Захария посадил Ее на третьей ступени жертвенника, и здесь Ее осенила благодать, а потом он ввел Ее в Святая Святых храма, куда мог входить только первосвященник, и разрешил Ей в любое время молиться там.

Этот поступок родителей Марии Церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Скорбя по поводу кончины Матери Божией, мы радуемся Ее Воскресению и Вознесению на небо. Теперь уже не скромной Девой Марией, а Царицей небесной защищает Она всех, кто Ее чтит.

После смерти Иисуса Христа Пречистая Богородица 15 лет жила у апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, попечению которого поручил Ее Господь. Однажды архангел Гавриил возвестил Ей близкую кончину. Богоматерь дожила до 72 лет. Она завещала похоронить Ее рядом с Ее родителями и праведным Иосифом в Гефсимании. Святые апостолы все сделали по Ее завещанию, но на третий день после погребения, когда был открыт гроб, Пречистой там не оказалось – лежали только Ее ризы. Господь воскресил Божию Матерь и вознес Ее на небо.

Праздник этот окружает не печаль, а радость. По народным традициям праздник Успения называют Госпожин день. Он совпадает с окончанием жатвы, поэтому Его еще называют Дожинки: в Церковь приносили для освящения и благословения снопы, семена, колосья злаков. После обедни на поле устраивали благодарственный молебен «спорительнице хлебов» – Богородице, которую просили сохранить собранный хлеб от пожаров, дать хороший умолот.

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Праздник Воздвижения празднуется Церковью 27 сентября. Он установлен в честь обретения Креста Господня в 326 году благочестивой царицей Еленой, матерью императора Константина, который в IV веке сделал христианство государственной религией Римской империи.

Царица Елена во время паломничества в Палестину обнаружила священную реликвию – Крест, на котором был распят Иисус Христос. По ее указанию Крест воздвигли на Голгофе не только для почитания, но и в знак того, что христианин должен нести свой крест, в меру сил следуя путем Христа.

Воздвижение не столь глубоко вошло в религиозный быт русского человека, как Пасха или Успение. Этот праздник близок к середине осени. Говорят, что на Воздвижение птицы улетают на юг, а змеи и ящерицы прячутся под землей. Окончена уборка урожая с полей и огородов, заготовлена капуста на зиму. Врата рая закрываются до будущей весны.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. Он был установлен в 1164 году Андреем Боголюбским в память о чудесном явлении Покрова Богородицы в столице Православной Византии Константинополе во Влахернском храме.

По преданию, Богородица явилась, окруженная ангелами и святыми, во время всенощного бдения, сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Праздник пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Наши предки верили, что Присвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, и надеялись на Ее заступничество и милосердие.

В быту простой народ увязывал день Покрова Богородицы со снежным покровом земли, с окончанием сельских работ, это первое наступление холодов, заморозков и снегопадов. Покров всегда был временем свадеб.

Что такое пост?

Пост – это запрет или ограничения на употребление пищи вообще или только некоторых продуктов. Посты учреждены с очень древнего времени для того, чтобы православные во Имя Божие удерживались от лишней пищи и от своих нехороших привычек. Пост помогает человеку очиститься от зла, научиться исполнять заповеди Божии и становиться ближе к Богу.

Пост – это прежде всего переход с более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную пищу, а иногда на еще менее питательную растительную или даже на сухоядение. Переменой пищи мы даем перевес духу над телом, делаем себя более легким, подвижным, более способным к духовной жизни. Пост – это не только ограничение в пище. Пост – это намеренный, сознательный отказ от удовольствий, один из путей смирения, очищения духовного и физического, это добровольный отказ от радостей жизни во имя торжества духа.

Правильно соблюдаемый пост помогает отрешиться от круговорота жизни, от ее вечных проблем, восстановить правильное отношение к себе и к окружающим.

В XIV веке был принят Великопостный устав, которого придерживались и монахи, и миряне. Этим уставом предлагалось есть один раз вечером хлеб и овощи. По субботам и воскресеньям были дозволены вареные овощи с растительным маслом и вино.

Сейчас правила для мирян стали менее строгими.

Пост абсолютно противопоказан с медицинской точки зрения всем больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, диабетом, хроническими заболеваниями.

В русском православии посты занимают около 200 дней в году.

В течение года существуют четыре многодневных поста:

1) Великий пост перед Пасхой продолжается семь недель;

2) Петров пост длиться до 42 дней;

3) Успенский пост продолжается две недели – с 14 по 28 августа;

4) Рождественский, или Филиппов, пост длится до Рождества Христова.

Кроме названных существуют однодневные строгие посты:

1) в день праздника Воздвижение Креста Господня – 27 сентября;

2) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября;

3) в канун Богоявления – 18 января.

Налагаются запреты на некоторые виды пищи по средам и пятницам каждой недели, не считая недели Пасхи, недели Троицы и 12 дней после Рождества Христова.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Великий пост – важнейший и самый древний из многодневных постов. Он напоминает нам о 40-дневном посте Спасителя в пустыне.

Великий пост имеет три приготовительные недели – неделя мытаря и фарисея, неделя о блудном сыне и неделя о страшном суде.

Воскресенье перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем. В этот день все просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми близкими.

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью. Оканчивается употребление в пищу сыра, масла и яиц.

Первые два дня поста рекомендуется обходиться вообще без пищи, а в остальные дни поста соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Все семь недель поста посвящаются молитве, говению, исповеди и принятию причастия.

В последнюю неделю Великого поста полагается особо строгий пост «ради Страстей Христовых».

ПЕТРОВ ПОСТ. После праздника Святой Троицы начинается пост апостолов Петра и Павла, называемый также Петровым, или Апостольским. Он продлится до дня апостолов Петра и Павла – до 12 июля. В народе говорили: Петровка – голодовка. Все запасы уже иссякли, а нового урожая еще нет, даже кислая капуста уже на исходе, поэтому ели в основном квас с зеленым луком и свежие огурцы.

Петров пост нестрогий: по вторникам и четвергам разрешается растительное масло и вино, а в субботу и воскресенье можно есть еще и рыбу.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Иоанн Златоуст учит: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева… прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Этот пост установлен в честь Божией Матери, Ее славного Успения. Он начинается 14 августа и кончается 28 августа. По своей строгости он приближается к Великому посту: запрещается есть все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу едят без растительного масла.

Во время Успенского поста отмечают три праздника: медовый Спас, яблочный Спас и хлебный Спас.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ. Этот пост начинается на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа и называется еще Филипповым. Рождественский пост начинается 28 ноября и продолжается до Рождества Христова, т. е. длится 40 дней. Он не очень строгий: до праздника святителя Николая (19 декабря) разрешается есть рыбу (кроме среды и пятницы), а после праздника – лишь по субботам и воскресеньям.

Период со 2 по 6 декабря надо соблюдать строгий пост. В эти дни едят один раз, вечером, самую простую пищу из растительных продуктов.

Еще более строгий пост (голодание) обязателен накануне Рождества Христова до первой звезды.

Что такое Библия?

Библия – это Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. Самая замечательная и в то же время древнейшая книга на земле – это Святая Библия. Это – Книга книг.

Те знания, которые Господь Сам открыл людям через пророков и Спасителя, люди передавали друг другу устно. Это – Священное Предание. Но, передавая друг другу то, что Господь нам открыл, люди могли что-то забыть или прибавить что-нибудь от себя. Чтобы этого не случилось, надо было все записать. Сам Бог Дух Святой невидимо помогал писать Священный книги, чтобы все, что в них говорится про Бога, было правильно и истинно. Такие книги называются Библией, или Священным Писанием.

Слово «Библия» происходит от древнегреческого «библус», что значит тростник папируса, из которого делали листы для писания. И только в IV веке это слово стало общеупотребительным.

В IX веке святые Кирилл и Мефодий перевели Библию с греческого на старославянский язык. Фрагменты из Библии появились впервые на Руси после ее крещения. Полная славянская Библия была собрана в России лишь в 1499 году. Перевод Священного Писания на русский язык был завершен в 1877 году.

До 1452 года искусство книгопечатания не было известно человечеству и все книги переписывались от руки. Три тысячи лет немощная человеческая рука переписывала, передавала из рода в род слово Божие!

Одними из первых печатных изданий всей Библии считаются издание 1488 года в Италии и издание 1517 года в Испании. Знаменитые российские издания: Острожское 1581 года, Московское 1663 года и Елизаветинское 1751 года.

Библия – это собрание Священных Писаний, в составлении которых за 1300 лет принимали участие около 40 авторов – святых Божиих людей, пророков и апостолов, вдохновляемых Святым Духом.

Библия делится на две части – Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет писался до Рождества Христова, а Новый Завет – в течение первого столетия после Рождества Христова.

Библия состоит из 74 книг: Ветхий Завет – из 47 книг, а Новый Завет – из 27 книг. Эти книги делятся на канонические и неканонические. Каноническими считаются книги, священные по своему божественному происхождению, заключающие в себе истинное слово Божие, а неканонические – те, которые не обладают богодухновенной природой, хотя и вошли в состав Библии по важности содержания, по назидательности и полезности. В состав Библии вошли 65 канонических книг и 9 неканонических.

Все книги Священного Писания по своему содержанию делятся на:

1) законоположительные – главные книги Ветхого и Нового Заветов, содержат закон богоугодной жизни и благую весть о Христе. К ним относятся пять книг пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие (Пятикнижие);

2) исторические – это история ветхозаветной и новозаветной Церкви. К ним относятся: Книги Иисуса Навина, Книга Судей, Руфь, первая и вторая Книги Царств, третья и четвертая Книги Царств, первая и вторая Книги Паралипоменон, первая и вторая Книги Ездры, Есфирь;

3) учительные – это книги, раскрывающие основы вероучения. К ним относятся: Книга Иова, Псалтирь царя Давида, Притчи Соломона, его же Екклезиаст, его же Песнь песней;

4) пророческие – это книги, хранящие древние предсказания о Спасителе и откровения о будущих судьбах церкви. К ним относятся: книги великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12 малых пророков.

Книги Ветхого Завета написаны задолго до рождения Спасителя. В них говорится, как Бог сотворил мир, как люди согрешили, как Бог изгнал их из рая, когда придет на землю Сын Божий, наш Спаситель Иисус Христос.

Книги Нового Завета написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя. Люди, которые их писали, сами Его видели или жили среди тех, кто Его помнил. Главных книг Нового Завета четыре. В них описывается жизнь Спасителя на земле, Его учение, Его страдания, смерть и воскресение. Это – Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна.

Слово «Евангелие» греческое, а по-русски оно значит «благовестие», т. е. хорошая весть о том, что Спаситель Иисус Христос пришел на землю, чтобы открыть людям путь для вечной жизни.

Библия – наиболее читаемая в мире книга. Она становится настольной книгой как в семьях простых людей, так и среди интеллигентов. Распространение Библии особенно возросло в XX веке.

Библия по переводам на другие языки занимает первое место в мире. На протяжении XIX века Библия выходила на 400 языках, а в течение XX века Библия или ее отдельные книги были переведены еще более чем на 1400 языков. К концу XX века Библия была переведена на 1928 языков.

Библия и по тиражу занимает первое место в мире. К концу XX века ее тираж составлял около 40 миллионов экземпляров, а тираж Нового Завета – около 60 миллионов экземпляров.