Вы здесь

Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы. Пособие для педагога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. 6 класс (Т. И. Адонина, 2014)

6 класс

Тема 1. А. Гайдар, «Дым в лесу»

Цель: 1) Расширение знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Гайдара.

2) Коррекция памяти на основе воспроизведения содержания прочитанного; мышления на основе обобщений и выводов.

3) Воспитывать желание прочитать самостоятельно другие его рассказы, интерес к творчеству писателя.

Наглядный материал: плакаты о жизни Гайдара; портрет, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Активизация внимания обучающихся.

Учитель. Для кого писал Гайдар? Взгляните на эту выставку. Эти книги стали любимыми не только для ребят, но и для взрослых (показывает книгу «Тимур и его команда», читает ее название). На обложке книги нарисован матросский штурвал. Эту книжку когда-то написал Гайдар.

Не о море она – о другой стороне,

О товарищах верных, о грозной войне.

3. Беседа с обучающимися:

Учитель. Знакомы вы с этой повестью? Кто ее написал?

Знаете ли вы настоящую фамилию писателя? (Голиков.) Что означает слово «Гайдар»? (всадник, скачущий впереди.)

4. Чтение строчек из стихотворения.

Пусть каждый сегодня узнает:

Писатель всегда был в пути.

Недаром же слово «Гайдар»

означает «шагающий впереди!»

5. Рассказ учителя об А. Гайдаре.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. В бою с немецкими оккупантами он пал смертью храбрых в ночь на 26 октября 1941 года под Ляплявой. Гайдар шел впереди небольшого отряда разведчиков. При переходе железной дороги он понимал, что рисковать должен кто-то один. Гайдар взял это право на риск на себя. Он оказался наверху насыпи, поднял руку, пытаясь сказать, что путь свободен, но вдруг понял, что впереди засада и только своей смертью он сумеет предупредить товарищей. Гайдар крикнул: «Немцы! Засада!»

Фашистская очередь прошила грудь, его сердце перестало биться раньше, чем он упал.

Пулей был скошен боец-командир,

Книги писавший для нас.

Сосны, шумите и гулом своим

Нам не давайте забыть —

Слово «Гайдар» осталось жить,

Родину учит любить.

С. Маршак

Всего 37 лет прожил писатель-воин, и жизнь его была прекрасной. В Арзамасе прошло детство крепкого веселого мальчугана, щедрого, отзывчивого. Любимое его занятие – чтение. В 1918 году ушел из дома в Красную Армию воевать. В 17 лет он командовал полком, воевал 6 лет на шести фронтах, был ранен, контужен в голову.

Хотелось век прожить в строю, все с Армией делить!

Но врач заботлив не к добру: «Вам больше не служить».

Он любил армию, думал в ней остаться, но контузия дала о себе знать. С тех пор он стал писать.

6. Работа над рассказом «Дым в лесу»:

Учитель. Кто главный герой рассказа? (Володька, 12 лет.)

Что узнали вы о нем? (Добрый, ответственный, выносливый, настойчивый.)

В каких эпизодах рассказа проявились у него эти качества?

Какой эпизод рассказа вас особенно взволновал? Почему?

Что помогло Володьке переплыть реку? Каким вы представляете себе летчика Федосеева?

7. Решение проблемных ситуаций обучающимися:

а) Если бы Володька не встретил летчика, то…

б) Летчик был спасен, потому что…

в) Володька преодолел реку, потому что…

8. Чтение отрывка по ролям по выбору учителя. (Автор, Володька, летчик.)

9. Итог урока.

Учитель. Впервые этот рассказ был напечатан в 1939 году

в журнале «Пионер», переводился на другие языки у нас и за рубежом.

Этот рассказ напоминает мальчишкам и девчонкам, что и мы живем в беспокойное время, в беспокойном мире. Рассказ А. Гайдара учит бдительности, противостоять коварству и хитрости врага.

Тема 2. В. Бианки, Рассказы

Цель: 1) Расширение знаний обучающихся о творчестве В. Бианки на основе знакомства с рассказами из цикла «Про одного мальчика».

2) Коррекция памяти на основе формирования полноты воспроизведения словесного материала.

3) Воспитание у обучающихся добрые чувства к животному миру.

Наглядный материал: рисунки обучающихся, загадки, стихи, книги для внеклассного чтения, портрет писателя.

Ход урока Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация внимания обучающихся, воспитание добрых чувств, активизация внимания.

Учитель. Прочитайте название темы. «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей».

На что нацеливает это высказывание?

Когда начинается доброта человека?

3. Сообщение темы урока.

4. Рассказ учителя. Родился В. Бианки 11 февраля 1894 года в Петербурге. Его предки – выходцы из Италии. Первая мировая война не дала закончить образование. Бианки был призван в армию. В 1923 году в журнале «Воробей» напечатал первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки стали печататься во всех детских журналах. После войны в Ленинграде В. Бианки организовал кружок любителей природы. Его произведения изданы в 18 странах. Умер писатель 10 июня 1959 года.

5. Чтение стихотворения А. Барто «Зяблики».

Учитель вывешивает на доске рисунок зябликов, обращает внимание на внешний вид.

6. Беседа по рассказу «Птичья песенка».

Что интересного о зябликах узнал мальчик?

Как мальчик спас зяблика?

Конец ознакомительного фрагмента.