Вы здесь

Уровень ZERO – 2. Пейзаж с дождем. V (Анна Артюшкевич)

V

Несколько дней прошли в творческом экстазе: мы старались придать изданию новый облик, и это, похоже, удавалось. А потом наступила пауза, и Жуков собрал нас на военный совет.

– На повестке дня остается собственная безопасность, так что пора выходить на новый виток расследования, – призвал он, – а для начала попробовать разобраться хотя бы с Ферзем.

В суете мы, порой, вспоминали о коммерсанте и никак не могли поверить, что так легко купились на его рассказы.

Ну, не странно ли, в самом деле, что опытный бизнесмен расставался с наличными, довольствуясь липовыми отчетами случайных партнеров по туристическому бизнесу, и не пытаясь проверить ход реставрационных работ? Или хотя бы поручить это доверенному лицу? Тем более, что руины замка находились рядом с известным монастырем, и халтура была просто недопустима!

Но гораздо больше нас беспокоило другое: Ферзь казался искренним, по крайней мере, верящим в собственные слова, а интуиции мы доверяли.

– Что же получается? – развел Ромка руками. – Он врет и сам верит в свою ложь? И как это называется?

Но мы уже поняли, как это называется, и по спине у меня пробежал неприятный холодок.

– Интересно, замешан ли в истории с Ферзем его адвокат? – задумчиво спросил Борька. – А если нет, что он вообще знает?

Я завершила прения:

– Господин Иоффе – профи, и это главная причина, по которой он не станет мараться. Возможен, конечно, шантаж со стороны неприятеля, но вряд ли наш новый знакомый предоставит для этого повод. Он осмотрителен, в подборе клиентов разборчив, поскольку может себе это позволить, а, значит, Ферзь не должен быть ему безразличен. Думаю, надо связаться с адвокатом.

И позвонила Илье Ивановичу. Тот сообщил, что Ферзь в отъезде и уже несколько дней от него ни слуху, ни духу. Но это нормально, так как жена лечится, а он отдыхает.

Наступила долгая пауза, адвокат поинтересовался:

– Вы о чем-то хотели спросить?

– А вы сами ничего нам сказать не хотите? – осведомилась я.

Адвокат был умен.

– Приезжайте, – коротко бросил он. И, усмехнувшись, добавил:

– Все-таки я верно оценил вас при нашем знакомстве!

Через полчаса мы были у адвоката. На сей раз он угостил нас обещанным кофе, и тот был действительно выше всяких похвал!

– Илья Иванович, – сказал Борька, – нас беспокоят некоторые аспекты взаимоотношений с вашим клиентом. Прежде всего, мы не уверены в его искренности.

Жуков кривил душой, но адвоката надо было зацепить. А затем Борька изложил наши соображения. Адвокат внимательно выслушал и неожиданно изрек:

– Можете не верить, но с некоторых пор у меня тоже вызывают недоумение и даже опасения поступки моего клиента. Более того, похоже, что и характер у него стал меняться!

– С чего вы взяли? – насторожился Жуков.

– Так я его знаю пятнадцать лет, – пожал плечами господин Иоффе, – и могу делать выводы!

– Все мы меняемся с возрастом, – заметила я.

– Не тот случай, – возразил адвокат. – Мой уважаемый клиент стал нелогичен и непредсказуем в своих поступках. Он не должен быть полностью откровенным: бизнес есть бизнес, и какую-то информацию нужно держать при себе. Но есть ситуации, выход из которых обязаны находить профессионалы. Им за это платят. А если клиент сам решил разобраться, то окружение должно получить хотя бы минимум сведений о том, что происходит. Это необходимо для подстраховки. А сейчас о многих его действиях никто не имеет ни малейшего представления! Он внезапно исчезает и так же внезапно появляется, ничем не объясняя своего отсутствия. Но меня беспокоит другое: доброжелательный уравновешенный воспитанный человек вдруг стал нервным и суетливым. Он всегда был дальновиден, а сейчас не уверен в своих решениях, сомневается, тянет, теряет деньги. И мне кажется, эта метаморфоза беспокоит его не меньше, чем окружающих, но он просто не может с собой справиться.

– Может, наркотики? – предположил Борька.

– Исключено, – твердо сказал адвокат. – Неужели вы полагаете, что в зрелом возрасте умный, успешный и сильный человек станет наркоманом?

– По своей воле – вряд ли, – заметила я. – Ну, а если болезнь жены подкосила его, а кто-то из доброхотов, оказавшихся рядом, предложил препарат, заглушающий душевную боль?

Адвокат покачал головой:

– Сомневаюсь! Арсений Львович из категории людей, которые с детства приучены отвергать угощения незнакомых дядей. Но я не имею права перемывать косточки своему клиенту, и согласился на встречу лишь потому, что он вам доверяет. А, кроме того, меня самого беспокоят события, происходящие в последнее время, и мне не с кем их обсудить. Надеюсь, вы не станете использовать услышанное здесь во вред Арсению Львовичу? Поскольку моя профессия, как и ваша, требует определенных этических рамок, задавайте вопросы, а я постараюсь ответить, не слишком выходя за них.

– Расскажите подробнее, что это за фирма, которая его кинула? – спросил Жуков.

– Называется «Око», существует более пятнадцати лет.

– Странное название для архитектурных излишеств, – удивилась я. – Когда мы наводили справки, фигурировал другой брэнд.

– Фирма имеет разветвленный бизнес в самых различных сферах, – пояснил адвокат. – Есть у нее, в частности, маленькое производство, где виртуозно шлифуют линзы для очков и какой-то аппаратуры. Отсюда, видимо, и общее название. А вы копались в каком-то ее отсеке, упомянутом в договоре.

– А при шлифующем производстве, наверное, аптека, врачи-офтальмологи? – подсказала я.

– Не знаю, – честно признался адвокат. – Там все время что-то меняется и расширяется. Только архитектурой фирма не занимается. Одно из бурно развивающихся направлений в ней – туризм, а уж под него «Око» заключает контракты с реставрационными и строительными структурами.

– Структурами или структурой? – встрял бдительный Шантер.

– По моей информации, – структурой, но на проведение тщательного расследования клиент распоряжений пока не давал.

– Мы наводили о ней справки, – сказал Борька. – Скорее всего, это дочернее предприятие, оформленное на подставных лиц.

– Вполне вероятно, – согласился Иоффе.

– А чем еще занимается «Око»?

Адвокат понимал, что у нас нет времени копаться в мелочах, поэтому искренне старался помочь:

– Сауны, солярии, психологическая реабилитация бизнесменов после трудов праведных.

Мы слушали с возрастающим интересом.

– А еще несколько заправок и станций техобслуживания, – продолжал адвокат. – Именно с них начиналась фирма, и они заложили основу туристического бизнеса: восстанавливались добитые, купленные по дешевке автобусы, которые проще было использовать, чем продать. Тогда же создавал свое дело и мой клиент.

– Вы хотите сказать, что Арсений Львович уже в то время пользовался услугами начинающей фирмы? – уточнила я. Адвокат кивнул.

– И они обслуживали его легендарную «шестерку»?

Адвокат снова кивнул:

– А в чем, собственно, дело? Что вас смущает?

– Видите ли, – тщательно подбирая слова, принялась объяснять я, – выяснилось, что снимки в Житовичах сделаны не случайно. Арсению Львовичу явно позировали. Знал ли он об этом, – сказать трудно. Но если машину его действительно искали, а не морочили нам головы, то только не из-за фотографий!

Адвокат ошеломленно спросил:

– А из-за чего же?

– Это мы и сами хотели бы знать! Кстати, ваш клиент не рассказывал, где он был во время последнего исчезновения?

– Объяснил, что встретил знакомого, и тот пригласил его на дачу.

Мы насторожились.

– А где дача знакомого? – поинтересовался Жуков.

– По-моему, в Сосновке.

– А кто по профессии хозяин дачи? И находились ли там еще какие-нибудь люди?

– Знакомый – искусствовед, а на даче отдыхала компания его друзей – ученых.

Мы переглянулись: ни в случайности, ни в совпадения никто из нас не верил. Адвокат перевел встревоженный взгляд с меня на Борьку и поинтересовался:

– Это что-то означает? И что теперь делать?

– Приложите максимум усилий, чтобы клиент ваш как можно дольше не появлялся в стране. И, разумеется, не раскрывайте его координаты, – посоветовал Борька. – А мы будем держать вас в курсе всего, что сумеем нарыть.

Мы поднялись и стали прощаться. Обмениваясь с Жуковым рукопожатием, адвокат с любопытством спросил:

– А что это за история с летающим фордом?

Борька вздрогнул и хмуро сказал:

– Досужий вымысел наших коллег.

– Ну-ну, – протянул господин Иоффе.

И, распахивая передо мной дверь, спохватился:

– Чуть не забыл! Фирма «Око» занимается благотворительностью. В Житовичах, например, оборудовала приют для бездомных и приглашает туда за свой счет первоклассных консультантов! Хотя вряд ли вам это пригодится.

От неожиданности я споткнулась и, если бы не Борька, рухнула бы в лестничный пролет. Адвокат удивился, помедлил и с озадаченным видом осторожно прикрыл за собой дверь.

На улице было холодно. Я нырнула в машину, а Борька еще несколько минут благословлял Шантера на свидание с блондинкой Катей.

– Чего так долго? – спросила я, когда он устроился на водительском сиденье. Жуков веселился:

– Тебе знать не обязательно, это наши с Ромкой мужские секреты! А, если честно, я думал, что в любовных делах он более искушен.

Боря, – с ужасом сказала я, – надеюсь, ты не вывалил на него весь свой жизненный опыт?

– Это за пару минут-то? – саркастически заметил Жуков и включил зажигание.

Защебетал мой сотовый.

– Зинаида, – забасил друг и коллега Стасевича Соломон, – сто лет тебя не слышал! Куда пропала? Может, появишься? Пообщаться надо!

Мы действительно не виделись с лета, и я сказала:

– Могу заехать прямо сейчас. Ты где, на Садовой?

– Приезжай в мастерскую к Федору, чаем напоим!

На общественном транспорте тащиться к художникам не хотелось, и я стала подлизываться к Борьке. Тот оказал вялое сопротивление, потом согласился:

– Ладно, а поесть у них найдется?

Заехали в магазин, купили сыра, сухариков и через полчаса были в Старом городе.

Особняк терялся в осенних сумерках, и лишь несколько освещенных окон указывали верное направление.

Борька набрал код, мы поднялись по скрипучей лестнице, и удушливая волна тропических ароматов окутала нас: джунгли в прихожей радовали летней неувядаемостью.

В мастерской пахло воском и травами, на плите закипал чайник. Мужики в очередной раз бросили пить, чистили организмы травяными настоями, и вид имели благообразный, а лица – праведные и постные, с легким налетом законной скорби.

– Зеленый, как ты предпочитаешь, – расшаркался Соломон, подавая мне кружку с чаем. – Федя, ребята твои любимые сухарики с орехами принесли!

Появился из закутка Федор, поздоровался и сел за стол.

– Ты чего там копался? – не выдержала я.

– Кое-что потом покажу, – пообещал он и завел светскую беседу о вернисажах.

Попили чаю с бутербродами, полакомились сухариками и медом.

– С дедовой пасеки, – похвастался Соломон, любуясь тонкой янтарной струйкой, тянущейся, как паутинка, с ложки, и тающей в глубине керамической кружки.

Я знала, что дедом они величали старого художника Андреича, отринувшего городские пороки и поселившегося на хуторе.

«Прильнул к истокам», – говаривали ребята. Истоки оказались щедрыми: дед регулярно снабжал городских коллег дарами лесов, садов и огородов, среди которых почетное место занимали мед и целебные травы. Но самое любопытное заключалось в том, что Андреич, обретавшийся вдали от язв цивилизации, знал абсолютно все, что делалось в мире. И сейчас, как я поняла, общение с ним тоже не ограничилось пополнением медовых запасов. Именно поэтому Соломон и позвонил мне.

После чайной церемонии Федор исчез за шкафом и появился с несколькими полотнами. Я решила, что это новые работы деда, который от парадных портретов резко перешел к воспеванию матушки-природы, но нас ожидал сюрприз. На картинах мы сразу узнали Житовичи.

На одной был изображен княжеский замок. Сквозь призрачную красоту слегка изломанных плоскостей проступали будущие руины, удлиненная женская фигура в черном казалась почти бесплотной, и серым смазанным языком касалось ее ступней полчище крыс. А вел их, почти сливаясь с фоном, человек в длинном темном плаще с капюшоном и флейтой. В профиле угадывались черты Чижевского.

На втором полотне волны желтого тростника разбивались о монастырские стены, и тяжелые тучи, сталкиваясь и клубясь, отбрасывали на древние камни мрачную тень. Лишь тонкий солнечный луч, скользнувший между ними, сиял на поверхности колоколов и золотил волосы звонаря в монашеском одеянии, выбивающиеся, как нимб, из-под скуфьи.

На третьей картине длинное желтое здание в лучах заходящего солнца приобретало тревожный багровый оттенок. В раскрытых окнах маячили бледные лица и какие-то исковерканные тела. А у крыльца стоял вороной конь, запряженный в длинный зловещий экипаж. Экипаж смахивал на катафалк, на козлах восседала тщедушная фигура в черном цилиндре и фраке. Бледное лицо, несомненно, принадлежало Куницыну.

В авторстве работ можно было не сомневаться: все они принадлежали кисти Стасевича, хотя и полностью отличались от всего, сделанного им до сих пор. Но я этому почему-то не удивилась. У Борьки же вид был ошарашенный.

– Чижевский! – кивнула я на первое полотно. И лицо у него окончательно вытянулось.

– Горазды вы на сюрпризы, ребята, – сказала я, обращаясь к художникам. – Что бы все это значило? И откуда у вас работы Алексея?

Те переглянулись, и Соломон пробасил:

– Их дед из монастыря привез. Лешка картины прислал со смыслом, но мы не поняли, с каким именно? Позвонили Андреичу, тот сказал, что их нужно показать женщине, которой нравится «Пейзаж с дождем». Вот мы тебя и пригласили.

И с любопытством добавил:

– Это мы у тебя спрашиваем, что Лешка сказать хотел?

А Федор попросил:

– И еще расскажи, как ты к камню съездила? Туда сейчас попасть трудно, а ты побывала летом, мы точно знаем!

– А почему трудно? – удивился Жуков.

– Дорогу в обход пустили, до камня не добраться, – объяснил Федор. – Люди по лесу шастают в форме лесников, прохожих гоняют, якобы, во избежание пожаров.

И я поняла, почему Глеб запретил нам появляться в Вишневке. Местность негласно и ненавязчиво опекали силовики, и наше появление могло вызвать их интерес. Ведь камень не всех допускает к себе, да и по-разному действует на людей, так что каждый из нас может стать любопытнейшим объектом для изучения.

Не следовало афишировать то, что произошло, но и хранить в абсолютной тайне было бы глупостью. Мало ли что могло с нами случиться! А на художников можно было положиться, тем более, что они сами уже ввязались в эту историю.

Я взглянула на Жукова, тот кивнул. И я рассказала все, что произошло после нашей последней встречи на Садовой. Ребята внимательно слушали, изредка задавали вопросы.

Когда я закончила, надолго задумались. Потом Федор сказал:

– Надо же, как все переплелось: Стасевич, Вишневка, Житовичи, вы… Одного не пойму: связующей нитью является камень или же Алексей?

Я пожала плечами:

– Мне, в первую очередь, интересно, что Стасевич хотел сказать картинами? То, что Куницын жив, и его нужно искать в Житовичах? Или то, что он связан с Чижевским? Или же это – просто образы, которые надо расшифровать? И к чему такие секреты и сложности? Я понимаю, что личность Стасевича по-прежнему вызывает интерес и ему безопаснее в монастыре. Но зачем передавать полотна через знакомых, чтобы мы сломали головы над их смыслом? Не проще ли назначить встречу в Житовичах и расставить все точки над i?

– Значит, не проще! – твердо сказал Соломон. – Лучше задайся вопросом, кому и зачем нужен Лешка? Почему он скрывается в монастыре? И кто с маниакальной настойчивостью пытается завладеть его работами? Причем, чем дальше, тем интерес к ним больше!

– А у тебя есть соображения на этот счет?

Соломон кивнул:

– После того, как вы рассказали о визите в Вишневку, все понемногу стало занимать свои места. Истинный художник творит не разумом, а энергией, которая в нем заложена.

– Информацией, – поправил Федор.

– Пусть будет информацией, – согласился бородач. – Информацию эту Бог поровну не делит: самой тайной и сокровенной он одаривает лишь избранных. А те уже в образах доносят ее до человечества. И чем тоньше художник чувствует, тем сильнее и необычнее его образы. А Лешка в этом плане – человек уникальный, он след от полета бабочки видит! Представляете, какие возможности в нем открылись после поездок в Вишневку? Его нынешние картины проникают в зрителя! Не знаю куда, – в мозг, душу или сердце, но они остаются внутри человека. И вызывают ответные чувства. Вот из-за этих свойств Лешка кому-то и нужен!

– Я же в прошлый раз говорил: главное – это эмоции, а из них самая сильная – любовь, – поддержал коллегу Федор. – И вера в то, что она всесильна. Если мать любит сына, муж жену, брат сестру, то они горы свернут во имя любимого человека только потому, что верят: это возможно! Такую истину Христос проповедовал еще две тысячи лет назад, а уж он-то знал, о чем говорил.

– А скажите, маэстро, – задумчиво произнес Жуков, – можно ли, пользуясь научными методами, проследить воздействие картин на зрителя?

Художники переглянулись, пожали плечами.

– Если к нему подвести всякие клеммы и диоды, – неуверенно сказал Соломон.

– Может, при помощи специальной аппаратуры, – согласился Федор. – А, вообще, думаю, это процесс длительный, требующий наблюдения за испытуемыми, анализа данных и прочих научных заморочек.

– А если быстро? – не отставал Борька.

– Разве что, на экстрасенсорном уровне, – размышлял Федор.

– Это относится и к чудотворным иконам? – спросила я. – Или к ним должен быть особый подход?

Все мы в большей или меньшей степени ощущали себя верующими, но религиозным никто из нас не был. Поэтому тонкостями церковными не владели и руководствовались, в основном, логикой и интуицией.

– И могут ли новые иконы считаться чудотворными? – добавил Жуков. – Насколько понимаю, они должны быть намоленными, а, значит, старыми?

– Ты имеешь в виду иконы кисти Стасевича? – уточнил Федор. – Ох, не знаю! Но если его обычные картины так мощно влияют на психику, что уж говорить об иконах? Иконописцы долго готовятся к процессу, настраиваются, какие-то обряды проходят… В приложении к Алексею это должно дать фантастические результаты! Не знаю насчет чудотворности, чтобы ее подтвердить, наверное, нужен срок и какое-то количество зафиксированных чудес, но то, что иконы, написанные Стасевичем, излучают огромную силу, сомнению не подлежит. И как она возрастет со временем, можно лишь догадываться! Я видел его иконы и знаю, о чем говорю.

– Где видел? – мгновенно отреагировала я.

Федор замялся и извиняющимся тоном сказал:

– Прости, но у нас свои секреты. И при ваших проблемах вам лучше о них не знать.

– Ладно, – сказала я. – А теперь подумайте: если кому-то удастся вывести примерную формулу воздействия искусства на психику человека, как он может ее использовать?

– В положительном плане или наоборот? – спросил основательный Соломон.

– Наоборот.

– Во-первых, блокировать психику людей от воздействия конкретных произведений, а, может, и всего искусства, в целом, – предположил Федор. – Для этого сгодится массовый и индивидуальный гипноз, замена истинных ценностей ложными, существуют, наверное, и другие методы. А, во-вторых, можно влиять на авторов, чтобы знак их энергии поменять с плюса на минус. То есть, заставить в свои работы противоположную информацию вкладывать. Причем, художник должен быть уверен, что правильно делает, и отдаваться процессу со всей страстью, а иначе нужного эффекта не будет. Кстати, я где-то читал, что любовь и ненависть вызывают одни и те же биохимические процессы в организме, за исключением какой-то мелочи. Но в этой мелочи – вся суть! Она-то и определяет конечный знак: плюс или минус. Не зря предки утверждали, что от любви до ненависти один шаг. А они были намного мудрее нас и знали то, до чего ученые только пытаются докопаться!

Соломон добавил:

– Представляете, каким мощным оружием стали бы Лешкины картины, если бы действовали разрушающе?

Это было уже кое-что. Часы показывали десять, мы распрощались и нырнули в холод ночного города. Борька подвез меня к дому, но во двор, забитый машинами, въезжать не рискнул.

– Негде развернуться, – проворчал он. – Добежишь?

Я кивнула. Когда отпирала подъезд, услышала тихий свист, выводящий мелодию «Черного бумера». Оглянулась: возле беседки шевельнулась тень. Я захлопнула дверь и

гигантскими скачками понеслась наверх. Влетела в квартиру, повернула ключ и прислонилась к стене, чтобы отдышаться. Этот свист в течение нескольких дней я слышала в самых различных местах и в самое разное время, но не придавала этому значения. И только сейчас поняла, что меня преследуют.