Вы здесь

Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы. Пособие для педагога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. 5 класс (Т. И. Адонина, 2014)

5 класс

Тема 1. Произведения устного народного творчества

Цель: 1) Обобщение знаний обучающихся по произведениям устного народного творчества.

2) Коррекция мышления и памяти на основе анализа и воспроизведения изученных произведений.

3) Воспитание уважительного отношения к произведениям народного творчества.

Наглядный материал: задания для команд, иллюстрации для оформления класса, эмблемы команд, эпиграф. Форма проведения: КВН.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока. (Звучит музыка, выходят участники игры в костюмах сказочных героев.)

Ведущий:

В КВН(е) выступаете вы впервые.

Что ответить, если спросят: кто такие?

Вы герои многих сказок, всем известных,

И играть сегодня будете вы очень честно.

КВН начинается с представления и приветствия команд.

1-я команда: Вас приветствует команда «Репка».

Мы герои сказки «Репка»,

Не дадим мы вам скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2-я команда – «Колобок»:

Хоть соревнуемся мы с вами,

Но мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

А наша дружба крепнет с ней.

Ведущий: Сегодняшнюю встречу судит строгое, но справедливое жюри (представляются члены жюри; команды приветствуют их и дарят им подарки).

Команда «Репка»: Дорогое жюри!

Просим вас посудить.

Обещаем за то

Репку вам подарить.

(Дарят репку.)

Команда «Колобок»:

Чтобы жюри не ошиблось в подсчете очков, мы дарим эти счеты (дарят счеты, на которых вместо косточек – колобки).

Ведущий: Начинаем традиционную разминку (участникам игры предлагается разгадать по 2 загадки).

Загадки:

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы, как щетинка.

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка.)

Семьдесят одежек,

И все без застежек. (Капуста.)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух.)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Ведущий: Объявляется первый конкурс – «Собери пословицы»:

Трус, за, великана, таракана, и, посчитает.

Без, из, труда рыбку, пруда, выловишь, не.

Человек, корней, без, дерево, что, без, друзей.

Нет, нашел, друга, а, ищи, береги.

Ведущий: Объявляется второй конкурс – «Назови сказку» (предлагаются названия сказок, в написании которых допущены ошибки).

«Кепка», «Шар птица», «Полк и семеро козлят», «Кособок», «Чадо лесное».

Ведущий: Объявляется третий конкурс – «Лучший сказочник» (предлагается рассказать сказку, которую представляет команда).

Ведущий: Объявляется четвертый конкурс – «Назови сказку»:

Снежная Василиса

Заюшкина Шейка

Волшебное избушка

Умный королева

Аленький мужик

Серая цветочек

Прекрасная кольцо

Ведущий: Объявляется пятый конкурс – «Верни героев в сказку»:

Комар-пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха. Лягушка-квакушка, волк-волчище. Лиса, медведь. (Теремок.)

Лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух. (Заюшкина избушка.)

Ведущий: Объявляется шестой конкурс – «Сказочная викторина» (обучающимся предлагается узнать, из какой сказки эти отрывки):

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась». (Гуси – лебеди.)

«Прорубил лед, зачерпнул воды и поставил ведра, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку». (По щучьему веленью.)

«Коровушка – матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят». (Хаврошечка.)

– Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

– Возьми Иван-царевич. Жалеть не будешь!» (Царевна-лягушка.)

(Жюри подводит итоги конкурсов.)

Ведущий: Объявляется конкурс капитанов:

Расположи в порядке очередности героев сказки, которых встретил Колобок:

а) заяц в) медведь

б) лиса г) волк

Назови по порядку, кого дед звал тянуть репку:

а) мышку г) Жучку

б) бабку д) внучку

в) кошку

Кто из богатырей сражался с Соловьем-разбойником?

Что стало причиной разрушения кошкиного дома?

На чем пахал Мальчик-с-пальчик?

Кто разрушил теремок?

(Вопросы капитанам команд задаются поочередно.)

Ведущий:

В сказках все так складно получается,

Происходят прямо чудеса.

И добром, друзья, она кончается.

Пусть и в жизни будет так всегда.

(Жюри подводит итоги соревнований.)

Тема 2. В. Чаплина, «Крылатый будильник»

Цель: 1) Расширение знаний обучающихся о творчестве В. Чаплиной на основе прочитанных рассказов о животных и птицах.

2) Коррекция речи на основе ответов на вопросы, выводов и общений.

3) Воспитание бережного, заботливого отношения к природе на примере поступков героев.

Наглядный материал: яркая вывеска «Давайте родную природу беречь!», выставка книг о животных, рисунки к прочитанным рассказам, стихи, загадки о птицах и животных, конверты с заданиями, рисунок совы, слова: «Что? Где? Когда?» Эмблемы команд, запись песен «Всем нужны друзья», «Пропала собака», «Когда мои друзья со мной».

Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?».

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим игру в клубе «Что? Где? Когда?». Круг вопросов ограничен рассказами В. Чаплиной.

Давайте вспомним правила, по которым играют в клубе знатоки:

а) на обдумывание вопроса дастся время: право ответа участникам предоставляет капитан.

б) правильность ответов оценивается по пятибалльной системе.

в) каждая команда должна работать дружно, согласованно.

Чтобы каждая команда почувствовала в себе силу и уверенность, предлагается всем вместе спеть песню В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Учитель. Объявляется первый раунд – «Представление команд» (команды называют девиз, представляют свою эмблему).

Первая команда – «Крылатый будильник» (эмблема синичка, девиз «Всем нужны друзья»).

Вторая команда – «Мушка» (эмблема – собака, девиз «Не дразните собак…»).

Учитель. Объявляется второй раунд – «Отгадай-ка» (каждой команде предлагается по 2 загадки).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Днем молчит, ночью ворчит. Кто к хозяину идет, ему знать дает? (Собака.)

Учитель. К каким из прочитанных рассказов можно отнести ответы? («Белянка», «Мушка».)

Явились в желтой шубке – прощайте, две скорлупки. (Цыплята).

Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

К каким из прочитанных рассказов относятся ваши ответы? («Подарок», «Крылатый будильник».)

Учитель. Музыкальная пауза. (Обе команды исполняют песню «Пропала собака» (сл. А. Ламма, муз. В. Шаинского)).

Учитель. К какому произведению относится этот рисунок? Какой эпизод изображен здесь? (Каждой команде предлагаются по несколько рисунков из разных рассказов.)

Учитель. Четвертый раунд. Прочитайте наизусть стихотворения (участники команд читают по 2 стихотворения).

Команда «Крылатый будильник» читает:

Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей.

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк,

Дышит благодатным светом

Твой веселый голосок.

И. Тургенев

Воробышки

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна,

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Да больно холодна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

С. Есенин

Команда «Мушка» читает:

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

С. Погореловский

* * *

Каждый день, когда встаем,

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много разных и хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидят птицы,

Чистят клювики свои

Тут щеглы, чижи, синицы и проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири.

Все привыкли, не пугливы,

Хоть руками их бери.

Г. Ладанщиков

Музыкальная пауза. Исполняется песня «Всем нужны друзья» (сл. П. Синявского, муз. З. Компанейца).


Учитель. Объявляется пятый раунд. Из каких рассказов эти отрывки?

«Надо ли говорить, как обрадовался Виталик. Вместе с папой они смастерили ящик, сверху затянули его сеткой, а внутри, чтобы в ящике было тепло, папа подвесил электрическую лампочку. Затем пол в ящике посыпали сухим песком и пустили туда цыплят.» («Подарок».)

«Когда Люда приходила из школы, собака ее всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась, потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату. Клала она их всегда на свое место, под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять, кроме Люды… Собака их никому не давала». («Мушка».)

Учитель. Решающий момент игры «Конкурс капитанов» (капитанам задаются поочередно вопросы).

Кто такая Белянка? Каким был Витя из рассказа «Белянка»? Что подарила Вите тетя Глаша? Что предложил папа Сереже? Как относился Сережа к птицам? Почему рассказ называется «Крылатый будильник»?

Пока подводятся итоги, ведется работа со всем классом по вопросам.

Вопросы:

Какое занятия придумал Виталик для цыплят?

Каким мальчиком рос Виталик?

Почему Люда принесла домой собаку?

Что можно сказать об этой девочке?

Как Мушка отблагодарила свою хозяйку?

Учитель. Прочитайте отрывок в этом рассказе, который вам больше всего понравился. Что объединяет эти рассказы? Чему они учат вас? К чему же мы должны стремиться?

В заключении исполняется песня муз. В. Мельника, сл. Н. Старшинова «Давайте сохраним».

Итог урока. Объявляется команда-победительница, лучшим игрокам вручаются призы.

Библиотекарь знакомит учеников с выставкой и делает обзор книг о природе.

Задание на дом. Прочитать рассказы В. Осеевой.

Тема 3. В. Осеева, «Волшебное слово»

Цель: 1) Познакомить обучающихся с рассказами В. Осеевой.

2) Отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений.

3) Воспитывать у обучающихся добрые чувства, милосердие; пробудить желание приносить радость окружающим. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Наглядный материал: пословицы, стихи, песни, рассказы В. Осеевой, частушки.

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Чтение эпиграфа: «Добрым быть совсем непросто».

Объяснение значения эпиграфа.

Сообщение темы. Учитель читает стихотворение.

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Н. Григорьева

Учитель. Много славных дорог ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того чтобы стать вежливыми, вы должны пользоваться волшебными словами. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту.

1. Беседа по рассказу «Волшебное слово».

Какое настроение было у Павлика? Почему?

Что можно сказать о мальчике?

Как отнесся к нему старичок?

Что можно о нем сказать?

Почему Павлик послушал его?

Учитель. Какое «волшебное» слово, произносил Павлик, обращаясь к бабушке?сестре? брату? Как изменилось отношение окружающих к Павлику? Какое чувство испытал он после этого?

2. Прослушивание песни В. Шаинского «Улыбка».

Учитель. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

3. Беседа по рассказу «На катке».

Как вы оцениваете поступок мальчиков?

Что можно о них сказать?

Как бы поступили вы?

4. Выборочное чтение.

Учитель. Прочитайте строки, которые можно отнести к иллюстрации.

В каких рассказах еще вы встретились с равнодушными, бессердечными детьми? («Плохо», «Хорошее».)

5. Чтение по ролям рассказа «Хорошее». Исполнение частушек.

а) Тетя Сима попросила

Слазать Витю на чердак.

– Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

б) В поезд входят два юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!»

в) Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать».

«Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала».

г) А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

д) Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Учитель. Какой совет можно дать этим ребятам? (Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.)

Учитель. В каких рассказах вы прочитали о тех, кто оказался добрым и полезным? («Отомстила», «Три товарища».)

6. Итог урока:

Каким настроением проникнуты рассказы В. Осеевой?

О чём говорят поступки ребят?

О ком можно сказать: он добрый, заботливый?

Учитель. Легко ли быть добрым?


7. В конце занятия можно прослушать или исполнить песню «Доброта» (музыка И. Лученок, слова Н. Тилупова).

Учитель. Какая мысль объединяет рассказы В. Осеевой и песню «Доброта»? (Надо быть добрым.) (Обучающимся предлагается собрать пословицы: «Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдёт»; «Доброму человеку и чужая боль к сердцу».)

8. Задание на дом. Прочитать рассказы Е. Пермяка.

Тема 4. Е. Пермяк, Рассказы

Цель: 1) Познакомить обучающихся с рассказами Е. Пермяка.

2) Коррекция мышления, речи на основе работы над последовательным изложением мыслей, выводов.

3) Воспитывать стремление совершать добрые дела на примере поступков героев рассказов.

Наглядный материал: книги для чтения, пословицы (на доске), рисунки учащихся.

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Работа с эпиграфом «Спешите делать добро!» Предварительная беседа о том, как ученики понимают выражение «делать добро».

1. Сообщение темы урока.

2. Беседа с обучающимися:

Учитель. С какими рассказами о добрых поступках вы познакомились? Кто написал эти рассказы? Кто совершает добрые поступки? (Дети, взрослые.) Кто в рассказе «Дудилка» совершил добрый поступок? (Незнакомый старичок.) Какую роль в судьбе Васи сыграла его доброта? А какие люди окружали Васю? (Равнодушные.) О каких добрых делах рассказал Е. Пермяк в «33 бригадах»? Кто стал зачинателем этих добрых дел? (Старик Акимыч.) Каким он оказался человеком? Кто помог ему? Как взрослые помогли детям? (Чтение заключительных строк.) А какие добрые дела можно было бы организовать в нашей школе? (Высказывания ребят.) Кто начинал добрые дела, и кто их продолжил? Кто, кроме родителей, учит детей делать добро? (Учитель.) В каком рассказе вы прочитали об этом? («Ложбинка».)

3. Умелые руки не знают скуки. Была бы охота – будет ладиться работа. Худо тому, кто не делает добра никому.

4. Слово учителя.

Учитель. Добро можно делать не только людям, но и всему

живому, что окружает вас.

5. Чтение стихотворения «Зяблик» С. Михалкова.

Вопросы:

1. О каком поступке мальчика говорит поэт С. Михалков?

2. Какой рассказ Е. Пермяка напоминает вам это стихотворение? («Легкомысленная покупка».)

3. О каком добром поступке вы узнали в этом рассказе?

4. Чему учит рассказ? (Чтение заключительных строк рассказа.)

6. Составление рисованного фильма «Спешите делать добро!»

Учитель. Добро человек способен совершать только трудясь, не важно, какой это труд: большой или малый.


7. Чтение стихотворения В. Брюсова «Труд».


8. Итог урока.

Учитель. С какими словами мы можем обратиться к ребятам? (Спешите делать добро!) Где и какие добрые дела вы можете делать?

9. Задание на дом.

Тема 5. Н. Носов, Рассказы

Цель: 1) Расширение знаний обучающихся о творчестве Н. Носова.

2) Продолжать работу над коррекцией мышления на основе формирования умений делать выводы по прочитанным рассказам, давать оценку поступкам героев.

3) Воспитание нравственных качеств у учащихся на примерах поступков героев рассказов.

Оборудование. Книги для внеклассного чтения, таблицы по внеклассному чтению, рисунки обучающихся.

Ход урока

1. Проверка готовности обучающихся к уроку. Активизация внимания обучающихся.

Посмотреть выставку книг. Прочитать имена авторов, названия.

2. Сообщение темы урока.

3. Рассказ учителя.

«Знаете ли вы, где живут фантазеры и затейники, знайки и незнайки, винтики и шпунтики? Если нет, то поскорее возьмите в руки книгу Н. Носова и прочтите ее. Когда ваши родители были детьми, они читали о веселых проделках Мишки и Коли, смеялись над коротышками из цветочного города, волновались о том, что закончится история Вити Малеева и его товарищей. Я уверена, что герои его рассказов станут для вас настоящими друзьями, каким стал для ребят Н. Носов. Он прожил очень интересную жизнь. Родился в Киеве в семье актера. В детстве был любознательным ребенком и большим фантазером. Когда его спрашивали, почему он сочиняет книжки для детей, он отвечал: «…когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем порассказать людям. К тому времени я уже заметил, что люди (даже взрослые) многого еще не понимают, а дети понимают еще меньше, то лучше писать для детей… К тому же дети гораздо серьезнее взрослых». В своих рассказах Н. Носов показал, какое это чистое, замечательное существо – ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем заложено прекрасного, как оно нуждается во внимании, сочувствии, ласке. Вот почему рассказы, сказки, повести Н. Носова так нравятся всем. Они написаны человеком, который любил детей и хорошо их знал».

4. Инсценирование отрывка из рассказа «Фантазеры» (предварительно обсуждается значение слова «фантазер»).


5. Беседа по вопросам.

1. Каких вы видите ребят? (Веселых, юморных, вралей.)

2. Какие чувства вы испытываете к ним?

3. Кого из героев рассказа вы осуждаете? (Игоря.)

4. За что?

5. Чем отличается вранье Стасика и Мишутки от вранья Игоря?

6. Кто в этом рассказе вам понравился и почему?

7. Кто не понравился?

8. Приходилось ли вам встречаться с такими ребятами, которые похожи на героев носовских рассказов?

9. Что в рассказе вам показалось смешным?

10. Какое чувство возникло у вас к Вовке и Вадику?


6. Чтение по ролям рассказа «Живая шляпа».


7. Беседа с обучающимися по рассказу «Огурцы».

Что вы узнали о Котьке и Павлике?

Как вы оцениваете поступок Павлика?

За что осуждаете его?

Кто в рассказе вызывает у вас симпатии?

Чему мать учит детей?


8. Выборочное чтение.

Прочитайте, что говорит мать, отправляя сына на колхозный огород.

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что пережил Котька по дороге.


9. Пересказы детей понравившихся отрывков из рассказов с использованием рисунков к ним (рисунки помещаются на стенде).

10. Итог урока (работа с таблицей по внеклассному чтению; с пословицами: «Правда светлее солнца»; «Вчера солгал, а сегодня лжецом обзывают»; «Маленькая ложь за собою большую ведёт»).

11. Задание на дом. Прочитать сказки П. Бажова.

Тема 6. П.П. Бажов, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

Цель: 1) Знакомство обучающихся с особенностями сказок П. Бажова.

2) Работать над коррекцией памяти, речи на основе воспроизведения содержания прочитанного, пересказа.

3) Воспитание интереса к книге, уважения к труду людей. Наглядный материал: книги для чтения, рисунки обучающихся.

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

1. Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом: «Любовь к труду он в сказках воспевает».

2. Рассказ учителя:

«Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Отец его был рабочим, опытным мастером; мать искусной кружевницей. Учился в духовном училище, а затем в семинарии. Выбор училища определился материальным положением семьи: в гимназии и реальном училище плата за обучение в 2–3 раза дороже. А в семинарии не нужна была дорогая форменная одежда и предоставлялось общежитие.

В 1942 году «Малахитовая шкатулка» вышла во Франции, Англии, Норвегии, Чехословакии и других странах. Интерес к книгам Бажова растет. В этих сказках дети узнают о золоте и дорогих камнях. Дети бескорыстны, им свойственна любознательность, стремление увидеть невиданное, узнать неведомое и новое, испытать свои силы, приобщиться к труду».

3. Беседа по вопросам:

1. О ком вы узнали в сказке «Малахитовая шкатулка»?

2. Что можете сказать о семье Степана? (Семья дружная, дорожат памятью мужа, отца.)

3. Как прозвали Танюшку? (Памяткой.)

4. Почему мать отдала ей шкатулку?

5. Какими людьми росли дети? (Трудолюбивыми.)

4. Чтение отрывка по заданию учителя и ответы на вопросы.

1. Что произошло после встречи?

2. Какая беда случилась в семье?

3. Что было решено? (Продать шкатулку.)

4. Кто же покупает эту шкатулку? (Барыня.)

Учитель. Настасье говорили, что не нужно отдавать шкатулку в чужие руки.

1. Какое условие поставила Танюша барину, предложившему ей выйти за него замуж?

2. Почему она не захотела выйти за барина? (Он обманул ее.)

5. Обобщение ответов обучающихся учителем.

«Шкатулка подарена Хозяйкой Медной горы. Ее берегут

и передают из поколения в поколение. Она напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров».

6. Беседа по сказке «Серебряное копытце» по вопросам.

1. Кто в этой сказке понравился вам? Почему?

2. Какие качества можете отметить у Даренки?

(Учитель предлагает тестовое задание:

ласковая;

равнодушная;

настойчивая;

трудолюбивая;

ленивая;

любопытная.

Привести примеры).

3. Почему Даренка идет в лес с Какованей?

4. Как произошла встреча с Серебряным Копытцем?

7. Словесное рисование картин. Выборочное чтение по заданию учителя.

8. Итог урока:

Учитель. Бажов постепенно складывает в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказки, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены и обработаны Бажовым с большим писательским мастерством. Какая главная мысль выражена в сказках? (Обращаем вновь внимание к эпиграфу урока.)

Чем сказки П. Бажова похожи на народные?

Что в них похоже на правду?

9. Задание на дом.

Прочитать сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Тема 7. Д. Мамин-Сибиряк, Сказки

Цель: 1) Знакомство обучающихся со сказками Д. Мамина-Сибиряка.

2) Коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, пересказа.

3) Пробудить интерес к произведениям писателя.

Наглядный материал: портрет писателя, выставка книг писателя, загадки о природе, рисунки.

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

1. Работа над эпиграфом: «Верить в сказку – это счастье!»

2. Сообщение темы урока.

3. Рассказ учителя о писателе:

«Известный русский писатель, Д. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале в семье священника. Начальное и среднее образование получил в духовных учебных заведениях, но становиться священником и идти по стопам отца не захотел. Ещё в юности он начал писать небольшие рассказы и очерки. Известность приобрёл лишь в зрелые годы, создав рассказы о Сибири и Урале. Он писал для взрослых и для детей. Особенно ярко изображал природу. Для детей он написал рассказы и сказки. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных».

4. Обзор книг, размещенных на стеллаже.

5. Беседа с обучающимися по прочитанным сказкам: «Про Комара Комаровича», «Про Храброго Зайца». Ответы на вопросы:

1. Почему на болоте поднялся переполох? (Потому что там появился медведь.)

2. Как пытался успокоить всех Комар Комарович? (пойти и съесть медведя.)

3. Как вёл себя медведь? (Не испугался.)

4. Каким оказался Комар Комарович? (Хвастливым.)

5. Как вёл себя медведь? (Спокойно, самоуверенно.)

6. Почему медведь не хотел уходить с болота? (Стыдно.)

7. Кто пришёл ему на помощь? (Лягушки.)

6. Чтение отрывка по заданию учителя.

7. Анализ сказки «Про Храброго Зайца».

Ответы на вопросы.

1. Чем эта сказка похожа на предыдущую сказку? (Повествует о природе, о хвастливых животных.)

2. Чем похожи Комар и Заяц?

3. Чем хвастался Заяц?

4. Что же произошло?

5. Что же решили Зайцы? (Что Заяц напугал Волка.)

6. Во что стал верить Заяц? (Что никого не боится.)

8. Обобщение ответов обучающихся, объяснение пословицы «Погоди хвалиться: как бы тебе не осрамиться».

Учитель. Какие качества осуждает писатель? Какая мысль объединяет сказки и пословицу? (Хвастовство, зазнайство.)

9. Работа с рисунками.

Обучающиеся рассказывают, какие эпизоды они изобразили на рисунках.

10. Загадки. У школьников в руках ромашки, на каждом ее лепестке – загадка.

Например: большущий, толстущий, косолапый ходит растяпой, глаза, как щёлки, хвоста нет, это… (Медведь.)

Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)

11. Итог урока.

Какое настроение преобладает в сказках? Выстроить ответ: веселье, уверенность, страх, тревога, тожество победы.

Тема 8. М. Пришвин, «Кладовая солнца»

Цель: 1) Знакомство обучающихся с рассказами М. Пришвина.

2) Коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, выводов и обобщений.

3) Воспитание любви к природе на основе прочитанных рассказов. Пробудить интерес к творчеству М. Пришвина.

Наглядный материал: название темы, песни о животных, птицах, иллюстрации к рассказам, загадки, рисунки детей.

Ход урока

1. Чтение стихотворения:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Всё это называется природой,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

2. Работа над эпиграфом: «Люби всё живое!».

3. Сообщение темы урока

Учитель. Урок наш называется «Люби всё живое!»

О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке внеклассного чтения? (О природе.)

Что такое природа?

С рассказами, какого писателя мы познакомились?

(М. Пришвина.)

4. Рассказ учителя о писателе.

«Пришвин написал много книг. Каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

Вся жизнь М. Пришвина связана с природой. Он мог уходить далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Когда мы читаем рассказы Пришвина, нам кажется, что он берёт нас за руку и ведёт за собой. Мы словно своими глазами видим всё, о чём он писал, мы учимся понимать и любить родную природу, она становится нашим другом. А когда у человека есть друг, он становится умнее и добрее. М. Пришвина называют «певцом русской природы». Основной объект его художественного исследования – человек и природа. М. Пришвин – уникальное явление не только в русской, но и в мировой литературе. Его произведения для детей написаны увлекательно и просто».

5. Разгадывание загадок:

Учитель. Сейчас вместе с писателем мы остановимся на полянке «Загадок».

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе дом строит. (Муравьи.)

При ответах вывешиваются рисунки-отгадки.

6. Беседа по рассказам:

Учитель. Какое отношение услышанные загадки имеют к теме урока, к прочитанным рассказам? Какие вы прочитали рассказы? («Беличья память», «Дятел», «Муравьи», «Медведь», «Этажи леса».)

Вопросы:

1. Что прочитал автор по следам на снегу?

2. Чему завидовал он? (Памяти, смекалке белки.)

3. Что можно сказать об авторе? Как он относится к природе? (Очень любит её, наблюдателен, внимателен.)

4. Как называют дятла? (Лесным доктором.) Почему? (Уничтожает вредных насекомых, работает с утра до позднего вечера.)

4. Как Пришвин называл дятла? (Умный, бодрый, оживлённый и деловой.)

5. О каком интересном случае говорит автор? С каким чувством он говорит? (С любовью, восхищением.)

6. Почему автор оказался в лесу?

7. Где он присел отдохнуть?

8. На что он обратил внимание?

9. С кем сравнил автор муравьев? (С разведчиками.)

10. Что необычного заметил он? (Обучающимся предлагается прочитать отрывок о муравьях.)

11. С каким чувством говорит Пришвин о муравьях? (С восхищением, гордостью, любовью.)

12. Что вы знаете о муравьях?

13. Какие чувства возникают у вас при слове «медведь»? Что вы о нём знаете?

14. Что интересного автор узнал о медведе?

15. Как медведь наблюдал за автором? (Прочитать.)

16. Какая главная мысль? (Не стоит бояться животных и пугать ими детей.)

7. Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

8. Составление рисованного фильма «Этажи леса».

9. Беседа по рассказу «Этажи леса» по вопросам:

1. Что интересного отметил автор? (Каждая порода живёт на своём этаже.)

2. Как гнездо гаечки (синички) оказалось на земле?

3. Как вели себя птенцы?

4. В чём раскаивались охотники?

5. Почему беспокоились синички-родители? (Прочитать отрывок.)

6. К какому выводу пришли охотники? (Они не могут перемениться этажами.)

7. Какие чувства они испытывали? (Жалость, сочувствие.)

8. Как помогли они птицам? Почему они так поступили? (Любили всё живое.)

10. Итог урока.

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Интересно узнать. На муравьиных кучах можно найти «Муравьиное масло». Оно используется, как лекарство, для растирания поясницы. Муравьи человеку – друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пядениц. За весь период их размножения муравьи уничтожают около миллиона этих вредителей. Вот почему там, где есть муравьиные кучи, лес здоровый, чистый. Люди даже стали переселять часть муравейников в «больные» леса. Никогда не надо ворошить муравейники, чтобы позабавиться.

11. Задание на дом. Прочитать рассказ А. Гайдара «Чук и Гек».

Тема 9. А.П. Гайдар, «Чук и Гек»

Урок-праздник (5 класс)

Цель: 1) Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания по произведениям А. Гайдара. Расширить круг их знаний о писателе и его творчестве.

2) Работать над коррекцией памяти и речи учащихся.

3) Способствовать развитию интереса к книге; развитию творческих способностей учащихся.

Наглядный материал: выставка книг А. Гайдара, портрет писателя, выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек», отрывки из воспоминаний Гайдара, «патроны» (20 штук), песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация темы урока. Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

Учитель. Кто написал эту книгу? (Ответ учащихся.)

Выставляется портрет А.П. Гайдара.


3. Сообщение темы урока.

Учитель. Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

4. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

Учитель. Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

Дети читают цепочкой воспоминания А. Гайдара:

«В августе 1914 года, когда мне стукнуло 10 лет, отца взяли в солдаты и послали на германский фронт. Забежал он из казармы прощаться. Бритая голова, серая папаха, тяжелые, кованные железом сапоги. Помню – вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью, карболкой и антоновскими яблоками, которых уродилось в тот год неисчислимая сила. Вернулись назад солдаты через 4 года.

Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную армию и думал остаться в ней навсегда».

Учитель. В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.


5. Физкультпауза. Игра.

Выбегает ученик в образе Мальчиша-Кибальчиша

М.-К.: «Эй же вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в прятки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли! Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство? Да вот беда – патронов нет в запасе. Правда, как отступали здесь белые – много побросали… Эй, кто готов нам помочь?»

Проводится физкультминутка: Ребята с каждого ряда собирают «патроны» и складывают их в мешочки. В это время звучит песня: «Погоня» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского).

Учитель. Ребята, что это за герой? Откуда он пришел? (Ответы ребят.)

В 30-е годы Гайдаром была создана прекрасная «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Ученик. С нами рядом герои Гайдара,

Нас они окрыляют в пути

И недаром, ребята, недаром

Наш девиз: «Людям радость нести!»

6. Викторина.

Учитель. И пусть нет среди нас Гайдара, но книги его с нами. Он успел написать немного. Но такие книги, как «Р.В.С.», «Школа», «Тимур и его команда» и другие всегда будут любимыми для всех.

Проводится викторина

Учитель задает вопросы.

1. Назовите настоящую фамилию писателя? (Голиков.)

2. Что означает слово «Гайдар»? (Всадник, скачущий впереди.)

3. Назовите известные вам рассказы Гайдара. Откуда эти строчки: «С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит неразбитым». («Горячий камень».)

И снился Геку странный сон:

Как будто ожил весь вагон.

Как будто слышны голоса

От колеса до колеса. («Чук и Гек».)

7. Беседа по содержанию рассказа с использованием рисунков.

Учитель. У нас на уроке сегодня передвижная выставка картин юных художников к этому рассказу. Какие эпизоды рассказа отражены здесь?

8. Итог урока.

Составление отзыва по рассказу.

Определение характеров героев рассказа.

Докажите, что у Чука и Гека любящая мать.

В чём проявлялась любовь детей к отцу?

Докажите, что у сурового старика-сторожа доброе сердце. (Примеры.)

Как автор относится к своим героям?

Урок заканчивается песней «Гайдар шагает впереди» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Ученик. Пройдут года, десятилетья канут,

Но имени Гайдара не забудут!

9. Задание на дом.